Научная статья на тему 'Об актуальности государственно-частного партнерства'

Об актуальности государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
212
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об актуальности государственно-частного партнерства»

ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАТ

УДК 331.105.6

Бабаев Б. Д., Борисов В. В., Орлов В. В., Чекмарев В. В. ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

В статье показана гибкость государственно-частного партнерства как формы объединения ресурсов государства, бизнеса, населения, а также обозначены те острые проблемы социально-экономической жизни, которые можно эффективно решать на основе партнерской деятельности государственных и негосударственных структур.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, проектная форма организации производства, регион, приоритеты социально-экономического развития.

В последние годы заметно возрос интерес и научной общественности, и хозяйственников, и политиков к теме государственно-частного партнерства. Для многих стало очевидным, что в Российской Федерации, равно как и во всем остальном мире, объединение ресурсов государства, бизнеса, населения, которое может быть осуществлено в самых разнообразных формах и на разных уровнях взаимодействия, приходится рассматривать как важнейшее средство рационализации использования ресурсов, повышения эффективности производства, вообще решения широкого круга внутренних и внешних задач. С одной стороны, теоретически это можно объяснить провалами рынка, когда рынок не все проблемы социально-экономической жизни в состоянии эффективно решить, с другой стороны, жизнь выдвигает задачи поиска новых форм взаимодействия рынка и государства в интересах совместного решения актуальных проблем. В отношении России с ее неоптимальной по рыночным параметрам национальной экономикой нужно недвусмысленно выразить мысль, что ГЧП - это реальный хозяйственный инструмент, благодаря которому можно разрешить многие, иногда тупиковые ситуации, в которые заходит рыночная жизнь.

Обращение непосредственно к хозяйственной жизни показывает, что ГЧП трактуется достаточно широко и, возможно, вольно, при этом, на наш взгляд, можно выделить как простейшие, так и сложные его формы. Однако вначале необходимо конкретизировать тему целевых функций.

Во-первых, ГЧП может представлять собой договор государства с бизнесом (юридическими лицами), договор предпринимательского характера, предполагающий создание совместной собственности (вопрос о правилах ее эксплуатации оставляем за скобками). Есть очень много предприятий с участием государственного капитала, при этом как в сфере материального производства (энергетика, авиастроение, судостроение и пр.), так и в сфере нематериального производства (выставочные комплексы, научные и образовательные центры и пр.). Подчеркиваем, что в данном случае речь идет о предпринимательских структурах.

Другой вариант - договор государства в лице какого-либо госоргана с юридическим лицом на предмет создания некоммерческой организации, например, какого-либо благотворительного фонда, оказывающего грантовую поддержку каким-либо проектам или талантам. Такая практика широко развита за рубежом, но и у нас тоже на этот счет есть примеры.

В рамках ГЧП можно рассматривать и такие простейшие формы (можно рассматривать как зародышевые формы ГЧП), как, например, со-финансирование проектов отдельных граждан или их коллективов, общностей, причем в одних случаях речь идет о предпринимательских проектах, в других случаях - о проектах некоммерческого характера.

Здесь мы возвращаемся к теме простейших и сложных форм ГЧП. Губернатор Тульской обла-

8

© Бабаев Б. Д., Борисов В. В., Орлов В. В., Чекмарев В. В., 2011

сти В. Груздев в качестве моделей государственно-частного партнерства рассматривает технопарки, особые экономические зоны, кластеры [5, с. 18]. Такой взгляд распространен, в данном случае имеет место объединение ресурсов государства и негосударственных структур для решения определенных задач, которые в большинстве случаев в конечном счете приобретают коммерческий характер. Можно указать и на сравнительно простые формы, которые с теми или иными оговорками тоже можно трактовать как ГЧП. Подчеркиваем: с оговорками. Например, если государственный или муниципальный орган на договорной основе оказывает финансовую поддержку конкретному лицу, семье, группе лиц или даже населению поселка, при этом свой вклад делает государство, но свои ресурсы вкладывает в дело и другая сторона, то это можно рассматривать как ГЧП. Однако в этом случае чаще всего решаются вопросы некоммерческого плана. Например, средства муниципалитета или даже региона объединяются со средствами граждан населенного пункта в интересах организации или улучшения водоснабжения, канализации, строительства и ремонта дорог или чего-нибудь другого. В данном случае складываются простейшие формы ГЧП, но самое главное здесь налицо - это объединение ресурсов для решения задач, в которых присутствуют интересы и одного, и второго участника.

