4. АГРАРНОЕ ПРАВО, ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.06)
4.1. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Железинский А. А., аспирант кафедры конституционного права
Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина
Аннотация. В статье автором рассмотрены проблемные вопросы отнесения человека к объектам охраны окружающей среды. Автор делает предположение, что объектом охраны является не человек, а его экологические права и на основании этого предлагает рекомендации по совершенствованию действующего российского законодательства.
Ключевые слова: охрана окружающей среды; объект охраны окружающей среды; экологические права человека.
Статья 4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» 1, ст. 4] (далее по тексту - ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет перечень объектов, охраняемых данным законом. К ним относятся:
- объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности (земли, недра, почвы; леса и иная растительность; животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство);
- объекты, подлежащие охране в первоочередном порядке (естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию);
- объекты, в отношении которых необходима особая охрана (объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебнооздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое
природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания).
Из приведенного в ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» перечня объектов охраны окружающей среды нельзя точно понять является ли человек или общество в целом объектами охраны окружающей среды.
Ранее действовавшие Закон РСФСР от 27 октября 1960 года «Об охране природы в РСФСР» [2, ст. 1] и Закон РСФСР от 19 декабря 1991 года №20601 «Об охране окружающей природной среды» [3, ст. 4] не содержали прямого указания на человека как на объект охраны.
Так объектами природы, подлежащими охране по Закону РСФСР от 27 октября 1960 года «Об охране природы в РСФСР» являлись все природные богатства - как вовлеченные в хозяйственный оборот, так и неэксплуатируемые такие как: земля, недра, воды (поверхностные, подземные и почвенная влага), леса и иная естественная растительность, зеленые насаждения в населенных пунктах, типичные ландшафты, редкие и достопримечательные природные объекты, курортные местности, лесопарковые защитные пояса и пригородные зеленые зоны, животный мир (полезная дикая фауна), атмосферный воздух.
Закон РСФСР от 19 декабря 1991 года №2060-1 «Об охране окружающей природной среды» в перечень объектов охраны включал: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земли, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иную растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Таким образом, законодатель ни в одном из вышеперечисленных законов не указал на человека как на объект охраны, хотя в каждом из этих законов среди объектов подлежащих охране, в том числе значатся животные и другие организмы. И если Закон РСФСР от 27 октября 1960 года однозначно говорит, что государство охраняет диких
животных, то в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 года №2060-1 «Об охране окружающей природной среды» речь идет о животном мире (без указания о том входит человек в его состав или нет), а согласно ФЗ «Об охране окружающей среды» охране подлежат животные и другие организмы.
Федеральный закон от 24 апреля 1995 года №52-ФЗ «О животном мире» дал ответ, что человек не входит в животный мир, так как определил его как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации [4, ст. 1].
Таким образом, можно сделать вывод, что Законы РСФСР 1960 года и 1991 года не рассматривали человека как объект охраны. Сложнее обстоит ситуация с регулированием аналогичного вопроса действующим сегодня ФЗ «Об охране окружающей среды» так как он не дает определения понятия «других организмов» и соответственно нельзя понять входит ли в их состав сам человек.
Поэтому для ответа на вопрос является ли человек объектом охраны окружающей среды следует обратиться к научной литературе.
Так согласно Современной энциклопедии, «организм - биологическая система, обладающая различными уровнями организации (молекулярный, клеточный, тканевый и т.д.) и функционирующая как единое целое; живое существо, обладающее совокупностью свойств (обмен веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и др.), отличающих его от неживой материи» »5]. Человек же согласно Экологическому энциклопедическому словарю определяется как «высший представитель отряда приматов; общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложноорганизованным мозгом, сознанием и членораздельной речью» [6, с. 240]. Таким образом, можно сделать вывод, что человек является организмом, и, следовательно, подпадает под объекты охраны окружающей среды по смыслу ФЗ «Об охране окружающей среды».
