Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ-ЮРИСТОВ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ-ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
юридическая профессия / информационные технологии / государственные стандарты подготовки юристов / блокчейн-технологии.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова П.А.

Современная российская система подготовки специалистов-юристов требует переосмысления подходов к профессиональным требованиям. Одним из которых, вне всякого сомнения должна стать обусловленность образовательных программ применением новых информационных технологий. В статье предпринята попытка обосновать необходимость использования новых технологий для решения прикладных задач наукометрии, обозначенные подходы, предполагают создание моделей, основанных на технологиях распределенного реестра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградова П.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ-ЮРИСТОВ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-7-202-204 ВИНОГРАДОВА Полина Анатольевна,

NIION: 2018-0076-7/22-840 руководитель аппарата

MOSURED: 77/27-023-2022-7-1038 комитета Совета Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук, e-mail: evigpran@igpran.ru

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ-ЮРИСТОВ

Аннотация. Современная российская система подготовки специалистов-юристов требует переосмысления подходов к профессиональным требованиям. Одним из которых, вне всякого сомнения должна стать обусловленность образовательных программ применением новых информационных технологий. В статье предпринята попытка обосновать необходимость использования новых технологий для решения прикладных задач наукометрии, обозначенные подходы, предполагают создание моделей, основанных на технологиях распределенного реестра.

Ключевые слова: юридическая профессия, информационные технологии, государственные стандарты подготовки юристов, блокчейн-технологии.

VINOGRADOVA Polina Anatolyevna,

Head of Staff of the Committee of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences

TO THE QUESTION OF THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF LEGAL SPECIALISTS

Annotation. The modern Russian system of training lawyers requires a rethinking of approaches to professional requirements. There is no doubt that one of it should be the conditionality of educational programs with the use of new information technologies. The article attempts to justify the need of usage of new technologies to solve applied problems of scientometrics, the indicated approaches involve the creation of models based on distributed registry technologies.

Key words: legal profession, information technology, state standards for the training of lawyers, blockchain technologies.

Юридическая профессия всегда предопределена необходимостью существования в рамках социальных контактов, что невозможно без владения значительным количеством навыков, одним из которых, безусловно, является умение работать с современными информационными системами. В связи с этим актуальным являются вопросы, чему и как следует учить, какие давать знания и формировать навыки, к чему готовить будущих профессионалов. Часто попытки найти ответы на эти вопросы сводятся к обсуждению ступеней, уровней, стандартов, компетенций, измерительных материалов - то есть, де-факто к вопросу формального закрепления определенных показателей и контроля за их соблюдением. Как отмечают

исследователи «отношение к юридическому образованию у тех, кто участвует в процессе его получения, предоставления, регулирования, и использования его результатов может быть самым разным» [1]. Оно может восприниматься как общее саморазвитие, которое «в любом случае пригодится», и которое отнюдь не предопределяет дальнейший выбор профессии; как профессиональная подготовка для скорейшего доступа к практике, позволяющая как можно скорее начать работать по специальности; как широкое правовое просвещение и обучение практическим навыкам работы [3, с. 8-10]. Юридическое образование рассматривают и как совокупность знаний о государстве, управлении и праве, наличие которых дает основание для профессионального занятия

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

юридической деятельностью, и как систему подготовки юристов-специалистов в юридических учебных заведениях [2].

Профессионализм представляет собой не столько осознанную и актуальную соотнесенность индивида к определенной профессиональной социальной группе и поддерживаемое им ценностное значение своей роли в ней, сколько включенность ее дискурса (профессиональных установок, профессиональных интересов и ценностей, поведенческих норм и стереотипов, набора специализированных действий и др.) в значимые для самого участника общественных отношений модели поведения [4, с. 49].

Важнейшим элементом качественной подготовки юристов должно стать вовлеченность в информационное пространство. Именно это позволит создать оптимальные условия для формирования личности юриста, не только в полной мере обладающего общекультурными и профессиональными компетенциями (усвоившего и освоившего необходимые знания и навыки), но и способного к принятию решений в процессе правоприменительной деятельности, основанных на знании современных технологических возможностях работы с информацией.

В этой связи особое значение имеют усилия государства по созданию системы подготовки юристов. В области юриспруденции государственный стандарт первого поколения был принят в 1996 г., стандарт второго поколения появился в 2000 году, с 2010 г. применяется стандарт третьего поколения, который уже несколько раз был актуализирован. Нужно отметить, что целью стандартов третьего поколения по юриспруденции и их актуализации являлось преодоление разрыва между высшим юридическим образованием, получаемым выпускниками в вузах, и требованиями работодателей, которые отмечают неподготовленность вчерашних студентов к осуществлению профессиональной деятельности, в том числе навыками работы с информационными системами.

