Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ВЗАИМОРАСЧЕТОВ С КОНТРАГЕНТАМИ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ВЗАИМОРАСЧЕТОВ С КОНТРАГЕНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСЧЕТЫ / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬ РАСЧЕТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремина Н.В., Мусаева Б.М., Хахалева Е.А.

Многообразие форм расчетов, динамический характер расчетных взаимоотношений и степень их влияния на эффективность деятельности любой организации вызывает необходимость построения эффективной системы контроля за состоянием расчетов. Расчеты с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками составляют существенную долю всех расчетных отношений организаций и предприятий, они оказывают существенное влияние на создание основной финансовой части организации, а долги, связанные с расчетными отношениями, составляют большую часть пассивов отечественных компаний и ежегодно увеличиваются. Основными элементами внутреннего контроля являются: контрольная среда, оценка рисков, процедуры внутреннего контроля, информация и коммуникация, оценка внутреннего контроля. Общий порядок осуществления контрольных процедур по расчетам с контрагентами зависит от особенностей деятельности компании и непосредственно группы контрагентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE EFFICIENCY OF THE INTERNAL CONTROL SYSTEM OF THE STATE OF SETTLEMENTS WITH CONTRACTORS

The variety of forms of settlements, the dynamic nature of settlement relationships and the degree of their influence on the efficiency of any organization makes it necessary to build an effective system for monitoring the state of settlements. Settlements with buyers and customers, suppliers and contractors make up a significant share of all settlement relations of organizations and enterprises, they have a significant impact on the creation of the main financial part of the organization, and debts associated with settlement relations make up the bulk of the liabilities of domestic companies and increase annually. The main elements of internal control are: control environment, risk assessment, internal control procedures, information and communication, assessment of internal control. The general procedure for the implementation of control procedures for settlements with counterparties depends on the characteristics of the company's activities and directly on the group of counterparties.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ВЗАИМОРАСЧЕТОВ С КОНТРАГЕНТАМИ»

104

Международный журнал

Реалии, связанные с антироссийскими санкциями нашли свое отражение и в данной отрасли. Однако, вследствие специфики товара и значительной государственной поддержке, негативное воздействие не может изменить положительной динамике отраслевого развития. Роста котировок акций таких компании как Черкизово составил 7,55% за месяц, Русгрейн Холдинг - 44,09 %.

Таким образом, в условиях нестабильности фондовые инвестиции в сферу АПК является перспективным направлением как для инвесторов так и для развития отечественных аг-роформирований.

Источники:

1. Бодрунов С.Д. Реиндустриализация в условиях новой технологической революции: дорога в будущее // Управленец. Т. 10, № 5. С. 2-8. DOI: 10.29141/2218-5003-2019-10-5-1.

2. Дорошенко С.В., Шеломенцев А.Г.. Предпринимательская система в современных социоэкономических исследованиях // Журнал экономической теории. № 4. С. 212-221.

3. Клейнер Г.Б. Социально-экономические системы в свете системной парадигмы // Системный анализ в экономике: сб. тр. V Междунар. науч.-практ. конф. - биеннале (21-23 нояб. 2018 г.) / под общ. ред. Г.Б. Клейнера, С.Е. Щепе-товой. М.: Прометей. С. 5-14.

4. Романов В.П., Ахмадеев Б.А. Моделирование инновационной системы на основе модели «хищник-жертва» //Бизнес-информатика. № 1 (31). С. 7-17.

References:

1. Bodrunov S. D. Reindustrialization in the conditions of a new technological revolution: the road to the future / / Manager. Vol. 10, No. 5. pp. 2-8. DOI: 10.29141/2218-5003-2019-10-5-1.

2. Doroshenko S. V., Shelomentsev A. G.. The entrepreneurial ecosystem in modern socio-economic research / / Journal of Economic Theory. No. 4. pp. 212-221.

