Научная статья на тему 'К вопросу об эффективном использовании земель на уровне региональной экономики'

К вопросу об эффективном использовании земель на уровне региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
197
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об эффективном использовании земель на уровне региональной экономики»

No 1(28), 2014 г.

MAHTAEBA Э.И., АНДЖУКАЕВА E.A., ХОДЫКОВА Н.В.

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ НА УРОВНЕ

РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация: В данной статье речь идет о теоретических и практических аспектах эффективного землепользования на уровнерегиональной экономики.

Ключевые слова: земля, эффективное использование земель, эффективное природопользование, земельная политика на региональном и муниципальном уровнях.

Эффективное использование земельных ресурсов для удовлетворения потребностей общества и граждан, формирование благоустроенной среды их проживания - одна из важнейших целей социально-экономического развития территорий.

Земельные ресурсы являются основным фактором организации производительных сил в государстве, выражая их территориальную и субъектную принадлежность: согласно российскому законодательству [5] существует четыре базовые группы земель по типу их использования (по субъекту их использования) (см. рис. 10-

Рис. 1. Группировка земельного фонда в Российской Федерации по субъектам их использования

По своему целевому назначению, земли в Российской Федерации делятся на [1]:

1. земли сельскохозяйственного назначения;

2. земли населенных пунктов;

3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4. земли особо охраняемых территорий и объектов;

5. земли лесного фонда;

6. земли водного фонда;

7. земли запаса.

При этом правовой режим использования земель в Российской Федерации зависит от множества факторов (см. рис. 2) [5].

Рис. 2. Правовой режим использования земель в Российской Федерации

В рамках земельного законодательства важно выделение определенной терминологии, отражающей особенности землепользования (см. данные таблицы 1).

27

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Базовые термины землепользования [3, 7, 9]

Таблица 1.

№ Термин Определение термина

1. Субъекты землепользования Участники земельных отношений - граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные граждане*, юридические лица, а также лица без гражданства

2. Собственники земельных участков Лица, являющиеся собственниками земельных участков

3. Землепользователи Лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования

4. Землевладельцы Лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения

5. Арендаторы земельных участков Лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды

6. Обладатели сервитута Лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут)

7. Двухзвенная структура муниципальных образований** Городские округа и муниципальные районы - в качестве муниципальных образований первого звена, а также городские и сельские поселения, входящие в состав муниципальных районов, - в качестве муниципальных образований второго звена

8. Земельный участок как объект земельных отношений Часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 6 Земельного кодекса РФ, далее - ЗК РФ)

9. Использование земельных участков не по целевому назначению Фактическое использование их в целях, не соответствующих целевому назначению, установленному при предоставлении земельного участка собственнику, землевладельцу, землепользователю, арендатору, а также несоблюдение режима использования земель, в случаях установления таких ограничений и обременений правами других лиц

10. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота Земли, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, главным образом стратегического, военного и административного значения

Основные характеристики фактора земли как земельного участка:

1. Земля как объект недвижимого имущества, выступающий в качестве объекта гражданских прав и обязанностей, включенный в гражданский оборот;

2. Земля как природный объект (объект прав), которому свойственны такие характеристики, как нерукотворность, неперемещаемость, неэластичность, эти свойства выделяют земельные участки из стандартного перечня объектов недвижимого имущества.

В связи с указанной выше градацией земель, возникают определенные публично-общественные отношения [2]:

• Отношения по предоставлению земельных участков;

• Отношения по использованию земельных участков;

• Охрана земельных участков.

* их права на приобретение земельных участков в собственность определяются в соответствии со специальными нормами Земельного кодекса РФ, иными федеральными законами и могут быть ограничены.

** имеет важное практическое значение при рассмотрении вопросов, связанных с определением уровня органа, уполномоченного принимать решение, например о распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой и т.п.

28

No 1(28), 2014 г.

