Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ СИЛЛАБУСА ДЛЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ СИЛЛАБУСА ДЛЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕМЫ / АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жураев Тожиддин Хайруллаевич, Сувонов Обиджон Шукуруллаевич, Сапаров Хазраткул Раимкулович

В статье обоснована задача по адаптации вновь разрабатываемых учебных программ путем разработки силлабуса на примере предмета «Инженерная графика». Рассмотрено нынешнее состояние вопросов отведения часов и изучаемых тем по предмету. Определены компоненты силлабуса и их количественные характеристики с установлением взаимоотношений между ними, которые применимы при разработке силлабусов для различных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жураев Тожиддин Хайруллаевич, Сувонов Обиджон Шукуруллаевич, Сапаров Хазраткул Раимкулович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SYLLABUS CONCEPT FOR THE EDUCATIONAL PROCESS OF GEOMETRIC AND GRAPHIC DISCIPLINES

Task is motivated in article on adaptation newly under developed scholastic programs by working out subject’s syllabus on example of the subject "Engineering Drawing". There are considering present condition of the questions about hour’s allotment and studying themes of subject. Syllabus components and their quantitative features are determined by defining of their relations between them, which applicable at working out the syllabus’ on different specialty.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ СИЛЛАБУСА ДЛЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ СИЛЛАБУСА ДЛЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Жураев Тожиддин Хайруллаевич, PhD

(E-mail: tojiddin_1968@mail.ru) Хамраев Насулло Шарипович, к.э.н.

Бухарский филиал Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства Сувонов Обиджон Шукуруллаевич, старший преподаватель

(E-mail: obid.suvonov89@bk.ru) Сапаров Хазраткул Раимкулович, старший преподаватель (E-mail: hazratkul63@bk.ru) Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт

В статье обоснована задача по адаптации вновь разрабатываемых учебных программ путем разработки силлабуса на примере предмета «Инженерная графика». Рассмотрено нынешнее состояние вопросов отведения часов и изучаемых тем по предмету. Определены компоненты силлабуса и их количественные характеристики с установлением взаимоотношений между ними, которые применимы при разработке силлабусов для различных специальностей.

Ключевые слова: учебный материал, учебная программа, изучаемые темы, аудиторные занятия, самостоятельные занятия, кредитная система образования, модульная система обучения.

Введение. За последние годы в стране ведется коренные реформы, как во всех сферах народного хозяйства, так и в системе высшего образования. Главная цель проводимых реформ в высшем образовании нацелена на повышение качества подготовки специалистов. Эти реформы должны, поднят уровень высшего образования на уровень развитых стран, которые также были определены Президентом страны на заседании КМ РУз по итогам 2016 и задачам 2017 гг., что подтверждает их актуальность [1].

Разработка и обеспечение учебного процесса учебно-методическими материалами на основе передового зарубежного опыта является одним из основных направлений проводимых реформ в системе высшего образования по выполнению выше поставленной задачи [2]. Для этого ведутся огромные работы от уровня Министерства до уровня преподавателя ВУЗа. Естественно, при выполнении этих задач имеются некоторые актуальные проблемы. Один из них, это адаптация учебных программ по предметам. Причиной этого периодическое изменение объема часов отводимых на предмет (особенно при их уменьшении), рост количества типовых рабочих программ по одному и тому же предмету, и главное, обновление содержания программы предмета в соответствии выше поставленными задачами Правительства [3].

Методика исследований. Одним из путей решения этой проблемы, которая подтверждена также и специалистами, является разработка силлабу-са по предмету. Силлабус - гибкая инновационная форма традиционной рабочей программы, но в отличие от нее легко адаптируется на различные изменения в содержании рабочей программы и в объемах часов по предметам определенные учебными планами.

