Научная статья на тему 'Повышение качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ'

Повышение качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2731
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / BUDGET LAW / ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ / PRINCIPLES OF THE BUDGETARY SYSTEM / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERGOVERNMENTAL RELATIONS / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / FISCAL POLICY / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / BUDGET PROCESS / ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ / FINANCIAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрина Валентина Петровна

В статье рассмотрены проблемы управления финансами государства, пути их преодоления. Определены пути развития межбюджетных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improved management state and municipal finance in Russia

The article deals with problems of management of state finances, ways to overcome them. Identified the development of intergovernmental relations.

Текст научной работы на тему «Повышение качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ»

IMPROVED MANAGEMENT STATE AND MUNICIPAL FINANCE IN RUSSIA

Yurina Valentina Petrovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Finance and Taxation, institute of Service, Tourism and Design (branch), Pyatigorsk

The article deals with problems of management of state finances, ways to overcome them. Identified the development of intergovernmental relations.

Keywords: budget law; the principles of the budgetary system; intergovernmental relations; fiscal policy; the budget process; financial assistance.

ПОВЫШЕНИЕКА ЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В РФ

В статье рассмотрены проблемы управления финансами государства, пути их преодоления. Определены пути развития межбюджетных отношений. Ключевые слова: бюджетное законодательство; принципы бюджетной системы; межбюджетные отношения; финансовая политика; бюджетный процесс; финансовая помощь.

I

Результаты работы Счетной палаты [1] характеризуют неэффективное управление финансами в Российской Федерации, что создает предпосылки для возникновения нарушений бюджетного законодательства. Следовательно, необходимо уделять больше внимания эффективному управлению как государственными, так и муниципальными финансами.

Управление финансами базируется на принципах бюджетной системы РФ, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ [2], особо значимую роль при этом играют принципы самостоятельности бюджетов и результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Федеральные органы власти с 1999 года предпринимают меры по повышению эффективности управления общественными финансами на всех уровнях бюджетной системы, совершенствуя межбюджетные отношения путем принятия программных документов.

Примером может служить "Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года", одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. № 1123-р.

Согласно этой Концепции, одним из итогов совершенствования межбюджетных отношений является создание законодательной базы разграничения расходных полномочий между органами власти разного уровня, а в целях обеспечения расходных обязательств установлены доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами на постоянной основе, что предопределяет устойчивость их поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Отмечается высокий уровень прозрачности и предсказуемости межбюджетных отношений, так как не менее 95% объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета распределяется на основе единых методик, исходя из объективных показателей. Кроме того более 70% объема межбюджетныхтрансфертов утверждается в рамках федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Положительно отразился на межбюджетных отношениях переход к среднесрочному бюджетному планированию на федеральном уровне, что создает условия для повышения качества финансового

УДК 336.02

Юрина В.П., 2015

LO

r-t-l

о

си

-О Q-

L0 СК Ь-X

LU

О

со

117

ЮРИНА Валентина Петровна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Финансов и налогообложения, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал), Пятигорск

> <

х

щ

Ж О ш =г X

ж о

о

со

118

планирования в регионах. Для финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации установлен порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности соответствующих бюджетов, что позволило обеспечить гарантированный уровень их доходов.

С целью стимулирования региональных и муниципальных образований к развитию налогового потенциала и повышению качества управления региональными финансами Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены различные условия осуществления бюджетного процесса, в зависимости от доли межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в объеме собственных доходов консолидированных бюджетов.

Были предприняты и другие меры по оптимизации управления финансами в государстве. Так, путем внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в части регулирования бюджетного процесса, была обеспечена своевременная реализация мер по поддержке финансового рынка и отраслей экономики.

Также установлена возможность самостоятельного определения регионами необходимого размера предоставляемого обеспечения соответствующих обязательств при предоставлении гарантий по банковским кредитам, привлекаемым юридическими лицами, расширены возможности регионов и муниципалитетов по привлечению бюджетных кредитов за счет установления права предоставления бюджетных кредитов на срок до 3 лет, а также предоставлено право формирования фондов финансовых резервов субъектов Российской Федерации.

Сформированы единые методологические подходы к предоставлению и созданию условий для обеспечения эффективного использования субсидий из федерального бюджета бюджетам регионов.

Для повышения эффективности финансовой политики используются субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов, предоставляемые на конкурсной основе в целях содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса и стимулирования экономических реформ в территориальных образованиях.

Министерством финансов Российской Федерации осуществляется существенная методологическая помощь региональным и муниципальным образованиям по совершенствованию управления бюджетным процессом, путем

разработки проектов типовых нормативных правовых актов по бюджетному процессу для реализации реформы местного самоуправления, а также методических рекомендаций.

Однако в ряде субъектов Российской Федерации остается низким качество управления бюджетным процессом, свидетельством чего являются высокий по сравнению со среднероссийским уровнем уровень просроченной кредиторской задолженности по отношению к их собственным доходам, низкое качество финансового планирования, а также недостаточное использование современных процедур и методов управления бюджетным процессом в каждой из фаз бюджетного цикла. Ситуацию усугубил экономический кризис, отразившийся на обеспечении сбалансированности территориальных бюджетов, снижении занятости населения, сокращении финансовых ресурсов на осуществление капитальных вложений, а также риске возникновения кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам.

