4 Указаны статьи КоАП РФ в редакции Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 380-Ф3. В действующей редакции КоАП РФ ответственность за неиспользование земель сельхозназначения в течение срока, установленного Законом об обороте, предусмотрена в ч. 2 ст. 8.8. Следует отметить, что данный состав правонарушения не вполне отвечает названию ст. 8.8. «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению».
5 См.: Постановления Десятого арбитражного апелляционного суда: от 19 июня 2014 г. по делу № А41-61079/13; от 19 июня 2014 г. по делу № А41-61083/13; от 6 июня 2014 г. по делу № А41-61076/13. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
М.М. Бринчук
НАУЧНАЯ ОБОСНОВАННОСТЬ
КАК ПРИНЦИП ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
В статье рассматривается принцип теории права экологического права — научная обоснованность. Анализируются факторы, определяющие состояние и перспективы развития общества и права, а также методологические основания и их значимость для экологического права.
Ключевые слова: научная обоснованность; принципы теории права; экологическое право; факторы развития общества и права; методологические основания; субъекты экологического права.
M.M. Brinchuk
SCIENTIFIC VALIDITY AS THE PRINCIPLE OF THE ECOLOGICAL LAW
In article the principle of the theory of the right — scientific validity is considered. Factors which define a condition and prospects of progress of a society and the right, as well as the methodological bases and their importance are analyzed.
Keywords: scientific validity; principles of the theory of the right; the ecological right; factors of progress of a society and the right; the methodological bases; subj ects of the ecological law.
Принцип научной обоснованности, на котором должны основываться законодательство и право, относится к общим принципам теории права. На Круглом столе, посвященном 70-летию кафедры земельного и экологического права СГЮА «Современное земельное, экологическое и аграрное право: традиции и перспективы развития», этот принцип можно рассматривать в свете оценки состояния и перспектив развития наук земельного, экологического и аграрного права в России и других странах СНГ.
Научная обоснованность норм экологического законодательства и права обеспечивается преимущественно двумя путями: посредством учета научных предложений по формированию и развитию экологического законодательства в нормотворческом процессе и применения в самих научных исследованиях современной методологии. При этом учет методологических оснований при развитии и претворении законодательства и права в жизнь может служить не только фундаментом правовых норм, но и юридическим критерием оценки правомерности тех или других правовых решений, действий и бездействия. Так, при
© Бринчук Михаил Михайлович, 2016
Доктор юридических наук, профессор, заведующий сектором экологического права ИГП РАН, заслуженный деятель науки РФ
разработке и реализации методологических оснований экологического права важно принимать во внимание объективные условия и состояние современного этапа общественного развития во всем его многообразии и проявлениях. При этом необходимо учитывать всю совокупность основных составляющих нынешнего общественного развития, наиболее существенные из которых (в частности, экологическая, социальная, экономическая, культурная) оцениваются как кризисные. С нашей точки зрения, в контексте темы исследования наиболее значимыми для его текущего этапа и определяющими состояние и перспективы развития общества и права, на современном этапе являются следующие факторы и их характеристики:
экологический фактор (с одной стороны, признание безальтернативной роли природы как основы жизнедеятельности общества, с другой, широкомасштабные формы деградации природы под воздействием развития общества);
правовой фактор (конституционные основы развития общества, права и государства; положения общей теории права; потребности общества реализовать положения Конституции РФ и общей теории государства и права; «вклад» права в создание переживаемых Россией и мировым сообществом кризисов);
политический фактор (демократизация публичной власти, ее потребности для экологического права; развитие, формирование гражданского общества);
экономический фактор (потребность объективной оценки рыночной экономики с точки зрения прогресса развития общества; выявление ее вклада в переживаемые Россией и мировым сообществом кризисы; в этом контексте — потребности в реконструкции механизма экономического развития; масштабы неблагоприятных экономических последствий различных форм деградации природы; оценка потребностей экономических ресурсов, необходимых для эффективного осуществления экологического права, проведения целенаправленной и эффективной экологической политики);
социальный фактор (возможности удовлетворения за счет природных ресурсов человеком и обществом социальных потребностей, неблагоприятные социальные последствия деградации природы в процессе общественного развития: ухудшение здоровья людей, преждевременная смертность, сокращение продолжительности жизни и иные формы);
цивилизационный фактор (духовный упадок человечества, деградация культуры, потеря способности у значительной части общества различать добро и зло; потребности формирования нового мировоззрения и цивилизационных ценностей).
Так как научная обоснованность и соответственно эффективность экологического права зависят от учета и отражения в нем многих внутриотраслевых и внешних факторов, исследование общих закономерностей его формирования, его методологические основания целесообразно изучать, разрабатывать и осуществлять в двух аспектах — внутреннем (внутриотраслевом) и внешнем1.
Во внутреннем (внутриотраслевом) аспекте актуальными являются вопросы названия, структуры отрасли, предмета, «уяснение взаимосвязей и взаимозависимости между структурными элементами, их общего и особенного», правового механизма и т.п.
