Научная статья на тему 'Учебник как средство формирования методического мышления будущих учителей начальной школы'

Учебник как средство формирования методического мышления будущих учителей начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / CASE-TECHNOLOGY / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ПРЕДМЕТ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" / МЕТОДИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ / METHODS OF TEACHING / THE WORLD AROUND US / METHODICAL WAY OF THINKING / TEACHERS' THINKING / STUDENTS' PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Марина Сергеевна

в статье представляется новый учебник для освоения дисциплины «Методика преподавания предмета «Окружающий мир». Автором показаны принципиальные отличия этого учебника от иных учебников по данной дисциплине, позволяющие формировать методическое мышление будущих учителей начальной школы (кейс-технологии, игровое проектирование, проектная деятельность студентов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article presents а new textbook for the discipline “Methods of Teaching “The world around us” is presented. The author shows some relevant differences between this textbook and the other ones. The new textbook contributes to the development of methodical thinking of the future elementary school teachers (case-technology, game design, project activity of students).

Текст научной работы на тему «Учебник как средство формирования методического мышления будущих учителей начальной школы»

Педагогика

УДК 378

001: 10.21661/Г-80080

М.С. Смирнова

Учебник как средство формирования

методического мышления будущих учителей начальной школы

Аннотация

В статье представляется новый учебник для освоения дисциплины «Методика преподавания предмета «Окружающий мир». Автором показаны принципиальные отличия этого учебника от иных учебников по данной дисциплине, позволяющие формировать методическое мышление будущих учителей начальной школы (кейс-технологии, игровое проектирование, проектная деятельность студентов).

I Ключевые слова: методика преподавания, предмет «Окружающий мир», методическое мышление учителя, кейс-технологии, проектная деятельность студентов.

M.S. Smirnova

Textbook as a means of developing future elementary school teacher's way of thinking in terms of methodic

Abstract

The article presents a new textbook for the discipline "Methods of Teaching "The world around us" is presented. The author shows some relevant differences between this textbook and the other ones. The new textbook contributes to the development of methodical thinking of the future elementary school teachers (case-technology, game design, project activity of students).

I Keywords: methods of teaching, "The world around us", methodical way of thinking, teachers' thinking, case-technology, students' project activities.

В процессе изучения дисциплины современные студенты нередко используют разнообразные информационные ресурсы, которые не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к результатам освоения этой дисциплины. Кроме того, зачастую студенты затрачивают много времени на поиск необходимого ресурса и его оценивание, изучение.

На кафедре естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ был разработан комплект учебно-методических пособий, который в 2016 году пополнился новыми компонентами: учебником и практикумом для академического бакалавриата - «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» [2].

Результатом методической подготовки выпускника педагогического вуза является его готовность к эффективному осуществлению профессиональной деятельности. Исходя из этого положения, нами было разработано не только

содержание, но и структура учебника.

Каждая глава начинается с определения тех знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть студенты в процессе работы с учебником.

Содержание учебника раскрывает традиционные темы («Формы обучения», «Методы обучения» и др.), а также знакомит с опытом применения новых технологий обучения (ИКТ, игровая, проектная и исследовательская деятельность). Большое внимание уделяется методам ознакомления младших школьников с окружающим миром (наблюдения, моделирование, карта, опытно-экспериментальная деятельность).

В тексте также выделяются отдельные рубрики, например: «Молодому специалисту на заметку», «Пример». Они позволяют конкретизировать теоретический и методический материал, познакомить студентов с опытом преподавания, сформулировать проблемные вопросы, заставляют задуматься над спорными методическими вопросами.

52 Интерактивная наука | 4 • 2016

Pedagogy

Таким образом, студенты знакомятся с традиционными и инновационными подходами к содержанию и организации обучения.

Практикум позволяет оценить не только уровень усвоения материала, но и сформированность практических умений и навыков, методического мышления будущих учителей. В составе практикума выделяются следующие рубрики: «Вопросы и задания для самоконтроля», «Вопросы для обсуждения», «Практические задания для самостоятельной работы», «Тесты», «Анализ конкретных ситуаций». При этом следует отметить, что в заданиях практикума трудно встретить вопросы репродуктивного уровня. «Вопросы для обсуждения» могут стать стержнем для проведения дискуссии, круглого стола. Выполнение практических заданий во время самостоятельной работы студентов требует использования научно-методической литературы, школьных учебников и нацеливает обучаемых на формирование профессиональных знаний и умений. Достаточно сложным для авторов был процесс создания тестов, поскольку зачастую в методике преподавания трудно бывает ответить однозначно на какой-либо вопрос.

Формированию методического мышления, профессиональных компетенций способствует решение кейсов, которые предназначены для обучения анализу различных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных путей ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейс-технология способствует развитию и формированию аналитических, творческих, коммуникативных умений [1, с. 47-48] Для работы с кейсом авторы учебника предлагают описание ситуации (кейса) и задания к нему. Использование кейсов важно не только для проверки методических компетенций, но и как путь обучения будущих учителей составлению кейсов [6], что также вносит вклад в формирование методического мышления учителя [4; 5].

Учебники «Естествознание» [3] и «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» [2], созданные в ИППО ГАОУ ВО МГПУ, могут быть использованы и в условиях перехода на модульный принцип обучения, который нацелен на интеграцию различных предметных областей и формирование профессиональных компетенций и методического мышления.

Литература

1. Добротин Д.Ю. Использование кейс-технологии для подготовки учителя к организации исследовательской деятельности младших школьников / Д.Ю. Добротин, И.Н. Добротина // Вестник Московского городского педагогического университета. - Педагогика и психология. - 2015. - №4 (34). - С. 47-53.

2. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Д.Ю. Добротин, М.С. Смирнова, Т.М. Смирнова [и др.] / Под общ. ред. М.С. Смирновой. - М.: Юрайт, 2016. -306 с.

3. Смирнова М.С. Естествознание: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / М.С. Смирнова [и др.]. -М.: Юрайт, 2015. - 363 с.

4. Смирнова М.С. Формирование методического мышления будущих учителей начальных классов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин // Педагогический опыт: теория, методика, практика: Материалы II Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 98-99.

5. Смирнова М.С. Методическое мышление будущих учителей начальной школы как условие успешности профессиональной деятельности / Актуальные проблемы дошкольного и начального образования: Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов («Дни науки МГПУ-2015») / под ред. Н.П. Ходакова, А.В. Калинченко. - 2015. - С. 10-12.

6. Смирнова М.С. Кейс-технологии в образовательном процессе: от школы до магистратуры // Интерактивная наука. - 2016. - №2. - С. 63-65.

Interactive science | 4 • 2016

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.