Научная статья на тему 'К вопросу об эволюции розничной торговли от плана к рынку'

К вопросу об эволюции розничной торговли от плана к рынку Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кислицина Татьяна Федоровна

Автором статьи рассматривается проблема эволюционного перехода розничной торговли от плановой к рыночной экономике. Обобщен теоретический материал, использованы статистические данные, характеризующие содержание, эффективность и тенденции развития розничной торговли. Проанализировано состояние торговой сети в период плановой экономики и обращено внимание на изменение критериев оценки деятельности торговых предприятий в условиях конкурентной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эволюции розничной торговли от плана к рынку»

регулирования рыночных отношений. Жесткое ценовое соотношение закупочных цен, чередовавшееся с периодами их либерализации снижало конкурентоспособность основных государственных и кооперативных эаготорганиза-ций и приводило к увеличению доли частных заготовок. Несмотря на увеличение централизованного маслоэаку-па, выполнение годового плана было сопряжено с наличием ряда как субъективных, так и объективных факторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева В. К. Артельное маслоделие в Сибири// Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири и Дальнего Востока. Вып. Н.-Новосибирск, 1968.-с. 78

2. Жизнь Сибири. -1925. - №9. - С. 19

3. Сибирь в 1923-24 году. - Новониколаевск, 1925. - с. 254

4. Жизнь Сибири. -1924. - №3-4. - С. 80

5. Маркс К. Соч.Т.23. - с. 368-369

6. Герасимов И. Сибирское молочное маслоделие // Жизнь Сибири. -1924. № 3-4. - с. 85

7. Там же, - с. 86

8. Кооперативная Сибирь. -1924. - № 5. с. 37

9. ГАНО.Ф.659. Оп.1.Д.21.Л.43,76

10. Жизнь Сибири. -.1924.-№3-4 -с. 85

11. Герасимов И.. Указ.cor-с.87

12. ГАНО.Ф.659. Оп.1.Д.21.Л.82

Т. Ф. КИСЛИЦЫНА

Омский институт предпринимательства и права

УДК 381.5.003.1

Практика реформирования экономики страны показала, что реальные изменения в розничной торговле осуществляются наиболее быстро. Она отражает практически все проблемы и противоречия, происходящие в Российском обществе.

В современных социально-экономических условиях, в связи с переходом к рыночным отношениям должна быть новая концепция торгового обслуживания населения. Ее суть и назначение - подготовка конкурентоспособного торгового предприятия, основанного не на извлечении максимальной прибыли любым путем, а на удовлетворении всех требований потребителей, путем предоставления качественного торгового обслуживания.

В последнее время проблема розничной торговли в России получили освещение в работах В.И. Иваницкого, И.Д. Игнатова, ААБукатынского, Я.Л.Орлова, A.M. Мат-лина, И.Д. Барчука, Н.Ф. Олейникова, Л.А. Брагина.

В их трудах отмечается практическая значимость розничной торговли в современной жизни Отечества, раскрыты ее цели, задачи и этапы развития как в советском,

13. Советская Сибирь. -1923.-21 ноября

14. ГАНО.Ф.659. ОП.1.Д.21.Л.7

15. Жизнь Сибири. -.1924. - № 5-6,- с. 75

16. ГАНО.Ф.1. Оп.1 Д1183.Л.55

17. Там же. Ф.659. Оп. 1 .Д.21 .Л.7-9

18. Ильиных В.А. «Масляная война» 1923-1928 гг. в Сибири. - Новосибирск, 1996. - с. 26