3. Kleiner G. B. Socio-economic ecosystem in the light of the paradigm System analysis in Economics: SB. Tr. V Mezhdunar. nauch.-pract. Conf. - Biennale (21-23 Nov. 2018) / ed. by G. B. Kleiner, S. E. Shepetovka. M.: Prometheus. S. 5-14.

4. Romanov V. P., Akhmadeev B. A. Modeling the innovation ecosystem based on the model "predator-prey" //Business Informatics. No. 1 (31). p. 7-17.

EDN: RKHOUT

Н.В. Еремина - старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, nata-eremina@mail.ru,

N.V. Eremina - Senior Lecturer, Department of Accounting Theory, FSBEI HE Kuban SAU; Б.М. Мусаева - старший преподаватель кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», bela_musaeva@mail.ru,

B.M. Musaeva - Senior Lecturer, Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, Chechen State University named after A.A. Kadyrov;

Е.А. Хахалева - обучающаяся учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, khakhaleva.01 @bk.ru,

E.A. Khakhaleva - student of the Accounting and Finance Faculty, FSBEI HE Kuban SAU.

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ ВЗАИМОРАСЧЕТОВ С КОНТРАГЕНТАМИ TO THE QUESTION OF THE EFFICIENCY OF THE INTERNAL CONTROL SYSTEMOF THE STATE OF SETTLEMENTS WITH CONTRACTORS

Аннотация. Многообразие форм расчетов, динамический характер расчетных взаимоотношений и степень их влияния на эффективность деятельности любой организации вызывает необходимость построения эффективной системы контроля за состоянием расчетов. Расчеты с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками составляют существенную долю всех расчетных отношений организаций и предприятий, они оказывают существенное влияние на создание основной финансовой части организации, а долги, связанные с расчетными отношениями, составляют большую часть пассивов отечественных компаний и ежегодно увеличиваются. Основными элементами внутреннего контроля являются: контрольная среда, оценка рисков, процедуры внутреннего контроля, информация и коммуникация, оценка внутреннего контроля. Общий порядок осуществления контрольных процедур по расчетам с контрагентами зависит от особенностей деятельности компании и непосредственно группы контрагентов.

Abstract. The variety of forms of settlements, the dynamic nature of settlement relationships and the degree of their influence on the efficiency of any organization makes it necessary to build an effective system for monitoring the state of settlements.

Естественно-гуманитарные исследования № 40 (2), 2022_105

Settlements with buyers and customers, suppliers and contractors make up a significant share of all settlement relations of organizations and enterprises, they have a significant impact on the creation of the main financial part of the organization, and debts associated with settlement relations make up the bulk of the liabilities of domestic companies and increase annually.

The main elements of internal control are: control environment, risk assessment, internal control procedures, information and communication, assessment of internal control. The general procedure for the implementation of control procedures for settlements with counterparties depends on the characteristics of the company's activities and directly on the group of counterparties.

Ключевые слова: расчеты, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, внутренний контроль, контроль расчетов.

Keywords: settlements, receivables, accounts payable, internal control, control of settlements.

Многообразие форм расчетов, динамический характер расчетных взаимоотношений и степень их влияния на эффективность деятельности любой организации вызывает необходимость построения эффективной системы контроля за состоянием расчетов. Именно грамотно организованный внутренний контроль, способствует совершенствованию расчетной дисциплины, повышению платежеспособности и финансовой устойчивости. В настоящее время, под внутренним контролем понимается надзор и контроль по следующим направлениям:

- за соблюдением нормативно-правовых актов;

- за полнотой отражения фактов хозяйственной жизни в первичной учетной документации;

- за своевременностью представления достоверной финансовой отчетности.

