Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ(НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ)'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ(НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕГОВОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОТРУДНИКИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бурцев Антон Олегович, Ермакова Людмила Анатольевна, Ткач Евгения Васильевна

В последнее десятилетие во всех цивилизованных странах мира идеи гуманизма при исполнении наказаний превалируют над жестоким и суровым отношением к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях. Лишение свободы предполагает принудительную изоляцию от общества и содержание лиц, отбывающих наказание, без унижения их человеческого достоинства, а также причинения вреда здоровью и жизни. Повышенное внимание к деятельности сотрудников исправительных учреждений в последние годы обусловлено той ролью, которую их труд призван сыграть в процессе функционирования уголовно-исполнительной системы. Соответственно, одной из основных в деятельности уголовно-исполнительной системы сегодня выступает проблема подготовки квалифицированных кадров, способных профессионально решать служебные задачи, претворять в жизнь принцип гуманности в функционировании исправительных учреждений, применять законные и эффективные формы работы с осужденными. Важным разделом подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы является их психологическая подготовка, в частности обучение навыкам эффективного ведения переговоров, в том числе в экстремальных условиях (захват заложников, бунт осужденных и т. д.). От этого в немалой степени будет зависеть способ разрешения возникшей экстремальной ситуации, количество пострадавших и пр. Однако, как показывает практика, до настоящего времени обучению сотрудников уголовно-исполнительной системы навыкам и психологическим приемам эффективного ведения деловых переговоров уделяется недостаточно внимания. Это и послужило обоснованием к проведению данного исследования. С целью изучения психологических особенностей условий ведения деловых переговоров было выполнено практическое исследование. Оно проводилось в несколько этапов, каждый из которых был взаимосвязан с предыдущими и последующими. Базой исследования являлась психологическая лаборатория ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области. В исследовании приняли участие 30 сотрудников данного учреждения, которые были разделены на две группы в соответствии с эффективностью их деятельности. Группы были сопоставимы по основным характеристикам. Для решения поставленных задач в работе были использованы адекватные и достаточные (в количественном и качественном отношении) методы исследования и статистической обработки данных. В результате проведенного эмпирического исследования было установлено, что при обучении сотрудников переговорному процессу их психологическая компетентность повышается. Это выражалось, в частности, в повышении коммуникативных и организаторских способностей, уровня коммуникативного контроля, эмоциональной устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бурцев Антон Олегович, Ермакова Людмила Анатольевна, Ткач Евгения Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE EFFECTIVENESS OF CONDUCTING BUSINESS NEGOTIATIONS (ON THE EXAMPLE OF EMPLOYEES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE)

In recent decades, in all civilized countries of the world, the ideas of humanism in the execution of punishments have prevailed over cruel and harsh treatment of convicts serving sentences in correctional institutions. Deprivation of liberty involves forced isolation from society and the maintenance of persons serving sentences without degrading their human dignity, as well as causing harm to health and life. This leads to increased attention to the activities of correctional officers in the last decade due to the role that their work is called upon to play in the process of functioning of the penal system. Accordingly, one of the main problems in the activities of the penal system today is the problem of training qualified personnel capable of professionally solving official tasks, implementing the principle of humanity in the functioning of correctional institutions, applying legal and effective forms of work with convicts. An important section of the training of the employees of the penal system is their psychological training and, in particular, training in the skills of effective negotiation, including in extreme conditions (hostage-taking, riot of convicts, etc.). This will largely depend on the way to resolve the extreme situation that has arisen, the number of victims, etc. However, as practice shows, to date, insufficient attention has been paid to the training of UIS employees in the skills and psychological techniques of effective business negotiations. This was the rationale for conducting this study. In order to study the psychological characteristics of the business negotiation conditions, a practical study was carried out. The study was conducted in several stages, each of which was interconnected with the previous and subsequent ones. The basis of the study was the psychological laboratory of the FKU IK-3 of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Ulyanovsk region. The study involved 30 employees of this institution of the Federal Penitentiary Service of Russia, who were divided into 2 groups according to the effectiveness of their activities. The groups were comparable in basic characteristics. Adequate and sufficient (in quantitative and qualitative terms) research methods, as well as statistical data processing, were used to solve the tasks in the work. As a result of the conducted empirical research, it was found that when employees are trained in the negotiation process, their psychological competence increases. This was expressed, in particular, in an increase in communicative and organizational abilities, an increase in the level of communicative control, emotional stability.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ(НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ)»

