Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСКУССИОННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ СЕРИАЛА «THE GOOD PLACE»)'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСКУССИОННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ СЕРИАЛА «THE GOOD PLACE») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дискуссионный метод / мотивация / студенты неязыковых факультетов / иноязычная коммуникативная компетенция / интерактивный метод / аутентичный материал / видеоматериал / сериал / эффективный метод обучения / образовательная функция / discussion method / motivation / students of non-linguistic faculties / foreign language communicative competence / interactive method / authentic material / video material / TV series / effective teaching method / educational function

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кацитадзе Инна Мангуровна, Петрова Полина Олеговна

Данная статья посвящена проблеме дискуссионного метода обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов Южного федерального университета. Обучение иностранному языку (английскому) с помощью метода дискуссии способствует развитию критического мышления, более глубокому восприятию информации, умению выделять главную мысль, видеть подтекст, а также формирует навыки аргументации и обоснования своей позиции. Нормативы рационального речевого общения, правил ведения дискуссии служат базой для формирования ответственного отношения к речи, в том числе иноязычной, что, безусловно, является одним из ключевых требований, предъявляемых к современному специалисту в любой сфере деятельности. Метод дискуссии в русле проблемного обучения находит все большее применение на языковых и неязыковых факультетах Южного федерального университета. Это способствует органичной интеграции знаний студентов разных направлений при решении коммуникативных задач, а равно и возможности применения языковых знаний на практике. Целью настоящего исследования является рассмотрение специфики дискуссионного метода обучения английскому языку на примере работы с конкретным аутентичным материалом (сериал “The good place”), обоснование эффективности и значимости его применения в работе со студентами, изучающими английский язык в рамках дисциплины «Иностранный язык» на неязыковых факультетах. Экспериментальная часть исследования подтвердила целесообразность использования описываемого метода для формирования коммуникативной компетенции, развития дискутивных и аргументативных навыков, а также мотивации студентов благодаря грамотно подобранным преподавателем сериям и разработанным к ним заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кацитадзе Инна Мангуровна, Петрова Полина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE EFFECTIVENESS OF USING THE DISCUSSION METHOD OF TEACHING ENGLISH TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC FACULTIES (ON THE EXAMPLE OF THE TV SERIES “THE GOOD PLACE”)

This article is devoted to the problem of the discussion method of teaching a foreign language to students of non-linguistic faculties of the Southern Federal University. Teaching a foreign language (English) with the help of the discussion method contributes to the development of critical thinking, a deeper perception of information, the ability to highlight the main idea, to see the subtext, and also forms the skills of argumentation and substantiation of one’s position. The norms of rational speech communication, the rules of discussion serve as the basis for the formation of a responsible attitude to speech, including a foreign language, which, of course, is one of the key requirements for a modern specialist in any field of activity. The method of discussion in line with problem-based learning is increasingly being used in the language and non-linguistic faculties of the Southern Federal University. This contributes to the organic integration of knowledge of students from different areas in solving communicative problems, as well as the possibility of applying language knowledge in practice. The purpose of this study is to consider the specifics of the discussion method of teaching English on the example of working with specific authentic material (the series “The good place”), to substantiate the effectiveness and significance of its use in working with students studying English within the discipline “Foreign Language” in non-linguistic faculties. The experimental part of the study confirmed the expediency of using the described method for the formation of communicative competence, the development of debatable and argumentative skills, as well as the motivation of students thanks to the series well-chosen by the teacher and the tasks developed for them.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСКУССИОННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ СЕРИАЛА «THE GOOD PLACE»)»

V 7TK" ^7 fi 1 ^ l/^i (TliON LS2023 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

•У/А14 J/.W1J |(сс) фСа> [flns is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. | (j 57145/27129780 2023 12 02 05 lfcae3MI^Mhttps://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСКУССИОННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ СЕРИАЛА «THE GOOD PLACE»)

© Автор(ы) 2023

КАЦИТАДЗЕ Инна Мангуровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков

Южный федеральный университет 344006, Россия, Ростов-на-Дону, imkacitadze@sfedu.ru