19. Жизнь Сибири. -.1924. - № 5-6 - с. 76

20. Ильиных В.А. Указ. соч. - с. 27

21. Советская Сибирь. -1923. - 29 ноября

22. ГАНО.Ф.659. Оп.1.Д.75.Л.113

23. Там же. Д.21.Л.82

24. Жизнь Сибири. -.1924. - № 7-9,- с. 84

25. Сибирь в 1923-24 году - Новониколаевск, 1925. -с.256

26. Жизнь Сибири. -.1925. - № 9,- с. 23

27. ГАНО.Ф.659. Оп.1.Д.75.Л.113

28. Там же. Ф. 1. Оп. 1.Д. 1480.Л. 113

29. Ильиных В.А. Указ.соч. - с.34

30. ГАНО.Ф.659. Оп.1.Д.149.Л.147,148

31. Там же. Д.289.Л.123

32. Там же. Д.149.Л. 123

33. Там же. Ф.1. Оп.1.Д.1480.Л. 61

34. Там же. Ф.659. Оп. 1 Д. 175.Л.47,48,49

ДРОЗДКОВ Алексей Васильевич, кандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры отечественной истории Омского государственного технического университета.

так и в постсоветском периодах, вскрыты недостатки торговли в условиях административно-командной системы и ее влияние на экономику в целом.

В данной статье автор подытоживает результаты исследований наших ученых, и главное внимание сосредоточивает на некоторых проблемах, относящихся к эволюции торговли от плана к рынку.

Важнейшим аспектом исследуемой проблемы является новый подход к учету розничной торговой сети по степени обеспеченности населения. До1970 г. учет розничной сети осуществлялся по количеству рабочих мест, но с 1971 г. был введен новый порядок учета и планирования розничной сети по торговой площади. Это вызвано необходимостью четкого планирования развития торговой сети.

Торговая площадь магазинов государственной и кооперативной торговли в целом по стране в 1970-1985 гг. увеличилась в 1,7 раза. Однако качественный состав розничной торговой сети не соответствовал потребностям населения. Больше половины розничных торговых предприятий составляли мелкие магазины, которые не справлялись с

К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОТ ПЛАНА К РЫНКУ_

АВТОРОМ СТАТЬИ РАССМАТРИВАЕТСЯ ПРОБЛЕМА ЭВОЛЮЦИОННОГО ПЕРЕХОДА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ОТ ПЛАНОВОЙ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ОБОБЩЕН ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗОВАНЫ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ. ПРОАНАЛИЗИРОВАНО СОСТОЯНИЕ ТОРГОВОЙ СЕТИ В ПЕРИОД ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ОБРАЩЕНО ВНИМАНИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ.

обслуживанием растущего населения. В 1986 г. в стране насчитывается 716 тыс. магазинов и палаток, общей площадью 33,6 млн. кв.м, что на 3 млн. кв.м меньше, чем требовалось по научно-обоснованным нормативам (6).

Между тем, обеспечение населения торговой площадью, обоснованное размещение розничной торговой сети являются показателями повышения эффективности торговли, а также качества торгового обслуживания. Анализ результатов работы торговых предприятий показывает, что к началу 80-х гг. уровень обслуживания не везде отвечал требованиям времени, и это не было определяющим фактором в деятельности розничных торговых предприятий. Торговые предприятия не реализовали полностью свои возможности.

Практика торговли подтвердила преимущества крупных розничных предприятий (Универмагов, Универсамов, Домов торговли): возможность применения оборудования и механизмов, внедрение современной технологии продаж, наиболее эффективное использование торговых площадей; возможность совершать комплексную покупку.

Розничная торговля в этот период определила основные направления в своей работе: специализация торговой сети и концентрация продажи непродовольственных товаров сложного ассортимента, редкого и эпизодического спроса; максимальное приближение к местам проживания продажи продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса. В 80-е гг. получила развитие организация продажи по потребительским комплексам. Начиная с 1986 г., активизировала свою работу фирменная торговля из-за необходимости подключения промышленности к непосредственному изучению и формированию спроса населения.

Вместе с тем, в торговой деятельности предприятий в середине 80-х гг. имелись серьезные недостатки. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на периоддо 2000 г.» указывалось, что в то время отставало развитие сети специализированных магазинов, имевших большую социальную значимость; не было оптимального соотношения различных типов магазинов; снижался удельный вес продажи методом самообслуживания; ухудшалось качество обслуживания населения.

