Научная статья на тему 'Понимание значимости идеологического механизма реализации экологического права'

Понимание значимости идеологического механизма реализации экологического права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
521
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FEELING FOR LAW AND ORDER / IDEOLOGICAL MECHANISM FOR ENVIRONMENTAL LAW IMPLEMENTATION / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Невзоров Тимур Борисович

В статье представлено несколько элементов, составляющих систему формирования идеологического механизма реализации экологического права, основой которого являются экологическое образование, экологическая культура, правосознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING OF THE IMPORTANCE OF THE IDEOLOGICAL MECHANISM FOR ENVIRONMENTAL LAW IMPLEMENTATION

The article provides some elements composing the system of forming the ideological mechanism for environmental law implementation, whose principles are ecological education, ecological culture, and feeling for law and order.

Текст научной работы на тему «Понимание значимости идеологического механизма реализации экологического права»

УДК 349.6: 372.18: 502/504

ПОНИМАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Т. Б. Невзоров

UNDERSTANDING OF THE IMPORTANCE OF THE IDEOLOGICAL MECHANISM FOR ENVIRONMENTAL

LAW IMPLEMENTATION T. B. Nevzorov

В статье представлено несколько элементов, составляющих систему формирования идеологического механизма реализации экологического права, основой которого являются экологическое образование, экологическая культура, правосознание.

The article provides some elements composing the system of forming the ideological mechanism for environmental law implementation, whose principles are ecological education, ecological culture, and feeling for law and order.

Ключевые слова: правосознание, идеологический механизм экологического права, экологическая культура, экологическое образование.

Keywords, feeling for law and order, ideological mechanism for environmental law implementation, ecological education, ecological culture.

Призывая к решению проблемы вывода из экологического кризиса посредством радикальных мер, некоторые исследователи стремятся использовать понятие «гармонизация отношений» по поводу использования ресурсного потенциала планеты, экологической безопасности жизнедеятельности населения и сохранения разнообразия природы. Однако это не единственная эколого-правовая, экономическая, политическая и этическая позиция. Сторонники противоположной зачастую стремятся избежать соблюдения эколого-правовых норм, игнорируют этические нормы взаимодействия с природой.

Современное российское общество близко к состоянию некоторой стабильности. Стремление к концентрации Федеральной государственной власти и расширение самостоятельности субъектов Российской Федерации определяют новые тенденции в развитии права, законодательства, в том числе в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Сложившаяся экономическая и политическая ситуация в России неоднозначно сказывается на процессах развития экологического права как отрасли и реализации его норм в современных условиях. Следующие друг за другом структурные изменения в отрасли, переподчинение органов охраны окружающей среды, перераспределение функций органов исполнительной власти свидетельствуют о том, что именно в данных условиях необходимо сосредоточить внимание на изучении и дальнейшем развитии системы механизмов экологического права, в частности, не вполне знакомого научной общественности идеологического механизма экологического права.

Задачей представляемых размышлений является предправовое определение структурных элементов идеологического механизма экологического права как факторов, реально влияющих на экологически значимую деятельность, на формирование и реализацию нормативного правового массива экологического права, на эколого-политические и управленче-

ские решения в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. В работе умышленно не приводится сугубо правовая оценка правоотношений, возникающих в указанной области, поскольку законодательство о каждом из представленных ниже элементов настолько обширно, что требует специального исследования. Данный материал лишь предпосылка такого исследования.

Исторически современная эколого-культурная ситуация может быть объяснена. Экономические приоритеты в жизни общества, сложившиеся на рубежах XIX - XX - ХХ1 веков, предопределили направление дальнейшего интенсивного развития, в первую очередь, европейского общества посредством индустриальной экспансии в отношении природной среды, в результате чего негативные итоги этого развития в конце ХХ - начале ХХ1 веков заставили нас говорить о неотвратимости экологического кризиса.

