Научная статья на тему 'Земельная политика и земельные отношения в России: прошлое и настоящее'

Земельная политика и земельные отношения в России: прошлое и настоящее Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2081
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО / ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА / ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / POLITY / LAND POLICY / LAND RELATIONS / LAND REFORM / LAND RESOURCES / ZEMSTVO REFORM / LAND POLICY OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жаров Артём Сергеевич

В статье рассматриваются основные вехи земельной политики России и динамика земельных отношений в контексте исторического развития российского государства от Древней Руси до СССР. При этом особое внимание уделено ключевым аспектам формирования права собственности на землю в период реформ 1861 и 1864 гг. Проведён анализ специфики земельной политики, реализуемой на различных этапах российской истории, сквозь призму изменений политических традиций и общественных отношений. В частности, рассмотрены такие компоненты, как цель земельной политики, субъектный состав земельных отношений, специфика общественных отношений, особенности государственного устройства и др. Историко-политологический анализ в исследовании земельной политики и земельных отношений позволяет детально понять специфику и динамику данных процессов, что в перспективе позволит выйти на качественно новый уровень теоретических обобщений. Результат проведённого анализа указывает на необходимость использования накопленного политического опыта, что должно способствовать получению объективных представлений о развитии и оптимизации земельных отношений в условиях современной России. При этом большое значение имеет оценка взаимосвязи между целью земельной политики и характером земельных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAND POLICY AND LAND RELATIONS IN RUSSIA:PAST AND PRESENT

The article is devoted to the main milestones of the land policy of Russia and the dynamics of land relations in the context of the historical development of the Russian state: from Ancient Russia till the USSR. Particular attention is paid to the aspects of land ownership formation during the reforms of 1861 and 1864. The analysis of the specifics of land policy implemented at various stages of Russian history was carried out through the prism of changes in political traditions and public relations. In particular, such components as the purpose of land policy, the subject composition of land relations, the specifics of social relations, features of government, etc. are considered. The research of the land policy and land relations in the context of historical and political analysis allows a more detailed understanding of the specifics and dynamics of these processes. It will allow reaching a qualitatively new level of theoretical generalizations in the long term. The result of the analysis indicates that it is necessary to use the political and economic experience accumulated in the current conditions, which should contribute to obtaining objective ideas about the development and optimization of land relations in the conditions of modern Russia. At the same time, it is important to assess the relationship between the purpose of land policy and the nature of land relations.

Текст научной работы на тему «Земельная политика и земельные отношения в России: прошлое и настоящее»

УДК 323: 336.02 Жаров А. С.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, Российская Федерация

ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

аннотация

В статье рассматриваются основные вехи земельной политики России и динамика земельных отношений в контексте исторического развития российского государства от Древней Руси до СССР. При этом особое внимание уделено ключевым аспектам формирования права собственности на землю в период реформ 1861 и 1864 гг. Проведён анализ специфики земельной политики, реализуемой на различных этапах российской истории, сквозь призму изменений политических традиций и общественных отношений. В частности, рассмотрены такие компоненты, как цель земельной политики, субъектный состав земельных отношений, специфика общественных отношений, особенности государственного устройства и др. Историко-по-литологический анализ в исследовании земельной политики и земельных отношений позволяет детально понять специфику и динамику данных процессов, что в перспективе позволит выйти на качественно новый уровень теоретических обобщений. Результат проведённого анализа указывает на необходимость использования накопленного политического опыта, что должно способствовать получению объективных представлений о развитии и оптимизации земельных отношений в условиях современной России. При этом большое значение имеет оценка взаимосвязи между целью земельной политики и характером земельных отношений. ключевые слова:

государственное устройство, земельная политика, земельные отношения, земельная реформа, земельные ресурсы, земская реформа, земельная политика России.

