© М.Е. Косов, 2018 УДК 338 ББК 65
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Михаил Евгеньевич Косов,
доцент Департамента общественных финансов ФГБОУ ВО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации;
доцент кафедры финансов и цен ФГБОУ ВО РЭУ имени Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук
E-mail: kosovme@mail.ru
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Бюджет для любой страны является важным инструментом регулирования и стимулирования его экономики. Из него может обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных и социальных проектов, различных программ, например, по экологии, обороне, иных приоритетных отраслей экономики. Это дает не только толчок к общему увеличению объема национального дохода страны, но и расширяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюджет необходим любому государству для осуществления его экономических, социальных и политических функций. Бюджет является основой суверенитета государства, а также центральным звеном системы государственных финансов. Повышение устойчивости бюджетов зависит от стабильной доходной базы бюджета, а также от эффективного распределения расходов. Оптимальное и сбалансированное использование бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном равновесии бюджетных расходов источникам их финансирования.
Ключевые слова: федеральный бюджет, механизм, бюджетная система, формирование бюджета, совершенствование.
Для цитирования: Косов М.Е. Совершенствование механизма формирования федерального бюджета Российской Федерации в современных условиях. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):324-30.
PERFECTION OF THE MECHANISM OF FORMATION OF THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS
Mikhail E. Kosov,
Associate Professor of the Department of Public Finances of the Federal State Educational Establishment for the Financial University
under the Government of the Russian Federation;
Associate Professor of the Department of Finance and Prices FGBOU IN RGU named after GV Plekhanova, Candidate of Economic Sciences
Abstract. The budget for any country is an important tool for regulating and stimulating its economy. It can provide financing for the most important investment and social projects, various programs, for example, on ecology, defense, and other priority sectors of the economy. This gives not only an impetus to the overall increase in the national income of the country, but also expands the possibilities of meeting national needs. The budget is necessary for any state to carry out its economic, social and political functions. The budget is the basis of the sovereignty of the state, as well as the central link in the system of public finances. Improving the sustainability of budgets depends on a stable budget revenue base, as well as on the efficient allocation of costs. The optimal and balanced use of the budget is one of the fundamental principles of budget formation and execution, which consists in quantitative balance of budget expenditures to the sources of their financing.
Keywords: federal budget, mechanism, budget system, budgeting, improvement.
Важнейшим механизмом, который дает государству возможность осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система. Самым главным звеном финансовой системы является бюджетная система.
Бюджетная система — это совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Через бюджет государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через
него государство организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей. Причем федеральный бюджет — это зеркальное отражение национальных приоритетов, первостепенных, архиважных целей государства, т.е. в нем зафиксирована политика данной правящей элиты, которая разработала компромисс между различными политическими силами на конкретный момент расстановки этих сил.
С помощью федерального бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы в главных зонах экономического и социального развития, то есть использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулируя производственные и социальные процессы.
Необходимо отметить, что одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Федеральный бюджет является главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, и тем самым дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
В настоящее время основной макроэкономической проблемой формирования федерального бюджета является балансировка доходов и расходов бюджета в условиях резкого падения цен на нефть. В 2017 году ключевым приоритетом бюджетной политики станет сокращение дефицита, который в этом году составляет 3,7%. На 2017 год стоит задача сократить его до 3,2% с последующим ежегодным уменьшением на один процентный пункт. В результате, к 2019 году дефицит должен составить 1%. Рассчитывать, что сокращение дефицита федерального бюджета произойдет за счет роста экономики, пока не приходится.
Исходя из особенностей формирования федерального бюджета, можно выявить, что в материалах к бюджету не хватает оценки вариантов предлагаемых решений с точки зрения их влияния не только на бюджет, но и на макропоказатели. Пример — известно, как снижается нагрузка на бюджет при снижении индексации пенсий, пособий, зарплат на 1 процентный пункт (оценка Минфина — около 70 млрд рублей), но требуется также уточнить, насколько снижение индексации на тот же процентный пункт сокращает внутренний спрос.
Также можно заметить, что не все органы власти, оценивающие федеральный бюджет, проводят конкретные расчеты и обоснования предлагаемых изменений прогнозных объемов доходов федерального бюджета. В большинстве таких анализов содержатся только пояснения и оценка влияния отдельных факторов [18]. Ранее в своих заключениях Счетная палата уже указывала на необходимость более точного прогнозирования показателей, принимаемых при расчете доходов федерального бюджета, а также неоднократно предлагала Правительству Российской Федерации поручить федеральным органам исполнительной власти разработать и утвердить методики проведения прогнозных расчетов доходов федерального бюджета [5, с. 64—67; 17, с. 124—126].
