Научная статья на тему 'К вопросу об индивидуальной трудовой деятельности осужденных к лишению свободы'

К вопросу об индивидуальной трудовой деятельности осужденных к лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
478
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ ЗАНЯТОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ПРАВО НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONDEMNED TO IMPRISONMENT / RESOCIALIZATION / INDIVIDUAL WORK / EMPLOYMENT FORMS / INDIVIDUAL ENTREPRENEUR / THE RIGHT FOR BUSINESS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Строгович Ю. Н., Белова С. Н.

В статье представлен анализ отечественного и зарубежного законодательства по вопросу о возможности осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, осуществлять индивидуальную трудовую деятельность, отражены взгляды специалистов на исследуемую тему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revisiting individual work of the condemned to imprisonment

The analysis of the domestic and foreign legislation on a possibility of the convicts serving sentence in places of detention to carry out individual work is presented in article, views of specialists in the studied subject are reflected.

Текст научной работы на тему «К вопросу об индивидуальной трудовой деятельности осужденных к лишению свободы»

Ю. Н. СТРОГОВИЧ Y. N. STROGOVICH

старшим научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России, государственный советник юстиции 3 класса

С. Н. БЕЛОВА S. N. BELOVA

старший научный сотрудник организационно-научного отдела ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы

К вопросу об индивидуальной трудовой деятельности осужденных к лишению свободы

Revisiting individual work of the condemned to imprisonment

Аннотация. В статье представлен анализ отечественного и зарубежного законодательства по вопросу о возможности осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, осуществлять индивидуальную трудовую деятельность, отражены взгляды специалистов на исследуемую тему.

Annotation. The analysis of the domestic and foreign legislation on a possibility of the convicts serving sentence in places of detention to carry out individual work is presented in article, views of specialists in the studied subject are reflected.

Ключевые слова: осужденные к лишению свободы, ресоциализация, индивидуальная трудовая деятельность, формы занятости, индивидуальный предприниматель, право на предпринимательскую деятельность.

Key words: Condemned to imprisonment, resocialization, individual work, employment forms, the individual entrepreneur, the right for business activity.

Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [1] среди прочих требующих проработки вопросов в сфере совершенствования

трудовой занятости осужденных определена необходимость проработки модели индивидуально-трудовой деятельности, которая, предположительно, будет способствовать повышению трудозанято-

54

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

сти большего числа осужденных, их ре-социализации и адаптации в обществе после освобождения из мест лишения свободы.

В настоящее время такая форма занятости граждан действующим законодательством не предусмотрена (статья 2 Закона Российской Федерации «О занятости в Российской Федерации» [2]). В соответствии с общим правилом, предусмотренным гражданским законодательством, граждане вправе осуществлять предпринимательскую деятельность непосредственно (без образования юридического лица), зарегистрировавшись с этой целью в качестве индивидуального предпринимателя (часть первая статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации [3]). В качестве исключения из этого общего правила в 2017 году законодатель установил, что в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия, когда граждане вправе осуществлять такую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (Федеральный закон от 26.07.2017 № 199-ФЗ [4]).

Напомним, что право граждан на индивидуальную трудовую деятельность впервые было закреплено в статье 17 Конституции СССР 1977 года. Принятый в развитие этого конституционного положения в 1986 году Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» [5] (далее - Закон 1986 года) закрепил ее правовые основы. К индивидуальной трудовой деятельности была отнесена деятельность граждан, направленная на производство товаров и оказание платных услуг и осуществляемая на основании полученного разрешения вне рамок трудовых отноше-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2019

ний этих граждан с кем-либо (статья 1 Закона 1986 года).

Одной из целей законодательного закрепления данного вида трудовой занятости, по мнению многих специалистов, явилась легализация достаточно развитого и глубоко укоренившегося в стране теневого бизнеса. Гражданам была предоставлена возможность легально получать дополнительный доход (прибыль) от своей незаконной на тот момент деятельности по производству товаров народного потребления и оказанию услуг населению и различным организациям. Именно поэтому Закон 1986 года по праву считают первой ступенью на пути развития малого и среднего предпринимательства.

С принятием в последующем Закона РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [6] Закон 1986 года утратил юридическую силу. В новом законе индивидуальная трудовая деятельность рассматривалась как одна из форм предпринимательской деятельности, осуществляемой без привлечения наемных работников, но с обязательной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя.

Легализация предпринимательской деятельности привнесла определенные изменения и в исправительно-трудовое законодательство. Так, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (в редакции от 12.06.1992) [7] был дополнен нормой об индивидуальной трудовой деятельности осужденных (статья 37), которая рассматривалась как одна из форм общественно-полезной занятости. Главным условием реализации данной нормы являлось требование о соблюдении режима содержания осужденных.

