УДК 331
Рязанцева Инна Вячеславовна
директор Центра тестирования и профориентации Сибирской государственной геодезической академии
МЕХАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДСТВА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ
Ryazantseva Inna Vyacheslavovna
Director of the Centre for Vocational Testing and Counseling, Siberian State Academy of Geodesy
MECHANISM OF COMPETITIVE SPECIALISTS’ REPRODUCTION
Аннотация:
Взаимодействие всех уровней образования позволит увязать в единую систему обучение, мотивацию, профессиональное ориентирование и таким образом достичь сквозного профессионального образовательного процесса. Этот процесс будет способствовать наращиванию конкурентоспособных преимуществ на всех ступенях непрерывного образования. Реализация механизма воспроизводства конкурентоспособных специалистов возможна путем создания образовательного кластера, который обеспечит подготовку специалистов в соответствии с потребностями рынка труда.
Ключевые слова:
непрерывное образование, конкурентоспособный специалист, механизм, воспроизводство, образовательный кластер.
Summary:
Cooperation of all the education levels may compile a united system that includes education, motivation, vocational guidance, and thus to create a prevailing vocational education. Such an education contribute to accumulation of the competitive advantages on all the stages of the continuous training. Realization of the mechanism of competitive specialists’ reproduction is possible with creation of an educational cluster which provides training of the competitive professionals in accordance with the market demands.
Keywords:
continuous education, competitive specialist, reproduction mechanism, educational cluster.
Проблемы необходимой модернизации российской экономики, перехода на инновационный путь развития и обеспечения стабильного экономического роста можно решить только на основе совершенствования механизма воспроизводства конкурентоспособных специалистов для рынка труда. Необходимо это реализовывать, в том числе, на основе преобразований в системе профессионального образования. Анализ статистических данных, анкетирования и опросов руководителей предприятий и профессорско-преподавательского состава вузов позволил обозначить ряд определенных проблем в сфере образования, которые оказывают негативное влияние уже сегодня и будут оказывать в дальнейшем на развитие экономики:
- отсутствие единых подходов в подготовке квалифицированных кадров и осуществлении непрерывного образования, которые бы охватывали все формы и методы в современной системе высшей школы;
- отсутствие согласованных действий между рынком труда и рынком образовательных
услуг;
- дефицит обеспечения рынка труда квалифицированными кадрами;
- несоответствие профессиональной подготовки выпускников вузов потребностям рынка труда.
Предлагается реализацию механизма воспроизводства конкурентоспособных специалистов осуществлять на основе взаимодействия всех ступеней профессионального образования между собой и с рынком труда, что обеспечит стимулирование мотивационной составляющей профессионального самоопределения учащихся и гарантирует эффективность обучения для повышения конкурентоспособности выпускника на рынке труда.
«Механизм» в словаре С.И. Ожегова [1, с. 353] определяется как «последовательность процессов, определяющих собой какое-нибудь явление». Механизм как целенаправленно функционирующая система методов инструментов, рычагов и процедур взаимодействия различных субъектов и объектов представляет собой сложную по природе, интегральную по форме, динамично функционирующую организацию. По сути и содержанию, именно организация случайного или целенаправленного объединения систем, самостоятельных составляющих и их взаимосвязей в ходе определенного процесса, осуществляемого в конкретных условиях, и получила название механизма.
Механизм воспроизводства конкурентоспособных специалистов можно представить как организацию последовательных процессов и взаимодействий, формирующих цикл и позволяющих наращивать уровень компетенций для обеспечения конкурентных преимуществ. Под воспроизводством конкурентоспособного специалиста предлагается понимать наращивание и накопление объективных и субъективных характеристик специалиста, обеспечивающих конкурентные преимущества посредством системы непрерывной подготовки, способной удовлетворять требованиям современного рынка труда.
В основу построения механизма воспроизводства конкурентоспособных специалистов легли 4 основополагающие составляющие:
- субъекты (образовательные учреждения, работодатели и органы власти);
- объекты (непосредственно обучающиеся, будущие специалисты);
- механизмы (составляющие блоки взаимодействия, включающие в себя организационные мероприятия различного уровня);
- уровни формирования компетенций (этапы обучения, отражающие набор сформированных компетенций).
