Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АТРИБУЦИИ ПОРТРЕТА ИМПЕРАТОРА ПЕТРА III КИСТИ НЕМЕЦКОГО ХУДОЖНИКА ГЕОРГА ХРИСТОФА (КРИСТОФА) ГРООТА ИЗ ФОНДОВ ПРИМОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ'

К ВОПРОСУ ОБ АТРИБУЦИИ ПОРТРЕТА ИМПЕРАТОРА ПЕТРА III КИСТИ НЕМЕЦКОГО ХУДОЖНИКА ГЕОРГА ХРИСТОФА (КРИСТОФА) ГРООТА ИЗ ФОНДОВ ПРИМОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
73
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИМОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ / КАТАЛОГ / АТРИБУЦИЯ / ХУДОЖНИКИ-РОССИКИ / ЭКСПЕРТИЗА / ПОРТРЕТ / ПОДЛИННИК / КОПИЯ / ДУБЛИРОВАННЫЙ ХОЛСТ / ДАТИРОВКА / ГЕОРГ ХРИСТОФ (КРИСТОФ) ГРООТ / G. TELOS P / TELLOS / ТЕЛЛО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Батиевская Ольга Алексеевна

Статья является результатом исследования, проведенного в рамках работы над научным каталогом «Русская живопись XVIII - первой половины XIX века в собрании Приморской картинной галереи». Многие десятилетия никто не пересматривал «традиционную» атрибуцию «Портрета императора Петра III» кисти немецкого художника Георга Христофа (Кристофа) Гроота. И только при работе над каталогом авторство Г.Х. Гроота подверглось сомнению. Автор статьи опирается на классические методы исследования в искусствоведении: стилистический анализ, технико-технологическую экспертизу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ATTRIBUTION OF THE PORTRAIT OF EMPEROR PETER III BY THE GERMAN ARTIST GEORG CHRISTOPH (CHRISTOPH) GROOT FROM THE FUNDS OF THE PRIMORYE STATE ART GALLERY

The article presents the result of research carried out during the work on the scientific catalogue “Russian Painting of the 18th - first half of the 19th century in the collection of the Primorye State Art Gallery”. For many decades, no one revisited “traditional” attribution of the portrait of Emperor Peter III by the German artist Georg Christoph (Christoph) Groot. And only when working on the catalogue, the Georg Christoph Grooth’s authorship was questioned. The author of the article relies on classical research methods in art history: stylistic analysis, technical and technological expertise.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АТРИБУЦИИ ПОРТРЕТА ИМПЕРАТОРА ПЕТРА III КИСТИ НЕМЕЦКОГО ХУДОЖНИКА ГЕОРГА ХРИСТОФА (КРИСТОФА) ГРООТА ИЗ ФОНДОВ ПРИМОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ»

Batievskaya, Olga Alekseevna

ПО ЗАПАСНИКАМ И ЭКСПОЗИЦИЯМ МУЗЕЕВ И КАРТИННЫХ ГАЛЕРЕЙ

Primorye State Art Gallery, Vladivostok, Russian Federation

Д'Л-'л

IN STOREROOMS AN D EXPOSITIONS OF MUSEUMS AN D ART GALLERI ES

Батиевская Ольга Алексеевна

Приморская государственная картинная галерея, г. Владивосток, Российская Федерация

К ВОПРОСУ ОБ АТРИБУЦИИ ПОРТРЕТА

ON THE ATTRIBUTION OF THE PORTRAIT

OF EMPEROR PETER III

BY THE GERMAN ARTIST

GEORG CHRISTOPH (CHRISTOPH) GROOT

FROM THE FUNDS

OF THE PRIMORYE STATE ART GALLERY

ИМПЕРАТОРА ПЕТРА III

КИСТИ НЕМЕЦКОГО ХУДОЖНИКА ГЕОРГА ХРИСТОФА (КРИСТОФА) ГРООТА ИЗ ФОНДОВ ПРИМОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ

