интересен также тем, что разводит функции государства и бизнеса в инвестировании и развитии дорожной инфраструктуры. Отмечаются ограниченные возможности использования платных дорог в России в современный период. В то же время четко сформулировано, что в условиях рыночной экономики надежность, скорость и безопасность перемещения пассажиров и грузов приобретают приоритетное значение.
Библиографический список
1. Андреева Н. В., Середа И. В., Трубников Л. А. Инновации в развитии жилищного строительства в регионе : монография / под ред. Н. В. Андреевой. -Владимир: Владим. гос. ун-т, 2011. - 157 с.
2. Архипова В. Ф. Пути решения проблем развития дорожного строительства // Инвестиции и инновационное развитие. Проблемы. Перспективы : монография / под ред. Б. В. Генералова. - Владимир, 2011. - 284 с.
3. Брагина З., Дудяшова В., Карякин В. Доминанты ноосферного подхода к сохранению и развитию лесного хозяйства // Вестник КГУ. - 2011. - № 4.
4. Владыкина Т. На деревню дедушкам // Российская газета. - 2011. - № 77 (5453). - 12 апреля.
5. Шулепова Е. Дружба по расчету // Российская газета. - 2011. - № 221 (5597). - 4 окт.
6. Экономика США / под ред. В. Б. Супяна. -СПб.: Питер, 2003.
7. Экономика. Дорожное строительство // Российская газета. -2012. - 27 янв.
Babaev B. D., Borisov V. V., Orlov V. V., Tchekmarev V. V.
ABOUT AN URGENCY OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP
Flexibility of public-private partnership as a form of consolidation of state, business and population resources is shown in the article; those acute problems of social and economic life that can be solved effectively on the basis of state and nonstate structures partner activity are designated also.
Keywords: public-private partnership, project form of production organization, region, social and economic development priorities.
УДК 332.1
Орлова Т. В., Шангараев Р. Г. К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА
В статье рассматриваются теоретические вопросы формирования и развития информационно-инновационной среды региона.
Ключевые слова: информационная среда, инновационная среда, предпосылки.
Вопросы информационно-инновационного развития являются актуальными и активно обсуждаемыми. Однако, как правило, в таких исследованиях рассматриваются экономические системы уровня национальной экономики или предприятия, тем самым упускается из вида такой уровень исследования, как регион. В странах с федеративным устройством, к которым относится Россия, регионы, обладая определенным уровнем самостоятельности в решении экономических проблем, играют важную роль. Поэтому крайне важной является задача разработки комплексной системы взглядов на региональную информационно-инновационную среду.
Следует отметить, что в современной экономической литературе недостаточно исследованы вопросы создания информационно-инновацион-
ной среды в целом и на уровне региона в частности. Как нам видится, необходимо восполнить этот пробел и решить ряд задач: 1) определить предпосылки для создания информационно-инновационной среды региона (ИИСР); 2) сформулировать понятие ИИСР; 3) выделить ее компоненты; 4) определить механизм взаимовлияния компонентов и процессы, протекающие в информационно-инновационной среде.
Необходимость создания информационно-инновационной среды региона (ИИСР) обусловлена рядом предпосылок. Приведем их в порядке возрастания важности.
1. Установка первых лиц государства.
Направления инновационного и информационного развития озвучены первыми лицами
14
© Орлова Т. В., Шангараев Р. Г., 2011
К вопросу об информационно-инновационной среде региона
государства. Если первое направление активно стимулируется призывам и заявлениям высших чиновников1, то во втором четко наметилась тенденция в использовании государственными служащими современных информационных ресурсов в рабочих интересах. Таким образом, можно отметить явный посыл «сверху» для различных экономических агентов, побуждающий к освоению новейших информационных технологий и инновационных разработок.
2. Наличие приоритетных федеральных целевых программ, направленных на развитие инноваций и информатизации.
В современных рыночных условиях и реалиях российской экономики весьма актуальной, востребованной и эффективной становится проектная форма деятельности. В рамках государственной поддержки мероприятий по модернизации экономики и социальной сферы основным инструментом становятся государственные федеральные целевые программы. Министерство экономического развития России проводит следующие ФЦП в области развития инноваций и информатизации: 1) научные и научно-педагогические кадры инновационной России; 2) глобальная навигационная система; 3) исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России; 4) развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации; 5) развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники; 6) ядерные энерготехнологии нового поколения; 7) развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации и др.
Использование ФЦП является действенным катализатором активации инновационной и информационной активности экономических субъектов.
3. Высокий уровень развития информационных технологий.
