Научная статья на тему 'К вопросу об инновационных процессах в профессиональном образовании'

К вопросу об инновационных процессах в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лачугина Марина Михайловна

Рассматриваются теоретико-методологические подходы к формированию стратегии инновационного развития интегрированной системы непрерывного профессионального образования «СПО-ВПО» на основе совершенствования многоступенчатой подготовки конкурентоспособных специалистовI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article theory-methodological approaches to formation of strategy of innovative development of the integrated system of continuous vocational education on the basis of perfection of multistage preparation of competitive experts are considered

Текст научной работы на тему «К вопросу об инновационных процессах в профессиональном образовании»

Президента РФ № 1140 от 20.09.2010 г.

7. Распоряжение Правительства РФ № 1518-р от 04.11.2006 г. [Текст].

8. Распоряжение Правительства РФ № 1616-р от 23.11.2006 г. [Текст].

9. Грудзинский, А.О. Инновационный университет и новая школа: направления взаимодействия [Текст] / А.О. Грудзинский, Е.В. Чупрунов, В.А. Малинин // Высшее образование в России. - 2010. - № 4. - С. 3-7 .

10. Константинов, Г.Н. Что такое предпринимательский университет [Текст] / Г.Н. Константинов, С.Р. Филонович // Вопросы образования. - 2007. -№ 1. - С. 49-62.

11. Месяц, Г.А. Академический инновационный университет [Текст] / Г.А. Месяц, Ю.П. Похолков, Б.Л. Агранович и др. // Высшее образование сегодня. -

2003. - № 7. - С. 12-21.

12. Качественное образование. Приоритетный национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rost.ru/projects/educa-tion/ed3/ed31/aed31.shtml (Дата обращения: 13.01.2011 г.).

13. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы [Текст] : аналитический доклад / руководитель авт. коллектива В.М. Филиппов. - М.: Логос, 2005. - 540 с.

14. Шендерова, С.В. «Премьер-лига» ведущих российских университетов: методика сравнительного анализа вузов [Текст] / С.В. Шендерова // Креативная экономика. - 2011. - № 1. - С. 44-48.

15. Shattock, M. Managing successful universities [Text] / M. Shattock. - SRHE & Open University Press, 2003. - 201.

УДК 330

М.М. Лачугина

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (К ВОПРОСУ ОБ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ)

Современная экономическая ситуация характеризуется цикличностью периодов стремительного экономического подъема и рецессий и приводит к вынужденному обновлению трудовых ресурсов. Погоня компаний за конкурентными преимуществами активизирует стремительное ускорение инновационных процессов по всем направлениям деятельности предприятий. Одновременное сокращение жизненного цикла разработки новых товаров, постоянное обновление способов поставки товаров и услуг приводят к стремительному устареванию профессиональных знаний, навыков и умений. Так, в некоторых отраслях знания, требуемые для изготовления какого-либо товара, устаревают, как только товар попадает на рынок [4, 5].

В результате постоянная изменчивость требуемых компетенций стала нормой нашего времени. На рынке труда востребован универсаль-

ный и разносторонний работник, который мог бы в короткие сроки обновлять свои профессиональные компетенции. Причем многие организации включают компетенцию «непрерывное обучение» в число ключевых компетенций, по которым оценивается работа сотрудников. Это, в свою очередь, определяет конкурентоспособность специалистов на рынке труда.

В связи с этим при формировании кадрового потенциала определяющая роль отводится целостной и эффективной системе непрерывного профессионального образования, что отражено в приоритетных направлениях развития российского профессионального образования (ПО).

Идея непрерывного образования, как отмечают некоторые зарубежные исследователи, сформировалась в середине 50-60-х гг., хотя в ряде источников упоминаются и более ранние

даты. Во многих странах непрерывное образование используется в основном для образования взрослых и включает в себя формальное и неформальное образование, которое предоставляет возможность группам взрослого населения повысить уровень их образования и практических знаний. В частности, в европейских странах непрерывное профессиональное образование развивается как направление государственной политики и реализуется в виде курсов и вариативной системы аттестации, а также модульной системы образования на базе учреждений высшего профессионального образования (ВПО) [2, 6].