Аналогичная позиция высказывается О.Л. Дубовик, Л. Кремером, Г. Любе-Вольфф. Они также затрагивают проблему включения человека в перечень объектов охраны окружающей среды. Они подчеркивают, что «достижения биотехнологий, рост мутаций в результате загрязнения окружающей среды, разработка и возможности применения атомного и биологического оружия или наступления «ядерной зимы» и гибели человечества вызывают опасение за сохранение людей как вида. Кроме того, человек является частью природы, а право всегда предусматривало как объект охраны
человека его права, жизнь, здоровье и т.д.» [7, с. 28].
Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» в первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
А.С. Шестерюк в своей диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук небезосновательно с нашей точки зрения указывает, что «человек, общество - это экосистема со всеми присущими ей свойствами, вписанная в целостную общую систему «природа-человек-общество» где все части равноправны. Любое нарушение какой-либо из частей взаимосвязи и взаимодействия, баланса равновесия ведет к деградации не только одной из них, но и каждой последующей и всей экосистемы в целом» »8, с. 18].
Таким образом, если согласиться с мнением А.С. Шестерюка о том, что человек и общество являются частью экосистемы, можно сделать вывод, что и человек, и общество в целом являются объектами охраны окружающей среды и должны охраняться ФЗ «Об охране окружающей среды».
Для определения объектов охраны окружающей среды необходимо также исходить из общих положений о том, какую цель преследует законодатель, выделяя объекты охраны окружающей среды, и что входит в понятие окружающей среды.
Так, в ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Человека нельзя отнести ни к антропогенным объектам, ни к природноантропогенным объектам как объектам, созидаемым и изменяемым самим человеком, ни к природным объектам, так как под ними согласно терминологии ФЗ «Об охране окружающей среды» понимаются естественные экологические системы, природного ландшафта и составляющих их элементов, сохранивших свои природные свойства. Человек не является и компонентом природной среды, так как ФЗ «Об охране окружающей среды» понимает под ними землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Согласно ст. 42 Конституциеи Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением [9, ст. 42].
И если по смыслу ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды являются земли, недра, почвы; леса и иная растительность; животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство; объекты первоочередного порядка охраны; объекты особой охраны, то вопросам обитания человека в благоприятной окружающей среде с нашей точки зрения посвящен Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» [10].
Данный закон согласно абз. 1 ст. 4 регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно абз. 2 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения, возникающие в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством РФ об охране окружающей природной среды и Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Следовательно, конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду - это предмет правового регулирования правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области охраны окружающей среды.
Таким образом, можно сделать вывод, что объектом охраны окружающей среды является скорее не человек, а его экологические права (например, гарантированные ст. 42 Конституции РФ).
Аналогичное мнение уже высказано М.М. Бринчу-ком. Рассматривая человека как часть окружающей среды, он понимает под эколого-правовым статусом человека «совокупность его экологических прав (закрепленные в конституционных и иных актах право на благоприятную окружающую среду, доступ к экологической информации, возмещение вреда), основных инструментов и процедур защиты, а также гарантий. Он утверждает, что человек -часть природы» 11, с. 163, 131].
А С.А. Боголюбов, опираясь на основные принципы охраны окружающей среды, закрепленные в ФЗ «Об охране окружающей среды» подчеркивает, что «сама охрана окружающей среды не является самоцелью. Ее главная задача заключается в обеспечении реальных гарантий прав человека и гражданина на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду, экологических условий
для жизни, труда и отдыха населения... Жизнь и здоровье человека - основная цель охраны окружающей природной среды, всего экологического права» 12, с. 64-65].
Наше предположение о том, что экологические права являются объектом охраны окружающей среды подтверждается и положениями Федерального закона от 30 апреля 1999 года №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» 11].
Неотъемлемой составляющей правового статуса лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, являются экологические права и гарантии их осуществления. К категории основных экологических прав человека в Российской Федерации относятся следующие: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ). Безусловно, являясь частью сообщества народов России, лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, обладают в полной мере всеми названными правами, закрепленными в Конституции РФ.