Было бы неверным повторять ошибки вековой давности и совсем недавние псевдореволюционные демарши против реально существующих и определяющих жизнь общества явлений (всяческие псевдореволюции). Любой коллектив, любое общественное или государственное образование, государство в целом может достичь позитивных результатов в своем развитии только при условии существования идеологической основы. Носителем определенной идеологии может быть любой более или менее устойчивый коллектив. Попытка подменить прижившееся понятие «идеология» иным не увенчалась успехом. Не всеми понимаются или принимаются понятия «ментальность» и «менталитет». На наш взгляд, это триединое свойство - ум, дух, стремление действовать, т. е. в принципе понятие, идентичное идеологии. Однако идеология как форма общественного осмысления явлений, событий, общих тенденций развития и проч., на самом деле не является чем-то непреложным, обязатель-

ным для всех. «Идеология» - понятие множественное.

Идеологический механизм экологического права (ИМЭП) в первом приближении можно определить как непрерывно обновляемую, динамичную, открытую систему средств, методов формирования или создания условий для формирования права и законодательства путем непосредственного воздействия на правовые институты или косвенно через иные социальные институты, путем создания нравственно-этических оснований действия права.

Идеологический механизм экологического права, как и иные средства обеспечения реализации права, имеет специфические основания. Для определения их круга следует ответить на ряд достаточно серьезных вопросов. Каким образом идеологический механизм и его элементы влияют на действие и развитие нормы права? Какова обратная указанной зависимость, т. е. каким образом осуществляется или должно осуществляться правовое регулирование действия идеологического механизма и его элементов? Какова продуктивность реализации нормы экологического права через ИМЭП?

Аксиоматично, что базовым средством формирования и индивидуального, и общественного сознания является симбиоз образования и воспитания на всех этапах становления личности и социума.

Пропедевтическая цель современного воспитания и образования заключается в воспитании у молодежи чувства ответственности перед «будущими поколениями» за состояние нашего общего дома -планеты Земля, предоставление необходимого объема экологических знаний и умение не причинять с помощью этих знаний вреда. Необходимо, чтобы молодые люди глубоко сознавали и предвидели последствия своей деятельности и при принятии решений, и при их практической реализации, стремились и умели предупредить наступление негативных последствий воздействия на окружающую среду.

Для экологически значимой деятельности, безусловно, актуальной остается сугубо техническая и технологическая проблема необходимости поиска способов предотвращения ущерба, наносимого природе непродуманной хозяйственной деятельностью и несовершенными технологическими процессами промышленных предприятий. Совсем недавно именно эта задача определялась как единственно возможный подход к решению экологических проблем.

Следует заметить, что современное понимание экологического подхода охватывает не только естественные и технические науки, их технологическое применение в практике промышленного производства, правовое регулирование применения тех или иных технологий. Экологический кризис не может быть преодолен с помощью теперь уже традиционных способов: безотходное производство, переработка отходов, очистка сточных вод и проч., поскольку уже принципиально нарушен глобальный экологический баланс. Решение проблемы лежит за рамками технологического и узкодисциплинарного, узкоотраслевого подхода. Любые усилия окажутся

напрасными, если не произойдет изменений в сознании современного человека. Естественно, что это процесс длительный, и определенной результативности его трудно ожидать скоро. Но именно как начальная фаза переворота в сознании социума может стать позиция, предполагающая приоритет экологического подхода как необходимого элемента современного мышления.

В настоящее время в России создается единая система непрерывного экологического образования, правовой основой для которой послужил Закон Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды”, а впоследствии и Закон Российской Федерации “Об охране окружающей среды”[1]. Были изменены именно идеологические аксиомы (тем не менее ориентированные на экономическую целесообразность). Однако уже в конце 70-х годов в России высшие учебные заведения стали вводить природоохранные дисциплины в специализации. Безусловно, первопроходцами стали МГУ и академические образования столицы РФ, Украины, Белоруссии. Окончательно сформировавшееся (середина 80-х) понятие экологического права было принято всей научной общественностью страны. Развитие научного направления, учебной дисциплины «Экологическое право» привело к формированию отрасли права - Экологическое право РФ. Разве это не идеологический фактор формирования правового института?

Непрерывное экологическое образование имеет задачей охватить как можно больше членов общества. Система непрерывного экологического образования состоит из ряда последовательных этапов, включая дошкольное и послевузовское образование. В ряде вузов России сделана попытка последовательного включения в учебные планы гуманитарных факультетов экологических и экологоориентированных дисциплин. Так, студенты первого курса, в том числе и юридического факультета Кемеровского госуниверситета, изучают предмет «Концепции современного естествознания», базовым материалом которого являются философские, методологические и естественнонаучные основы экологии [2, 3].