При этом регулирование индивидуальной трудовой деятельности осужден-

55

ных осуществлялось на основании ведомственной инструкции [8]. Отдельные положения инструкции впоследствии были закреплены в статье 23 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [9] и дополнены нормой о праве осужденных (при соблюдении ряда условий) на занятие предпринимательской деятельностью путем создания товариществ с ограниченной ответственностью. Порядок организации предпринимательской деятельности осужденных в форме товариществ с ограниченной ответственностью регулировался ведомственной инструкцией [10].

Отношения, связанные с индивидуальной трудовой деятельностью осужденного, основывались на заключаемом им с исправительным учреждением договоре, в котором закреплялись взаимные обязательства сторон при приобретении сырья и материалов, посреднической деятельности администрации исправительного учреждения (оказание платных услуг по регистрации, уплате обязательных платежей в бюджеты, проведению взаиморасчетов с другими хозяйствующими субъектами), использовании (аренде) помещений и компенсации учреждению соответствующих затрат, размере начислений МВД России на заработную плату, режим работы и другие. Собственные расчетные счета осужденных не открывались.

Право заниматься только индивидуальной трудовой деятельностью (без привлечения к дополнительно оплачиваемым работам) предоставлялось тем осужденным, которые имели доход от данной деятельности, покрывающий расходы на их содержание в исправительно-трудовом учреждении (за исключением осужденных, которым предо-

ставлялось право трудиться по желанию). В противном случае осужденные дополнительно привлекались к другим оплачиваемым работам.

С принятием в 1994 году первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) на смену понятию «индивидуальная трудовая деятельность» пришло понятие «предпринимательская деятельность гражданина без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель)». Основное отличие индивидуального предпринимателя от гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой деятельностью (по Закону 1986 года), заключается в предоставлении ему права (так же как и юридическому лицу) нанимать на работу работников (пункт первый статьи 23 ГК РФ).

Вместе с тем в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР данные изменения отражения не нашли, а принятый в 1997 году Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) оставил норму об индивидуальной трудовой деятельности осужденных (статья 103) в качестве дополнительной формы трудовой занятости осужденных без какого-либо изменения, не приведя ее в соответствие положениям нового ГК РФ. В таком виде норма статьи 103 УИК РФ просуществовала до 2004 года, то есть до того момента, пока действовал Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

В 2004 году Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» утратил силу, а вслед за этим последовала отмена ведомственных инструкций, регулирующих индивидуальную трудовую деятельность осужденных в местах лишения свободы, и внесение соответствующих изменений в ста-

56

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

тью 103 УИК РФ (норма об индивидуальной трудовой деятельности осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, была исключена).

Кроме того, следует отметить, что за период действия в уголовно-исполнительном законодательстве этой нормы (с 1992 по 2004 год) массового распространения данный вид трудозанятости осужденных не получил. Известны лишь отдельные случаи подобного рода «бизнеса» [11]. Так, к концу 1993 года индивидуальная трудовая деятельность осужденных была зарегистрирована лишь в восьми субъектах Российской Федерации, а количество осужденных-предпринимателей составляло всего 209 человек [12]. Основными причинами этого являются изоляция и режим содержания осужденных. Называют и другие причины невостребованности данного вида трудозанятости, а именно: отсутствие у осужденных необходимых средств, недостаточная их информированность об имеющихся возможностях, нежелание администрации возлагать на себя дополнительные обязанности и ответственность, несовершенство законодательства и другие.

Еще каких-либо специальных нормативных правовых актов взамен исключенных или отмененных, которые в той или иной форме предусматривали бы предпринимательскую деятельность осужденных, принято не было, и, видимо, поэтому некоторые авторы считают, что «на сегодняшний день заниматься предпринимательской деятельностью лица, отбывающие наказания в учреждениях УИС, не могут» [13].

Вместе с тем, как представляется, прямой запрет на предпринимательскую деятельность осужденных к лишению свободы из законодательства непосред-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2019

ственно не следует. Предпринимательские отношения в России регулируются гражданским законодательством (абзац третий пункта первого статьи 2 ГК РФ). Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ (абзац второй пункта второго статьи 3 ГК РФ). Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя определен в статье 221 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [14]. В нем ничего не говорится о запрете на регистрацию такой категории граждан, как осужденные к лишению свободы, в качестве индивидуального предпринимателя. Есть, правда, одно исключение, касающееся регистрации экономической деятельности индивидуальных предпринимателей, связанной с оказанием услуг несовершеннолетним. Перечень данных видов деятельности утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 285 [15]. Для реализации подобного рода деятельности заинтересованное лицо обязано предоставить (помимо прочих документов, указанных в законе) справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Но это единственный случай. Осуществление предпринимательской деятельности в других сферах не требует предоставления такой справки.