структура

Введение

Развитие земельной политики во времена Древней Руси Специфика земельных отношений в Российской империи Особенности формирования земельных отношений в СССР Заключение

A. Zharov

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskye Gory, Moscow 119991, Russian Federation

LAND POLICY AND LAND RELATIONS IN RUSSIA: PAST AND PRESENT

abstract

The article is devoted to the main milestones of the land policy of Russia and the dynamics of land relations in the context of the historical development of the Russian state: from Ancient Russia till the USSR. Particular attention is paid to the aspects of land ownership formation during the reforms of 1861 and 1864. The analysis of the specifics of land policy implemented at various stages of Russian history was carried out through the prism of changes in political traditions and public relations. In particular, such components as the purpose of land policy, the subject composition of land relations, the specifics of social relations, features of government, etc. are considered. The research of the land policy and land relations in the context of historical and political analysis allows a more detailed understanding of the specifics and dynamics of these processes. It will allow reaching a qualitatively new level of theoretical generalizations in the long term. The result of the analysis indicates that it is necessary to use the political and economic experience accumulated in the current conditions, which should contribute to obtaining objective ideas about the development and optimization of land relations in the conditions of modern Russia. At the same time, it is important to assess the relationship between the purpose of land policy and the nature of land relations. key words:

polity, land policy, land relations, land reform, land resources, zemstvo reform, land policy of Russia.

ВВЕДЕНИЕ

Быстрые темпы развития современного мира влияют на характер социально-политических, экономических и правовых отношений, что, безусловно, оказывает влияние на проводимую государством земельную политику, регулирующую сферу земельных отношений. Несмотря на имеющийся богатый исторический опыт реформирования данной сферы, в современной России вопрос земельных отношений остаётся достаточно острым. Ощущается необходимость в поиске новых практических решений, направленных на совершенствование данной области общественных отношений, анализ которой сохраняет свою значимость на протяжении длительного времени и является предметом дискуссий учёных в области политологии, социологии, экономики и юриспруденции [1; 3; 4; 6; 7; 9-17; 20].

ь

В настоящее время представляется целесообразным совершенствование земельного законодательства, а следовательно, и сферы земельных отношений, чего, на наш взгляд, возможно достичь за счёт улучшения качества земельной политики государства не только путём внедрения новых инициатив, но и путём использования уже имеющегося исторического опыта реформирования.

Анализ земельной политики и земельных отношений как взаимосвязанных явлений может помочь составить достаточно полную картину политической жизни страны, наметить дальнейшие перспективы развития земельной политики и земельных отношений, оценить готовность государства своевременно и в полной мере отвечать на возможные вызовы в сфере управления земельными ресурсами. В связи с этим понятен научный интерес к изучению данных явлений с помощью сравнительно-исторического анализа земельной политики и осмысления развития земельных отношений на определённых исторических этапах существования российского государства.

В становлении земельной политики России особое внимание заслуживает процесс развития земельных отношений, так как именно в них наиболее отчётливо отражаются ключевые моменты и противоречия конкретного исторического времени с характерными для него общественными отношениями и особенностями государственного устройства. Следует отметить, что сама по себе земельная политика не создаёт земельных отношений, а лишь регулирует их. Таким образом, развитие земельных отношений не оказывает непосредственного влияния на земельную политику в целом, но определённо учитывается при выборе той или иной стратегии развития земельной политики.

В научной литературе [7] высказывается, в частности, точка зрения, согласно которой земельное законодательство составляет основу правового регулирования земельных отношений. Предметом регулирования земельного законодательства являются земельные отношения, которые включают в себя действия по использованию и охране земель Российской Федерации и отношения имущественного характера, связанные с распространением прав собственности на земельные участки и сделки с ними. Содержание земельного законодательства составляют Земельный кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов РФ, указы Президента РФ, акты Правительства РФ, законы и иные нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы земельного права. Поскольку земельное законодательство является результатом деятельности государственной власти, а значит, составляет часть государственной политики, регулирование земельных отношений является частью земельной политики. Т. е. земельная политика представляет собой один из видов государственной деятельности, осуществляемый в сфере земельных отношений.

В исследованиях других авторов [18] земля есть природный ресурс и она, как таковая, по мере развития производительных сил включается в социально-экономические связи. Затем она превращается в основное средство про-

ь

изводства в сельском хозяйстве - пространственный базис размещения всех отраслей хозяйства и территориальную основу бытия. Объектом земельных отношений как раз и является земля как экономическая категория (недвижимость, средство производства, пространственный базис). Основной экономической характеристикой земли является её плодородие. Предметом регулирования земельного законодательства являются также отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Некоторые авторы полагают [17], что земельная политика, будучи сложным социально-экономическим и политическим явлением, представляет собой результат развития земельных отношений. Однако в то же время государственная земельная политика направлена на создание государственной структуры с определёнными земельными отношениями и соответствующей политической организацией общества, необходимой для их урегулирования.

