Научная статья на тему 'Интегрированная земельная политика как объект политологического исследования: характер, сущность, природа и специфические особенности'

Интегрированная земельная политика как объект политологического исследования: характер, сущность, природа и специфические особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / УЧАСТНИКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / СТРУКТУРЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худояров Тимур Баходырович

В статье отражены цель, задачи, ключевые аспекты, а также характер, сущность и специфические особенности государственной земельной политики в современных условиях. Помимо этого освещаются институты, ответственные за развитие земельных отношений. Обосновывается необходимость эффективного использования земельных ресурсов и формирование оптимальной структуры землепользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATED LAND POLICY AS OBJECT OF POLITICAL RESEARCH: CHARACTER, ESSENCE AND SPECIFIC FEATURES

The purpose, tasks, key aspects, and also character, essence and specific features of the state land policy in modern conditions are reflected in article. The institutes responsible for development of the land relations are in addition lit. Need of effective use of land resources and formation of optimum structure of land use locates.

Текст научной работы на тему «Интегрированная земельная политика как объект политологического исследования: характер, сущность, природа и специфические особенности»

УДК 321. 01:332.02

T.R Худояров ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК

ОБЪЕКТ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ХАРАКТЕР, СУЩНОСТЬ, ПРИРОДА И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация. В статье отражены цель, задачи, ключевые аспекты, а также характер, сущность и специфические особенности государственной земельной политики в современных условиях. Помимо этого освещаются институты, ответственные за развитие земельных отношений. Обосновывается необходимость эффективного использования земельных ресурсов и формирование оптимальной структуры землепользования.

Ключевые слова: интегрированная земельная политика, земельные отношения, земельная реформа, участники земельных отношений, структуры землепользования, меры государственного регулирования.

Hmur Khudoyarov THE INTEGRATED LAND POLICY AS OBJECT OF

POLITICAL RESEARCH: CHARACTER, ESSENCE AND SPECIFIC FEATURES

Abstract. The purpose, tasks, key aspects, and also character, essence and specific features of the state land policy in modern conditions are reflected in article. The institutes responsible for development of the land relations are in addition lit. Need of effective use of land resources and formation of optimum structure of land use locates.

Keywords: The integrated land policy, the land relations, land reform, participants of the land relations, structures of land use, a measure of state regulation.

Земельная политика с определенными земельными отношениями и соответствующей политической организацией общества по их регулированию лежит в основе политики любого государства и занимает центральное положение, которое направлено на укрепление государственной власти и создание определенной системы общественного и государственного устройства. Ее развитие осуществляется с учетом, общественно-политических, экономических и социальных факторов в зависимости от характера реформирования земельных отношений и основ земельного строя. Это связано с тем, что земля всегда занимала и занимает уникальное и ключевое положение в общественно-политической деятельности людей, выступая в качестве центра человеческой культуры и являясь особым фактором производства и природным ресурсом, без которого невозможна деятельность человека.

Земельная политика - мощное и общепринятое средство реализации государственной политики, направленное на разрешение внутренних и внешних конфликтных ситуаций, особенно между государственными органами власти и местным самоуправлением. Отсюда принятие законов, регулирующих земельные отношения, наряду с Конституцией, по сути дела, определяет политический строй государства. Современная государственная земельная политика связана не только с укреплением государственной власти, но созданием системы общественного и государственного устройства с определенными земельными отношениями и соответствующей политической организацией общества по их регулированию. Она является основополагающей частью общей экономической политики государства, определяющей аспекты развития и использования мер государственного регулирования; снижающего коррупционные риски и придающей динамизм процессам модернизации экономического развития. Экологическая, транспортная, инвестиционная, промышленная и иные виды политики, так или иначе, основываются на фундаменте текущей, а также планах средне и долгосрочной земельной политики государства. Одним из важнейших компонентов земельной политики является формирование оптимальной структуры землепользования, обеспечивающей экономическую жизнеспособность.

Без публичной интегрированной земельной политики, основанной на полноценных земельных отношениях и направленной на улучшение качества жизни, гарантию прав собственности и предоставление услуг, не возможна политическая стабильность, декларируемая властью как стратегия устойчивого развития России. Условиями полноценной

© Худояров Т.Б., 2014

земельной политики является наличие многоукладной системы отношений собственности на землю им наделение существенными полномочиями местных муниципальных властей, что позволяет эффективнее решать актуальные проблемы землепользования и использовать функции комплексной земельной политики. Ее реализация требует эффективной законодательной базы, в рамках которой может функционировать управление земельными ресурсами, и координации между всеми организациями и ведомствами, включенными в земельную политику.

