Е. Н. ФОМЕНКО инспектор по особым поручениям
E. N. FOMENKO
отдела исполнения наказании УОИНИО ФСИН России, подполковник внутренней службы
Некоторые вопросы, возникающие при исполнении наказания в виде ограничения свободы, и пути совершенствования данного вида наказания
Some issues arising in the execution of punishment in the form of restriction of liberty, and ways to improve this type of punishment
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, возникающие при осуществлении уголовно-исполнительными инспекциями надзора за соблюдением ограничения: не менять место жительства (пребывания) осужденным к наказанию в виде ограничения свободы.
Ключевые слова: ограничение свободы, осужденный, уголовно-исполнительная инспекция, место жительства, место пребывания.
Annotation. The author says about the problems arising in the implementation of the criminal executive inspections supervision over the observance of restrictions:convicted not to change the place of residence (stay).
Key words: restriction of liberty, convict, criminal executive inspection, place of residence, place of stay.
Уголовное наказание в виде ограничения свободы заключается в наложении на осужденного ряда ограничений, выраженных в форме запретов на выполнение определенных действий. Перечень данных запретов указан в ч. 1 ст. 53 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) [1] и является исчерпывающим. При этом
они подразделяются на обязательные к применению и дополнительные.
Первые возлагаются судом на всех осужденных к ограничению свободы. К ним относятся: «не изменять место жительства или пребывания без согласия осуществляющей надзор уголовно-исполнительной инспекции (УИИ)», «не выезжать за пределы территории
52
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
соответствующего муниципального образования».
Остальные запреты, такие как «не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток», «не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования», «не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях», «не изменять место работы и (или) учебы без согласия осуществляющей надзор УИИ», могут быть установлены (не установлены) судом при вынесении приговора.
Отдельные аспекты исполнения наказания в виде ограничения свободы, в том числе осуществление надзора за соблюдением возложенных судом ограничений, рассматривались в научных публикациях А. В. Бриллиантова [2], Е. А. Капитоновой [3], Р. В. Комбаро-ва [4], Н. М. Косныревой [5], И. В. Соколова [6].
Несмотря на то что проведенные ранее исследования сохраняют свою научную значимость и в настоящее время, содержащиеся в них положения нуждаются в дальнейшей разработке, конкретизации и развитии.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) наказание в виде ограничения свободы отбывается по месту жительства осужденного [7].
В российском законодательстве под местом жительства понимается:
1) место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации) [8];
2) жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированный дом, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно
или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору аренды или на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», далее -Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1) [9];
3) жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абз. 2 п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 (далее - Правила регистрационного учета) [10].
Таким образом, законодатель, определяя понятие «место жительства», выделяет три элемента, в соответствии с которыми место нахождения гражданина может быть признано местом жительства:
1) статус помещения (жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированный дом (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2018
53
фонда, специализированный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов), а также иное жилое помещение);
2) период проживания: постоянно или преимущественно (временно);
3) основания проживания (в качестве собственника, по договору социального найма, найма (поднайма), аренды и т. д.).
При этом факт постоянного или преимущественного проживания на законных основаниях в определенном месте не дает основания для определения его места жительства. Основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина, является формальный признак - регистрация по месту жительства. Однако отсутствие регистрации не исключает возможности установления места жительства гражданина на основе других данных.
Правилами регистрационного учета предусмотрена обязанность всех граждан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.
Граждане, изменившие место жительства, обязаны зарегистрироваться по новому месту жительства не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства (ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242- I, п. 16 Правил регистрационного учета). Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны зарегистрироваться по такому месту пребывания до истечения указанного срока (ст. 5 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1, п. 9 Правил регистрационного учета).
Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, дом отды-
ха, туристическая база, иное подобное помещение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства). То есть это место, где гражданин живет временно. Постановка на временный регистрационный учет осуществляется без снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Таким образом, временное нахождение гражданина по месту проживания не влечет за собой изменения места жительства.
Исполнение наказания в виде ограничения свободы возможно только по месту жительства осужденного (ч. 1 ст. 50 УИК РФ). Однако суд при вынесении приговора не всегда учитывает формальные составляющие понятия места жительства.
Имеют место случаи назначения данного вида наказания осужденным без определенного места жительства, а также осужденным, в отношении которых не представляется возможным установить место их жительства (отсутствует регистрация по месту жительства, собственность, договор социального найма, найма и др.), кроме установления факта самого проживания в определенном месте (у сожительницы, друзей и т. п.). При этом осужденным устанавливается обязательный вид ограничения - на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования. Осужденные фактически проживают в различных местах временного пребывания, что затрудняет осуществление полноценного надзора за данной категорией лиц со стороны инспекции.
