Научная статья на тему 'Анализ факторов, влияющих на успешность обучения студентов медицинского вуза'

Анализ факторов, влияющих на успешность обучения студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ / STUDENT ACADEMIC SUCCESS / MOTIVATION TO EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапоров Антон Михайлович, Исаева Елена Рудольфовна, Тюсова Ольга Викторовна, Ванчакова Нина Павловна, Кулик Владислав Витальевич

Актуальность исследования. В связи большим процентом отчисления студентов с первого курса важным для учебного процесса является изучение факторов, способствующих успешности обучения студентов медицинским специальностям. Цель исследования: выявить особенности влияния мотивации на успешность обучения на младших курсах медицинского вуза, для прогнозирования относительной эффективности образовательного процесса. Материалы и методы: Нами было обследовано 580 студентов 1 курса и 424 студента 3 курса медицинского ВУЗа. Методы исследования включали оценку академической успешности на основании изучения оценок по семестрам, задолженностей, потребности в дополнительных циклах, а также фактов отчисления, также учитывали средний балл ЕГЭ на момент поступления в ВУЗ. Всем включенным в исследование студентам проводилось анкетирование, включавшее в себя оригинальную анкету, тестирование по методике Р. МакРае и П. Коста «Большая пятерка» и тестирование по методике В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения». Выводы: Наши результаты показали, что академическая успешность студентов медицинского ВУЗа взаимосвязана не только с уровнем базовых знаний, оцениваемых по результатам ЕГЭ, но и с такими личностными характеристиками, как организованность и добросовестность, а также с мотивацией к обучению. Части обучающихся в медицинском ВУЗе лиц может потребоваться психологическая поддержка или помощь психотерапевта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапоров Антон Михайлович, Исаева Елена Рудольфовна, Тюсова Ольга Викторовна, Ванчакова Нина Павловна, Кулик Владислав Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Affecting factors on medical university students’ successful education

The applicability. There is high percentage of withdrawn students from the first tree courses of education; therefore, the criteria for the academic success are at the great interest to be investigated. Study objective. The aim of the present work was to find the criteria of successful education in the first three courses of the education in medical university, which is very important for relative efficiency in educational process. Materials and methods. 580 medical students of the first course and 424 students of the 3 courses were under examination. Assessment of the academic success was evaluated according to half a year students’ results, missed assignments, supportive lessons necessity and facts of withdrawing, and school final exam results as well. All students were examined with the help of original questionnaire, The Big Five personality traits (Costa and McCrae), action self-regulatory pattern (Morosanova V.I.). Conclusions. Our results showed that the medical students academic success depends upon the basic level of education (based on the school final exam results) and is also connected with the personal attributes, such as possibility for being organized and reliability. Some groups of students have need in psychological support.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, влияющих на успешность обучения студентов медицинского вуза»

записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 314-318.

9. Многофункциональность модели занятий оздоровительной аэробикой в управленческом вузе / А.М. Шувалов, В.Ю. Крылатых, А.О. Миронов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 397-401.

REFERENCES

1. Kochetkov, D.I., Ponimasov, O.E. and Pilina, I.B. (2018), "Possibilities of implementation of the didactical project based on the combination of pedagogical operations", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 169-172.

2. Krylatykh, V.Yu., Mironov, A.O., Samoukov, A.F. and Ponimasov, O.E. (2019), "Constructively of a block organization of training lessons with students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 170-174.

3. Krylatykh, V.Yu., Shuvalov, A.M., Mironov, A.O. and Ponimasov, O.E. (2019), "Realization of the objectives of interethnic education of students by means of health-improving physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 163-168.

4. Lobanov, Yu.Ya. (2018), "Methodology of the concept of personal-oriented physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 194-198.

5. Mironov, A.O., Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M. and Ponimasov, O.E. (2019), "Formation of systematizing and cognitive abilities of students in physical training activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 239-243.

6. Mironov, A.O., Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M. and Ponimasov, O.E. (2019), "Communicative bases of ethical education of students in the practice of physical and sports activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 217-220.

7. Ponimasov, O.E. (2015), "The method of individual-oriented movement replacement when teaching applied swimming to cadets of military universities", Physical culture, sport -science and practice, No. 4, pp. 51-54.

8. Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M., Krylatykh, V.Yu. and Ponimasov, O.E. (2019), "Component components of the temporary budget of the students of the day division engaged in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 314-318.

