Научная статья на тему 'Особенности статистического учета в области природоохранной деятельности: проблемы, перспективы'

Особенности статистического учета в области природоохранной деятельности: проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
678
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИКА / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРИРОДНАЯ СРЕДА / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАТИСТИКА ЗАТРАТ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Веселова И.И.

Статья освещает историю и современное состояние статистики охраны окружающей природной среды, проблемы и перспективы развития статистики затрат на охрану окружающей природной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности статистического учета в области природоохранной деятельности: проблемы, перспективы»

21 (372) - 2014

Экономика природопользования

УДК 502:311.3/4

особенности статистического учета в области природоохранной деятельности:

проблемы, перспективы

и.и. веселова,

начальник отдела E-mail: trans@stavstat.ru Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю

Статья освещает историю и современное состояние статистики охраны окружающей природной среды, проблемы и перспективы развития статистики затрат на охрану окружающей природной среды.

Ключевые слова: статистика, охрана окружающей среды, природная среда, природоохранная деятельность, статистика затрат

Особенности понятий и определений статистики окружающей природной среды. Прежде чем рассматривать проблемы статистического учета в области природоохранной деятельности, надо определиться с терминологией, основными понятиями и определениями.

Наиболее часто в настоящее время оперируют термином «окружающая среда».

В Российском энциклопедическом словаре окружающая среда определяется как среда обитания в деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает природную среду и искусственную (техногенную) среду, т.е. совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе (здания, сооружения и т.п.).

Трактовка понятия окружающей среды, как и ее охраны, в Российской Федерации не получила удовлетворительной конкретизации не только в лексическом, но и в нормативно-правовом плане. В частности, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N° 7-Ф3 «Об охране окружающей среды» к таковой охране относится «деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также — природоохранная деятельность)».

Одновременно под окружающей средой в том же законе понимается «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропо-генных объектов, а также антропогенных объектов». Перечисленные элементы получили следующую юридическую трактовку:

— природная среда (далее также — природа) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

— компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

— природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

— природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

— антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Однако, в ст. 4 этого же закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

— земли, недра, почвы;

— поверхностные и подземные воды;

— леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

— атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Подобный правовой подход применительно к статистике окружающей среды требует уточнений. В статистической практике невозможно абстрагироваться от противоречий, к которым приводит совмещение понятий «окружающая среда» и «природная среда» и связанных с ними понятий «охрана окружающей среды» и «охрана природной среды».

Это связано с тем, что непонятно, что же конкретно находится под охраной закона — окружающая среда или природная среда? Если регулируется охрана окружающей среды и, следовательно, охрана любого антропогенного объекта, то данный закон должен вводить нормы практически любого вида охранной деятельности. Перечень подлежащих охране объектов становится, по сути, бесконечным, таким же огромным становится перечень мероприятий по их охране.

Все это приводит к выводу о нецелесообразности использования в статистической теории и

практике термина «окружающая среда», который запутывает ситуацию. Для этих целей в гораздо большей степени подходит понятие «окружающая природная среда».

Категория «окружающая природная среда», таким образом, в целом соответствует категориям «природа» и «совокупность природных ресурсов». Все эти понятия структурируются и, следовательно, реально применимы в статистическом учете.

Статистика окружающей природной среды: краткая история, современное состояние. Формирование статистики окружающей природной среды началось в 1973-1975 гг. Была создана система статистических показателей, источники данных, методы сбора статистической информации, определен основной круг потребителей этой информации. В конце 1978 г. Центральным статистическим управлением СССР была введена ежегодная статистическая отчетность о природоохранных затратах. При плановом характере экономики СССР сбор данных облегчался довольно высокой отчетной дисциплиной предприятий и организаций, достоверностью отчетных данных. В это время был накоплен значительный методологический и организационный опыт.