Одни формы ГЧП нацелены на решение макропроектов и проектов на уровне регионов. Они могут представлять собой проекты, выполнение которых идет длительное время. Нам представляется, что в рамках ГЧП можно трактовать мероприятия такого рода: частные строительные организации возводят жилые дома и культурно-бытовые объекты, а государство принимает на себя заботы и финансирование, связанные с развитием дорог, подводкой электросетей, газоснабжением, обеспечением водой, канализацией и, возможно, кое-чем иным. Налицо два участника, они объединяют ресурсы, каждый делает вклад в общее дело, а в этом общем деле у каждого есть свой интерес. В настоящее время актуальна задача строительства жилья и социально-культурных объектов, при этом в рамках не только крупных, но и малых городов. Генеральный путь решения этой проблемы - указанное разделение труда, когда государство берет на себя заботы об инфраструктуре, а также о предоставлении земельных

участков. При таком подходе можно рассчитывать на интерес строительных организаций и на высокие темпы строительных работ. На этот счет можно привести достаточное количество примеров из практики Костромской, Ивановской, Владимирской и других областей, однако, по нашему мнению, факты эти достаточно известны, мы просто их констатируем для общей картины. Представляется, что в данном случае найдено оптимальное решение, которое с теоретической стороны можно трактовать в рамках идей госкапитализма, а в практическом ключе это можно именовать формой взаимовыгодного сотрудничества частного капитала и государства1.

ГЧП имеет свои специфические задачи в границах регионов. Укажем на некоторые моменты. Так, известно, что 70 субъектов РФ из 83-х являются дотационными, получают трансферты из федерального бюджета. В рамках этих дотационных субъектов основная масса муниципальных образований типа административных районов или малых городов также доходную часть бюджета формируют в заметной степени за счет региональных трансфертов. Остается третий уровень -это по преимуществу сельские поселения или рабочие, сельские поселки, они тоже в существенной части живут на трансфертах, но поскольку в очередности получения денег они находятся в конце, а социальные нормативы финансирования либо отсутствуют, либо не выдерживаются в ходе финансовых операций, то они остаются внакладе. Между тем различные формы ГЧП, например, те же конкурсы на финансирование проектов сельских поселений, позволяют последним непосредственно получать нужные им средства, правда, при условии своего финансового вклада, который может быть по условиям конкурса в достаточной степени скромным2. Грантовые конкурсы позволяют активизировать местные силы, мобилизовать низовую общественность на решение конкретных задач поселения. Люди, один раз получившие грант, вдохновляются и уже пытаются принять участие в последующих конкурсах, с тем чтобы получить дополнительные ресурсы для решения своих вечных проблем, которые возникают одна за другой.

Конкурсы с грантовой поддержкой, различные формы финансовой помощи, идущие в рамках соучастия (софинансирования) действуют и в отношении физических лиц, конкретных семей, небольших групп лиц, организованных, например,