9. Shuvalov, A.M., Krylatykh, V.Yu., Mironov, A.O. and Ponimasov, O.E. (2019), "Multi-functionality of models of health-improving aerobics at a management higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 397-401.

Контактная информация: miron1964@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 14.06.2019

УДК 372.879.6

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Антон Михайлович Шапоров, ассистент, Елена Рудольфовна Исаева, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой, Ольга Викторовна Тюсова,

кандидат социологических наук, доцент, Нина Павловна Ванчакова, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой, Владислав Витальевич Кулик, студент, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет

имени академика И.П. Павлова

Аннотация

Актуальность исследования. В связи большим процентом отчисления студентов с первого курса важным для учебного процесса является изучение факторов, способствующих успешности обучения студентов медицинским специальностям.

Цель исследования: выявить особенности влияния мотивации на успешность обучения на младших курсах медицинского вуза, для прогнозирования относительной эффективности образовательного процесса.

Материалы и методы: Нами было обследовано 580 студентов 1 курса и 424 студента 3 курса медицинского ВУЗа. Методы исследования включали оценку академической успешности на

основании изучения оценок по семестрам, задолженностей, потребности в дополнительных циклах, а также фактов отчисления, также учитывали средний балл ЕГЭ на момент поступления в ВУЗ. Всем включенным в исследование студентам проводилось анкетирование, включавшее в себя оригинальную анкету, тестирование по методике Р. МакРае и П. Коста «Большая пятерка» и тестирование по методике В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения».

Выводы: Наши результаты показали, что академическая успешность студентов медицинского ВУЗа взаимосвязана не только с уровнем базовых знаний, оцениваемых по результатам ЕГЭ, но и с такими личностными характеристиками, как организованность и добросовестность, а также с мотивацией к обучению. Части обучающихся в медицинском ВУЗе лиц может потребоваться психологическая поддержка или помощь психотерапевта.

Ключевые слова: успешность обучения, мотивация студентов к обучению

AFFECTING FACTORS ON MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS' SUCCESSFUL

EDUCATION

Anton Mikhaylovich Shaporov, the assistant, Elena Rudolfovna Isaeva, the doctor of psychological sciences, senior lecturer, department chairman, Olga Viktorovna Tyusova, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Nina Pavlovna Vanchakova, the doctor of medical sciences, professor, department chairman, Vladislav Vitalyevich Kulik, the student, Academician I.P. Pavlov First St. Petersburg State Medical University

Annotation

The applicability. There is high percentage of withdrawn students from the first tree courses of education; therefore, the criteria for the academic success are at the great interest to be investigated.

Study objective. The aim of the present work was to find the criteria of successful education in the first three courses of the education in medical university, which is very important for relative efficiency in educational process.

Materials and methods. 580 medical students of the first course and 424 students of the 3 courses were under examination. Assessment of the academic success was evaluated according to half a year students' results, missed assignments, supportive lessons necessity and facts of withdrawing, and school final exam results as well. All students were examined with the help of original questionnaire, The Big Five personality traits (Costa and McCrae), action self-regulatory pattern (Morosanova V.I.).

Conclusions. Our results showed that the medical students academic success depends upon the basic level of education (based on the school final exam results) and is also connected with the personal attributes, such as possibility for being organized and reliability. Some groups of students have need in psychological support.

Keywords: student academic success, motivation to education.

Внимание к проблеме учебной мотивации студентов-медиков обусловлено переводом преподавания в медицинских вузах на образовательные стандарты третьего и четвертого поколения, что повышает роль самостоятельной работы студентов, как основы их обучения выбранной профессии.

Изучению мотивации обучающихся к процессу приобретения знаний посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Отечественная психология рассматривает мотивацию к обучению как сложный многоуровневый процесс приобретения знаний [1]. Российские ученые изучали различные аспекты данной проблемы, в том числе развитие мотивации к овладению профессией в динамике получения образования [2], мотивацию к обучению как фактор эффективности учебного процесса [3], влияние интеллекта студентов на уровень их активности в приобретении знаний, [4], мотивацию во взаимосвязи с психологической готовностью к выбору профессии [5], формирование психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения [4,5] и другие. Проведенный исследователями анализ при этом показал, что более чем 2/3 обучавшихся лиц сохранили уверенность в правильности выбора профессии к моменту окончания вуза [6]. Несмотря на столь важное значение мотивации для успешного обучения, исследование данного параметра у студентов медицинских

вузов немногочисленны [5, 6]. Особенность мотивации к приобретению знаний в зависимости от обучения на конкретном факультете медицинского вуза рассматривается лишь в единичных работах [7]. Практически не исследована проблема взаимосвязи мотивации к обучению с выбором конкретной сферы дальнейшей врачебной деятельности.