SPIN: 8014-6848

AuthorlD: 787175

Researcher ID: V-7766-201

ORCID: 0000-0002-4959-8328

ПЕТРОВА Полина Олеговна, магистрант 2 курса очного отделения направления «Методика преподавания иностранных языков в образовательных организациях различного уровня»

Южный федеральный университет 344006, Россия, Ростов-на-Дону, pope@sfedu.ru

ORCID: 0009-0009-7671-7861

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме дискуссионного метода обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов Южного федерального университета. Обучение иностранному языку (английскому) с помощью метода дискуссии способствует развитию критического мышления, более глубокому восприятию информации, умению выделять главную мысль, видеть подтекст, а также формирует навыки аргументации и обоснования своей позиции. Нормативы рационального речевого общения, правил ведения дискуссии служат базой для формирования ответственного отношения к речи, в том числе иноязычной, что, безусловно, является одним из ключевых требований, предъявляемых к современному специалисту в любой сфере деятельности. Метод дискуссии в русле проблемного обучения находит все большее применение на языковых и неязыковых факультетах Южного федерального университета. Это способствует органичной интеграции знаний студентов разных направлений при решении коммуникативных задач, а равно и возможности применения языковых знаний на практике. Целью настоящего исследования является рассмотрение специфики дискуссионного метода обучения английскому языку на примере работы с конкретным аутентичным материалом (сериал "The good place"), обоснование эффективности и значимости его применения в работе со студентами, изучающими английский язык в рамках дисциплины «Иностранный язык» на неязыковых факультетах. Экспериментальная часть исследования подтвердила целесообразность использования описываемого метода для формирования коммуникативной компетенции, развития дискутивных и аргу-ментативных навыков, а также мотивации студентов благодаря грамотно подобранным преподавателем сериям и разработанным к ним заданий.

Ключевые слова: дискуссионный метод, мотивация, студенты неязыковых факультетов, иноязычная коммуникативная компетенция, интерактивный метод, аутентичный материал, видеоматериал, сериал, эффективный метод обучения, образовательная функция.

TO THE QUESTION OF THE EFFECTIVENESS OF USING THE DISCUSSION METHOD OF TEACHING ENGLISH TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC FACULTIES (ON THE EXAMPLE OF THE TV SERIES "THE GOOD PLACE")

© The Author(s) 2023

KATSITADZE Inna Mangurovna, PhD, Associate Professor of the Department of Intercultural Communication and Methods of Teaching Foreign Languages South Federal University 344006, Russia, Rostov-on-Don, imkacitadze@sfedu.ru PETROVA Polina Olegovna, 2nd year Master of the full-time department of the direction "Methods of teaching foreign languages in educational institutions of various levels"

South Federal University 344006, Russia, Rostov-on-Don, pope@sfedu.ru

Abstract. This article is devoted to the problem of the discussion method of teaching a foreign language to students of non-linguistic faculties of the Southern Federal University. Teaching a foreign language (English) with the help of the discussion method contributes to the development of critical thinking, a deeper perception of information, the ability to highlight the main idea, to see the subtext, and also forms the skills of argumentation and substantiation of one's position. The norms of rational speech communication, the rules of discussion serve as the basis for the formation of a responsible attitude to speech, including a foreign language, which, of course, is one of the key requirements for a modern specialist in any field of activity. The method of discussion in line with problem-based learning is increasingly being used in the language and non-linguistic faculties of the Southern Federal University. This contributes to the organic integration of knowledge of students from different areas in solving communicative problems, as well as the possibility of applying language knowledge in practice. The purpose of this study is to consider the specifics of the discussion method of teaching English on the example of working with specific authentic material (the series "The good place"), to substantiate the effectiveness and significance of its use in working with students studying English within the discipline "Foreign Language" in non-linguistic faculties. The experimental part of the study confirmed the expediency of using the described method for the formation of communicative competence, the development of debatable and argumentative skills, as well as the motivation of students thanks to the series well-chosen by the teacher and the tasks developed for them.

