No 1(28), 2014 г.
MAHTAEBA Э.И., АНДЖУКАЕВА E.A., ХОДЫКОВА Н.В.
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ НА УРОВНЕ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация: В данной статье речь идет о теоретических и практических аспектах эффективного землепользования на уровнерегиональной экономики.
Ключевые слова: земля, эффективное использование земель, эффективное природопользование, земельная политика на региональном и муниципальном уровнях.
Эффективное использование земельных ресурсов для удовлетворения потребностей общества и граждан, формирование благоустроенной среды их проживания - одна из важнейших целей социально-экономического развития территорий.
Земельные ресурсы являются основным фактором организации производительных сил в государстве, выражая их территориальную и субъектную принадлежность: согласно российскому законодательству [5] существует четыре базовые группы земель по типу их использования (по субъекту их использования) (см. рис. 10-
Рис. 1. Группировка земельного фонда в Российской Федерации по субъектам их использования
По своему целевому назначению, земли в Российской Федерации делятся на [1]:
1. земли сельскохозяйственного назначения;
2. земли населенных пунктов;
3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
5. земли лесного фонда;
6. земли водного фонда;
7. земли запаса.
При этом правовой режим использования земель в Российской Федерации зависит от множества факторов (см. рис. 2) [5].
Рис. 2. Правовой режим использования земель в Российской Федерации
В рамках земельного законодательства важно выделение определенной терминологии, отражающей особенности землепользования (см. данные таблицы 1).
27
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Базовые термины землепользования [3, 7, 9]
Таблица 1.
№ Термин Определение термина
1. Субъекты землепользования Участники земельных отношений - граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные граждане*, юридические лица, а также лица без гражданства
2. Собственники земельных участков Лица, являющиеся собственниками земельных участков
3. Землепользователи Лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования
4. Землевладельцы Лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения
5. Арендаторы земельных участков Лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды
6. Обладатели сервитута Лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут)
7. Двухзвенная структура муниципальных образований** Городские округа и муниципальные районы - в качестве муниципальных образований первого звена, а также городские и сельские поселения, входящие в состав муниципальных районов, - в качестве муниципальных образований второго звена
8. Земельный участок как объект земельных отношений Часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 6 Земельного кодекса РФ, далее - ЗК РФ)
9. Использование земельных участков не по целевому назначению Фактическое использование их в целях, не соответствующих целевому назначению, установленному при предоставлении земельного участка собственнику, землевладельцу, землепользователю, арендатору, а также несоблюдение режима использования земель, в случаях установления таких ограничений и обременений правами других лиц
10. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота Земли, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, главным образом стратегического, военного и административного значения
Основные характеристики фактора земли как земельного участка:
1. Земля как объект недвижимого имущества, выступающий в качестве объекта гражданских прав и обязанностей, включенный в гражданский оборот;
2. Земля как природный объект (объект прав), которому свойственны такие характеристики, как нерукотворность, неперемещаемость, неэластичность, эти свойства выделяют земельные участки из стандартного перечня объектов недвижимого имущества.
В связи с указанной выше градацией земель, возникают определенные публично-общественные отношения [2]:
• Отношения по предоставлению земельных участков;
• Отношения по использованию земельных участков;
• Охрана земельных участков.
* их права на приобретение земельных участков в собственность определяются в соответствии со специальными нормами Земельного кодекса РФ, иными федеральными законами и могут быть ограничены.
** имеет важное практическое значение при рассмотрении вопросов, связанных с определением уровня органа, уполномоченного принимать решение, например о распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой и т.п.
28
No 1(28), 2014 г.
Рис. 3. Публично-общественные отношения, связанные с предоставлением, использованием
и охраной земельных участков
По мнению Засядь-Волка В.В. [4], как правило, как в России, так и за рубежом, к «особенным» трендам реализации земельной политики на региональном и муниципальном уровнях относят:
1. Обоснование механизмов и инструментов привлечения инвестиций в их земельно-имущественные комплексы;
2. Приведение всей системы землепользования к единым стандартам формирования, учета и оценки земельных участков (и расположенной на них недвижимости)—использование земель как фактор привлечения инвестиций;
3. Определение роли и места межевания и других землеустроительных работ в комплексном освоении территорий муниципалитетов для инвестиционных нужд;
4. Развитие земельного девелопмента для подготовки земельных участков к инвестиционному освоению;
5. Определение путей использования земельного фонда в интересах региона/муниципального образования.
