Научная статья на тему 'Естественнонаучное образование младших школьников в условиях интерактивного обучения'

Естественнонаучное образование младших школьников в условиях интерактивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
911
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / CREATIVE TASKS / ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДЫ / NATURE STUDY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / PRIMARY SCHOOL / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INTERACTIVE LEARNING / ГРУППОВАЯ РАБОТА / GROUP WORK / ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ / PRINCIPLE OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панова Валентина Анатольевна

Данная работа затрагивает вопросы оптимизации процесса естественнонаучного начального образования. Автор статьи раскрывает преимущества процесса интерактивного обучения, а также возможности использования в нем разнообразных творческих заданий. В работе описан сам процесс интерактивного обучения и результаты его исследования при изучении младшими школьниками интегративного курса «Окружающий мир» в рамках учебно-методического комплекса «Гармония».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This work addresses the issues of optimization of the process of natural-science education in primary school. The author of the article reveals the benefits of the process of interactive learning, as well as the possibility of use in its various creative tasks. The paper describes the process of interactive learning and the results of his research on the material of the integrative course «the world» in the framework of the educational-methodical complex «Harmony».

Текст научной работы на тему «Естественнонаучное образование младших школьников в условиях интерактивного обучения»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аванесов, В. С. Проблема становления системы педагогических измерений / В. С. Аванесов [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://testolog.narod.ru/Theory33.html.

2. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога / Н. М. Борытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 288 с.

3 Днепров, С. А. ЕГЭ в контексте генезиса тестирования в образовании / С. А. Днепров, В. М. Кадневский [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://journals.uspu.ru/i/inst/pedobraz/ped2008/ped2(3)2008 _3.pdf.

4. Еремкина, О. В. Формирование психолого-педагогической диагностической культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О. В. Еремкина. - Рязань, 2008. - 42 с.

5. Матвиевская, Е. Г. Формирование культуры оценочной деятельности педагога в системе повышения квалификации (теория, методология, практика): автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е. Г. Матвиевская. - Оренбург, 2009. - 48 с.

6. Пальмова, Е. А. Педагогические условия формирования основ диагностической культуры учашдхся общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Пальмова. - Тамбов, 2012. - 32 с.

УДК 373.34 ББК 74.202

В. А. Панова

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Данная работа затрагивает вопросы оптимизации процесса естественнонаучного начального образования. Автор статьи раскрывает преимущества процесса интерактивного обучения, а также возможности использования в нем разнообразных творческих заданий. В работе описан сам процесс интерактивного обучения и результаты его исследования при изучении младшими школьниками интегративного курса «Окружающий мир» в рамках учебно-методического комплекса «Гармония».

Ключевые слова: творческие задания, изучение природы, образование, начальная школа, интерактивное обучение, групповая работа, принцип активности.

V. A. Panova

NATURAL-SCIENCE EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN THE CONDITIONS OF INTERACTIVE LEARNING

Abstract. This work addresses the issues of optimization of the process of natural-science education in primary school. The author of the article reveals the benefits of the process of interactive learning, as well as the possibility of use in its various creative tasks. The paper describes the process of interactive learning and the results of his research on the material of the integrative course «the world» in the framework of the educational-methodical complex «Harmony».

Key words: creative tasks, nature study, education, primary school, interactive learning, group work, the principle of activity.

Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.

С точки зрения А. В. Хуторского, современная система образования нуждается в разработке деятельностного компонента содержания образования, то есть включения в обязательный минимум содержания образования специально отобранных способов деятельности, техник, технологий и ключевых компетенций [6, 129].

Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. В этом возрасте ребенок более восприимчив, любопытен и близок к природе. Он усваивает огромный массив эмоционально значимой для него информации. В период обучения в начальных классах ребенок повышенно контактен, стремится к самореализации, легко раскрывается в процессе общения с учащимися и учителем. Именно на этом этапе обучения он легче воспринимает необходимые знания и формирует умения.

Принцип активности ребенка в процессе изучения окружающего мира был и остается одним из основных в дидактике. Активность учащихся в процессе обучения не возникает сама по себе. Она должна поддерживаться на определенном уровне определенной системой стимулирова-

ния, основанной на высоком уровне мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний об окружающей природе и умений экологически грамотного общения с ней.

Все современные технологии обучения ориентированы, прежде всего, на повышение активности школьников. Большие возможности на этом пути открывает внедрение в учебный процесс интерактивных методов обучения [4, 186].

