Научная статья на тему 'К вопросу об эффективности формирования и исполнения федерального бюджета и обеспечения его сбалансированности'

К вопросу об эффективности формирования и исполнения федерального бюджета и обеспечения его сбалансированности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ДЕФИЦИТ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / BUDGET / REVENUES / EXPENDITURES / DEFICIT / BALANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арзуманян Светлана Вячеславовна

В данной статье отражены основные источники поступления финансовых средств в федеральный бюджет РФ, важнейшие направления использования имеющихся ресурсов и пути достижения сбалансированности бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the efficiency of formation and execution of the Federal budget and its balance

This article reflects the main sources of funding in the federal budget of the Russian Federation, the most important uses of available resources and the achievement of a balanced budget.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективности формирования и исполнения федерального бюджета и обеспечения его сбалансированности»

TO THE QUESTION OF THE EFFICIENCY OF FORMA TION AND EXECUTION OF THE FEDERAL BUDGET AND ITS BALANCE

A rzumanyan S vet/ana Vyachesla vo vna, Studen t, Russian University of Economics named after G. V. Piekhanov (branch), Pyatigorsk

This article reflects the main sources of funding in the federal budget of the Russian Federation, the most important uses of available resources and the achievement of a balanced budget. Keywords: budget; revenues; expenditures; deficit; balance.

¥ >

<

X

uj S ic О

Ш =Г

s Ж О

ж о

СО

УДК 336.5

Арзуманян C.B., 2015

74

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО СБАЛАНСИРОВАННОСТИ

В данной статье отражены основные источники поступления финансовых средств в федеральный бюджет РФ, важнейшие направления использования имеющихся ресурсов и пути достижения сбалансированности бюджета. Ключевые слова: бюджет; доходы; расходы; дефицит; сбалансированность.

I

АРЗУМАНЯН Светлана Вячеславовна, студентка, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (филиал), Пятигорск

Бюджет (от старонормандского ЬоидеКе- кошелёк, мешок с деньгами) представляет собой сводный план доходов и расходов конкретного объекта, определяемых на определённый временной период, как правило на год.

Государственный бюджет - основной плановый документ страны в сфере финансов. В составе бюджетной системы РФ выделяют следующие элементы:

- федеральный бюджет;

- региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ);

- местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Федеральный бюджет РФ - главный документ финансовой сферы, определяющее звено российской бюджетной системы, в котором в единстве представлены основополагающие категории финансов (налоги, государственный кредит, государственные расходы). К тому же федеральный бюджет - ведущий финансовый план государства на финансовый год.

В структуре федерального бюджета выделяют две основные категории - доходную и расходную части.

Проблемой любого бюджета является достижение сбалансированности, то есть равенства доходной и расходной частей. Это относится к бюджету семьи, домохозяйства, предприятия, но особенно это важно для федерального бюджета, обеспечивающего достижение целей, выполнение задач и осуществление функций государства. Как каждый человек стремится уравновесить получаемые и расходуемые средства, так и органы власти пытаются обеспечить паритет в притоке и оттоке финансовых ресурсов бюджетов всех уровней - федерального, регионального и местного.

Актуальность данной темы объясняется тем, что стратегические и тактические направления развития страны обеспечиваются посредством ресурсов федерального бюджета. С помощью этих средств государство осуществляет проведение антиинфляционной политики, регулирование курса национальной валюты, поддержку приоритетных отраслей хозяйства, экономический рост, обеспечивает оборону и защиту внешних границ, внутреннюю безопасность, предоставляет социальные гарантии населению.

Доходная часть бюджета отражает поступление в бюджет денежных средств, используемых на покрытие расходных статей. В осуществлении бюджетных расходов определяющее значение имеет учет

доходов и их планирование. Расходная часть бюджета отражает основные направления осуществляемой государством политики.

Проанализируем динамику доходов федерального бюджета России в 2012-2014 годах в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика доходов федерального бюджета России в 2012-2014 годах

Показатель Абсолютные показатели, млрд руб. Относительные показатели

Темп роста, % Темп прироста, %

2012 г. 2013 г. 2014 г. в 2013 г. к 2012 г. в 2014 г. к 2013 г. в 2013 г. к 2012 г. в 2014 г. к 2013 г.