УДК 159.9:343.83

DOI 10.33463/2072-8336.2022.3(60)106-117

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ

(НА ПРИМЕРЕ СОТРУДНИКОВ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ)

А. О. Бурцев, Л. А. Ермакова, Е. В Ткач

Для цитирования

Бурцев, А. О. К вопросу об эффективности ведения деловых переговоров (на примере сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний) / А. О. Бурцев, Л. А. Ермакова, Е. В. Ткач // Прикладная юридическая психология. -2022. - № 3(60). - С. 106-117. 001 : 10.33463/2072-8336.2022.3(60)106-117.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В последнее десятилетие во всех цивилизованных странах мира идеи гуманизма при исполнении наказаний превалируют над жестоким и суровым отношением к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях. Лишение свободы предполагает принудительную изоляцию от общества и содержание лиц, отбывающих наказание, без унижения их человеческого достоинства, а также причинения вреда здоровью и жизни. Повышенное внимание к деятельности сотрудников исправительных учреждений в последние годы обусловлено той ролью, которую их труд призван сыграть в процессе функционирования уголовно-исполнительной системы. Соответственно, одной из основных в деятель-

© А. О. Бурцев, Л. А. Ермакова, Е. В. Ткач, 2022

ности уголовно-исполнительной системы сегодня выступает проблема подготовки квалифицированных кадров, способных профессионально решать служебные задачи, претворять в жизнь принцип гуманности в функционировании исправительных учреждений, применять законные и эффективные формы работы с осужденными.

Важным разделом подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы является их психологическая подготовка, в частности обучение навыкам эффективного ведения переговоров, в том числе в экстремальных условиях (захват заложников, бунт осужденных и т. д.). От этого в немалой степени будет зависеть способ разрешения возникшей экстремальной ситуации, количество пострадавших и пр. Однако, как показывает практика, до настоящего времени обучению

сотрудников уголовно-исполнительной системы навыкам и психологическим приемам эффективного ведения деловых переговоров уделяется недостаточно внимания. Это и послужило обоснованием к проведению данного исследования.

С целью изучения психологических особенностей условий ведения деловых переговоров было выполнено практическое исследование. Оно проводилось в несколько этапов, каждый из которых был взаимосвязан с предыдущими и последующими. Базой исследования являлась психологическая лаборатория ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области. В исследовании приняли участие 30 сотрудников данного учреждения, которые были разделены на две группы в соответствии с эффективностью их деятельности. Группы были сопоставимы по основным характеристикам. Для решения поставленных задач в работе были использованы адекватные и достаточные (в количественном и качественном отношении) методы исследования и статистической обработки данных.

В результате проведенного эмпирического исследования было установлено, что при обучении сотрудников переговорному процессу их психологическая компетентность повышается. Это выражалось, в частности, в повышении коммуникативных и организаторских способностей, уровня коммуникативного контроля, эмоциональной устойчивости.

Ключевые слова: переговорная деятельность, личность преступника, психологические приемы, уголовно-исполнительная система, сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний, экстремальные условия, экстремальная ситуация.

Введение.

Актуальность проблемы исследования.

В реалиях современной жизни деловые переговоры выступают неотъемлемым способом взаимодействия между людьми. На любом уровне общения деловые переговоры не только помогают координировать совместную деятельность, но и способствуют установлению деловых связей для разрешения как политических, так и экономических разногласий между людьми, предприятиями, государствами и т. п.

Без проведения деловых переговоров сегодня невозможно представить работу специалистов многих сфер деятельности: юриспруденции, менеджмента, коммерции, муниципального и государственного управления и др. Вместе с этим особое значение придается переговорам, осуществляемым сотрудниками правоохранительных органов, уголовно-исполнительной системы и иных силовых и ведомственных структур, по пресечению противоправных действий преступников, в ходе которых могут быть понесены человеческие потери [7].