Механизм воспроизводства конкурентоспособных специалистов представляет собой совокупность взаимосвязанных действий на вертикальном и горизонтальном уровнях между образовательными учреждениями различного уровня и органами власти. Схематически реализация механизма воспроизводства конкурентоспособного специалиста представлена на рисунке 1.
Формирование группы обучающихся
Проведение блока мероприятий, направленных на формирование начальных профессиональных компетенций
Мониторинг конкурентоспособности
Характеристики конкурентоспособности удовлетворительные ?
Нет
I
Стратегические оперативные, дополнительные мероприятия, по улучшению характеристик конкурентоспособности
Да
I
Проведение 2 блока мероприятий направленных на формирование конкурентоспособности специалиста
т
Мониторинг конкурентоспособности 1
Характеристики конкурентоспособности удовлетворительные ?
Нет
л
Да
Стратегические оперативные, дополнительные мероприятия, по улучшению характеристик конкурентоспособности
і
Проведение мероприятий в период обучения
Специалист с определенными конкурентоспособными характеристиками
Рисунок 1 - Авторская модель реализации механизма воспроизводства конкурентоспособных специалистов
1 этап - включает в себя организационные моменты (формирование учебных групп и подбор учебных заведений), подписание соглашений о сотрудничестве, разработку планов совместных мероприятий, согласование сроков и методов их реализации;
2 этап - реализует мероприятия, запланированные на 1 этапе, которые могут проводиться на базе общеобразовательных учреждений, вуза, а также непосредственно на территории работодателей;
3 этап - промежуточный мониторинг конкурентоспособности, дающий информацию о сформированных компетенциях и уровне конкурентоспособности.
Далее разрабатывается план стратегических и оперативных мероприятий, направленных на получение характеристик (компетенций) более высокого уровня и качества для повышения конкурентоспособности специалиста.
4 этап - период поступления в учебное заведение среднего или высшего профессионального образования; происходит формирование групп студентов по определенным специальностям и направлениям;
5 этап - включает в себя несколько промежуточных подэтапов, которые содержат в себе период обучения в учебном заведении и проведение промежуточного мониторинга конкурентоспособности студента.
При получении неудовлетворительных характеристик при проведении мониторинга на промежуточном этапе, необходимо следующий блок мероприятий составлять с учетом дополнительных мероприятий, направленных на улучшение данных характеристик.
Если компетенции студента удовлетворяют заданным параметрам, то переходим к следующему блоку мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности.
6 этап - на данном этапе получаем специалиста с определенными характеристиками конкурентоспособности, которые напрямую будут зависеть от качества согласованных интегрированных взаимодействий между всеми субъектами профессионально-образовательного пространства и рынка труда.
7 этап - мониторинг проводится центром по трудоустройству, формируется портфолио выпускника, которое включает все его успехи и достижения в период обучения в профессиональном учебном заведении. Проводится анализ трудоустройства выпускников по полученной специальности.
8 этап - мы получаем конкурентоспособного специалиста.
Реализация механизма воспроизводства конкурентоспособных специалистов предполагает систему взаимодействия вуза с общеобразовательными учреждениями, учреждениями среднего профессионального образования, интеграцию с рынком труда и состоит из комплекса мероприятий.
Мероприятия с общеобразовательными учреждениями:
Блок 1. Мероприятия, направленные на развитие творческой и одаренной молодежи и повышение качества подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ (подготовка к ЕГЭ; разработка программ и ведение элективных курсов и занятий; проведение олимпиад и конференций; разработка и внедрение электронных учебников по общеобразовательным предметам; привлечение старшеклассников к научно-исследовательской деятельности).
