Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНОВ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКИХ СЕМЕЙ (НА МАТЕРИАЛАХ ЧУВАШИИ 1918-1933 ГГ.)'

К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНОВ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКИХ СЕМЕЙ (НА МАТЕРИАЛАХ ЧУВАШИИ 1918-1933 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ТРУДА / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / ЧУВАШИЯ / ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ / РАБОЧАЯ СИЛА / УЧЕТ ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ / ОТДЕЛЫ ТРУДА / НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ТРУДА ЧУВАШСКОЙ АССР / ТУНЕЯДСТВО / ТРУДОВЫЕ ДЕЗЕРТИРЫ / БЕЗРАБОТИЦА / БИРЖА ТРУДА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенова Инна Юрьевна, Купирова Чулпан Шеукатовна

В статье освещаются основные вехи эволюции государственной политики в сфере труда, осуществлявшейся органами труда и занятости населения в Чувашской автономной области (позднее - Чувашской АССР). Показано, что данная политика сочетала в себе как меры социальной защиты, поддержки жителей Чувашии в преодолении проблем безработицы, так и меры принуждения. В частности, особенно большое значение, причем не только в период военного коммунизма, для них представляло пресечение тунеядства, розыск трудовых дезертиров и решение иных вопросов, связанных с военно-коммунистическими практиками в решении вопросов занятости и трудоустройства. Авторами проанализирован корпус архивных документов, отложившихся в местном архиве и связанных с деятельностью Отдела труда областного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской АО (Облтруда), уездных отделов труда, работой Народного комиссариата труда Чувашской АССР. Отдельное внимание уделено структуре органов труда и занятости населения, их функциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Семенова Инна Юрьевна, Купирова Чулпан Шеукатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE EVOLUTION OF THE BODIES OF LABOR AND EMPLOYMENT OF THE POPULATION AND THEIR POLICY IN THE SPHERE OF SUPPORT OF WORKER-PEASANT FAMILIES (ON THE MATERIALS OF CHUVASHIA 1918-1933)

The article highlights the main milestones in the evolution of state policy in the field of labor, carried out by the labor and employment authorities in the Chuvash Autonomous Region (later - the Chuvash ASSR). It is shown that this policy combined both measures of social protection, support for the inhabitants of Chuvashia in overcoming the problems of unemployment, and coercive measures. In particular, of particular importance, and not only during the period of war communism, was the suppression of parasitism, the search for labor deserters and the solution of other issues related to military communist practices in resolving issues of employment and employment. The authors analyzed the corpus of archival documents deposited in the local archive and related to the activities of the Department of Labor of the Regional Executive Committee of the Council of Workers, Peasants and Red Army Deputies of the Chuvash Autonomous Okrug (Obltrud), county departments of labor, the work of the People's Commissariat of Labor of the Chuvash ASSR. Special attention is paid to the structure of the bodies of labor and employment of the population, their functions.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНОВ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКИХ СЕМЕЙ (НА МАТЕРИАЛАХ ЧУВАШИИ 1918-1933 ГГ.)»

Современный взгляд на противоречивые процессы правовой регламентации отношений советского государства и церкви в начале 1920-х гг. позволяет не только проанализировать истинный смысл религиозных преобразований данного времени, но и учесть негативные исторические уроки фальсификации отдельных страниц нашего общего прошлого, выстроить совершенно новые отношения власти и церкви в России на основе «понимающей» или «дружественной» светскости, что в условиях сложившегося полиэтничного и многоконфессионального сообщества на территории Крыма является наиболее востребованным и цивилизационно оправданным.

Литература и источники

1. Степанова Н.П. Крым многонациональный. - Симферополь: Таврия, 1988. - 143 с.

2. Декрет Совета народных комиссаров (СНК) от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» // О религии и церкви: Сб. высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Сов. государства. - 2-е изд. доп. - М.: Политиздат, 1981. - 176 с.

3. Боги Тавриды: История народов Крыма / под ред. Глушака А.С., Артюха П. И., Севастополь, 1997. - 135 с

4. Конституция /Основной закон/ Крымской АССР. - Симферополь: Государственное издательство Крымской АССР, 1-я типография Крымполиграфтреста, 1937. - 34 с.

5. Катунин Ю.А Православие Крыма в 1917-1939 годах: проблема взаимоотношений с государством. - Симферополь: МСП «Ната», 2002. - 416 с.