о

о ^

о сч

со <

ОС Э ш

I-

Œ <

OD

(0

О ^

О Q

_ÇD О t

"cô с 'га

о

LO К _û

CD r-^

LÖ l4^

ce

I-

0

к (Л

1

т

£

X

АННОТАЦИЯ

Статья является результатом исследования, проведенного в рамках работы над научным каталогом «Русская живопись XVIII — первой половины XIX века в собрании Приморской картинной галереи». Многие десятилетия никто не пересматривал «традиционную» атрибуцию «Портрета императора Петра III» кисти немецкого художника Георга Христофа (Кристофа) Гроота. И только при работе над каталогом авторство ГХ. Гроота подверглось сомнению. Автор статьи опирается на классические методы исследования в искусствоведении: стилистический анализ, технико-технологическую экспертизу.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Приморская государственная картинная галерея, каталог, атрибуция, художники-россики, экспертиза, портрет, подлинник, копия, дублированный холст, датировка, Георг Христоф (Кристоф) Гроот, G. Telos P., Tellos, Телло.

ABSTRACT

The article presents the result of research carried out during the work on the scientific catalogue "Russian Painting of the 18th — first half of the 19th century in the collection of the Primorye State Art Gallery". For many decades, no one revisited "traditional" attribution of the portrait of Emperor Peter III by the German artist Georg Christoph (Christoph) Groot. And only when working on the catalogue, the Georg Christoph Grooth's authorship was questioned. The author of the article relies on classical research methods in art history: stylistic analysis, technical and technological expertise.

KEYWORDS: Primorye State Art Gallery, catalogue, attribution, "rossica" artists, expertise, portrait, original, copy, duplicated canvas, dating, Georg Christoph Grooth, G. Telos P., Tellos.

© Батиевская О.А., 2021

Статья посвящена изучению «Портрета императора Петра III» и представляет результаты исследования, проведенного в рамках работы над научным каталогом «Русская живопись XVIII — первой половины Х!Х века в собрании Приморской картинной галереи». Задачами исследования на этом этапе стали: установить авторство, уточнить название произведения, составить провенанс портрета. Цель атрибуции — определение подлинности произведения, принадлежности его автору, времени его создания. В исследовании автор опирается на классические методы искусствознания: стилистический анализ, технико-технологическую экспертизу.

Научные сотрудники художественных музеев отмечают, что в музейной практике еще нередки случаи, когда чрезмерное доверие к «традиционной» атрибуции в течение ряда лет (а иногда и столетий) не только предохраняет от критического пересмотра многие неточные или просто ошибочные восприятия художественных произведений, но и дает искаженную картину творчества художников. Рассмотрим подобный случай на примере произведения в коллекции Приморской государственной картинной галереи.

Более тридцати лет в экспозиции Приморской государственной картинной галереи был небольшой раздел «Художники-россики». Это художники-иностранцы, работавшие в России: итальянский художник Пьетро Антонио Ротари (1707-1762), английский — Джорж Доу (Дау, Дов, 1781-1829), немецкий — Георг Христоф Гроот (1716-1749). Многие десятилетия никто не пересматривал «старую» атрибуцию, и только при работе над каталогом авторство вышеперечисленных художников-россиков в отношении ряда работ подверглось сомнению [8, с. 44, 46, 58].

Систематизация коллекции в первую очередь предполагает работу с архивами тех музеев, откуда в 1930-е годы поступили во Владивосток произведения искусства: Государственного русского музея (ГРМ), Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), Государственного Эрмитажа (ГЭ), Музея изобразительных искусств (в настоящее время Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, ГМИИ им. А.С. Пушкина) и многих других. При проведении стилистических исследований были изучены портреты великого князя Петра Фёдоровича кисти Гроота и других художников XVIII в., сделаны фото и макроснимки, изучена медальерика, получены консультации Б.А. Косола-пова (ГРМ), ГА. Голдовского (ГРМ), Л.А. Маркиной (ГТГ). В каталоге ГТГ «Живопись XVIII века» указано, что 10 октября 1741 года был заключен контракт о принятии Гроота на русскую службу при правительнице Анне Леопольдовне, договор был продлен при императрице Елизавете Петровне [3, с. 108].

