Научная статья на тему 'ЛАБОРАТОРИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ГЕОМЕТРИО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

ЛАБОРАТОРИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ГЕОМЕТРИО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / МЕТОДКАБИНЕТ / СТУДИЯ / ЛАБОРАТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жураев Тожиддин Хайруллаевич, Тухташев Бахадир Нарзиевич, Абдуманнонов Махсуд, Уринов Шерали Хайруллаевич, Комилова Мархабо Рахматуллаевна

В статье рассмотрены вопросы создания подразделения по разработки учебных материалов в учебном заведении. Обоснована необходимость создания такого подразделения. Приведены типы и разновидности учебных материалов разрабатываемых этим подразделением. Раскрыты ее возможности в современных условиях для школ и университетов. В качестве примера взята лаборатория геометрического моделирования по секцию геометрио-графических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жураев Тожиддин Хайруллаевич, Тухташев Бахадир Нарзиевич, Абдуманнонов Махсуд, Уринов Шерали Хайруллаевич, Комилова Мархабо Рахматуллаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOMETRIC MODELING LABORATORY AS SUBSECTION FOR DEVELOPMENT DIDACTICAL MATHERIALS IN GEOMETRICAL AND GRAPHICAL DISCIPLINES

The article is devoted to creating subsection for development didactical matherials in education institute. Necessity of creating this laboratory is substantiated. The types and varieties of didactical matherials which will developing are given. It’s possibilities for schools and Universities in contemporary conditions are shown. Geometric modeling laboratory is given as subsection by geometrical-graphical disciplines.

Текст научной работы на тему «ЛАБОРАТОРИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ГЕОМЕТРИО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

which is based on information technologies and the reality they create. By introducing new forms of information socialization, a person seeks to create mechanisms for adapting subjects to the rapidly changing socio-cultural conditions of modern society. Due to this, the process of socialization is compacted and accelerated, a person is able to quickly respond to socio-cultural changes and adapt to them. However, this process has a downside. In the pursuit of technological efficiency and efficiency of life, subjects at all levels lose their individual qualities, lose their individuality and identity of cultures, and undergo unification and standardization. The person himself in the process of forming personal qualities loses the mental traits that characterize his belonging to a particular culture. The generic qualities of a person are unified: consciousness, activity, communication, and language. Information socialization forms a different personality, whose priority is: the ability to quickly retrain, without focusing on the fundamentals and depth of knowledge; to be able to quickly and effectively make a career, without paying attention to the problems of others; not to be tied to the traditions and culture of their own people, but to have multicultural values that give freedom to achieve goals; to live, work and communicate in the information, rather than in real space; to speak the language of a different culture, characteristic of a mosaic and fragmented system of values.

Keywords: socialization, information socialization, information technologies, culture, information activity, communication, Informatization, digitalization, information culture.

ЛАБОРАТОРИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ГЕОМЕТРИО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Жураев Тожиддин Хайруллаевич, PhD, и.о. доцента, tojiddin_1968@mail.ru Бухарский филиал Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, Узбекистан Тухташев Бахадир Нарзиевич,ст.преподаватель, Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт, Узбекистан Абдуманнонов Махсуд, ст.преподаватель, Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт, Узбекистан Уринов Шерали Хайруллаевич, Бухарский инженерно-технологический

институт, Узбекистан Комилова Мархабо Рахматуллаевна, учительница начальных классов, школа №4 Вабкентского района Бухароской области, Узбекистан

В статье рассмотрены вопросы создания подразделения по разработки учебных материалов в учебном заведении. Обоснована необходимость создания такого подразделения. Приведены типы и разновидности учебных материалов разрабатываемых этим подразделением. Раскрыты ее возможности в современных условиях для школ и университетов. В качестве примера взята лаборатория геометрического моделирования по секцию геометрио-графических дисциплин.

Ключевые слова: учебные материалы, учебное заведение, методкаби-нет, студия, лаборатория.

Одним из основных факторов достижения учебной цели является качественное обеспечение учебного процесса учебными материалами. По этому сейчас в учебных заведениях огромное внимание уделяться не только применению в учебном процессе учебных материалов но также и к их разработке. Во-первых, одним применением преподавателями кем-то подготовленных учебных материалов в учебном процессе, хотя они качественны, проблему не решать. По меньшей мере требуется адаптация приобретенных учебных материалов пользователем, если они полностью соответствуют к конкретным занятиям. А если приобретенные учебные материалы частично соответствуют, придется преподавателю переделать их, удалив несоответствующие или добавив недостающие элементы. Но во многих случаях преподавателю придется самим разработать учебные материалы. Однако, при разработки учебных материалов, преподаватель хотя опирается на свои знания по специальности, сталкивается с некоторыми проблемами. А именно, этот процесс кроме знаний по специальности требует также знаний, умений и навыков по технологиям изготовления учебных материалов, что является одной из основных проблем учебного заведения. Решение этой проблемы позволит экономию средств учебного заведения, подготовить учебные материалы со спецификой учебного заведения, а также активизировать творческую работу преподавателей и учащихся.