В последние годы общая ситуация в российских исправительных учреждениях была криминогенно сложной. Усилившееся противостояние осужденных и администрации исправительных учреждений приводит к более частому возникновению чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с захватом и удержанием людей в качестве заложников, осуществлением шантажа, получением выкупа, выдвижением требований. В условиях, когда целью проведения деловых переговоров выступает не получение финансовых, материальных либо политических выгод, а сохранение жизни человека, воз-

растает актуальность благоприятного разрешения подобных криминальных ситуаций. Это предъявляет высокие требования к использованию сотрудниками уголовно-исполнительной системы психологических приемов эффективного ведения переговоров [6].

Организация и методы исследования.

В рамках эмпирического исследования использовались теоретические (изучение имеющихся научно-методических источников по теме исследования в доступной литературе) и эмпирические методы:

- диагностика коммуникативного контроля М. Шнайдера;

- проверка коммуникативной социальной компетентности (далее - КСК);

- измерение способности к самоуправлению в общении.

Математико-статистическая обработка осуществлялась по ^критерию Стьюдента.

Эмпирическое исследование было проведено на базе психологической лаборатории ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области очно и при соблюдении информированного согласия испытуемых. Участие было

добровольным, анонимным и на безвозмездной основе.

Совокупность респондентов составили: сотрудники, включенные в созданную и функционирующую в учреждении более года группу ведения переговоров, а также сотрудники, в эту группу не входящие. Общее количество респондентов - 30 сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Результаты исследования и их обсуждение.

Переговоры - это особый вид сложного делового общения, отличающийся своим набором правил и закономерностей, разных способов достижения соглашения между сторонами через совместное изучение проблем [11].

Цель переговоров - найти приемлемое для сторон решение, не прибегая к крайностям в разрешении проблемы. Переговоры считаются одним из очень широко известных видов делового общения, что также оказывается самым распространенным видом общественной коммуникации людей [4, 5].

Структура переговоров отражена на рисунке 1.

На рисунке 1 показано, что деловые переговоры можно рассматривать

Коммуникативная сторона общения

Интерактивная сторона общения

Коммуникация в узком смысле состоит в обмене информацией между общающимися индивидами

Организация взаимодействия, то есть обмен не только сообщениями, но и действиями

Перцептивная сторона общения

Процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на данной основе взаимопонимания

Рис. 1. Структура деловых переговоров

с трех взимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной, которые касаются обмена информацией, восприятия и познания оппонентами друг друга и выработки способа дальнейшего взаимодействия по обсуждаемому вопросу [7, 9].

В ходе эмпирического исследования было изучено умение сотрудников устанавливать эффективные деловые контакты, их способность к самоуправлению в общении, умение оказывать влияние на людей, наличие эмоциональных барьеров в общении, то есть компетенции, позволяющие давать положительный прогноз эффективности осуществляемой ими переговорной деятельности, а также определены психологические условия эффективного ведения сотрудниками Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) переговоров.

В практическом исследовании принимали участие 30 сотрудников ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области.

Выборка была разделена на две группы:

- группа А - из 15 сотрудников группы ведения переговоров;

- группа Б - 15 сотрудников, не входящих в переговорную группу.

Количественный состав респондентов определился объективно-существующими условиями, а именно численностью группы ведения переговоров: 8 сотрудников группы и 7 дублирующих их лиц.

Все участники исследования были представлены мужским полом. Возраст испытуемых варьировал от 27 до 48 лет и составил в среднем 36,87 ± 2,11 лет. Стаж работы во ФСИН России - от 4 до 19 лет и составил в среднем 11,04 ± 1,28 лет.

На рисунке 2 видно, что средний возраст испытуемых в группе А был меньше, чем в группе Б. Однако эти различия не достигали статистически достоверного уровня (р > 0,05).

Результаты сопоставления среднего стажа в группах исследования наглядно представлены на рисунке 3.

Рис. 2. Сопоставление среднего возраста в группах исследования

Из данных диаграммы, представленной на рисунке 3, следует, что в группе А средний стаж несколько превышал этот же показатель в группе Б, но эти различия находились в пределах статистических колебаний.

Следовательно, группы исследования были сопоставимы по основным характеристикам. Это позволяет исключить влияние фактора неоднородности групп на полученные в дальнейшем результаты.