Структура мотивации к обучению неоднородна и зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей, интеллектуального уровня, социально-демографических характеристик и других параметров [1, 2]. При этом мотивация к определенному виду деятельности (в данном случае к приобретению новых знаний и навыков) всегда представляет собой отражение взглядов, системы ценностей, приоритетов той социальной группы, к которой относятся обучающиеся. Кроме того, на мотивацию к процессу обучения оказывает влияние и образовательные программы, и особенности организации учебного процесса в конкретном вузе, связанные со сложившимися в образовательном учреждении традициям и научными школами, и психологические и интеллектуальные особенности студентов и преподавателей.

Хотя процесс повышения качества подготовки будущих врачей в современных условиях непрерывного изменения требований к уровню образования медицинским специальностям чрезвычайно сложен, в его основе всегда лежит высокая мотивация студентов к процессу обучения. Необходимо помнить, процесс становления будущего врача основан на потребности любого человека в признании, в высокой оценке его труда, в уважении окружающих людей, что очень важно для самоуважения. Наличие всего перечисленного формирует у студента медицинского вуза чувство собственной значимости, полезности для окружающих людей, то есть способствует его становлению в выбранной специальности.

На этапе становления врачом устойчивость профессиональных интересов во многом зависит от того, какими способностями к познанию и личностными особенностями обладает обучающийся. Интеллектуальные характеристики и особенности психологического статуса чрезвычайно важны для формирования устойчивого интереса к определенным видам медицинских специальностей (работа с людьми или с приборами, способность работать в экстренных ситуациях, возможность выполнения мануальных манипуляций), что позволяет судить о формировании дальнейшей профессиональной направленности [8].

В настоящее время уже считается общепризнанным, что успеваемость студентов зависит не только от их индивидуальных способностей, но и в значительной степени определяется учебной мотивацией, оба этих параметра взаимосвязаны между собой сложной системой внутренних взаимодействий. При этом недостаток способностей может компенсироваться интересом к предмету, осознанностью выбора профессии, то есть развитием мотивационной сферы, и студенты могут добиться определенных успехов несмотря на исходные трудности в обучении. И уровень интеллекта, и психологические особенности личности студента, и учебная мотивация, все эти параметры не только взаимосвязаны между собой, но и определенным образом влияют на уровень успеваемости каждый по отдельности и в совокупности признаков [8, 9].

С учетом всего изложенного выше, вопросы формирования мотивации студентов-медиков к получению знаний исходно и в динамике учебного процесса, особенности и этапы преобразования групповой мотивации к получению медицинской специальности во внутреннюю, собственную потребность обучающихся к процессу приобретения знаний, находятся в зоне повышенного интереса при организации учебного процесса в медицинских вузах. При этом педагогическая составляющая проблем формирования мотивации к учебной и профессиональной деятельности студентов-медиков, как субъектов образовательного процесса и будущих врачей к настоящему моменту представляет изученной недостаточно.

Целью настоящего исследования является выявление мотивационных факторов, влияющих на успешность обучения на младших курсах медицинского вуза, для прогнозирования относительной эффективности образовательного процесса при освоении

медицинских специальностей, так как, опираясь на ориентации студентов можно по-разному строить педагогический процесс, создавать условия личной заинтересованности и включенности в процесс обучения в вузе.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В процессе выполнения работы было обследовано 580 студентов 1-го курса, поступивших в ПСПбГМУ в 2013 году. Из них 354 лиц женского и 226 лиц мужского пола. Средний возраст обследованных составил 18,22±0,43 года. Также в исследование были включены 424 студента, обучавшиеся на 3 курсе. Из них 274 студента - женского и 150 мужского пола. Средний возраст обследованных лиц составил 19,89±0,21 года. Методы исследования включали оценку академической успешности на основании изучения оценок по семестрам, задолженностей, потребности в дополнительных циклах, а также фактов отчисления. Для оценки базового уровня обучавшихся учитывали средний балл ЕГЭ студентов на момент поступления в ВУЗ.

