Научная статья на тему 'Учебные цели применения изображений в аксонометрических проекциях'

Учебные цели применения изображений в аксонометрических проекциях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГЛЯДНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ / ЧЕРТЕЖ / ОБРАЗ / ФОРМА / ТЕЛО / ЦЕЛЬ УРОКА / НАГЛЯДНАЯ ОПОРА / УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ / VISUAL IMAGE / AXONOMETRIC PROJECTION / DRAWING / IMAGE / SHAPE / BODY / PURPOSE OF LESSON / VISUAL SUPPORT / LEARNING SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамракулов А.К., Тубаев Г.М.

При обучении черчению в школе, в зависимости от цели урока, учитель использует наглядность различного характера. В каких же случаях и с какой целью целесообразно использовать наглядность изображения в аксонометрических проекциях? Вот об этом идёт речь в предлагаемой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational goals of images in axonometric projections

In teaching technical drawing at school, depending on the purpose of the lesson, the teacher uses the visibility of a different nature. What situations and what purpose should teacher use the image visibility in axonometric projections for? That is the topic of the present article.

Текст научной работы на тему «Учебные цели применения изображений в аксонометрических проекциях»

• «Наука. Мысль: электронный периодический журнал»^ Научный журнал • • «A science. Thought: electronic periodic journal» • scientific e-journal •

Педагогические науки

№ 8-1. - 2016

УДК 82.085

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ В АКСОНОМЕТРИЧЕСКИХ

ПРОЕКЦИЯХ

А.К. Хамракулов, Наманганский инженерно-педагогический институт

(Наманган, Узбекистан). Г.М. Тубаев, Наманганский инженерно-педагогический институт (Наманган, Узбекистан).

Аннотация: При обучении черчению в школе, в зависимости от цели урока, учитель использует наглядность различного характера. В каких же случаях и с какой целью целесообразно использовать наглядность изображения в аксонометрических проекциях? Вот об этом идёт речь в предлагаемой статье.

Ключевые слова: наглядные изображения, аксонометрические проекции, чертеж, образ, форма, тело, цель урока, наглядная опора, учебная ситуация.

EDUCATIONAL GOALS OF IMAGES IN AXONOMETRIC PROJECTIONS

Abstract: In teaching technical drawing at school, depending on the purpose of the lesson, the teacher uses the visibility of a different nature. What situations and what purpose should teacher use the image visibility in axonometric projections for? That is the topic of the present article.

Keywords: Visual image, axonometric projection, drawing, image, shape, body, purpose of lesson, visual support, learning situation.

Каждый человек непрерывно совершенствует свои знания; чему-то учиться, переучивается, углубляет свои знания [1]. При рассмотрении цели применения аксонометрических проекций в процессе графической подготовки учащихся следует выделить ряд учебных ситуаций, а именно:

1) Сообщение учителем теоретического учебного материала с применением аксонометрического изображения;

2) Применение наглядных изображений при закреплении и повторении пройденного учебного материала;

3) Применение наглядных изображений при осуществлении учёта и проверки знаний учащихся.

При сообщении теоретического учебного материала в учебнике [2] используется 143 наглядных изображения, а при закреплении пройденного учебного материала и проверки знаний учащихся - 79 таких изображений. В поурочных разработках С.И. Дембинского и Н.О. Севастопольского [3] - соответственно, 90 и 64 наглядных изображения. В карточках заданиях Е.А. Василеного и Е.Г. Жуковой [4] для закрепления учебного материала и проверки знаний учащихся предусмотрено 168 заданий с наглядными изображениями. Но есть ряд пособий ([5; 6] и др.) в которых ещё недостаточно используются возможности наглядных изображений в процессе формирования сознательной и продуктивной графической деятельности.

• «Наука. Мысль: электронный периодический журнал»^ Научный журнал • № 8-1. - 2016

• «A science. Thought: electronic periodic journal» • scientific e-journal •

Анализ распределения аксонометрических изображений в учебнике показывает, что наибольшее их число используется при изложении учебного материала. Это связано с тем, что учебник в основном предназначен для ознакомления учащихся с теоретическими основами предмета. Для достижения этой цели используется в два раза больше наглядных изображений, чем для второй и третьей ситуаций.

Анализ наглядных изображений в учебной литературе показал, что они входят в состав разнообразных задач. Объединив близкие по содержанию задачи, в которых надо оперировать наглядными изображениями и выделяют следующие их типы:

1. Проведение анализа геометрической формы пояснение нанесения размеров, уточнение понятий, показ приёмов работы с чертежными и измерительными инструментами с опорой на наглядное изображение;

2. Пояснение процесса образования чертежа;

3. Пояснение и проверка правильности последовательности построения чертежа;

4. Пояснение формы предмета при чтении чертежа с опорой на наглядное изображение или выполнение его в результате чтения чертежа;

5. Определение недостающий проекции с опорой на наглядное изображение и анализ формы предмета;

6. Выполнение чертежа или эскиза предмета по его наглядному изображению;

7. Выделение в изображениях геометрических элементов с опорой на наглядное изображение;

8. Построение наглядного изображения по чертежу, эскизу, с натуры или их описанию;

9. Сопоставление изображений. Указание на их различий или соответствия.

Условно названные типы задач можно разделить на две группы, А и Б. Первые четыре задачи составили группу «А». Они используются при сообщении учебного материала. Задачи 5,6,7,8,9 вошли во второй группу «Б», и их назначение содействовать закреплению пройденного материала.

