Научная статья на тему 'Основные проблемы организации и исполнения федерального бюджета по доходам в Российской Федерации'

Основные проблемы организации и исполнения федерального бюджета по доходам в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9734
937
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / FEDERAL BUDGET / INCOMES OF THE FEDERAL BUDGET / BUDGET BALANCE / BUDGET DEFICIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Теблоева И.Б., Бибоев Р.Х.

В статье анализируются доходы федерального бюджета Российской Федерации на современном этапе и рассматриваются проблемы исполнения доходной части федерального бюджета. Состояние мировой экономики, цен на нефть, экономических санкций в отношении России и политической обстановки оказывает значительное отрицательное влияние на устойчивое развитие экономики Российской Федерации. Однако реализация мероприятий, очерченных бюджетной политикой в 2016 году, позволит обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетная политика 2016 года нацелена, прежде всего, на то, чтобы поддержать устойчивость функционирования бюджетной системы страны, при этом сохраняя сбалансированность распределения бюджетных ресурсов, направленных на обеспечение текущих потребностей экономики и социальной сферы. В настоящее время, мы наблюдаем, что государство не стремится изменять степень своего вмешательства в экономику, оно лишь несколько корректируют методы и направления своего воздействия. Это свидетельствует о том, что в приоритет бюджетной политики ставится стабильное экономическое развитие, ориентированное на долгосрочную перспективу. Несомненно, на управление страной, занимающей большие территории и имеющей массивный аппарат управления, требуются колоссальные средства. Однако, учитывая эти факторы, мы можем выбрать не так много путей дальнейшего развития: либо сокращение государственных расходов за счет упрощения аппарата управления, бюрократического режима, уменьшения оборонных расходов, либо непосредственное увеличение доходов бюджетов, за счет наращивания налоговой нагрузки или использования источников финансирования дефицита бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS OF THE ORGANIZATION AND EXECUTION OF THE FEDERAL BUDGET BY INCOME IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the incomes of the federal budget of the Russian Federation at the present stage and examines the problems of executing the revenue side of the federal budget. The state of the world economy of oil prices of economic sanctions against Russia and the political situation has a significant negative impact on the sustainable development of the economy of the Russian Federation. However, the implementation of measures outlined by the budget policy in 2016 will ensure stability and balance of the budgets of the budgetary system of the Russian Federation. The budget policy of 2016 is aimed primarily at supporting the sustainability of the functioning of the countrys budget system while maintaining a balanced distribution of budget resources aimed at meeting the current needs of the economy and the social sphere. At present, we observe that the state does not seek to change the degree of its intervention in the economy. It only slightly adjusts the methods and directions of its impact. This indicates that the priority of fiscal policy is a stable economic development focused on a long-term perspective. Undoubtedly, on the management of the country occupying large territories and having a massive management apparatus requires colossal means. However, considering these factors, we can choose not so many ways of further development or reduce government spending by simplifying the management apparatus of managing bureaucratic regime to reduce defense spending, or directly Increase budget revenues by increasing the tax burden or use.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы организации и исполнения федерального бюджета по доходам в Российской Федерации»

УДК 336.146

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО ДОХОДАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Теблоева И.Б., к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление» АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА»

Бибоев Р.Х., студент очного отделения магистратуры АОЧУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА»

В статье анализируются доходы федерального бюджета Российской Федерации на современном этапе и рассматриваются проблемы исполнения доходной части федерального бюджета.

Состояние мировой экономики, цен на нефть, экономических санкций в отношении России и политической обстановки оказывает значительное отрицательное влияние на устойчивое развитие экономики Российской Федерации. Однако реализация мероприятий, очерченных бюджетной политикой в 2016 году, позволит обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетная политика 2016 года нацелена, прежде всего, на то, чтобы поддержать устойчивость функционирования бюджетной системы страны, при этом сохраняя сбалансированность распределения бюджетных ресурсов, направленных на обеспечение текущих потребностей экономики и социальной сферы.

