Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / УСПЕВАЕМОСТЬ / ФАКТОРЫ / ТЕХНИКИ ОБУЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковшова Татьяна Петровна, Гакельберг Татьяна Борисовна

В статье обозначены факторы, определяющие эффективность обучения: умственные способности, время, ранее полученные знания, мотивация, позитивный настрой, слад ума и навыки учебы, техники обучения и техники достижения высоких результатов, а также навыки получения высоких оценок, которые, взаимодействуя, дают заветную успеваемость студента вуза. Представлены непосредственные рекомендации студентам вузов по механизму обучения: тайм-менеджменту, плану изучения предмета, принципам эффективного обучения и осмысления материала, индивидуальным и групповым занятиям, техникам чтения, техникам конспектирования, техникам запоминания. А также по механизму мотивации: правильному мышлению, ответственному отношению к учёбе, ментальным техникам (удовольствию от учёбы, веры в себя, позитивному настрою, элиминации волнения и стресса, самодисциплине, успешным привычкам).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковшова Татьяна Петровна, Гакельберг Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE EFFECTIVENESS OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION

The article identifies the factors that determine the effectiveness of training: mental abilities, time, previously acquired knowledge, motivation, positive attitude, mental balance and learning skills, training techniques and techniques for achieving high results, as well as skills for obtaining high grades, which, by interacting, give the coveted academic performance of a University student. The article provides direct recommendations to University students on the learning mechanism: time management, subject study plan, principles of effective learning and understanding of the material, individual and group classes, reading techniques, taking notes, and memorization techniques. And also on the mechanism of motivation: correct thinking, responsible attitude to study, mental techniques (pleasure from studying, self-belief, positive attitude, elimination of excitement and stress, self-discipline, successful habits).

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

Urinov Sherali Xayrullayevich, assistant-teacher

Bukhara Engineering Technological Institute, Uzbekistan

Komilova Marxabo Raxmatullayevna, teacher

Middle school №28, Peshku district, Bukhara region, Uzbekistan

GEOMETRIC MODELING LABORATORY AS SUBSECTION FOR

DEVELOPMENT DIDACTICAL MATHERIALS IN GEOMETRICAL AND

GRAPHICAL DISCIPLINES

Abstract: The article is devoted to creating subsection for development didactical matherials in education institute. Necessity of creating this laboratory is substantiated. The types and varieties of didactical matherials which will developing are given. It's possibilities for schools and Universities in contemporary conditions are shown. Geometric modeling laboratory is given as subsection by geometrical-graphical disciplines.

Keywords: didactical matherials, educational institution, methodical office, study room, laboratory.

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Ковшова Татьяна Петровна, м.э.н., старший преподаватель кафедры «Финансы и менеджмент» (e-mail: tanya_timoshina@mail.ru) Гакельберг Татьяна Борисовна, м.э.н., старший преподаватель

(gakelberg-f-15@mail.ru) НАО «Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева»

В статье обозначены факторы, определяющие эффективность обучения: умственные способности, время, ранее полученные знания, мотивация, позитивный настрой, слад ума и навыки учебы, техники обучения и техники достижения высоких результатов, а также навыки получения высоких оценок, которые, взаимодействуя, дают заветную успеваемость студента вуза. Представлены непосредственные рекомендации студентам вузов по механизму обучения: тайм-менеджменту, плану изучения предмета, принципам эффективного обучения и осмысления материала, индивидуальным и групповым занятиям, техникам чтения, техникам конспектирования, техникам запоминания. А также по механизму мотивации: правильному мышлению, ответственному отношению к учёбе, ментальным техникам (удовольствию от учёбы, веры в себя, позитивному настрою, элиминации волнения и стресса, самодисциплине, успешным привычкам).

Ключевые слова: эффективность обучения, успеваемость, факторы, техники обучения, мотивация.

Сегодня в современном обществе с его высокими темпами развития и прагматикой конкуренции остро стоит необходимость умения эффективно учиться независимо от способностей.

Оценка - это один из результатов учебного процесса, а высокая оценка -это подтверждение способности усваивать материал и применять получен-

ные знания, а также умения добиваться результата в конкретной области. В условиях ограниченного количества престижных рабочих мест или грантов для дальнейшей учёбы особый вес приобретают высокие оценки. Хорошие оценки - это не только широкие возможности. Глубокое владение предметом и получение подтверждения этому в виде дипломов и сертификатов, приглашений на работу либо к участию в исследованиях - так приятно современным студентам и выпускникам вузов.