Keywords: discussion method, motivation, students of non-linguistic faculties, foreign language communicative competence, interactive method, authentic material, video material, TV series, effective teaching method, educational function.

ВВЕДЕНИЕ

Очевидно, что иностранные языки - инструмент, ставший необходимостью в 21 веке. Если раньше знание иностранного языка было признаком образованного

человека, то сейчас это также показатель профессионализма и гибкости во владении своим делом. Поскольку сегодня специалистам предоставляется возможность построения собственной карьеры не только в своей

Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 2(43)

e-ISSN: 2712-9780; p-ISSN: 2311-0066

КАЦИТАДЗЕ Инна Мангуровна и другие К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ...

стране, но и за ее пределами, встает вопрос о развитии иноязычной коммуникативной компетенции. Тема формирования и развития иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения поднимается в исследовательских работах многих отечественных и зарубежных учёных таких, как М. Н. Вятютнев [1], И. А. Зимняя [2], Н. И. Гез [3], Е. И. Пассов [4], Дж. Савиньон [5], Е. Рейнер [6] и др.

Владеть иноязычной коммуникативной компетенцией, как утверждают А. М. Рогожова [7] и М. А. Ярмашевич [8], означает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности на иностранном языке. При этом особый упор делается именно на устно-речевые навыки и умения, которые предполагают разносторонние тренировки и практику, обеспечивающие перенос изученного материала в реальные речевые ситуации и использование его в разных комбинациях. Однако обеспечить такую интенсивную практику довольно сложно, поскольку количество аудиторных занятий по иностранному языку (далее - ИЯ) в образовательной программе неязыковых факультетов ограниченно.

Как справедливо подчеркивает в своей исследовательской работе В. С. Гуляева [9, С. 37-39], иностранный язык - не единственный предмет, который нацелен на формирование коммуникативной компетенции. Е. С. Полат и М. Ю. Бухаркина отмечают, что общение на иностранном языке становится не только целью, но и условием обучения языку [10, с. 9]. Именно поэтому преподаватели на занятиях ИЯ, в частности, на неязыковых факультетах все чаще прибегают к интерактивному обучению. Ведь интерактивное обучение, как подчеркивает Ф. Р. Норбоева [11], - это не только игры, интересные нескучные задания, но и живое общение, в первую очередь. А именно общение, неважно в каком виде оно осуществляется: в малых группах, в парах или даже с преподавателем, дает возможность взаимодействия, нахождения в беседе, а самое главное - применения приобретенных знаний на практике.

Поскольку коммуникативная компетенция затрагивает все аспекты языка, для ее развития должен быть подобран наиболее практичный и универсальный метод. Изучив научную литературу, в частности С. Г. Тер-минасовой [12], А. В. Букаровой, А. Р. Абдрафиковой [13], И. И. Лушниковой [14], мы пришли к выводу, что таким методом может стать дискуссия. Дискуссионному методу обучения иностранным языкам посвящено огромное количество работ, особенно за последние 5-10 лет. Особое значение имеют работы В. Х. Забировой, Е. Е Коптяковой [15], Е. В. Молчановой [16], В. В. Осиповой [17], Н. А Шилина [18]. По их мнению, дискуссионный метод может стать хорошим средством для решения разных социально-коммуникативных задач от бытовой до профессиональной деятельности. Методология дискуссионного метода отличается обилием преимуществ. В первую очередь, используя дискуссию на занятиях ИЯ студенты учатся применять изученную грамматику, новые слова и речевые конструкции. Обсуждение на иностранном языке, как подчеркивает Л. А. Коняева, помогает развить культуру коллективного взаимодействия, учит грамотно формулировать мысли, не бояться задавать вопросы и отвечать на них, публично выступать, а также преодолевать стереотипы. Подобные дискуссии требуют непринужденной обстановки и помогают студентам без волнения общаться на иностранном языке [19, С. 228-229].