Основными элементами внутреннего контроля являются: контрольная среда, оценка рисков, процедуры внутреннего контроля, информация и коммуникация, оценка внутреннего контроля. Основные задачи внутреннего контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками это:

- своевременное выявление и исправление ошибок в бухгалтерском учете;

- формирование достоверной информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками;

- контроль за соблюдением установленных правил расчетных взаимоотношений;

- контроль своевременности платежей и недопущение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;

- контроль за своевременным, полным и правильным документальным оформлением расчетов с поставщиками и подрядчиками;

- сверка расчетов с контрагентами организации;

- контроль числящихся на балансе организации сумм кредиторской задолженности;

- разработка практических рекомендаций по упорядочению расчетов и сокращению дебиторской и кредиторской задолженности.

Контрольные процедуры по расчетам с контрагентами осуществляются в три этапа:

1) на первом этапе осуществляется проверка положений и учетной политики в части осуществления расчетов;

2) на втором этапе осуществляется непосредственно внутренний контроль, то есть проверка актов сверки с контрагентами, получение внешних документальных сведений о возможности погашения задолженности;

3) на третьем этапе осуществляется анализ бухгалтерской отчетности с целью подтверждения ее достоверности.

Общий порядок осуществления контрольных процедур по расчетам с контрагентами зависит от особенностей деятельности компании и непосредственно группы контрагентов, пример плана осуществления внутреннего контроля представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Общий план контроля расчетов с контрагентами (на примере участка учета расчетов с поставщиками и подрядчиками)

Наименование контрольных процедур Рабочие документы

1 2

Проверка наличия и правильности ведения реестра договоров и контрактов Договоры, контракты, соглашения

Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками Договоры, контракты, соглашения

Проверка соблюдения предела расчетов наличными Расходные кассовые ордера

Проверка соблюдения графика документооборота График документооборота

Проверка организации хранения документов и организации доступа к первичной учетной документации График документооборота, акты о выделении документов к уничтожению

106 Международный журнал

Продолжение таблицы

1 2

Проверка отражения фактов хозяйственной жизни по расчетам с поставщиками и подрядчиками Первичные документы, договоры

Проверка сумм дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками, отраженных в бухгалтерском учете и отчетности организации Инвентаризационные описи, результаты текущей инвентаризации, договоры, годовая бухгалтерская отчетность и другие

Проверка организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками: - по формальным признакам - арифметическая проверка - сопоставление документов Первичные документы

Проверка организации аналитического и синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками Регистры аналитического и синтетического учета

Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным синтетического учета Карточка, оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Проверка состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками, проверка реальной дебиторской и кредиторской задолженности, проверка правильности списания дебиторской задолженности, безнадежной ко взысканию Регистры бухгалтерского учета, акты сверок, ответы на запросы поставщикам, решения о признании задолженности безнадежной ко взысканию

Проверка полноты и правильности раскрытия информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерской (финансовой) отчетности Бухгалтерский баланс, данные счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», акты сверки расчетов

Самым эффективным приемом контроля расчетов с контрагентами является проведение инвентаризации (таблица 2).

Таблица 2 - Проверка правильности проведения инвентаризации расчетов

с поставщиками и подрядчиками

Наименование вопроса контроля Ответ Источник информации

Проведение инвентаризации во всех случаях, когда она обязательна Да / Нет Учетная политика, приказы директора, инвентаризационные описи

Наличие графика внеплановых инвентаризаций Да / Нет План (график) проведения инвентаризации

Наличие приказов о проведении инвентаризаций Да / Нет Приказы директора

Соблюдение сроков инвентаризации, установленных в приказах Да / Нет Приказы директора

Оформление инвентаризационных описей Оформление с несущественными нарушениями / Оформление с существенными нарушениями Инвентаризационные описи

Отражение результатов инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерском учете Своевременно и верно / Несвоевременно и верно / Несвоевременно и неверно Регистры бухгалтерского учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо осуществлять обязательную сверку взаиморасчетов с контрагентами для подтверждения сальдо расчетов в бухгалтерском учете и годовой бухгалтерской отчетности. Контроль правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с различными группам контрагентов подтверждает достоверность сумм дебиторской и кредиторской задолженностей, отраженных в отчетности.