Указанные стандарты содержат характеристику направления подготовки, характеристику профессиональной деятельности выпускников, требования к результатам освоения соответствующих программ, их структуре и условиям реализации, а также оценку качества их освоения. Однако возникает вопрос, насколько наличие действующих федеральных образовательных стандартов в сфере юриспруденции выступает достаточной гарантией достижения конечной цели образования - профессиональной реализации и востребованности выпускника.

Формируя модель оценки эффективности юридического образования, необходимо вер-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

нуться к вопросу объективной оценки эффективности системы подготовки специалистов-юристов. В ее основу должны быть положены критерии, основанные на использовании разных моделей. При этом важно учитывать, что оценка научных исследований имеет несколько аспектов. Первый корпоративный, отражающий авторитет специалиста в профессиональном сообществе. Второй коммуникативный - оценка должна характеризовать восприятие юриста в открытом публичном пространстве [5].

Учитывая, что «бенефицарами» определения ценности юридического образования являются общество, государство, юридические и физические лица, оценка должна быть открытой, прозрачной и проверяемой. По сути, решение задачи контекстно связано с давно известном науке методе экспертных оценок.

Здесь, вероятно следует воспользоваться технологиями распределенных вычислений (распределенного реестра), сутью которых является получение результата путем подтверждения доверенных данных т.н. блокчейн-технологии которые в последние годы активно используются при решения многих социальных задач.

Основу прикладного решения, основанного на технологии блокчейн составляет смарт-кон-тракт - правила, выполнение которых после его запуска обеспечивается программным способом без вмешательства человека, а при его корректировка (при необходимости) децентрализованной автономной организацией. Как отмечают исследователи «если в основе сегодняшнего интернета (WEB 2.0) лежит концепция централизованных вычислений (результат которых представляемый пользователю управляется администратором и может быть скорректирован по его усмотрению), то одним из ключевых признаков зарождающегося сегодня интернета следующего поколения (WEB 3.0) является концепция обеспечения безусловного доверия к конечной информации, основанной на данных, полученных в результате распределенных вычислений (валидация), которые не могут быть скорректированы администратором»^].

Сегодня развитие блокчейн-технологий достигло такого уровня, при котором их применение для прикладных задач становится обыденностью, их можно применять практически в любой сфере. Вероятно, использование этих технологий, наряду с другими позволит определить наиболее эффективные модели подготовки в нашей стране специалистов-юристов.

Список литературы:

[1] Виноградова Е.В. Данилевская И.Л., Патюлин Г.С. К вопросу о формировании право-

вой идентичности в аспекте развития профессионального юридического образования. К вопросу о подготовке юристов и квазиюристов // Юридическая наука: история и современность 2022, № 7.

[2] Большая Российская Энциклопедия. В 35 т. М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия». Т. 35. 799 с.

[3] Виноградова Е.В. Данилевская И.Л., Патюлин Г.С. Юридические наука и образование как элементы российской конституционно-правовой идентичности // Образование и право. 2022. № 6. С. 100-108.

[4] Инкижекова М.С. Профессионально-правовая идентичность как концепт и юридический феномен // Философия права, 2020, № 4 (95). С. 47-53.

[5] Виноградова Е.В. К вопросу о возможностях использования блокчейн-технологий в оценке эффективности гуманитарных научных исследований // Образование и право № 6. 2022.

[6] Намчук А.В. Блокчейн-технологии в оценке эффективности научных исследований // Право и государство: теория и практика. № 7. 2022.

Spisok literatury:

[1] Vinogradova E.V. Danilevskaya I.L., Patyulin G.S. K voprosu o formirovanii pravovoj identichnosti v aspekte razvitiya professional'nogo yuridicheskogo obrazovaniya. K voprosu o podgotovke yuristov i kvaziyuristov // Yuridicheskaya nauka: istoriya i sovre-mennost' 2022, № 7.

[2] Bol'shaya Rossijskaya Enciklopediya. V 35 t. M.: Nauchnoe izdatel'stvo «Bol'shaya Rossijskaya Enciklopediya». T. 35. 799 s.

[3] Vinogradova E.V. Danilevskaya I.L., Patyulin G.S. YUridicheskie nauka i obrazovanie kak elementy rossijskoj konstitucionno-pravovoj identichnosti // Obrazovanie i pravo. 2022. № 6. S. 100-108.

[4] Inkizhekova M.S. Professional'no-pravo-vaya identichnost' kak koncept i yuridicheskij fenomen // Filosofiya prava, 2020, № 4 (95). S. 47-53.

[5] Vinogradova E.V. K voprosu o vozmozh-nostyah ispol'zovaniya blokchejn-tekhnologij v ocenke effektivnosti gumanitarnyh nauchnyh issledo-vanij // Obrazovanie i pravo № 6. 2022.

[6] Namchuk A.V. Blokchejn-tekhnologii v ocenke effektivnosti nauchnyh issledovanij // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. № 7. 2022.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.