Научная статья на тему 'Пути совершенствования финансового обеспечения предприятий АПК в кризисных условиях'

Пути совершенствования финансового обеспечения предприятий АПК в кризисных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
364
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЯ АПК / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК / AGRIBUSINESS COMPANIES / FINANCING SOURCES / BUDGET EXPENDITURES / IMPORTAZIONE / FINANCE POLICY / FINANCIAL SUSTAINABILITY OF AGRICULTURAL ENTERPRISES
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования финансового обеспечения предприятий АПК в кризисных условиях»

-затраты на информационные технологии, программное, информационное и техническое обеспечение, на формирование и развитие бренда;

- расходы на создание веб-сайта или корпоративного портала;

- расходы на маркетинговую деятельность;

- расходы на приобретение, распространение, хранение информации;

- расходы на развитие дистрибутивной сети;

- расходы на развитие корпоративной культуры;

- затраты на приобретение ноу-хау, патентов, других видов интеллектуальной собственности.

Резюмируя аналитический обзор материала, проведенный в данном исследовании, следует отметить следующее. В данной статье установлена взаимосвязь между понятиями "трудовой потенциал" и "компетенция персонала". Общее для обоих понятий заключается в совокупности качеств, характеризующих трудоспособность (профессионализм, квалификацию), а отличие в том, что в понятие компетенции не включены психофизиологические и нравственные качества, в понятие "трудовой потенциал" - коммуникация. Авторы провели аналогию в формировании и методических подходах к оценке данного понятийного аппарата и, пришли к выводу, что компетенция персонала и трудовой потенциал в существующих рыночных реалиях должны равноправно выступать как важнейшие инструменты управления персоналом организации.

Примечания:

1. Ваганян О.Г. Управление формированием и развитием интеллектуального капитала коммерческих организаций : дисс.... канд. экон. наук. - М., 2008. - 174 с.

2. Васильев П.П., Шевелева О.М. Современные тенденции формирования трудового потенциала и развития интеллектуального капитала / П.П. Васильев, О.М. Шевелева // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2014. - № 5. - С. 7-16.

3. Воронина A.B., Соловьева Н.Д. Методологические аспекты оценки редукции личных достижений в социальной сфере / A.B. Воронина, Н.Д. Соловьева //Труды РГУПС. - 2015. - № 3 (32). - С. 32-36.

4. Воронина A.B. Особенности развития современного менеджмента и аудита в России : монография / A.B. Воронина, О.В. Гуденица, С.Н. Гончарова, Е.А. Крамаренко. - Ростов-на-Дону : Ростиздат, 2010.-96 с.

5. Гамалеева Н.Г., Шевелева О.М. Диверсификация отраслевой экономики как инструмент импортозамещающего развития / Н.Г. Гамалеева, О.М. Шевелева // Логистика в портфеле ресурсов импортозамещающей индустриализации: антикризисные стратегии роста и развития в условиях санкци-онных ограничений : материалы Международного научно-практического XI Южно-Российского логистического форума. 23-24 октября 2015 г. - Ростов-н/Д.: РГЭУ (РИНХ), 2015. - С. 41-44.

6. Гибсон, Дж.Л. Организации: поведение, структура, процессы / Дж.Л. Гибсон, Д.М. Иванцевич, Д.Х. Доннелли - мл. ; пер. с англ. - 8-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2000. - 662 с.

7. Кириллова О.Г. Мотивационная система оценки персонала как инструмент управления человеческими ресурсами : дис. ... канд. экон. наук. -Краснодар, 2004. - 170 с.

8. Козлова Т. Как оценить компетентность сотрудника // HR- Менеджмент [Электронный ресурс]. -2012. - Режим доступа: http://hrm.ru/kak-ocenit-kompetentnost-sotrudnika.

9. Спивак В.А. Управление персоналом : учебное пособие / В.А. Спивак. - М.: Эксмо. 2010. - 226 с.

10. Управление организацией и персоналом: вопросы теории и практики : коллективная монография / К.Г. Абазиева, М.В. Беликова, М.В. Вато-лина, В.Д. Верескун [и др.]; под ред. A.B. Охотникова, A.B. Ворониной; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов-н/Д„ 2015,- 188 с.

WA YS OF IMPROVEMENT OF FINANCIAL PROVISION OF AGRICULTURAL ENTERPRISES IN CRISIS CONDITIONS Golubina Zhanna Ivanivna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Accounting, Management and Marketing, Russian University of Economics named after G. V. Piekhanov (branch), Pyatigorsk E-mail: grei63@yandex.ru

The article examines the current sources of financing of agricultural enterprises in crisis conditions. Realizing the enormity of the goal of food import substitution, the necessity of state support of agriculture based on the allocation of additional funding.