Всем включенным в исследование студентам проводилось анкетирование, включавшее в себя оригинальную анкету, тестирование по методике Р. МакРае и П. Коста «Большая пятерка» и тестирование по методике В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения».

В процессе исследования применялась собственно разработанная мотивационная анкета, в которую вошли вопросы, касающиеся демографических данных, данных о семье и отношении семьи к профессии, бытовых условий, причины выбора профессии, отношения к работе, в том числе по специальности, отношения к учёбе, семейного положения, взаимоотношений на учёбе и дальнейших планов по профессии. На вопросы анкеты предлагалось выбрать один из предложенных ответов. Результаты анализировались отдельно у студентов, обучавшихся по специальностям «лечебное дело» и «стоматология».

В результате проведенных исследований на основании анализа побудительных мотивов в выборе специальности выяснилось, что большинство студентов считают медицину своим призванием (436 человек из 753 опрошенных, 58%). Престиж будущей профессии привлек к поступлению в вуз 84 студента, на выбор 40 человек оказали влияние родители, случайно в медицинский вуз поступили только 67 человек, что составило 8,9% от числа опрошенных лиц. Можно предположить, что, поскольку у студентов были разные причины для поступления, то мотивы к обучению окажутся различными (рисунок 1).

Выбор профессии врача студентами был сделан в разное время детства и отрочества. В младших классах школы приняли решение связать свою жизнь с профессией врача 32% анкетируемых, для 7% из них этот выбор был мечтой с раннего детства. Но более половины (59%) опрошенных решили стать врачом в возрасте от 13 до 18 лет.

Анализ результатов анкетирования показал, что почти все студенты поступили в Университет сразу после окончания школы, 679 из 753 опрошенных подавали документы только в медицинские ВУЗы. Исходя из этих данных видно, что наибольшая часть студентов не видели себя в других сферах профессиональной деятельности, кроме медицины.

Анализ ответов на вопрос о балле аттестата показал, что половина опрошенных (532 человека) имели средний балл от 4.5 до 5.0, 451 студентов - от 4.0 до 4.5, лишь у 21 студента в аттестате преобладали тройки. Базовый уровень знаний оказался важным параметром для продолжения обучения в медицинском Университете. Так, у студентов, которые продолжили обучение в Университете средний балл ЕГЭ оказался достоверно выше, чем у отчисленных лиц (254±4,2 и 238 ±5,9 балла, соответственно). У продолживших обучение студентов была достоверно более высокая успеваемость, средний балл обучения за 4 сессии (2 года обучения в вузе) у них оказался достоверно выше, чем у отчисленных лиц и составил в среднем 74,7±1,4 балла (по сравнению с 67,2±2,2 балла у отчисленных студентов). Отчисленные из Университета студенты чаще нуждались в дополнительном обучении (таблица 1)

число студентов

Хочет стать специалистом Хотят помогать людям Очень любят детей Не указали Мечта детства Личные обстоятельства Интересно Считают своим призванием Престиж профессии и влияние окружения Престиж профессии Влияние родителей Случайно

] 6 □ 17 6 23 17 ] 6 1 28

436

23 1 40 67 84

100

200

300

400

500

0

Рисунок 1 - Мотивации абитуриентов к поступлению в медицинский вуз

Таблица 1 - Различия в характеристике продолживших обучение и отчисленных студентов (М±т)_

Параметры Продолжают обучение Отчислены 1-тест

Баллы при поступлении (балл) 254,6±4,2 238,4±5,9 0,03

Химия ЕГЭ (балл) 89,8±1,7 79,5±2,3 0,001

Интегральный показатель успеваемости 0,6±0,1 1,6±0,2 0,0003

Средний балл (4 сессии) (балл) 74,7±1,4 67,2±2,2 0,01

Дополнительные образовательные курсы 0,5±0,2 1,6±0,4 0,03

Результаты тестирования по методике Р. МакРае и П. Коста «Большая пятерка» и по методике В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» показали, что наиболее значимыми личностными качествами, влиявшими на успешность обучения в медицинском вузе, оказались способность к саморегуляции и добросовестность. У студентов, продолживших обучение в Университете, величина параметров, характеризующих данные личностные характеристики, была достоверно выше, чем у отчисленных студентов (таблица 2).