6. Симферопольский государственный архив (СГА). Ф. 420. Оп.1. Д.14.

7. Государственный архив Республики Крым (ГААРК). Ф. 1. Оп.1. Д.243.

8. Крым христианский / Глушак А.С., Антонова И.А., Филипенко В.Ф., Наумова Н.В., Червяков С.М. - Севастополь, 1996. -147 с.

9. ГАРК. Ф. 151. Оп.1. Д. 1.

10. СГА. Ф. 420. Оп.1. Оп. 24.

11. ГАРК. Ф.Р. 663. Оп. 10. Д. 232.

12. ГАРК. Ф. 1. Оп.1. Д. 128.

13. Змерзлый Б.В. Изъятие церковных ценностей некоторые аспекты проблемы// Культура народов Причерноморья. - 1998. -№3. - С. 138-143.

References and Sources

1. Stepanova N.P. Krym mnogonacional'nyj. - Simferopol': Tavriya, 1988. - 143 s.

2. Dekret Soveta narodnyh komissarov (SNK) ot 23 yanvarya 1918 g. «Ob otdelenii cerkvi ot gosudarstva i shkoly ot cerkvi» // O religii i cerkvi: Sb. vyskazyvanij klassikov marksizma-leninizma, dokumentov KPSS i Sov. gosudarstva. - 2-e izd. dop. - M.: Politizdat, 1981. - 176 s.

3. Bogi Tavridy: Istoriya narodov Kryma / pod red. Glushaka A.S., Artyuha P. I., Sevastopol', 1997. - 135 s

4. Konstituciya /Osnovnoj zakon/ Krymskoj ASSR. - Simferopol': Gosudarstvennoe izdatel'stvo Krymskoj ASSR, 1-ya tipografiya Krympoligraftresta, 1937. - 34 s.

5. Katunin Yu.A Pravoslavie Kryma v 1917-1939 godah: problema vzaimootnoshenij s gosudarstvom. - Simferopol': MSP «Nata», 2002. - 416 s.

6. Simferopol'skij gosudarstvennyj arhiv (SGA). F. 420. Op.1. D.14.

7. Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Krym (GAARK). F. 1. Op.1. D.243.

8. Krym hristianskij / Glushak A.S., Antonova I.A., Filipenko V.F., Naumova N.V., Chervyakov S.M. - Sevastopol', 1996. - 147 s.

9. GARK. F. 151. Op.1. D. 1.

10. SGA. F. 420. Op.1. Op. 24.

11. GARK. F.R. 663. Op. 10. D. 232.

12. GARK. F. 1. Op.1. D. 128.

13. Zmerzlyj B.V. Iz"yatie cerkovnyh cennostej nekotorye aspekty problemy// Kul'tura narodov Prichernomor'ya. - 1998. - N°3. - S. 138-143.

РЫБАК ИНГА ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории Севастопольского государственного университета (i32437@yandex.ru).

ГАЛЯС ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА - кандидат философских наук, доцент, кафедра «Политические науки и философия», Севастопольский государственный университет (Korol_Irina9@mail.ru).

RYBAK, INGA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Sevastopol State University, Institute of Social Sciences and International Relations, Department of History (i32437@yandex.ru).

GALYAS, IRINA A. - Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Sevastopol State University, Institute of Social Sciences and International Relations, Department of Political Science and International Relations (Korol_Irina9@mail.ru).

УДК 331.5.07(91)«1918/1933» Б01: 10.24412/2308-264Х-2022-2-68-73

СЕМЕНОВА И.Ю., КУПИРОВА Ч.Ш. К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНОВ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКИХ СЕМЕЙ (НА МАТЕРИАЛАХ ЧУВАШИИ 1918-1933 гг.)

Ключевые слова: советская социальная сфера, политика в сфере труда, семейная политика, Чувашия, труд и занятость, рабочая сила, учет трудоспособного населения, Отделы труда, Народный комиссариат труда Чувашской АССР, тунеядство, трудовые дезертиры, безработица, биржа труда.