Для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, право на благоприятную окружающую среду тесно связано с правом на защиту исконной среды обитания. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» исконная среда обитания малочисленных народов
- это исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни. А в соответствии с ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации относятся к категории объектов, подлежащих особой охране со стороны государства.
На основании вышеизложенного можно сделать несколько выводов относительно вопроса отнесения человека к объектам охраны окружающей среды:
1.Человек является объектом охраны окружающей среды в случае отнесения его к «другим организмам» по смыслу ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды».
2.Человек является объектом охраны окружающей среды, в случае если он является частью «экосистемы».
3.Объектом охраны окружающей среды является скорее не человек, а его экологические права, а поэтому считаем необходимым дополнить список объектов охраны окружающей среды, который да-
ется в ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» и изложить ч. 2 ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» в следующей редакции: «2. В первоочередном порядке охране подлежат права человека, естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию»
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Текст] // СЗ РФ. 2002. №2. Ст. 133.
2. Закон РСФСР от 27 октября 1960 года «Об охране природы в РСФСР» [Текст] // Ведомости ВС РСФСР. 1960. №40. Ст. 586.
3. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» [Текст] // Ведомости рФ. 1992. №10. Ст. 457.
4. Федеральный закон от 24 апреля 1995 года №52-ФЗ «О животном мире»/ СЗ РФ. 1995. №17. Ст. 1462.
5. Современная энциклопедия. [Электронный ресурс] //
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/34614.
6. Гимадеев М.М., Щеповских А.И. Экологический энциклопедический словарь / Под ред. М.М. Гимадеева. Казань, 2000. С. 240, 430.
7. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. М., 2005. С. 28.
8. Шестерюк А. С. Экологическое право: проблемы методологии: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2000. С. 18.
9. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). [Текст] //Российская газета. 1993. 25 декабря.
10. Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [Текст] // СЗ РФ. 1999. №14. Ст. 1650.
11. Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружающей среды). 1-е изд. М., 1998. С. 163, 131.
12. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М., 2004. С. 64 - 65.
13. Федеральный закон от 30 апреля 1999 года №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»/ СЗ РФ. 1999. №18. Ст. 2208.
14.
Рецензия на научную статью
Аспиранта кафедры конституционного права Поволжской академии государственной службы им. Г1.А. Столыпина Железинекого А.А. на тему «Человек как объект охраны окружающей среды: вопросы правового регулирования»
Вопрос отнесения человека к объектам охраны окружающей среды на сегодняшний день является нерешенным и поэтому дискуссионным. Конституционное признание права человека на жизнь в благоприятной окружающей среде как естественного, неотчуждаемого права подразумевает прежде всего его гарантированность, закрепление приемов и способов юридической защиты. Российский законодатель в своей деятельности должен руководствоваться следующими основными принципами: приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, груда и отдыха населения. Право на благоприятную окружающую среду, составляет основу гражданских, трудовых и социальноэкономических прав и свобод. Без закрепления в Основном Законе конституционных прав и свобод их реализация не может считаться полной. Но и человек может пользоваться всеми предоставленными правовыми актами средствами защиты, только если он отнесен к объектам защиты со стороны государства.
Цель проведенного автором исследования состоит в изучении и анализе действующего в Российской Федерации законодательства на предмет выявления объектов охраны окружающей среды и их характерных признаков, а также в выявлении признаков объекта охраны окружающей среды в правовом статусе человека.
В работе на достаточно хорошем теоретическом уровне раскрыты виды объектов охраны окружающей среды, рассмотрены и положительные и
Рецензия
отрицательные моменты отнесения человека к таким объектам, сделаны обобщенные рекомендации по изменению действующего российского законодательства.
Не вызывает никакого сомнения правильный подбор литературы, нормативных актов, самостоятельная и добросовестная обработка их автором, теоретическая обоснованность сделанных в работе выводов и предложений.
Все вышесказанное предопределяет общий вывод - работа Железинекого А.А. на тему «Человек как объект охраны окружающей среды: вопросы правового регулирования» соответствует всем необходимым требованиям и рекомендуется к опубликованию.