В настоящее время, мы наблюдаем, что государство не стремится изменять степень своего вмешательства в экономику, оно лишь несколько корректируют методы и направления своего воздействия. Это свидетельствует о том, что в приоритет бюджетной политики ставится стабильное экономическое развитие, ориентированное на долгосрочную перспективу. Несомненно, на управление страной, занимающей большие территории и имеющей массивный аппарат управления, требуются колоссальные средства. Однако, учитывая эти факторы, мы можем выбрать не так много путей дальнейшего развития: либо сокращение государственных расходов за счет упрощения аппаратауправления, бюрократического режима, уменьшения оборонных расходов, либо непосредственное увеличение доходов бюджетов, за счет наращивания налоговой нагрузки или использования источников финансирования дефицита бюджета.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы федерального бюджета, сбалансированность бюджета, дефицит бюджета.

THE MAIN PROBLEMS OF THE ORGANIZATION AND EXECUTION OF THE FEDERAL BUDGET BY INCOME IN THE RUSSIAN FEDERATION

Tebloeva I., Ph.D., assistant professor, Economics and Management chair, AEPI HE «Moscow Finance and Law Academy» (MFUA) Biboev R., the student of the magistrature, AEPI HE «Moscow Finance and Law Academy» (MFUA)

The article analyzes the incomes of the federal budget of the Russian Federation at the present stage and examines the problems of executing the revenue side of the federal budget.

The state of the world economy of oil prices of economic sanctions against Russia and the political situation has a significant negative impact on the sustainable development of the economy of the Russian Federation. However, the implementation of measures outlined by the budget policy in 2016 will ensure stability and balance of the budgets of the budgetary system of the Russian Federation. The budget policy of 2016 is aimed primarily at supporting the sustainability of the functioning of the countrys budget system while maintaining a balanced distribution of budget resources aimed at meeting the current needs of the economy and the social sphere.

At present, we observe that the state does not seek to change the degree of its intervention in the economy. It only slightly adjusts the methods and directions of its impact. This indicates that the priority of fiscal policy is a stable economic development focused on a long-term perspective. Undoubtedly, on the management of the country occupying large territories and having a massive management apparatus requires colossal means. However, considering these factors, we can choose not so many ways of further development or reduce government spending by simplifying the management apparatus of managing bureaucratic regime to reduce defense spending, or directly Increase budget revenues by increasing the tax burden or use.

Keywords: federal budget, incomes of the federal budget, budget balance, budget deficit.

Введение. На современном этапе развития рыночной экономики, когда происходит резкое падение цен на нефть, балансировка доходов и расходов федерального бюджета является основной макроэкономической проблемой построения федерального бюджета. Это обуславливается тем, что экономическая стабильность государства зависит именно от сбалансированности доходов и расходов бюджета государства. Способность федерального бюджета оказывать влияние на реализацию политики Российской Федерации в сфере государственного регулирования социально-экономических процессов обуславливает актуальность исследования проблем исполнения федерального бюджета по доходам.

Цель исследования. Решение научной задачи разработки теоретических, методологических, прикладных подходов и инструментов системы исполнения федерального бюджета, которые имеют существенное значение для совершенствования организации бюджетного процесса.

Материалами исследования являются данные об исполнении Федерального бюджета Российской Федерации в 2014-2016 гг.

Формирование и утверждение сбалансированного бюджета является первоочередной функцией Министерства Финансов и Правительства Российской Федерации. В государственном бюджете очень важна сбалансированность доходов и расходов страны. Именно от этого фактора зависит экономическая стабильность государства, поэтому вопрос соотношения доходов и расходов бюджета страны является не просто важным, но и весьма актуальным вопросом.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет

как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»1.

Центральное место бюджета в финансовой системе объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода; бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики; полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.

Бюджет Российской Федерации включает в себя Федеральный бюджет и Консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако доходы также могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно: содержаны государственного аппарата, армии, право охранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т. д.

1 Ст. 6. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - Москва: Проспект, КноРус, 2013. - 272 с.

Рисунок 1 - Состав доходов федерального бюджета2

Федеральный бюджет, является ведущим звеном финансовой системы государства, играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе, поскольку основная его функция перераспределение в экономике валового внутреннего продукта и национального дохода [10].