Высокий уровень развития информационных технологий подталкивает различных экономических агентов к более широкому их использованию. В качестве показателей, подтверждающих высокую значимость современных информационно-коммуникационных технологий, можно привести следующие.
1. Количество пользователей Интернета в России и мире - 60 млн и 2 млрд чел. Соответственно [1].
2. Возрастание объемов оказываемых через Интернет услуг - объем Интернет-торговли в
2010 г. составил, по данным «Российской газеты», 176 млрд руб.[2], а в 2011 г. прогнозируется значение 315 млрд руб. [11], в то время как аналогичные показатели по розничной торговле составили 16468,6 и 19035,5 млрд руб. [10, с. 23]; можно привести и другой пример: в таком регионе, как Татарстан, в электронном виде проходят 32 % оплаты штрафов ГИБДД, 59 % записей в детсады, 74 % записей на регистрацию брака, 19 % заявлений на получение загранпаспорта [5].
3. Быстрая окупаемость 1Т-проектов: по мнению аналитика компании GrossMedia Павла Грачева, «средний срок окупаемости 1Т-проекта - три месяца» [3], а директор по ERP-решениям фирмы «1С» Алексей Нестеров оценивает среднюю эффективность разработок своей компании следующими показателями:
«Предприятия в среднем: 1) снизили объемы привлечения краткосрочных финансовых ресурсов до 15 %; 2) увеличили оборачиваемость денежных средств до 5 %; 3) сократили затраты на приобретение и хранение сырья и материалов до 15 %; 4) снизили объемы незавершенного производства до 30 %; 5) срок окупаемости ИТ-проекта составил от 1 года до 2 лет» [6].
В современной научной литературе довольно часто мы сталкиваемся с понятием информационной или инновационной среды. Давайте посмотрим, что же понимают авторы под этим.
На наш взгляд, достаточно развернутое понятие инновационной среды предлагается Ю. А. Карповой в работе «Инновационная среда как объект социологии инноватики: проблемы управления»: «Инновационная среда - это сложная система правовых, материальных, финансово-экономических, политических и духовных условий существования индивидуумов и групп; институтов, культур, обеспечивающих разработку новшеств и последовательную их трансформацию и внедрение в нововведение» [4]. В данном определении имеются два ключевых, на наш взгляд, момента: 1) понимание среды как совокупности условий, в которых действуют экономические агенты; и 2) указание на конечную цель функционирования инновационной среды - разработку и внедрение новшеств. Однако в этом определении есть один существенный недостаток: среда, по мнению автора, пространство статичное, не предполагающее масштабирования, тем самым не позволяющее изменять уровень рассматриваемого объекта - по указываемым
Экономика образования ♦ № 5, 2011
15
типам условий (духовные) и экономических субъектов (институты, культура).
Теперь обратим внимание на имеющиеся в экономической литературе подходы к определению информационной среды. Наиболее часто встречаются следующие два подхода.
В первом случае информационная среда понимается как совокупность информационных условий существования субъекта (наличие информационных ресурсов и их качество, развитость информационной инфраструктуры), а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации [9].
Согласно второму подходу информационная среда - это функциональная структура, реализующая процесс управления путем формирования и реализации в текущий момент времени 1 информации - объекта, осуществляющего управляющее воздействие, построенного на основе данных о предыдущем состоянии объекта в 11 для достижения им целевого состояния в последующий момент времени ^ [6]. Очевидно, что данное определение является более подходящим для информатики, чем для экономической теории.
Структурирование информационной среды происходит через выделение основных компонентов: 1) совокупность информации, информационных ресурсов, знаний, баз и банков данных, информационных систем; 2) совокупность принципов и технологий осуществления информационных процессов; 3) инфраструктура.
Необходимо пояснить взаимосвязь инновационной и информационной составляющих среды. На наш взгляд, степень готовности и зрелости информационной среды формировать и обслуживать инновационные процессы во многом зависит от полноты и достаточности структурных компонентов среды. Иными словами, информатизация представляет собой инфраструктурную базу для инновационной сферы.
Информационная среда региона в нормальных условиях должна, с одной стороны, адекватно отражать основные экономические процессы; с другой стороны, активировать деятельность экономических субъектов за счет качественного удовлетворения информационных потребностей.
Таким образом, под средой мы понимаем экономическое пространство, в рамках которого существуют определенные социально-экономические, политико-правовые, материально-технические и культурные условия и протекают процес-
сы, способствующие достижению целей экономическими агентами.
Среда в целом существует всегда, однако в зависимости от интенсивности и качества условий ее составляющих, а также цели функционирования можно выделить частные случаи среды, в нашем случае это информационно-инновационная среда.