Таблица 2 - Личностные характеристики студентов по результатам тестирования (М±т)

Параметры Учатся Отчислены 1-тест

Шкала «Big5» Добросовестность 26,9±0,7 19,6±1,1 0,05

Способность к саморегуляции: оценка своих действий, критичность к себе 6,3±0,4 5,1±0,4 0,047

Базовым предметом для изучения медицинских дисциплин является анатомия человека, изучение которой занимает в учебном процессе большой промежуток времени (анатомия изучается в течение трех семестров). Успешное усвоение материала требует от студента определенных качеств: организованности, усидчивости, умения правильно планировать время. Отвечая на вопросы анкеты по самооценке своих успехов в изучении данного предмета, 57% отметили, что удовлетворены результатами, 43% своими результатами были недовольны. У всех студентов была различная мотивация при изучении данного предмета, большинство считали, что эти знания необходимы для будущей врачебной специальности (что отражает зрелость и осознанность при овладении знаниями), часть студентов изучала материал ради получения положительной оценки и зачета, необходимых для продолжения обучения.

В процессе исследования было проведено анкетирование, вопросы которого были направлены на выявление готовности к самостоятельной работе. Только 23,4% студентов, учащиеся по специальности «Лечебное дело», считали себя готовыми к самостоятельной работе по специальности, 43,6% не были уверены в собственной готовности и 33% (каждый третий из числа опрошенных) были полностью не уверены в себе. Для повышения готовности к самостоятельной работе 84,2% опрошенных было необходимо приобретение

большего количества практических навыков, теоретических знаний не хватало лишь 12,5% учащихся. Большинство студентов (97%) связывали свою будущую жизнь с медициной и только 3% студентов вовсе не планировали далее работать по специальности.

Анализ ответов студентов, обучавшихся по специальности «Стоматология», показал, что считали себя готовыми к самостоятельной работе по специальности только 35,4% учащихся, не были уверены в собственной готовности 49,8% учащихся, а 14,8% полностью были не уверены в своих силах. Для большей готовности к работе учащиеся считали необходимым увеличить количество практических занятий (92,4%), дефицит теоретических знаний отмечал лишь 5,1% учащихся. 97,9% студентов связывали свою будущую жизнь с медициной и только 2,1% студентов не хотели далее работать по специальности.

Так же в процессе анкетирования было выявлено отношение студентов к обучению и их потребность в психологической поддержке. 71,9% студентов, обучавшихся в ПСПбГМУ по специальности «Лечебное дело», считали, что период обучения в ВУЗе для них был периодом приобретения необходимых знаний и становления личности, 6,5% ожидали, чтобы процесс обучения быстрее закончился, а 1,9% считали обучение в вузе «муштрой» и «бессмысленной зубрежкой». Для большей части студентов (82,6%) не требовалось какой-либо консультативной помощи психолога или психотерапевта, при этом 13,6% потребность в помощи психолога была необходима, а 3,8% респондентов нуждались в помощи психотерапевта.

В тоже время 59,1% студентов, обучавшихся по специальности «Стоматология», считали период обучения в вузе для них был периодом приобретения необходимых знаний и становления личности, 16% хотели процесс обучения закончить быстрее, а 2,1% считают обучение в вузе «муштрой» и «бессмысленной зубрежкой». Для большей части студентов (65,7%) не требовалось какой-либо консультативной помощи психолога или психотерапевта, при этом 10,5% потребность в помощи психолога была необходима, а 3,8% респондентов нуждались в помощи психотерапевта.

Таким образом, рассмотрев вопросы мотивации к выбору будущей специальности и некоторые аспекты отношения к учебе студентов медицинского ВУЗа, можно сделать следующие выводы:

1. Успешность обучения выше у студентов с исходно более высокими показателями

ЕГЭ.

2. Для продолжения процесса образования медицинским специальностям важны не только базисные знания, но и такие личностные характеристики, как организованность и добросовестность.

3. Часть обучающимся в медицинском ВУЗе нуждается в психологической поддержке или помощи психотерапевта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.

2. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы личности / Л.И. Божович. - М. : Академия, 2012. - 212 с.

3. Галимова, А. И. Мотивация студентов при поступлении в медицинский вуз / А. И. Гали-мова // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - № 7-1. - С. 22-53.