Период с 1992 г. характеризуется значительной стагнацией статистики охраны окружающей природной среды по сравнению с предшествующими периодами, отсутствием крупных новаций, а также нарастанием системных проблем. Используется в основном опыт, накопленный ранее, и то не в полной мере. Статистика в 1990-х гг. и в начале нынешнего века все более теряла централизованный характер, в широких масштабах распылялась по различным министерствам и ведомствам. При этом существенно сузилась информационная база.

Охват соответствующих объектов статистическими наблюдениями и получение минимума отчетной информации в 1990-х гг. и в начале XXI в. были весьма затруднены, поскольку предприятия и организации зачастую отказывались отчитываться. Для восстановления информационных потоков пришлось принимать специальные меры на уровне правительства страны. Поэтому основной заслугой статистики этого периода можно считать то, что удалось обеспечить элементарную сопоставимость ранее накопленной информации с вновь поступающими данными.

В 1990-х гг. статистические органы также фактически прекратили проверки достоверности

отчетных данных с выходом на предприятия. Это явилось следствием появления ограничений в виде коммерческих тайн и других причин.

За 2000-2012 гг. для совершенствования статистического наблюдения за окружающей природной средой была проделана большая работа по определению источников данных, перечней показателей, были сформулированы принципы межведомственного взаимодействия, изменены некоторые методологические подходы.

На современном этапе показатели статистики охраны окружающей природной среды делятся на следующие группы:

— показатели, характеризующие загрязнение атмосферного воздуха (выбросы от стационарных и передвижных источников);

— показатели, характеризующие использование и загрязнение водных ресурсов;

— показатели, характеризующие движение опасных отходов;

— показатели, характеризующие особо охраняемые природные территории;

— показатели охраны лесных и земельных ресурсов.

Система показателей окружающей природной среды в России основывается в основном на 36 формах федерального статистического наблюдения,

из которых в системе Росстата обрабатывается 14 форм, в органах исполнительной власти, уполномоченных в соответствующей сфере деятельности, — 22 формы (табл. 1).

Статистику окружающей природной среды можно определить как комплексную, самым тесным образом связанную с другими отраслями статистики. Она имеет с ними совместные сферы изучения. В то же время статистика окружающей природной среды имеет специфические задачи и самостоятельный предмет изучения.

Статистика затрат на охрану окружающей природной среды: проблемы и перспективы. Универсальным инструментом, характеризующим природоохранную деятельность, является система показателей о затратах (расходах) на охрану окружающей природной среды.

В России в последние годы проводятся комплексные мероприятия по реформированию статистики затрат, при этом анализируется зарубежный опыт, учитываются требования сопоставимости статистических данных на международном уровне.

Обработка и представление информации об охране окружающей природной среды требуют использования обоснованной классификации расходов на эти мероприятия. В соответствии с рекомендациями Европейской комиссии, ОЭСР,

Таблица 1

Перечень форм по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, разрабатываемых в системе Росстата

№ формы Наименование Периодичность

4-ОС Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах Годовая

2-ТП (воздух) Сведения об охране атмосферного воздуха Годовая

2-ТП (охота) Сведения об охотничьих хозяйствах Годовая

1-заповедник Сведения о государственных природных заповедниках и национальных парках Годовая

1-ЛХ Сведения о воспроизводстве лесов и лесоразведении Годовая

12-ЛХ Сведения о защите лесов Годовая

1-РЛХ (Чернобыль) Сведения о лесовосстановлении и лесоразведении на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению Годовая

01-ГР Сведения о геологоразведочных работах Годовая

Приложение к ф. 01-ГР Сведения о геологоразведочных работах по полезным ископаемым по стадиям работ Годовая

31-ТП Сведения об извлечении гелия, серы, этана, пропана, бутанов, пентана из природного и попутного газа при переработке Годовая

18-КС Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов Годовая

6-ОС Сведения о загрязнении окружающей среды при авариях на магистральных трубопроводах Полугодовая

2-ТП (воздух)-срочная Сведения об охране атмосферного воздуха Полугодовая

5-ЛХ Сведения о лесных пожарах Годовая

Евростата, с учетом отечественного опыта в российском статистическом учете в настоящее время используется классификация природоохранных затрат по секторам.