Хорошие оценки - это уважение преподавателей и чувство удовлетворения, следовательно, сильная мотивация, которая помогает добиваться ещё лучших результатов. Получается непрерывный циклический процесс [1].

Выпускнику вуза в работе и личной жизни всегда пригодится умение быстро усваивать знания, видеть главное, эффективно работать в условиях дефицита времени, быть позитивным.

Одни исследователи (Скарр С., Мураяма К.) считают, что успехи в учёбе на 75% зависят не от умственных способностей, а от мотивации, объёма полученных ранее знаний и стратегии обучения [2]. Другие приходят к выводу, что успеваемость лишь на 20% определяется интеллектом.

Актуальной является синергия компонентов: умственные способности, время, ранее полученные знания, мотивация, позитивный настрой, слад ума и навыки учебы, техники обучения и техники достижения высоких результатов, а также навыки получения высоких оценок вместе дают заветную успеваемость студента вуза (таблица 1).

Таблица 1 - Факторы, определяющие эффективность обучения в вузе.

УСПЕВАЕМОСТЬ

НАВЫКИ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКИХ ОЦЕНОК ТЕХНИКИ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ СКЛАД УМА МОТИВАЦИЯ

ТЕХНИКИ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКИ УЧЁБЫ ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ

УМСТВЕННЫЕ РАНЕЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ВРЕМЯ СПОСОБНОСТИ ЗНАНИЯ ВРЕМЯ

Основание таблицы успеваемости почти не зависит от сегодняшнего студента. Данность при рождении не изменить, как и полученные ранее знания по объёму и качеству, фактор времени также сложно контролировать с появлением желания завести отношения или семью.

Остальные факторы студент в силах изменить и совершенствовать [3]:

1) Навыки учебы - как усваивается новый материал;

2) Навыки получения высоких оценок - насколько успешно сдаются экзамены и решаются задачи или тесты;

3) Склад ума - интуитивное владение техниками обучения и само мотивацией.

В качестве советов современным студентам можно предложить следующие.

Времени мало, поэтому старайтесь не тратить его попусту. Сосредоточьтесь на главном. Время «вынужденных простоев» используйте для менее важных дел. Тайм-менеджмент - это приёмы и стратегии экономии времени. В году 2 полугодия, 4 квартала, 12 месяцев, 52 недели, 365/366 дней, в сутках 24 часа. Отметим, что в неделе 168 часов, но на домашнюю учёбу остаётся около 20 часов [4]. Если предметов 5, то - 4 часа на предмет. Можно высвободить резерв времени за счёт других дел (социальные сети, телевизор, долгие сборы). Важно уметь просчитывать расход времени, например, на чтение. Для этого пользуйтесь часами, чтобы точно знать - сколько времени уйдет на прочтение нового параграфа по каждой из 5 дисциплин в неделю, сколько на тезисное конспектирование, а сколько на просмотр конспектов. И улучшайте технику чтения, конспектирования, а также приёмы повторения и пересказа. Вы поймёте, что ограничений необходимо больше, чем казалось на первый взгляд. Время любого ожидания либо транспортировки используйте с полной отдачей для учёбы - под рукой всегда должны быть гаджеты с выходом в Интернет либо бумажные носители учебной информации.

Заносите все предстоящие дела и встречи в календарь. Обязательно планируйте свой новый день с вечера, выделяя самые важные дела, но не забывайте оставить немного свободного времени для себя. Соблюдайте режим и распорядок дня. Недосыпание отрицательно сказывается на самочувствии и настроении. Оно снижает творческий потенциал, ослабляет иммунную систему, мешает концентрации внимания.

Полезные привычки и правильный режим дня помогают поддерживать умственную активность, так необходимую для учёбы. Если дело требует полной сосредоточенности, сконцентрируйтесь только на нём. Содержите учебную комнату и рабочее место в порядке - это позволит не раздражаться по пустякам, а значит не выгорать еще, не приступив к учёбе.

Фактор свободного времени для учёбы очень важен при стремительном темпе жизни. Для подработки ищите отрасль такую же или смежную с будущей профессией, чтобы параллельно практиковаться. Либо спортивную, чтобы всегда быть в тонусе и экономить время на тренировки, либо кулинарную, чтобы экономить время и деньги на еду.