Рассмотрим в качестве примера разработку силлабуса по предмету «Инженерная графика». При составлении теоретических материалов в целях обновления УМК для данного предмета [4], на основе которого был разработан силлабус по этой дисциплине, автор опирался на труды и опыт отечественных ученых по данному предмету: Ю.Киргизбаева, Р.Хорунова, Ш.Мурадова и др., а также на результаты научных исследований проведенных им по геометрическому моделированию под руководством проф. Д.Кучкаровой [5-8]. Также был учтен передовой зарубежный опыт по преподаванию этой дисциплины, изученный непосредственно в ходе стажировок на кафедре «Прикладная геометрия и дизайн» СПбГПУ (Россия, 2002 и 2006 гг.) и в «Центре CAD технологий» (Central Institute of Tool Design Индия, 2013 г.), а также по образовательным интернет ресурсам. Как многие специалисты, автор тоже подтверждает необходимость включения современных методов геометрического моделирования в преподавании этого предмета, опираясь на собственный опыт, приобретенный за 25 летный стаж преподавания этого предмета. Эта необходимость также была обоснована им в выпускном проекте подготовленный в Центре переподготовки Головного НМЦ МВ и ССО РУз при ТашГПУ. Проведен системный анализ предмета, что дал возможность переопределить внутри предметную (как подсистема) и внешние (как надсистема) связи, вследствие чего была произведена перестановка изучаемых тем, разбитием предмета на модули. В результате была разработана гибкая структура силлабуса, предусматривающая изучении предмета применением методов геометрического моделирования. Предлагаемый силлабус разработан для модульной системы обучения, а также рассчитан в перспективе для кредитной системы обучения. Гибкость силлабуса заключается в том, что он легко адаптируется на различные учебные планы подготовки кадров, а также типовых учебных программ предмета. Были определены компоненты силлабуса и их количественные характеристики. Для этого были изучены содержания не только наших, но и десятки зарубежных учебников, как на русском, так и на английском языках. Для достижения гибкости силлабуса были сопоставлены несколько учебных планов по направлениям «Технологии и оборудования» - ТО [3].

Результаты и их обсуждение. Определение номинального количества изучаемых тем предмета. В качестве единицы силлабуса было выбрано число N=18, которое равно на количество недель в семестре. Для удобства работы со силлабусом номинальное количество изучаемых тем предмета также выбрано равной на N (Таб.1.). Это дает нам возможность регулиро-

вать распределением часов по темам и видам занятий, где количество часов отводимых на занятия ZH-hours должно быть кратным к N, т.е. ZH=xN. Однако содержания и названия изучаемых тем силлабуса могут отличаться в зависимости от специальностей, для которых он разрабатывается [3].

Определение номинального количества аудиторных занятий. При номинальном расчете на одну тему отведется одно теоретическое t и одно практическое p занятие, в одном семестре, и получим Ht+Hp=4N, а количественное значение часов равняется на 36+ 36= 72. Кроме этого можно рассмотреть различные варианты соотношения часов по видам аудиторных занятий Ht=xtN и Hp=xpN для этого предмета, где коэффициенты xt и хр, по рассматриваемым учебным планам, принимает значения от 1 до 6 [3]. Например, при Ht=N и Hp=6N, имеем комбинацию 18+108=126, и.т.д. При комбинации 18/108 на 1 теоретическое занятие отводится 2 темы, а для каждой темы отводится 3 практических занятий, что подтверждает удобство кратности. Учитывая специфику предмета (так как он состоит из трех предметов - начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика) и направлений ТО рекомендуется организация учебного процесса в 2-х семестрах, с комбинация 72/108, где xt=4, xp=6.

Определение номинального количества часов на самостоятельные занятия. Сегодня Self Education - самостоятельное занятие s является регулирующим компонентом силлабуса. Рассмотрим долю отводимых часов Hs на самостоятельные занятия, которая должна составлять не менее 25% от общего количества часов на изучаемый предмет [3]. Тенденция развития высшего образования, опыт зарубежных стран, а также проводимые реформы в системе высшего образования Узбекистана указывают на дальнейшее увеличение ее доли относительно аудиторных занятий. Например, по учебному плану (Curriculum Plan) подготовки бакалавров по специальности Машиностроение (Mechanical Engineering) направления «Технологии и оборудования», для предмета «Инженерная графика» (Engineering Drawing), разработанной Туринским Политехническим Университетом в Ташкенте, доля отводимых часов на самостоятельные занятия составляет 60% от общего количества часов на изучаемый предмет [7]. По рассмотренным учебным планам доля отводимых часов на самостоятельные занятия составляет предел 25%-47%, определяющий объем самостоятельно изучаемого материала (Таб.2.). Номинальный объем Hs равняется на большую из кратных значений, удовлетворяющих предел, т.е. 54(42%) относительно 72 часов аудиторных занятий, и получим комбинацию часов ZH=Ht+Hp+Hs=36/36/54=126, т.е. номинальный объем ZH, определенный для усвоения предмета. А для комбинации 72/108 выберем Hs=108 и получим ZH=288. Поэтому Hs имеет большое значение при оценивании не только по пяти балльной или рейтинговой система, но и по кредитной системам.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, №3 (12), 2020 35 Таблица 1. Пример распределения НИ по Нь Нр и Н8 для направлений ТО