Таким образом, земельную политику органов государственной власти можно определить как деятельность по поддержанию, обеспечению, контролю и регулированию земельных отношений. Земельные отношения в таком случае следует определять как особый вид общественных отношений в сфере владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами. Субъекты земельных отношений по аналогии с субъектами правовых отношений следует рассматривать двояко: как индивидуальные субъекты (граждане конкретного государства, иностранные граждане, лица без гражданства, т. е. физические лица) и как коллективные субъекты (государственные и негосударственные организации). К государственным организациям относятся в первую очередь само государство, государственные учреждения и предприятия. К негосударственным организациям - участники частноправовых и публично-правовых отношений, коммерческие и некоммерческие структуры, обладающие статусом юридического лица или не имеющие этого статуса.

Изучение опыта земельной политики и регулирования земельных отношений в исторической ретроспективе должно не только помочь составить наиболее полную картину общественно-политической жизни страны, но и выявить специфику проводимой земельной политики и её развития на протяжении каждого исторического этапа. Опыт позволит развивать и использовать в земельной политике, а также в процессе совершенствования общественной системы и построения земельных отношений методы, отвечающие требованиям современности.

В политической жизни России можно выделить ряд событий, влияние которых на разные сферы общественной жизни было особенно значительным. Изменения коснулись и сферы земельных отношений, регулируемых земельной политикой государства.

Далее будут рассмотрены ключевые вехи формирования земельной политики в контексте исторического развития российского государства, кото-

ь

рые характеризуют поступательные и относительно преемственные моменты её функционирования, однако отличаются субъектным составом земельных отношений, спецификой общественных отношений и особенностями государственного устройства. Рассматривая основные этапы развития земельной политики России, можно проследить, как менялись применяемые методы регулирования земельных отношений, отвечающие целям социально-экономического состояния государства в каждый конкретный период времени.

развитие земельной Политики во времена древней руси

При анализе традиций древнерусского государства в качестве одного из ключевых аспектов земельной политики представляет интерес порядок охраны феодальных землевладений: феодалы служили опорой государя, чем и обеспечивался их особый социально-правовой статус. Субъектный состав земельных отношений был здесь чётко обозначен. С одной стороны, это государство в лице государя, а с другой - феодалы-землевладельцы и зависимые от феодалов крестьяне. Основной целью земельной политики Древней Руси было поддержание на должном уровне земельных (и в целом общественных) отношений для сохранения целостности государства в условиях децентрализации. Достижению данной цели способствовало распространение феодальной собственности на землю.

К концу XV в. государем на Руси были установлены ограничения привилегий феодалов. Это было время, когда для верной службы государю формировалось новое сословие землевладельцев - помещиков-дворян, наделяемых землёй. Во время правления Ивана Грозного произошло разделение земель Русского государства на земские и опричные. К опричным были отнесены земли, принадлежавшие княжеско-боярской аристократии, которые распределялись между служилыми людьми. Этими процессами была подорвана экономическая основа феодальной знати. Проведённая во второй половине XVI в. опись вотчинных земель способствовала упорядочению и дальнейшему развитию финансовой и налоговой системы государства. Здесь налицо изменение состава субъектов: с одной стороны, субъектом земельных отношений выступает по-прежнему государство в лице государя, а с другой - помещики-дворяне и вотчинные крестьяне. Основной целью земельной политики Московской Руси были укрепление государственной власти и её последующая централизация. Данная цель достигалась, в частности, за счёт опричнины с последующим перераспределением земельной собственности.