Функционирование федерального бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов.

Состав доходов бюджета РФ проиллюстрирована на рисунке 1.

Исполнение бюджета является центральной стадией бюджетного процесса, осуществляемого органами государственной власти и местного самоуправления. Исполнение бюджета представляет собой довольно сложный процесс, в ходе которого происходит доведение установленных лимитов бюджетных обязательств до получателей, зачисление на единый счет полученных доходов, а также расходование средств на утвержденные цели в соответствующих объемах. Данный процесс начинается с момента утверждения закона или решения о бюджете и продолжается в течение всего финансового года.

В настоящее время основной макроэкономической проблемой построения федерального бюджета является балансировка доходов и расходов бюджета в условиях резкого падения цен на нефть. От сбалансированности этих показателей зависит экономическая стабильность государства. Таким образом, вопрос соотношения доходов и расходов бюджета является особенно актуальным.

Исходными данными для анализа и выявления проблем организации и исполнения доходов федерального бюджета явля-ется информация Федерального казначейства, Счетной палаты РФ и Министерства финансов РФ об исполнении Федерального бюджета.

Отражение внешнеэкономических проблем и ситуации внутри страны лучше всего видно при изучении основных характеристик федерального бюджета на соответствующий год (табл. 1).

Таблица 1 - Основные характеристики федерального бюджета за 2014-2016 гг., млрд. руб. 3

Наименование

Доходы федерального бюджета

Расходы федерального бюджета

Дефицит федерального бюджета

2014 г.

14496,9

14831 6

-334,7

2015 г.

№ 384-ФЗ

12539,7

15215 0

-2675,3

оценка

13251 3

15417 3

-2166 0

2016 г.

13738,5

16098,7

-2360,2

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации за 2014-2016 гг. характеризуется постепенным снижением доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП, а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета.

Из данных, представленных в таблице 1, видим, что только в

2 Выполнено автором

3 Министерство финансов Российской Федерации. - Режим

доступа: http://info.minfin.ru/fbisp.php

2014 году бюджет исполнен с меньшим дефицитом, а в 2014 и 2015 гг. расходы снова превышают доходы.

Для более детального анализа структуры доходов и расходов федерального бюджета необходимо сначала рассмотреть формирование его доходной части за счет нефтегазовых и ненефтегазовых поступлений, которая представлена на рисунке 2.

I нефтегазовые доходы ■ ненефтегазовые доходы

Рисунок 2 - Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов, % 4

Динамика показывает, что доля прогнозируемых нефтегазовых доходов в анализируемом периоде снижается, причиной этому может послужить существенное сокращение (-2,1%) вывозных таможенных пошлин, подлежащих уплате в федеральный бюджет.

Не стоит забывать о том, что сложившиеся геополитические условия обуславливают сложность прогнозирования доходов от внешнеэкономической деятельности и, в первую очередь, нефтегазовых доходов.

Тем не менее, годовое эмбарго так и не отменено, а логистические связи со странами латиноамериканского и азиатского регионов еще не отлажены, поэтому ожидать всплеска внешнеэкономических торговых взаимоотношений не приходится.

Что касается ненефтегазовых доходов, то здесь мы наблюдает обратную динамику: их доля в федеральном бюджете в 2016 г. увеличивается по сравнению с 2014 г. (+9,2%) за счет увеличения поступлений НДС и акцизов в бюджет.

За анализируемый период можно отметить значительное изменение соотношения нефтегазовых и не нефтегазовых доходов. Так, если в структуре доходов бюджета в 2014 г. преобладающую роль занимали нефтегазовые доходы и составляли 51,3 % доходов бюджета, а не нефтегазовые доходы составляли 48,7 % от общего объема доходов бюджета. То в 2016 г. структура доходов бюджета значительно меняется и мы наблюдаем обратную картину: объем нефтегазовых доходов составил 6 044,9млрд. руб. или 44 % от объема общих доходов бюджета, а не нефтегазовые доходы, напротив, увеличились до 7 693,6 млрд. руб. и составили 56 % от общего объема доходов бюджета. Это объясняется сверхнизкими ценами на нефть в связи, с которыми бюджет недосчитывается значительной доли нефтегазовых доходов российского бюджета.