Особую значимость определяет контроль за формированием государственных финансовых ресурсов [5, с. 64—67]. Так правительство пытается внедрить бюджетирование, ориентированное на результат (далее — БОР), однако на сегодня данная попытка привела к скромным с точки зрения эффективности результатам. Тем не менее, работа по внедрению БОР сейчас активно ведется. Однако, существует проблема в отсутствии главного механизма, присущего системе БОР, — механизма оценки эффективности осуществленных расходов.
Завершение перехода к бюджетированию, ориентированному на результат, позволит проконтролировать конкретные результаты, при необходимости, скорректировать финансирование расходов бюджета на национальную экономику, с помощью корректировки финансирования расходов повысить эффективность управления расходами в области национальной экономики, перенести акцент с проверки соблюдения целевого назначения бюджетных
средств, достоверности финансовой отчетности, а также выполнения требований нормативно-правовых актов на оценку функционирования системы внутреннего контроля, аудита эффективности бюджетных расходов.
Исходя из материалов Счетной палаты можно также выявить ряд иных проблем, связанных с формированием доходной части федерального бюджета [18]. Так, по-прежнему не решенными остаются задачи в части сокращения степени зависимости поступления доходов в федеральный бюджет от ситуации на мировых сырьевых рынках, повышения активизации работы по инвентаризации и систематизации налоговых льгот (преференций), противодействия фактам уклонения от уплаты налогов. Прогнозирование и планирование доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета осуществляется при отсутствии у многих главных администраторов доходов утвержденных единых методик. В расчетах не всегда предусмотрены дополнительные поступления доходов за счет улучшения администрирования тех или иных налогов [5, с. 64—67].
Огромной проблемой в доходной части формирования бюджета является колоссальный отток капитала из российской экономики [17, с. 124—126]. Причиной этому является повышение спроса населения и бизнеса на иностранные активы, усиление геополитических рисков, зависимость бюджета от нефтегазовых доходов. При этом вклад других отраслей экономики в формирование бюджета очень мал. Поэтому для восстановления экономики Российской Федерации и сокращения дефицита федерального бюджета необходимо изменить соотношение налоговых и неналоговых поступлений, как это было сделано в СССР, то есть увеличить неналоговую часть путем активного финансирования и развития видов экономической деятельности. В СССР, как и в современной России, существовала нехватка финансовых ресурсов на развитие, к примеру, промышленности, однако правительство рассматривало в данном способе будущее развитие экономики. К сожалению, в России развитие видов экономической деятельности переместилось на второй план. Более того, в России сокращается рост промышленного производства и в 2015 году он составил минус 3,5% (183-е место в рейтинге из 202-х стран). Раз-
витие промышленности позволит не только создать резервы для покрытия дефицита федерального бюджета, но и окажет стимулирующее воздействие на экономический рост [10].
Таким образом, на данный момент к основным проблемам формирования сбалансированного федерального бюджета в области основных статей доходов относятся:
• высокий уровень косвенных (прямых) доходов;
• отток капитала из российской экономики;
• несовершенство принципа прозрачности и открытости бюджетной системы Российской Федерации;
• слабый контроль за формированием государственных финансовых ресурсов, а также за качеством их исполнения;
• ухудшение социально-экономических показателей развития страны.
Состояние мировой экономики, цен на нефть, экономических санкций в отношении России и политической обстановки оказывает значительное отрицательное влияние на устойчивое развитие экономики Российской Федерации. Однако реализация мероприятий, очерченных бюджетной политикой в 2017 году, позволит обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджет на 2016 год — это бюджет консервации накопленных проблем и бюджет отсутствия подходов к реструктуризации российской экономики. Именно поэтому необходимо рассмотреть пути повышения формирования бюджета Российской Федерации.
Эффективность — это совокупная результативность работы, действий, являющихся следствием определенных материальных усилий. Экономическая эффективность характеризуется сравнением результатов с ресурсами, применяемыми для достижения этих результатов. Повышение эффективности бюджетных расходов, прежде всего, связано с осуществлением преобразований в области бюджетного процесса. Примером таких преобразований может служить:
1. совершенствование механизмов бюджетирования, ориентированного на результат;
2. лимитирование планируемых расходов бюджета на основе установления получателем бюджетных средств заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг, предель-
ных объемов финансирования и нормативов финансовых затрат;
3. изыскание резервов роста дохода, поступающих во все бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
4. совершенствование механизма, предоставление межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов;
5. осуществление комплекса мер по контролю за соблюдением налогового законодательства, а также за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.