В статье освещаются основные вехи эволюции государственной политики в сфере труда, осуществлявшейся органами труда и занятости населения в Чувашской автономной области (позднее - Чувашской АССР). Показано, что данная политика сочетала в себе как меры социальной защиты, поддержки жителей Чувашии в преодолении проблем безработицы, так и меры

принуждения. В частности, особенно большое значение, причем не только в период военного коммунизма, для них представляло пресечение тунеядства, розыск трудовых дезертиров и решение иных вопросов, связанных с военно-коммунистическими практиками в решении вопросов занятости и трудоустройства. Авторами проанализирован корпус архивных документов, отложившихся в местном архиве и связанных с деятельностью Отдела труда областного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской АО (Облтруда), уездных отделов труда, работой Народного комиссариата труда Чувашской АССР. Отдельное внимание уделено структуре органов труда и занятости населения, их функциям.

SEMYONOVA, I Yu., CUPIROVA, Ch.Sh.

TO THE QUESTION OF THE EVOLUTION OF THE BODIES OF LABOR AND EMPLOYMENT OF THE POPULATION AND THEIR POLICY IN THE SPHERE OF SUPPORT OF WORKER-PEASANT FAMILIES

(ON THE MATERIALS OF CHUVASHIA 1918-1933)

Key words: Soviet social sphere, labor policy, family policy, Chuvashia, labor and employment, labor force, accounting of the able-bodied population, labor departments, People's Commissariat of Labor of the Chuvash ASSR, parasitism, labor deserters, unemployment, labor exchange.

The article highlights the main milestones in the evolution of state policy in the field of labor, carried out by the labor and employment authorities in the Chuvash Autonomous Region (later - the Chuvash ASSR). It is shown that this policy combined both measures of social protection, support for the inhabitants of Chuvashia in overcoming the problems of unemployment, and coercive measures. In particular, of particular importance, and not only during the period of war communism, was the suppression of parasitism, the search for labor deserters and the solution of other issues related to military communist practices in resolving issues of employment and employment. The authors analyzed the corpus of archival documents deposited in the local archive and related to the activities of the Department of Labor of the Regional Executive Committee of the Council of Workers, Peasants and Red Army Deputies of the Chuvash Autonomous Okrug (Obltrud), county departments of labor, the work of the People's Commissariat of Labor of the Chuvash ASSR. Special attention is paid to the structure of the bodies of labor and employment of the population, their functions.

Фундаментальной основой сохранения стабильности общества в любой исторический период является социально-экономическое развитие страны, обеспечивающее достойный уровень жизни населения. В сложнейших условиях, переживаемых Советской Россией в результате революционных событий 1917 года, Гражданской войны, голода и мора в Поволжье (1921-1922) и иных социальных потрясений, правительство большевиков столкнулось с массой трудноразрешимых проблем - разрухой народного хозяйства, голодом, нищетой, безработицей, сиротством, беспризорностью и безнадзорностью детей и подростков, взрывным ростом преступности, асоциальных девиаций и т.д. При этом в условиях федеративного государства каждый национальный регион во многом по-своему пытался решать их, опираясь на имеющиеся материальные, финансовые и кадровые ресурсы. В данном контексте значительный интерес представляет изучение социально-экономических процессов, происходивших в разных уголках страны во время становления советской государственности, когда различные этносы, населявшие бывшую Российскую империю, получили возможность национального выделения в самостоятельные административно-территориальные единицы.

Органы власти Чувашской автономной области, образованной 24 июня 1920 года [1], так же, как и иные регионы страны, в сложный постреволюционный период понимали, что имеющиеся сложности можно преодолеть лишь сообща, сплотив жителей. Нужно учитывать, что сам факт организации собственного национального образования чувашского народа имел серьезные последствия, которые позволили Чувашии, как части РСФСР, получать разностороннюю помощь из федеративного государства. С другой стороны, само по себе образование ЧАО чувашский народ встретил с огромной радостью. В августе того же года власти области объявили «Неделю торжества», которая по сути стала всенародным праздником свободы и счастья. В это время жители праздничные мероприятия, посещали избы-читальни, организовывали субботники, обсуждали будущее (строительство школ, библиотек, железной дороги и т.д.) и т.д. При этом, в частности, изначально большое внимание в регионе уделялось организации помощи рабоче-крестьянским семьям, в том числе погибших красноармейцев и краснофлотцев (в уборке урожая и т.д.).