На основании вышеизложенного можно отметить, что наиболее часто при контроле расчетов с контрагентами выявляют следующие отрицательные моменты:

- нарушения в оформлении договоров с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками;

- осуществление сверки расчетов с контрагентами только перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- отсутствие графика проведения внезапных инвентаризаций;

- не своевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности;

- несвоевременность и неправильность оформления первичных документов, нарушение хронологической группировки документации и другие.

Естественно-гуманитарные исследования № 40 (2), 2022_107

В целях повышения эффективности системы внутреннего контроля за состоянием взаиморасчетов с контрагентами предлагаем следующие рекомендации, направленные на эффективное использование временно свободных средств, своевременное выявление и предотвращения финансовых потерь и не допущение появления безнадежных долгов:

- усиление внутреннего контроля учета расчетов с различными группами контрагентов, посредством распределения ответственности и полномочий работников организации;

- анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности по конкретным контрагентам, а также по срокам образования задолженности и срокам возможного погашения, что позволит своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры к ее взысканию;

- ведение реестра должников, для оперативного выявления должников, с которыми должны устанавливаться особые договорные отношения;

- утверждение приложением к учетной политике порядка и формы акта сверки расчетов с контрагентами;

- ежемесячное проведение инвентаризации расчетов;

- разработка порядка отбора контрагентов для сверки взаиморасчетов;

- анализ оборота расчетов с контрагентами по определенным критериям, например, по количеству совершаемых сделок (таблица 3,4).

Таблица 3 - Условия и периодичность формирования актов сверки взаиморасчетов

с контрагентами

Количество договоров в месяц Сумма оборота менее 200 тыс. руб. Сумма оборота свыше 200 тыс. руб.

Менее 5 договоров Перед составлением отчетности Раз в квартал

Свыше 5 договоров Раз в квартал Раз в месяц

Таблица 4 - Порядок осуществления сверки взаиморасчетов с контрагентами

Участник Порядок осуществления Срок

Бухгалтер Формирует перечень контрагентов для сверки расчетов, оформляет акты сверок и передает исполнителю Один рабочий день после завершения календарного месяца

Исполнитель Передает акты сверок контрагентам и возвращает в бухгалтерию экземпляр с визами контрагентов Не более 14 календарных дней с момента получения документов от бухгалтера

Бухгалтер Проверяет наличие вернувшихся актов сверки взаиморасчетов Срок согласования не более 7 календарных дней (не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным)

- контроль за соотношением расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования, а превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- контроль оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, а также состояния расчетов по просроченной задолженности, так как в условиях инфляции отсрочка платежа приводит к тому, что организация реально получает лишь часть стоимости поставленной продукции;

- разработка системы аналитического учета дебиторской задолженности расчетов с поставщиками и подрядчиками не только по срокам, но и по размерам, местонахождению юридических и физических лиц, а также по предлагаемым условиям оплаты;

- усиление контроля за организацией документооборота и своевременным оформлением оправдательных документов с целью эффективного предварительного и последующего контроля за расчетами или действиями должностных и материально-ответственных лиц;

- формирование резерва по сомнительным долгам для списания дебиторской задолженности;

108

Международный журнал

- оперативный сбор информации о нарушениях договорных обязательств для своевременно выявления ненадлежащего исполнения по заключенным договорам; уменьшения разрыва во времени между нарушением и применением ответственности к должнику; повышение точности и качества подготавливаемых претензионных и исковых материалов для контрагентов.

По нашему мнению, введение предложенных мероприятий будет способствовать укреплению договорной и расчетной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния организаций.

Источники:

1. Адаменко А.А. Признание и оценка дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерском учете и отчетности организации / А.А. Адаменко, Н.В. Никифоров // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 35 (3). -С. 223-227.

2. Адаменко А.А. Сущность расчетов, их виды и формы. Задолженность организации / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Л.В. Болтышева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 23(1). - С. 57-62.