С материальной точки зрения технологию изготовления учебных материалов их можно разделить на два типа: традиционные и электронные. Изготовление обеих типов учебных материалов требует определенные затраты, специалистов и условий как в помощь преподавателю. Как известно, данные требования выполняется учебными заведениями. Ранее этими вопросами занимались учебно-методические отделы высших и средне специализированных учебных заведений и методкабинеты средних школ. А с развитием информационно-коммуникационных технологий обще сказав методкабинеты перестали отвечать этим требованиям. Создание информационно-ресурсных центров учебных заведений, стали частично решать эти проблемы. Потому что на них не возложены специально заниматься разработкой учебных материалов. Одним из путей решения этой проблемы можно считать создание в учебном заведение подразделения специально занимающейся разработкой учебных материалов, которая может эффективно решат эти проблемы.

В зависимости от уровня учебного заведения подразделение по разработке учебных материалов может состоят от одного до десятки специалистов, состоящих из числа специалистов по информационным технологиям, дизайнеров, инженеров, психологов, мастеров и др. Соответственно, это подразделение может функционировать от простого офисного рабочего места до отделения информационно ресурсного центра с несколькими кабинетами как студия и (или) лаборатория.

Так как разработка учебных материалов дело творческое и связано со средствами воспроизведения эту подразделению можно называть студией.

Она отличаются от прежних фото студий, художественных мастерских, фильмотек, телестудий и других видов подразделений учебных заведений. В нем совмещены возможности всех видов аудиовизуальных средств и в нем как универсальная студия можно разрабатывать любые виды электронных учебных материалов применением аудио и видео технологий. Например: наглядные, раздаточные, учебно-методические материалы; фотоматериалы; проекционные слайды; теле и видеоматериалы; электронные материалы.

Так как разработка учебных материалов дело творческое и связано с прикладной деятельностью (работа в кружках, проведение опытов, ведение исследований) участвующих в образовательном процессе (преподаватели и учащиеся) эту подразделению также можно называть лабораторией. Только это будет не просто учебная лаборатория, а творческая (в школах) или научная (в университетах) лаборатория. Например, «Лаборатория геометрического моделирования вуза» занимающиеся геометрическим моделированием объектов, процессов и явлений.

Выводы. В студии и лаборатории кроме преподавателей и специалистов могут работать также и студенты во время практических и самостоятельных занятий. Такая студия может параллельно функционировать в online режиме как видеоконференцсвязь. Используя её возможности так же можно вести различные учебно-воспитательные мероприятия. Такие как: презентации, видеоконференции, дистанционное образование, обработка учебных материалов. Взаимодействие этого подразделения с другими подразделениями учебного заведения может быть следующие: администрация, серверная, центр информационных технологий, залы заседаний, кафедры, мастерская, типография, клуб, методическое объединение, библиотека и другие. Оснащенный всеми видами современных средств воспроизведения и совместно работая с другими подразделениями учебного заведения, такое подразделение превратится в мощное звено учебного заведения. Создание такого подразделения позволяет повышать не только качество учебных материалов, но и качество образования, экономить материальные средства, эффективно реализовать различные проекты.

Список литературы

1. Волошинов Д.В. Геометрическая лаборатория. Новый геометрический инструмент // Качество графической подготовки: проблемы, традиции и инновации: Материалы VII международной Интернет-конференции. Февраль - март 2017 г. Пермь.

2. Жураев Т.Х. Лаборатория геометрического моделирования как инновационная инфраструктура регионов в условиях ЦЭ. Сборник научных трудов МНПК молодых ученых и обучающихся «Роль молодых ученых и исследователей в решении актуальных задач АПК». СПбГАУ. - СПб., 2020. (Санкт-Петербург - Пушкин, 26-28 марта 2020 года).

3. Жураев Т.Х. Создание многофункциональной студии учебного заведения. Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Тезисы докладов 13-й Всероссийской научно-практической конференции 11-13 апреля 2006 г., Петровский колледж - Санкт-Петербург, РГППУ-Екатеринбург.

4. Арциховская-Кузнецова Л.В. О «головоломности» начертательной геометрии. Геометрия и графика. Научно-методический журнал, ISSN 2308-4898, 2014 3(2), DOI: 10.12737/6523, 29-33 c.

5. Большаков В.П., Чагина А.В. Инженерная и компьютерная графика. Теоретический курс и тестовые задания. - СПб., БХВ-Петербург. 2018, 382 с.

6. Жураев Т.Х. Методы и средства геометрического моделирования в установлении связей научных исследований и учебного процесса. Сборник научных статей МНПК «Новые решения в области упрочняющих технологий: взгляд молодых специалистов» 22-23 декабря 2016 г. Курск. ЮЗГУ. 304-306 с.

7. Жураев Т.Х. Определение количественных характеристик компонентов силлабуса для адаптации учебных программ при моделировании учебного процесса подготовки инженеров. Научно-технический журнал «Развитие науки и технологий». №3 2017. С. 126-132 б. ISSN 2181-8193. www.beti.uz.

8. Жураев Т.Х. Предпосылки разработки инновационного учебного пособия по предмету «Инженерная графика». Сборник научных статей 2-й МНМК «Образование. Наука. Карьера». ISBN 978-5-907049-03-1. Т-1. 22 января 2019 года. Курск. ЮЗГУ. 210 -212 с.

