В.Н. Мангасарян
К ВОПРОСУ ОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
В статье исследуются особенности идеологического механизма реализации экологического права, анализируются его основные элементы: экологическое образование, воспитание и просвещение, экологические научные исследования. Рассматриваются философские основания экологического права и пути формирования современной экологической культуры общества.
Ключевые слова: общество, природа, экологическое право, идеологический механизм, экологическая культура, экологическое образование и воспитание.
Необходимость специального исследования идеологического механизма реализации экологического права вызвана тем, что в последние годы в нашей стране наблюдается устойчивая тенденция деэкологизации правового регулирования взаимодействия общества и природы. По мнению ряда ведущих специалистов (М.М. Бринчук, О.Л. Дубовик, С.Н. Русин и др.), эта тенденция проявляется в деэкологизации государственной власти и управления, т.е. в снижении заинтересованности государства в решении стоящих перед обществом экологических проблем, выражающемся в отсутствии государственной воли к совершенствованию правового, организационного, экономического и идеологического обеспечения выполнения им своей функции. Как отмечает О.Л. Дубовик, в последнее время данная тенденция усиливается и захватывает другие области, в частности, непосредственно правотворчество и право. Так, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» [1] «произошла фактическая замена объекта правового регулирования окружающей среды и ее компонентов, их охраны на иной объект -хозяйственную деятельность и регулирование некоторых видов воздействия, которые она оказывает на состояние окружающей среды» [2, с. 345].
Если учесть, что экологическое право «предназначено для регулирования экологически значимого поведения людей, т.е. сознательных, социально обусловленных действий, состоящих в использовании окружающей среды и вызывающих в ней изменения, которые могут быть выявлены и измерены в соответствии с существующими научно-техническими возможностями и на основе действующих социальных, этических и правовых норм» [2, с. 18], то с неизбежностью встает вопрос о механизме, который определяет сознательность как социально обусловленных действий, так и применения действующих социальных, этических и правовых норм. Наиболее основательно и эффективно в долгосрочном плане эту функцию обеспечивает идеологический механизм. При этом, если таким механизмам охраны окружающей среды, как правовой, организационный и экономический, посвящено огромное количество исследований, то собственно идеологическому механизму уделяется недостаточно внимания, о чем свидетельствует непропорционально малое количество работ по этой проблеме. Исключение составляют исследования по экологическому образованию и воспитанию.
Одно из немногих полных определений идеологического механизма гласит, что это есть: «1) система философских, политических, правовых и иных взглядов и идей, в которых осознаются отношения людей с природой; 2) система идеологических мер воздействия на поведение людей в целях обеспечения качества окружающей природной среды, устойчивого использования природных ресурсов, экологической безопасности человека и других объектов. Различают следующие основные элементы идеологического механизма: экологическое воспитание и образование, экологические научные
исследования, распространение экологических знаний» [3].
Очевидно, что само разделение механизма реализации экологического права на четыре ветви (правовой, организационный, экономический и идеологический) носит во многом теоретический характер, поскольку практика показывает тесную связь и взаимозависимость всех четырех блоков. Во-первых, организационный и экономический механизмы основаны на действующих правовых нормах, следовательно, производны от правового механизма реализации экологического законодательства. Во-вторых, действие экономического и идеологического механизмов невозможно без привлечения средств организационного характера. Организационный механизм в определенной степени связан с элементами идеологического механизма и призван способствовать действию правового механизма (посредством актов управления) и т.д.
Отличие идеологического механизма от других в том, что цель его действия состоит не просто в реализации природоохранительной функции, а в формировании общественного экологического сознания у субъектов экологических общественных отношений, которое выражается в понимании глубоких диалектических связей человека и природы, постижении закономерностей развития системы «общество-природа» и ее основных элементов, условий и путей ее гармоничного оптимального функционирования, в торжестве разума человека в формировании его отношений с природой [4, с. 21].
Поскольку сущность идеологического механизма состоит в том, чтобы провести нормы этого законодательства в жизнь через влияние на сознание субъектов экологических отношений, поскольку очевидна решающая роль экологического образования, воспитания и просвещения в формировании (экологизации) сознания, ориентированного на охрану окружающей среды. Отсюда можно сделать вывод о том, что к структуре идеологического механизма относятся следующие элементы: экологическое образование, воспитание и просвещение, экологически ориентированные научные исследования. Что касается экологической культуры, то она есть результат действия всех перечисленных элементов.