Во время занятий лучше думать о занятиях, а во время отдыха - не думать о них. Так бег и занятия аэробикой способствуют росту новых клеток мозга и улучшению памяти. Физические упражнения полезны не только для здоровья, но и для успеваемости в вузе. Значит, каждую неделю надо выкраивать время для фитнеса. Когда мы в хорошей форме, учёба даётся легче. Отдых, физические упражнения и сон очень важны для успешной учёбы, особенно в долгосрочной перспективе.

Все предметы разные. Взломать код предмета - значит составить общее представление о предмете - пролистать учебники, учебные программы и методические разработки с основными положениями предмета и подходами к его изучению [5]. Выясните, как будут оцениваться ваши успехи и что надо знать, чтобы получать высокие оценки. Учитывайте это при планировании занятий. Постановка целей - важный этап планирования и контроля занятий. Студенты, имеющие конкретные цели и мотивы, чаще добиваются успеха. Для начала надо придумать общую идею, затем конкретизировать цели и модифицировать их по модели SMART [6].

SMART (англ. «умный») - акроним от слов: Specific (конкретный), Measurable (измеримый), Achievable (достижимый), Relevant (соотносимый), Timely (ограниченный во времени):

1) Чтобы сузить цель, задай себе вопросы: «Что?», «Где?», «Который?» и «Зачем?»;

2) Результат должен быть измеримым, чтобы был прогресс, например какие оценки, надеешься получить по каждому предмету?

3) Амбициозные цели хороши в том случае, если их можно достичь;

4) Соотносима ли эта конкретная цель с общей целью достижения успеха? Это самостоятельная цель или навязанная другими?

5) Установить временные рамки достижения цели.

При постановке каждой цели реши, отвечает ли она этим критериям, и при необходимости скорректируй её. Составив список SMART-целей, подели их на краткосрочные и долгосрочные и контролируй достижение по критериям: 1) этапы достижения цели; 2) мотив/стимулы; 3) проверка результатов; 4) временные рамки/срок.

Таблица 2 - Список приоритетов для повторения учебного материала.

Ранг Уровень сложности Время занятий

«1» - «Отлично» Я хорошо знаю этот предмет 1 занятие - 30 минут

«2» - «Хорошо» Я помню большую часть того, что мы учили 1 занятие - 45 минут

«3» - «Средне» Я помню кое-что из того, что мы учили 2 занятия по 45 минут

«4» - «Слабо» Мне довольно тяжело даётся этот предмет 2 занятия по 60 минут

«5» - «Очень слабо» Я мало помню из того, что мы учили, этот предмет для меня очень трудный 3 занятия по 30 минут + 2 занятия по 45 минут на повторение

Используйте базовые принципы обучения (концентрация внимания, интерес к изучаемому предмету, осмысление материала, общее представление о предмете и его логике, визуализация, изложение и повторение пройденного). Чем лучше вы понимаете материал, тем легче его запомнить. Занимаясь индивидуально, выбирайте время, когда настроены на учёбу. Следите за тем, чтобы ничто не отвлекало от занятий. Продолжительность за-

нятий, а также частота и длительность перерывов зависят от индивидуальных особенностей. Занимайтесь, сколько можете, и делайте перерывы по мере необходимости.

Определение приоритетов - часть процесса планирования. Составление списка приоритетов (таблица 2) - хороший способ понять, что и когда повторять.

Темы с рангами «4» и «5» должны идти первыми - для их повторения необходимо больше времени. В таблице 2 даны предложения по количеству занятий в зависимости от уровня подготовки. Список подлежит корректировке в соответствии с объёмом и сложностью материала.

Для повторения сложных тем или тех, которые знаете плохо, лучше организовать несколько коротких занятий (Ранг «5»). Это позволит заново пройти материал в начале каждого занятия и накопить необходимые знания постепенно, вместо того, чтобы перегружать мозг информацией перед экзаменом или рубежным контролем.

Хотите получать от уроков и лекций максимальную отдачу? Слушайте их активно, задавайте вопросы. Садитесь за первые парты, откуда хорошо видна доска и где никто не будет отвлекать.