специфика земельных отношений в российской империи

Важным событием земельной политики Российской империи является процесс генерального межевания, начавшийся в середине XVIII в., что в конечном итоге привело к образованию земельного фонда. Генеральное межевание по своей сути было системой земельного учёта. Эти преобразования

ь

способствовали обновлению принципов российского земельного права, прежде всего введению повсеместного учёта земель, легализации прав владения землёй, рациональному размещению земельных участков и т. п. Отрицательной стороной генерального межевания являлась необходимость документального доказательства земельных прав. Это бремя ложилось на плечи субъектов землепользования, что могло приводить к расхищению земельной собственности социально слабых субъектов в процессе её межевания земледельцами-феодалами.

Рост промышленности и развитие капиталистических отношений вносили изменения в земельно-правовое регулирование. Так, например, стали появляться деревни, прикреплённые к заводам, на которых их жители обязаны были трудиться. Развитие капитализма также вело к отмене монополии на землю: по указу от 12 декабря 1801 г. купцы, мещане имели право покупать землю, а в 1848 г. такое право получили и помещичьи крестьяне. Вместе с тем укреплялся правовой статус помещика и общины, что неизбежно приводило к изменениям в феодально-крепостнических отношениях в России.

Углубление противоречий между различными социальными группами к середине XIX в. становилось серьёзной проблемой для государства, требующей незамедлительного урегулирования путём реформирования. Так, одними из важнейших вопросов, решение которого должно было помочь проведению земельной реформы, становились упорядочивание контактов между помещиками и крестьянами как субъектами земельных отношений, а также получение последними статуса полноправных участников гражданского оборота.

Во второй половине XIX в. в России произошёл ряд политических событий, влияние которых на развитие страны с течением времени приобрело судьбоносное значение. Здесь прежде всего следует выделить роль земельной (1861 г.) и земской (1864 г.) реформ. Их проведение было обусловлено назревшей необходимостью преобразований в обществе в целом и в области социально-политических и экономических отношений в частности. В то время в центре внимания находились отношения между помещиками и крестьянами. Специфика данных общественных отношений определялась тем, что численность крепостных крестьян значительно превосходила численность помещиков. Последние лишались преимуществ в случае возникновения опасности народных волнений, возраставшей из года в год. Кроме того, крепостной статус, по сути, означал бесправие крестьян и невозможность их участия в гражданском обороте. По этой причине спрос на товары, производимые заводами и фабриками, практически отсутствовал на внутреннем рынке, что приводило к стагнации в экономическом развитии. Право собственности на землю, на которой проживали и которую возделывали крепостные крестьяне, как правило, принадлежало помещикам. Все эти факторы в совокупности составляли серьёзное препятствие на пути процесса индустриализации, затрудняя проведение в стране фундаментальных

ь

преобразований в различных отраслях общественной жизни, в том числе в сфере земельных отношений.

Политический смысл реформы 1861 г. состоял не только в предоставлении вчерашним крепостным крестьянам гражданских свобод, но и в создании новых органов государственного управления, призванных обеспечивать должный порядок, особенно на начальном этапе реформирования. Именно им предстояло отвечать за успех проведения земельной реформы, следить за тем, чтобы в ходе её проведения не только не возникала бы опасность нарушения стабильности, но и сохранялась благоприятная внутриполитическая атмосфера. Для этого на переходном этапе стали создаваться такие новые структуры, которые должны были помогать в разрешении любых споров на местах, неизбежно возникающих в ходе исполнения новых указов и положений правительства: Губернское по крестьянским делам присутствие (губернские учреждения, в компетенцию которых входило ведение дел крестьянских обществ), Уездные мировые съезды (административно-судебные учреждения, сформированные из назначенных в уездах мировых посредников), мирские управления, волостные управления. В целях предупреждения возможных конфликтных ситуаций и споров между помещиками и крестьянами, а также уяснения сути устанавливаемых земельных отношений и предупреждения различного рода спекуляций, опасность которых особенно высока на начальном этапе реформирования, устанавливался двухлетний переходный период.

На этом этапе происходили изменения политического, экономического, правового и социального статусов бывших крепостных крестьян. Одним из ключевых элементов внутриполитического взаимодействия становятся имущественные отношения между помещиками и крестьянами, затрагивающие правомочия владения и пользования землёй, находящейся в собственности помещиков. Следует отметить, что в дореформенный период права собственности на землю принадлежали государству, духовенству и дворянскому сословию. Данное обстоятельство и сохраняющееся в стране крепостное право делали невозможным имущественный оборот земли с участием представителей крестьянства [2; 5].

