Научная статья на тему 'К вопросу об интеллектуальных характеристиках трудовых ресурсов'

К вопросу об интеллектуальных характеристиках трудовых ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУД / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / LABOR / HUMAN RESOURCES / INTELLECTUAL RESOURCES / LABOR PRODUCTIVITY / INTELLECTUAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симченко Наталья Александровна, Нестеренко Евгения Сергеевна

В статье проведен анализ сущности определения "трудовые ресурсы" и "интеллектуальные ресурсы". Осуществлен анализ и сравнение показателей производительности труда по ряду ведущих стран. Особое внимание уделено интеллектуальным характеристикам трудовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Симченко Наталья Александровна, Нестеренко Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The intellectual characteristics of human resources

In this article you can find analysis of definitions such as "labor supplies" and "intellectual resources". Authors presented a detailed analysis and comparison of labor productivity indexation in leading countries. The main attention given to intellectual characteristics of human resources.

Текст научной работы на тему «К вопросу об интеллектуальных характеристиках трудовых ресурсов»

диться в пределах от 70 до 120. Этот параметр означает "вредность" веществ, выражается минимальной токсической дозой вещества для носителя одноразового подгузника. [4] Регламентация безопасности данной продукции предусмотрена решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 5 марта 2013 г. № 28 за номером 4818.

Важно заметить, что в РФ существуют требования, предъявляемые к пелёнкам и подгузникам, нормы которых приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Требования микробиологической безопасности, предъявляемые к изделиям санитарно-гигиеническим, содержащим гелеобразующие влагопоглощающие материалы (детские подгузники, пеленки) [4]

Под КОЕ подразумевается колониеобразу-ющие единицы в одном грамме или в одном квадратном сантиметре продукции. При этом вся перечисленная продукция должна иметь декларацию или сертификат соответствия.

В завершение статьи следует сказать о том, что для обеспечения детской гигиены существует огромное многообразие различных предметов, классификационная характеристика которых поможет в обоснованном и безопасном выборе подобных товаров как потребителями для использования, так и торговым организациям для продажи.

Конечным результатом систематизации разновидностей гигиенических товаров для

детей будет многоуровневая иерархическая классификация на основы применения данных исследований.

Примечания:

1. МР 2.1.10.0033-11. 2.1.10. Состояние здоровья населения в связи с состоянием окружающей среды и условиями проживания населения. Оценка риска, связанного с воздействием факторов образа жизни на здоровье населения. Методические рекомендации" (утв. Роспотребнадзором 31.07.2011).

2. Технический регламент Таможенного союза TP ТС 007/2011. О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, [принят решением комиссии таможенного союза 23 сентября 2011г.] // [Консультант Плюс].URL: http:// base. consul tant.ru/cons/cgi/online. cgi? req =

doc;base=LAW;n=164459

3. ГОСТ P 54154-2010 Изделия санитарно-гигиенические из металла для детей и подростков. Технические условия, введения 2012-01-01. - М.: Стандартинформ, 2011. - 8 с.

4. Оценка уровня качества гигиенических товаров для детей // Наука и бизнес: проблемы и перспективы развития предпринимательской

деятельности : сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа : АЭТЭРНА,201б. - 260 с.

5. Перечень продукции (изделий), в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (TP ТС 007/2011) утверждён решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 5 марта 2013 г. № 28.

6. Вилкова С. А. Товароведение и экспертиза хозяйственных товаров : учебно-практическое пособие для бакалавров. - М. : Дашков и К, 2012. -500 с. URL: http://ibooks.ru/reading.php? productid=25616 (дата обращения: 24.12.2015).