А.С. Шестерюк характеризует уровень экологической культуры общества как фактор, значительно влияющий на осуществление экологической политики [5, с. 39]. Однако в Законе «Об охране окружающей среды» заметна узость поставленных задач, а именно, преимущественно природоохранительная направленность предлагаемых мер по формированию экологической культуры общества. Чтобы преодолеть такое понимание, необходимо проанализировать сам феномен экологической культуры. К этой проблеме в последние десятилетия обращались как специалисты-правоведы, так и философы, социологи, культурологи, социальные экологи, педагоги и психологи. Но, прежде всего, они обращались к анализу самого понятия «культура».
В отечественной литературе можно выделить два основных подхода к определению сущности культуры: ценностный и деятельностный [6; 15; 16]. Первый подход,
ценностный, определяет культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Слабость такого подхода заключается в том, что из понятия «культура» исключается деятельное начало, мысль в основном концентрируется не на самой деятельности человека как движущей силе развития культуры, а на конечных результатах этой деятельности.
Второй подход рассматривает культуру как процесс творческой деятельности человека. Эволюция культуры здесь совпадает с развитием человеческой личности. Указанная концепция соединяет в себе два важных начала - творческое и личностное. Следует заметить, что в последние годы среди авторов, обращающихся к проблеме культуры, многие стремятся использовать категорию «деятельность». Именно в рамках такого подхода отстаивается понимание культуры как специфического способа деятельности людей, способа их существования. Культура рассматривается как система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе [7]. С экологической точки зрения, важен и ценностный, и деятельностный подходы к культуре. В этом отношении
методологически плодотворным является понимание культуры как эволюционирующего во времени, многообразного в своих проявлениях специфического способа бытия человека в мире и бытия самого мира для человека.
В научной литературе выделяются два основных взаимодополняющих подхода к рассмотрению экологической культуры. К ее анализу можно подойти с экологической и культурологической сторон,
т.е. ее можно исследовать как культуру экологической деятельности и как экологический аспект развития культуры. В первом случае экологическая культура определяется как конфигурация всех результатов, которых общество достигает в сохранении и восстановлении природных условий своего существования и развития. Когда же говорится об экологическом аспекте развития культуры, имеются в виду исторически возникающие формы преодоления опасных изменений окружающей среды, вызванных предметно-преобразующей деятельностью человека [8, с. 22].
Причем необходимо подчеркнуть, что экологическая культура призвана характеризовать способы взаимодействия общества не только с природной средой, но с окружающей средой как совокупностью компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, т.е. с окружающей средой в самом широком понимании смысла ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды».
В главе 13 Закона «Об охране окружающей среды» перечислены условия формирования экологической культуры. Речь в них идет об экологическом образовании, воспитании и просвещении. Так, в ст. 71 указывается, что в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования [1]. Такая необходимость вызвана пониманием того, что никакие усилия не могут привести к желаемому результату, если значительная часть населения относится к решению экологических проблем как к задачам второстепенным, решение которых может быть отложено до лучших времен. Эти выводы подтверждаются исследованиями роли экологических проблем в системе взглядов российских граждан [9]. Преодолеть такое отношение возможно только с помощью экологического образования, воспитания и просвещения, охватывающих все возрастные группы и слои населения [10].
Таким образом, мы видим, что именно элементам идеологического механизма реализации экологического права отводится главная роль в формировании современной экологической культуры. При этом необходимо учитывать, что сама «экологическая культура представляет сложное явление, включающее огромное многообразие составляющих - как в образе мышления, так и в сфере практической деятельности, -радикально отличающихся, как правило, от тех, которые были характерны для прежнего типа культуры, с ее направленностью на волевое преобразование природы во имя потребностей человека» [11, с. 130]. Экологическое образование и воспитание должны носить опережающий характер, обеспечивая тем самым своеобразную временную инверсию в развитии социоприродной системы от сознательно намечаемого будущего к настоящему. Прежний временной параметр социального развития от настоящего к будущему стал опасен в силу своей стихийности. Для этого, прежде всего, необходимо преодолеть антропоцентризм, при котором человек рассматривался как самоцель развития,
а природа должна была служить источником ресурсов, и не более того. Экологический кризис устанавливает предел такой упрощенной идеологии. Пришло время принципиальной смены прежней потребительской парадигмы природопользования на новую- конструктивную [11, с. 131-132].