Методы активного обучения вовлекают студентов в учебный процесс и делают его интересным. Студенты начинают относиться к работе более внимательно и ответственно, учатся задавать вопросы и искать связи между понятиями и объектами. Задача каждого обучающегося - найти лучшие для себя методы опытным путём. Варьирование стратегий формирует творческий подход к работе. Ниже предложено несколько вариантов:

1) Составь интеллект-карту, обозначая связи между идеями. Представь идеи в виде картинок, диаграмм и схем;

2) Обсуди свои идеи с одногруппниками или расскажи выученный материал другу (либо воображаемой аудитории);

3) Распредели информацию по категориям. Выдели ключевые моменты разным цветом в соответствии с категориями;

4) Перепиши текст в форме «вопрос-ответ»;

5) Выпиши ключевые моменты на карточки или листы для заметок, раскладывай их в разном порядке, чтобы понять, как можно переделать работу;

6) Продумай аргументы «за» и «против» сведений, изложенных во всех источниках, которые используешь;

7) Попробуй связать выученный материал с чем-нибудь: мысли нестандартно - по возможности найди ему практическое применение.

8) Запиши информацию своими словами. Это заставит мозг работать и поможет проверить, усвоен ли материал;

9) Изложи какую-нибудь мысль в 100 словах. Затем в 10 словах;

10) Попробуй соединить разные фрагменты информации. Мозг любит выстраивать связи: это способствует закреплению знаний.

При чтении старайтесь понять материал и запомнить его. Скорость чтения выбирайте в зависимости от сложности текста. Не стоит читать всё подряд. Техники эффективного чтения нацелены не столько на скорость, сколько на понимание и усвоение прочитанного [7].

Чтобы задействовать важнейшие принципы обучения, важно использовать стратегию чтения SQ3R (от англ. survey, question, read, recite, review -обзор, вопросы, чтение, пересказ и повторение).

Хотите научиться читать быстрее? Старайтесь одновременно прочитывать от двух до четырёх слов. Для регулирования скорости чтения используйте собственный палец: во время чтения водите им по строке и следите за ним. Чтобы освоить эту технику, придётся потренироваться.

Пишите конспекты только в том случае, если будете пользоваться ими в дальнейшем. Процесс письма мешает слушать лектора.

Конспектируя материал и делая пометки в тексте, используйте важнейший принцип обучения - общее представление о предмете и его логике [8]. Соблюдайте иерархию выделений, используйте списки, рамки, подчёркивание, различные цвета фона и шрифта, символы и т. д.

Не конспектируйте всё подряд. Пишите кратко, своими словами.

Делая пометки в тексте учебника, не отмечайте слишком много. Как правило, выделять следует не более 20% текста [9]. Выделяйте только важное. Остановитесь и подумайте: что главное в этом тексте? Делайте пометки одним или несколькими цветами.

Запомнить материал легче, если он подчиняется определённой закономерности или укладывается в общую схему. Ищите закономерности и рифмы, сочиняйте акронимы и законченные предложения. Акроним вид аббревиатуры, образованной начальными звуками входящих в неё слов. Произносится как одно слово, например вуз (высшее учебное заведение).

Визуализация, то есть создание воображаемых образов и картинок, - одна из самых эффективных техник запоминания. Обычно практикуется с закрытыми глазами [10]. Чтобы воображаемая картинка была запоминающейся она должна отвечать трём требованиям. Объекты должны взаимодействовать друг с другом и двигаться, а сама картинка должна быть достаточно абсурдной.

Для запоминания списка или слов в определённой последовательности мысленно проложите маршрут по хорошо знакомому пространству (например, по квартире), а на остановках (например, в каждой комнате расположите картинки-образы, символизирующие слова, которые надо запомнить).

Занимайтесь вместе с одногруппниками только в том случае, если они настроены на занятия. Заранее договоритесь, что будете изучать и сколько времени. Лучше всего заниматься вдвоём, втроём или вчетвером. Максимальная численность группы - шесть человек [11].

Мотивация решает всё. Для усиления мотивации можно сделать следующее.

1. Пробудите в себе интерес к учёбе и изучаемому предмету и научитесь получать удовольствие от освоения новых знаний.

2. Поставьте перед собой конкретные цели.

3. Подумайте о радости, которую приносят новые знания, понимание сложного материала и высокие оценки.

4. Вознаграждайте себя за успехи.

5. Смотрите на учёбу как на состязание. Пробудите в себе дух соревнования.

Помните - учёба и успеваемость - это сфера вашей ответственности. Не стоит винить в трудностях других. Проявляя творческий подход, ищите пути решения проблем.

Поставленные цели заряжают энергией и усиливают мотивацию. Запишите цели на листе бумаги и повесьте список на видном месте.

Цели должны быть конкретными, измеряемыми по результатам, амбициозными, реалистичными и достижимыми по срокам.

Верьте в себя! Помните: у вас есть навыки, которые помогут добиться успеха, и эти навыки можно развивать.