Учитывая все вышесказанное, под информационно-инновационной средой региона мы понимаем экономическое пространство региона, в рамках которого существуют определенные социально-экономические, политико-правовые, материально-технические и культурные условия и протекают процессы, обеспечивающие разработку нововведений и последовательную их трансформацию в инновационную продукцию при минимальных потерях от недостаточности и недостоверности информации и активизацию инновационно и информационно настроенного населения.
Следует отметить, что цель функционирования среды масштабная и ее можно разбить на несколько составляющих: во-первых, среда должна активизировать процессы, протекающие в обществе, а во-вторых, она должна способствовать выделению и развитию инициативных людей.
Примечание
1 Из реальных, практических мер можно выделить создание российского аналога «силиконовой долины» - «Сколково» и особых экономических зон, регулируемых Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». К слову, последнее направление развивается недостаточно «инновационно»: из 24 ОЭЗ 13 туристско-рекреационные; 3 портово-логистические; 4 промышленно-производственные и 4 технико-внедренческие, то есть лишь треть из ОЭЗ можно отнести к области инноваций.
Библиографический список
1. Internet Users in Europe. March 31, 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.internetworldstats.com/stats4.htm (дата обращения 26.11.2011).
2. Благовещенский А. Годовой объем Интернет-торговли в России вырос до 176 миллиардов рублей // Российская газета. - 2011. - 14 февр. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/02/14/ torgovlya-site-anons.html (дата обращения 26.11.2011).
3. Владимиров А. Инвестиционный обзор с 13 по 20 ноября. Поздняя осень, а деньги «зеленеют» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fcinfo.ru/ theme s/basic/materials-document.asp?folder = 2820&matID=295266 (дата обращения 26.11.2011).
Кластерные инициативы региона и модернизация высшего технического образования
4. Карпова Ю. А. Инновационная среда как объект социологии инноватики: проблемы управления // Инновации. - 2008. - № 10.
5. Легезо Д. Электронное госуправление Татарстана впечатляет успехами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cnews.m/news/top/mdex.shtml?2011/ 11/25/465935 (дата обращения 26.11.2011).
6. Максимов Н. В. Информационная среда науки и образования: от информационного обслуживания к распределенной системе управления знаниями // Информационное общество. - 2009. - № 6. - С. 58-67.
7. Нестеров А., Яковлев А. Окупаемость инвестиций в информационную систему // Управляем предприятием. - 2011. - № 10 (10). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://consulting.1c.ru/journal-articlejsp?id=234 (дата обращения 26.11.2011).
8. Обзор рынка мобильных телефонов, подготовленный компанией «Market Publishers» (22.08.2011) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// marketpublishers.ru/lists/8295/news.html (дата обращения 26.11.2011).
9. Петрова Е. В. Человек и информационная среда: проблемы взаимодействия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.congress2008. dialog21.ru/Doklady/16410.htm (дата обращения 13.11.2010).
10. Статистический бюллетень. - 2011. - № 8 (179).
11. Эксперты оценивают объем рынка интернет-торговли в России в 2011 году выше своих ожиданий - в 310-315 млрд рублей [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.tasstelecom.ru/news/one/ 5285 (дата обращения 26.11.2011)
Orlova T. V., Shangaraev R. G.
TO THE QUESTION ON THE INFORMATION AND INNOVATION ENVIRONMENT OF THE REGION
The article considers the theoretical issues of the formation and development of innovative environment of the region.
Keywords: information environment, innovative environment, preconditions.
УДК 338.24: 334.012.35
Бондырева И. Б.
КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ РЕГИОНА И МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье рассматриваются вопросы кластерной политики на региональном уровне, виды кластеров, взаимосвязь вузов и предприятий по подготовке кадров для инновационного развития.
Ключевые слова: региональное развитие, кластер, высшее техническое образование, подготовка выпускников, адаптация на рынке труда, инновационно сть.
В настоящее время в России активно обсуждается возможность применения кластерного подхода к регулированию социально-экономического развития территориальных систем различного уровня. Большинство отечественных ученых рассматривает кластеризацию как рыночный механизм повышения уровня конкурентоспособности российских регионов на основе интеграции науки, образования, производства и власти [4]. Министерством экономического развития в 2007 г. был разработан проект
«Концепции кластерной политики в Российской Федерации», породивший все растущее число кластерных инициатив на уровне городов и регионов. Ярким примером в этом отношении является Ярославская область, утвердившая в 2009 году свою концепцию кластерной политики [5].
На уровне субъекта РФ кластерную политику можно рассматривать как систему отношений между органами государственной власти области и хозяйствующими субъектами по поводу
© Бондырева И. Б., 2011
Экономика образования ♦ № 5, 2011
17