К государственному сектору относятся федеральные, региональные и местные органы власти, общества и государственные учреждения (главным образом, подпадающие под код 75 ОКВЭД). К коммерческому сектору — все предприятия и организации, подпадающие под коды 01-99 ОКВЭД (за исключением кода 75 ОКВЭД, а также деятельности специализированных поставщиков, главным образом, код 90 ОКВЭД). К специализированным поставщикам природоохранных услуг (код 90 ОКВЭД) относятся предприятия, предоставляющие услуги по сбору и очистке сточных вод, сбору и переработке твердых отходов, ассенизации, уборке территории и т.д.

Виды природоохранных расходов следующие:

— прямые инвестиции в основной капитал;

— капитальный ремонт основных фондов по охране окружающей среды;

— текущие затраты предприятий и организаций;

— затраты органов исполнительной власти на содержание аппарата, занимающегося вопросами охраны окружающей среды;

— затраты на образование в сфере охраны окружающей среды.

По направлениям природоохранной деятельности классификация осуществляется в соответствии с европейским Классификатором направлений природоохранной деятельности (СЕРА 2000):

— охрана атмосферного воздуха и проблемы изменения климата;

— очистка сточных вод;

— обращение с отходами;

— защита и реабилитация земель, подземных и поверхностных вод;

— защита окружающей среды от шумового, вибрационного и других видов физического воздействия;

— сохранение биоразнообразия и среды обитания;

— радиационная безопасность;

— научно-исследовательские работы;

— другие направления природоохранной деятельности.

Рассмотрим динамику отдельных элементов затрат на охрану окружающей природной среды в Ставропольском крае (табл. 2).

В структуре природоохранных расходов по Ставропольскому краю основную позицию занимают текущие затраты, 99,6% этих затрат произведено за счет собственных средств предприятий.

Следующим из наиболее значимых элементов в структуре затрат на охрану окружающей среды являются природоохранные инвестиции в основной капитал. В общем объеме инвестиций в 2012 г. капиталовложения на охрану природы и рациональное использование природных ресурсов составили только 0,7% (823,5 млн руб.).

По источникам финансирования инвестиции в основной капитал, направленные в 2012 г. на охрану окружающей среды, подразделяются следу-

Таблица 2

Динамика отдельных элементов затрат на охрану окружающей природной среды в Ставропольском крае в 2008-2012 гг., млн руб.

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012

Текущие (эксплуатационные) затраты на охрану окружающей среды 1 290,4 1 760,0 1 658,1 1 836,4 1 777,0

В том числе:

— на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения 170,2 342,0 289,0 276,6 187,9

климата

— на сбор и очистку сточных вод 975,8 1 209,3 1 265,8 1 412,2 1 408,6

— на обращение с отходами 117,3 170,0 78,9 131,9 153,5

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей 370,9 446,6 628,1 681,6 823,5

среды и рациональное использование природных ресурсов

В том числе:

— на охрану и рациональное использование водных ресурсов 269,6 203,9 257,8 49,1 166,6

— на охрану атмосферного воздуха 5,7 1,2 73,9 11,7 34,4

— на охрану и рациональное использование земель 78,7 231,3 293,3 607,8 614,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— на другие мероприятия 16,9 10,2 3,1 13,1 7,8

Затраты на капитальный ремонт основных производственных фондов 141,6 92,7 272,2 103,1 98,8

по охране окружающей среды

ющим образом: из федерального бюджета — 57%; из бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов — 20%; собственные средства предприятий — 23%.

Из общего объема инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, инвестиции в сельском хозяйстве составили 4,6 млн руб. (0,6%), в производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 62 млн руб. (7,5%), на транспорте и связи — 68,8 (8,3%).