Блок 2. Мероприятия, направленные на популяризацию высшего образования и повышение общего имиджа вуза (проведение компьютерного профориентационного тестирования; чтение цикла лекций для учащихся специализированных классов; проведение тематических встреч со старшеклассниками города и области; проведение «Дней открытых дверей» и участие в ярмарках учебных заведений; организация посещений родительских собраний; подготовка и распространение электронных информационно-справочных материалов, способствующих профессиональной ориентации старшеклассников).
Блок 3. Мероприятия, направленные на привлечение иностранных граждан, в том числе из числа соотечественников стран СНГ для обучения в вузе (профориентационная работа в странах СНГ; проведение выездных и дистанционных подготовительных курсов для школьников стран СНГ; проведение региональных и вузовских интернет-олимпиад в странах СНГ).
Мероприятия с учреждениями среднего профессионального образования:
Блок 1. Развитие интегрированной системы непрерывного образования (привлечение преподавательского состава вуза к образовательному процессу в учреждениях СПО; согласование учебных программ учреждений СПО и вуза; организация совместного учебного процесса в рамках реализации программ непрерывного многоуровневого образования, организация практик для студентов СПО с привлечение профессорско-преподавательского состава вуза; разра-
ботка вариативных интегрированных образовательных программ, учитывающих требования работодателей).
Блок 2. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс (организация комплексной системы повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин с изучением инновационных педагогических технологий; проведение профессорско-преподавательским составом вуза обучающих семинаров и конференций по инновационным образовательным технологиям; организация совместной научно-исследовательской деятельности; взаимодействие по эффективному использованию материально-технической базы учреждений СПО и вуза для удовлетворения потребностей образовательного процесса научнопроизводственной направленности).
Блок 3. Организация совместной профориентационной работы для популяризации непрерывного профессионального образования (повышение квалификации по программам послевузовского образования; оптимизация процедуры поступления выпускников учреждений СПО в вуз для получения высшего образования; совместное участие в региональных и всероссийских семинарах, конференциях, симпозиумах по вопросам профессионального и непрерывного образования).
Мероприятия с работодателями:
Блок 1. Модернизация учебного процесса (привлечение работодателей к экспертной оценке качества образовательных программ и оценке качества профессионального образования и профессиональной подготовки выпускников; привлечение представителей реального сектора экономики в состав преподавателей специальных дисциплин; привлечение работодателей к реализации совместных междисциплинарных проектов, включающих взаимодействие студентов вуза, техникума и специалистов производственных компаний и организаций, организация учебных и производственных практик на предприятиях).
Блок 2. Содействие занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников (создание базы данных о выпускниках; содействие в трудоустройстве; организация стажировок; проведение Ярмарок вакансий и Дней карьеры; активное привлечение работодателей к профориентационной деятельности вуза; проведение совместных маркетинговых исследований рынка труда; реализация целевой контрактной подготовки; проведение профессионального консультирования; создание организационных и информационных условий сетевого взаимодействия вуза и учреждений СПО с объединениями (союзами, ассоциациями) работодателей).
Блок 3. Организация дополнительного обучения (курсы повышения квалификации и переподготовка для удовлетворения потребностей специалистов в получении новых знаний о достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте; обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых методов решения профессиональных задач).
Реализация механизма воспроизводства конкурентоспособных специалистов возможна путем создания образовательного кластера, который обеспечит подготовку конкурентоспособных специалистов в соответствии с потребностями рынка труда.
Внедрение механизма воспроизводства конкурентоспособных специалистов на основе интеграции рынка труда и образования обеспечивает динамичное развитие всех ступеней многоуровневой подготовки и позволяет в рамках организации учебного процесса в вузе адаптировать теоретическую и профессиональную подготовку будущих специалистов к современным требованиям производства [2, с. 201]. В результате создаются условия для обеспечения доступности качественного общего, среднего и высшего профессионального образования; оптимизация и сокращение затрат при осуществлении образовательного процесса; подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
Ссылки:
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1997. 571 с.
2. Шабурова А.В., Рязанцева И.В. Интеграция взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в системе непрерывного образования как фактор повышения качества подготовки квалифицированных специалистов // Сб. материалов региональной научно-методической конференции. Новосибирск, 2011. 353 с.