Сравнение содержания задач группы «А» и «Б» показывает, что они попарно соответствуют друг другу. А, именно, задачи 1, 2, 3, 4 группы «А» аналогичны, соответственно, задачам 5, 6, 7, 8 группы «Б». Разница заключается в том, что в задачах группы «А» действия демонстрирует учитель или выполняются учащимся совместно с учителем. В задачах группы «Б» - учащиеся на основе ранее приобретенных знаний.

Как показывает таблица 1, в группе «А» наиболее распространены задачи типов 1, 3, 4, а в группе «Б» - задачи типов 7, 8, 9.

Таблица 1. Распределение задач, содержащих аксонометрические изображения, по группам.

Группы задач А Б

№ задач 1 2 3 4 5 6 7 8 9

% от общего число задач 12 4 8 8 5 14 15 27

В учебники среди всех задач, содержащих наглядные изображения, задачи группы «А» составляют 62%, задачи группы «Б» - 38%. В учебных пособиях все задачи относятся к группе «Б».

• «Наука. Мысль: электронный периодический журнал»^ Научный журнал • № 8-1. - 2016

• «A science. Thought: electronic periodic journal» • scientific e-journal •

Само содержание этих задач определяет назначение наглядных изображений в обучении. Выступая как опора при чтении и построении чертежей, они помогают уяснить ход графических операций, сущность разновидностей изображений и др. Этим самым они содействуют развитию графической грамотности учащихся.

Анализ таблицы 1 показывает, что в учебной практике мало используются задачи типов 2 и 6. Между тем, эти задачи, и особенно задачи типа 6, оказывают большое влияние на формирование умений и навыков выполнения чертежей. Учитывая это, целесообразно чаще изыскивать возможности для включения в процесс обучения решения задач данного типа.

Изображения в аксонометрических проекциях широко применяются при решении графических задач. Они служат, как бы наглядной опорой для представления хода, действий которые могут привести к решению.

«Ход решения задач, с применением наглядных изображений, базируется, с одной сторона, на умении анализировать форму предметов по чертежам в системе прямоугольных и в аксонометрических проекциях, что связано с определением соответствия элементов этих видов изображений, и созиданием образа предметов, а с другой - на знания приёмов построения изображений в аксонометрических проекциях» [7].

В группе «А» заметно преобладает задачи первого типа, что вполне оправдано целями и задачами соответствующего этапа на обучения. В группе «Б» количественно преобладают задачи типа 7, 8 и 9, что также вполне оправдано, т.к. именно эти задачи особенно сильно содействуют развитию пространственного мышления учащихся. Вместе с тем, следует отметить несоответствие процентного соотношения количества задач типов 1 и 5. Это объективно является показателем того, что в отдельных случаях изучаемый материал недостаточно закрепляется, а иной раз наоборот, учитель занимается закреплением того, чему специально не обучает.

Литература:

1. Тубаев Г. М., Хамракулов А. К. Непрерывное образование и графические дисциплины //Science Time. - 2015. - №. 5 (17).

2. Черчение: Учебник для средней общеобразовательного школы. / под ред. В.Н.Виноградова. - М.: Просвещение, 1986. - 176.

3. Дембинский С.Н., Севастопольский Н.О. Уроки черчения в средней школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1975. - 191.

4. Василенко Е.А., Жукова Е Т. Карточки задания по черчению для 7 класса: Пособие для учителя. - М.: Просвещение - 1984. - 415 с.

5. Годына Е.Г. Сборник заданий по черчению: Пособие для учителей. М.: Просвещение -1977. - 136 с.

6. Анненков С.А. Сборник заданий по черчению: Пособие для учителей. М.: Просвещение -1972. -208 с.

7. Тубаев Г. М., Хамракулов А. К., Уматалиев М. А. Особенности оперирования наглядными изображениями при решении учебных графических задач //Science Time. - 2015. - №. 1 (13).

» «Наука. Мысль: электронный периодический журнал»^ Научный журнал • № 8-1. - 2016

• «A science. Thought: electronic periodic journal» • scientific e-journal •

References:

1. Tubaev G. M., Hamrakulov A. K. Nepreryvnoe obrazovanie i graficheskie discip-liny //Science Time. - 2015. - №. 5 (17).

2. Cherchenie: Uchebnik dlja srednej obshheobrazovatel'nogo shkoly. / pod red. V.N.Vinogradova. - M.: Prosveshhenie, 1986. - 176.

3. Dembinskij S.N., Sevastopol'skij N.O. Uroki cherchenija v srednej shkole: Posobie dlja uchitelej. - M.: Prosveshhenie, 1975. - 191.

4. Vasilenko E.A., Zhukova E T. Kartochki zadanija po chercheniju dlja 7 klassa: Posobie dlja uchitelja. - M.: Prosveshhenie - 1984. - 415 s.

5. Godyna E.G. Sbornik zadanij po chercheniju: Posobie dlja uchitelej. M.: Prosveshhe-nie -1977. - 136 s.

6. Annenkov S.A. Sbornik zadanij po chercheniju: Posobie dlja uchitelej. M.: Prosveshhenie -1972. -208 s.

7. Tubaev G. M., Hamrakulov A. K., Umataliev M. A. Osobennosti operirovanija na-gljadnymi izobrazhenijami pri reshenii uchebnyh graficheskih zadach //Science Time. - 2015. -№. 1 (13).

— • —

Сведения об авторах

Гафиятулла Мухамедшаевич Тубаев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной графики Наманганский инженерно-педагогический институт (Наманган, Узбекистан).

Абдурахмат Каримович Хамракулов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной графики, Наманганский инженерно-педагогический институт (Наманган, (Узбекистан).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.