В этой связи, в целях дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений и повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами, необходима разработка и реализация мер, направленных на смягчение последствий экономического кризиса.

В соответствии со сложившейся ситуацией развитие межбюджетных отношений и инструментов управления бюджетным процессом в ближайшие годы необходимо направить на решение следующих задач: [3]

-установление особенностей организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в условиях экономического кризиса;

- создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

- корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

- совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и местного самоуправления;

- дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Реализация этих задач обеспечит дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений и будет способствовать повышению эффективности бюджетной системы Российской Федерации на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.

Примечания:

1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации : от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 17 июля. 1998 г. : одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г. : (ред. от 28.07.2012) // СПС "Консультант Плюс".

3. "Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года", одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. № 1123-р.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации : от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 17 июля. 1998 г. : одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г. : (ред. от 28.07.2012) // СПС "Консультант Плюс".

5. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах.

6. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".

7. "Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года", одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 1123-р.

8. Марченко C.B., Дмитриева И.Е., Коломиец Л.Г., Голубина Ж.И. Актуальные проблемы финансов : учебное пособие для студентов вузов / под ред. C.B. Марченко. - Пятигорск, 2014. - 340 с.

9. Марченко C.B., Голубина Ж.И. Регулирование финансов кризисных монопрофильных муниципальных образований // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 5-2 (46-2). - С. 353-357.

10. Юрина В.П., Грицай С.Е., Марченко C.B. Регулирование экономики через механизм косвенного налогообложения в России. - В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста : материалы VI Международной научно-практической конференции / ФГАОУ ВПО "Северо-Кавказский федеральный университет", ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный университет". - 2014. - С. 390-394.

11. Марченко C.B. Совершенствование системы управления неналоговыми доходами бюджета. -В сб.: Региональная модель развития: Детерминанты экономики и маркетинга. - 2014. - С. 119123.

12. Марченко C.B. К вопросу о финансовой самостоятельности муниципальных образований // Актуальные вопросы экономических наук. - 2014. - №37,- С. 188-192.

13. Марченко C.B. Межбюджетные отношения в системе повышения уровня финансовой обеспеченности территорий (на материалах Ставропольского края) : дис.... канд. экон. н. / Северо-Кавказский государственный технический университет. -Ставрополь, 2009.

14. Марченко C.B. Территориальные финансы (на примере Ставропольского края) : учебное пособие / С. В. Марченко. - Пятигорск, 2009.

15. Дегтярева И.Н., Голубина Ж.И. Учебное пособие для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов экономических специальностей по дисциплине "Статистика" раздел "Общая теория статистики". - Пятигорск : РИА КМВ, 2010.

16. Биндасова H.A., Погосян В.В. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика : учебное пособие / Биндасова Н. А., Погосян В. В. - Пятигорск, 2011.

17. Погосян В.В. Инновационные и инвестиционные проекты и технологии как фактор модернизации отрасли / Погосян В.В. // Модернизации индустрии рекреации, санаторно-курортного дела и туризма: материалы Международной научно-практической конференции. Геленджик, 2010 г. - Пятигорск; Невинномысск : ПФ РГТУ, НГГТИ, 2010,-538 с.

18. Погосян В.В. Инновации в экономике, управлении и образовании : монография / под ред. Давыдянц Д.Е., Агаркова Л.В., Глазков В.И., Кадие-ва Ф.Х., Кукота С.И., КулаговскаяТ.А., Шелепова Р.Г., Лосева М.В., Максимова С.Ю., Мезина Е.В., Мирза-ханян Л.С., Никифоров А.Г., Папаскуа И.Д., Пого-жева И.Д., Погосян В.В., Радченко М.В., Фурсов В.А., Черномордое Л.И., Чуев Д.Э.: коллективная монография / СИЭУ ФПГТУ. - Ставрополь, 2009.

19. Марченко C.B. совершенствование местного самоуправления в Ставропольском крае. - В сб.: Сборник научных трудов Российский государственный торгово-экономический университет. Пятигорский филиал. - Пятигорск, 2010. - С. 4652.

20. Марченко C.B. Совершенствование системы управления неналоговыми доходами бюджета. -В сб.: Региональная модель развития: Детерминанты экономики и маркетинга. - 2014. - С. 119123.

21. Марченко C.B. Проблемы формирования налоговой базы местного самоуправления //Terra Economicus. - 2008. - T. 6. - № 4-2. - С. 349-351.

22. Юрина В.П., Грицай С.Е., Марченко C.B. регулирование экономики через механизм косвенного налогообложения в России. - В сб.: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста: материалы VI Международной научно-практической конференции / ФГАОУ ВПО "Северо-Кавказский федеральный университет", ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный университет". - 2014. - С. 390-394.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.