Таким образом, существует немало способов достичь сбалансированного и эффективного бюджета. Регулировать дефицит федерального бюджета можно разными методами и способами:
• реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;
• реструктуризация государственного внешнего долга;
• усиление контроля за расходованием бюджетных средств;
• сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;
• упорядочение действующей системы социальных льгот.
Однако, главным параметром определения эффективности и качества финансового контроля является конечный качественный результат.
Для соблюдения сбалансированности бюджета следует рационально тратить остатки средств. Доходная часть бюджета должна в основном стать социально-ориентированной системой, не угнетающей население страны. Это важно, потому что от того, насколько экономически развит каждый житель страны, зависит и величина налоговых поступлений в бюджет, обеспечивающих его доходность. Иными словами, необходимо создать условия для выхода на траекторию устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе. Для достижения этой цели необходимо создать в стране благоприятный инвестиционный климат для инвесторов при помощи налоговых льгот, улучшать условия для ведения бизнеса, малого и среднего предпринимательства. Необходимо также поддерживать импортозамещение, экспорт несырьевой продукции, развивать наукоемкие отрасли для ускорения
роста экономики, а также способствовать развитию свободных экономических зон и территорий опережающего развития. Это, в свою очередь, приведет к переходу от экспорта сырья к экспорту высокотехнологичного оборудования.
Необходимо совершенствовать налоговую политику, установить в стране уровень налогообложения, который в достаточной мере покроет все необходимые общественные потребности. Развивать стимулирующую роль налогов, зачисляемых в доходы федерального бюджета, в частности, в целях роста фискальной роли федеральных налогов предусматривается индексация ставок акцизов, а также водного налога. Причем индексация ставок акцизов на алкогольную, а также табачную продукцию будет превышать годовой уровень инфляции. Необходимо совершенствовать организацию бюджетного планирования, прогнозирования и контроля. На сегодняшний день становится необходимым обнаружение и секвестрование неэффективных расходов, ужесточение мер по контролю за всеми бюджетными потоками, а также за процессами образования государственного долга на федеральном уровне [5, с. 64—67]. Также придерживаться Плана действий Правительства России, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации. Не позволить допущение кризисных явлений в секторах экономики. Но самое важное — это придерживаться правильному плану вложения средств так, чтобы они приносили прибыль. Таким образом, необходимо использовать государственные капитальные вложения в качестве катализатора экономического роста субъектов Федерации. Все затраты, связанные с реформированием системы, будут покрыты тем, что в результате них начнется экономический рост и развитие технологий и производства. Это, в свою очередь, и станет источником доходной части бюджета. Данные рекомендации являются долгосрочными и приведут к общему улучшению экономического состояния России [16, с. 1070—1073].
Таким образом, среди мер, способных увеличить доходную часть бюджетов всех уровней и повысить эффективность расходования бюджетных ресурсов в 2016—2018 годах, следует выделить: • создание благоприятных условий для развития
бизнеса;
• формирование и использование в федеральном бюджете Фонда поддержки отраслей экономики (в Федеральном бюджете 2016 года предусматривается 150 млрд рублей);
• дальнейшее развитие и совершенствование контрактной системы в Российской Федерации;
• проведение комплексной инвентаризации имущественного комплекса в стране, с целью включения его в хозяйственный оборот и налогооблагаемую базу [21];
• повышение эффективности борьбы с коррупцией.
Для более эффективного формирования расходов федерального бюджета, необходимо улучшить систему государственных, а также муниципальных закупок. В данной ситуации необходимо создание специального регламента осуществления планирования закупок, а также системы санкций в случае невыполнения установленного порядка. Необходимо расширить количество вариантов закупок. Это позволит в определенных рассматриваемых ситуациях выбирать наиболее рационального поставщика, подходящего по всем параметрам, требуемым для покупателя. При этом могут проводиться тендеры с ограниченным количеством участников, иногда даже с единственным участником, когда на рынке отсутствует огромное количество предложений. Для определенных категорий товаров, работ, а также услуг необходимо установить дополнительные требования к участникам, подающим заявки на участие в закупке, а именно: наличие кадров, условия оплаты, рекомендательные письма. Это позволит получить товары, а также услуги, которые будут соответствовать требованиям качества, в полной мере удовлетворяя государственные и муниципальные нужды. Суммируя все вышеизложенное, чтобы усовершенствовать систему государственных, а также муниципальных закупок необходимо, чтобы нормативное регулирование было на всех этапах осуществления закупок: планирование, размещение, исполнение, а также контроль. Упор должен быть сделан не на экономию бюджетных средств, а на результат тендера, который должен быть напрямую связан с началом закупочного процесса — планированием. Должны быть предприняты антидемпинговые меры, должна быть реализована возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке, долж-
ны быть установлены квалификационные требования к участникам тендеров [21].