Отсутствие или предвзятая трактовка, неверное представление научной, технической, социальной, экономической, правовой информации, необходимой для принятия управленческих решений, нередко провоцирует развитие экологических проблем, усиление социальной напряженности, связанной с экономической деятельностью, воздействием производственной деятельности на окружающую природную и культурную среду. Особенное значение корректность и достоверность экологической информации приобрели в период становления новых социально-экономических отношений в Российском обществе. Представляется чрезвычайно важной задача правового регулирования деятельности, обеспечивающей получение, анализ, распространение экологически значимой информации о состоянии природной среды, о мероприятиях экологического контроля, об экологическом мониторинге, об источниках загрязнения и их воздействии, о проек-

тах промышленного развития, об изменениях состояния окружающей среды, их тенденциях. Это необходимо как для принятия адекватных ситуациям управленческих решений, так и для долгосрочного планирования.

В этом смысле необходимо говорить о правовой гарантии достоверности информации. Может показаться странным мнение о том, что итоговый документ, ежегодно представляемый специально уполномоченным органом в сфере охраны окружающей среды - Состояние окружающей среды в Российской Федерации и регионах, перед публикацией должен проходить процедуру экологической экспертизы. Действительно, ведь он представляется органом, в полномочия которого входит проведение государственной экологической экспертизы. Однако анализ изданий двенадцати лет (1998 - 2010) свидетельствует о том, что в них зачастую содержатся «незначительные, довольно серьезные неточности». А ведь это не только отчетный документ за некоторый прошедший период, но и документ, предопределяющий дальнейшее направление природоохранной деятельности развитых и экологически опасных регионов.

Невероятно актуальной остается проблема правового регулирования в сфере экологического образования. Недаром в прессе, в других источниках массовой информации, в профессиональной периодике, во время работы научных, научнометодических и научно-практических конференций, в том числе и по экологическому праву, не прекращается обсуждение проблемы необходимости разработки и принятия закона, регулирующего отношения в сфере экологического образования и информированности населения. В данной статье не представляется возможным провести достаточно серьезный анализ законопроектов об экологическом воспитании, образовании, культуре, представляемых на обсуждение, в том числе и в средствах массовой информации.

Важнейшим способом идеологического воздействия всегда были и останутся информационные способы формирования общественного сознания, в первую очередь, правового. Влияние информационных средств на правотворческую и правоприменительную деятельность в экологическом праве особенно сильно. Это относится как к информационным системам обеспечения исследования окружающей среды и мониторинга, имеющих решающее значение для принятия управленческих решений, так и к информационным средствам собственно идеологического воздействия.

Таким образом, проблему формирования источника экологически значимой информации необходимо рассматривать как одну из основополагающих в структуре ИМЭП. Под источником формирования понимается субъект указанной деятельности. Условно их можно разделить на «государственные» и «общественные». Органы государственной власти формируют нормативный массив (здесь мы вправе упомянуть об источниках экологического права) и массив ненормативных документов (относящихся к

источникам права - методические указания, типовые положения, инструкции и т. д.; не относящиеся к источникам права - государственные доклады, государственные программы, аналитические отчеты министерств, ведомств и проч.). К общественным источникам экологической информации следует относить доктрины и доктринальные толкования, научные и научно-практические комментарии, прессу, Интернет-ресурсы, издания и публикации общественных организаций и образований, результаты социологических опросов, отчеты о проведенных научно-исследовательских работах и проч.

В настоящее время все большее влияние на развитие ИМЭП оказывает деятельность научноисследовательских организаций, которые посредством формирования федеральных и региональных программ чрезвычайно активно внедряются в процесс формирования социально-экологического фона жизнедеятельности территорий. Для Кемеровской области (например) такая активность приносит, безусловно, позитивные результаты. Чем больше и активнее научная общественность участвует в процессах формирования интеллектуальной обоснованности того или иного экологически значимого проекта, тем весомее интегрированный вклад в формирование экологической культуры населения. Чем настойчивее предлагается авторитетное мнение научной общественности, тем результативнее усилия по привлечению внимания государственных органов власти к насущным проблемам охраны окружающей среды. К сожалению, зачастую стремление ученых к сотрудничеству игнорируется аппаратом государственной власти.

