Научная статья на тему 'Оценка инвестиционной привлекательности кролиководства'

Оценка инвестиционной привлекательности кролиководства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИРОВАНИЕ / КРОЛИКОВОДСТВО / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС / КОНКУРЕНЦИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INVESTMENT / RABBITS / CONSUMER DEMAND / COMPETITION / MODERN TECHNOLOGY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Алла Павловна, Можегова Валентина Дмитриевна, Титкова Дарья Евгеньевна

В статье раскрываются вопросы инвестирования финансовых ресурсов в развитие кролиководческого бизнеса, определяются условия и факторы успешного развития этого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соколова Алла Павловна, Можегова Валентина Дмитриевна, Титкова Дарья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of investment attractiveness of the rabbit

The article reveals the investment of financial resources in the development of the rabbit business, defines the conditions and factors for the successful development of this business.

Текст научной работы на тему «Оценка инвестиционной привлекательности кролиководства»

час вырабатывается почти 100 долларов валового внутреннего продукта,то в нашей стране примерно четверть от суммы выработки Люксембурга. Хотя если ознакомиться со статистикой Организации экономического сотрудничества и развития, то россияне проводят на работе больше времени, чем многие другие страны. Например, население Люксембурга проводят в среднем на работе 1507 часов в год, жители Германии 1371 час в год, в то время как россияне проводят на работе 1978 часов в год. Лидером по количество отработанных часов является Мексика, где жители работают 2246 часов в год. К сожалению, в Российской Федерации большое отработанное количество часов не приводит к увеличению темпов роста производительности труда.

Таблица 1 - Динамика изменения показателей

производительности труда в развитых странах мира (выработка ВВП по ППС в расчете на одного занятого, долл. США)

Страна 1995 2000 2005 2010 2015

Великобритания 26,3 32,8 40,4 47,1 52,4

Германия 33,2 38,7 47,5 56,3 66,6

Италия 31,1 36,1 39,2 47,2 53,6

Канада 28,3 33,5 40,7 46,2 50,8

Люксембург 45,4 57,7 65,7 79,1 95,1

Норвегия 33,6 49,1 65,7 76,7 82,4

Россия 7,3 8,3 13,3 22,6 25,1

США 33,4 40,8 51,9 61,9 68,3

Франция 32,7 40,5 48,6 58,3 67,6

Япония 22,7 27,5 33,5 38,7 43,1

Источник: составлено авторами на основе [2].

Принимая во внимание указанные выше тенденции динамики показателей производительности труда, считаем целесообразным уделить особое внимание интеллектуальным характеристикам трудовых ресурсов. Главными носителями интеллектуальных ресурсов являются люди. Основной продукт деятельности человека - знания. По нашему мнению, к базовым интеллектуальным характеристикам

трудовых ресурсов, влияющих на рост производительности труда, следует отнести: интеллектуальный потенциал сотрудника; уровень образованности; уровень овладения навыками профессиональной деятельности; уровень коммуникативности; уровень культуры; мотивация к постоянному совершенствованию и саморазвитию; ответственность сотрудника за результаты выполненной работы.

Перспективами дальнейших исследований является разработка научно-методических подходов к эффективному использованию интеллектуальных ресурсов в базовых отраслях народного хозяйства Российской Федерации.

Примечания:

1. Головчанская Е.Э. Интеллектуальный ресурс в системе общественного воспроизводства: сущность, роль, структура // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 5-2. - С. 400-404.

2. Level of GDP percapita and productivity/ [Элект-,. ронныйресурс]. - Режим доступа:ИНр://~

s ta ts.oecd.org/index.aspx? Da ta set Code=PDB_LV (Дата обращения: 18.01.2017).

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. - 2-е. Т. 23.-С. 188.

4. Population and Labour Force/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stats.oecd.org/index. aspx?DatasetCode=PDB_LV (Дата обращения: 18.01.2017).

5. Слезко В.В. К вопросу об управлении интеллектуальными ресурсами / В.В. Слезко // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2012. - T1. - № 1 (1). - С. 111 -117.

6. Tatarkin A.I. I n te I le ktua Г nyî resurs obshchestvaiegorol' v vosproizvodstvennomprot sesse [Intellectual resource of the society and its role in reproduction process]. Ekonomika regiona [Economy of Region], 3

7. Хлебодарова О. Б. Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии // Молодой ученый. - 2011.- №11. - Т.2. - С. 139-140.