Земельная политика является основополагающей частью общей экономической политики государства, определяющей аспекты развития и использования мер государственного регулирования; снижающих коррупционные риски и придающей динамизм процессам модернизации экономического развития. Экологическая, транспортная, инвестиционная, промышленная и иные виды политики, так или иначе, должны быть основаны на фундаменте текущей, а также на планах средне- и долгосрочной земельной политики государства. Полноценная земельная политика является основополагающей частью общей экономической политики государства, определяющей аспекты развития и использования мер государственного регулирования, снижающих коррупционные риски и придающей динамизм процессам модернизации экономического развития. Данная политика направлена на обеспечение рационального использования и охраны земель, выполняющих не заменимую роль в развитых структурах общества, нашедшая отражение в Конституции, нормы которой определяют основополагающие конституционные принципы. Закрепляя основы государственного и общественного устройства, содержит нормы, определяющие исходные положения для всей земельной политики. Поэтому важнейшей политической задачей при выборе стратегии и тактики дальнейшего развития является нахождение способов и методов совершенствования земельных отношений, способных обеспечить повышение эффективности использования земельных ресурсов.

Как сложное социально-экономическое и политическое явление земельная политика представляет собой совокупность всех мер регулирующего воздействия, оказывающих влияние на владение землей, использование и распределение доходов от её эксплуатации. Во все времена земельная политика, являясь продуктом земельных отношений, представляет собой сложную и многоаспектную проблему, включающую форма хозяйствования, управление земельными ресурсами и т.д., которая направлена на укрепление государственной власти, регулирование экономических, социальных, политических и других важных вопросов.

Формирование земельной политики предполагает постановку проблем, учет рисков реализации, создание информационного обеспечения для мониторинга и индикаторов состояния рынка земли, построение прогнозов и трендов. Она направлена на создание системы общественного и государственного устройства с определенными земельными отношениями и соответствующей политической организацией общества по их урегулированию. Являясь основополагающей частью общей экономической политики государства, свое концентрированное выражение находит в земельной реформе, призванной обеспечить совершенствование земельного строя. Это обусловлено тем, что любая реформа преследует цель реформирования такого типа земельных отношений, который способен обеспечить эффективное их использование.

Цель данной политики - это создание условий для обеспечения наиболее эффективного варианта использования земли в интересах максимального удовлетворения текущих и будущих потребностей общества. Современная земельная политика осуществляется через ряд направлений, образующих механизм её реализации, а именно через разработку законодательных, нормативно-правовых актов; прямое и косвенное территориальное планирование, градостроительство; регулирование ценообразования, оборота земель; прямое управление государственными земельными ресурсами и земельное налогообложение.

Главной ее задачей - это установление такого порядка земельных отношений, который гарантировал бы, что нужный земельный участок в необходимом месте будет предоставлен в распоряжение в точно необходимое время по доступной цене. При этом должны сохраниться экономическая эффективность и социальное равновесие. Это является своего рода «золотым правилом» определенного порядка землепользования и главной функцией земельного рынка. Земельная политика должна состоять в том, чтобы независимо от действий рынка и его инструментов, достичь цели, когда могут быть реально претворены в жизнь все необходимые и важные для общества типы землепользования, поэтому экономический рост, декларируемый

как основная стратегия устойчивого развития России, невозможен без публичной интегрированной земельной политики.

Ключевыми аспектами государственной земельной политики в условиях перераспределения земель являются разработка критериев эффективных собственников и других пользователей с учетом специфики их производства и инвестиционной обеспеченности. Формирование оптимального баланса земель с различными вещными правами с учетом необходимости обеспечения планомерного развития всего экономического комплекса РФ, повышения инвестиционной привлекательности различных сфер производства, а также разработка порядка вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в гражданско-правовой оборот на регулируемых государством инвестиционных условиях. Одним из важнейших компонентов земельной политики служит формирование оптимальной структуры землепользования, обеспечивающей экономическую жизнеспособность хозяйств.

Для этого необходимы следующие меры государственного вмешательства:

• запрет на совершение любых сделок с землей (включая наследование), приводящих к чрезмерному дроблению, парцелляции земли;

• приобретение земли уполномоченными государственными органами для последующей перепродажи с целью консолидации землепользования;

• субсидирование процентной ставки по кредитам, выдаваемым на приобретение земли для хозяйств, участвующих в программе консолидации земель;

• введение дифференцированного налога для хозяйств, участвующих в программе консолидации земель.