Однако данная работа требовала системной организации, становлению которой способствовало создание соответствующих органов власти. В принципе, уже Революционный комитет ЧАО работал достаточно слаженно, организованно (была создана работоспособная внутренняя структура). Однако решающее значение имело создание конституционно закрепленных структур. Поэтому в том же году 7 ноября в Чебоксарах состоялся I областной съезд Советов, результатом работы которого стало избрание исполкома областного Совета во главе с

председателем Д. Эльменем. Позднее Чувашская АО, как административная единица, была преобразована в Чувашскую АССР (21 апреля 1925 года [2]), что стало новым шагом в истории государственного строительства Чувашии. Государственность региона стала достижением национальной политики; у Республики появилось право на Конституцию и на свои органы власти. Данное изменение напрямую повлияло на общественно-политическое, экономическое и социальное развитие региона.

Особое значение в процессе политических и социально-экономических преобразований приобрела государственная политика в сфере труда и, собственно, деятельность органов труда и занятости населения. Сложная экономическая ситуация в виде разрухи народного хозяйства диктовала необходимость учета населения, способного трудиться, а также выявления лиц, уклонявшихся от трудовой повинности, для привлечения их к ответственности.

Как известно, в условиях военного коммунизма эта политика получила вид принудительного обращения к труду всех трудоспособных, особенно относившихся к так называемым «эксплуататорским классам». Очередной политический этап развития страны поставил перед данными органами свои приоритетные задачи. Общее направление - «новое отношение к труду», которое складывалось из ряда элементов: результат трудовой деятельности (оценка реальных показателей трудовой повинности); дисциплина труда (не только наказание за тунеядство и трудовое дезертирство, но и осознание рабочим значения труда в его жизни и развитии страны); проявление трудовой инициативы (ударный личный труд и объединение в союзы для достижения общих успехов в труде). «Новое отношение к труду», курс на которое взяла советская власть, «определял отношение к труду через установку личности относительно понимания общественной значимости своего труда; степени удовлетворенностью своей работой и специальностью; определенной структурой мотивов трудовой деятельности» [3, с. 3]. Нельзя забывать и об идеологическом отношении к труду, уравнении в правах трудящихся.

Как известно, в условиях последующего перехода к НЭПу правительством страны были предприняты меры, имевшие целью заинтересовать широкие массы населения в результатах своей хозяйственной деятельности. Так, в 1922 году закрепляется право на использование наемного труда, отменяется система трудовых повинностей и трудовых мобилизаций, легализуется свободная торговля и пр. Частные лица получили возможность достаточно свободно работать на земле, открывать собственные предприятия, заниматься кустарным промыслом и т.д. Такие масштабные изменения свидетельствовали о новой экономической, в т.ч. трудовой политике.

В этих условиях каждый национальный регион, пытаясь обеспечить решение стоявших перед ним задач, достичь выполнения народохозяйственных планов, опирался на массу трудоспособного населения и, соответственно, разрабатывал комплекс мер в сфере трудовой и семейной политики. Чувашия не стала исключением.

Рабоче-крестьянские семьи Чувашии нуждались в государственной помощи и поддержке, в первую очередь, в решении проблем занятости и трудоустройства. Свою работу в данном направлении проводил Отдел труда областного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской АО (Облтруд), созданный с образованием Чувашской АО на основании постановления Революционного комитета от 6 июля 1920 года [3]. Данный Отдел подчинялся Наркомату труда РСФСР и Облисполкому Чувашской АО.

Деятельность Облтруда изначально осуществлялась по ряду направлений:

- учет трудоспособного населения и потребности народного хозяйства в рабочей силе;

- борьба с тунеядством и безработицей;

- надзор за охраной труда на предприятиях и в организациях.

Для надлежащей работы орган труда и занятости населения имел строго организованную внутреннюю структуру, в состав которой входили секретариат (для организационного обеспечения работы), отдел охраны труда, биржа труда и отдел социального страхования. При скудном кадровом составе работники Отдела вели организованный документооборот. Так, архивные материалы фонда 380 Государственного исторического архива Чувашской Республики (ГИА ЧР) содержат 3 описи и 274 единицы хранения, которые свидетельствуют о разноплановой деятельности Отдела с 1920 по 1925 год [4, Оп. 1-3]. В фонде содержатся постановления и распоряжения, правила и инструкции ВЦСПС, Совета труда и обороны, Наркомата труда СССР и РСФСР, Наркомата здравоохранения РСФСР, Облисполкома. Отдельно собраны протоколы

заседаний коллегии Наркомата труда РСФСР и Чебоксарской уездной комиссии по рациональному использованию труда, штатной комиссии при областном профессиональном совете; документы областного комиссара по продовольствию, а также пакеты документов о работе производственных кооперативов и артелей на территории Чувашии, организованных при бирже труда [3, Оп. 1-3].