Очевидно, что для того, чтобы проводить дискуссии на занятиях ИЯ нужен материал и тема. Так, О. В. Балонкина [20] и О. В. Яковенко [21] утверждают, что отличным вариантом может стать аутентичный материал, в особенности видеоматериал. «Аутентичными видеоматериалами являются видеозаписи, сочетание зрительного и звукового ряда, предназначенные для носителей языка, в которых содержится лингвистическая и экстралингвистическая информация о сферах жизни

общества и демонстрируется функционирование языка в качестве средства общения в естественном окружении» [22, с. 1182].

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью настоящей статьи является выявление специфики дискуссионного метода обучения английскому языку на примере работы с аутентичным видеоматериалом со студентами неязыковых факультетов Южного федерального университета.

В исследовании применяются следующие методы: метод описания, метод опросного анализа, метод контекстного и текстового анализа, метод анализа собственного опыта.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Известно, что учебные планы неязыковых вузов и факультетов не предусматривают должного количества времени, отведенного на изучение иностранного языка. Более того, студенты-не лингвисты, зачастую приходят в ВУЗЫ с низким уровнем знаний, что подтверждается трудностями, с которыми они сталкиваются при решении речевых задач. Проблема обучения ИЯ данного контингента учащихся была достаточно объёмно изучена в исследованиях таких авторов, как: Г. А. Китайгородская [23], Р. П. Мильруд [24], О. Г. Поляков [25], Т. Хатчинсон и А. Уотерс [26] и др. Помимо того, что студентам неязыковых факультетов на изучение иностранного языка отводится ограниченное количество времени, они, к тому же, имеют свои особенности, которые могут как помочь, так и усложнить преподавателю процесс обучения.

Рассмотрим некоторые из них:

1.Особенность мотивации. Как правило, студенты неязыковых факультетов изначально не заинтересованы в иностранном языке, основное внимание отведено профессиональным дисциплинам. По их мнению, английский или другой язык в программе стоит лишь для общего развития. Такое ошибочное мнение приводит к многочисленным пропускам пар и пассивному участию на занятиях.

2.Особенность восприятия. Как известно, студенты -это люди, которые уже имеют хоть и небольшой, но ценный жизненный опыт, настойчивость, силу воли и способность рассуждать и выражать свое мнение. При этом, в отличие от детей, их склад ума уже не такой гибкий, поэтому, учитывая старый опыт изучения языка, студенты часто сталкиваются с некоторыми сложностями восприятия нового аутентичного материала. Несмотря на это, взрослые учащиеся относятся к изучению ИЯ серьезно, понимая, что в будущем эти знания могут им пригодиться как в путешествиях, так и при общении с зарубежными партнерами, клиентами и т. д.

3.Особенность мышления. Студенты, к счастью преподавателя, уже обладают способностью сопоставления и осмысления, логическим мышлением, что может облегчить усвоение некоторых аспектов иностранного языка, например, грамматического строя.

Таким образом, преподаватель должен учитывать все эти стороны и отталкиваться от них при составлении программы и подборе учебного материала. Другие не менее важные особенности преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах определены в примерной программе по данной дисциплине, составленной еще в 2009 году под руководством С. Г. Терминасовой [27, с. 133].

Принимая во внимание указанные сложности, преподаватель иностранного языка неязыковых факультетов сталкивается с необходимостью поиска новых эффективных методов обучения, способных помочь в достижении цели - приобретение студентами коммуникативной компетенции, уровень которой позволяет на практике использовать иностранный язык как в профессиональной (производственной и научной) деятельности, так и для целей самообразования.

Считаем, что одним из таких эффективных методов развития коммуникативной компетенции является метод

дискуссии. «Дискуссией принято называть публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями, мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы» [28, с. 87]. Исследования по дискуссионному методу изучения иностранного языка подробно отражены в работах И. Г. Морозовой [29], Е. И. Пассова [4], О. С. Виноградовой [30] и др.