Показатели Допустимый уровень

Общее количество микроорганизмов (мезофиллов, аэробов и факультативных аэробов), КОЕ От 2 до 10

Дрожжи, дрожжеподобные, плесневые грибы, в 1 г./см2 продукции Отсутствие

Бактерии семейства энтеробакгерии, в 1 г./см2 продукции Отсутствие

Патогенные стафилококки, в 1 г./см2 продукции Отсутствие

Псевдомонас аэрогинеза, в 1 г./см2 продукции Отсутствие

THE INTELLECTUAL CHARACTERISTICS OF HUMAN RESOURCES

Simchenko Nataly Alexandrovna, DSc of Economics, Professor, Department of Economic Theory, Crimean Federal University named after V. /. Vernadsky, Simferopol

Nesterenko Evgenia Sergeevna, Post-graduate student, Institute of Economics and Management, Crimean Federal University named after V. /. Vernadsky, Simferopol

In this article you can find analysis of definitions such as "labor supplies" and "intellectual resources". Authors presented a detailed analysis and comparison of labor productivity indexation in leading countries. The main attention given to intellectual characteristics of human resources.

Keywords: labor; human resources; intellectual resources; labor productivity; intellectual characteristics.

УДК 331 К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ

ВАК РФ 08.00.05 ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

© Симченко Н.А., 2017 В статье проведен анализ сущности определения "трудовые ресурсы" и "ин-

©НестеренкоЕ.С., 2017 теллектуальные ресурсы". Осуществлен анализ и сравнение показателей про-

изводительности труда по ряду ведущих стран. Особое внимание уделено интеллектуальным характеристикам трудовых ресурсов.

Ключевые слова: труд; трудовые ресурсы; интеллектуальные ресурсы; производительность труда; интеллектуальные характеристики.

Определяющим направлением для прогрессивного экономического развития стран, как показывает мировой и передовой отечественный опыт, является эффективное использование интеллектуальных ресурсов. Для развития современной экономики Российской Федерации характерным является жесткая конкуренция на рынке и ограниченность ресурсов. Для того чтобы сохранять и поддерживать эффективность производственных отношений, необходимо активно использовать научные и инновационные достижения. В развитых странах формирование потенциала современного специалиста происходит путем эффективного развития интеллектуальных характеристик трудовых ресурсов, что обусловило целесообразность написания данной статьи.

Целью данной статьи является анализ сущностных интеллектуальных характеристик трудовых ресурсов. В этой связи перед нами возникла необходимость анализа содержания отличий между понятиями "интеллектуальные ресурсы" и "трудовые ресурсы".

Классики политической экономии относили труд к факторам производства и фактически рассматривали его как товар. А. Смит считал, что основными источником увеличения богатства является труд и его производительность. Источником богатства, создателем всех ценностей служит труд, а именно - "годовой труд каждой нации", направляемый для годового потребления.

Ф. Энгельс рассматривал труд как признак, отличающий человека на протяжении всей его истории от животных. Человек становится самим собой в результате трудовой деятельности. В марксизме, труд предстает как знак избранности человека, одна из главных добродетелей, своего рода средство спасения. Следует отметить, что понимание труда К. Марксом имеет политэкономический характер и свободно от ценностной интерпретации: К. Маркс писал, что "труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой" [3].

Собственно,труд человека позволил соединить в производственном процессе предметы и средства труда. Процесс труда пересекается и взаимосвязан с понятием "трудовые ресурсы". П.Э. Шлендер, Ю.П. Кокин полагают, что "трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, которая, обладая физическими или интеллектуальными возможностями, способна производить материальные блага и оказывать услуги" [7].

Трудовые ресурсы принимаютучастие в процессах производства путем трудовой деятельности, для которых основой являются как физические способности, так и интеллектуальные способности работника. Труд несет в себе двойное содержание: это деятельность работника в целях создания необходимых обществу благ и услуг; а также возможность раскрытия человеком собственного потенциала физической и духовной энергии в процессе производства экономических благ (или дохода), необходимых для удовлетворения потребностей.

Для повышения эффективности использования трудовых ресурсов в рамках конкретного предприятия являются рационализация

О си

к

0-<

си си

Ё

177

СИМЧЕНКО Наталья Александровна, доктор экономических наук, профессор, кафедра Экономической теории, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь

natalysimchenko@yandex.ru

НЕСТЕРЕНКО Евгения Сергеевна, аспирант, Институт экономики и управления, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь Nesterenko.E.S@yandex.ru

# *

$

X

ш £

О ш

X

О X

о со

178

подбора и расстановки кадров, устранение малопроизводительного ручного труда, его автоматизация и механизация, а также повышение уровня профессиональной подготовки кадров, то есть переориентация существующей кадровой составляющей предприятия на выполнение более интеллектуальных задач на основе современных технологий.