Сдерживалось развитие розничной торговли ее «нечувствительностью» к достижениям научно-технического прогресса. В торговых предприятиях почти не было электронных весов, сканеров. В 1988 г. доля электронных контрольно-кассовых аппаратов в общей численности не превышала 5% при отсутствии штрихового кодирования (6). Это приводило к большим затратам времени в обслуживании покупателей и выполнении торговых операций.

Следует указать, что ученые, исследовавшие состояние торговли в 80-х гг., установили, что серьезной причиной недостатков в розничной торговле было господство плановой системы в экономике. Н.Ф.Олейников в книге «Что диктует покупатель» писал, что «именно плановые решения, не основанные на информации о состоянии и запросах рынка, приводили к формальной, только на бумаге, сбалансированности плана розничного товарооборота с товарными ресурсами, к обособлению интересов предприятий и организаций как промышленности, так и торговли» (7).

Торговля находилась под давлением командно-административного управления, основанного на установлении лимитов и фондов. Объем товарооборота, уровень цен, распределение товарных ресурсов, размеры товарных запасов и другие показатели планировались государством. В этом состоял основной порок системы управления - невозможность эффективного распределения ограниченных товарных ресурсов. Кроме того, цена на ряд товаров устанавливалась без учета спроса на них в конкретном регионе.

На основе планового распределения товаров многие торговые предприятия были вынуждены получать нека-

чественный товар, несмотря на то, что в оптовой и розничной торговле содержали целую армию бракеров.

Отечественные производители и торговые работники затрачивали средства на усиление контроля качества товаров: создание системы комплексного управления качеством; организация ОТК; приемка товаров по качеству на производственном предприятии; проведение дней качества в магазине. Но одной из причин низкого качества продаваемых товаров была погоня за увеличением товарооборота, используя повышенный спрос населения на отдельные товары.

Условиям дефицитной экономики была присуща узость ассортимента товаров. Потребитель приобретал лишь то, что ему было доступно. Лаборатории страны по изучению спроса, а также созданная в 80-х гг. общегосударственная система изучения и формирования потребностей и спроса населения на товары народного потребления и услуги (ОГС), зная конъюнктуру рынка, не могли давать рекомендации промышленности по выпуску требовавшегося ассортимента товаров, так как торговля не выступала «в качестве инициативной силы» (5).

Существующий «диктат производителя» в результате монопольного положения и отсутствия конкуренции приводил к выпуску товаров в недостаточных масштабах и узкого ассортимента и, кроме того, промышленные предприятия не были ориентированы на интересы потребителей. В результате любой товар или услуга практически находили немедленный сбыт, так как главным являлось не качество товара, а его наличие.

Постепенно недостаток товарных ресурсов заставлял специалистов торговли заниматься в основном поиском товаров в ущерб непосредственной организации торгового процесса. И даже по мере насыщения рынка магазины осуществляли закупку товаров по принципу «бери, что дают».

Характер предлагаемых изменений в изделиях, как правило, осуществлялся вопреки спросу населения. В итоге рынок вроде бы и пополнялся изделиями, но спрос оставался неудовлетворенным, а залежалых товаров становилось больше.

Между тем задачей розничной торговли было «активно воздействовать» на спрос покупателей, пропагандировать новые товары. Удовлетворение спроса сводилось к «побуждению людей покупать то, что произведено, с учетом производственных возможностей и ресурсов сырья. Иначе не были бы реализованы товары, поступающие на рынок во всевозрастающем объеме.

Длительный дефицит на многие товары повседневного спроса, низкое качество, а в ряде случаев падение престижа изделий с отечественной маркой - все это сводило к нулю усилия торговли по улучшению обслуживания населения.

Практика подтвердила несовершенство экономических связей торговли с производством: торговля не оказывала активного воздействия на промышленность в увеличении выпуска необходимых товаров, а промышленность в свою очередь медленно реагировала на изменяющиеся условия.