Значительным преимуществом такого вида деятельности является свобода в выражении собственного мнения. Нет четких рамок, как должна происходить дискуссия. Главная цель - говорить, говорить на уровне, которым владеет студент. Если это начальный уровень, то целесообразно использовать изученную грамматику и вокабуляр, тем самым доведя их до автоматизма. Очевидна и образовательная функция дискуссий, поскольку студенты в процессе обсуждения применяют и закрепляют уже имеющиеся знания и сформировавшиеся навыки. Стоит обратить внимание и на то, что в ходе дискуссии формируются не только навыки говорения, но и аудирования, т.е. восприятия иностранной речи на слух. Обсуждение на занятиях ИЯ, помимо всего прочего, развивает и творческие способности студентов, в том числе и неязыковых факультетов, а именно умение мыслить самостоятельно, отстаивать свою позицию и соблюдать культуру речи и дискуссии. Дискуссионный метод носит также воспитательный характер. Так, дискуссия дает возможность воспитать такие качества, как активность, настойчивость, умение слушать друг друга и выражать свое мнение, а также умение работать в группе. Кроме того, усваиваются общепринятые нормы поведения: дисциплина, вежливость, выдержанность, такт и уважительное отношение к одногруппникам [31, с. 9].

ОБСУЖДЕНИЕ

1.В отличие от классического жанра кинофильма, серии длятся 20-40 минут, следовательно, студенты имеют возможность посмотреть серию несколько раз: для общего впечатления, для разбора новой лексики, произношения или закрепления лексико-грамматических конструкций.

2.Зачастую сериал затягивает, хочется смотреть серии одну за другой. При этом, в понравившемся сюжете ждешь не только следующей серии, но и появляется желание разобрать текущую досконально, не упустив интересного в лексическом, грамматическом и синтаксическом аспектах [32, с. 175].

Рассмотрим подробнее, как сериалы и метод дискуссий могут иметь положительное влияние на развитие коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов. Напомним, что часто студенты-не лингвисты не замотивированы изучать иностранный язык, тем более самостоятельно на нем изъясняться. Так, разработав систему просмотра сериала с последующим обсуждением, можно не только повысить мотивацию к изучению, но и развить способность говорения. Такой способ обучения иностранному языку предполагает самостоятельный просмотр сериала дома, а также на занятиях ИЯ, выполнение заданий, активное обсуждение трудных вопросов, лексических конструкций, а равно и выражение собственного мнения относительно данного материала. Получается, сериал служит темой и материалом для дискуссии.

Для того, чтобы проверить эффективность данной системы обучения нами был проведен небольшой эксперимент. На протяжении семестра студентам Южного федерального университета Академии психологии и педагогики и факультета «Менеджмент» предлагалось смотреть сериал "The Good Place", предварительно дома. Это американский комедийный сериал, состоящий из 4 сезонов (серии по 25 минут). Непосредственный сюжет сериала интригует зрителя с первых секунд. События разворачиваются в реальности, где после смерти люди попадают в «Хорошее место» или же «Плохое место». Главная героиня, будучи при жизни не очень хорошим

человеком, по ошибке попадает в «Хорошее место», но никто об этом не знает кроме нее. Небыстрая речь, понятные диалоги и много повседневной лексики.