Для более раннего этапа деятельности органов труда следует отметить, что среди неопубликованных архивных источников хранится переписка Отдела с местной милицией о розыске трудовых дезертиров при содействии активистов комсомольской ячейки и профсоюзов. Обработка архивных данных позволяет выделить еще одно направление работы Облтруда -вербовка и мобилизация рабочих, учет и распределение на работу бывших офицеров и военных чиновников, служивших в Добровольческой Белой армии [4, Оп. 3].

В дальнейшем эти практики отмирают. В целом, анализ материалов показывает эволюцию советской политики в сфере труда, ее известное смягчение под влиянием НЭПа. Вместе с тем, на наш взгляд, он свидетельствует о сохранении военно-коммунистических практик, с одной стороны, а также о формальном подходе Облтруда к учету трудящихся - с другой. Запросы на места, по существу, не позволяли увидеть реальную картину в сфере трудовой занятости населения. При этом многие материалы содержат строгую отчетность в отношении лиц, живущих на «нетрудовой доход» (проценты с капитала, от сдачи имущества и т.д.). Они также показывают, что в условиях нэпа осуществлялся тщательный учет частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, а также промышленных предприятий с численностью работников до ста. Причем в отношении такого рода лиц и их семей осуществлялся комплекс мер, ограничивавших их в правах.

На основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Чувашской АССР» от 15 июня 1925 года [5, с. 18-20] решением Облисполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской АО от 30 июля 1925 года Отдел был упразднен. Однако в условиях начавшейся в это время индустриализации страны объективное значение органов, регулировавших отношения в сфере труда неизбежно возросло. В октябре 1925 года, с образованием Чувашской АССР, областной отдел труда был преобразован в Наркомат труда [6, Оп. 1-4]. Он организационно находился в подчинении Наркомата труда РСФСР, ЦИКа Чувашской АССР и СНК Чувашской АССР. Изученные документы показывают, что в условиях индустриализации государственная политика в сфере труда меняет ориентиры, однако во многом отличается хаотичностью и непоследовательностью. В работе соответствующих органов преобладала партийная заданность и идеологический посыл. При этом функционал органов труда значительно разросся. В их ведение входили вопросы:

- надзора за осуществлением законодательства о труде;

- регулирования рынка труда и заработной платы;

- охраны труда;

- борьбы с безработицей и др.

Структурно Наркомат труда не отличался от своего предшественника. В нем имелись секретариат, отдел охраны труда, комитет биржи труда, Центральное управление касс социального страхования. Столь объемный массив направлений работы Наркомат успешно сочетал с агитационно-пропагандисткой деятельностью в сфере занятости и трудоустройства. Активная борьба велась с лицами, уклоняющимися от общественно-полезной трудовой деятельности. Тунеядцы, трудовые дезертиры, паразиты - это тот контингент жителей республики, которые вели антиобщественный паразитический асоциальный образ жизни и подвергались гонению со стороны сотрудников правопорядка и находились под жестким общественным презрением.

Агитационная работа по оптимизации в сфере занятости населения приносила существенные результаты. В сферу труда вовлекались все новые контингенты, общество относилось негативно к бездельникам. В общественную повестку дня активно ставился вопрос «Борьбы с БОРЗ» - лицами без определенного рода занятий. Идея о том, что не работать для человека просто стыдно, закрепленная в чеканных формулах «Кто не работает - тот не ест!», «Тунеядцам - бой!» и пр. всемерно популяризировалась в массах лозунгами листовок и агитплакатов:

Тунеядцы - наши ВРАГИ, 71

Хлеб трудовой от них береги! Тунеядец - всему коллективу обуза, Избавляться пора от подобного груза! Архивные данные о работе Наркомата труда Чувашской АССР содержат материалы в количестве 729 единиц хранения в 4 описях: пакет законодательных установлений и распоряжений ЦИК и СНК СССР, РСФСР и Чувашской АССР, ВЦСПС, Госплана, Наркомата труда СССР, РСФСР и союзных республик, их местных органов; положения и инструкции ВЦСПС и Главного управления социального страхования; резолюция VII съезда профсоюзов Чувашской АССР; протоколы заседаний Наркомата труда РСФСР, ЦИК и СНК Чувашской АССР; Президиума Центрального комитета касс социального страхования Чувашской АССР; сведения о национальном, половом и партийном составе рабочих и служащих промышленности республики. Отдельный блок архивных материалов содержит собственно данные о деятельности Наркомата труда Чувашской АССР, областного отдела труда, ячейки РЛКСМ Дворца труда, Чувашской биржи труда; материалы об открытии школ ФЗУ и курсов «Дозауч», организации вербовочного аппарата при Наркомате труда Чувашской АССР для работы в других районах страны (города Ташкент, Петроград, Красноярск, Нижний Новгород). Отдельно в фонде отражены материалы по техническому проведению реализации чувашского языка в государственных учреждениях и предприятиях республики [6, Оп. 1-4]. Данная структура была упразднена 4 октября 1933 года, а ее функции переданы Центральному Совету профсоюзов республики и местным профсоюзным органам [6, Оп. 4].