Трудовые ресурсы являются главной производительной силой российского общества, которые включают трудоспособную часть населения страны, которая благодаря своим психофизиологическим и интеллектуальным качествам способна принимать участие в общественно полезной деятельности, производя материальные и духовные блага и услуги. По состоянию на 2015 г., в Российской Федерации трудоспособное население составляет 52,4% от всего населения страны, Германии -51,3%, Люксембурга - 69,1% [4]. Также наша страна лидирует по отработанному количеству времени, но по показателю производительности труда наблюдаем тенденцию спада и отставание от рассматриваемых стран. Причина этого, что на данном этапе развития в экономическом пространстве преобладает создание высокотехнологического, перспективного производства, развитие науки и техники, повышение уровня образования населения, что в свою очередь усиливает влияние и роль интеллектуальных ресурсов на развитие предприятий и страны в целом. Поэтому в современныхусловияхразвития общества возникла необходимость понимания и развития интеллектуальных ресурсов.

С нашей точки зрения, необходимым фактором развития интеллектуальных ресурсов считается проведение анализа сущности определения "интеллектуальные ресурсы". Исследуя научную литературу, можно выделить три основных подхода к интерпретации сущности понятия "интеллектуальные ресурсы". С одной стороны, ряд ученых - О.В. Гостева, Е. И. Акен-тьева, В.В. Слезко, С.М. Климов - определяют "интеллектуальные ресурсьГ'какинтеллект индивида. Данный подход направлен на развитие совокупности знаний, навыков, умений, способностей человека [5]. То есть, понятие "интеллект" является основополагающим началом развития интеллектуальных ресурсов.

Термин "интеллект" в переводе с латинского ¡п1еМес1и5, означает "познание", "рассудок", "понимание". Понятие "интеллект" ввел Цицерон. Изначально данное понятие относилось только к рациональным мыслительным функциям человеческой психики; сегодня это ро-

довой термин, охватывающий познавательные процессы в целом [7].

Другие ученые рассматривают "интеллектуальные ресурсы" как целостную систему владельцев интеллекта и последствий ихумствен-ной деятельности. Так, Е. Э. Головчанская считает, что интеллектуальный ресурс - система совокупности форм интеллектуальных ресурсов индивидуумов и организаций, формирующихся в процессе освоения и производства новейших знаний в отношении производства наукоемкой продукции с целью обеспечения устойчиво расширенного и сбалансированного воспроизводства национального богатства [1 ].Также, не так давно, сформулировалась еще одна точка зрения, подразумевающая под интеллектуальными ресурсами систему отношений между индивидумом, коллективом и обществом. Целью данной системы является производство новых знаний, навыков, интеллектуальных способностей индивидумов для увеличения национального богатства.

Рассмотрев содержания понятия "интеллектуальные ресурсы", мы придерживаемся точки зрения, что именно интеллектуальные характеристики трудовых ресурсов влияют на эффективный рост производительности труда. В связи с этим рассмотрим и сравним производительность труда в ведущих странах мира.

Производительность труда - один из наиболее общих показателей, характеризующих уровень развития эффективности общественного производства в течение определенного периода времени. Сегодня все более тревожным становится тот факт, что производительность труда в Российской Федерации намного ниже, чем в развитых странах мира, причем в последние годы этот разрыв практически не сокращается. Об этом свидетельствуют данные таблицы 1, в которой представлена выборка ряда стран по уровню производительности труда, согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития.

Анализируя данные представленные в таблице 1, мы наблюдаем в Российской Федерации положительную динамику в росте производительности труда, однако превалирует опережение развитых стран по уровню производительности труда на одного человека. В 2015 году уровень производительности труда в Российской Федерации составлял 38% от уровня Германии и 26% отуровня Люксембурга. Следовательно, разрыв между Российской Федерацией и лидирующими странами достаточно велик. Например, если в Люксембурге в

час вырабатывается почти 100 долларов валового внутреннего продукта,то в нашей стране примерно четверть от суммы выработки Люксембурга. Хотя если ознакомиться со статистикой Организации экономического сотрудничества и развития, то россияне проводят на работе больше времени, чем многие другие страны. Например, население Люксембурга проводят в среднем на работе 1507 часов в год, жители Германии 1371 час в год, в то время как россияне проводят на работе 1978 часов в год. Лидером по количество отработанных часов является Мексика, где жители работают 2246 часов в год. К сожалению, в Российской Федерации большое отработанное количество часов не приводит к увеличению темпов роста производительности труда.