Улучшение механизмов казначейского исполнения, а также контроля за расходованием бюджетных средств также поспособствует эффективности исполнения бюджета. Для совершенствования казначейского исполнения, а также контроля за расходованием бюджетных средств, необходимо провести ряд мероприятий:
• Необходимо завершить переход от системы электронного документооборота (СЭД) на систему удаленного финансового документооборота (СУФД-онлайн).
СУФД-онлайн способен обеспечивать взаимодействие участников бюджетного процесса с органами Федерального казначейства в режиме реального времени с использованием сети Интернет. Это новый канал обслуживания, предоставляемый Казначейством, с помощью которого в любое время, из любой точки, подключенной к Интернету, можно удобно и безопасно управлять платежами, финансовыми документами, а также иметь доступ к актуальной отчетности.
СУФД представляет собой современную портальную технологию, дающую возможность безопасного осуществления платежей, предоставляющую клиентам актуальную бюджетную информацию, удобный интерфейс пользователя, обеспечивающую взаимодействие между участниками бюджетного процесса, а также Казначейством России. Система не требует установки специального программного обеспечения (за исключением средств электронной цифровой подписи), а также его обновлений на клиентских местах. Переход на СУФД-онлайн повысит качество взаимодействия между клиентами, а также органами федерального казначейства, минимизируются затраты на информационно-технологическую инфраструктуру. Отпадает необходимость наличия, а также содержания серверного оборудования в отделениях.
• Создание механизма поддержки ликвидности счетов бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов.
Для роста эффективности бюджетных расходов, необходимо наделить органы Федерального казначейства полномочиями по предоставлению краткосрочных бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации, а также муниципальным образо-
ваниям. Предоставленные субъектам Российской Федерации кредиты позволят покрыть временные кассовые разрывы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Важнейшим путем повышения эффективности формирования доходов, расходов федерального бюджета, а также источников финансирования дефицита бюджета является восстановление конкуренции и оживления инвестиционной активности в российской экономике, с одной стороны, и высвобождения неэффективно работающих средств федерального бюджета, с другой. Необходимо сократить финансирование государственного сектора, представленного компаниями с госучастием, занимающими монопольное положение на рынке, и государственными корпорациями в форме ежегодных вложений в их уставные капиталы, авансирования крупных инвестиционных проектов на суммы, превышающие объем фактически предусмотренных работ, возмещения их выпадающих доходов и покрытия возросших расходов. Учитывая преимущественно коммерческий характер деятельности указанных типов компаний и их монопольное положение на рынке, следует обеспечить им равные конкурентные условия наравне со средним и малым бизнесом [20].
В рамках работы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации основные усилия должны быть направлены на урегулирование порядка возмещения НДС, а также на внедрение механизма налогового стимулирования инновационной деятельности.
Для сокращения роста дефицита федерального бюджета необходимо пересмотреть источники финансирования дефицита федерального бюджета [22].
На данный период времени Министерство финансов в условиях данной экономической ситуации единственным возможным путем снижения дефицита бюджета видит урезание расходов. Так, с целью одновременного снижения уровня инфляции и сокращения дефицита федерального бюджета правительством Российской Федерации за ведущий принцип взят курс на сокращение бюджетных расходов: в 2017 году на 6%, в последующие 2 года на 9% и 11%. В послании Президента говорилось об экономии средств, которые нерационально расходовались ранее. На практике будет снижение финансирования по большинству направлений и
приоритетных госпрограмм [4]. Также было выявлено, что Министерство финансов сокращает бюджетные вложения в тех направлениях, в которых в последние годы был максимальный прирост финансирования: в расходах на оборону и национальную экономику. Единого мнения по данной политике не существует. Так, эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара отмечают, что «курс на сдерживание роста и постепенное сокращение объема государственных расходов в долях ВВП представляется достаточно обоснованным. Однако, увеличение объема расходов за счет большего объема дефицита нецелесообразно и несет в себе существенные риски» [19]. Данное высказывание можно аргументировать тем, что, во-первых, текущий уровень расходов федерального бюджета находится выше уровня, соответствующего текущим макроэкономическим условиям. Во-вторых, с точки зрения большего объема дефицита и наращивания долга важно понимать, насколько длительным является снижение доходов федерального бюджета. Пока сценарий возвращения цен на нефть выше 100 долл. за баррель в ближайшие годы является маловероятным, а значит текущий уровень доходов бюджета надо воспринимать как долгосрочные (возможно, мы вступили в новый цикл снижения мировых цен на энергоносители). В результате необходима адаптация бюджетной политики к новым макроэкономическим условиям.