Респонденты группы А - это сотрудники группы ведения переговоров, с

11,4

11,38

11,3 11,2 11,1 11,0 10,9 10,8 10,7

Группа А Группа Б

Рис. 3. Сопоставление среднего стажа работы во ФСИН России в группах исследования 9,11

10 5,73

8

6

4

2 Р Р

0

Группа А Группа Б

Рис. 4. Сопоставление среднего балла в группах исследования по опроснику диагностики коммуникативного контроля М. Шнайдера

которыми ежеквартально проводятся просветительские занятия, а также индивидуальные и профессиональные консультации в рамках психологического сопровождения группы ведения переговоров. Кроме того, данная категория сотрудников ежеквартально посещает тактико-технические занятия, направленные на практическое формирование навыка ведения эффективных переговоров.

Респонденты группы Б - это сотрудники из числа личного состава учреж-

дения, они не являются стажерами и имеют стаж работы в учреждении более года.

Анализ результатов исследования

Анализ результатов, полученных в группах исследования с помощью методики диагностики коммуникативного контроля М. Шнайдера, показал, что средний балл в группе А был выше, чем в группе Б (рис. 4).

Данные, представленные на диаграмме, свидетельствуют о том, что средний балл в группе А соответствовал высокому уровню коммуникативного контроля, а в группе Б - среднему уровню. Различия среднего балла между группами были статистически достоверны (р < 0,05).

Распределение эффективных сотрудников в группе А в соответствии с результатами оценки их коммуникативного контроля представлено на рисунке 5.

На рисунке 5 видно, что подавляющее большинство в группе А составили сотрудники с высоким уровнем коммуникативного контроля. Иными

80,00 %

словами, большинство эффективных сотрудников хорошо управляет своими эмоциями, что очень важно при проведении переговоров, особенно в экстремальных ситуациях. Достоверно меньшая доля в группе - лица со средним уровнем коммуникативного контроля (20,0 %), а минимальная доля в группе А - респонденты с низким уровнем - всего 6,67 % (1 испытуемый).

Что касается сотрудников, включенных в группу Б, то более половины группы (53,33 %) составили лица со средним уровнем коммуникативного контроля. Следовательно, большинство сотрудников из группы Б сдержаны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей. Доля лиц с высоким уровнем составила только 26,67 %, а с низким - 20,0 % (рис. 6).

Результаты сопоставления распределения испытуемых в группах исследования в соответствии с уровнем коммуникативного контроля представлены в таблице 1.

70,00 % 60,00 % 50,00 % 40,00 % 30,00 % 20,00 % 10,00 % 0,00 %

73,33 %

20,00 %

6,67 %

Низкий

Средний

Высокий

Рис. 5. Анализ распределения респондентов группы А в соответствии с результатами методики диагностики коммуникативного контроля М. Шнайдера

60,00 % 50,00 % 40,00 % 30,00 % 20,00 % 10,00 % 0,00 %

53,33 %

20,00 % - 26,67 % 26,67 %

Низкий

Средний

Высокий

Рис. 6. Анализ распределения респондентов группы Б в соответствии с результатами методики диагностики коммуникативного контроля М. Шнайдера

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа данных методики диагностики коммуникативного контроля М. Шнайдера в группах исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровни коммуникативного контроля Удельный вес, % р

группа А группа Б

Высокий 73,33 26,67 < 0,05

Средний 20,0 53,33 < 0,05

Низкий 6,67 20,0 < 0,05

Данные,представленные в таблице 1, свидетельствуют о том, что в группе А была достоверно больше, чем в группе Б, доля респондентов с высоким уровнем коммуникативного контроля. В то же время в группе Б был значимо выше, чем в группе А, удельный вес лиц со средним и низким уровнями коммуникативного контроля.

Результаты анализа данных, полученных с помощью методики диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК) в группе А наглядно представлены на рисунке 7.

Из рисунка следует, что у эффективных сотрудников были высоко развиты такие коммуникативные социальные компетенции, как общительность,

логическое мышление, эмоциональная устойчивость и самоконтроль. Все они необходимы для эффективного ведения переговоров, особенно в экстремальных ситуациях. Жизнерадостность, чувствительность и независимость были выражены средне. Уровень асоциальности (проблемности) был низким.

Результаты анализа данных, полученных с помощью методики диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК) в группе Б, наглядно представлены на рисунке 8.