№ темы Названия, распределение и последовательность изучения тем и модулей № занятия Отведенные часы

о г о £ т. яи u S а ц о <u S а Г4 со 1 ^ а « рн Па з .т я си ° Й мн U со

1-семестр. Част-1. "Начертательная геометрия" (4 кредита). 144 36 54 54

1-модуль. Основы инженерной графики (1 кредит). 36 12 18 6

1 Цели и задачи курса. Стандарты ЕСКД. Методы проецирования. 1 12 4 6 2

2 Ортогональные проекции точек, прямой и плоскости. 2 18 6 8 4

3 Графические редакторы. Понятие САПР. CAD системы. 9 6 2 4 0

2-модуль. Основы геометрического моделирования (1 кредит). 36 12 18 6

4 Позиционные задачи. 3 12 4 6 2

5 Метрические задачи. 4 18 4 6 2

6 Конструктивные задачи. 8 6 4 6 2

3-модуль. Основы формообразования (2 кредита). 72 12 18 42

7 Граненые поверхности. 5 24 4 6 14

8 Образование кривых поверхностей. 6 24 4 6 14

9 Пересечение поверхностей. 7 24 4 6 14

2-семестр. Част-11. "Инженерная и компьютерная графика" (4 кредита). 144 36 54 54

4-модуль. Основы компьютерного проектирования (2 кредита). 72 18 26 28

10 Рабочий стол CAD системы. Работа с объектами в CAD системе. 10 24 6 8 8

11 2D моделирование. Работа со слоями, размерами и блоками. 11 24 6 8 10

12 3D моделирование геометрических тел и поверхностей. 14 24 6 10 10

5-модуль. Основы машиностроительного черчения (2 кредита). 72 18 28 26

13 Изображения, виды, разрезы. Аксонометричес. проекции деталей. 12 24 6 10 8

14 Разъемные и не разъемные соединения и их элементы. Передачи. 13 24 6 8 8

15 Чертежи сборочные и общего вида. Деталировка. Эскизы. Схемы. 15 24 6 10 10

Итого по предмету "Инженерная графика" (8 кредитов). 288 72 108 108

Определение номинального количества кредитов предмета. Рассмотрим кредитную систему образования развитых стран, на которую в ближайшем будущем планируется постепенный перевод системы высшего образования Республики Узбекистан. Например, по ECTS - European Credit Transfer System каждый кредит C-Credit приравнен 36 часам, т.е. мы будем иметь кратность C=2N, выбрав её, что ещё раз подтверждает удобства пользования разработанным силлабусом также и при кредитной системе образования. В зависимости от количества ЕИ, количество кредитов EC (также C' по семестрам) может меняться, т.е. EC=EH:2N. Но значение ЕИ не всегда может быть делимым на 36. Например, при ЕИ=105 имеем EC=2C+33, а при ЕИ=112 имеем EC=3C+4. В таких случаях недостающие или лишние часы для кредитов 8C, которые образуются в результате не делимых остатков, можно сглаживать, округляя их до кратного 2N за счет часов Hs. Тогда номинальный объем EC равняется EC=3,5C+8C=4C, где SC=18. Для направлений ТО по комбинации ЕИ=288 EC=8C. Важно отметить принципиальную общность и различие между нынешней рейтинговой системой оценивания и кредитной системой образования, на которую основывается передовой зарубежный опыт развитых стран. Например, по действующей системе, оценивание ведется по 5-ти составляющим, т.е. 2ТК, 2РК и 1ИК

напротив 5-ти кредитов. Однако, по рейтинговой системе, оценивание производится непрерывно, по каждой теме и не зависеть от ЕЙ. А в кредитной системе ЕЙ определяет ЕС, каждый С, в котором охватывает определенную часть учебного материала.

Таблица 2. Отводимые часы ХИ по учебным планам и расчет ХС

№ Специальности Общее кол-тво часов Ко к личество редитов Аудиторные занятия Самост. занятия К-во часов в неделю

