Научная статья на тему 'Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении сечений'

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении сечений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРЧЕНИЕ / ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РАЗРЕЗ / СЕЧЕНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / DRAWING / GRAPHIC CULTURE / SECTIONAL VIEWS / SECTIONS / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наимов Санжар Тулкунович, Эргашева Нафиса Камиловна

В статье рассмотрены актуальные вопросы методики преподавания предметов «Машиностроительное черчение» в вузе и «Черчение» в школе и коллежах, на примере изучения темы «Сечения». Дается решение проблемы связанной со сжатием объемного учебного материала по данной теме, кратким его изложением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наимов Санжар Тулкунович, Эргашева Нафиса Камиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении сечений»

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЕЧЕНИЙ Наймов Санжар Тулкунович, ст.преподаватель Бухарский инженерно-технологический институт, Узбекистан

(^^т 1968@mail.ru) Эргашева Нафиса Камиловна, учительница Узбекистан, г.Бухара, школа № 13

В статье рассмотрены актуальные вопросы методики преподавания предметов «Машиностроительное черчение» в вузе и «Черчение» в школе и коллежах, на примере изучения темы «Сечения». Дается решение проблемы связанной со сжатием объемного учебного материала по данной теме, кратким его изложением.

Ключевые слова: черчение, графическая культура, разрез, сечение, методика преподавания.

Курс черчения направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности.

Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению учащихся под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый молодежи в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. При изучении разрезов и сечений следует помнить, что их получение базируется на мысленном рассечении предметов плоскостью. Если учащиеся будут хорошо знать сходство и различия между разрезом и сечением, сравнив их изобразительные возможности, то смогут осознанно использовать эти изображения в составления чертежа. При одном и том же содержании учебного материала возможны различные подходы к организации уроков и методике обучения. Рассмотрим один из вариантов методики обучения и построения системы уроков, а в заключение покажем, в чем ее положительные стороны. Начнем с выявления некоторых особенностей сечений, их отличия от разрезов и определения тех областей знаний, которые необходимы для изучения тех и других изображений. В разрезах, как известно, основная задача состоит в выявлении внутренней формы детали. Что для этого необходимо? Во-первых, знание правил их оформления. Во-вторых, при построении разреза по чертежу умение прочесть его, а при выполнении с натуры ясное понимание формы изображаемого предмета.

Иные задачи возникают при выполнении сечений. Их отличие от разрезов в другом назначении и способе выполнения. Назначение сечений- выявление главным образом внешней формы и формы частей деталей в определенном их месте. Оно осуществляется более просто, чем при выполнении вида или разреза, и иногда является единственным способом пояснения тех частей детали, которые на виде или разрезе плохо просматриваются. Поэтому выполнение разрезов и сечений существенно отличаются по характеру учебной деятельности. В первом случае преобладает преобразование изображений, а во втором их дополнение.

Велика разница и в тех качествах мышления, которые надо формировать у учащихся для правильного понимания ими чертежей с этими изображениями. Изучение сечений требует большого запаса представлений и понятий у учащихся из области техники в сочетании с геометрическим их истолкованием.

Наглядность в обучении требует от преподавателя черчения такого подхода к её подбору, при котором учащиеся получают наибольшие представления и понятия об изучаемых предметах. Осуществляется это путем живого общения с предметами или их чертежами. Цель наглядных методов обучения облегчить восприятие изучаемых законов, явлений, понять устройства механизмов, а также повысить производительность труда преподавателя и обучаемых.

Еще не так давно считалось, что слово педагога является универсальным средством обучения. Однако в процессе обучения словесное описание технической идеи обнаруживает свою невыразительность и громоздкость. Слово не обладает наглядностью, поэтому педагог не может в объяснении одновременно охватить все элементы конструкции и подробно раскрыть физический принцип действия устройства. В силу этих и других причин в обучении применяют различные наглядные формы представления сущности технической идеи и редуцирования учебной информации.