4 Выполнено автором

Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых доходов. На протяжения многих лет налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета (табл. 2).

Таблица 2 - Налоговые доходы федерального бюджета за 2014-

2016 гг., млрд. руб. 5

Показатели 2014 2015 2016

Налог на прибыль организаций 411,3 482,8 426,3

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 2181,4 2352,5 2592,7

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1750,2 1719,1 1817,1

Акцизы по подакцизным товарам 520,8 491,2 523,9

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 2884,6 3270,8 3683,5

Налог на добычу полезных ископаемых 2857,9 3246,2 3661,4

Итого 7921,2 8467,9 9202,2

Приведенные данные свидетельствуют о том, что государство, решая свои социально-экономические задачи, взяло курс на пополнение своей финансовой базы за счет налоговых поступлений, в особенности по НДПИ, налогу на прибыль организаций и регулярным платежам за добычу полезных ископаемых.

В ходе анализа данных таблицы 2 можно сделать вывод, что налоговые доходы в 2016 году составят 9202,6 млрд. рублей или 67 % объема доходов федерального бюджета. Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов составляют налог на прибыль, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, акцизы.

Динамика налоговых доходов федерального бюджета в 20142016 годы обусловлена, главным образом, снижением поступлений нефтегазовых доходов в условиях падения мировых цен на нефть. При этом поступления основных видов ненефтегазовых доходов относительно стабильны.

Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2014-2016 гг. их доля уменьшилась почти на 9%. Прежде всего, данное снижение произошло за счет сокращения поступлений доходов от продажи имущества, таможенных пошлин и сборов, доходов от ВЭД.

Такая тенденция вполне закономерна, учитывая довольно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.

Действующая система сбора средств федерального бюджета имеет ряд недостатков, вследствие чего бюджет недополучает денежные средства, либо получает, но не в достаточном количестве. К проблемам, связанным с формированием доходной части бюджета относятся следующие:

1. Органами федерального казначейства осуществляется учет поступлений в федеральный бюджет и контроль за использованием этих средств. Те средства, которые поступают в федеральный бюджет, становятся доступными только тогда, когда банком и органами казначейства будет составлена отчётность об остатках средств на лицевых счетах по учету доходов федерального бюджета, перечисленных на финансирование расходов.

2. Прохождение средств от налогоплательщика до получателей бюджетных средств, а также поставщиков товаров, работ и услуг этим получателям, замедляет большое количество счетов по уровням органов казначейства.

3. Остатки средств федерального бюджета, находящиеся на лицевых счетах органов казначейства не могут находиться в оперативном управлении.

4. Ненадлежащее исполнение налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов и сборов также препятствует формированию доходной части бюджета. Причём такие правонарушения приобретают массовый характер. Их опасность заключается в том, что они перекрывают каналы поступлений денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней, что в свою очередь снижает результативность бюджетной и налоговой политики Правительства

5 Министерство финансов Российской Федерации. - Режим доступа: http://info.minfin.ru/fbisp.php

России и субъектов Федерации [13].

Рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкивается правительство при реализации бюджетной политики.

Реализация бюджетной политики в 2016 году осуществляется в качественно новых экономических условиях. Проанализируем изменения основных задач бюджетной политики РФ за последние годы.

Так, если в 2014 году в Бюджетный Кодекс РФ было включено требование о разработке и представлении одновременно с проектом бюджета проекта долгосрочного бюджетного прогноза, то в 20152016 гг. субъектам РФ предоставлено право выбора в отношении формирования проекта бюджетного прогноза, таким образом, субъект РФ самостоятельно принимает решение о целесообразности его разработки. Это говорит о нестабильности и непредсказуемости развития ситуации, что делает долгосрочное планирование экономически не оправданным.