Годовые доходы федерального бюджета 12 855,54 13 019,94 14 496,88 101,28 111,34 1,28 11,34

Исходя из приведенных выше показателей, можно прийти к выводу, что в анализируемом периоде наблюдается тенденция роста доходов федерального бюджета РФ.

Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета РФ за 2014 год, отраженную на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура доходов федерального бюджета за 2014 г.

Анализируя представленную структуру доходов бюджета, можно сделать вывод, что большая доля доходов (54,64%) приходится на налоговые поступления, причем превалируют притоки средств в форме налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (19,9%), а также налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (18,6%). На неналоговые доходы приходится 44,59% притоков финансовых ресурсов бюджета, удельный вес безвозмездных поступлений составляет 0,77%.

Планирование налоговых доходов федерального бюджета занимает одно из ведущих

мест в системеуправления бюджетными ресурсами государства. Планирование, являясь частью системы управления бюджетом, не только дает его комплексную оценку бюджета, но и определяет возможности увеличения ресурсов, разрабатывает направления наиболее эффективного их использования. Следовательно, планирование - основной и обязательный этап любой деятельности, определяющий приоритеты развития. Бюджетная политика отражает главные задачи планирования доходных статей бюджета [4, с. 75].

Сравним фактические показатели налоговых поступлений в федеральный бюджет с их плановыми величинами (табл. 2).

Анализ приведенных данных позволяет утверждать, что фактические налоговые потоки превысили их прогнозную величину (+202,48 млрд руб.) преимущественноза счет значительного положительного сальдо показателей налогов на прибыль, доходы (+52,05 млрд руб.); налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории российской федерации (+183,30 млрд руб.); доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (+115,58 млрд руб.). Кроме того, важно отметить значительное отставание от прогнозных показателей доходов от налогов на товары, ввозимые на территорию российской федерации (-35,93 млрд руб.); налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (-72,70 млрд руб.); платежей при пользовании природными ресурсами (-40,72 млрд руб.).

Проанализируем динамику расходов федерального бюджета России в 2012-2014 годах, представленную в таблице 3.

Исходя из приведенных выше показателей, можно прийти к выводу, что в анализируемом периоде наблюдается тенденция роста расходов федерального бюджета.

Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета РФ за 2014 год, отраженную на рисунке 2.

Таблица 2 - Исполнение бюджета в части налоговых поступлений по итогам 2014 года

Вид дохода Прогноз Исполне- Отклонение

доходов, но, млрд исполнения от

млрд руб. руб. прогноза, млрд руб.

Налоги на прибыль, доходы 368,46 420,51 +52,05

Налоги на товары (работы, услуги), 2 518,95 2 702,25 +183,30

реализуемые на территории российской федерации

Налоги на товары, ввозимые на 1 857,72 1 821,79 -35,93

территорию российской федерации

Налоги, сборы и регулярные платежи 2 957,32 2 884,62 -72,70

за пользование природными

ресурсами

Государственная пошлина 102,33 90,86 -11,47

Задолженность и перерасчеты по 0,79 1,19 +0,40

отмененным налогам, сборам и иным

обязательным платежам

Доходы от внешнеэкономической 5 462,57 5 463,42 +0,85

деятельности

Доходы от использования имущества, 330,00 445,58 +115,58

находящегося в государственной и муниципальной собственности

Платежи при пользовании 269,41 228,69 -40,72

природными ресурсами

Доходы от оказания платных услуг 148,52 148,70 +0,18

(работ) и компенсации затрат

государства

Доходы от продажи материальных и 102,22 108,31 +6,09

нематериальных активов

Административные платежи и сборы 12,51 20,96 +8,45

Штрафы, санкции, возмещение ущерба 19,57 26,40 +6,83

Прочие неналоговые доходы 33,09 22,66 -10,43

Итого 14183,46 14385,94 +202,48

Таблица 3 - Динамика расходов федерального бюджета России в 2012 - 2014 годах

Показатель Абсолютные показатели, млрд руб. Относительные показатели

Темп роста, % Темп прироста, %

2012 г. 2013 г. 2014 г. в 2013 г. к 2012 г. в 2014 г. к 2013 г. в 2013 г. к 2012 г. в 2014 г. к 2013 г.