Кратко отметим также, что работе уездных отделов Наркомата труда Чувашской АССР (1918-1923) посвящены 5 фондов на 962 единицы хранения. Уездные отделы труда были созданы в составе исполкомов местных Советов. Еще в рамках Казанской губернии были образованы в марте 1918 года - Чебоксарский [8], в мае 1919 года - Цивильский [7], в 1920 году - Ядринский [9]; в Симбирской губернии в 1920 году - Батыревский [10] отделы. Алатырский отдел был создан в 1919 году [11]. Все они в качестве основной цели деятельности имели охрану и защиту интересов трудящихся, но были упразднены в 1923 году в рамках оптимизации работы госаппарата.

Таким образом, проведенный краткий анализ работы органов труда и занятости населения на территории Чувашии в 1918-1933 гг. показывает озабоченность органов власти национального региона насущными проблемами обеспеченности трудовыми ресурсами для выполнения социалистических задач, стоящих перед страной.

Литература и источники

1. Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «Об автономной Чувашской области» от 24 июня 1920 г. // СУ РСФСР. 1920. №59. Ст.267.

2. Декрет ВЦИК РСФСР «О преобразовании Чувашской автономной области в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику» от 21 апреля 1925 г. // Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. - 1925. - 1 мая. - №98.

3. ИльюховА.А. Политика советской власти в сфере труда (1917-1929 гг.). Дисс. ... докт. ист. наук. - Смоленск. 1999. - 540 с.

4. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР) Ф.Р.-380.

5. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О государственном устройстве Чувашской АССР» от 15 июня 1925 г. // Сборник декретов и постановлений законодательных органов РСФСР и СССР, изданных о Чувашской АССР за 10 лет. - Чебоксары: Издание ЦИК ЧАССР, 1930.

6. ГИА ЧР. Ф.Р.-381.

7. ГИА ЧР. Ф.Р-8.

8. ГИА ЧР. Ф.Р.- 375.

9. ГИА ЧР. Ф.Р.-860.

10. ГИА ЧР. Ф.Р.-1577.

11. ГИА ЧР. Ф.Р.-319.

References and Sources

1. Dekret VCIK i SNK RSFSR «Ob avtonomnoj Chuvashskoj oblasti» ot 24 iyunya 1920 g. // SU RSFSR. 1920. №59. St.267.

2. Dekret VCIK RSFSR «O preobrazovanii Chuvashskoj avtonomnoj oblasti v Chuvashskuyu Avtonomnuyu Sovetskuyu Socialisticheskuyu Respubliku» ot 21 aprelya 1925 g. // Izvestiya CIK Soyuza SSR i VCIK. - 1925. - 1 maya. - №98.

3. Il'yuhov A.A. Politika sovetskoj vlasti v sfere truda (1917-1929 gg.). Diss. ... dokt. ist. nauk. - Smolensk. 1999. - 540 s.

4. Gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Chuvashskoj Respubliki (GIA CHR) F.R.-380.

5. Postanovlenie VCIK i SNK RSFSR «O gosudarstvennom ustrojstve CHuvashskoj ASSR» ot 15 iyunya 1925 g. // Sbornik dekretov i postanovlenij zakonodatel'nyh organov RSFSR i SSSR, izdannyh o Chuvashskoj ASSR za 10 let. - Cheboksary: Izdanie CIK CHASSR, 1930.

6. GIA CHR. F.R.-381.

7. GIA CHR. F.R-8.

8. GIA CHR. F.R.- 375.

9. GIA CHR. F.R.-860.

10. GIA CHR. F.R.-1577.

11. GIA CHR. F.R.-319.

СЕМЕНОВА ИННА ЮРЬЕВНА - аспирантка кафедры отечественной истории им. А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет (Чебоксары) (iysemenova@mail.ru).