Как известно, методология дискуссии предполагает несколько этапов проведения обсуждения. Так, первый этап - подготовительный. Он подразумевает подготовку материала, поиск необходимой информации, определение формы ведения дискуссии. В нашем случае в подготовительном этапе участвовали не только студенты, но и сам преподаватель. А именно перед просмотром сериала студентам была отправлена папка с необходимым материалом: файл с новой лексикой, сама серия и субтитры на английском языке. Чтобы студенты не тратили много времени на поиск неизвестных им слов, важным считаем заметить, что именно преподаватель должен нивелировать эту трудность и предоставить всю необходимую лексику с корректным переводом. Большую часть времени студенты уделяли просмотру сериала именно дома, чтобы иметь возможность пересматривать сложные моменты несколько раз. Поскольку серия - это тема и материал для обсуждения, который обрабатывается самостоятельно - вся дальнейшая работа происходит непосредственно на занятии, а именно обсуждение просмотренного. Само обсуждение уже является вторым этапом дискуссии. Студентам предлагалось просмотреть выборочные фрагменты какой-либо серии прямо на занятии с целью проверки понимания происходящего и перевода некоторых лексических конструкций. Студенты задавали друг другу вопросы по содержанию серии, в том числе вопросы личного характера, чтобы иметь возможность выразить мнение и порассуждать на интересные темы, затрагиваемые в серии. На первый взгляд может показаться, что подобный вид деятельности затруднителен студентам, которые не владеют языком на достаточно высоком уровне. Однако, благодаря именно методу дискуссии, нам удалось закрепить грамматический материал, изученный ранее, а также использовать вокабуляр, который был отправлен студентам заранее. Студенты не составляли сложных конструкций, ведь главной задачей учащихся было говорить простыми, но понятными предложениями, проще излагать свои мысли, другим же проще понимать. Также студенты работали в группах и выполняли задания для закрепления новой лексики: вставить пропущенное слово в предложении, закончить диалог героев сериала и т. д. На третьем, заключительном этапе, студенты делились своими впечатлениями, возникшими трудностями и в целом оценивали проделанную работу.

Поскольку подобный вид деятельности занимает большое количество времени, мы проводили дискуссию не на каждом занятии. Так нам удавалось проходить учебный материал и дополнять его более интересным занятием: просмотром сериала и последующим обсуждением. Таким образом, мы смогли повысить мотивацию студентов к изучению ИЯ, разнообразить привычные пары и развить коммуникативные навыки студентов.

Приведем несколько примеров работы с конкретной лексикой и вариантами заданий для серии №1 сериала "The Good place".

Новые и необходимые слова и выражения (серия №1):

1. What's going on? Что происходит?

2. An existence in the universe Существование во вселенной

3. In cases of traumatic or embarrassing deaths В случаях травматической или неловкой смерти

4. To erase the memory стереть память

5. To allow a peaceful transition Обеспечить мирный переход

6. A parking lot место для парковки

7. To drop a bottle уронить бутылку

8. To bend down наклониться

9. To pick smth up подбирать что-то

10. To roll out of control выйти из-под контроля

Балтийский гуманитарный журнал. 2023. Т. 12. № 2(43)

e-ISSN: 2712-97S0; p-ISSN: 2311-00бб

КАЦИТАДЗЕ Инна Мангуровна и другие К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ...

11. To plow right into someone врезаться прямо в кого-то, сбить кого-то

12. To sweep someone out into the street Выметаться (вытолкнуть) на улицу

13. To be struck by быть кем-то сбитой (ударенной). Вопросы для обсуждения по содержанию серии:

1. Why is Eleonor in the Good Place?

2. What kind of person was Eleanor when she was alive?

3. What did Eleanor pick up in the parking space?

4. How did Eleanor die?

Вопросы для обсуждения темы в целом:

1. Do you think there really is such a place as The Good place?

2. Are you sorry for Eleanor? Why?

3. Do you like The Good place? Why? Задание на понимание содержания серии Вставьте пропущенные слова/ выражения в диалоге - Eleanor? Come on in. Hi, Eleanor. I'm Michael.

■ I'm great. Thanks for asking. Oh,

Where am I? Who are you? And What's going on?

- Right, so... You Eleanor Shellstrop are dead. Your life

_has ended. And now you are in the next phase of

your

Cool. I have some questions.

■ Thought you might

■ How did I die?

- Yes, in cases of traumatic or embarrassing deaths we erase the memory for_.