Годовые расходы федерального бюджета 12 894,99 13 342,92 14 831,58 103,47 111,16 3,47 11,16

Анализируя представленную структуру расходов бюджета, можно сделать вывод, что большая доля расходов (23,28%) приходится на осуществление социальной политики, а также на проведение национальной экономики (20,65%). Важными статьями расходов являются национальная оборона (16,71 %) и национальная безопасность и правоохранительная деятельность (14,07%). Меньшая доля средств используется на обслуживание государственного и муниципального долга (2,8%), здравоохранение (3,61%) и образование (4,3%).

Прогнозирование расходов федерального бюджета является основным аспектом процесса управления финансами. Оно позволяет обеспечить государственно важные направления расходования имеющихся в распоряжении государства ресурсов.

3 452,4

Риунок2 - Структура расходов федерального бюджета за 2014 г.

Сравним фактические показатели расходов федерального бюджета с их плановыми величинами (табл. 3).

Анализ приведенных данных позволяет утверждать, что фактические расходы оказались ниже их прогнозной величины (-220,67 млрд

руб.) преимущественно за счет сокращения по сравнению с плановыми отчислениями на развитие национальной экономики (-181,51 млрд руб.) и реализацию социальной политики (-29,3 млрд руб.). Однако можно заметить тот факт, что ожидаемые значения превысили расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (+28,23 млрд руб.).

Таблица 3 - Направления расходов федерального бюджета РФ по итогам 2014 года

Наименование Утверждено, млрд руб. Исполнено, млрд руб. Отклонение исполнения от прогноза, млрд руб.

Общегосударственные вопросы 946,21 935,74 -10,47

Национальная оборона 2481,27 2479,07 -2,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2057,94 2086,17 +28,23

Национальная экономика 3244,42 3062,91 -181,51

Образование 643,28 638,27 -5,01

Здравоохранение 546,78 535,54 -11,24

Социальная политика 3481,67 3452,37 -29,3

Обслуживание государственного и муниципального долга 415,95 415,61 -0,34

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 817,3 816,09 -1,21

Иные 417,42 409,8 -7,62

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 15052,24 14831,57 -220,67

Рисунок3- Итоговые показатели федерального бюджета РФ за 2014 год

Для федерального бюджета характерны три состоя н ия, связанны ее con оста вл ен и ем доходных и расходных статей: профицит, дефицит и сбалансированность. Сбалансированность бюджета заключается в паритете доходов и расходов, к чему стремится любое государство. Если говорить о двух других состояниях, то они возникают в связи с отсутствием соответствия

величин доходов и расходов,то есть их природа состоит в несбалансированности, дисбалансе бюджета. Профицит прослеживается в преобладании доходной части над расходной, а причина дефицита - превышение используемых средств над поступающими. В ситуациях дисбаланса бюджета на первый план выходит поиск путей достижения сбалансированности, необходимой для стабильности и оптимального функционирования государства.

Определим сальдо федерального бюджета РФ за 2014 год на основе данных о суммах общих доходов и расходов за рассматриваемый период (см.: рис. 3).

Как видно из приведенных выше показателей, сальдо федерального бюджета РФ по итогам 2014 года отрицательное, то есть имеет место дефицит бюджета (-0,3 трлн руб.).

Рассмотрим динамику сальдо федерального бюджета РФ на основе сопоставления данных по доходам и расходам за 2012-2014 годы (табл. 4).

На основании данных, представленных в таблице 4, можно сделать вывод, что на протяжении рассматриваемого периода имеет место устойчивая тенденция роста дефицита федерального бюджета РФ.

Кроме того, обращает на себя внимание значительный рост дефицита федерального бюджета Российской Федерации в 2013 году по сравнению с 2012 годом, относительный показатель (темп прироста) которого составил 718,7%. В 2014 году наблюдается замедление прироста дефицита бюджета.

Покрытие дефицита бюджета осуществляется посредством определенных источников финансирования.

Источники финансирования дефицита бюджета представляют собой ресурсы, мобилизуемые в бюджет для покрытия дефицита, включая разницу поступивших и погашенных средств по кредитам банков, бюджетов других уровней, международных финансовых организаций, средств от операций по ценным бумагам, иные источники.

Основные источники финансирования дефицита федерального бюджета РФ за 2014 год представлены в таблице 5.