КУПИРОВА ЧУЛПАН ШЕУКАТОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет (chuipan27@bk.ru).

SEMYONOVA, INNA YU. - Ph.D. Student, Department of Russian History named after of A.V. Arsentyeva, Chuvash State University (Cheboksary) (iysemenova@mail.ru).

CUPIROVA, CHULPAN Sh. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal Law, Chuvash State University (Cheboksary) (chuipan27@bk.ru).

УДК 93(470.67):342.384.4 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-2-73-76

ГАДЖИЕВА Х.И., ЭМИРОВА М.Н. СОВЕТЫ ДАГЕСТАНА: УСПЕШНЫЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТРАНСФОРМАЦИИ (1918-1945)

Ключевые слова: Советы Дагестана, строительство, становление и развитие государственности, Советская власть.

Статья посвящена становлению и развитию государственности в Дагестане, которая неразрывно связана с Советами, как органами государственной власти и самоуправления. Впервые в мировой практике была предпринята попытка создать в образе Советов всеобъемлющую систему органов власти, через которую реализовывались бы последовательно демократические принципы. Советы действовали не только как органы государственной власти, но и как инициаторы и руководители общественно-политической и патриотической работы среди населения Дагестана. Обоснован вывод о том, что, в целом, Советы явились для народов Дагестана эффективным инструментом государственного управления, позволявшим успешно решать самые трудные управленческие и общественные задачи. Привлекая широкие слои населения к своей работе через комиссии и комитеты, Советы являлись своеобразной школой политической культуры.

GADZHIEVA, HI., EMIROVA, M.N.

SOVIETE OF DAGESTAN: SUCCESSFUL EXPERIENCE OF FORMATION, DEVELOPMENT, TRANSFORMATION (1918-1945)

Key words: Councils of Dagestan, construction, formation and development of statehood, Soviet power.

The article is devoted to the formation and development of statehood in Dagestan, which is inextricably linked with the Soviets as bodies of state power and self-government. For the first time in world practice, an attempt was made to create a comprehensive system of government bodies in the image of the Soviets, through which democratic principles would be implemented. The Soviets acted not only as state authorities, but also as initiators and leaders of socio-political and patriotic work among the population of Dagestan. The conclusion is substantiated that, in general, the Soviets were an effective tool of state administration for the peoples of Dagestan, which made it possible to successfully solve the most difficult administrative and social tasks. Involving broad sections of the population in their work through commissions and committees, the Soviets were a kind of school of political culture.

История становления и развития демократической государственности в нашей стране была неразрывно связана с Советами, как органами государственной власти и самоуправления. Впервые в мировой практике была предпринята попытка создать в образе Советов всеобъемлющую систему органов власти, через которую реализовывались бы последовательно демократические принципы.

Весной 1918 г. в Дагестане была провозглашена Советская власть. Старый административный аппарат был сломан, мусульманские комитеты и городские Думы распущены. Началась подготовка к передаче всей полноты политической власти Советам. Опорными пунктами строительства Советов на местах были прежде всего города Дагестана.

27 мая 1918 г. состоялось собрание Совета в г. Порт-Петровск. Председателем исполнительного комитета Совет Порт-Петровска избрал Уллубия Буйнакского - руководителя дагестанских большевиков. Совет национализировал крупнейшее промышленные предприятия в городе и районе, а для управления ими были образованы коллегии из представителей рабочих, возглавляемые комиссарами. 16 июня 1918 г. состоялось открытие Темир-Хан-Шуринского Совета, в который вошли представители от большевиков, дагестанской социалистической группы, левых эсеров, рабочих, крестьян, красноармейцев. Председателем исполкома Совета был избран Д. Коркмасов - один из лидеров социалистической группы. Первое заседание Дербентского Совета состоялось в июне 1918 г. Одновременно началось создание Советов в районах Дагестана. Но с началом гражданской войны в 1918-1920 гг. этот процесс был приостановлен, и для поддержания революционного порядка повсеместно действовали революционные комитеты.

Вновь работа Советов была восстановлена уже в годы новой экономический политики (НЭП). Переход в регионе от чрезвычайных внеконституционных органов - ревкомов к Советам завершился проведением в декабре 1921 г. Вседагестанского съезда Советов. Этот съезд принял

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.