В изменившихся в пореформенный период условиях от правительства потребовались такие политические решения, которые бы способствовали созданию максимально благоприятного климата, необходимость в чём ощущалась уже на начальном этапе проведения земельной реформы. В качестве одного из таких решений можно привести введение между помещиками и крестьянами формы отношений с возможностью дальнейшего выкупа крестьянами земельного участка и приобретения права собственности на него. В течение всего переходного периода помещики сохраняли за собой право собственности на все земли, которые им принадлежали, и были обязаны предоставлять крестьянам часть земель в постоянное пользование. Крестья-

ь

не же, в свою очередь, обязывались исполнять установленные для них повинности. Введение такой формы отношений помогло избежать негативных последствий, несмотря на быстрый темп проведения реформы.

В это время также происходит изменение состава субъектов. С одной стороны, главным коллективным субъектом земельных отношений становится государство как политический институт, политически-организованное общество и его организации. С другой - как коллективно, так и индивидуально выступают помещики, крестьяне, производственные и иные предприятия. Цель земельной политики на данном историческом этапе значительно расширяется. Помимо сохранения целостности территории и государственной власти, существенное значение приобретает рациональное использование земель, что достигается путём реализации следующих задач: образования земельного фонда, учёта земель, отмены монополизации на землю и т. д.

Проводимые во второй половине XIX в. реформы привнесли немало положительных моментов в совершенствование общественных отношений и, как следствие, в развитие государства по пути индустриализации. Тем не менее уже к началу XX в. встал вопрос необходимости новых качественных преобразований.

Одной из проблемных сторон данного вопроса было то, что временнообязанные крестьяне не могли стать полноценными собственниками земли, так как были не способны в большинстве своём осуществлять выкупные платежи помещикам-собственникам за землю, переданную им во временное пользование. Тем самым они обременялись государством, которое уплачивало помещикам за землю, предназначенную крестьянам. Высокие ставки налогов и податей с чистого дохода от хозяйствований на земле становились непосильной нагрузкой для большинства населения России того времени. Массовое обнищание крестьян приобрело стихийный характер. Всё это способствовало усилению антиправительственных настроений, подпитанных поражением в Русско-японской войне, которые достигли апогея в революции 1905 г.

Внедряемая правительством аграрная реформа П. А. Столыпина была призвана улучшить общественное состояние, в первую очередь среди представителей подавляющей массы крестьянского населения. Постепенное сокращение объёмов сумм выкупных платежей привело к их полной отмене. Важнейшей задачей реформы на пути к индустриализации и капитализму была ликвидация общинного уклада жизни с целью уничтожения коллективной собственности на землю. Появление новых индивидуальных собственников, по мнению реформаторов, должно было послужить улучшению земельных отношений и, как следствие, общественных.

Данная реформа изменила субъектный состав земельных отношений. Теперь коллективным субъектом выступало, с одной стороны, правительство во главе с императором Николаем II, а с другой - индивидуальные собственники - фермеры, а также коллективные субъекты и организации. В то

ь

же время цель земельной политики оставалась неизменной, но основной акцент делался на стабилизации общественных отношений и их поддержании в состоянии стабильности в долгосрочной перспективе.

особЕнности формирования земельных отношений в ссср

В полной мере реализовать аграрную реформу помешали революции 1917 г. Земельная политика в советский период претерпела существенные изменения и требует, в свою очередь, тщательного анализа в рамках отдельной работы. В целом следует отметить, что в период становления советского государства соблюдалось условие безусловного приоритета интересов государства над региональными и местными потребностями. Последующие коллективизация и ликвидация частной собственности на землю вновь изменили хозяйственный уклад жизни большинства населения страны. Вновь произошёл возврат к коллективным формам ведения хозяйства. Субъекты земельных отношений претерпели значительные изменения: коллективным субъектом стало, с одной стороны, государство, с другой стороны, коллективные крестьянские хозяйства - колхозы и совхозы. Цель земельной политики практически не изменилась и по-прежнему заключалась в поддержании стабильности общественных отношений, сохранении целостности территории и новой государственной власти.