Следует отметить, что право на предпринимательскую деятельность в соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации гарантировано всем гражданам (включая и осужденных) [16], за исключением тех случаев, когда оно

57

может быть ограничено федеральным законом (часть третья статьи 55 Конституции Российской Федерации, абзац второй пункта второго статьи 1 ГК РФ), например в случае утраты гражданином дееспособности.

Известно, что осужденные к лишению свободы могут вступать в различные гражданско-правовые отношения как самостоятельно, так и через представителей. В этой связи правильнее было бы говорить не о запрете на занятие осужденными к лишению свободы предпринимательской деятельностью, а об отсутствии законодательно установленного и конкретизированного в нормативных актах более низкого уровня правового механизма ее осуществления, включающего и все необходимые ограничения, обусловленные особым правовым положением осужденных. В качестве одного из таких ограничений, по крайней мере на первоначальном этапе (в порядке эксперимента), можно было бы назвать запрет на использование осужденными наемного труда других осужденных. В этом случае и само понятие предпринимательской деятельности осужденных было бы во многом приближено к понятию индивидуально-трудовой деятельности.

Совершенно очевидно, что должен быть установлен перечень видов деятельности, которыми осужденным к лишению свободы заниматься запрещено (по аналогии с положением части четвертой статьи 103 УИК РФ, касающимся установления перечня работ, для выполнения которых запрещается привлекать осужденных). Точно так же в порядке эксперимента на первоначальном этапе можно было бы определить не перечень запрещенных, а перечень разрешенных видов деятельности.

С учетом закрытого режима исправительных учреждений ведение предпринимательской деятельности осужденными к лишению свободы практически невозможно или, по крайней мере, чрезвычайно затруднено без посреднического участия в этой деятельности представителей администрации исправительных учреждений. Но здесь возникает вопрос, в чем и каким образом должно осуществляться это участие.

Предпринимательская деятельность -это, прежде всего, самостоятельная и инициативная деятельность граждан, осуществляемая на свой страх и риск. Очевидно, что по этой причине администрация исправительного учреждения не вправе для организации такого вида трудозанятости осужденных использовать командно-административные рычаги воздействия, она может лишь стимулировать формирование данного направления деятельности путем создания соответствующих условий для ее осуществления, в том числе посредством оказания платных консультативных, а возможно, и посреднических услуг по вопросам предпринимательской деятельности [17] (регистрация индивидуального предпринимателя [18], бизнес-планирование, уплата страховых взносов и тому подобное).

Обратим внимание на то, что некоторый опыт оказания платных услуг осужденным к лишению свободы имеется, но, к сожалению, в нашей системе он не получил должного развития, попросту не прижился. Не вдаваясь в причины этого, отметим, что, по мнению ряда специалистов, оказание консультативных услуг осужденным могло бы быть возложено на сотрудников экономических подразделений исправительных учреждений.

58

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

Запрет на осуществление учреждением такого рода деятельности законодательством не установлен. Согласно пункту третьему статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации [19], пункту четвертому статьи 298 ГК РФ, казенные учреждения (в рассматриваемом случае - исправительные учреждения) имеют потенциальную возможность осуществлять приносящую доходы деятельность, но такое право должно быть прописано в учредительном документе (в данном случае - в Уставе). При этом доходы, полученные от подобной деятельности, будут поступать в федеральный бюджет.

Заметим, что законодательство ряда стран как ближнего, так и дальнего зарубежья предусматривает правовую возможность для осужденных заниматься индивидуальной трудовой деятельностью на территории исправительного учреждения (например, в Республике Казахстан [20], Республике Таджикистан [21], Германии). Осужденные, получившие возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в колонии, шьют обувь, занимаются изготовлением мебели, хлебобулочной, макаронной продукции, разводят домашних животных, выращивают овощные культуры, делают сувениры, пишут картины [22]. Нередки случаи, когда осужденные индивидуальные предприниматели, организовав свое производство в колониях, привлекают к работе других осужденных. Так, в 2017 году в Республике Казахстан 34 осужденных индивидуальных предпринимателя организовали свое производство в колониях и привлекли к работе около 200 осужденных [23]. Полученную прибыль осужденные предприниматели могут направлять на оплату долгов перед по-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2019

страдавшими от преступлений и государством.

В Германии занятие индивидуальной трудовой деятельностью осужденных регулируется гражданским законодательством. Данный вид деятельности распространен среди осужденных, обладающих какими-либо способностями к творческой деятельности (в области живописи, музыки, народных ремесел, научных исследований и других). Такой деятельностью осужденные могут заниматься как в исправительном учреждении, так и за его пределами. Очевидно, что такая деятельность не должна быть убыточной, по возможности она должна приносить прибыль, поскольку в случае занятия индивидуальной трудовой деятельностью осужденный обязан покрывать расходы на свое содержание [24].