9. Жураев Т.Х. Разработка инновационного учебно-методического комплекса по инженерной графике. Сборник научных статей МНМК «Образование. Наука. Карьера» 24 января 2018 года. Курск. ЮЗГУ. Т.2. 150-154 с. ISBN 978-5-907049-03-1.

10. Жураев Т.Х. Электронный УМК по предмету «Инженерная графика». Протокол №5 научно-методического совета Бухарского инженерно-технологического института от 05.03.2018, Бухара, 2018. 302 с. www.ZiyoNet.uz.,www.bmti.uz.moodle.uz.

11. Мурадов Ш.К. и др. Начертательная геометрия: Учебное пособие для ВУЗов. На узбекском языке. / Под общей редакцией Ш.К. Мурадова. - Ташкент: «IQTISOD-MOLIYA», 2008, 342 с.

12. Сальков Н.А. Место начертательной геометрии в системе геометрического образования технических вузов. Геометрия и графика. Научно-методический журнал, ISSN 2308-4898, 2016 4(3), DOI: 10.12737/21534, 53-61 с.

13. Сальков Н.А. Начертательная геометрия. Базовый курс. Учебное пособие. - М., «ИНФРА-М». 2016, 183 с.

14. Turin Polytechnic University in Tashkent. Curriculum Plan for Mechanical Engineering. http://polito.uz.

15. Учебные планы по направлениям «Технологии и оборудования». Утверждено МВ и ССО РУз. от 16.04.2016 г. www.edu.uz.

16. Bhatt N.D. Engineering Drawing. 51 - Edition. «Charotar publishing house». Anand 388001 Gujarat, India. 2012, 727 p.

17. Juraev T.X. Creating the Geometric Database for Product Lifecycle Management System in Agricultural Engineering. ICISCT 2017 2-4 November, TUIT, Tashkent. IEEE Catalog Part Number: CFP17H74-CDR, ISBN:978-1-5386-2167-7. https://www.ieee.org.

18. Simmons C.H. (Colin H.), Maguire D.E. (Dennis E.). Manual of engineering drawing: a guide to ISO and ASME standards. UK. 2009.-328 p.

Juraev Tojiddin Khayrullayevich, PhD, acting associate professor (E-mail:tojiddin_1968@mail.ru)

Tashkent Institute of Irrigation and Agriculture Mechanization Engineers, Bukhara Branch, Uzbekistan

Tuxtashev Baxadir Narziyevich, senior teacher Samarkand State Archtwecture-Building Institute, Uzbekistan Abdumannonov Maxsud rgasheva Nafisa Kamilovna, senior teacher Samarkand State Archtwecture-Building Institute, Uzbekistan

Urinov Sherali Xayrullayevich, assistant-teacher

Bukhara Engineering Technological Institute, Uzbekistan

Komilova Marxabo Raxmatullayevna, teacher

Middle school №28, Peshku district, Bukhara region, Uzbekistan

GEOMETRIC MODELING LABORATORY AS SUBSECTION FOR

DEVELOPMENT DIDACTICAL MATHERIALS IN GEOMETRICAL AND

GRAPHICAL DISCIPLINES

Abstract: The article is devoted to creating subsection for development didactical matherials in education institute. Necessity of creating this laboratory is substantiated. The types and varieties of didactical matherials which will developing are given. It's possibilities for schools and Universities in contemporary conditions are shown. Geometric modeling laboratory is given as subsection by geometrical-graphical disciplines.

Keywords: didactical matherials, educational institution, methodical office, study room, laboratory.

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Ковшова Татьяна Петровна, м.э.н., старший преподаватель кафедры «Финансы и менеджмент» (e-mail: tanya_timoshina@mail.ru) Гакельберг Татьяна Борисовна, м.э.н., старший преподаватель

(gakelberg-f-15@mail.ru) НАО «Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева»

В статье обозначены факторы, определяющие эффективность обучения: умственные способности, время, ранее полученные знания, мотивация, позитивный настрой, слад ума и навыки учебы, техники обучения и техники достижения высоких результатов, а также навыки получения высоких оценок, которые, взаимодействуя, дают заветную успеваемость студента вуза. Представлены непосредственные рекомендации студентам вузов по механизму обучения: тайм-менеджменту, плану изучения предмета, принципам эффективного обучения и осмысления материала, индивидуальным и групповым занятиям, техникам чтения, техникам конспектирования, техникам запоминания. А также по механизму мотивации: правильному мышлению, ответственному отношению к учёбе, ментальным техникам (удовольствию от учёбы, веры в себя, позитивному настрою, элиминации волнения и стресса, самодисциплине, успешным привычкам).

Ключевые слова: эффективность обучения, успеваемость, факторы, техники обучения, мотивация.

Сегодня в современном обществе с его высокими темпами развития и прагматикой конкуренции остро стоит необходимость умения эффективно учиться независимо от способностей.

Оценка - это один из результатов учебного процесса, а высокая оценка -это подтверждение способности усваивать материал и применять получен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.