по профессиональному признаку. В данном случае реализуется известный принцип: людей надо всячески активизировать, надо опираться не только на коллективный, но и на индивидуальный интерес. Государство (по его поручению - соответствующий госорган или муниципалитет) определяет острые вопросы, которые необходимо решать в рамках трудовой активности отдельного лица или семьи (например, решение жилищной задачи, получение образования или новой квалификации и пр.). Сообразно со своими ресурсами государственные или муниципальные органы реализуют различные формы стимулирования личной, семейной инициативы, используя простейшие формы того, что с известными оговорками можно назвать ГЧП. Такие формы широко известны не только в нашей, но в еще большей степени в мировой практике. Человек может получить поддержку на приобретение жилья при условии своего долевого участия. Долг государству или муниципалитету может быть выплачен не полностью, а при определенных условиях даже быть списанным (например, если человек работает в структуре муниципалитета 10-15 лет беспорочно, то долг частично может быть уменьшен). Важно понять то, что в данном случае решаются те проблемы, которые в наибольшей степени беспокоят властные структуры: острота жилищной темы, безработица, необходимость дать молодежи образование и пр.

Развивая тему регионального аспекта ГЧП, мы фиксируем чрезвычайно высокую гибкость этой формы. Во-первых, она может использоваться на разных уровнях экономики - и на уровне народного хозяйства, и на уровне региона, и на уровне межрегиональных взаимодействий, и на уровне муниципалитета и межмуниципальных связей, и на уровне низового поселения, семьи, индивида. Во-вторых, с ее помощью можно решать широкий круг вопросов, начиная от индивидуального строительства или организации гражданином собственного дела и кончая строительством и эксплуатацией крупных объектов регионального или даже муниципального, возможно, международного значения. В-третьих, само понятие ресурса, используемого в формуле объединения ресурсов государства и другого участника, может толковаться многозначно, включать в себя разные виды ресурсов, а не только деньги или материалы, возможно использование трудовых ресурсов, предоставление помещений в аренду и т. д.

В-четвертых, ГЧП по своей экономической сути имеет отношение либо к формированию совместной собственности, либо к совместному управлению, либо одновременно к тому и другому. В этом смысле можно говорить о типах ГЧП, но это уже в большей степени общая проблематика, нежели проблематика регионального толка. В-пятых, как мы уже видели, рассматриваемая форма предполагает решение как предпринимательских, то есть коммерческих проектов, так и проектов некоммерческого характера. В-шестых, существует возможность использования этой формы как для разработки предпринимательских задач на различных уровнях, так и для разработки непредпринимательских задач также на различных уровнях. Соответственно, в качестве критерия в первом случае выступает прибыль или приращение добавленной стоимости, во втором случае - удовлетворение самой общественной потребности без учета уровня рентабельности производства. В-седьмых, в ГЧП, как показывает практика, можно эффективно внедрить конкурсную форму самой договорной сделки, что способствует развитию духа соревновательности между участниками. Это достаточно важный пункт, поскольку одно дело - что-то предложить участнику на началах его участия в проекте, а другое дело - дать возможность этому лицу (физическому или юридическому) побороться за такое право выиграть грант на поддержку какого-либо начинания. В-восьмых, в систему ГЧП также удачно вписывается такая форма, как организация дела путем разработки и выполнения проекта. Слово «проект» стало в настоящее время остромодным, в то же время для этого есть необходимые предпосылки. Любой проект означает четкую обрисовку самой задачи и способов ее решения, означает ясность в ресурсном его обеспечении, предполагает возможность развить заинтересованность и ответственность участников для осуществления этого проекта. В таком понимании проект - форма мобилизации трудовой и предпринимательской инициативы людей.

Нам представляется, что понимание гибкости ГЧП чрезвычайно важно не только и даже не столько для теоретических трактовок темы, сколько для чисто практических нужд, ибо это тот организационно-правовой рычаг, использование которого повышает уровень управляемости в экономике, развивает трудовую и предпринимательскую инициативу, позволяет решать широкий круг

острых проблем. Возможно, ГЧП имеет определенную антибюрократическую составляющую, поскольку в существенной степени инициирует позитивную деятельность со стороны участника договора.

В рамках интересов Костромской, Ивановской, Владимирской и других областей ЦФО целесообразно поставить вопрос о том, какие проблемы являются для регионов достаточно острыми и при этом (и это главное!) могут быть решены на основе использования многообразных форм ГЧП. В данном случае мы ограничимся перечислением этих проблем (список, естественно, неполный), а в дальнейшем мы уже на конкретных примерах покажем возможности реализации некоторых из них. В данном случае для нас важно показать приоритеты, в рамках проблемного поля выделить в порядке очередности наиболее значимые для указанных регионов вопросы.