3. Зонова А.В. Требования к раскрытию дебиторской и кредиторской задолженности в отчетности / А.В. Зонова, Н.В. Палешева, А.Л. Крестьянинова // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 3(32). - С. 141-146.

4. Мусаева Б.М. Риски кредиторской задолженности / Б.М. Мусаева // Деловой вестник предпринимателя. - 2021. -№ 5(3). - С. 100-102.

5. Чернявская С.А. Оценка состояния дебиторской и кредиторской задолженности коммерческой организации / С.А. Чернявская, Н.В. Ходаринова, М.С. Воробьева, Е.Г. Завялова // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 4(39). - С. 368-374. References:

1. Adamenko A.A. Recognition and evaluation of receivables and payables in the accounting and reporting of the organization / A.A. Adamenko, N.V. Nikiforov // Natural Humanitarian Research. - 2021. - No. 35 (3). - S. 223-227.

2. Adamenko A.A. The essence of calculations, their types and forms. Debt of the organization / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, L.V. Boltysheva // Natural Humanitarian Research. - 2019. - No. 23(1). - S. 57-62.

3. Zonova A.V. Requirements for the disclosure of receivables and payables in reporting / A.V. Zonova, N.V. Palesheva, A.L. Kres-tyaninova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - No. 3 (32). - S. 141-146.

4. Musaeva B.M. Risks of accounts payable / B.M. Musayeva // Business Bulletin ofthe Entrepreneur. - 2021. - No. 5(3). - S. 100-102.

5. Chernyavskaya S.A. Assessment of the state of receivables and payables of a commercial organization / S.A. Chernyavskaya, N.V. Khodarinova, M.S. Vorobieva, E.G. Zavyalova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - No. 4 (39). - S. 368-374.

EDN: RMJLJQ

Ю.Н. Захарова - к.э.н., доцент кафедры арт-бизнеса и рекламы, Краснодарский государственный институт культуры, 89184313202@mail.ru,

Yu.N. Zakharova - candidate of economic sciences, associate professor ofthe department of art business and advertising, Krasnodar state institute of culture.

МЕДИА И PR АРТ-ПРОСТРАНСТВА Г. КРАСНОДАРА MEDIA AND PR ART SPACES OF KRASNODAR

Аннотация. Внутренний мир человека, его обогащение и совершенствование невозможен без культуры и искусства. В свою, очередь, развитие данной сферы не может проходить без постоянного внедрения новых технологий современного арт-бизнеса и арт-рынка, включая PR. Особенно это развитие актуально во времена пандемии, так как сфера культуры и искусств больше всего пострадала в это время.

В статье рассмотрены обобщенные данные всех частных галерей и выставочных пространств города Краснодара, что позволило сделать вывод о минимальных усилиях привлечения посетителей для просмотра картин, а главной коммерческой целью является их продажа.

В статье выявлены основные аспекты медиа и PR технологий в галерейном бизнесе, охарактеризованы частные галереи и выставочные пространства г. Краснодара, проанализированы PR-сопровождения частных галерей и выставочных пространств г. Краснодара, разработаны мероприятия по совершенствованию медиа и PR в галерейном бизнесе.

Abstract. The inner world of a person, its enrichment and improvement is impossible without culture and art. In turn, the development of this area cannot take place without the constant introduction of new technologies in the modern art business and art market, including PR. This development is especially relevant during a pandemic, since the sphere of culture and arts suffered the most at this time.

The article considers the generalized data of all private galleries and exhibition spaces in the city of Krasnodar, which made it possible to conclude that there is minimal effort to attract visitors to view paintings, and the main commercial goal is to sell them.

The article identifies the main aspects of media and PR technologies in the gallery business, describes private galleries and exhibition spaces in Krasnodar, analyzes PR support for private galleries and exhibition spaces in Krasnodar, and develops measures to improve media and PR in the gallery business.

Ключевые слова: арт-рынок, арт-пространства, галерея, искусство, продвижение. Keywords: art market, art spaces, gallery, art, promotion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.