ГХ. Гроот — портретист, писал иконы, руководил реставрационными работами. Русские вельможи охотно заказывали модному художнику портреты. Он был придворным живописцем елизаветинского времени. «Его главным занятием при елизаветинском дворе было написание портретов царицы и ее приближенных»,— отмечает ГА. Голдовский [2, с. 8].

В ходе работ в архиве ГТГ автору статьи был предоставлен «Список художественных произведений, отобранных Государственной Третьяковской галереей для передачи Владивостокскому музею». В этом списке в разделе «XVIII — первая половина XIX в.» под № 2 имеется запись: «Гроот. Портрет Петра III. 69 ф.» [10]. В картотеке ГТГ 1930 года есть другая запись: «Неизвестный художник немецкой школы XVIII в. (ГХ. Гроот-?). Год приобретения 24 марта 1919 г. из Национального музейного фонда, д.б. Берга, Арбат. Поступил в 1920 через ГМФ — собрание А.А. Барятинского в им. "Ивановское" Курской губернии» [10] (рис. 1).

К сожалению, в 1980-е годы акта передачи портрета не удалось обнаружить. В продолжение исследования портрета императора Петра III в 2021 году нами был сделан еще один запрос в ГТГ с просьбой прислать акт передачи произведения (известно, что многие акты и списки 1930-х годов не сохранились). Вскоре был получен долгожданный ответ: «Владивостокскому музею по Акту № 21 от 19.09.1930 был выдан Портрет Петра III. Холст, масло. 62,7 х 46,2 кисти неизвестного художника XVIII века» [12]. В путеводителе по художественному отделу Владивостокского государственного музея «Русская и иностранная живопись. Владивосток. 1931» в разделе «Иностранцы в России» под № 11 ошибочно указано «Портрет Петра I. Художник Гроот. Из Государственной Третьяковской галереи» [7, с. 8].

В инвентарных книгах галереи 1966 и 1980 годов записано: «Гроот Христоф. Портрет Петра III». В первом каталоге Приморской картинной галереи «Русская живопись XVIII — первой половины XIX века» [8, с. 46] и в альбоме-каталоге «Русское искусство XVIII — начала XX века в собрании Приморской государственной картинной галереи» «Портрет великого князя Петра Фёдоровича. 1774» был обозначен как произведение неизвестного художника XVIII века [9, с. 31].

Обратим внимание, что при атрибуции необходимо исследовать не только «лицо» произведения, но и правильно и внимательно прочесть все подписи, надписи, наклейки и ярлыки на обороте картины. На дублированный холст со старого холста перенесена надпись: «G. Telos P. 1774». Дата «1774» указывает на то, что Гроот не мог написать портрет Петра III, т.к. художник умер в 1749 году. Петр III не мог позировать живописцу G. Telos P.

1. Портрет великого князя Петра Фёдоровича.

1774.

Оборот портрета с наклейками. Приморская государственная картинная галерея

в 1774 году, т.к. был убит в 1762 году. Вероятнее всего, G. Telos P. в 1774 году сделал копию с подлинной картины Гроота. К сожалению, в настоящее время не удалось установить местонахождение подлинника.

В делах архива Приморской государственной картинной галереи хранится «Охранное свидетельство № 3217» от 23 июня 1943 года (рис. 2, 3) с подписью начальника Музейного отдела Нарком-проса РСФСР А.Д. Маневского следующего содержания: «Настоящим удостоверяется, что в фондах Приморского государственного краеведческого музея г. Владивостока хранится и состоит под государственной охраной Портрет Петра III. ГХ. Гроот. Х. м. 0,61 х 0,45. XVIII в. Сохр. хорошая» [1].

В результате стилистического анализа портретов великого князя Петра Фёдоровича, сравнительного анализа документов (в одних указано — авторство Гроота, в других — «неизвестный художник Гроот(?)») возникла необходимость провести экспертизу портрета во Всесоюзном художественном реставрационном научном центре им. И.Э. Грабаря (ВХРНЦ).