О си

к

Q-<

CU

си

K¡r С

i

179

EVALUATION OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE RABBIT

Sokolova Alia Pavlovna, PhD of Economics, Professor, Department of Production Organization and Innovative Activities, Kuban State Agrarian University named after i. T. Trubiiin, Krasnodar E-mail: [email protected]

Mozhegova Valentina Dmitriyevna, Under-graduate student, Kuban State Agrarian University named after i. T. Trubiiin, Krasnodar

E-mail: [email protected]

Titkova Daria Evgenievna, Under-graduate student, Kuban State Agrarian University named after i. T. Trubiiin, Krasnodar

E-mail: [email protected]

The article reveals the investment of financial resources in the development of the rabbit business, defines the conditions and factors for the successful development of this business

Keywords: investment; rabbits; consumer demand; competition; modern technology; efficiency.

УДК 339.984 ВАК РФ 08.00.05

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКА ТЕЛЬНОСТИ КРОЛИКОВОДСТВА

* *

© Соколова А. П., 2017 © Можегова В. Д., 2017 © ТитковаД. Е„ 2017

В статье раскрываются вопросы инвестирования финансовых ресурсов в развитие кролиководческого бизнеса, определяются условия и факторы успешного развития этого бизнеса.

Ключевые слова: инвестирование; кролиководство; потребительский спрос; конкуренция; современные технологии; эффективность.

I

X

о

UJ

х

S

X о

X

о

со

180

СОКОЛОВА Алла Павловна,

кандидат экономических наук, профессор, кафедра Организации производства и инновационной деятельности, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар prof, so ко!о va@mail. г и

МОЖЕГОВА Валентина Дмитриевна, магистрант, Кубанский

государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар vmozh ego va95@mail. ru

ТИТКОВА Дарья Евгеньевна, магистрант, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина, Краснодар titkovadaпa [email protected]

Инвестиционная политика любого аграрного предприятия направлена, прежде всего, на максимально эффективное использование ресурсного потенциала при минимальном уровне риска производства и реализации продукции. При этом важнейшей задачей является выбор наиболее привлекательного направления инвестирования, который определяется, прежде всего, следующими факторами:

- размером текущего и потенциального спроса и степенью его устойчивости;

- конкуренцией в отрасли;

- наличием доступных технологий, позволяющих произвести качественный конкурентоспособный продукт.

Наши исследования показали, что сегодня одним из наиболее привлекательных направлений инвестирования, отвечающим в полной мере всем вышеперечисленным условия, является кролиководство.

Спрос на мясо кроликов неизменно растет, что объясняется, прежде всего, стремлением к здоровому образу жизни. Крольчатина является самым низкокалорийным мясом с наибольшим содержанием белков и минеральных веществ. В 100 граммах крольчатины содержится 168 ккал, в то время как в говядине - 270-330 ккал, баранине - 320 ккал, в свинине - 390 ккал. В крольчатине меньше натрия и холестерина, много лецитина. Благодаря высокой биологической ценности она является незаменимым продуктом питания, способным нормализовать жировой обмен, поддержать оптимальный баланс питательных веществ в организме. Полезные качества мяса кроликов сочетаются с нежным приятным вкусом. Все это способствует росту спроса на крольчатину.

Однако высокая рыночная цена, узкий ассортимент продукции ограничивают возможности потенциальных потребителей. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), россиянин в среднем съедает ежегодно около 90 г мяса кроликов, что составляет 0,15% в общей структуре потребления мяса. Для сравнения, в ЕС среднедушевое потребление крольчатины составляет около 2 кг в год, то есть в 20 раз больше, хотя его доля в структуре потребления мяса также невелика - 2,2%.

Как показали наши исследования, только 18% россиян используют в своем рационе мясо кроликов, причем регулярно - лишь 7%. Большинство приобретают мясо кроликов либо один раз в полгода (23%), либо один раз в год (32%). Наиболее распространенными причинами отказа от приобретения мяса являются чаще всего высокая цена и отсутствие широкого ассортимента продукции на прилавках магазинов. С другой стороны, свинина, говядина, птица являются более привычными продуктами для россиян, причем они имеются в продаже в большом количестве и ассортименте и предлагаются по более низкой цене.