В процессе интерактивного обучения происходит более широкое взаимодействие учащихся, как между собой, так и друг с другом, причем, активность учащихся в процессе обучения доминирует, а учитель играет роль организатора и руководителя процесса. Таким образом, процесс обучения проходит в совместной деятельности учащихся, где учитель только корректирует и направляет диалог учащихся. Интерактивное обучение изменяет структуру общения, характерную для традиционного классического обучения, при этом акцент обучения смещается на взаимопонимание и взаимодействие.

В дидактике выделяют три уровня изучения и оценки качества знаний, умений и навыков учащихся: репродуктивный, конструктивный и творческий. Очевидно, что самые прочные знания те, которые приобретаются учащимися в ходе самостоятельной деятельности и имеют творческий уровень. Переход учащихся к самостоятельному творческому уровню освоения знаний и работы возможен, с нашей точки зрения, в условиях интерактивного обучения. Именно система интерактивного обучения позволит развивать творческий потенциал учащихся и, таким образом, будет способствовать повышению эффективности начального естественнонаучного образования младших школьников.

В нашей работе мы руководствовались предположением, что если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, то процесс образования младших школьников приобретет большую эффективность и перейдет на новый качественный уровень. Такой системой, с нашей точки зрения, является применение творческих заданий в условиях интерактивного обучения.

Для проверки этого предположения нами был разработан комплекс творческих заданий и апробирован на учащихся 4-го «а» класса МОУ Приморской СОШ при изучении «Окружающего мира» по программе «Гармония». При выборе учебно-методического комплекса мы руководствовались тем, что в рамках программы реализован принцип гармоничного сочетания традиционных и развивающих методик. В процессе обучения по данному учебно-методическому комплексу ребенок, прежде всего, учится работать самостоятельно и оценивать результат своей работы.

Уроки интегрированного курса «Окружающий мир» предоставляют большие возможности для выполнения самых разнообразных творческих заданий. Они могут быть связаны с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование). Например, «Изготовь из бумаги и скорлупы яиц фигурки-символы шести материков» [2, 77].

По материалу «Путешествие по материкам Земли» четвертого класса интегрированного курса «Окружающий мир» был разработан расширенный комплекс творческих заданий и апробирован на учащихся 4 «а» класса [3, 32].

Изучение данного раздела программы проходило в условиях интерактивного обучения. Изучение материала проходило в шести группах, на которые был разбит класс. Каждая группа состояла из четырех человек. Мы руководствовались точкой зрения В. А. Сластенина, что групповое обучение, которое лежит в основе интерактивного обучения, создаст оптимальные условия для диалога, обеспечивает совместный поиск наиболее продуктивных способов решения задач, создает условия для проявления взаимопомощи, повышает чувство ответственности учащихся [5, 177].

Перед началом формирования учебных групп; совместно с учащимися обсуждались общие цели групповой работы; проходила организация учебного пространства (расстановка парт, местоположение групп); осуществлялось знакомство с правилами учебного сотрудничества; выработка системы оценок, закрепляющих интерактивные умения и навыки учащихся. Учащиеся были ориентированы на то, что в процессе интерактивного обучения необходимо руководствоваться определенными нормами поведения, а именно, выслушивать каждого учащегося, не перебивая, уважительно относиться к мнению члена группы, даже если внутренне не согласен с ним. Таким образом были реализованы психологические задачи, включающие в себя: формирование готовности к интерактивному обучению и межличностному взаимодействию; развитие навыков взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях; оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности; повышение познавательной активности класса; формирование классного коллектива; принятие учащимися нравственных норм и правил совместной деятельности; а также формирование группового единства [1, 320].

Ролевые функции каждого члена группы распределялись следующим образом: инициатор, выдвигающий идеи; организатор, регулирующий работу группы; контролер, выявляющий слабые места в рассуждениях и работе группы и оформитель, приводящий работу к оптимальному результату.