Сущность земельной политики в новых условиях состоит в прокладывании оптимального пути к намеченным целям и реализации разработанной программы эффективных действий на основе научного подхода, опирающегося на общие положения, раскрываемые теорией земельных отношений. Данная политика строится исходя из обоснованного сочетания государственных, коллективных и личных интересов в использовании земли, ориентируясь на глобальные интересы, происходящие в природопользовании и мировом сообществе, направленные на поддержку их устойчивого развития. При этом одним из основных условий является разумное сочетание государственных и рыночных механизмов регулирования земельных отношений, делая главную ставку на создание системы государственного управления земельными ресурсами и второстепенную - на контролируемый и регулируемый земельный оборот.

Следует согласиться с тем, что процесс формирования земельной политики представляет собой органическую систему, в основе которой лежит механизм ее развития, сущность которого представляет собой совокупность взаимосвязанных устойчивых причинно-следственных связей и процессов, располагающих источниками движения, направленных на разрешение противоречий. Формы их проявления обусловлены соответствующими принципами и функциями. Направление механизма развития земельной политики зависит от характера воздействия социально-экономических и политических факторов, а функционирование осуществляется на основе объективно складывающихся закономерностей, которые обусловлены интеграционным характером целей, совокупностью форм и методов, осуществляемых в различные временные периоды. В нем заложен не только динамизм развития, но и в скрытом виде содержатся противоречия, раскрывающиеся в процессе функционирования земельных отношений. Познание его природы является не только предпосылкой, но и гарантией функционирования земельной политики, так как если действующий механизм не познан, следовательно, он действует стихийно.

Процесс государственного воздействия на земельную политику осуществляется следующими методами:

• правовые, которые содержат в себе элемент обязательности или властного принуждения и регулируют земельные отношения на основе земельного законодательства (судебного и земельного права);

• организационно-стимулирующие земельные отношения на основе налогообложения, кредитования, различного рода субсидий и др.;

• экономические, которые обеспечивают развитие земельных отношений путем переселения людей в районы ново освоений, организация акционерных обществ, товариществ и т.д.

Для проведения в жизнь земельной политики создаются краевые и районные комитеты. Во главе - комитет по земельной политике и землеустройству. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить ясность и порядок в использовании земель, охранять и закреплять права собственности на землю, решать вопросы изъятия и предоставления земель, контроль, следить за исполнением земельного законодательства. Земельная политика каждого государства в конкретный период его развития во многом складывается под влиянием общей социально-экономической политики и выражается в правилах распределения и использования земельного фонда, ограничениях и стимулах в этой области. Посредством земельной политики осуществляется управление земельными ресурсами.

Территориальная политика базируется на трех основополагающих идеях:

• земельной политике как стратегической основе территориальной политики;

• бюджетной налоговой политике как основе самостоятельности муниципального образования и принятия тактических решений;

• политике приоритетов как основе для выработки направлений муниципальной политики.

Особенность земельной политики состоит в том, что каждый гражданин, проживающий на земле, по праву считает ее своей, поэтому она должна отвечать принятым понятиям справедливости. Это возможно в том случае, когда федеральными, региональными и местными законодательными актами определены все без исключения условия и процедуры земельного рынка, начиная от формирования земельного участка и его назначения, определены его кадастровая стоимость до установленных ограничений, сервитутов, контроля за использованием земли и меры ответственности за его состоянием. Ее условиями являются наличие многоукладной системы отношений собственности на землю и наделение существенными полномочиями местных муниципальных властей. Это позволяет быстрее и эффективнее решать актуальные проблемы землепользования и полномасштабно использовать все стимулирующие экономику функции комплексной земельной политики.

В период земельных преобразований в рамках земельной политики произошло формирование институтов, ответственных за развитие земельных отношений и эффективное использование земельных ресурсов. Таких институтов семь. Это нормативно-правовое обеспечение землепользования, земельный кадастр и регистрация прав на землю; изыскание, обследование планирование землепользования и землеустройства; земельно-ипотечное кредитование, мониторинг состояния земель и контроль за их использованием и охраной, подготовка и переподготовка кадров в сфере землепользования и институции управления землепользованием. Многообразие институтов, их незаменимость свидетельствует о ценности земли в жизнедеятельности общества как источника статуса, культурной идентичности и политической власти.

Нахождение признанного компромисса между стремлением государства владеть и распоряжаться всеми земельными ресурсами территорий, получить максимальную выгоду и свободу в распоряжении своими земельными ресурсами есть стратегическая основа земельной политики. В Российской Федерации, с ее природно-климатическими, национально-этническими и экономическими особенностями территориальных образований, эта стратегическая основа должна закладываться по определенным законодательно установленным рамочным правилам путем соглашений с каждым муниципальным образованием в отдельности. Соглашения периодически должны пересматриваться в сторону увеличения компетенции местной власти, но на основе единых правил государственной кадастровой оценки земли.