заключение

Таким образом, анализируя земельную политику и динамику земельных отношений внутри государства на определённых исторических этапах, мы можем увидеть, что особенностью земельной политики является постоянная ориентация на текущее общественное состояние, которое влияет и на состав субъектов земельных отношений. Важно отметить, что вопросы регулирования земельных отношений в стране не утрачивали своей остроты и актуальности на протяжении всей истории России. Государственная земельная политика всегда была направлена не только на стабилизацию и укрепление государственной власти, но и на развитие общественных отношений, формирование государства с определёнными видами земельных отношений и соответствующей системой политического, социального и экономического устройства [19]. Однако реализация различных программ управления земельными ресурсами на практике не всегда давала желаемый положительный эффект в силу целого ряда обстоятельств.

Проводимая в стране земельная политика, как правило, всегда рассчитана на выполнение важнейших требований государственного строя с целью укрепления и регулирования общественных отношений. В современной научной литературе справедливо отмечается, что рациональное использование земли служит гарантией самосохранения государства [8]. В то же время важно иметь в виду, что при проведении земельной политики необходимо

учитывать и защищать государственные интересы, как внутренние, так и внешние, чтобы не допустить проникновения деструктивных элементов в стратегически важную сферу - сферу государственного управления земельными ресурсами.

В современной России в соответствии со ст. 5 Земельного кодекса РФ участниками земельных отношений и, следовательно, их субъектами могут быть граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица1. Однако независимо от состава субъектов земельных отношений, который меняется с течением времени, цели земельной политики остаются практически неизменными. Тем не менее они находятся в состоянии постоянной трансформации ввиду огромного количества новых вызовов, специфика которых диктуется в первую очередь большой территорией России и необходимостью её рационального использования.

Ст. 3 Земельного кодекса РФ гласит: «Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения)»2. Следовательно, развитие современной земельной политики должно быть направлено на недопущение негативных тенденций в сфере земельных отношений посредством постоянного контроля как над внутри-, так и над внешнеполитической ситуацией с обязательным учётом интересов всего населения страны. Политика государства в области формирования и построения земельных отношений служит также основой решения внутренних социальных вопросов, что необходимо прежде всего для правильного распределения и использования земельных ресурсов. Это позволяет сохранить ещё и превентивную функцию, обеспечивающую сохранение территориальной целостности государства.

Опыт реформирования земельных отношений представляет собой ценный источник, который может быть использован при проведении будущих реформ и инициатив в современной России. Его необходимо применять не только для решения практических задач в земельной политике, но и для продолжения теоретического осмысления общественных отношений в современной России.

В рамках оценки современного состояния земельных отношений и планирования основных направлений земельной политики представляются обоснованными: во-первых, анализ цели земельной политики и вектора современного государственного развития, субъектного состава, характера земельных отношений (особенностей и противоречий) и иных аспектов

1 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. от 31.12.2017) // Консультант Плюс: [сайт]. ШЬ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/886c3f 46d3618505423dae8baff0b76754c1c231 (дата обращения: 01.11.2018).

2 Там же..

ь

проводимой земельной политики; во-вторых, проведение исторических параллелей между текущим состоянием земельной политики и накопленным опытом реформирования земельных отношений, сравнение методов их регулирования, оценка рисков их применения в современных условиях и отбор инструментов земельной политики, отвечающих запросам современных социальных реалий. Качественная земельная политика всегда составляла основу стабильности и целостности общественных отношений. Именно поэтому на современном этапе развития земельных отношений в России так важен опыт прошлых поколений.

литература

1. Богрова Т. А. Имплементация международного опыта земельных отношений в правовую российскую систему: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 182 с.

2. Бондарь М. Н. Земельное право России в XIX веке: вопросы землепользования: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010. 171 с.

3. Буравцев А. В. Земельная политика как инструмент системного управления (на примере г. Москвы): дис. ... канд. экон. наук. М., 2002. 198 с.

4. Воронцов С. А. Становление и развитие земельных отношений в России: история и современность: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. 225 с.