Кроме текущих и капитальных затрат на охрану окружающей природной среды предприятия и организации производят платежи за вредные воздействия на окружающую среду (экологические платежи). В 2012 г. ими было выплачено 48,2 млн руб., из них 14,2 млн руб. — за превышение установленных нормативов. В общем объеме платы за допустимые и сверхнормативные выбросы 43,4% приходилось на размещение отходов.

Для корректного сопоставления данных о природоохранных затратах во временной динамике необходим универсальный показатель, отражающий изменения цен. Таким показателем является индекс физического объема природоохранных расходов.

В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2006 № 595, в конце 2009 г. Росстатом был подготовлен к утверждению в Минэкономразвития России и в Минприроды России проект методических рекомендаций по расчету индекса физического объема природоохранных расходов. Но по разным причинам экспериментальный расчет индекса проводился только в 2013 г.

Для определения объема природоохранных расходов в сопоставимых ценах предыдущего года по секторам, видам расходов и направлениям природоохранной деятельности предлагается использовать метод дефлятирования и метод экстраполяции. Выбор между этими методами расчетов определяется степенью доступности по отдельным

видам природоохранных расходов либо индексов цен (метод дефлятирования), либо индексов физического объема (метод экстраполяции).

В ближайшей перспективе, а именно с 2014 г., эта методика начнет применяться в статистической практике.

Показатель «индекс физического объема природоохранных расходов» может быть использован для оценки эффективности экологической политики и результативности отдельных направлений природоохранной деятельности.

Экологическая статистика является одной из молодых отраслей статистики. Статистические данные по окружающей природной среде собираются, хранятся и распространяются как органами государственной статистики, так и различными федеральными и региональными ведомствами.

На протяжении нескольких десятилетий статистика окружающей природной среды совершенствовалась в соответствии с требованиями времени: менялись методологические подходы, перечни показателей, источники данных, утверждались новые классификаторы. В настоящее время основным направлением совершенствования статистики окружающей природной среды является обеспечение повышения качества статистической информации для принятия эффективных решений в области природопользования, совершенствования системы мониторинга за состоянием природной среды, обеспечения международных сопоставлений.

Список литературы

1. Восьмирко Е.О. Статистика окружающей среды: краткая история и перспективы на будущее // Вопросы статистики. 2013. № 6. С. 3-6.

2. Думнов А.Д. Статистика окружающей природной среды: история и современность // Вопросы статистики. 2008. № 3. С. 5-18.

3. Чхутиашвили Л.В. Затраты на охрану окружающей среды: принципы учета // Институт профессиональных бухгалтеров Московского региона. URL: http://www.ipbmr.ru/?page=vestaik_2012_4_ chhutiashvili.

3KOHOMWQ npupodonoM>3O0anuH

21 (372) - 2014

Nature management economy

STATISTICAL SERVICE OF NATURE CONSERVATION ACTIVITIES: PROBLEMS AND PROSPECTS

Irina I. VESELOVA

Abstract

The article covers history and the current state of statistics of environment protection. The article also deals with problems and prospects of the expenses statistics development to ensure the environmental safety.

Keywords: statistics, environmental protection, environment, nature conservation activity, costs statistics

References

1. Vos'mirko E.O. Statistika okruzhaiushchei sredy: kratkaia istoriia i perspektivy na budushchee [Environmental statistics: brief history and prospects for the future]. Voprosy statistiki — Statistics issues, 2013, no. 6, pp. 3-6.

2. Dumnov A.D. Statistika okruzhaiushchei prirodnoi sredy: istoriia i sovremennost' [Environment statistics: history and the present]. Voprosy statistiki — Statistics issues, 2008, no. 3, pp. 5-18.

3. Chkhutiashvili L.V. Zatraty na okhranu okruzhaiushchei sredy: printsipy ucheta [Environmental protection costs: the principles of accounting]. Available at: http://www.ipbmr.ru/?page=vestnik_ 2012_4_chhutiashvili. (In Russ.)

Irina I. VESELOVA

Territorial Body of Federal State Statistics Service of Stavropol Territory, Stavropol, Russian Federation trans@stavstat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.