Участниками земельных отношений являются физические лица, хозяйствующие субъекты, муниципальные образования, региональные и государственные органы власти. От их удачного построения зависит спокойствие граждан, свободная воля хозяйствующего субъекта, взаимоотношения государственных, региональных и местных властей и, в конечном счете, стабильность, спокойствие и процветание страны. Исходя из вышесказанного, можно определить основные требования, которым должна отвечать земельная политика: быть понятной, объективной, открытой и предсказуемой; учитывать национальные, природно-ресурсные, экономические, экологические, демографические и другие природно-климатические и социальные особенности территорий в русле государственной политики. А также иметь единство принципов земельной политики, определенной федеральным законодательством с возможностью учета территориальных особенностей земельного рынка.

Земельная политика, проводимая государством, проявляются через земельные отношения посредством земельных актов, декларирующих многообразие форм земельной собственности, признание права частной собственности граждан и их объединений на землю, владение пользование и свободное распоряжение земельной собственностью, охрана права частной собственности законом. Общая методология формирования современной земельной политики включает в себя помимо определения целей также постановку проблем, учет рисков реализации, создание информационного обеспечения для мониторинга и индикаторов состояния рынка земли, построение прогнозов и трендов.

Современная земельная политика осуществляется через ряд направлений, образующих механизм её реализации, а именно через разработку законодательных, нормативно-правовых актов; прямое и косвенное территориальное планирование, градостроительство; регулирование ценообразования, оборота земель; прямое управление государственными земельными ресурсами; земельное налогообложение. Общая методология формирования современной земельной политики включает в себя помимо определения целей также постановку проблем, учет рисков реализации, создание информационного обеспечения для мониторинга и индикаторов состояния земли, построение прогнозов и трендов.

Содержательная сторона механизма земельной политики основывается на причинно-следственных связях, являющихся связующим звено и двигательным центром познавательного процесса. Его функционирование осуществляется на основе объективно складывающихся закономерностей, которые обусловлены интеграционным характером целей, совокупностью форм и методов, осуществляемых в различные временные периоды земельной реформы. В нем заложен не только динамизм развития, но и в скрытом виде содержатся противоречия, проявляющиеся в процессе функционирования системы. Исходным началом являются противоречия, а движущей силой выступают интересы, характеризующие социальную направленность характера земельных отношений.

Одним из важнейших компонентов земельной политики является формирование оптимальной структуры землепользования, обеспечивающей экономическую жизнеспособность хозяйств. Для этого целесообразны следующие меры государственного вмешательства: запрет на совершение любых сделок с землей (включая наследование), приводящих к чрезмерному дроблению, парцелляции земли; приобретение земли уполномоченными государственными органами для последующей перепродажи с целью консолидации землепользования; субсидирование процентной ставки по кредитам, выдаваемым на приобретение земли для хозяйств, участвующих в программе консолидации земель и введение дифференцированного налога для хозяйств, участвующих в программе консолидации земель. Помимо административных и экономических рычагов, направленных на «выдавливание» из производственной деятельности хозяйствующих субъектов, не способных использовать землю эффективно, государство может оказывать содействие в улучшении результатов хозяйствования в аграрной сфере посредством разработки рекомендаций по оптимальной структуре и размещению сельскохозяйственного производства.

Библиографический список

1. Засядь-Вовк ВВ. Организационные формы реализации эффективной земельной политики в регионе // Личность. Культура. Общество (Международный журнал социальных и гуманитарных наук). - М, 2007. - Т. IX. Вып. 1 (34).

2. ИвановВК. Государственнаяполитикав сфере срезртвмассовойинформации//Власть иобшество вРоссииХ1Х-ХХ веков: провинциальный аспект. МатериалыВсерсххшоой научно-практической конференции. -М, 2012. - С. 57-65.

3. Киселев В.Е. Роль управления землей в устойчивом развитии // Власть. - 2009. - №5.

4. Миндрин А.С., Лепке О.Б. Совершенствование форм и методов регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве. - М., 2013.

5. Сибиряев А.С., Кривцова М.К., Подзорова М.А. Перспективы развития частной собственности в России // Theoretical & Applied Science. - 2013. - №9. - С. 68-71.

6. Туровский А.А. Модернизация властных и общественных отношений // Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2010. - №22. - С. 45-51.

7. Туровский А. А., Худояров Т.Б. Земельная политика России в исторической ретроспективе // Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2012. - №11. - С. 262-267.

8. Туровский А.А., Худояров Т.Б. Теоретические исследования в области государственной земельной политики // Вестник университета (Государственный университет управления). - М.: ГУУ, 2012. - №11. - С. 89-99.

9. Тараканов А. Гарантии для государственных служащих: понятие и соотношение с другими категориями // Государственная служба. - 2009. - №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.