С С' 5С Всего Лекц. Пра к. час % 1- сем 2- сем

1. 5321600-ЛП 72 4К 2 2/ 0 0 54 18 36 18 25 3 0

2. 5310700-ЭЭ 12 4 6К 3 3/ 0 +16 72 36 36 52 41 4 0

3. 5321700-ИК 10 5 6К 2+ 1 3/ 0 -3 72 36 36 33 31 4 0

4. 5321400-НГ 11 2 6К 3 2/ 1 +4 72 36 36 40 35 2 2

5. 5321700-ИК 12 0 6К 3 3/ 0 +12 72 36 36 48 40 4 0

6. 5320200-МС 15 0 8К 4 3/ 1 +6 108 36 72 42 28 4 2

7. 5321600-ЛП 17 8 10К 4+ 1 3/ 2 -2 108 36 72 70 39 4 2

8. 5321500-МС 19 0 10К 5 3/ 2 +10 108 36 72 82 43 4 2

9. 5321300-НГ 20 4 12К 5+ 1 2/ 4 -12 108 54 54 96 47 2 4

10 5321500-ЛП 26 4 NN 7 4/ 3 +12 144 36 108 120 45 4 4

Определение номинального количества модулей предмета. Рассмотрим вопрос разбиения предмета на модули М и распределения изучаемых тем по этим модулям. Модуль предмета может, включит в себе двух и более изучаемых тем предмета, являющихся логически завершенной частью учебного материала. Понятие «логически завершенная часть учебного материала» имеет гибкость, и разработчик силлабуса в некоторых пределах может, изменит ее границы. Кроме этого имеется возможность изменения последовательности прохождения тем внутри семестра, независимо какому модулю они принадлежат. Исходя из этого, определяем также и пределы количества модулей 1<М<2Ы., т.е. от 2 до 9. Процесс определения оптимального количества модулей можно связать с тремя критериями: 1) содержанием изучаемых тем, 2) объемом отводимых часов на предмет и 3) организацией учебного процесса. Если один или две критерии из трех являются наперед заданными условиями, то оставшиеся один или два критерии становятся оптимизируемыми. Номинальное количество модулей М=6 определяем по первой критерии, что удовлетворяет также заданные условия и по двум другим критериям, т.е. ЕЙ=288 в 2-х семестрах для направлений ТО. Однако, при других наперед заданных условиях по другим кри-

териям возможны изменения количества M в выше определенных пределах. Как видно, при определении количественных характеристик компонентов (изучаемые темы-А; отводимые часы-ZH; виды занятий-i, p, s; кре-диты-ZU; модули-M) силлабуса основным учитываемым критерием является важность изучаемых тем для специальности, для которой разрабатывается силлабус. Поэтому данная разработка очень полезна не только для преподавателей, также и для кафедр, деканатов и учебно-методической части ВУЗа в целом, в современном контексте реформ - управление учебным процессом высшего образования - {{Higher Educational Administration».

Выводы. Необходимо отметить, что в современном контексте высшего образования, особое место при моделировании учебного процесса подготовки инженеров занимает тематический подбор учебного материала, который решается при разработке силлабуса предмета. Например: составление текста лекций с элементами геометрического моделирования, которая актуальна для предмета «Инженерная графика»; применение методов и алгоритмов, разработанных по результатам научных исследований, в учебном процессе подготовки инженерных кадров по проектированию сложных технических форм рабочих органов различных технологических машин и оборудований; создание базу данных дополнительного учебного материала для самостоятельного занятия студентов, которая целесообразно подобрать из образовательных ресурсов интернета опытными преподавателями, что даст студентам, сэкономит время и правильный ориентир в поиске материала при нынешних условиях изобилия информации, а также остерегаться от негативного влияния злокачественной информации.

Заключение. Подытожив вышеизложенных можно сказать что, разработка силлабуса, направленной на оперативное составление рабочей программы даст преподавателям:

адаптировать вновь утвержденных учебных программ по предметам в учебный процесс, с учетом специфики разных специальностей одного направления;

внедрять научные, прикладные и инновационные достижения науки, соответствующие изучаемым темам, не отраженные в учебной программе предмета;

управлять количественными и качественными характеристиками его компонентов.

Список литературы

1. Доклад Президента РУз на расширенном заседание КМ проходившей 14 января 2017 года. Газета «Бухарский вестник» № 6-7(21.954), 18 января 2017 года.

2. Распоряжение КМ РУз № 07/1-449 от 12.10.2016 года и Приказ МВ и ССО РУз. № 439 от 22.10.2016 года. www.lex.uz.

3. Учебные планы специальностей по направлению «Технологии и оборудования». Утверждено МВ и ССО РУз. от 16.04.2016 г. www.edu.uz.

4. Жураев Т.Х. Разработка инновационного учебно-методического комплекса по инженерной графике. Сборник научных статей МНМК «Образование. Наука. Карьера».