Недооценка важности деятельности сферы торговли, так называемая «экономия» за счет развития, как свидетельствует практика освоения новых территорий, приводила к негативным последствиям, а именно к снижению эффективности производства, нерациональному использованию трудовых ресурсов и денежных средств:

К1980-1985 гг значительно возрос неудовлетворенный спрос населения. По имеющимся оценкам он составлял примерно 20% к розничному товарообороту. За годы 3-х последних пятилеток количество денег в обращении выросло в 3,1 раза, а производство и продажа товаров народного потребления только в 2 раза (8).

Как утверждают практики, вместо того чтобы торговле усилить свое влияние на развитие реального сектора экономики, в ней самой возникли острые проблемы, с

которыми она вынуждена бороться: слабые возможности материально-технической базы - ее размещением, состоянием, пропускной способностью магазинов, хотя от этого зависела правильная организация работы розничной торговой сети и успешное обслуживание населения. О сложности положения говорит тот факт, что за период с 1950 по 1990 гг. «площадей торговых ликвидировано вдвое больше, чем существовало в наличии» (5).

Таким образом, бюрократизация системы в целом на определенном этапе стала серьезным препятствием для естественного развития розничной торговли. Исследуя скрупулезно тенденции развития советской торговли, А.М.Матлин в своей книге «Размышления экономиста о торговле» указывает, что в том понимании, как «торговля без спекулянтов, без капиталистов, развертываемая в СССР по определенному плану», не состоялась. «Торговля может быть внутренней и внешней, оптовой и розничной, но никак не «советской»(3).

Современная торговля - закономерный итог исторического развития и продукт общества, в котором она функционирует. Преобразования в розничной торговле носят позитивный характер, однако последние 10 лет реформирования в торговле не привели к завершению эволюционного процесса, а позволили принять качественно новую форму -рыночные отношения.

Ученые и практики отмечают положительные сдвиги в развитии торговой деятельности, однако они проходили без должной координации, при отсутствии обоснованной стратегии, в условиях недооценки роли торговли в общественном воспроизводстве, а также несовершенства нормативно-правовой и методической базы (4).

В результате этого была «предана забвению» система типизации и рационального размещения сети, разрушена система торгового обслуживания социально незащищенных слоев населения. Розничная сеть вступила в XXI век стремительно возросшим количеством и в большей степени стихийно.

Особенно сложно и неоднозначно проходило реформирование розничной торговли в период приватизации 1992-1993 гг., так как оно осуществлялось без должного участия специалистов торговли. Этот период отмечен некоторым перерывом в созидательной работе торговли, хотя элементы экономического подъема наблюдались. Розничные торговые предприятия в этот период вынуждены были «искать» себя на рынке, поэтому многие из них переоборудовались под другие цели, изменили товарный профиль. Кроме того, важной чертой нового механизма хозяйствования должен был стать приоритет потребителей продукции над производителями.

Розничная торговля на этапе полной свободы действий утратила свои прогрессивные позиции: свернуто самообслуживание в магазинах, не получила развития посылочная торговля, отсутствует должный контроль за ассортиментом и качеством товаров.

Важное значение в розничной торговле имеет перераспределение материальных ресурсов из сферы обращения в сферу личного потребления. Это происходит путем купли-продажи. В этом акте обмена каждая из сторон стремится получить свою коммерческую выгоду: розничный торговец-прибыль, а покупатель -товар. Получение прибыли - это конечная цель торгового предприятия/ хотя результат может быть и отрицательным, оставаясь при этом весьма целесообразным, так как потребитель не потерян, а прибыль будет извлечена, но в другом месте и в другое время.

Между тем, административно-командная система с ее тотальной монополией не очень нуждалась в потребителе. Магазин был «пунктом распределения дефицита». Принцип работы некоторых магазинов был: покупатель для выполнения плана товарооборота.

Однако, как утверждает Р.Маркин в книге «Управление розничной торговлей», именно розничная торговля - это средство достижения целей, которые человек ставит

перед собой как потребитель». И, несмотря на то что в советской торговле бытовало утверждение «имеются все необходимые условия для того, чтобы полнее и лучше удовлетворять возросший спрос населения», покупатель уходил из магазина с пустыми руками (2).