5. Данилова Е. В. Юридическая сущность видов прав бессрочного владения и пользования землей по законодательству Российской Империи XVIII-XIX вв. // Журнал российского права . 2007. № 3. С. 99-105.

6. Дементьев И. В. История налоговых органов в России: от древности и до революции 1917 года // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2008. № 1. С. 362-372.

7. Жуков М. А. Актуальные проблемы регулирования земельных отношений // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 3 (28). С. 112-116.

8. Засядь-Волк В. В. Политика землепользования в регионах и муниципальных образованиях // Проблемы современной экономики. 2009. № 2 (30). С. 328-329.

9. Киселев В. Е. Государственная политика в сфере использования земельных ресурсов Российской Федерации в современных условиях: дис. ... канд. полит. наук. М., 2009. 161 с.

10. Липски С. А. Развитие прав на землю в постреформенной России [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 (36). URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/32806 (дата обращения: 01.11.2018).

11. Липски С. А. Теория земельных отношений - важное направление землеустроительной науки [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 (39). URL: http://web.snauka.ru/ issues/2014/07/36450 (дата обращения: 01.11.2018).

12. Магель Х., Тиль Ф., Эспиноза Х. Земельная политика и землеустройство:

ь

международные перспективы // Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 4. С. 6-11.

13. Мальцев К. В. Системный подход к управлению земельными ресурсами региона: дис. ... канд. экон. наук. Н.Новгород, 2000. 163 с.

14. Михайлова Е. В. Государственное регулирование земельных отношений и его влияние на социальную дифференциацию общества: дис. ... канд. социол. наук. Казань, 2005. 243 с.

15. Сайгушева И. Н. Механизм регулирования земельных отношений в аграрном секторе экономики (на материалах Ульяновской области): дис. ... канд. экон. наук. Уфа, 2004. 192 с.

16. Тананушко В. С. Земельный налог как механизм эффективного управления земельными ресурсами муниципальных образований // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2013. № 6 (141). С. 66-82.

17. Туровский А. А., Худояров Т. Б. Теоретические исследования в области государственной земельной политики // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 4. С. 94-99.

18. Хлопцов Д. М. Основы земельной политики России // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 312. С. 156-160.

19. Худояров Т. Б. Интегрированная земельная политика как объект политологического исследования: характер, сущность, природа и специфические особенности // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 16. С. 78-82.

20. Volkov S. N. Land police of Russia. Millennium experience : Academic and scientific edition. Moscow: State University of Land Use Planning, 2014. 520 p.

references

1. Bogrova T. A. Implementatsiya mezhdunarodnogo opyta zemel'nykh otnoshenii vpravovuyurossiiskuyusistemu:dis.... kand.yurid. nauk[The implementation of the international experience of land relations in the Russian legal system: PhD thesis in Juridical sciences]. Moscow, 2004. 182 p.

2. Bondar' M. N. Zemel'noe pravo Rossii v XIX veke: voprosy zemlepol'zovaniya: dis. ... kand. yurid. nauk [Land law of Russia in the nineteenth century: land use issues: PhD thesis in Juridical sciences]. Saratov, 2010. 171 p.

3. Buravtsev A. V. Zemel'nayapolitika kak instrument sistemnogo upravleniya (na primere g. Moskvy): dis. ... kand. ekon. nauk [Land policy as a tool for system management (on the example of Moscow): PhD thesis in Economic sciences]. Moscow, 2002. 198 p.

4. Vorontsov S. A. Stanovlenie i razvitie zemel'nykh otnoshenii v Rossii: istoriya i sovremennost': dis. ... kand. yurid. nauk [The development of land relations in Russia: history and modernity: PhD thesis in Juridical sciences]. Krasnodar, 2008. 225 p.

5. Danilova E. V. [The legal essence of rights of perpetual ownership and use of land according to the legislation of the Russian Empire of the XVIII—XIX centuries]. In: Zhurnal rossiiskogo prava [Journal of Russian Law], 2007, no. 3, pp. 99-105.

6. Dement'ev I. V. [History of tax bodies in Russia: from antiquity to the 1917

revolution]. In: Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo [Bulletin of Voronezh State University. Series: Law], 2008, no. 1, pp. 362-372.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Zhukov M. A. [Actual problems of regulation of land relations]. In: Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Orenburg State University], 2004, no. 3 (28), pp. 112-116.