Таким образом, органы исполнительной власти региона и муниципальных образований являются основными генераторами эффективности общегосударственной земельной политики. В области земельной политики в пределах Российской Федерации, подобные процессы, прежде всего, объясняются тем, что:
• Власти субъектов Российской Федерации имеют реальные возможности по созданию законодательной базы использования земли, включающей как способы и правила предоставления земельных участков, так и методы по наращиванию инвестиционной привлекательности и в целом инвестиционного потенциала земли;
• Субъектам Российской Федерации сегодня передано право реализации собственной налоговой политики в отношении земельных участков;
• Федеральный уровень власти обязывает региональные и муниципальные власти активно использовать инструменты развития государственно-частного партнерства (в частности, — концессионных соглашений), как системы взаимодействия органов власти, с одной стороны, инвесторов и девелоперов — с другой.
В тоже время, свойства ограниченности и невосполнимости земли вызывает объективную необходимость, со стороны государственных органов власти, в формировании и реализации жестких правил землепользования в любом обществе. Как отмечается коллективом авторов под руководством
29
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Варламова А.А. целеполагание в управлении в сфере землепользования представляет собой «концентрированное выражение потребностей общества, удовлетворяемых на основе использования свойств земли» [8]. Таким образом, на всех уровнях и во всех экономических системах (мировой, национальной, региональной, местной экономиках) формирование земельной политики как отношения государства к способам эффективного использования земли - важнейшая задача государственного и муниципального управления.
При этом земельная политика как подсистема системы государственного и муниципального управления складывается из ряда ключевых элементов по эффективному землепользованию:
1. Обеспечение оптимальной системы рентных отношений;
2. Совершенствование законодательной и нормативной базы по территориальному зонированию;
3. Распределение полномочий по уровням народного хозяйства (в рамках всей системы управления земельными ресурсами);
4. Обеспечения привлечения инвестиций в земельно-имущественный комплекс (на федеральном, региональном и местном уровнях).
Представляется что на уровне субъектов Российской Федерации, регионов — реализация государственной земельной политики связана с необходимостью обеспечить решение ряда ключевых задач в сфере землепользования:
• Урегулирование особенностей использования земельных ресурсов в условиях нового земельного, градостроительного законодательства и законодательства о недвижимости;
• Выявление эффективных организационных мер по управлению земельными ресурсами (адекватные правила регулирования рынка земли, правовое обеспечение рационального использования и контроля соблюдения земельного и иного законодательства, регулирование земельного налогообложения и т.п.). 1
1. Земельное право. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/.
2. Гришин А. А. Специфика правовой природы ограниченных вещных прав на землю. URL: http:// Знание. Понимание. Умение: информ. гуманит. портал. Экономика и право. 2008. № 8.
3. Ерофеев Б. В. Земельное право России. М.: Профобразование, 2002. С. 228.
4. Засядь-Волк В. В. Факторы эффективной земельной политики в регионе [статья] // Управленческое консультирование: науч.-пракг. журн. / СЗАГС. 2007. № 2.
5. Земельное право // Иконицкая И. А., Фомина Л. П. Юридическая энциклопедия / отв. ред. Б. Н. Топорнин. М.: Юристъ, 2001.
6. О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую: федеральный закон Российской Федерации: принят 21.12.2004 г. № 172; Земельный кодекс; Иные Федеральные законы и принимаемыми в соответствии с ними иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
7. СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
8. Теоретические и методические положения управления земельными ресурсами и формирования системы государственного земельного кадастра / под ред. А.А.Варламова // Итоги НИР ГУЗа в 1996-2000 гг. М.: ГУЗ, 2001.
9. Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права. Тула, 2001. С. 220-221.
30