При рассмотрении задач бюджетной политики на 2014-2015 гг. можно отметить, что она в основном направлена на улучшение качества жизни граждан РФ. В ее состав включались такие положения как:

• создание условий для улучшения качества государственных и муниципальных услуг;

• улучшение качества работы контрольных органов;

• содействие в обеспечении сбалансированности региональных и местных бюджетов;

• повышение эффективности государственных закупок;

• повышение открытости и понятности бюджетов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи же бюджетной политики на 2016 год - это проведение антикризисных бюджетных мер, в том числе:

• создание условий для макроэкономической стабильности и адаптации экономики к новым реалиям;

• мобилизация доходов бюджетов и повышение эффективности их администрирования;

• развитие инструментов повышения эффективности бюджетных расходов;

• создание условий для обеспечения сбалансированности и снижения долговой нагрузки консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;

• повышение операционной эффективности управления бюджетными средствами.

Таким образом, бюджетная политика 2016 года нацелена, прежде всего, на поддержание устойчивости функционирования бюджетной системы страны при сбалансированном распределении бюджетных ресурсов на обеспечение текущих потребностей экономики и социальной сферы. Об этом свидетельствует и предоставление возможности принятия закона субъектами РФ о возврате в бюджет остатка субсидии на выполнение государственного задания бюджетными и автономными учреждениями в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного задания; и возможность дополнительного (сверх учтенных в законе) направления средств Резервного фонда на замещение не поступающих доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета; и предоставление Правительству РФ права с учетом экономической ситуации принять решение о внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год», предусматривающих возможность использования дополнительных доходов [9].

Чтобы наглядно показать, на сколько тяжела на сегодняшний день экономическая ситуация в стране, приведем динамику основных бюджетных характеристик в %% к ВВП за ряд лет (табл.3)

Таблица 3 - Динамика основных бюджетных характеристик в %% к ВВП за период 2011-2016 годы

Показатель Период (годы)

2011 2012 2013 2014 2015 2016

Доходы 20,3 20,7 19,7 20,3 18,0 17,5

Расходы 19,5 20,7 20,2 20,8 21,0 20,5

Дефицит/профицит 0,8 -0,06 -0,5 -0,5 -3,0 -3,0

Результаты представим в виде диаграммы (рисунок 3).

6 Министерство финансов Российской Федерации. - Режим доступа: http://info.minfin.ru/fbdohod.php

Рисунок 3. Основные характеристики федерального бюджета в 2011-2016 гг., %7

Из приведенных выше данных следует, что уровень дефицита бюджета в 2016 году достаточно велик, однако он остался примерно на уровне прошлого года и не достиг значений кризисного 2009 года. Снижен общий уровень расходов бюджета, что не может не сказаться на уровне социального обеспечения граждан. Уровень ВВП возрос примерно на 7 %, однако не достиг запланированных федеральным законом № 384-Ф3 от 1 декабря 2013 года показателей примерно на 6,2%, что, несомненно, является отрицательной тенденцией.

Состояние мировой экономики, цен на нефть, экономических санкций в отношении России и политической обстановки оказывает значительное отрицательное влияние на устойчивое развитие экономики Российской Федерации. Однако реализация мероприятий, очерченных бюджетной политикой в 2016 году, позволит обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В ситуации сохранения и укрепления социальной стабильности российского социума в целом одним из базовых направлений изменения кон-цепции бюджетной политики может и должна стать реформа налогообложения. Дело в том, что в современной отечественной налоговой политике задача стимулирования, а более точно, регулирования процесса капитализации доходов как хозяйствующих субъектов, так и домохозяйств в финансировании основных структурных направлений развития отечественной экономики не рассматривается в качестве приоритетной. Это существенно ограничивает возможности увеличения инвестиций в ее развитие. Данная проблема является актуальной как для федерального, так и для консолидированного бюджета России.

А первый шаг в изменении данной ситуации неизбежно потребует реформы двух основных подоходных налогов - налога на прибыль (НП) и налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Действующая концепция налога на прибыль предприятий и организаций, выражающаяся в практике двойного налогообложения общей и распределяемой прибыли, замене реальных налоговых льгот системой налоговых кредитов, также в значительной степени сводит на нет провозглашенную правительством политику стимулирования инвестиционной и инновационной предпринимательской активности.