К важнейшим внешним методологическим основаниям экологического права, как минимум, можно отнести:
закономерности развития природы; естественнонаучные знания, в т.ч. экологии, учет законов природы в законах общества;
положения общественных наук в части взаимодействия общества и природы. В той мере, в какой предмет общественных наук — философии, социологии, политологии и других — включает природную составляющую; знания, данные этих наук имеют значение для экологического права при его формировании и осуществлении;
потенциал природы. С учетом достоверного знания реального состояния природы, его потенциала наиболее эффективно могут определяться и реализо-вываться государственная экологическая политика как научно обоснованная, формироваться законодательство и право как одна из наиболее важных форм выражения и осуществления этой политики;
общие закономерности экологически значимого социального и экономического развития общества, которое является мощнейшим фактором разнообразных, как правило, негативных воздействий на природу. В концентрированном виде закономерности научно обоснованного развития сформулированы в концепции устойчивого развития;
конституционно-правовые положения общего характера о природе, человеке, гражданине, государстве и законодательстве. Эти положения Основного Закона РФ, обладающего высшей юридической силой, — суть наиболее существенные правовые требования, которые должны соблюдаться в процессе формирования и функционирования каждой отрасли, в т.ч. и экологического права. В конечном счете посредством реализации этого метода обеспечивается реализация самой Конституции как Основного Закона; |
положения общей теории права, в частности положения о новых подходах и к структурированию правовой системы,реализуемых посредством выделения а публичного и частного права. Эти положения, учитываемые с необходимостью о всеми отраслями права, создают научную, теоретическую основу сбалансиро- к ванного внутренне согласованного развития всей правовой системы, научно обо- о
п
снованного соотношения экологического права с другими отраслями и каждой | отрасли в отдельности, гармоничного развития публичного и частного права; в
мировоззренческие положения — о внеправовых категориях, учет которых о имеет существенное, основополагающее значение и для развития права, влияет ю
Т5
на его эффективность, на формирование нового мировоззрения, правопонимания, |
правосознания, правовой культуры. к
Такой подход к структурированию «внешних» методологических оснований а
экологического права одновременно предполагает и обусловливает учет и от- |
ражение в нем всех важнейших сторон жизни, бытия человека — естественно- ии
научной, общественно-научной, природной, социальной, нормативно-правовой, №
теоретико-правовой и духовной. Соответственно, его достоинство состоит в обе- 1
спечении учета важнейших внешних факторов, обусловливающих в идеале по- )
следовательное и прогрессивное развитие экологического права на комплексной, 6 системной основе. Всесторонние выявление, исследование и учет значимых для права явлений и факторов выступают одним из основных принципов методологии общей теории права.
Адресатом принципа научной обоснованности экологического права является самый широкий круг субъектов экологического права. И не только экологического. Изложенные вопросы методологических оснований экологического права, 161
содержащиеся в них идеи касаются всех отраслей, в частности при принятии экологизированных норм. Причем они важны в любом правовом контексте — отрасли права, науки, учебной дисциплины. Методология образует основу права в любом аспекте и применяется с учетом подлежащих решению задач.
Одновременно, отмечая важность научных основ развития экологического права, в частности, для всех институтов государственной власти, нельзя не видеть наибольшей ее значимости для законодателя, призванного сформировать современные и эффективные нормативно-правовые основы регулирования общественных отношений. А это возможно сделать лишь на современной научной основе. Именно поэтому из первейших и важнейших принципов законодательного процесса, элементом общих правил нормотворчества в соответствии с общей теорией права является научная обоснованность2.
Знание научных основ развития экологического права, как минимум отдельных из них, важно и другим субъектам государственной власти — Президенту России как гаранту Конституции, исполнительной и судебной властям. Такой подход к реализации методологических оснований и принципа научной обоснованности ориентирует в конечном счете на планируемый результат — конституционный экологический правопорядок, формирование правового и социального государства, на достижение других достойных целей.
Этот принцип весьма значим для работников науки, формирующих основы достоверных научных знаний в сфере взаимодействия общества и природы, преподавателей и др.
1 См.: Дубовик ОЛ. Механизм действия права в охране окружающей среды. М., 1984; Шестерюк А.С. Экологическое право: вопросы теории и методологии анализа. СПб., 2000; Его же. Экологическое право: проблемы методологии: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2000; ГоличенковА.К.Экологическое право: в поисках современной методологии // Труды Института государства и права РАН. Актуальные проблемы развития экологического права в XXI веке / отв. ред. М.М. Бринчук, О.Л. Дубовик. 2007. № 5. С. 19-36; Бринчук М.М. Проблемы методологии экологического права. 2010. URL: http://www.igpran.ru/public/publiconsite/ (дата обращения: 22.08.2016).
2 См., например: Теория государства и права: учебник / под ред. О.В. Мартышина. М., 2007. С. 338-339. Как справедливо утверждает В.К. Бабаев, научная обоснованность правотворчества особенно важна в наши дни, когда перспективы развития рыночных, национальных, государственных, социально-бытовых отношений четко не определены и в их правовом регулировании приходится идти на ощупь. См.: Общая теория права: курс лекций / под общ. ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 307.
Л.А. Тимофеев
ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТОВАРНОГО РЫБОВОДСТВА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
В статье анализируется содержание ряда нормативных правовых актов, направленных на упорядочение управленческой деятельности в сфере товарного рыбоводства.
Ключевые слова: рыболовство, рыбохозяйственный комплекс, аквакультура, водные биологические ресурсы.
© Тимофеев Лев Александрович, 2016
Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры земельного и экологического права (Са-162 ратовская государственная юридическая академия)