При организации работы с теоретическим материалом мы использовали наряду с материалом учебника фрагменты дополнительного материала, по которым учащиеся должны были соста-

вить краткий путеводитель в виде опорных сигналов. Работа проходила в группах, где каждый учащийся выполнял свою часть задания в зависимости от его роли. Каждая группа получала для изучения фрагмент текста. Например, инициатор выявлял главную мысль изучаемого фрагмента, контролер сравнивал теоретический материал с соответствующим ему ранее изученным материалом о другом материке, сравнивал, анализировал, находил сходство и отличия, оформитель записывал его с помощью опорных сигналов, разработанных ранее данной группой учащихся, а организатор координировал и корректировал действия группы. Затем осуществлялось обсуждение результатов, поиск ответов на составленные учащимися и поставленные друг другу вопросы. Элемент творчества проявлялся в составлении схемы ответа с помощью опорных сигналов и последующем воспроизведении информации по ней, причем сначала каждая группа пыталась воспроизвести новый для нее фрагмент текста по опорным сигналам, разработанным другой группой, с последующей корректировкой ее работы авторами.

Далее была использована форма диалога, которая называется «аквариум». Учащимся предлагалось обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирала того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по заданной теме, с помощью составленной схемы. Все остальные ученики выступали в роли зрителей. Благодаря этому приему младшие школьники могли увидеть своих сверстников со стороны, то есть отметить: как они общаются, реагируют на чужую мысль, аргументируют свою мысль, а также определить насколько успешно поработала группа над составлением схемы и схема какой группы оказалась наиболее удачной для усвоения теоретического материала.

Из форм группового взаимодействия мы использовали такую форму как «большой круг». Группа рассаживалась на стульях в большом кругу. Учитель формулировал вопрос по одному из разделов, характеризующий изучаемый материк. В течение определенного времени каждый ученик индивидуально, на своем листе записывал предлагаемые варианты ответа на вопрос. По кругу каждый ученик зачитывал свои варианты ответа, остальные участники «большого круга» выслушивали и проводили голосование по каждому пункту - включать ли его в групповой ответ, который по мере разговора фиксировался на доске.

Закрепление знаний учащихся о каждом из материков проходило с использованием большой карты, на которую каждая группа учащихся наносила обозначения географических объектов или изображения растений и фигурки животных, распространенных на данном материке. Результаты работы обсуждались и корректировались в соответствии с ролевыми функциями учащихся в группе, причем каждый из учащихся мог отстаивать свою точку зрения. После детального разбора и закрепления материала по каждому материку учащимся предлагались карточки и контрольные задания уже в индивидуальном порядке, ответы на которые оценивались в баллах.

В процессе интерактивного обучения мы опирались на следующие правила. В работу должны быть вовлечены все учащиеся. В ходе работы включались разминки и физминутки, учащиеся постоянно поощрялись за активное участие в работе, каждому предоставлялись возможности для самореализации, причем реализовать себя учащийся мог, играя любую роль в группе.

В качестве контрольного класса мы взяли учащихся 4 «б» класса, которые изучали материал раздела «Путешествие по материкам Земли» в условиях традиционного обучения без использования творческих заданий.

Для анализа эффективности использования творческих заданиях в условиях интерактивного обучения учащихся экспериментального и контрольного классов нами была разработаны проверочные задания. Вопросы заданий были направлены на определение уровня освоения младшими школьниками знаний о географическом положении, климатических условиях материков Земли, истории их открытия, растительности и животном мире, народах? населяющих материк. Оценивались следующие знания и умения младших школьников:

1) знания географического положения материка;

2) знания истории открытия материка;

3) знания путешественников первооткрывателей материка;

4) знание основных форм рельефа материка;

5) умение находить формы рельефа на карте;

6) знание основных объектов гидросферы;

7) умение находить объекты гидросферы на карте;

8) знание основных представителей растительного мира материка;

9) знание основных представителей животного мира материка;

10) знание народов, населяющих материк.

Каждый правильный и полный ответ учащихся оценивался в два балла, неполный или неточный в - один балл, отсутствие правильного ответа оценивалось в ноль баллов. Таким образом, по каждой карточке мы выделили три уровня усвоения материала: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень. Учащийся без особого труда распределяет представителей растительного и животного мира по материкам; аргументирует свой выбор. Соотносит представителей фауны со средой обитания, а также определяет характерные признаки материка: географическое положение, климат, рельеф, находит основные географические объекты материка на карте. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы об истории открытия материка и его населении. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к изучаемому материалу.

Средний уровень. Учащийся иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей растительного и животного мира. Не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах при определении географического положения, климата, рельефа, медленно находит основные географические объекты материка на карте. Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы об истории открытия материка и его населении, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к изучаемому материалу.

Низкий уровень. Учащийся часто допускает ошибки при распределении представителей растительного и животного мира по материкам. Не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать такие характерные признаки материка как географическое положение, климат, рельеф, иногда не находит или находит медленно основные географические объекты материка на карте. На поставленные вопросы об истории открытия материка и его населении отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к изучаемому материалу.