8. Zasyad'-Volk V. V. [Land policy in regions and municipalities]. In: Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of contemporary economics], 2009, no. 2 (30), pp. 328-329.

9. Kiselev V. E. Gosudarstvennaya politika v sfere ispol'zovaniya zemel'nykh resursovRossiiskoiFederatsii vsovremennykh usloviyakh:dis.... kand. polit. nauk [State policy in the sphere of the land resources use in the Russian Federation in modern conditions: PhD thesis in Political sciences]. Moscow, 2009. 161 p.

10. Lipski S. A. [The development of land rights in post-reform Russia]. In: Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii [Modern scientific researches and innovations], 2014, no. 4 (36). Available at: http://web.snauka.ru/ issues/2014/04/32806 (accessed: 01.11.2018).

11. Lipski S. A. [The theory of land relations is an important direction in spatial science]. In: Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii [Modern scientific researches and innovations], 2014, no. 7 (39). Available at: http://web.snauka. ru/issues/2014/07/36450 (accessed: 01.11.2018).

12. Magel H., Thiel F., Espinoza J. [Land policy and land administration: an international perspective]. In: Mezhdunarodnyi sel'skokhozyaistvennyi zhurnal [International Agricultural Journal], 2017, no. 4, pp. 6-11.

13. Mal'tsev K. V. Sistemnyi podkhod k upravleniyu zemel'nymi resursami regiona: dis. ... kand. ekon. nauk [A systematic approach to the management of land resources of the region: PhD thesis in Economic sciences]. N. Novgorod, 2000. 163 p.

14. Mikhailova E. V. Gosudarstvennoe regulirovanie zemel'nykh otnoshenii i ego vliyanie na sotsial'nuyu differentsiatsiyu obshchestva: dis. ... kand. sotsiol. nauk [State regulation of land relations and its impact on the social differentiation of society: PhD thesis in Sociological sciences]. Kazan, 2005. 243 p.

15. Saigusheva I. N. Mekhanizm regulirovaniyazemel'nykh otnoshenii vagrarnom sektore ekonomiki (namaterialakh Ul'yanovskoioblasti):dis.... kand. ekon. nauk [The mechanism of regulation of land relations in agrarian sector of economy (on the materials of Ulyanovsk region): PhD thesis in Economic sciences]. Ufa, 2004. 192 p.

16. Tananushko V. S. [Land tax as a mechanism for effective land administration of municipalities]. In: Zhurnal Imushchestvennye otnosheniya v Rossiiskoi Federatsii [Journal Property Relations in the Russian Federation], 2013, no. 6 (141), pp. 66-82.

17. Turovsky A. A., Khudoyarov T. B. [Theoretical research in the area of public land policy]. In: Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya) [University Bulletin (State University of Management)], 2012, no. 4, pp. 94-99.

18. Khloptsov D. M. [Framework of the Russian land policy]. In: Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Bulletin], 2008, no. 312, pp. 156-160.

19. Khudoyarov T. B. [Integrated land policy as an object of political science

ь

research: the nature, the essence, nature and specific features]. In: Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya) [University Bulletin (State University of Management)], 2014, no. 16, pp. 78-82.

20. Volkov S. N. Land police of Russia. Millennium experience : Academic and scientific edition. Moscow, State University of Land Use Planning Publ., 2014. 520 p.

дата публикации

Статья поступила в редакцию: 26.11.2018 Статья размещена на сайте: 07.05.2019

информация об авторе / information about the author

Жаров Артём Сергеевич - аспирант кафедры истории и теории политики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; e-mail: artemsea@yandex.ru Artem S. Zharov - postgraduate student at the Department of History and Theory of Politics, Lomonosov Moscow State University; e-mail: artemsea@yandex.ru

правильная ссылка на статью / for citation

Жаров А. С. Земельная политика и земельные отношения в России: прошлое и настоящее // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2019. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru

Zharov A. S. Land policy and land relations in Russia: past and present. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2019, no. 2. Available at: www.evestnik-mgou.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.