В заключении Счетной палаты также говорится, что обеспечение сбалансированности федерального бюджета путем секвестра ухудшает структуру расходов и приводит к недостижению целей бюджетного процесса по выполнению социальных обязательств, развитию человеческого капитала и поддержанию экономического роста страны.
Именно бюджетная политика государства как наиболее значительная составляющая экономической политики правительства должна быть направлена на выполнение данных задач. Анализируя перспективы развития бюджетно-налоговой политики можно сделать окончательный вывод о перспективах налогово-бюджетной политики и возможных путях ее осуществления в интересах будущего развития России: главными задачами, на выполнение которых должна быть направлена активная эконо-
мическая политика государства, являются развитие и диверсификация экономики.
В настоящее время формирование федерального бюджета должно обеспечиваться усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.
Литература
1. Ахмадеев Р.Г. Налоговый обмен информацией в рамках деофшоризации экономики//Теорети-ческие и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 8-7.
2. Балихина Н.В., Косов М.Е. Развитие инвестиционно-инновационных процессов в российской экономике. Финансовый аспект: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
3. Балихина Н.В., Косов М.Е. Этапы становления и развития государственного бюджетного планирования Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2015. № 1.
4. Биндасова Н.А., Погосян В.В. Инвестиции: Учеб. пособие / Н.А. Биндасова, В.В. Погосян. 2-е изд., перераб. и доп. Пятигорск, РИА-КМВ, 2015.
5. Буздалина О.Б. Теоретические аспекты повышения эффективности государственного финансового контроля за доходами федерального бюджета// Научный альманах №7(9), 2015.
6. Буздалина О.Б. Основные направления использования финансовых инструментов для стимулирования экономического роста / О.Б. Буздалина // Современное общество, образование и наука. Ч. 3. 2015.
7. Буздалина О.Б. Тенденции развития финансового регулирования экономики / О.Б. Буздалина // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 3.
8. Горлова О.С. Межбюджетные отношения в области разграничения доходов и расходных обязательств: методологические подходы и направления модернизации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 1. № 11.
9. Горлова О.С. Повышение прозрачности отчетности в секторе государственного управления в соответствии с международными стандартами// Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3.
10. Зубкова Л.Д., Жукова С.С., Толчеева А.А., Дубцова Д.А. Бюджет для граждан как инструмент
информирования населения (на примере Тюменской области) // Регион: системы, экономика, управление-Воронеж, 2014. № 4.
11. Косов М.Е. Бюджетная политика Российской Федерации: проблемы и пути их решения// Экономика и предпринимательство. 2016. № 8 (73).
12. Kosov M.E., Akhmadeev R.G. Offshore jurisdictions as an instrument for international tax planning//Europaische Fachhochschule. 2016. № 4.
13. Солянникова С.П. Ответственная бюджетная политика в условиях высокого уровня неопределенности: правила разработки и критерии оценки / С.П. Солянникова // Инновационное развитие экономики. 2016. № 3-2 (33).
14. Солянникова С.П. Развитие механизмов взаимодействия государства и граждан в управлении общественными финансами // Экономика. Налоги. Право. 2016. № 5.
15. Ложечко А.С. К вопросу о влиянии факторов экономической неопределенности на формирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Вестник науки и образования. 2015. № 7 (9).
16. Хубаев Т.А., Бадова Л.К. Проблемы формирования доходной базы федерального бюджета// Экономика и предпринимательство № 4-1 (69-1) Издательство: Редакция журнала «Экономика и предпринимательство», М.
17. Шуваева Е.В. Проблемы формирования доходов федерального бюджета// Альманах мировой науки. 2015. № 2-4 (2).
18. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона № 2428-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год».
19. Заключение Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара на Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (краткая версия).
20. Заключение Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова по проекту федерального бюджета на 2016 год.
21. Официальный сайт Политической партии Справедливая Россия. URL: http://www.spravedlivo.ru/
22. Официальный сайт ЛДПР. URL: https://ldpr.ru