Одним из факторов, определяющих возникновение дисбаланса между реальным правовым регулированием и готовностью общества к пониманию принимаемых решений, является дефицит информированности, осведомленности населения, дефицит образовательной и культурологической идеологичности.

Как указывается в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», необходимо как определение специальных целей (разработка концепций, научных прогнозов и планов сохранения и восстановления окружающей природной среды; разработка и создание наилучших технологий в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов и т. п.) так и реализация соответствующих им задач [4].

При этом реализация идеологического механизма представляет собой разработку планов действий на федеральном, региональном, местном и отраслевом уровнях, а также мер государственной поддержки и регулирования в сфере экологического образования, просвещения и научного обеспечения. Как указывает экологическая доктрина, конкретизация положений применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям государственной политики в области экологии по различным субъектам РФ может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов РФ и отраслей экономики. Критериями эффективно-

сти работы с населением будут являться позитивное отношение людей к деятельности по охране и рациональному использованию окружающей среды и готовность оказывать поддержку в проведении этой деятельности, о чем будут свидетельствовать уменьшение случаев экологических правонарушений в регионе, рост количества участников добровольных природоохранных акций, реальная коррекция хозяйственной деятельности с учетом ограничений, необходимых для сохранения окружающей природной среды. Долгосрочной целью работы с населением должно стать формирование у всех жителей страны высокого уровня экологической культуры - стремления и способности людей использовать свои экологические знания в практической деятельности.

Для придания этой деятельности организованного характера необходимо определить принципы, на которых должна основываться реализация идеологического механизма. К ним относятся:

- широкая социальная направленность;

- профессиональное и методическое обеспечение (деятельность осуществляется профессионально подготовленными специалистами на базе организационно-методического обеспечения, наряду с биологами, географами, педагогами необходимо привлекать социологов и психологов, а также журналистов и представителей других творческих профессий);

- приоритетность и результативность (необходимо определять в каждом конкретном случае приоритетные механизмы, позволяющие достичь максимального эффекта при минимальных затратах);

- комплексное использование естественнонаучного и гуманитарного потенциалов (наряду с использованием информации экологического и биологического характера необходимо широко применять гуманитарные средства формирования экологического правосознания);

- экологическая безопасность (любые формы образовательной и просветительской работы, равно как и участие населения в природоохранных акциях, не должны быть связаны с каким-либо риском нанесения ущерба экологическим системам или их отдельным особям).

Вместе с тем следует также подчеркнуть, что идеологический механизм реализации экологического права предполагает развитие гражданского

общества. И в этом случае основными задачами являются:

- государственное содействие экологизации гражданского общества;

- совершенствование законодательства для создания правовых условий, позволяющих гражданам участвовать в принятии и реализации экологически значимых решений, в том числе путем проведения опросов, общественных слушаний, общественных экспертиз и референдумов;

- совершенствование законодательства в целях развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций;

- обеспечение возможности прохождения альтернативной гражданской службы на объектах и структурах, реализующих политику в области экологии; поддержка экологических общественных движений и благотворительной деятельности;

- создание условий для поддержания и развития традиционного сбалансированного природопользования коренными малочисленными народами.

В заключение отметим, что эта проблема всегда будет оставаться актуальной, особенно в настоящее время. И проблема на сегодняшний день - это не столько проблема нашего правосознания, сколько проблема самого отношения человека к окружающей его среде. Нигилизм по отношению к природе обусловлен, прежде всего, нашим нравственным сознанием, а правильнее казать, безнравственным, И решаться эта проблема должна в первую очередь идеологическим воздействием на человека. А это, в свою очередь, задача не только юристов, но и представителей других специальностей.

Литература

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». - 2002.

2. Горбачев, В. В. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студентов вузов.

- Изд. 3-е. / В. В. Горбачев. - М.: Оникс, 2008. -592 с.

3. Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания: учебник / В. М. Найдыш. - М.: Аль-фа-М.: ИНФРА-М, 2009. - 704 с.

4. Лапина, М. А. Экологическое право: учебное пособие для студентов вузов / М. А. Лапина. - М.: МИЭМП, 2010. - 262 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.