В условиях безработицы, как верно пишет Л. П. Дубровицкий, индивидуальная трудовая деятельность осужденных, «если она хотя бы не является убыточной», должна приветствоваться, поскольку «кроме экономических целей привлечение осужденных к труду преследует не менее важные социальные, воспитательные и сублимационные цели» [25].

Новая, по существу, форма трудовой занятости осужденных, как представляется, может способствовать созданию дополнительных стимулов и мотивации осужденных к труду, положительно сказаться на их ресоциализации и подготовке к жизни на свободе.

Однако внедрению в практику исправительных учреждений данной формы трудовой занятости осужденных, безусловно, должна предшествовать не только значительная работа нормативно-правового и организационного характера, но прежде всего научное обос-

59

нование целесообразности, в том числе экономической, этой деятельности в условиях лишения свободы. ф

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015). Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

2. О занятости населения в Российской Федерации : закон Рос. Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 11.12.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (ред. от 03.08.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации : федер. закон от 26.07.2017 № 199-ФЗ. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

5. Об индивидуальной трудовой деятельности : закон СССР от 19.11.1986. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. О предприятиях и предпринимательской деятельности : закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

7. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР : закон Рос. Федерации от 18.12.1970. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Инструкция по организации индивидуальной трудовой деятельности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы МВД России : утв. приказом МВД России от 14.12.1992 № 453. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

9. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Рос. Федерации от 21.07.1993 № 5473-1. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10. Инструкция о порядке организации предпринимательской деятельности осужденных в форме товарищества с ограниченной ответственностью в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : утв. приказом МВД России от 30.11.1993 № 517. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

11. Грязнов С. А., Улендеева Н. И. Развитие индивидуальной трудовой деятельности осужденных: системный анализ (конец XX века - начало XXI века) // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 2. С. 165.

12. Погудин О. А. Предпринимательская деятельность осужденных: состояние и перспективы // Преступление и наказание. 2002. № 10. С. 19-20.

13. Морев А. С., Летута Т. В. К вопросу о предпринимательской деятельности осужденных // Научный форум: Инновационная наука: сб. статей по материалам XIII Между-нар. науч.-практ. конф. № 4. М., 2018. С. 66-70.

14. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : федер. закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018). Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

15. Перечень видов предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, при осуществлении которых физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, представляется справка в регистрирующий орган о наличии (об отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям : утв. пост. Правительства Рос. Федерации от 16.04.2011 № 285 (ред. от 18.09.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

16. Ступалова М. А. Право на свободу предпринимательской деятельности как элемент частной жизни осужденных в местах лишения свободы // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2009. № 2. С. 175.

17. Дубровицкий Л. П. Социально-правовые и организационные вопросы труда осужденных к лишению свободы в условиях развития рыночных отношений : дис. ... канд. юрид. наук: М., 1997. С. 145-146, 148.

18. С 1 января 2019 года зарегистрировать ИП можно совершенно бесплатно путем подачи электронного заявления с необходимыми регистрационными документами через сайт федеральной налоговой службы

60

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

или через портал госуслуг // Кравченко И. В. Бесплатная регистрация ИП и юрлиц: миф или реальность? // Главная книга. 2019. № 1. С. 65-67. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

19. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018). Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

20. Часть 4 ст. 119 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан от 05.07.2014 № 234-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2018) // Kodeksy-kz.com : [сайт]. URL: http://kodeksy-kz.com/ka/ugolovno-ispolnitelnyj_kodeks/119. htm (дата обращения: 04.03.2019).

21. Часть 1 ст. 107 Кодекса исполнения уголовных наказаний Республики Таджи-ки-стан от 06.08.2001 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.07.2017) // ИС «Континент» [сайт]. URL: https://clck.ru/ GcB4k (дата обращения: 04.03.2019).

22. Люди, отбывающие наказания в колониях, открывают свои ИП // СИ «Zakon. kz». 2016. 16 июня. URL: http://www.zakon. kz/4800104-ljudi.-otbyvajushhie-nakazanie-v. html (дата обращения: 22.01.2019).

23. Более 40 осужденных в Казахстане открыли бизнес в колониях - МВД // Today. kz. 2017. 25 сентября. URL: http://today.kz/ news/kazahstan/2017-09-25/750906-bolee-40-osuzhdennyih-v-kazahstane-otkryili-biznes-v-koloniyah-mvd/ (дата обращения: 24.01.2019).

24. Бурцев А. Н. Правовое регулирование труда заключенных в ФРГ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» ; Жижина И. В. Положительный опыт Германии по организации трудовой деятельности заключенных и перспектива его применения в пенитенциарной системе России // Актуальные вопросы развития современного общества : сб. науч. статей 5-й Междунар. науч.-практ. конф. 2015. С. 78.

25. Дубровицкий Л. П. Указ. соч. С. 147.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2019

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.