Рис. 3. Публично-общественные отношения, связанные с предоставлением, использованием

и охраной земельных участков

По мнению Засядь-Волка В.В. [4], как правило, как в России, так и за рубежом, к «особенным» трендам реализации земельной политики на региональном и муниципальном уровнях относят:

1. Обоснование механизмов и инструментов привлечения инвестиций в их земельно-имущественные комплексы;

2. Приведение всей системы землепользования к единым стандартам формирования, учета и оценки земельных участков (и расположенной на них недвижимости)—использование земель как фактор привлечения инвестиций;

3. Определение роли и места межевания и других землеустроительных работ в комплексном освоении территорий муниципалитетов для инвестиционных нужд;

4. Развитие земельного девелопмента для подготовки земельных участков к инвестиционному освоению;

5. Определение путей использования земельного фонда в интересах региона/муниципального образования.

Таким образом, органы исполнительной власти региона и муниципальных образований являются основными генераторами эффективности общегосударственной земельной политики. В области земельной политики в пределах Российской Федерации, подобные процессы, прежде всего, объясняются тем, что:

• Власти субъектов Российской Федерации имеют реальные возможности по созданию законодательной базы использования земли, включающей как способы и правила предоставления земельных участков, так и методы по наращиванию инвестиционной привлекательности и в целом инвестиционного потенциала земли;

• Субъектам Российской Федерации сегодня передано право реализации собственной налоговой политики в отношении земельных участков;

• Федеральный уровень власти обязывает региональные и муниципальные власти активно использовать инструменты развития государственно-частного партнерства (в частности, — концессионных соглашений), как системы взаимодействия органов власти, с одной стороны, инвесторов и девелоперов — с другой.

В тоже время, свойства ограниченности и невосполнимости земли вызывает объективную необходимость, со стороны государственных органов власти, в формировании и реализации жестких правил землепользования в любом обществе. Как отмечается коллективом авторов под руководством

29

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Варламова А.А. целеполагание в управлении в сфере землепользования представляет собой «концентрированное выражение потребностей общества, удовлетворяемых на основе использования свойств земли» [8]. Таким образом, на всех уровнях и во всех экономических системах (мировой, национальной, региональной, местной экономиках) формирование земельной политики как отношения государства к способам эффективного использования земли - важнейшая задача государственного и муниципального управления.

При этом земельная политика как подсистема системы государственного и муниципального управления складывается из ряда ключевых элементов по эффективному землепользованию:

1. Обеспечение оптимальной системы рентных отношений;

2. Совершенствование законодательной и нормативной базы по территориальному зонированию;

3. Распределение полномочий по уровням народного хозяйства (в рамках всей системы управления земельными ресурсами);

4. Обеспечения привлечения инвестиций в земельно-имущественный комплекс (на федеральном, региональном и местном уровнях).

Представляется что на уровне субъектов Российской Федерации, регионов — реализация государственной земельной политики связана с необходимостью обеспечить решение ряда ключевых задач в сфере землепользования:

• Урегулирование особенностей использования земельных ресурсов в условиях нового земельного, градостроительного законодательства и законодательства о недвижимости;

• Выявление эффективных организационных мер по управлению земельными ресурсами (адекватные правила регулирования рынка земли, правовое обеспечение рационального использования и контроля соблюдения земельного и иного законодательства, регулирование земельного налогообложения и т.п.). 1

1. Земельное право. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/.

2. Гришин А. А. Специфика правовой природы ограниченных вещных прав на землю. URL: http:// Знание. Понимание. Умение: информ. гуманит. портал. Экономика и право. 2008. № 8.

3. Ерофеев Б. В. Земельное право России. М.: Профобразование, 2002. С. 228.

4. Засядь-Волк В. В. Факторы эффективной земельной политики в регионе [статья] // Управленческое консультирование: науч.-пракг. журн. / СЗАГС. 2007. № 2.

5. Земельное право // Иконицкая И. А., Фомина Л. П. Юридическая энциклопедия / отв. ред. Б. Н. Топорнин. М.: Юристъ, 2001.

6. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: федеральный закон Российской Федерации: принят 21.12.2004 г. № 172; Земельный кодекс; Иные Федеральные законы и принимаемыми в соответствии с ними иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

7. СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

8. Теоретические и методические положения управления земельными ресурсами и формирования системы государственного земельного кадастра / под ред. А.А.Варламова // Итоги НИР ГУЗа в 1996-2000 гг. М.: ГУЗ, 2001.

9. Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права. Тула, 2001. С. 220-221.

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.