Место фактического проживания гражданина до его осуждения не всегда совпадает с регистрацией по месту жительства. Гражданин, имея регистрацию по месту жительства, может проживать длительное время в жилом помещении, где имеет (не имеет) регистрацию по
54
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
месту пребывания. При этом место пребывания, по отношению к месту жительства, может находиться в другом муниципальном образовании или субъекте Российской Федерации.
Также возникают проблемы при исполнении наказания в виде ограничения свободы при получении приговора суда инспекцией по месту жительства осужденного (регистрации), если при этом фактическое место его проживания (пребывания) находится в другом муниципальном образовании (субъекте Российской Федерации) и осужденный не может предоставить документы, подтверждающие исключительность личных обстоятельств для смены места жительства в соответствии с ч. 5 ст. 50 УИК РФ.
Так, в соответствии с ч. 5 ст. 50 УИК РФ согласие на изменение места постоянного проживания (пребывания) дается уголовно-исполнительной инспекцией осужденному при наличии следующих исключительных личных обстоятельств:
а) изменение семейного положения осужденного;
б) предоставление осужденному либо близким родственникам, с которыми он проживает, или приобретение осужденным либо его близкими родственниками, с которыми он проживает, жилого помещения;
в) тяжелая болезнь близкого родственника осужденного, угрожающая жизни больного;
г) невозможность дальнейшего нахождения осужденного по месту постоянного проживания (пребывания) в связи со стихийным бедствием или иным чрезвычайным обстоятельством;
д) необходимость получения осужденным медицинской помощи, если требуемая помощь не может быть получена по месту постоянного проживания
(пребывания) осужденного либо в медицинских организациях, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования;
е) необходимость прохождения промежуточной или итоговой аттестации при получении осужденным образования в заочной форме обучения за пределами территории соответствующего муниципального образования.
На основании указанных исключительных обстоятельств осужденный (законный представитель) вправе обратиться в инспекцию с письменным ходатайством об изменении места постоянного проживания (пребывания), в котором должны содержаться сведения о необходимости указанных изменений. Инспекция по результатам рассмотрения ходатайства выносит постановление с указанием мотивов и оснований принятого решения не позднее 10 суток со дня поступления соответствующего ходатайства, а в случае тяжелой болезни близкого родственника осужденного, угрожающей жизни больного, - не позднее трех суток (ч. 7 ст. 50 УИК РФ).
При положительном рассмотрении ходатайства инспекцией по предусмотренным законом основаниям осужденный имеет право незамедлительно изменить место жительства (пребывания), которое может находиться на территории другого муниципального образования (территориального органа).
Инспекция, давшая согласие на изменение места постоянного проживания (пребывания) осужденного за пределами территории соответствующего муниципального образования, направляет в инспекцию по новому месту жительства (пребывания) осужденного заказной почтой личное дело осужденного (п. 25 Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограниче-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2018
55
ния свободы, утвержденной приказом Минюста России от 11.10.2010 № 258, далее - Инструкция) [11].
При этом проверка факта проживания (прибытия) осужденного на новом месте жительства, указанном в ходатайстве, инспекцией, в чей адрес направляется личное дело, Инструкцией не предусмотрена.
Инспекция, получившая личное дело осужденного, изменившего место жительства, в тот же день ставит осужденного на учет и направляет в инспекцию, из которой поступило личное дело осужденного, изменившего место жительства, подтверждение о получении личного дела и постановке осужденного на учет (п. 12 Инструкции).
В случае неприбытия осужденного на новое место жительства у инспекции, получившей личное дело, отсутствуют основания не ставить данного осужденного на учет. При этом организацию и проведение первоначальных розыскных мероприятий осуществляет инспекция, на учете которой состоит данный осужденный. Фактически все мероприятия по установлению местонахождения осужденного, скрывшегося от контроля инспекции, будут реализовываться на территории прежнего места жительства осужденного, что затруднит их эффективность и увеличит сроки проведения.
Следующим проблемным аспектом в практике исполнения наказания в виде ограничения свободы является изменение установленного осужденному судом ограничения «не покидать территорию муниципального образования» при смене места жительства.
В соответствии с п. 25.1 Инструкции инспекция, получив личное дело осужденного, которому дано разрешение на изменение места постоянного проживания (пребывания), после постановки осужденного на учет вносит
в суд представление об отмене ограничения на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования и о дополнении установленных осужденному ограничений ограничением не покидать территорию муниципального образования по новому месту жительства (пребывания) осужденного.