Задание на отработку новой лексики

Вставьте подходящее по смыслу слово

1. Can you_and touch your toes?

2. The cyclist_by a car.

3. On February 18th, an unpleasant event happened in Eleanor's life. She wants to_of that day.

4. Will someone please explain_?

5. Our car was vandalized in the_.

В связи с тем, что у нас уже был опыт обучения ИЯ

с помощью сочетания методов дискуссии и просмотра сериала, и мы заметили, насколько высоким был результат, нами было принято решение провести опрос среди обучающихся. Нам стало интересно, как оценивают подобный вид деятельности сами студенты. В результате анкетирования, мы выяснили, что они имеют положительное отношение к просмотру сериала в рамках занятий английского языка. Однако многие, а именно 62 % опрошенных, отметили, что такой деятельностью они хотели бы заниматься не каждую пару, а два раза в месяц (каждое 2 занятие). Отсюда следует, что несмотря на то, что студенты неязыкового факультета придают английскому языку не первостепенное значение, им важен не только образовательно-развлекательный материал в виде сериала для поддержания мотивации, но и глубокие знания языка, которые дают, во многом, учебники и учебные пособия.

Мы также попросили поделиться впечатлением об их опыте просмотра сериалов на ИЯ. Нас порадовало, что всем студентам понравилась такая практика внедрения сериалов и дискуссий в учебный процесс. Из положительных моментов было отмечено увеличение словарного запаса благодаря разнообразию интересной лексики, которую используют носители в реальной жизни, эффективную практику восприятия иноязычной речи на слух, в частности, они обращали внимание на произношение. Самым приятным для нас был факт того, что студенты отметили свой возросший интерес к английскому языку. «Этот опыт был полезен. Я бы хотела, чтобы и другие преподаватели брали это на заметку, студентам такая тактика намного упрощает изучение предмета» -написала одна из студенток. Было также подмечено, что для студентов при изучении ИЯ приоритетнее развивать навыки говорения и аудирования, именно поэтому они считают опыт просмотра сериала и его последующего обсуждения успешным. Дискуссия, считают они, после

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

просмотра серии или сериала целиком скорее необходима, и может помочь в обмене точкой зрения по поводу просмотренного, а также в устранении так называемых «темных мест» (слова и выражения, которые были не ясны).

ВЫВОДЫ

Таким образом, мы на собственном примере убедились, насколько эффективна практика использования дискуссионного метода на примере конкретного сериала. Несмотря на то, что в самом начале применения метода дискуссии студенты испытывали трудности в выражении своих мыслей, в использовании в речи новой лексики, не забывая при этом грамматику, к 5 занятию, после 5 серии работа наладилась. Студенты стали понимать, как строится дискуссия, в какой форме она проходят и что от них ожидается. Процесс стал более увлекательным, интерактивным, а главное, стал приносить свои плоды. Разговорная речь студентов стала более уверенной, разнообразной в области речевых выражений и лексики и в целом, уровень языка заметно повысился. Но самое главное - значительно повысилась мотивация к изучению английского языка.

Думается, что не только преподаватель, но и сами студенты понимают важность развития коммуникативных навыков, чтобы иметь возможность, во-первых, выражать свои мысли на английском языке и поддерживать диалог с носителем, во-вторых, уметь понимать иноязычную речь на слух. Необходимо отметить, что преподаватель должен тщательным образом подбирать материал. Не каждый понравившийся студентам сериал подходит им по уровню. Задача преподавателя видится в поиске подходящего сериала, разработки заданий и вопросов для обсуждения, извлечения новой полезной лексики и создании необходимой дискутабельной атмосферы. Считаем, вслед за А. А. Леонтьевым, что владение иностранным языком является обязательным компонентом профессиональной подготовки специалиста любого профиля [33]. Именно поэтому мы видим перспективы для дальнейшей работы и поиска новых способов применения дискуссионного метода на занятиях иностранного языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах //Русский язык за рубежом. — 1977. № 6. 38 с.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 c

3. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований //Иностранные языки в школе. 1985. № 2. С. 17-24.

4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: учебное пособие. — М.: Просвещение, 1985.— 208 с.

5. Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. (2nd). USA: McGraw-Hill, 1997. 206p.

6. Rainer E. Wicke. Aktiv und kreativ lernen. Projektorientierte Spracharbeit im Unterricht. Deutsch als Fremdsprache. — München: Max Hueber Verlag, 2005. - 207 S.