Таблица 4 - Динамика дефицита федерального бюджета РФ

Показатель Абсолютные показатели, млрд руб. Относительные показатели

Абсолютное отклонение, млрд руб. Темп прироста, %

2012 г. 2013 г. 2014 г. в 2013 г. к 2012 г. в 2014 г. к 2013 г. в 2013 г. к 2012 г. в 2014 г. к 2013 г.

Дефицит федерального бюджета -39,45 -322,98 -334,7 -283,53 -11,72 +718,7 +3,6

Таблица 5 - Источники финансирования дефицита бюджета РФ за 2014 год

Наименование | Исполнено, млрд руб.

Внутренние источники финансирования дефицита бюджета

Государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации 1025,27

Курсовая разница 3487,02

Прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов -291,94

Бюджетные кредиты, предоставленные внутри страны в валюте Российской Федерации -170,41

Цругие внутренние источники финансирования дефицита эюджета 26,33

Итого по внутренним источникам 4076,27

Внешние источники финансирования дефицита бюджета

Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте -47,37

Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте -24,86

Государственные финансовые и государственные экспортные кредиты -74,43

Итого по внешним источникам -146,66

Общий итог 3929,61

Рассмотрев приведенные в таблице 5 данные, можно сделать вывод, что бюджетный дефицит покрывается за счет внутренних источников, среди которых основными являются поступления от курсовой разницы и по государственным (муниципальным) ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации.

Федеральный бюджет РФ, являясь главенствующим звеном в структуре бюджетной системы, отражает основные параметры экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов государства. В нем мобилизуются ресурсы предприятий и организаций различных отраслей, форм собственности и организационно-правовых форм, а также доходы населения. Поступающие средства расходуются на развитие народного хозяйства, на осуществление социальных и экономических программ, повышение обороноспособности страны, на нужды органов власти и управления, отчисления в региональные и местные бюджеты, на покрытие государственного долга, формирование резервов [1, с. 83].

Достижение, а особенно сохранение сбалансированности бюджета - очень трудная задача, что, прежде всего, касается федерального бюджета, обеспечивающего функционирование государства. Для решения этой задачи необходимо добиться поступления максимальных доходных средств при минимуме затрат на основе экономии и рационализма. При этом необходимо осуществлять целевое расходование бюджетных средств, разрабатывая оптимальную финансовую политику.

Доходная часть бюджета должна быть, с одной стороны, достаточной для осуществления государством своихтекущих и стратегических функций, а с другой - не возлагать угнетающее налоговое бремя на население, так как от благосостояния каждого гражданина в конечном итоге зависит и экономическое развитие страны.

Для решения проблемы несбалансированности бюджета государству в лице органов власти и управления необходимо:

- повышать инвестиционную активность посредством создания оптимального финансового и налогового климата, а также финансирования приоритетных отраслей экономики и предоставления им налоговых льгот;

- содействовать научно-техническому прогрессу путем развития инновационных отраслей;

- способствовать превращению в экспортный товар высокотехнологичной продукции, вкладывать средства в обрабатывающие отрасли производства;

- осуществлять инвестиции в наиболее привлекательные отрасли, способные приносить максимальные доходы при минимуме затрат.

Грамотное осуществление перестройки хозяйственной системы страны, развитие приоритетных многообещающих отраслей позволит достичь экономического роста, увеличить доходы бюджета и сократить его расходы, достигнув, таким образом, сбалансированности.

Примечания:

1. Бережной В.И., Бережная Е.В., Бережная О.В., Вицелярова К.Н., Волкова C.B., Володько Л.П., Воробьева Е.А., Голубина Ж.И., Дешевова Н.В., Егорова Л.А., Косенко С.Г., Кузьмич Н.П., Марцева Т.Г., Марченко C.B., Матевосян М.Г., Милованова Е.А., Новосельцева А.П., Суспицына Г.Г., Табачникова Е.В., Тельнова H.H. и др. Модернизация экономики и управления / под общей редакцией В.И. Бережного. - М., 2015.-T. 1.

2. Биндасова H.A., Погосян В.В. Инвестиции : учеб. пособие / H.A. Биндасова, В.В. Погосян. - 2-е изд., перераб. и доп. - Пятигорск : РИА-КМВ, 2015. - 156 с.