Таким образом, чтобы сформировать устойчивый спрос на мясо кроликов, необходимо:

1. Снизить цену и сделать ее доступной для покупателей. Безусловно, это возможно только при использовании современных технологий содержания и кормления животных, выращивании высокопродуктивных пород животных, устойчивых к заболеваниям, рациональной логистике, снижении числа промежуточных звеньев при продвижении продукции.

2. Расширить ассортимент предлагаемой продукции. На наш взгляд, рациональная структура предложения мяса кроликов должна включать продукцию для оптового потребителя в виде охлажденной тушки кролика и продукцию для конечного потребителя, включающую, помимо охлажденной тушки кролика, разделанную тушку разным весом (от 1 кг до 3 кг), охлажденную и маринованную. Разделанный кролик небольшим весом в удобной упаковке является значительно более доступным по сравнению с целой тушкой.

3. Повышать уровень информированности населения о пользе диетического мяса кроликов, о его преимуществах по сравнению с аналогичными продуктами питания.

Вторым фактором, определяющим привлекательность кролиководства, является состояние конкуренции в отрасли. По данным Национального союза кролиководов (НСК), в мире производится около 2,5 млн т мяса кроликов в год. Лидером рынка по производству мяса кроликов сегодня является Китай с объемом 660 тыс. тонн мяса в год, что составляет около 70% всего мирового производства. Китай является и основным импортером продукции в РФ, поставляя ежегодно около 300 тыс. тонн мяса кролика и обеспечивая 90% российского рынка. Вторым поставщиком является Венгрия, ее доля рынка - около 3%. И лишь 57 % потребляемой россиянами кролиководческой продукции составляет продукция отечественных производителей. Согласно данным Росстата, в России ежегодно производится лишь около 15 тыс. тонн мяса кролика в год, причем на долю промышленного производства приходится не более 1,8 тыс. тонн. Основная доля производства приходится на крестьянские (фермерские) хозяйства.

В России только начинается переход к промышленным методам производства, работают всего несколько крупных кроликоферм. В государственном племенном реестре зарегистрировано 13 организаций, занимающихся разведением кроликов различных пород. Для

масштабов России это крайне мало, рыночная ниша по-прежнему остается незанятой.

На территории Краснодарского края привлекательность кролиководческого бизнеса определяется, в частности, сложившимися условиями для личных подсобных хозяйств. После вспышки АЧС, произошедшей в 2012 г. и уничтожившей 193 тыс. свиней на фермах края, разведение свиней разрешено только в сельскохозяйственных предприятиях. Фермерам предложено перейти на альтернативное животноводство, т. е. разведение мелкого рогатого скота, нутрий, кроликов и т. д. Развитие отрасли поддерживается государственными субсидиями, в частности возмещением 30% затрат на приобретение молодняка кроликов, но не более 400 руб. за одну голову. В результате более 400 фермерских хозяйств перешли на разведение коз, овец, кроликов, индеек и т. д.

Сегодня в Южном федеральном округе ра-: ботает более 2 тыс. хозяйств, занимающихся разведением кроликов. Наиболее крупные из них - это "Кубанский кролик", Калининская кролиководческая ферма, кролиководческая ферма "Марьин Двор". Кубанский кролик - это промышленная семейная кроликоферма, расположенная в Апшеронском районе Краснодарского края, оснащенная современным французским оборудованием, поголовье составляет 2200 кроликоматок породы "Белый гигант". Калининская кролиководческая ферма находится в Ростовской области, имеет поголовье около 1300 кроликов новозеландской белой породы, использует замкнутый цикл производства с применением современных технологических решений. Кролиководческая семейная ферма "Марьин Двор" также находится в Ростовской области, занимается выращиванием кроликов мясных, мясошкурных и шкурных пород (около 2500 голов), кроме того занимается селекцией. Других крупных игроков на этом рынке в пределах Южного федерального округа нет, из чего следует, что рынок является открытым.