При этом рассмотрение судами (особенно мировыми судьями) представлений инспекций об отмене ограничения на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования и о дополнении установленных осужденному ограничений ограничением не покидать территорию муниципального образования по новому месту жительства осуществляется длительное время (до нескольких месяцев). До рассмотрения судом указанного вопроса у инспекции отсутствует возможность полноценно контролировать ограничение «не покидать территорию муниципального образования» с применением мер воздействия к осужденному, нарушившему указанное ограничение, в соответствии со ст. 58 УИК РФ.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» определено, что в случае назначения ограничения свободы в качестве дополнительного наказания к лишению свободы при установлении ограничений на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования и на посещение определенных мест, расположенных в пределах соответствующего муниципального образования, указание конкретного муниципального образования в приговоре не требуется [12]. Суд, установив соответствующие ограничения, указывает в приговоре, что они действуют в преде-
56
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
лах того муниципального образования, где осужденный будет проживать после отбывания лишения свободы.
Однако в соответствии с ч. 3 ст. 471 УИК РФ при освобождении осужденного к лишению свободы, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания, также в порядке, предусмотренном ст. 80 УК РФ (п. 20 Инструкции), администрация исправительного учреждения вручает осужденному предписание о выезде к месту жительства с указанием маршрута следования и времени явки в инспекцию по месту жительства для постановки на учет, о чем инспекция незамедлительно уведомляется. Таким образом, инспекция в определении (проверке) места жительства (пребывания) осужденного после его освобождения из исправительного учреждения участия не принимает. Допускаются случаи направления документов в район места жительства по выбору осужденного без предварительной проверки выбранного места жительства сотрудниками исправительного учреждения совместно с сотрудниками инспекции. Данный вопрос ведомственными нормативными актами не урегулирован.
При получении соответствующих документов из исправительного учреждения инспекция осуществляет постановку осужденного на учет (пп. 10, 11 Инструкции). В случае отсутствия у осужденного фактического места жительства (пребывания) в районе муниципального образования, куда были направлены соответствующие документы при его освобождении из исправительного учреждения, возникают проблемы при осуществлении контроля за ограничениями, возложенными судом, дальнейшим изменением места жительства осужденного в соответствии с ч. 5 ст. 50 УИК РФ (при отсутствии документов,
подтверждающих исключительные личные обстоятельства). Также - при организации и проведении первоначальных розыскных мероприятий в случае неприбытия осужденного по предписанию при освобождении из исправительного учреждения.
Подводя итог, можно сделать вывод о целесообразности дальнейшей работы по модернизации нормативных правовых актов, регламентирующих процесс исполнения наказания в виде ограничения свободы, в части:
- возложения на осужденного, в отношении которого инспекцией принято решение об изменении места жительства (пребывания), обязанности являться в инспекцию по новому месту жительства (пребывания) в указанный в предписании срок;
- регламентации дополнительных (фактических) проверок по предполагаемому месту жительства (пребывания) при инициативе осужденного в части изменения места жительства (пребывания), а также при освобождении осужденных из исправительных учреждений.
По указанным вопросам управлением организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества ФСИН России и правовым управлением ФСИН России ведется совместная работа, направленная на совершенствование наказаний в виде ограничения свободы. ^
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 24.05.1996 (ред. от 26.08.2017). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Бриллиантов А. В. Ограничение свободы: вопросы назначения наказания // Уголовное право. 2017. № 3. С. 13-20.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2018
57
3. Капитонова Е. А. Ограничение свободы: современные проблемы применения // Законность. 2014. № 5. С. 31.
4. Комбаров Р. В. Правовое положение лиц, осужденных к наказанию в виде ограничения свободы : монография. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2013.
5. Коснырева Т. А. Ограничение свободы в системе уголовных наказаний: проблемы законодательного и практического характера // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 6. С. 12.
6. Соколов И. В. Ограничение свободы как вид уголовного наказания : монография. М. : Юрлитинформ. 2013.
7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 18.12.1996 (ред. от 16.10.2017). Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
8. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ : принят Гос. Думой 21.10.1994 (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017). Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
9. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации : закон Рос. Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 03.04.2017). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации : пост. Правительства Рос. Федерации от 17.07.1995 № 713 // Российская газета. 1995. 27 июля (федер. вып. № 144).
11. Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы : приказ Минюста России от 11.10.2010 № 258 (ред. от 02.11.2016). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
12. О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания : пост. Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 22.12.2015 № 58. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».
58
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su