4. Агранович, Н.В. Изучение мотивации учебной деятельности студентов медицинских вузов и её роль в формировании готовности к будущей профессии / Н.В. Агранович, С.А. Кнышова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - Режим доступа : М1р8://8с1епсе-е<!иса11юп.ги/га/аг11с1е/у1е%г?111=22799 (дата обращения: 01.06.2019).

5. Магазева, Е.А. Взаимосвязь мотивации учебной деятельности со смысложизненными ориентациями студентов медицинского вуза / Е.А. Магазева, М.К. Чуватаева // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 3 (23). - Режим доступа : 1Шр://)оигпа1-8.о^/т(!ех.рЬр/818р/аг11с1еМе%г/3201317/р111"_169 (дата обращения: 01.06.2019).

6. Шатилова, А.А. Мотивация обучения в вузе в структуре личности студента медицинского института / А. А. Шатилова, Р. Жизневский // Научное сообщество студентов XXI столетия.

гуманитарные науки : сб. ст. по материалам LVI междунар. студ. науч.-практ. конф . - Новосибирск, 2017. - № 8 (56). - C. 83-87.

7. Бахарева, Н.С. Особенности мотивации к обучению у студентов первого и второго курсов различных факультетов медицинского вуза в рамках дисциплины «нормальная анатомия» / Н. С. Бахарева, Г. Ю. Шантыз // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 4-2. - С. 40-42.

8. Филиппова, Е.О. Взаимосвязь личностных факторов с профессиональным самоопределением подростков / Е.О. Филиппова, Л.О. Марченко, С.Н. Левич // XXII Царскосельские чтения : материалы международной научной конференции. - СПб., 2018. - С. 195-199.

9. Профессиональная мотивация студентов медицинского вуза / А.М. Еникеева, Т.Р. Байму-ратов, Э.Ф. Хамадеев, Л.М. Насретдинова, А.А. Хусаенова // Молодой ученый. - 2016. - № 21. - С. 869-870.

REFERENCES

1. Ilyin, Y.P. (2002), Motivation and motives, Peter, St. Petersburg.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bozhovich, L.I. (2012), The problem of development of the motivation sphere of personality, Akademiya, Moscow.

3. Galimova, A. I. (2013), "Motivation of students on admission to a medical college", Modern science-intensive technologies, No. 7-1, pp. 22-53.

4. Agranovich, N.V. and Knyshova, S.A. (2015), "Research of the study activity motivation among the students of the medical universities and the role of motivation in formation of the readiness to the future profession", Modern problems of science and education, No. 2-2, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22799.

5. Magazeva, Y.A. and Chuvatayeva, M.K. (2013), "The correlation between learning activity motivation and life sense orientation of medical institute students", Modern Research of Social Problems, No. 3 (23), available at: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/3201317/pdf_169.

6. Shatilova, A.A. and Zhiznevskiy, R. (2017), "Motivation to study at the university in the structure of the personality of a medical student. Student International Scientific and Practical Conference" Scientific community of students of the XXI century. Humanitarian sciences, № 8 (56), pp 83-87.

7. Bakhareva, N.S. and Shantyz, G.Y. (2012), "Features of motivation to training students first and second courses various faculties medical university within the discipline "normal anatomy"", International journal of experimental education, No. 4-2, pp. 40-42.

8. Filippova, E.O., Marchenko, L.O. and Levich, S.N. (2018) "The relationship of personal factors with the professional self-determination of adolescents" XXII Tsarskoselskie readings: proceedings of the international scientific conference, St. Petersburg, pp. 195-199.

9. Enikeyeva, A.M., Baymuratov, T.R., Khamadeyev, E.F., Nasretdinova, L.M. and Khusayenova, A.A. (2016), "Professional motivation of medical university students", Young Scientist, No. 21, pp. 869870.

Контактная информация: shapnl@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.05.2019

УДК 796.012.4

ВЫЯВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ НА НАЧАЛЬНОМ

ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Борис Викторович Шилакин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный юридический институт МВД России (ДВЮИ МВД России),

г. Хабаровск

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные аспекты физической подготовки будущего специалиста органов внутренних дел, выявляется уровень развития двигательно-координационных способностей курсантов образовательных организаций МВД России на начальном этапе обучения. Проведенным исследованием установлено, что уровень специальных двигательных способностей курсантов на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.