Проблема номер один - демографическая, вторая - проблема трудовых ресурсов. Происходит сокращение численности населения достаточно высокими темпами. Люди бегут в Москву, Санкт-Петербург, уезжают за границу, действуют по известному принципу - рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше. Вопрос заключается в том, как к решению этих проблем «пристегнуть» ГЧП. Если активно решать жилищные проблемы, предоставлять людям на сходных условиях благоустроенное жилье, то это даст эффект, особенно в соединении с темой трудоустройства3. Но людей также интересует еще состояние культурно-бытовой инфраструктуры. Как демографическую, так и трудовую проблему в условиях старопромышленных регионов Центра России также приходится ставить в связи с темой хозяйственного освоения территории (идет обезлюдивание крупных или сравнительно крупных территорий; особенно остро этот вопрос стоит перед Костромской областью).

В качестве темы номер три можно назвать бедность населения. Как включить в решение этой проблемы ГЧП? Это тоже существенный вопрос. В данном случае важна тема рабочих мест и уровня оплаты труда, а также приобретение людьми хороших, современных профессий. Современная профессия дает очень много, особенно в современных условиях, когда люди могут иметь не одну, а две-три формы занятости.

В качестве проблемы номер четыре можно назвать финансовые трудности регионов. Если

государство развивает тему софинансирования проектов, то это выгодно региону.

В качестве пятой проблемы назовем проблему профессионализма и компетентности кадров. Возможно, она даже более значима, чем финансовая проблема. Существует мнение, что в целом падает квалификация людей, при этом положение усугубляется растущей безответственностью. Те многочисленные аварии, которые происходят в стране, во многих случаях имеют в своем истоке человеческий фактор. Проблему профессионализма и компетентности кадров следует дополнить указанием на то, что явно недостаточно людей с хорошей предпринимательской и организаторской жилкой, тех, кто мог бы организовать эффективное собственное дело или участвовать в создании и затем эксплуатации какого-либо серьезного предприятия.

Проблема шестая - тема фрагментарности и разобщенности предприятий материального производства. Беда заключается в том, что многие фабрики и заводы прекратили свое существование (в их корпусах развернуты торговые или иные структуры, а иногда просто старые фабричные здания пустуют), а новое производственное строительство характеризуется точечностью и не имеет размаха. Это усугубляет безработицу. К сожалению, основные фонды устаревают, обновление идет медленно.

Серьезнейший характер имеет тема производственной и социальной инфраструктуры (проблема номер семь), это факт общеизвестный, в данном случае нужно четко сказать, что эта тема вообще не может быть решена без участия государства. Именно в этой сфере тема ГЧП особенно актуальна.

Назовем также вопрос энергосбережения (восьмая проблема). Существует очень много причин, в силу которых это актуально. С одной стороны, идут объективные процессы удорожания топливно-энергетических ресурсов, с другой стороны, существует масса фактов расточительного использования энергетических ресурсов. Если государство подключается к решению этой проблемы, это хорошо.

В качестве девятой темы, актуальной для ГЧП, вне всякого сомнения должна быть названа тема дорог. Ее можно показывать даже в рамках первых пяти наиболее значимых проблем. Важно не только преодолеть территориальную разобщенность региона, но и добиваться с помощью хоро-

ших дорог интеграции внутрирегионального жизненного пространства. Темпы роста автомобилизации оказались в нашей стране таковы, что поставили перед дорожным хозяйством и дорожным строительством массу острых и ответственных проблем. Страна явно отстала в решении этих проблем, особенно после упразднения в начале 2000-х гг. дорожных фондов, ныне восстановленных. Уже на государственном уровне ставится вопрос об использовании новых форм ГЧП в интересах дорожного строительства. Одним из новых механизмов выступают контракты жизненного цикла, в рамках которых государство будет закупать комплексную услугу по обеспечению бесперебойного движения по трассе и поддержанию дороги в нормальном техническом состоянии. Также продолжится развитие проектов строительства автодорог на основе классических концессионных соглашений [2, с. 45-56; 7]4.