В научной литературе встречаются такие термины, как «непрерывное образование» (continuing education), «периодическое образование» (recurrent education), «образование для взрослых», «постоянное образование», «обучение в течение жизни». Все эти термины применяются, как правило, в одном значении. В нашей стране «обучение в течение жизни» трансформировалось в понятие «непрерывное образование», которое, однако, не имеет однозначного определения. Автором предлагается рассматривать непрерывное профессиональное образование как комплекс образовательных услуг различных этапов и уровней, реализуемых сетью учреждений ПО при условии многократного обращения обучающихся к повышению своих профессиональных компетенций в соответствии с требованиями рынка труда.

Формирование системы непрерывного образования основывается на интеграции образования, науки и производства, что делает процесс развития непрерывного образования более интенсивным.

Одна из основных целей непрерывного профессионального образования - расширение и диверсификация образовательных услуг, что предполагает формирование модифицированных интегрированных структур непрерывного профессионального образования на рынке образовательных услуг. Вместе с тем инновационные процессы в интегрированных образовательных системах являются наименее разработанной областью в теории инновационных процессов.

Следует отметить, что интеграция образовательного пространства и построение системы непрерывного образования вызвали необходимость объединения усилий разноуровневых образовательных учреждений.

Развитие многоуровневых систем непрерывного профессионального образования позволяет реализовать ожидания потребителей и, в частности, обеспечить:

- более полное удовлетворение потребностей граждан в получении качественного высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образований;

- достижение современного качества профессионального образования и построение его на компетентностной основе;

- более высокий уровень его индивидуализации, чем при традиционном образовании;

- высокую степень диверсификации образовательных маршрутов;

- соответствие образования актуальным перспективным потребностям личности, общества и государства, повышение конкурентоспособности выпускников [3, 6].

Нельзя не подчеркнуть, что основой формирования многоуровневой системы непрерывного профессионального образования являются университетские комплексы, обладающие необходимыми ресурсами для инновационного развития. Это позволяет осуществлять интеграцию среднего и высшего профессионального образования (СПО), при этом учреждение СПО рассматривается как важное звено ранней профессиональной ориентации и подготовки молодежи в системе непрерывного многоуровневого профессионального образования [1].

В данной статье рассматривается интегрированная система непрерывного профессионального образования СПО - ВПО, в которой интеграция СПО и ВПО позволяет использовать преимущества как среднего, так и высшего профессионального образования для подготовки конкурентоспособных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками с учетом современных тенденций рынка труда. В то же время в процессе интегрированной деятельности учреждений СПО и ВПО сформировался ряд проблем, тормозя-

щих развитие интеграционных процессов в данной образовательной системе. К их числу относятся:

- недостаточная проработанность путей обеспечения высокого качества подготовки конкурентоспособных специалистов в рамках многоуровневой подготовки;

- отсутствие достаточно полного определения результатов взаимовлияния СПО и ВПО [5, 6].

Поскольку приоритетными задачами системы непрерывного профессионального образования является подготовка конкурентоспособных специалистов в интересах государства, общества и личности, то основополагающим принципом в данном случае выступает идея постоянного обеспечения конкурентоспособности специалистов на протяжении всей трудовой деятельности. При таких условиях обеспечение конкурентоспособности должно осуществляться на всех ступенях образования за счет совместной деятельности СПО и ВПО, обучаемых, специалистов и работодателей в учебно-производственном и воспитательном процессе.

Конкурентоспособность специалиста определяется степенью соответствия компетенций специалиста требованиям рынка, в частности совокупностью профессиональных компетенций, социальных и субъективных качеств специалиста. Это определяется объективными показателями - специальностью, социально-экономическими факторами и политическими условиями [3].

В связи с этим необходимо рассматривать непрерывное профессиональное образование как многоступенчатый процесс повышения конкурентоспособности специалиста, что указывает на необходимость обеспечения целостности многоуровневой профессиональной подготовки. Следовательно, задачи управления интегрированной системой непрерывного профессионального образования могут рассматриваться как обеспечение формирования определенного уровня конкурентоспособности специалиста на каждом этапе продвижения выпускников по образовательным ступеням, что в значительной степени повысит конкурентоспособность выпускников в целом. При этом функцией каждого из участников интегрированного комплекса

СПО - ВПО по формированию конкурентоспособности является устранение несоответствий между требованиями работодателей и компетенциями специалистов на всех образовательных уровнях.

В соответствии с этим концепция обеспечения конкурентоспособности специалистов основывается на следующих принципах:

1. Конкурентоспособный специалист - это специалист, обладающий совокупностью компетенций, соответствующих потребностям рынка труда.