Вместе с тем в мировой практике существует система раздельного налогообложения инвестируемой (не распределяемой) прибыли и дивидендов (распределяемой прибыли), причем первая из них облагается с учетом дифференциации ее объемов. Такая система дает возможности целевого налогового воздействия на соотношение пропорций распределения прибыли, направляемой производителем на потребление и инвестирование, а также возможность перераспределения тяжести налогового давления между инвестируемой и распределяемой прибылью.

Реформирование налога на прибыль необходимо осуществить по следующим ключевым направлениям:

• введение базовой 15%-ной ставки налога на инвестируемую (не распределяемую) прибыль предприятий и организаций и 5%-ной ставки на дивиденды;

• расходы на НИОКР, содержащиеся в утвержденном Правительством РФ перечне, следует вычитать с применением повышающего коэффициента 1,5;

• включение в производственные издержки затрат на переобучение и повышение профессионального уровня производственного и научно-технического персонала предприятия;

7 Выполнено автором

• система льготного 5%-ного налогообложения дивидендов частных инвесторов;

• предоставление предприятиям и организациям возможности вычета из налогооблагаемой базы всего объема затрат на разработку и внедрение в производство нанотехнологий в течение первого года их выпуска с коэффициентом 2 [11].

Введение данных изменений в налоговое законодательство позволит сформировать реальные налоговые стимулы для увеличения вложений в модернизацию и расширение производства. Государству также следует изымать сверхприбыль корпораций, не связанную с инвестициями и инновациями, и использовать ее для целей экономического развития.

Плоская шкала налогообложения активных доходов физических лиц используется в России уже полтора десятка лет. При этом в отечественной системе подоходного налогообложения граждан ярко выражен сдвиг налогового бремени в сторону низкодоходных групп населения. Следствием же асоциального характера распределения налоговой нагрузки является то, что низкий уровень доходов основной массы населения ограничивает покупательный спрос, сдерживает расширение внутреннего, в том числе инвестиционного, рынка и соответственно возможности роста производства. Развивается база для социальных противоречий и конфликтов.

Характерно, что сегодня уже и правительство не может игнорировать асоциальный характер распределения налоговой нагрузки. Однако только дифференциация налоговых ставок при сохранении действующей налогооблагаемой базы не в состоянии решить поставленные задачи. Мы полагаем, что оптимальным в системе подоходного обложения является распределение налоговой нагрузки пропорционально степени удовлетворения социальных потребностей налогоплательщика за счет получаемых доходов [4].

Для реализации этого положения следует осуществить ряд принципиальных изменений в системе налогообложения доходов граждан.

Во-первых, отменить все формы прямого обложения доходов, не превышающих прожиточный минимум работников (подоходный и социальный налоги, другие удержания). Очевидно, что работники с такими доходами не могут и не должны участвовать в финансировании государственных расходов и в накоплении ресурсов на свое пенсионное обеспечение. Бессмысленно изымать деньги у этих лиц - ведь они тут же включаются в систему обеспечения пособиями за счет того же государства. Доходы налогоплательщика в пределах прожиточного минимума семьи не должны подпадать под подоходное обложение. Это предполагает введение необлагаемого минимума или стандартного вычета на самого налогоплательщика в размере прожиточного минимума и аналогичных вычетов на детей и супругу (супруга), если супруга не имеет собственного источника доходов.

Во-вторых, целесообразно восстановление прогрессивной системы ставок при взимании налога с доходов граждан с одновременным уменьшением совокупной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет снижения суммарных отчислений в страховые социальные фонды.

Под прогрессивное налогообложение должны подпадать все доходы налогоплательщика, независимо от источника. Не должно быть различий в налогообложении доходов от трудовой деятельности, пассивных доходов, а также иных категорий доходов (роялти, доходы от сдачи имущества в аренду или наем, доходы в виде наследства и т. д.).

Исключение должны составить только дивиденды от частных инвестиций в реальный сектор экономики. Налог на них должен быть минимальным и не превышать 5%.

В-третьих, представляется необходимой дифференциация величины социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов относительно уровня получаемых налогоплательщиком доходов.

В-четвертых, при сочетании фискальной и социальной функции подоходного налогообложения граждан обязательно должен использоваться принцип ступенчатого начисления подоходного налога, т.е. обложения по конкретной ставке не всего объема доходов налогоплательщика, а только их определенного диапазона.