После изучения данной темы ответы учащихся мы проанализировали ответы учащихся экспериментального и контрольного класса. Максимальная цена каждого вопроса составляла два балла. В зависимости от количества вопросов контрольной карточки по каждому из разделов темы учащийся мог набрать разное число баллов (рис. 1).

Рис. 1. График, характеризующий уровень знаний учащихся экспериментального и контрольного классов

по теме «Материк Южная Америка»

Анализ ответов младших школьников, проведенный в условиях интерактивного обучения с помощью комплекса творческих заданий, показал, что учащиеся экспериментального класса более свободно владеют изученным материалом. Учащийся экспериментального класса без особого труда распределяли представителей растительного и животного мира по материкам, соотносили представителей фауны со средой обитания, определяли характерные признаки материка, такие как географическое положение, климат, рельеф, свободно ориентировались по карте материка, при нахождении основных географических объектов. В ходе нашего эксперимента мы также отметили у учащихся экспериментального класса повышение интереса к изучению темы, что проявилось в добровольном поиске нового материала по всем темам раздела программы «Путешествие по материкам», в активной работе над творческими опережающими заданиями.

В ходе эксперимента мы также определили количество баллов, набранных учащимися экспериментального и контрольного классов, и соотнесли их с уровнем знаний по теме каждого задания. Учащиеся экспериментального класса по всем контрольным заданиям продемонстрировали по трем заданиям высокий и по одному - средний уровень знаний. Знания учащихся контрольного класса по трем заданиям соответствуют среднему уровню, а по одному, даже низкому уровню.

Следует также отметить, что технология интерактивного обучения позволила создать на уроке комфортные условия обучения, при которых учащиеся экспериментального класса более активно осознавали свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала в условиях интерактивного обучения позволила каждому учащемуся экспериментального класса внести свой индивидуальный вклад в процесс познания, произвести активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

В процессе интерактивного обучения произошло не только качественное освоение учащимися новых знаний и умений, а также была создана атмосфера общения, позволяющая каждому продемонстрировать свои знания и умения наилучшим образом. Изучение интегративного курса «Окружающий мир» сопровождалось вовлеченностью в процесс обучения всех учащихся, творческим настроем, товарищескими взаимоотношениями в процессе групповой работы, в ходе которой учащиеся освоили умение аргументировано корректно дискутировать, участвовать в коллективном обсуждении изучаемого материала.

В процессе интерактивного обучения проходило формирование уважительного отношения к окружающим людям, другим культурам. Обучение происходило в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволило не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить ее на более высокие формы сотрудничества.

Таким образом, основой развития творческих способностей является разработка и использование заданий и упражнений, которые будут выполняться учащимися в процессе интерактивного обучения. Основное отличие интерактивных творческих упражнений и заданий состоит в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.

При выполнении заданий и использование интерактивных методов работы исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Интерактивные методы предполагают такую организацию процесса обучения, при которой младшим школьникам становится невозможно уклониться или избежать участия в коллективном процессе познания.

Для разработки комплекса творческих заданий эффективных в процессе интерактивного обучения, необходимо глубокое понимание природы творческого процесса и факторов его обуславливающих.

Творческое задание является основой любого интерактивного метода обучения, так как интерактивные методы - это методы, предполагающие усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние всех участников педагогического процесса. В настоящее время существует множество видов интерактивных заданий, но каждый из видов содержит в той или иной мере элемент творчества.

Таким образом, можно считать, что использование творческих заданий в условиях интерактивного обучения интегрированному курсу «Окружающий мир» повышает эффективность усвоения знаний учащимися начальной школы. Творческие задания максимально активизирует мыслительную деятельность и способствует оптимальному усвоению материала программы данного учащимися начальной школы. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить, поэтому одной из эффективных интерактивных форм урока является использование творческих заданий и последующее их обсуждение в больших и малых группах учащихся.

Применение интерактивного обучения делает освоения материала интегративного курса «Окружающий мир» более контролируемым, устойчивым, позволяет педагогу профессионально управлять процессами, происходящими на уроке и уверенно получать запланированные результаты. В педагогике давно известен тот факт, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия.

В системе интерактивного обучения учитель играет роль помощника в работе, активизирующего потоки информации, а учащиеся выступают полноправными участниками образовательного процесса.