На рисунке видно, что выраженность всех коммуникативных социальных компетенций у респондентов группы Б была средней. Исключение составил только

20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

16,04

16,78

17,!

17,85

15,04

12,02

12,07

5,01

_0 си ш о: -0 .0

о о о ^ о X ш ц 3 ™ Я Л О о о

X _0 ш т ^ с ? и т X о

ф т _0 5 ¡1 о го

^ о ? Б сг

ю О о ш X со *

Рис. 7. Результаты оценки коммуникативной социальной компетентности респондентов в группе А

Рис. 8. Результаты оценки коммуникативной социальной компетентности респондентов в группе Б

фактор асоциальности (проблемности) -его выраженность была низкой.

Для выявления различий между группами по результатам методики КСК была проведена статистическая обработка данных, результаты которой представлены в таблице 2.

Из данных таблицы следует, что у респондентов группы А были достоверно более выражены такие компетенции, как общительность, логическое мышление, эмоциональная устойчивость и самоконтроль. По остальным компетенциям достовер-

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа данных методики КСК в группах исследования

Факторы Средний балл р

группа А группа Б

Общительность 16,04 9,57 < 0,05

Логическое мышление 16,78 10,16 < 0,05

Эмоциональная устойчивость 17,88 10,76 < 0,05

Жизнерадостность 12,02 11,53 > 0,05

Чувствительность 12,07 10,77 > 0,05

Независимость 15,04 9,45 < 0,05

Самоконтроль 17,85 10,04 < 0,05

Асоциальность (проблемность) 5,01 5,02 > 0,05

25

20

20,34

15

10

9,11

5

0

Группа А Группа Б

Рис. 9. Сопоставление среднего балла по опроснику изучения способности к самоуправлению в общении в группах исследования

ные различия между группами выявлены не были.

Анализ результатов, полученных в группах исследования с помощью методики изучения способности к самоуправлению в общении, выявил, что в группе А средний балл по опроснику был достоверно выше, чем в группе Б: 20,34 ± 1,57 и 9,11 ± 0,86 соответственно (р < 0,05). Полученные данные наглядно представлены на рисунке 9.

Данные на рисунке 9 свидетельствуют о том, что средний балл в груп-

пе А соответствовал высокому показателю по опроснику, а в группе Б -среднему.

Анализ индивидуальных данных респондентов в группе А выявил, что 2/3 из них обладали высоким уровнем способности к самоуправлению в общении, то есть они характеризовались мобильностью в общении, умением подстраиваться к поведению партнера, готовностью к диалогу, способностью изменять стиль общения в зависимости от ситуации. Все эти качестве весьма важны для проведения

80,00 % 70,00 % 60,00 % 50,00 % 40,00 % 30,00 % 20,00 % 10,00 % 0,00 %

66,67 %

26,66 %

Высокий

Средний

6,67 %

Низкий

Рис. 10. Распределение респондентов в группе А в соответствии с уровнем способности к самоуправлению в общении

80,00 % 70,00 % 60,00 % 50,00 % 40,00 % 30,00 % 20,00 % 10,00 % 0,00 %

66,67 %

20,00 %

- 13,33 %

Высокий

Низкий

Средний

Рис. 11. Распределение респондентов в группе Б в соответствии с уровнем способности к самоуправлению в общении

эффективных переговоров. Лица со средним уровнем составили в группе достоверно меньшую долю (26,66 %, р < 0,05). Низкий уровень способности к самоуправлению в общении был выявлен только у 1 (6,67 %) сотрудника

из группы А. Полученные данные наглядно представлены на рисунке 10.

В то же время распределение респондентов в группе Б в соответствии с результатами оценки их способности к самоуправлению в общении было со-

вершенно иным. Об этом свидетельствуют данные, представленные на рисунке 11: достоверное большинство в данной группе составили лица со средним уровнем способности к самоуправлению в общении - 66,67 %, то есть они проявляли потребность быть в общении самим собой, направленность на партнера в зависимости от ситуации, склонность к партнерству в общении. Удельный вес лиц с высоким уровнем составил всего 20,0 %, то есть был достоверно меньше (р < 0,05), а с низким уровнем -13,33 % (таких сотрудников в группе Б меньшинство).