Не забывайте о позитивном настрое. Будьте готовы к трудностям, но не концентрируйтесь на них.

Небольшой и непродолжительный стресс полезен. Он придаёт сил и способствует высокой успеваемости. Чтобы избежать опасного (сильного и продолжительного) стресса, откажитесь от решения некоторых проблем или отложите его. Выделите для решения проблем дополнительное время или сделайте необходимые дела быстрее. Успокойтесь. Используйте брюшное дыхание и техники релаксации (например, медитацию).

Студенты, обладающие самодисциплиной, учатся лучше других [12]. Самодисциплину можно тренировать.

Полезные привычки могут сделать вас лучшими из лучших. Чтобы выработать полезную привычку, придётся продержаться примерно два месяца. Когда она сформируется, вам больше не надо будет напрягаться. Но, учитывая, что для выработки нового навыка нужна самодисциплина, а её запасы не безграничны, не стоит пытаться формировать сразу много полезных навыков одновременно.

В заключении приведём полезные сайты и приложения для онлайн обучения так необходимые в связи с последними ограничениями.

Академия Хана - популярный сайт, охватывающий математику, естественные науки, программирование, историю, историю искусств и экономику и др. - http://ru.khanacademy .org.

Википедия - онлайн-энциклопедия, где каждый может внести свой вклад - http://ru.wikipedia.org.

Популярные поисковые системы: google.com; yahoo.com; bing.com; yandex.ru; rambler.ru.

Облачные хранилища [13]:

1) Apple iCloud - www.icloud.com;

2) Dropbox - www.dropbox.com;

3) Google Drive - www.doogle.com/drive;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) Microsoft One Drive - https://onedrive.live.com.

Программное обеспечение:

1) Canva - подготовка презентации онлайн -https://www.canva.com/ru_ru/sozdat/prezentatiya;

2) PowerPoint Online - ПО для презентаций в сети -https://office.live.com/start/PowerPoint.aspx?omkt=ru-RU;

3) Prezi - ПО для презентаций (инструкции по работе) - https://oprezi.ru;

4) OpenOffice - бесплатный пакет офисных программ -https://www.openoffice.org/ru.

Инструменты творческого обучения:

1) Padlet - мультимедийная онлайн-стена для обмена ссылками, сообщениями, фото, видео и др. файлами - https://padlet.com;

2) Wunderlist - сервис для создания списков дел -https://www.wunderlist.com;

3) ImageChef - сервис для создания облаков из тегов, мозаики из слов, открыток и др. - http://www.imagechef.com.

Приложения для создания интеллект-карт:

1) Bubble.us - для создания интеллект-карт онлайн - https://bubbl.us ;

2) Coggle - для мозгового штурма - https://coggle.it;

3) Mindmeister - для создания интеллект-карт онлайн и сохранения их на сервере - https://mindmeister.com.

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК):

1) Coursera - https://coursera.org;

2) Лекториум - Образовательные видеокурсы МООК, подготовленные ведущими вузами РФ - https://lektorium.tv;

3) ИНТУИТ - https://www.intuit.ru/studies/school;

4) Курсы ВШЭ на платформе Coursera в формате «по требованию». Слушатели могут присоединиться в удобное время (большинство курсов стартует раз в две недели). Есть возможность платного обучения и получения сертификата - https://elearning /hse.ru/mooc/

5) Онлайн-курсы Томского ГУ по различным направлениям: искусство, гуманитарные и естественные науки, бизнес, информатика, математика, социология - https://mooc.tsu.ru/ru/list/;

6) Электронные обучающие ресурсы на русском языке (требуется регистрация) - https://rusere.ru;

7) Курсы Института Юнеско по информационным технологиям в образовании на русском и английском языках (требуется регистрация) -https://lms.iite.unesco.org/.

Электронные книги и журналы:

1) Google Академия - https://scholar.google.co.uk;

2) Научная электронная библиотека - https://elibrary.ru.

В заключении отметим: ключ к успеху - не везение, а привычка учиться и любой человек может достичь вершин [14]. Джефф Хокинс (род. 1957), изобретатель, сказал: «Разница между блестящим и средним интеллектом не важна - мы все можем творить. Практика и учёба помогут отточить наши навыки» [15].

Список литературы

1. Вордерман К. Как научить ребёнка учиться: иллюстрированный справочник для родителей; пер. с англ. Л. Головиной; науч. ред. А.В. Купцова, А. А. Красова. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 256 с.