3. Биндасова H.A., Погосян В.В. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика : учебное пособие / Биндасова H. А., Погосян В.В. - Пятигорск, 2011.

4. Биндасова H.A. Инвестиции : учебное пособие.

- Пятигорск, 2012.

5. Биндасова H.A. Особенности реализации федеральных целевых программ на рынке жилья // В сборнике: Формирование рыночной экономики: проблемы структурной перестройки в экономической и финансовой сферах материалы Всероссийской научно-практической конференции. редкол.: Вазагов В.М. и др. - Пятигорск, 2007.

- С. 82-90.

6. Биндасова H.A. Инвестирование в драгоценные металлы // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. - 2012. - № 3. - С. 31-38.

7. Биндасова H.A. Развитие регионального рынка жилой недвижимости : автореф. дис. ... к. э. н. / Северо-Кавказский государственный технический университет. - Ставрополь, 2006.

8. Биндасова H.A. Развитие регионального рынка жилой недвижимости (на материалах Ставропольского края) дис.... к. э. н. - Ставрополь, 2006.

9. Голубина Ж.И., Кузнецова Т.Б. Финансовая политика как инструмент управления финансами государства // KANT: Экономика и управление. -2015,-№1 (4).-С. 15-17.

Ю.Марченко C.B. Межбюджетные отношения в системе повышения уровня финансовой обеспеченности территорий (на материалах Ставропольского края): дис.... к. э. н. / Северо-Кавказский государственный технический университет. -Ставрополь, 2009.

П.Марченко C.B. Территориальные финансы / C.B. Марченко. - Пятигорск : КМВ, 2009. - 178 с.

12.Марченко C.B. К вопросу о финансовой самостоятельности муниципальных образований // Актуальные вопросы экономических наук. - 2014.

- №37,- С. 188-192.

13.Марченко C.B. Межбюджетные отношения в системе повышения уровня финансовой обеспе-

ченности территорий : автореф. дис. ... к. э. н. -Ставрополь, 2009.

14.Марченко C.B. Зарубежный опыт финансового обеспечения местного самоуправления // В сборнике: Институциональные преобразования национальных экономических систем Университет Вагенинген (Нидерланды), Белградский институт аграрной экономики (Сербия), Чешский университет естественных наук (Чехия), Ставропольский государственный аграрный университет (Россия). - 2014. - С. 180-185.

15.Марченко C.B. Преодоление проблем в регулировании финансов муниципальных образований // Развитие мировой экономики: современные тенденции и проблемы : сб. научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - 2011. - С. 120-125.

16.Марченко C.B., Шишкина Л.В. Оценка эффективности реформирования бюджетной системы в Российской Федерации // Kant: Экономика и управление. - 2015. - № 1 (4). - С. 8-12.

17.Марченко C.B., Дмитриева И.Е., Коломиец Л.Г., Голубина Ж.И. Актуальные проблемы финансов: учебное пособие для студентов вузов / под редакцией C.B. Марченко. - Пятигорск, 2014.

18.Погосян В.В. Инновационные и инвестиционные проекты и технологии как фактор модернизации отрасли // Модернизация индустрии рекреации санаторно-курортного дела и туризма : сб. материалов Международной научно-практической кластер-конференции, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войны / под общ. ред.: Некрасов Е.Е., Фролко C.B. - 2010. -С. 475-479.

19.Погосян В.В. Проблемы и перспективы развития производства и структуры промышленности в регионах // Развитие мировой экономики: современные тенденции и проблемы : сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. -

2011.-С. 126-132.

20.Погосян В.В. Перспективы развития банковского сектора // Правовое регулирование отдельных сфер жизнедеятельности общества: теория и практика (опыт Кавказа) : сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ответственный за выпуск: Боков A.B. -

2012.-С. 217-226.

21. Погосян В.В. Проблемы и перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса на современном этапе развития экономики // Kant. -2015,-№2 (15).-С. 96-100.

22.Бюджет [Электронный ресурс] // Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. Электронный бюджет.

LD

1-Н

О

-О Q-

Ш <

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF HOTEL SERVICE AND TOURISM IN THE STA VROPOL REGION

Boritko Mariya Evgenievna, Student, North-Caucasus Federal University, Stavropol E-mail: mar. boritko2015@yan dex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.