Наиболее широко при изучении технических дисциплин используются чертежи, схемы, диаграммы, графики.

В преподавании черчения принцип наглядности приобретает первостепенное значение, так как черчение, как и геометрия, изучает форму, размеры и взаимное расположение различных предметов в пространстве. Без конкретных предметов или их моделей, рисунков и чертежей у учащихся не могут возникнуть в сознании ясные представления и понятия об изучаемых предметах. Однако одного пассивного созерцания конкретных предметов или их образов (чертежей и рисунков) еще недостаточно. Надо, чтобы учащиеся научились рассматривать форму изучаемых предметов, дифференцировать те или иные признаки предмета.

Обучение черчению самым тесным образом связано с процессом наблюдения и с последующим отображением воспринятого предмета в виде эскиза, чертежа или наглядного изображения.

Чертеж в обучении осуществляет декомпозицию отображаемого объекта. Однозначно отражая один и тот же технический объект, он на определенных этапах формирования нового знания дает разные срезы технической информации об объекте изучения. В силу этого изучаемый технический объект может быть представлен как ряд относительно самостоятельных предметов, сконструированных с помощью геометрических построений.

Как показывает практика, весьма важно так организовать процесс обучения, чтобы в каждый момент внимание учащихся было привлечено к источнику учебной информации, несущему основную информационную нагрузку. При использовании наглядных пособий нужно придерживаться ряда правил. Каждая демонстрация только тогда будет иметь педагогическую ценность, когда она наглядна, убедительна, когда производит на учащихся такое впечатление, на которое рассчитывал преподаватель. Любая демонстрация, любой опыт не являются самостоятельными, независимыми от словесного изложения, поэтому они должны проводиться именно в то время, когда разбирается данный вопрос.

Необходимо, чтобы в учебном классе не было абсолютно ничего, что не связано с данным моментом занятия. Все наглядные пособия должны предлагаться на занятие именно тогда, когда они нужны.

Одним из наиболее распространенных средств осуществления наглядности является классная доска, на которой выполняются чертежи, схемы, графики, рисунки и т. п. Необходимо добиваться, чтобы все записи, сделанные на доске, были четкими и аккуратными. Но при этом нужно помнить, что нельзя увлекаться только доской, ведущим средством наглядности является различное оборудование: натуральные образцы, модели, макеты. Методика работы с наглядными пособиями на уроках черчения весьма разнообразна. Здесь, прежде всего надо иметь в виду, что наглядные пособия являются средством обучения, как при изложении нового материала, так и при его закреплении. Наглядные пособия должны быть тщательно подобраны; методика работы с ними должна определяться поставленными задачами. Отводя наглядности большую роль, не надо недооценивать других способов обучения. Таким образом, заставляем учащихся думать о выборе наиболее целесообразного изображения, выявляющего внутренние очертания детали и одновременно не затрудняющего восприятие особенностей ее наружного строения (формы). Обычно учащиеся легко приходят к мысли об использовании сечения. Одобряя правильный ход их мысли, показываем на модели принцип получения сечения, рассматриваем его достоинства, характер построения и полученного изображения. (Рис.1.).

Рис.-1. Получения и изображения сечения на детали

Задание 1. Установит соответствие между наглядными изображениями деталей по чертежу в одном виде с сечением, и занести соответствующие буквенные и номерные обозначения в графе ответов (Рис.2.).

Рисунок 2

Закономерности или явления в целом знания о проекционной основе чертежа здесь не имеют такого значения, как при усвоении разрезов. Очевидно, первая методическая задача создать у учащихся запас технических понятий и пространственных представлений, необходимых для последующего сознательного усвоения сечений. Для этого удобно воспользоваться заданиями, показанным на рисунке-2, ограничившись вначале самым кратким объяснением самого понятия «сечение». Такие задания можно размножит несколько вариантов в виде картотек или на компьютере в форме текста.