Плюс - применение регрессивной ставки при налогообложении максимального уровня доходов (табл. 4).

Таблица 4 - Регрессивная ставка при налогообложении макси-

мального уровня доходов 8

Годовой облагаемый доход с учетом вычета необлагаемого налогом минимума на самого налогоплательщика, его супругу и детей (руб.) Налоговая ставка, %

до 1 500 000 13

от 1 500 001 до 2 500 000 23

от 2 500 001 до 3 500 000 28

от 3 500 001 до 4 500 000 33

от 4 500 001 до 5 000 000 38

свыше 5 000 000 13

Достаточно крутая прогрессивная шкала налогообложения «свободных от социальных обязательств» доходов налогоплательщика, т. е. доходов семьи, превышающих ее объективные социальные потребности, будет стимулировать работающих граждан к инвестированию оставшихся в их распоряжении «свободных денег».

Вывод. Итак, в настоящее время, мы наблюдаем, что государство не стремится изменять степень своего вмешательства в экономику, оно лишь несколько корректируют методы и направления своего воздействия. Это свидетельствует о том, что в приоритет бюджетной политики ставится стабильное экономическое развитие, ориентированное на долгосрочную перспективу. Несомненно, на управление страной, занимающей большие территории и имеющей массивный аппарат управления, требуются колоссальные средства. Однако, учитывая эти факторы, мы можем выбрать не так много путей дальнейшего развития: либо сокращение государственных расходов за счет упрощения аппарата управления, бюрократического режима, уменьшения оборонных расходов, либо непосредственное увеличение доходов бюджетов, за счет наращивания налоговой нагрузки или использования источников финансирования дефицита бюджета.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - Москва: Проспект, КноРус, 2013. - 272 с.

2. Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 359-Ф3 «О федеральном бюджете на 2016 год». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/71279990/

3. бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant. ги/70810756/1/

4. Бакша Н. В. Бюджетное планирование и прогнозирование:

8 Составлено автором

Учебное пособие. - Тюмень: ТГУ, 2015. - С. 382.

5. Нешитой А. С. Бюджетная система РФ [Текст]: учебник/А. С. Нешитой. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2015. -320 с.

6. Подъяблонская Л. М. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебник/Л. М. Подъяблонская - М.: Юнити-Дана, 2014. - 546 с.

7. Поляк Г. Б. Финансы [Текст]: учебник/Г. Б. Поляк. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 703 с.

8. Алиев Б. Х., Керимова З. А., Аджиева Л. А. Проблемы исполнения доходной части бюджетов регионов Российской Федерации и пути их решения // Финансы и кредит. - 2012. - № 47 (527). - С. 39-44.

9. Бескоровайная С. А. Проблемы формирования федерального бюджета Российской Федерации на 2016 год // Вопросы и проблемы экономики и менеджмента в современном мире (сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции). - 2016. - С. 216-222.

10. Лебедева А. Д., Голубева И. Г. Доходы и расходы федерального бюджета РФ // Актуальные вопросы экономических наук. - 2017.

- № 57. - С. 197-206.

11. Лыкова Л. Н. Первые результаты «налогового маневра» и доходы бюджетов субъектов Российской Федерации // Федерализм.

- 2015. - № 4. - С. 55-64.

12. Фалев И. В. Проблемы исполнения региональных бюджетов в Российской Федерации // Инновационная наука. - 2016. - № 10-3. - С. 143-145.

13. Федорова А. Ю., Дорожкина Н. И., Черкашнев Р. Ю. Организация процесса кассового обслуживания исполнения бюджетов казначейскими органами // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 3 (061). - С. 137-142.

14. Шогенова Ф. А. Совершенствование системы исполнения федерального бюджета // Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. - Москва, 2014.

15. Информация об исполнении Федерального бюджета РФ [Электронный ресурс] // Сайт Федерального казначейства РФ. -Режим доступа: http://www.roskazna.ru/

16. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://info.minfin.ru/fbisp.php

17. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. - [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW 165592/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.