Третьей составляющей успешного бизнеса является наличие современных технологий для производителей различных масштабов, обеспечивающих достижение высоких показателей эффективности отрасли. Прежде всего, стоит отметить, что кролики отличаются высокой плодовитостью и скороспелостью. При использовании интенсивного метода производства одна самка способна дать до 8 окролов в год, что позволяет получить 140 кг кроликов в живом весе ежегодно. Это один из самых высоких показателей в сельском хозяй-

стве. В таблице 1 приведены показатели сравнительной эффективности различных направлений животноводства.

Таблица 1 - Показатели сравнительной эффективности различных направлений животноводства

182

# *

$

X

ш £

О ш

X

О X

о со

Направление Средний срок Средняя конверсия корма

окупаемости инвестиции, на килограмм живого

лет веса, кг

Птицеводство 4 2,5

Свиноводство 5 3,5

Овцеводство 8 10

Разведение КРС 9 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кролиководство 5 3,5

Таким образом, кролиководство уступает только разведению птицы, в то же время оставаясь более привлекательным по причине ограниченного числа предприятий, работающих в этой отрасли.

На наш взгляд, дальнейшее развитие отрасли может идти по двум направлениям - в фермерских хозяйствах и на крупных промышленных предприятиях, причем приоритет должен оставаться за последними. Фермерам удобно заниматься кролиководством, так как бизнес не требует больших первоначальных вложений, традиционные технологии позволяют заниматься выращивание кроликов при отсутствии длительной специальной подготовки, практически все работы, начиная с приобретения и установки оборудования, фермер может осуществлять самостоятельно. В то же время незначительные объемы производства ограничивают фермеров при выборе возможных каналов реализации. Крупные торговые сети будут работать только с поставщиками, обеспечивающими регулярные крупные поставки продукции. В связи с этим наиболее приемлемый путь развития для фермерских хозяйств - либо объединение в кооперативы для совместного ведения деятельности, либо объединение с крупными промышленными предприятиями в холдинги. Холдинг обеспечивает создание полного технологического цикла благодаря включению в него производственных предприятий, предприятий по убою и переработке мяса кроликов, логистических центров, маркетинговых подразделений, генетических центров по ведению племенной работы.

В то же время, будущее отрасли - за интенсивными технологиями. Применяемые в России устаревшие технологии, которые используют большинство мелких предприятий, делают кролиководство рискованным бизнесом, не обеспечивая необходимое ветеринарное обслуживание, высокое качество продук-

ции, достижение необходимых кондиций за определенный период времени и т. д. Современная кролиководческая ферма промышленного типа - это закрытое помещение с регулируемым микроклиматом и системой "пусто-занято". Технология предусматривает наличие двух изолированных помещений. В первом помещении крольчата рождаются и остаются вместе с крольчихой до отправки на убой. Крольчиха после завершения лактации повторно осеменяется и перемещается во второе помещение, где рождается следующее поколение крольчат. В первом помещении после отправки стада на убой происходит уборка и дезинфекция, после чего крольчиха туда возвращается для следующего окрола. Процесс циклически повторяется, обеспечивая размещение животных в чистых, продезинфицированных клетках перед началом каждого следующего цикла. Безусловно, такая система содержания животных обеспечивает ритмичное поступление продукции и максимальную защиту от вирусных инфекций.

Одной из компаний, которая предлагает оборудование для реализации этой технологии и успешно работает на Российском рынке, является компания ЕигаЫэКесИ - официальный и эксклюзивный в России дистрибьютор итальянской компании МепедЫп, которая с 1965 года производит оборудование для промышленного кролиководства. ЕигаЬЬКесИ осуществляет полное обслуживание клиента: разработка бизнес-плана, проектирование, поставка, строительство и пуско-наладочные работы, оборудование для забоя, упаковки, предоставление Технических Условий (ТУ) на готовую продукцию. Компания может предложить как типовую ферму, на базе уже реализованных проектов, так и индивидуальное проектное решение фермы с заданным ритмом производства и оптимальным набором оборудования. Для получения мясной продукции отличного качества компания рекомендует высокопродуктивное поголовье гибридной породы Ну-Р1 ив. Кролики этой породы имеют отличный иммунитет и очень быстро набирают вес: более 3 кг за 84 дня. Репродуктивный возраст родительских самок наступает на 1719 неделе. Самки породы Ну-Р1из обладают хорошими материнскими качествами и высокой плодовитостью, адаптированы к искусственному осеменению. Потомство Ну-Р1и5 отлич-

но приспособлено к клеточному содержанию, имеет устойчивый к пищевым расстройствам желудочно-кишечный тракт. Кроме этого компания предлагает ветеринарные консультации и обучение персонала на действующей в России ферме с численностью поголовья 30 ООО голов.