Таким образом, заставляем учащихся думать о выборе наиболее целесообразного изображения, выявляющего внутренние очертания детали и одновременно не затрудняющего восприятие особенностей ее наружного строения (формы). Обычно учащиеся легко приходят к мысли об использовании сечения. Одобряя правильный ход их мысли, показываем на модели принцип получения сечения, рассматриваем его достоинства, характер построения и полученного изображения.

При подготовке к уроку тщательно анализируя, материал надо поставит перед учащимися такую проблему, который вызывает у них интерес, заставляет призвать на помощь память, сообразительность, воображение, т. е. активизирует их мысль, направляет деятельность на поиск. После того, как учащиеся самостоятельно придут к мысли о необходимости рассечения предмета и изображения фигур сечения, преподаватель демонстрирует решение задачи толи на доске или на компьютере.

Таким образом, на уроке имеет место сочетание различных методов: вначале исследовательский, затем метод проблемного изложения, потом информационно рецептивный, а при переходе к формированию графических навыков выполнения сечений репродуктивный.

Графические упражнения по теме в зависимости от времени проведения (в процессе изучения материала), от цели и направленности упражнения подразделяются: предварительные, с помощью преподавателя; самостоятельные. К самостоятельным упражнениям относятся контрольные работы по индивидуальным заданиям. Их целью является проверка прочности знаний, умений и навыков решения типовых задач. Помощь преподавателя заключается в индивидуальной работе с учащимися (ответы на вопросы, которые не связаны с последовательностью и характером решения задачи).

Мы рассмотрели один из возможных подходов к методике изложения темы «Сечение». Исходной предпосылкой, положенной в основу методического построения уроков, является использование различных форм наглядных опор. Этот прием, используемый как вспомогательный, позволяет быстро создать у учащихся готовность к чтению и выполнению чертежей с сечениями. Возможны и другие пути повышения эффективности педагогического процесса, при их определении важно стремится к отчетливому выявлению сущности нового подхода.

Современное состояние преподавания геометро-графических дисциплин, когда идет тенденция уменьшения аудиторных часов и увеличения объема изучаемого учебного материала, требует от преподавателей составлять оптимальный учебно-методический комплекс, учитывающий все составляющие учебного процесса по данному предмету. Список литературы

1. Блышня Е.А. Методическая разработка по теме сечения. https://multiurok.ru/files/metodicheskaia-razrabotka-po-teme-secheniia.html.

2. Бельков А.П. Методическая разработка на тему Комплекс уроков методом развивающего обучения по дисциплине Инженерная графика. https://nsportal.ru/ shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/10/18/metodicheskaya-razrabotka-na-temu.

3. Ботвинников А. Д. Об актуальных вопросах методики обучения черчению.- М. 1977.-192с.

4. Наимов С.Т. Способы развития динамических пространственных представлений учащихся. Молодой ученный. Ежемесячный научный журнал.- Казань, 2016.- № 8(112).- С. 996-998.

5. Жураев Т.Х. Разработка инновационного учебно-методического комплекса по инженерной графике. Сборник научных статей МНМК «Образование. Наука. Карьера». ISBN 978-5-907049-03-1. 24 января 2018 года. Курск. ЮЗГУ. Т.2. 150-154 c.

Naimov Sanzhar Tulkunovich, senior teacher, Bukhara Engineering Technological Institute, Uzbekistan

Ergasheva Nafisa Kamilovna, teacher of school № 13, Uzbekistan, Bukhara ACTIVATION COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS BY THEME THE SECTIONS

Abstract: In article are considered actual questions of the methods of the teaching subject "Engineering drawing" in high school and subject "Drawing" in schools and colleges, on example of the study of the subject "Sections". It is given decision of the problem connected with compression of the scholastic material on given to subject, short its interpretation. Keywords: drawing, graphic culture, sectional views, sections, teaching methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.