Keywords: agribusiness companies; financing sources; budget expenditures; importazione; finance policy; financial sustainabiiity of agricultural enterprises.

УДК 339.13 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ

© Голубина Ж.И., 2016 В статье рассматриваются современные источники финансирования предпри-

ятий АПК в кризисных условиях. Понимая масштабность цели импортозаме-

щения продовольствия, обоснована необходимость государственной поддержки сельского хозяйства с учетом выделения им дополнительного финансирования.

Ключевые слова: предприятия АПК; источники финансирования; бюджетные расходы; импортозамещение; финансовая политика; финансовая устойчивость предприятий АПК.

I

АПК за последние годы удалось сделать заметный шаг вперед, в большинстве преодолеть негативные тенденции в своем развитии и уверенно двинуться вперед. Россия - исторически аграрная страна и крупнейший производитель и экспортер сельскохозяйственной продукции.

Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России, в нем производится жизненно необходимая продукция, сосредоточен огромный экономический потенциал, где занято 30% работающих в сфере материального производства и задействована пятая часть основных производственных фондов, создается более трети валового национального дохода. Однако за последнее десятилетие страна начала выступать в роли импортера сельскохозяйственной продукции.

Дальнейшее развитие сельского хозяйства и тем более для нарастания темпов этого развития уже не хватает того багажа, который был. Перед отраслью стоит задача решения серьезных финансово-экономических вопросов.

На современном этапе развития экономики большинство отечественных субъектов хозяйствования испытывают острую потребность в финансовых ресурсах. Субъекты аграрного бизнеса не являются исключением.

Проводимая финансово-кредитная политика в нашей стране отрицательно сказывается на результатах деятельности сельхозпредприятий и свидетельствует о наличии острой потребности в оборотных средствах, поскольку собственные средства не покрывают даже стоимости минимальных запасов [1].

Кроме того, острый недостаток собственных оборотных средств привел к таким негативным последствиям, как:

- использование чрезвычайно высокой доли получаемой прибыли для их формирования;

- рост взаимных неплатежей по договорам;

- сокращение налоговых поступлений;

- рост недоимки и задолженности бюджету [2].

Следует заметить, что агропромышленный бизнес в кризисных условиях остро испытывает потребность в дополнительных источниках финансирования, так как его производственный процесс характеризуется значительными колебаниями денежных поступлений по объемам и временным периодам. Основными причинами неравномерных денежных поступлений является сезонный характер производства, а также высокий уровень риска основной деятельности, который в большей степени зависит от неконтролируемых предприятием внешних факторов.

Перечисленные факторы, отрицательно влияющие на деятельность сельхозпроизводителей, а также особенности финансирования представителей аграрного бизнеса характеризуют их низкую кредитоспособность и непривлекательность как потенциальных заемщиков. Проблема нежелания предоставлять аграрному сектору "длинных денег" коммерческими банками объясняется отсутстви-

ГОЛУБИНА Жанна Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Бухгалтерского учета, управления и маркетинга, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова (филиал), Пятигорск дге'!бЗ@уап с/ех. г и

ем дополнительных гарантий третьей стороной и слабой залоговой базой (износ основных средств составляет порядка 50%), с одной стороны, нестабильностью денежных поступлений по результатам реализации продукции, с другой стороны [4].

Необходимость государственной поддержки агропромышленного комплекса в кризис-ныхусловиях вызвана тем, что инновационный процесс в этой отрасли проявляется в меньшей степени, чем в отраслях промышленности, где производительность труда растет наиболее быстрыми темпами. Поэтому наличие негативных явлений в развитии сельского хозяйства при одновременной его стратегической значимости определяет необходимость бюджетного финансирования отрасли.

Бюджетная политика оказывает существенное влияние на развитие сельского хозяйства, которое в силу производственно-экономических и природно-климатических условий не может обходиться без государственной поддержки. Бюджетное финансирование осуществляется в виде дотаций и бюджетных компенсаций. Бюджетные дотации выплачиваются для возмещения затрат, которые по объективным причинам не покрываются реализационными ценами на продукцию. Бюджетные компенсации выделяются для обеспечения минимально достаточного уровня потребления сельскохозяйственными производителями промышленных товаров и ресурсов, удорожание которых не может компенсироваться повышением цен на продукцию отрасли.

С помощью бюджетных дотаций и компенсаций государство поддерживает отдельные стратегически важные виды производства, в том числе те, которые обеспечивают воспроизводство в отрасли, имеют социальную и экологическую значимость.

Бюджетное финансирование аграрного сектора включает два направления:

1. Финансирование бюджетных услуг, которые включают содержание управленческих структур, НИОКР, мероприятия по улучшению земельного устройства, поддержку фермерских хозяйств.

2. Финансирование программ, которые направлены на поддержку животноводства и растениеводства, компенсацию части затрат на ресурсы, льготное кредитование и др.