В качестве десятой темы ГЧП с учетом специфики Костромской области укажем на лесное хозяйство. Речь идет о рациональном использовании лесов, что означает не просто потребление продуктов леса, но и его воспроизводство. Всегда приходится иметь в виду особую роль лесов в жизнедеятельности человеческого общества (воздух, почвы, воды, флора, фауна, деятельность человека, даже его психофизиологическое состояние - все это подвержено воздействию лесов). Специфический момент - длительность процессов восстановления, длящихся до 150-160 лет. Исследователи подчеркивают, что ныне в стране преобладает отраслевое использование леса, в то же время требуется комплексность, предполагающая учет интересов и координацию действий всех участников. Основные лесные проблемы: гибель лесов от вредителей и болезней, приобретшая из-за нынешней бесхозности массовый характер; очень значительные площади, ежегодно поражаемые пожарами; гибель перестоявшихся лесов на корню, происходящая из-за бездорожья и по другим причинам. Решение этих проблем, а также оптимизация лесопользования и ле-совосстановления в целом - это проблемы, которые не могут бить решены без эффективного наращивания участия государства. Выдвигаются соображения, что нужно выделить промышленные, экологические и рекреационные зоны. Лесное хозяйство - это вид деятельности с очень значительным мультипликативным эффектом. К сожалению, в Российской Федерации осваивается не более 30 % потенциально пригодных для этого лесов [3].

Все региональные проблемы мы не исчерпали, но наиболее значимые нами обозначены.

С начала 2012 г. вступил в действие Федеральный закон N° 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации...», которые формируются в интересах создания благоприятных условия для привлечения инвестиций. Создание зоны допускается на территории одного или нескольких муниципальных образований при соблюдении определенных условий. Одно из требований - наличие документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования (заметим, что эти темы актуальны и в связи с ГЧП). Формируются уполномоченные органы управления зоной территориального развития, составляется реестр резидентов, каждый из которых должен иметь свой инвестиционный проект, требования к которому формулируются в Законе. К мерам государственной поддержки могут относиться: бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ для реализации проектов с участием резидентов; создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в госсобственности; предоставление резидентам в аренду земельных участков из состава государственных и муниципальных земель; налоговые льготы; д) государственные гарантии РФ по кредитам; и др.

Тему зон территориального развития вполне правомерно толковать в рамках ГЧП.

Возникает вопрос - не слишком ли много забот возлагается на государство, которое многими понимается просто как политическая надстройка, в то время как в рамках ГЧП государство в еще большей степени проявляет себя как экономическая структура? Если поинтересоваться числом людей, занятых управлением страной, то можно придти к выводу, что эти люди должны быть все-таки при деле, а ГЧП с его проектами и конкурсными формами как раз такое дело дает. К тому же сами проекты в рамках ГЧП определяют конкретное поле деятельности чиновников, дают возможность простимулировать их работу, повысить персональную ответственность. В условиях, когда конкретный государственный служащий осуществляет определенный проект, его руководителям проще обеспечить надзор и контроль, в этом случае существует также возможность оперативно использовать фонд оплаты, саму заработную плату как средство поощрения инициативных или как рычаг наказания безынициативных работников.

Примечания

В целом тема объединения ресурсов государства и крупного капитала не нова. Эта практика широко используется даже в такой частнопредпринимательской стране, как США. Так, в плане такого сотрудничества шло развитие атомной энергетики, при этом построенные АЭС могли передаваться в эксплуатацию крупным частным компаниям или оставаться в ведении Штатов. Частный капитал привлекало то, что основную часть рисков принимало на себя государство, но в то же время оно давало возможность «попользоваться» и частному капиталу. Термин «государственное хозяйствование» в США и других капиталистических странах получил полные права гражданства [6]. Субсидирование и поддержка частного сектора - обычное явление в экономике капиталистического мира. Задачи государственного хозяйствования - реализация экономического потенциала корпоративного и некорпоративного секторов, решение приоритетов в области экономики, науки, в военной сфере, во внутренней и внешней политике.