2. Веселков Ф.С., Добрусина М.Е. Диссертация экономиста: Опыт школы молодого учёного «Студент - аспирант»: Учеб. пособие. - 3-е изд., доп. - Томск: Изд-во Том. унта, 2010.

3. Веселков Ф.С., Ковалёв С.Г., Нинциев К.Х. Современное экономическое мышление и методология научной деятельности / Под ред. академика А. И. Муравьёва. - СПб.: Изд-во СПбГУ - ЭФ, 2016.

4. Гакельберг Т.Б., Михайлова Н.Ю. Тайм-менеджмент: учебно-методическое пособие. Петропавловск: ИПО СКГУ им. М. Козыбаева, 2020.

5. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2013.

6. Кожухар В. М. Практикум по основам научных исследований: Учеб. пособие. -М.: Изд-во Ассоц. строит. вузов.

7. Кузнецов И. Н. Научное исследование: Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие. - 4-е изд., пере-раб. и доп. - М.: ИТК «Дашков и К», 2012.

8. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учеб. пособие по развитию навыков письменной речи: для студентов, аспирантов и преподавателей. - 3-е изд., испр. -М.: Флинта, 2006.

9. Методические рекомендации для преподавателей по планированию и организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся / Сост. О. С. Бобина, А. О. Дмитриева - Томск ОГБОУ «ТБМК», 2015.

10. Методические рекомендации для студентов по планированию, подготовке и проведению лабораторных (практических) работ (занятий) / Сост. А.Р. Гапсаламов -Елабуга: изд-во КФУ, 2013.

11. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентами по учебной дисциплине «Информатика и ИКТ» / Сост. Л.Г. Жилина - Н. Новгород, 2014.

12. Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов / Сост. А.А. Оглобличев, М.В. Кислинская, Л.В. Кваснина, О.Л. Большакова - ГАПОУ РБ «Белорецкий медицинский колледж», 2019.

13. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М.: ИТК «Дашков и К», 2017.

14. Нарибаев К.Н., Жатканбаев Е.Б., Мухтарова К.С. Методы научных исследований в экономике: Учебное пособие. Изд. 2-е, дополн. - Алматы: Казахский университет, 1999.

15. Гакельберг Т.Б., Ковшова Т.П. Как учиться с удовольствием? Справочник по выполнению практических, самостоятельных и итоговых заданий. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2020.

16. Возможности адаптации и эффективности внедрения выявленных инновационных тенденций в условиях отечественных вузов/ Раздорова О.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.35-38

17. Необходимость формирования человека как полноценного субъекта всякой деятельности/ Скороводов М.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.39-43

18. Применение облачных технологий в процессе преподавания бухгалтерского учета/ Федоров О.И.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 4438

19. Процесс обучения бакалавров по направлению подготовки "технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств"/ Шамсутова А.И.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 49-52

20. Ориентация на активные методы овладения знаниями/ Мутешко Н.С.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 17-19

21. Модели инновационного обучения, необходимых для решения практических проблем/ Покрамова О.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.24-27

22. Опыт применения технологии игрового и имитационного моделирования/ Са-вельникова Ж.Н.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.2831

23. Вопросы инновационных технологий обучения, пришедших на смену традиционным методам обучения/ Суворова М.О.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 32-36

24. Роль художественной детали в понимании центральной идеи произведения/ Усольцова Г. А.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.37-41

Kovshova Tatyana Petrovna, M.E.S., senior lecturer (e-mail: tanya_timoshina@mail.ru) Gakelberg Tatyana Borisovna, M.E.S, senior lecturer (gakelberg-f-15@mail.ru) Department of "Finance and Management" N-PLC "Manash Kozybayev North Kazakhstan University"

TO THE QUESTION OF THE EFFECTIVENESS OF TRAINING IN HIGHER EDUCATION

The article identifies the factors that determine the effectiveness of training: mental abilities, time, previously acquired knowledge, motivation, positive attitude, mental balance and learning skills, training techniques and techniques for achieving high results, as well as skills for obtaining high grades, which, by interacting, give the coveted academic performance of a University student. The article provides direct recommendations to University students on the learning mechanism: time management, subject study plan, principles of effective learning and understanding of the material, individual and group classes, reading techniques, taking notes, and memorization techniques. And also on the mechanism of motivation: correct thinking, responsible attitude to study, mental techniques (pleasure from studying, self-belief, positive attitude, elimination of excitement and stress, self-discipline, successful habits). Keywords: learning effectiveness, academic performance, factors, learning techniques, motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.