Технология искусственного осеменения вместе с системой "пусто-занято" позволяет получить от каждой кроликоматки ежегодно 7,4 окрола при продолжительности цикла 49 дней или 8,7 окролов при продолжительности цикла 42 дня. Это около 52 здоровых кроликов, больше 80 кг свежей или охлажденной крольчатины.

Нами рассчитан проект строительства кролиководческой фермы с использованием системы "пусто-занято" на территории крупнейшего производителя сельскохозяйственной продукции в Усть-Лабинском районе АО "Аг-рообъединение "Кубань", который входит в состав АгроХолдинга "Кубань". Проектом предусмотрено содержание 2304 кроликоматок. Базовые экономические показатели кролико-фермы приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Базовые экономические показатели кроликофермы с поголовьем 2304 кроликоматки и убойного цеха

Поскольку АО "Агрообъединение "Кубань" входит в состав АгроХолдинга "Кубань", который осуществляет сбыт продукции через собственную сеть магазинов, то и кролиководческую продукцию собственного производства для конечных потребителей мы планируем реализовывать через нее.

Объем реализуемой продукции составит 246 тонн в год, выручка - 126 900 тыс. руб. с учетом полного использования производственных мощностей.

Затраты на сырье и материалы в год представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Затраты на сырье и материалы в год, тыс. руб.

Вид затрат Значение

Корма 34 800

Ветеринарные препараты 20 932

Электроэнергия 1272

Водопотребление 65

Газовое отопление 195

Контейнеры пластиковые 1 кг 164

Контейнеры пластиковые 3 кг 313

Вакуумная упаковка 373

Смесь для маринада 278

Водоотведение 39

Утилизация отходов 4

Итого 59 271

Наименование показателя Значение

Выход охлажденного мяса, т в год 246

Первоначальные вложения на реализацию проекта, тыс. руб. 75 647

в т. ч. строительство здания кроликофермы и убойного цеха 37 112

инженерное оборудование (вентиляция, увлажнение, отопление) 3930

оборудование для кроликофермы и убойного цеха (навозоудаление, клетки для кроликов, система кормления и поения, силосы, баки, вакуумная машина) и его монтаж 30 375

кроликоматки продуктивные 4230

Базовые вложения на одну продуктивную кроликоматку, руб. 32 833

Обслуживающий персонал, чел. 20

На основании анализа рынка и предпочтениях потребителей нами разработан оптимальный ассортимент производства кролиководческой продукции. Для оптового потребителя - тушки кролика охлажденные (30% от всего объема производства продукции - 73,2 т). Продукция для конечного потребителя выпускается в следующем ассортименте:

- 20% - тушка кролика - 48,8 т;

- 21% - кролик разделанный весом 1 кг-51 т;

- 14% - кролик разделанный весом 3 кг - 34 т;

- 8% - кролик маринованный весом 1 кг-21 т;

- 7% - кролик маринованный весом 3 кг 18т.

Таблица 4 - Экономическая э(| проекта

рективность

Показатель Значение

Чистая приведенная стоимость (NPV), тыс. руб. 74 445

Срок окупаемости (PBP), мес. 23

Дисконтированный срок окупаемости проекта (DPBP), мес. 28

Внутренняя норма доходности (IRR), % 43,5

Модифицированная внутренняя норма доходности (MIRR), % 25,5

Индекс прибыльности (PI) 2,92

О си

к

Q-<

си си

кк" С

Большую долю затрат составляют корма, которые включают концентраты, сено, сочные и зеленые корма, различные добавки. Все корма собственного производства, на предприятии имеется возможность для их заготовления и хранения. Для различных групп животных используются различные рационы суче-том их физиологического состояния.

Весь персонал фермы составляет 20 человек, в том числе 10 человек - основной производственный персонал.

Как показали наши расчеты, ежегодная прибыль от реализации проекта составит 30 943 тыс. руб. в год, рентабельность - 41,7%.

S

183

Нами проведена оценка экономической эффективности проекта за период реализации 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.