В отечественной розничной торговле существовал «эталон торгового обслуживания», который повторялся в любом городе. У работников торговли сложилась стойкая «психология исполнителя», отсутствие инициативы, умения принять нестандартные решения. Это приводило к тому, что они видели своей основной задачей только выполнение распоряжений сверху. Исследованиями подтверждено, что отечественные универсамы имели в 2 раза большую численность работников, нежели такие же магазины ГДР, Между тем, это не определяло высокое качество обслуживания, так как сотрудники вынуждены были выполнять не свойственные им функции - расфасовка, подсортировка и др.

Большим упущением в работе, снижающим эффективность торговых предприятий и качество обслуживания, было наличие очередей. По подсчетам социологов только треть времени, проведенного в магазине, тратилась непосредственно на покупку. Остальные две трети съедала очередь. «Излишняя регламентация хозяйственной деятельности торговых предприятий» привели к тому, что «ослаблена заинтересованность за результаты своей работы». Такое положение дел являлось причиной возникновения очередей: «живых», «по предварительной записи», «по открыткам» (1).

Очередь создавала напряжение в магазинах, усложняла торговый процесс. По результатам эксперимента и выделения причин образования очередей, проведенным по решению Министерства торговли, очереди были обусловлены нерациональным размещением в микрорайонах предприятий торговли, неудобством времени работы магазинов, неритмичностью доставки товаров, необеспеченностью магазинов фасованными товарами.

В практике отечественной торговли наблюдались несоответствие режима работы торговых предприятий режиму труда и жизни населения. В соответствии с утвержденным постановлением Минторга СССР №31 от 09.02.83 г. «О серьезных недостатках в режиме работы предприятий, организаций и учреждений, занятых обслуживанием населения» была проведена работа по упорядочиванию режима работы торговых предприятий. Часть магазинов была переведена на двухсменную работу, увеличилось число дежурных продовольственных магазинов, были открыты пункты приема заказов на промышленных предприятиях, стройках, возросло количество непродовольственных магазинов, работавших в воскресенье, увеличился удельный вес магазинов с непрерывной рабочей неделей.

Наиболее узким местом в развитии розничной торговли явилась сложившаяся система советского обслуживания, которая требовала дальнейшего развития и совершенствования. Рассматривая становление и развитие отечественной торговли, следует отметить, что именно розничная торговля призвана удовлетворять спрос населения через строительство новых типов магазинов, внедрения прогрессивных методов обслуживания. Однако степень удовлетворения потребностей трудящихся в ряде товаров, культура обслуживания не стали главным и определяющим фактором в деятельности организаций сферы обслуживания.

Советская торговля составляла «большой пласт, который прямо связан с житейскими, бытовыми заботами кавдого из нас» - отмечает в своей работе Н.Ф. Олейников «Что диктует покупатель». То есть показатели уровня жизни населения тесно связаны с торговым обслуживанием, которое создает условия, где происходит удовлетворение спроса.

Практика показала, что прогрессивный характер ее вступает в явное противоречие с существующей

технологией всего торгового процесса, методикой продажи. Кроме того, сфера торговли, будучи составным компонентом экономики, выдерживала экстенсивный характер развития. Что выражалось в низкой производительности труда, ярко выраженной неудовлетворенности спроса населения на товары и услуги, не нацеленности на индивидуальную работу с каждым конкретным покупателем. Хотя ресурсы развития, расширения и углубления системы торговли имелись, в их числе кадры, способные к труду.

Проблемы современной российской розничной торговли во многом отличаются как от проблем советского периода, так и существующей ныне торговли в странах с развитой экономикой. Нельзя слепо внедрять все западные инновации, поскольку существуют различия в теоретических подходах различных школ, каждая из которых возникает в определенных условиях, отражает только им присущие особенности, решает конкретные задачи. В этом смысле рыночные преобразования в нашей современной торговле -это есть объективная необходимость российского общества на пути к цивилизованной торговле.