24 января 2018 года. Курск. ЮЗГУ. Т.2. 150-154 с. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id =32623303

5. Кучкарова Д.Ф., Жураев Т.Х. Моделирование направляющей кривой лемешно-отвальной поверхности заданием коники. Прикладна геометрiя та шженерна графша. Мiжвiдомчий науково-техшчний збiрник. Випуск №87,(Спецвипуск).Кшв 2011.С.248-253.

6. Juraev T.Kh. Creating the Geometric Database for Product Lifecycle Management System in Agricultural Engineering. IEEE Xplore. Catalog Part Number: CFP17H74-CDR, ISBN: 978-1-5386-2167-7. ICISCT 2017. https://ieeexplore.ieee.org/document/8188573.

7. Juraev T.Kh. Conceptual Designing of Moldboard's Surface by Geometrical Modeling. American Journal of Mechanics and Applications. Vol. 5, No. 4, 2017, pp. 28-33. doi: 10.11648 / j.ajma. http://www.ajmechanics.org/archive/621/6210504

8. Жураев Т.Х. Методы и средства геометрического моделирования в установлении связей научных исследований и учебного процесса. Сборник научных статей МНПК «Новые решения в области упрочняющих технологий: взгляд молодых специалистов» 22-23 декабря 2016 г. Курск. ЮЗГУ. 304-306 c. https://www.elibrary.ru/ item.asp?id =27648764

9. Turin Polytechnic University in Tashkent. Curriculum Plan for Mechanical Engineering. http://polito.uz.

10. Проблема развития сетевых технологий в образовании/ Малянова А.Р.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.20-23

11. Приемы, используемые педагогом для мотивации познавательной активности/ Муравейникова Е.А.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 24-25

12. Особенности профессионального становления личности студента в процессе обучения/ Небавова Т.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 26-29

13. Ориентация на активные методы овладения знаниями/ Мутешко Н.С.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 17-19

14. Модели инновационного обучения, необходимых для решения практических проблем/ Покрамова О.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.24-27

15. Опыт применения технологии игрового и имитационного моделирования/ Са-вельникова Ж.Н.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.2831

16. Вопросы инновационных технологий обучения, пришедших на смену традиционным методам обучения/ Суворова М.О.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 32-36

Juraev Tojiddin Khayrullaevich

e-mail: tojiddin_1968@mail.ru

Hamraev Nasullo Sharipovich

Bukhara Branch of TIIAME.

Suvonov Obidjon Shukrullaevich

Saparov Hazratqul Raimqulovich

Samarkand State Architecture Building Institute

DEVELOPMENT OF THE SYLLABUS CONCEPT FOR THE EDUCATIONAL PROCESS

OF GEOMETRIC AND GRAPHIC DISCIPLINES Abstract. Task is motivated in article on adaptation newly under developed scholastic programs by working out subject's syllabus on example of the subject "Engineering Drawing". There are considering present condition of the questions about hour's allotment

and studying themes of subject. Syllabus components and their quantitative features are determined by defining of their relations between them, which applicable at working out the syllabus' on different specialty.

Key words: scholastic material, scholastic program, under study subjects, class occupation, self education, credit system education, module system education.

СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Кадыргулова Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории (svetlana-petuhova87@inbox.ru) МАОУ "СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов " г.Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия

Задача данной статьи- ознакомить читателя с сущностной характеристикой системно- деятельностного подхода в образовании; показать роль системно - деятельностного подхода во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: учебная деятельность; внеурочная деятельность; школа; новые образовательные стандарты; личностный подход; дея-тельностный подход; системно- деятельностный подход;

Расскажи - и я забуду, Покажи - и я запомню, Дай попробовать - и я пойму.

Конфуций

Стремительно меняющийся мир, накопление человечеством новых знаний, опыта требуют соответствующих изменений в образовании. Задача нынешней системы образования - не в том, чтобы дать готовые знания, а в том, чтобы научить добывать их. При этом учебная деятельность не должна препятствовать становлению духовного развития личности. В связи с этим перед учителем неизбежно встают следующие вопросы: как учить? чему учить? каким должен быть выпускник современной школы? какие методы и приемы обучения будут способствовать наилучшему освоению знаний, умений, навыков? Системно - деятельностный подход позволяет получить ответы на эти вопросы.

Само понятие системно - деятельностного подхода подразумевает, что результат может быть достигнут лишь в том случае, если есть обратная связь. Умение учиться для ученика складывается в систему универсальных учебных действий, а учебная деятельность - это орган развития, саморазвития, самовоспитания личности. Познание встраивается в этот процесс.

Чему же должен научиться выпускник?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.