Низовой муниципальный уровень, в особенности сельские поселения, при нынешнем состоянии межбюджетных отношений вечно испытывает финансовый голод. У руководителей этих поселений забот достаточно много, кругом дыры, денег нет, они живут под страхом ответственности за нецелевое использование выделенных средств, поскольку задерживают выдачу пособий, так как нужно рассчитаться за топливо, не выдают зарплату, поскольку нужно срочно отремонтировать школьные или больничные здания, и т. д. Конкурсная форма получения дополнительных ресурсов в рамках простейших форм ГЧП - это для них отдушина, однако дело заключается в том, что такая гран-товая поддержка не особенно сильно развита в стране, да и выделяемые суммы не особенно велики. Например, в Кировской области поселения могли получить в свое распоряжение всего лишь 1,5 млн р., при этом не все заявки удовлетворялись, поскольку сам регион в силу своей бюджетной бедности не мог выделить на грантовые нужды значительного объема средств [4, с. 11].

В связи с острой для России темой жилищной обеспеченности и жилищного строительства актуализируется проблема малоэтажной застройки. Согласно социологическим данным, на конец 2009 г. 61 % семей готовы улучшить жилищные условия самостоятельно, но в то же время 26,3 % семей нуждаются в помощи государства [1, с. 111]. То, что малоэтажное деревянное жилище дает новое качество жизни, общеизвестно, комментарии не нужны. Очень важно другое, существенное для нас в силу распространенной бедности населения, - снижение затрат на 1 кв. м общей площади дома. Вот сравнительная характеристика затрат на застройку поселения 100 семей: многоэтажный дом - 32,64 тыс. р., таунхаус по модульной техноло-

гии - 10,85 тыс. р. (затраты на 1 кв. м общей площади) [1, с. 23-24]. В качестве механизмов жилищного финансирования выступают: долевое строительство и продажа жилья в рассрочку; муниципальные жилищные сертификаты, то есть облигации; государственная бюджетная поддержка приобретения жилья населением как система целевых адресных субсидий; долгосрочное ипотечное жилищное кредитование населения. Муниципальные жилищные облигации как инвестиционная схема реализуются, как правило, под контролем и под гарантии региональных или муниципальных органов власти. Государственная бюджетная поддержка предполагает приобретение гражданами жилья с помощью государства, когда процентов семьдесят затрат падает на долю государственной субсидии (в зависимости от категории населения). Что касается ипотеки, то она поддерживается государством. Американская модель ипотечного кредитования считается классической, она двухуровневая: ипотечные кредиты, выданные на первичном ипотечном рынке, переуступаются затем специально созданным агентствам, пользующимся поддержкой государства.

В статье «Экономика. Дорожное строительство» раскрываются перспективы применения ГЧП с помощью контрактов жизненного цикла, при этом высказывается суждение, что эта бизнес-схема создаст условия для привлечения частных инвестиций и будет стимулировать строительных подрядчиков к ответственному исполнению своих обязательств. Полагают, что заложенные в этих контрактах концессионные механизмы таковы, что плохая дорога попросту разорит недобросовестного исполнителя. Заметим, что для частных инвесторов очень важно разделение рисков, они нацелены на то, чтобы главенствующая роль в этом процессе принадлежала государству. По состоянию на январь 2012 г., в Госдуме находились поправки в Закон «О концессионных соглашениях», разработанные по инициативе Минтранса. Закон в новой редакции даст право государству вступать в комплексные соглашения с инвесторами, где предусмотрено не только проектирование и строительство, но и содержание инфраструктуры. Другими словами, создается единый жизненный (производственный) цикл разных видов деятельности. Концессионер может за свой счет построить дорогу и затем эксплуатировать ее в режиме платности, но вместе с тем может получать от государства регулярные эксплуатационные платежи в зависимости, например, от интенсивности движения (дорога может использоваться в этом случае как в платном, так и в бесплатном режиме). Вариантом контрактов жизненного цикла может стать строительство новых дорог с участием госкомпаний и частных инвесторов.