7. Рогожова А.М. Практические аспекты формирования коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов // Инновационная наука. 2021. С. 120-124.

8. Ярмашевич М.А. Обучение профессиональной коммуникативной иноязычной компетенции // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 2 (180). С. 482-486.

9. Гуляева В.С. Интерактивное обучение в формировании иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыковых специальностей //Сборник научно-методических трудов. 2017. С. 37-43.

10. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2007. С. 8-17.

11. Норбоева Ф.Р. Использование интерактивных технологий при обучении студентов неязыковых вузов английскому языку // Молодой ученый. 2020. С. 623-625.

12. Тер-Минасова С.Г. (ред.) «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов: примерная программа. М.: Министерство образования и науки РФ, 2009. 24 с.

13. Букарова А.В., Абдрафикова А.Р. Дискурсивная компетенция как цель в обучении иностранному языку //Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 1 (6). С. 31-32.

14. Лушникова И.И. Обучение студентов неязыковых факультетов иностранному языку для общих целей: специфика, проблемы, ре-

тения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 1(67): в 2-х ч. Ч. 1. C. 204-206

15. Забирова В.Х., Коптякова Е.Е. Учебная дискуссия как форма взаимодействия на уроках иностранного языка // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 5А. С. 281-287.

16. Молчанова Е.В. Метод учебной дискуссии в обучении профессионально ориентированному иностранному языку // Иностранные языки: инновации, перспективы исследования и преподавания. 2022. С. 228-232.

17. Осипова В.В. Учебная дискуссия как метод активного обучения на уроке иностранного языка // Академическая публицистика. 2020. С. 280-282.

18. Шилин Н.А. Использование метода учебной дискуссии на занятиях по иностранному языку в вузе //Экономика. Общество. Человек. 2020 С. 193-197.

19. Коняева Л.А. Дискуссионный метод как способ формирования коммуникативной компетенции студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. С. 228-232.

20. Балонкина О.В. Методы повышения эффективности использования аутентичных аудио- и видеоматериалов на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе // Современное образование: качество образования и актуальные проблемы современной высшей школы. 2019. С. 297-298.

21. Яковенко О.В. Использование видеоматериалов для овладения навыками коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку // Вестник международного института рынка. 2022. С. 6367.

22. Стрельцова А.Д. Использование аутентичных видеоматериалов в методике преподавания // Форум молодых ученых. 2019. С. 11821186.

23. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Высшая ткола, 1986. 103 с

24. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. № 4-5. С. 35-38

25. Поляков О.Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика. М.: Тезаурус, 2003. 186 с.

26. Hutchinson Т., Waters A. English for Specific Purposes: A learning-centred approach. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 19 p.

27. Вовси-Тиллье Л.А. Современные цели обучения иностранным языкам в неязыковом вузе //Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 3А. С. 132-137.

28. Раздорская О.В. Лингвистическая подготовка студентов неязыкового вуза с применением методов рефлексивно-креативного подхода: монография / О.В. Раздорская. - М.: Академия Естествознания, 2015. -122 с.

29. Морозова И.Г. Дискуссия как метод проблемного обучения и как средство формирования межкультурной компетенции на занятиях иностранного языка в вузах URL: https://www.hse.ru/ data/2011/03/20/1211261853/Дискуссия%20как%20метод%20проблем-ного%20обучения.pdf

30. Виноградова О.С. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ИЯ на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка). Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Москва. — 2003. — 24 с.

31. Башкирова О.А. Значимость метода дискуссии при обучении иностранному языку // Тенденции развития науки и образования. 2022. С. 8-11.

32. Самойлова М.В. К вопросу об использовании аутентичных фильмов и сериалов при изучении иностранного языка // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2019. С.172-176.

33. Леонтьев А.А. Психолого-педагогические основы обновления методики преподавания иностранных языков: Лекция-доклад / А.А.Леонтьев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. - 24 с.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 30.03.2023 Revised date: 01.04.2023 Accepted date: 27.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.