Реализация мер поддержки агропромышленного комплекса в целях обеспечения продовольственной безопасности страны отражается при прогнозе расходов федерального бюджета (табл. 1).

Таблица 1 - Динамика расходов федерального бюджета по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", в 2012-2015 гг., млрд руб.

В 2013-2015 гг. отмечается умеренный рост расходов федерального бюджета на поддержку агропромышленного комплекса, проблемы которого связаны с двумя факторами: вступлением России в ВТО и ростом цен на продовольственном рынке. По статье "Сельское хозяйство и рыболовство" расходы увеличиваются с 149,5 млрд руб. в 2012 г. до 165,6 млрд руб. в 2015 г. (+10,0%). В то же время расходы на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2013-2015 гг. увеличиваются на 14,7% по сравнению с 2012 г., в связи с реализацией новых мер государственной поддержки сельскохозяйственных производителей в отношении использования горюче-смазочных материалов,удобрений, кредитования, экспорта.

Таким образом, создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.

Государственная поддержка сельскохозяйственных производителей осуществляется в виде предоставления субсидий из федерального бюджета при условии софинансирова-ния расходов из регионального бюджета. Ее направления конкретизированы в Постановлении Правительства РФ от 14.07.2012. № 71 7 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы". Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы за счет средств федерального бюджета составляет 1 509 745 406,93 тыс. руб.

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение 2015 г. к 2012 г., %

Расходы по разделу «Национальная экономика» 1754,1 1702,8 1682,0 1630,3 -17,6

Сельское хозяйство и рыболовство 149.5 150.5 152.7 165,6 -7,6

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности. Активный экономический рост в АПК наблюдался последние 5 лет при реализации государственной программы "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы". С 2008 по 2012 годы объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 34,4 процента.

Объемы финансирования государственной программы отображены в таблице 2.

Таблица 2 - Объемы и источники финансирования государственной программы "Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", млн руб.

В 2015 году финансирование АПК увеличилось на 2,2 млрд рублей,увеличение на 2,2 млрд рублей по сравнению с прошлогодним уровнем финансирования заложено в текущей версии Проекта Федерального закона № 611445-6 "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", поддержанного Госдумой.

Дополнительные деньги пойдут на поддержку отечественной овощной и мясной отраслей, на создание логистических центров, овощехранилищ, техническую модернизацию АПК, по заявлению председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Н. Панкова. Кроме того, в результате корректировки Госпрограммы 2013-2020 гг. будетувеличено финансирование приоритетных направлений. Государственная поддержка растеневодства в 2016 году увеличится на 5,3 млрд рублей, или на 12,3%. Эти средства пойдут на субсидирование краткосрочных кредитов, которые нужны аграриям для проведения сезонных полевых работ.

Для более эффективного развития сельской инфраструктуры государство нарастит годовой бюджет федеральной целевой программы

"Устойчивое развитие сельскихтерриторий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" на 5 млрд рублей. Этим чиновники хотят простимулировать строительство доступного жилья и качественных дорог на селе, модернизацию здравоохранения и учреждений культуры, сохранение местных образовательных учреждений.

Государственная поддержка начинающих фермеров и семейныхживотноводческихфермерских хозяйств выросла в 2015 году на 1,2 млрд рублей по сравнению с 2014 годом. На обновление парка сельхозтехники и проведение технической модернизации предприятий в 2015 году выделено 3,1 млрд рублей - на 1,2 млрд рублей больше уровня текущего года [8].

Таким образом, понимая масштабность цели импортозамещения продовольствия, необходимо и дальше наращивать объемы финансирования АПК. Развитие агропромышленного комплекса невозможно без инвестиций, которые целесообразно предоставлять предприятиям, которые производят конкурентоспособную продукцию.

Кредитно-финансовый механизм, основанный на сочетании государственного регулирования и саморегулирования с учетом мирового опыта и особенностей сельскохозяйственного производства в России, будет способствовать решению проблем развития сельского хозяйства как отрасли, обеспечивающей продовольственную безопасность страны [7].

Кроме того, следует уделить внимание не менее продуктивным мероприятиям развития АПК, среди которых инвестиционные проекты, развитие кооперации на базе предприятий по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, создание продуктовых специализированных и многоотраслевых агропромышленных формирований, которые могут включать и финансовые структуры.

Для эффективного функционирования сельскохозяйственной отрасли необходимо осуществлять кредитную политику в АПК, основными направлениями которой являются: расширение сети крестьянских кооперативных банков, создание системы ипотечного кредитования, развитие финансового аграрного консалтинга, внедрение лизингового кредите-

Показатели Годы Всего

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Объем финансирования -всего, в.т.ч. 158943 161998 175419 185965 194733 203516 211252 217919 158943

Средства федерального бюджета 158943 161999 175419 185965 194733 203516 211252 217919 158943

вания, реформирование товарного кредита, расширение функций кредитных союзов, страхования урожая, кредитов и займов.