2. В формировании компетенций конкурентоспособного специалиста участвуют работодатели, учреждения ПО, обучаемые на основе общей экономической эффективности.

3. Управление конкурентоспособностью специалистов осуществляется на всех образовательных ступенях в режиме непрерывного совершенствования качества их подготовки [3, 6].

Реализация данных принципов в большей степени может быть выполнена за счет активизации взаимовыгодного партнерства СПО и ВПО. Рассматриваемый тип взаимодействия образовательных учреждений ПО с различными уровнями подготовки позволяет в современных условиях повысить инновационный потенциал образовательной системы, укрепить материально-техническую базу учреждений профессионального образования, привлечь дополнительные средства и усовершенствовать инновационную систему непрерывного профессионального образования при эффективном использовании бюджетных средств.

Очевидно, что основная цель такого сотрудничества в условиях интегрированного комплекса СПО - ВПО выражается в создании гибкой системы подготовки и переподготовки конкурентоспособных специалистов при существенной экономии бюджетных средств. В то же время это способствует повышению конкурентоспособности интегрированного комплекса СПО - ВПО за счет расширения спектра научно-образовательных услуг и внедрения инновационных технологий.

Партнерство СПО и ВПО в области развития системы непрерывного образования характеризуется следующими признаками:

- наличием сходных стратегических интересов, совместных стратегических целей и задач инновационного развития;

- интеграцией ресурсов для инновационной и образовательной деятельности;

- совместным анализом результатов и управлением инновационно-образовательной деятельностью.

В таком взаимодействии заинтересованы все участники - учреждения ПО, выпускники, работодатели и образование в целом, что свидетельствует о возможности повышения качества образования на каждой образовательной ступени интегрированного комплекса СПО - ВПО».

Между тем, в результате исследования совместной деятельности СПО и ВПО в интегрированном комплексе СПО - ВПО выделяются следующие препятствия для ее успешного осуществления:

- недостаточный опыт ведения совместной деятельности;

- слабая связь с работодателями;

- размытые реальные представления о рынке и всех его составляющих;

- недостаточно устойчивая правовая база обеспечения преемственности образовательных

уровней;

- неотработанные механизмы ведения совместной деятельности;

- недостаточное использование интегрированного инновационного потенциала;

- слабо сформированная система сквозной непрерывной подготовки.

Следовательно, решение установленных задач с учетом специфики и особенности образовательно-инновационной деятельности в интегрированном комплексе СПО - ВПО необходимо осуществлять прежде всего за счет более рационального использования интеллектуальных ресурсов. Наряду с этим следует сформировать не только устойчивый интеллектуальный потенциал, способный инициировать и реализовывать инновационные проекты различной сложности и направленности, но и активизировать инновационную деятельность на каждой образовательной ступени интегрированного комплекса СПО - ВПО. Вместе с этим не менее важной является разработка единой стратегии управления развитием интегрированного комплекса СПО - ВПО, что в конечном итоге обеспечит подготовку конкурентоспособных специалистов для рынка труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балыхин, Г. А. Управление развитие образования: организационно-экономический аспект [Текст] / Г.А. Балыхин. - М.: Экономика, 2003. - 428 с.

2. Беляков, С.А. Управление образованием и инновации [Текст] / С.А. Беляков // Университетское управление. - 2008. - № 2. - С. 68-84.

3. Берзин, А. А. Принципы интеграции требований к компетенциям специалистов для обеспечения их конкурентоспособности и академической мобильности [Текст] / А.А. Берзин, А.В. Сидорин // Российская академия естествознания.- 2009. - № 5.-С. 94-98.

4. Салливан, Д. Непрерывное обучение как единственно важная компетенция [Электронный ресурс] / Д. Салливан // Ведущий портал о кадровом менеджменте. - Режим доступа: http://www.hrm.ru/nepreryvnoe-obuchenie-kak-edinstvenno-vazhnaja-kompetencija (Дата обращения: 25.12.2010).

5. Еременко, Т.В. Университет как среда обучения в течение всей жизни [Текст] / Т.В. Еременко // Высшее образование в России. - 2009. - № 1. - С. 77-82.

6. Лазарев, Г. Куда ведут ступени профессионального образования? [Текст] / Г. Лазарев // Высшее образование в России. - 2008. - № 7. - С. 3-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.