Технология интерактивного обучения также позволяет педагогу демократично управлять образовательным процессом, обеспечивая гарантированную реализацию целей урока.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2002. - 384 с.

2. Поглазова, О. Т. Окружающий мир: учебник для 4 класса / О. Т. Поглазова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. - 80 с. - Ч. 3.

3. Поглазова, О. Т. Окружающий мир: учебник для 4 класса / О. Т. Поглазова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. - Ч. 4. - 80 с.

4. Подласый, И. П. Педагогика 100 вопросов - 100 ответов / И. П. Подласый - М.: Владос-Пресс, 2001. -366 с.

5. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002. - 574 с.

6. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. - М.: Академия, 2008. - 254 с.

УДК 373.1.013 ББК 74.202.4

В. В. Подберезный, З. И. Шимко

ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПАМЯТИ ОБУЧАЕМЫХ НА ЭТАПЕ ЗАПОМИНАНИЯ ДЕКЛАРАТИВНЫХ ЗНАНИЙ

Аннотация. К приемам активизации памяти относятся: адресованность заданий обучаемому, использование феномена догадки, составление и разгадывание кроссвордов, крестословиц. Адресованность заданий обуславливает личностный смысл для обучающегося. Использование феномена догадки является апелляцией к памяти обучаемых. Кроссворды и крестословицы, используемые с обучающей целью, отличаются системным отбором материала.

Ключевые слова: адресованность заданий, феномен догадки, кроссворды, окружающий мир, младшие школьники.

V. V. Podberezniy, Z. I. Shimko

THE METHODS OF PUPILS' MEMORY ACTIVATION DURING THE MEMORIZATION OF DECLARATIVE KNOWLEDGE

Abstract. The memory techniques include adresovannost assignments for students, the phenomenon of speculation usage, making and doing crosswords, cross proverbs. Adresovannost assignments determines personal meaning for the learner. The phenomenon of speculation usage appeals to the students' memory. Crosswords and cross proverbs used for the training differ with selective system of material.

Key words: adresovannost assignments, the phenomenon of speculation, crosswords, the environment, primary schoolchildren.

С целью организации эффективного усвоения естественнонаучных знаний младшими школьниками недостаточно апеллировать к их памяти на пропедевтическом этапе усвоения новых знаний, то есть использовать хранящиеся в памяти запасы ранее усвоенного материала, недостаточно тренировать память на этапе запоминания новых знаний путем их неоднократного воспроизведения, то есть повторения, необходимо держать, так сказать, память в активном состоянии - в состоянии быть готовой к запоминанию, к упрочению временных связей в коре головного мозга, обеспечивающих запоминание. В дидактике, как известно, существуют приемы активизации работы памяти, которые успешно используются, но внимание обучающего на которых специальным образом в теоретическом плане не сосредоточивается.

К приемам активизации работы памяти, используемым в учебниках «Окружающий мир» для начальной школы, как минимум, относится: адресованность заданий обучаемому, использование феномена догадки (отгадки), составление и разгадывание кроссвордов и крестословиц.

То, что адресованность заданий обучаемому играет роль в активизации работы памяти, обусловлено феноменом так называемого личностного смысла, стоящего в очереди к разработке проблем когнитологии. В настоящее время мы не можем назвать фундаментальных работ, в которых представления о личностном смысле разрабатывались бы целенаправленно. Но представления о личностном смысле и упоминание о нем присутствуют в работах психологов, посвященных другим проблемам. Например, проиллюстрировать их мы можем пространной выдержкой из работы, посвященной разработке вопросов эффективности запоминания новой информации: «Современными психологическими исследованиями показано, что восприятие информации, по времени не превышающее 0,5 с., является чрезвычайно важным звеном в запоминании. В течение этого времени происходит регистрация практически всех свойств воспринимаемого объекта. Можно сказать, что в памяти на этот срок сохраняется точная "фотография" объекта. Однако в дальнейшем воспроизводится только то, что имеет личностный смысл для человека, или то, на чем было акцентировано внимание. Таким образом, в этот короткий промежуток времени проводится предварительная настройка восприятия на выбор тех качеств и характеристик материала, которые являются значимыми и главными. Правда, у такой преднастройки есть негативное следствие - человек запоминает лишь то, что хочет запомнить, или видит то, что хочет увидеть» [15, 150].

Сравним известный афоризм об избирательности восприятия: «Человек видит то, что он хочет видеть, и слышит то, что он хочет слышать». «Человек хочет запомнить.», «он хочет ви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.