Поскольку основу коэволюционного развития общества и природы составляет достижение баланса между экономическими, социальными и экологическими интересами общества, что затрагивает все сферы общественной жизни, постольку в правовой науке
обеспечение подобного развития справедливо рассматривается как задача всей юриспруденции, а не только какой-то ее части. Это в полной мере можно отнести и к эколого-правовому, экологическому образованию в целом. В последние годы отмечается потребность в юристах-экологах, которая определяется запросами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также предпринимательских структур в обеспечении оптимального решения специфических задач в области охраны окружающей среды [12, с. 81]. На решение названных задач ориентировано и развитие гражданского общества как условия реализации государственной политики в области экологии. Основной задачей в этой сфере является государственное содействие экологизации гражданского общества, следовательно, необходимо создание правовых условий, позволяющих гражданам участвовать в принятии и реализации экологически значимых решений.
Но реализовать эти права возможно только при условии получения достаточно полной информации о состоянии и проблемах окружающей среды, основанной на всесторонних научных исследованиях, целью которых «являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями» [13]. Таким образом, сочетание экологических интересов отдельного человека, общества в целом и государства должно иметь под собой научное обоснование.
Проблема состоит в выявлении имеющихся противоречий, определении путей их возможного разрешения и управления этими процессами, включая разработку и законодательное закрепление механизмов реализации принципов коэволюционного развития общества и природы. Для современной России не теряют актуальности выводы, сделанные в 1992 году на конференции в Рио относительно того, что большая часть законодательной деятельности в области окружающей среды и развития осуществляется бессистемно и несогласованно, или же в ней отсутствуют механизмы обеспечения соблюдения законов и их своевременной корректировки. «Правительства должны содействовать разработке законодательства по устойчивому развитию, основанного на разумных экологических, социальных и природоохранных принципах, а также соответствующей оценке рисков. Должно быть также обеспечено проведение этих законов в жизнь» [14, с. 14].
Однако, как показывает практика, несмотря на признание значимости и важности указанных вопросов, им уделяется недостаточно внимания. В определенной мере это связано с тем, что сами наши общество и государство, впрочем, как и многие страны мира, в большей степени ориентированы на цели и ценности, связанные с ростом материального благополучия. Такие приоритеты в свою очередь стимулируют не идеологию и этику благоговения перед жизнью, а скорее этику и идеологию ресурсопотребления, получения все большего количественного экономического роста, который в конечном счете приводит к обеднению окружающей среды и ухудшению условий жизни самого человека.
Именно поэтому представляется важным еще раз указать на значение идеологического механизма реализации экологического права. Его значимость заключается в том, что это не просто одна из технологий защиты окружающей среды, а сложная, многоуровневая система философских, политических, правовых и иных взглядов и идей, в которых осознаются отношения людей с природой; это система идеологических мер воздействия на сознание и поведение людей, включающая в качестве основных элементов экологическое воспитание, образование и научные исследования, распространение экологических знаний, направленных на формирование современной экологической культуры общества.
Только при осознании особой роли идеологического механизма, привлечении значительных сил и средств к разработке и внедрению этого механизма в реальную практику станут возможными системная разработка и реализация эффективного
экологического законодательства, внедрение в практику взаимодействия общества с окружающей средой отношений, основанных на разумных экологических, социальных и природоохранных принципах.
Литература
1. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
2. Экологическое право / Под ред. О.Л. Дубовика, Л. Кремера, Г. Люббе-Вольффа. М.: Эксмо, 2005.
3. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2006.
4. Игнатьева И.А. Правовые проблемы формирования идеологического механизма реализации экологического законодательства // Экологическое право России на рубеже XXI века: Сб. науч. статей. М., 2000.
5. Шестерюк А.С. Методические проблемы экологического образования юристов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1996. № 1.
6. Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. СПб., 1997.
7. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
8. Стошкус К. О понятии «экологическая культура общества» // Проблемы формирования современной экологической культуры. Вильнюс, 1987.
9. Мартынов А.С. Природа и люди России. Экология, религия, политика и действие. М., 1999.
10. Ефимов Ю.И., Верещагин В.Ю. Экологическая культура специалиста: образовательный аспект // Философия экологического образования М., 2001.
11. Гирусов Э.В., Титова О.Ф. Экологическое образование в контексте культуры // Философские науки. 2006. № 4.
12. Бринчук М.М. Развитие юридического образования - приоритетное направление государственной экологической политики России // Теоретические основы формирования экологического, аграрного, земельного, предпринимательского законодательства в субъектах РФ: Сб. науч. трудов. Оренбург, 1997.
13. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р) // СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.
14. Китинг М. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. Публикация Центра «За наше общее будущее». Женева, 1993.
15. Соколов Э.В. Культурология: Очерки теорий культуры. М., 1994.
16. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.