На этапе становления рынка в деятельности внутренней розничной торговли достигнуты определенные успехи: исчезли понятия товарного дефицита, талонная система распределения, ликвидированы очереди в магазинах.

Происходит формирование адекватного рыночной модели хозяйственного механизма сферы обращения и услуг. Торговля, являясь конечным звеном экономической активности субъектов рынка, полнее и эффективнее удовлетворяет нужды и запросы потребителей.

Между тем, давая оценку состоянию торговли, надо отметить, что наблюдается незавершенность рыночных преобразований. Это проявляется в низкой профессиональной подготовке торгового персонала, в нецивилизованных формах обслуживания, низкой покупательной способности населения. На лицо дефицит платежных средств у населения. Потребительский рынок сильно

И.В.ФЕДОРОВ

Омский государственный технический университет

УДК 658.012

Мы живем сегодня в переходной экономике постсоциалистического типа. Это проявляется прежде всего в том, что экономика, лишившись прежних плановых механизмов формирования пропорций, не обрела пока и новых механизмов рыночного типа. Речь идет о маргинальной роли фондового рынка, о слабости кредитно-финансовых институтов, об отсутствии сбалансированного механизма взаимодействия частного капитала и государства.

Это порождает крайне важные последствия двоякого рода: во-первых, рыночные механизмы саморегуляции обладают крайне ограниченными возможностями изменения межотраслевых пропорций в ответ на сигналы товарных рынков;

во-вторых, механизмы кратко- и среднесрочных экономических циклов развития в России не работают, поскольку

дифференцирован по социальным сегментам населения. Проявляется хаотичность в развитии и размещении предприятий торговли, что приводит к нестабильности магазинных и внемагазинных форм продажи, перекосам в специализации, неразвитости в районах жилой застройки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переоценка регулирующей роли рыночного механизма привела к другой крайности - негативному отношению к элементам планирования, что приводит к несогласованности в деятельности между отдельными предприятиями, имеющими непосредственное отношение к сфереторговли.

Преодолеть эти и другие недостатки в торговле - важнейшая задача и условие совершенствования розничной торговой сети.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданов В.М., Кондаков В.П. Очередь: зло или неизбежность?-М.: Экономика, 1987.

2. Маркин Р. Управление розничной торговлей пер. с англ. Б.А.Гольдберга.-М.: Экономика, 1980.-270с.

3. МатлинА.М. Размышления экономиста о торговле.-М.: Экономика, 1990. - 172с.

4. Нешитой А. Согласованные действия - ключ к успеху // Коммерческий вестник. - 1999 №12. с.З.

5. Олейников Н.Ф. Торговля в современных условиях. -М: Знание, 1989.-64с

6. Олейников Н.Ф. Торгово-промышленный комплекс: проблемы создания и развития. -М.: «Знание», 1988. -64с

7. Олейников Н.Ф. Что диктует покупатель. - М.: Экономика, 1987. - 151с.

8. Совершенствование хозяйственного механизма в торговле. Сборник научных трудов. Отв. ред. В.Г.Сарычев. -ЛИСТ, 1989,-119с.

КИСЛИЦИНА Татьяна Федоровна, преподаватель Омского института предпринимательства и права.

они опираются именно на рыночное саморегулирование, и потому логика чередования фаз этих циклов для нашей страны еще не сложилась.

Прямое следствие такого положения - крайняя затрудненность прогнозирования изменений экономической ситуации в стране и выработки методов управления этими изменениями в соответствии с национальными приоритетами. Поэтому в условиях России невозможно строить экономическую политику путем прямого следования рекомендациям теорий экономического роста, получивших ныне наибольшее научное признание.

Известно, что в мировой экономической науке сегодня существуют два круга исследовательских работ:

а) исследование закономерностей экономического роста в промышленно развитых странах;

О РОЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ

РАССМАТРИВАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ. КЛЮЧЕВУЮ РОЛЬ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ АВТОР ОТВОДИТ ПРОМЫШЛЕННОМУ СЕКТОРУ ЭКОНОМИКИ РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.