Во второй статье отмечается, что дорожная инфраструктура морально и физически устарела и отстала от уровня автомобилизации лет на пятьдесят. Материал

интересен также тем, что разводит функции государства и бизнеса в инвестировании и развитии дорожной инфраструктуры. Отмечаются ограниченные возможности использования платных дорог в России в современный период. В то же время четко сформулировано, что в условиях рыночной экономики надежность, скорость и безопасность перемещения пассажиров и грузов приобретают приоритетное значение.

Библиографический список

1. Андреева Н. В., Середа И. В., Трубников Л. А. Инновации в развитии жилищного строительства в регионе : монография / под ред. Н. В. Андреевой. -Владимир: Владим. гос. ун-т, 2011. - 157 с.

2. Архипова В. Ф. Пути решения проблем развития дорожного строительства // Инвестиции и инновационное развитие. Проблемы. Перспективы : монография / под ред. Б. В. Генералова. - Владимир, 2011. - 284 с.

3. Брагина З., Дудяшова В., Карякин В. Доминанты ноосферного подхода к сохранению и развитию лесного хозяйства // Вестник КГУ. - 2011. - № 4.

4. Владыкина Т. На деревню дедушкам // Российская газета. - 2011. - № 77 (5453). - 12 апреля.

5. Шулепова Е. Дружба по расчету // Российская газета. - 2011. - № 221 (5597). - 4 окт.

6. Экономика США / под ред. В. Б. Супяна. -СПб.: Питер, 2003.

7. Экономика. Дорожное строительство // Российская газета. -2012. - 27 янв.

Babaev B. D., Borisov V. V., Orlov V. V., Tchekmarev V. V.

ABOUT AN URGENCY OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Flexibility of public-private partnership as a form of consolidation of state, business and population resources is shown in the article; those acute problems of social and economic life that can be solved effectively on the basis of state and nonstate structures partner activity are designated also.

Keywords: public-private partnership, project form of production organization, region, social and economic development priorities.

УДК 332.1

Орлова Т. В., Шангараев Р. Г. К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА

В статье рассматриваются теоретические вопросы формирования и развития информационно-инновационной среды региона.

Ключевые слова: информационная среда, инновационная среда, предпосылки.

Вопросы информационно-инновационного развития являются актуальными и активно обсуждаемыми. Однако, как правило, в таких исследованиях рассматриваются экономические системы уровня национальной экономики или предприятия, тем самым упускается из вида такой уровень исследования, как регион. В странах с федеративным устройством, к которым относится Россия, регионы, обладая определенным уровнем самостоятельности в решении экономических проблем, играют важную роль. Поэтому крайне важной является задача разработки комплексной системы взглядов на региональную информационно-инновационную среду.

Следует отметить, что в современной экономической литературе недостаточно исследованы вопросы создания информационно-инновацион-

ной среды в целом и на уровне региона в частности. Как нам видится, необходимо восполнить этот пробел и решить ряд задач: 1) определить предпосылки для создания информационно-инновационной среды региона (ИИСР); 2) сформулировать понятие ИИСР; 3) выделить ее компоненты; 4) определить механизм взаимовлияния компонентов и процессы, протекающие в информационно-инновационной среде.

Необходимость создания информационно-инновационной среды региона (ИИСР) обусловлена рядом предпосылок. Приведем их в порядке возрастания важности.

1. Установка первых лиц государства.

Направления инновационного и информационного развития озвучены первыми лицами

14

© Орлова Т. В., Шангараев Р. Г., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.