Регулирование аграрного сектора государством предполагает также создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности в отрасли, привлечение инвестиций, разработку программ развития АПК, поддержку фермерства и др.

Агропромышленный комплекс работает над воплощением Государственной программы возрождения и развития села. Это только начало большого пути, но можно констатировать: уже сейчас много чего удалось достичь. Такие показатели стали возможными благодаря внушительным вложениям и поддержке государства.

Активизация государственной поддержки конкурентоспособных сельскохозяйственных предприятий, продукция которых пользуется устойчивым спросом, и деятельность которых обеспечивает загрузку производственных мощностей смежных и обслуживающих производств, в дальнейшем может стать "точкой роста".

Государственная финансовая поддержка в кризисныхусловияхпозволитобеспечить конкурентоспособность предприятий АПК и их продукции в условиях ВТО. Такой подход позволит обеспечить реализацию госпрограммы, объединить и эффективно использовать финансовые ресурсы всех потенциальных инвесторов агропромышленного комплекса.

Примечания:

1. Баниева М.А. О проблемах финансов сельскохозяйственных предприятий / М.А. Баниева // Вестник молодых ученых БГУЭП. - Иркутск : БГУЭП, 2002. - № 1 (2).

2. Биндасова H.A., Погосян В.В. Инвестиции : учебное пособие. - 2-е изд., переработанное и дополненное) / H.A. Биндасова, В.В. Погосян. - Пятигорск : РИА-КМВ, 2015. - С. 156.

3. Молчанова Л.А., Черных А.И. Гюнтер И.Н. Банковский и аграрный сектор: альтернативные инструменты финансирования производств / Л.А. Мол-

чанова, А.И. Черных, И.Н. Гюнтер // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция.- 2013. -№4.

4. Мегаева C.B., Голубина Ж.И. Модели бухгалтерского учета формирования затрат и торговой наценки при расчете финансового результата// C.B. Мегаева, Ж.И. Голубина Ученые записки Российской Академии предпринимательства. - 2014.

- №41.

5. Марченко C.B., Голубина Ж.И. Регулирование финансов кризисных монопрофильных муниципальных образований / C.B. Марченко, Ж.И. Голубина//Экономика и предпринимательство. - 2014.

- № 5-2 (46-2).

6. Марченко C.B. К вопросу финансирования самостоятельности муниципальных образований. // Актуальные вопросы экономических наук. -2014.-№37.-С. 188-192.

7. Марченко C.B. Влияние реформы местного самоуправления на финансовое состояние муниципальных образований. // Молодой ученый. -2014.-№ 4. - С. 577-579.

8. Марченко C.B., Шишкина Л.В. Оценка эффективности реформирования бюджетной системы Российской Федерации. // Kant: Экономика и управление. - 2015. - № 1 (4). - С. 8-12.

9. Марченко C.B., Голубина Ж.И. Межбюджетные отношения как инструмент экономического воздействия на развитие регионов Северо-Кавказского Федерального округа. // Финансовая экономика. - 2015. - № 2. - С. 23-28. Ю.Марченко C.B. Проблемы формирования налоговой базы местного самоуправления //Terra Economicus. - 2008. - T. 6. - № 4-2. - С. 349-351. П.Марченко C.B. Совершенствование системы управления неналоговыми доходами бюджета / / В сборнике: Региональная модель развития: Детерминанты экономики и маркетинга. - 2014. -С. 119-123.

12.Погосян В.В. Проблемы и перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса на современном этапе развития экономики // Kant. -2015,-№2 (15).-С. 96-100.

13. Погосян В.В. Развитие теории и методов реструктуризации автотранспортного предприятия : дис.... канд. экон. наук. - Ставрополь, 2006. - С. 252.

14.Погосян В.В. Современное состояние кредитного рынка России и тенденции развития кредитных отношений банков с предприятиями малого и среднего бизнеса // Kant. - 2015. - № 3 (16).

- С. 86-89.

STATE REGULATION AND SUPPORT OF AGRICULTURE IN CONDITIONS OF THE IMPLEMENTATION OF THE IMPORT SUBSTITUTION POLICY

Evdoshenko Viktor Viktorovich, PhD ofEconomices, E-mail: viktor-e vdoshenko@yandex.ru

Kotenev Alexander Dmitrievich, PhD of Economices, Associate Professor, E-mail: kot_sasha8Wmaii.ru

Chair of Socio-Economic Sciences and Humanities, Krasnodar University of the Ministry of internai Affairs of Russia (branch), Stavropol

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.