Результаты сравнительного анализа данных, полученных с помощью данной методики в группах исследования, представлены в таблице 3.

Из данных таблицы 3 следует, что в группе А была достоверно больше, чем в группе Б, доля респондентов с высоким уровнем способности к самоуправлению в общении и меньше - со средним и низким уровнями.

Заключение.

Полученные в ходе эмпирического исследования результаты свидетельствуют о том, что у сотрудников группы ведения переговоров имеется достоверно больше предпосылок для проведения эффективных переговоров. Это выражается в более высоком уровне коммуникативных и организаторских

способностей, общительности, логического мышления, эмоциональной устойчивости и самоконтроля, мобильности в общении, умении подстраиваться под поведение партнера, готовности к диалогу, способности изменять стиль общения в зависимости от ситуации, а также в меньшей эмоциональности при установлении контактов и общении. Выраженность личностных качеств, навыков и умений, предопределяющих сознательное конструктивное построение переговорного процесса сотрудников, в отношении которых осуществляется программа психологического сопровождения, значительно выше.

Подготовка эффективных переговорщиков в пенитенциарных учреждениях осуществляется через формирование нескольких уровней переговорного профессионализма: базовой коммуникативной подготовки, развития навыка самообладания, а также профессиональной переговорной компетентности.

Психологическими приемами, повышающими профессиональную переговорную компетентность сотрудников, выступают формирование у них четко структурированных представлений о взаимосвязи типа личности преступника, мотивов его поведения, выбираемого вида переговоров и соответствующих ему стратегии и тактики ведения переговорного процесса. По-

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа данных методики изучения способности к самоуправлению в группах исследования

Уровни способности к самоуправлению Удельный вес, % р

группа А группа Б

Высокий 66,67 20,00 < 0,05

Средний 26,66 66,67 < 0,05

Низкий 6,67% 13,33 < 0,05

нимание этой закономерности будет способствовать сохранению переговорщиком контроля над ситуацией ведения переговоров, снижению барьера страха, осознанному выбору и при необходимости быстрой смене стратегии поведения.

Повышение профессиональной компетентности участников переговорного процесса через практическое обучение и отработку стратегии и тактики ведения переговоров обусловливает их оптимальный исход.

Практические результаты, полученные в ходе исследования, могут применяться при совершенствовании переговорной компетентности сотрудников других силовых структур России. Использованные в работе психодиагностические методики позволяют осуществлять качественный профессионально-психологический отбор сотрудников учреждения в состав группы ведения переговоров.

Библиографический список

1. Баламут А. Н., Поздняков В. М. Психологическая подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2021. 143 с.

2. Сочивко Д. В., Бурцев А. О., Со-чивко О. И. Психодинамика гендерных особенностей расстройств личности и психопатоподобного поведения в криминальной среде. М. : Высшая школа психологии, 2020. 172 с.

3. Ананьев О. Г., Симакова Т. А., Бурцев А. О. Социально-психологические методы профилактики суицидального поведения осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы : учеб. пособие М. : Московский инфор-

мационно-технологический университет, 2019. 62 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Вахнина В. В. Особенности взаимодействия переговорщика с посредником в ситуации захвата заложников // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 3(34). С. 66-68.

5. Вахнина В. В. Психология кризисов переговорной деятельности и их преодоления в практике органов внутренних дел : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Рязань : Академия Федеральной службы исполнения наказаний России, 2015. 45 с.

6. Марков С. М. Управление переговорами с преступниками в экстремальных условиях // Вестник Воронежского института МВД России. 2010. № 3. С. 92-99.

7. Матвеева Л. В., Крюкова Д. М., Га-раева М. Р. Психология ведения переговоров. М. : Юрайт, 2018. 121 с.

8. Прохорова М. В. Организация работы группы ведения переговоров учреждения (территориального органа) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2020. № 2(4). С. 92-97.

9. Психологическая подготовка сотрудников ИТУ к действиям в экстремальных условиях / под общ. ред. А. И. Ушатикова. Рязань, 1996. 103 с.

10. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях / под общ. ред. М. И. Марьина. М. : УВР ГУКиКП МВД России, 2001. 253 с.

11. Цветков В. Л., Караяни А. Г Психология общения и переговоров в экстремальных условиях. М., 2014. 211 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.