Таблица 1 - Динамика изменения показателей

производительности труда в развитых странах мира (выработка ВВП по ППС в расчете на одного занятого, долл. США)

Страна 1995 2000 2005 2010 2015

Великобритания 26,3 32,8 40,4 47,1 52,4

Германия 33,2 38,7 47,5 56,3 66,6

Италия 31,1 36,1 39,2 47,2 53,6

Канада 28,3 33,5 40,7 46,2 50,8

Люксембург 45,4 57,7 65,7 79,1 95,1

Норвегия 33,6 49,1 65,7 76,7 82,4

Россия 7,3 8,3 13,3 22,6 25,1

США 33,4 40,8 51,9 61,9 68,3

Франция 32,7 40,5 48,6 58,3 67,6

Япония 22,7 27,5 33,5 38,7 43,1

Источник: составлено авторами на основе [2].

Принимая во внимание указанные выше тенденции динамики показателей производительности труда, считаем целесообразным уделить особое внимание интеллектуальным характеристикам трудовых ресурсов. Главными носителями интеллектуальных ресурсов являются люди. Основной продукт деятельности человека - знания. По нашему мнению, к базовым интеллектуальным характеристикам

трудовых ресурсов, влияющих на рост производительности труда, следует отнести: интеллектуальный потенциал сотрудника; уровень образованности; уровень овладения навыками профессиональной деятельности; уровень коммуникативности; уровень культуры; мотивация к постоянному совершенствованию и саморазвитию; ответственность сотрудника за результаты выполненной работы.

Перспективами дальнейших исследований является разработка научно-методических подходов к эффективному использованию интеллектуальных ресурсов в базовых отраслях народного хозяйства Российской Федерации.

Примечания:

1. Головчанская Е.Э. Интеллектуальный ресурс в системе общественного воспроизводства: сущность, роль, структура // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 5-2. - С. 400-404.

2. Level of GDP percapita and productivity/ [Элект-,. ронныйресурс]. - Режим доступа:ИНр://~

s ta ts.oecd.org/index.aspx? Da ta set Code=PDB_LV (Дата обращения: 18.01.2017).

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. - 2-е. Т. 23.-С. 188.

4. Population and Labour Force/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stats.oecd.org/index. aspx?DatasetCode=PDB_LV (Дата обращения: 18.01.2017).

5. Слезко В.В. К вопросу об управлении интеллектуальными ресурсами / В.В. Слезко // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2012. - T1. - № 1 (1). - С. 111 -117.

6. Tatarkin A.I. I n te I le ktua Г nyî resurs obshchestvaiegorol' v vosproizvodstvennomprot sesse [Intellectual resource of the society and its role in reproduction process]. Ekonomika regiona [Economy of Region], 3

7. Хлебодарова О. Б. Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии // Молодой ученый. - 2011.- №11. - T.2. - С. 139-140.

О си

к

Q-<

си си

K¡r С

i

179

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EVALUATION OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE RABBIT

Sokolova Alia Pavlovna, PhD of Economics, Professor, Department of Production Organization and Innovative Activities, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar E-mail: prof.sokolova@mail.ru

Mozhegova Valentina Dmitriyevna, Under-graduate student, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin, Krasnodar

E-mail: vmozhegova95@mail.ru

Titkova Daria Evgenievna, Under-graduate student, Kuban State Agrarian University named after i. T. Trubilin, Krasnodar

E-mail: titkovadarial@mail.ru

The article reveals the investment of financial resources in the development of the rabbit business, defines the conditions and factors for the successful development of this business

Keywords: investment; rabbits; consumer demand; competition; modern technology; efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.