В заключении технико-технологической экспертизы отмечается: «Виды исследований ВХНРЦ,

1986: сравнительный стилистический анализ, анализ фактуры живописной поверхности, сравнение рентгенограмм, технологический анализ, фотографирование в инфракрасном диапазоне. Результаты исследований: иконографически экс-пертируемый портрет восходит к оригиналу Гроота (Портрет великого князя Петра Фёдоровича. 1743 (ГТГ Инв. № 26746)). По стилистическим признакам, характеру фактуры живописной поверхности, а также по данным рентгеновского исследования, авторство ГХ. Гроота исключено. С авторского холста на дублированный перенесена надпись "G. Telos P. 1774". В томе XXIII словаря Тимме-Беккера1 назван художник Tellos — живописец и миниатюрист, работавший в конце XVIII века в Париже. Имя и годы жизни художника неизвестны. Подтвердить или опровергнуть идентичность имен Tellos и G. Telos P. не представляется возможным» [5, с. 1].

Первый портрет великого князя Петра Фёдоровича был написан Гроотом в 1743 году, когда великому князю было 15 лет. Произведение поступило в галерею под названием «Портрет императора Петра III». Императором великий князь Петр Федорович стал в 1761 году. Правильное

2. Охранное свидетельство

к «Портрету Петра III»

3. Охранное свидетельство

к «Портрету Петра III»

Настоящим удостоверяется, что в фондах

музея хранится и состоит под государственной охраной

/ш^......................-

....................................

О сно в а н и е: Запись в Инвентарной книге Государственного

музейного фонда РСФСР под № ........

.V/ ■ ■ . Инн. муз.—......

(Маневсний)

»

ti

Ä \ О -'

I

\ \ 5.

■¡'Ji

Начрльнин Музейного отдела Парном npqea РСФСР

.............194 •*>»*' г,

~ у/ —

[V

л /

4. Г.Х. Гроот. Портрет великого князя Петра Фёдоровича.

1743.

Холст, масло. 124,4 х 99,2. Государственная Третьяковская галерея, инв. № 26746

1

jmßfL

название — «Портрет великого князя Петра Фёдоровича». В январе 1742 года немецкий принц Карл Петер Ульрих, сын герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха и дочери Петра I — Анны Петровны, прибыл в Россию. В ноябре принял православие и стал великим князем Петром Федоровичем. С 1761 г.— российский император, в 1762 году свергнут с престола в результате дворцового переворота и убит в Ропшинском дворце.

Великий князь Петр Федорович изображен с орденом святого апостола Андрея Первозванного (звезда, лента, знак; девиз ордена: «За веру и верность») и со вторым орденом святой Анны (лента, крест; девиз ордена: «Любящим справедливость, благочестие и веру»). Крест ордена Святой Анны визуально не определяется, потому что находится под голубой орденской лентой ордена Андрея Первозванного. Красная орденская лента Святой Анны и петля для креста хорошо видны. В руках у князя эфес шпаги и большая коричневая шляпа (рис. 5, 6, 7).

Интересен провенанс портрета. Исследователь коллекции князей Барятинских Е.В. Кончин (1930-2011) отмечал, что отдел Наркомпроса Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины в начале июля 1918 года направил в имение Марьино художника Алексея Васильевича Грищенко. В докладной записке А.В. Грищенко пишет: «В 180 залах дворца

кн. Барятинских, обставленных редкими комплектами мебели, я нашел около 400 картин разного достоинства и школ...». Далее художник сообщает: «На заседании Ивановского волостного Совета я сделал доклад, а также несколько раз выступал с разъяснениями о необходимости вывоза перечисленных мною картин в Москву» [6].

После Октябрьской революции уже в конце 1917 года крестьяне села Ивановское взяли дворец под свою охрану. Тем самым они выполнили Декрет о земле от 26 октября 1917 года, принятый на II Всероссийском съезде Советов. Декрет передавал в руки народа огромные культурные ценности, собранные в помещичьих усадьбах. Многие крестьяне требовали «разделить имущество по дворам», по существу, разграбить его, уничтожить исторические и художественные ценности. Такого же мнения придерживались некоторые члены Ивановского волостного Совета. В Москву для переговоров с народным комиссариатом просвещения направляется делегация. Крестьяне хотели получить за всю коллекцию компенсацию, денежное вознаграждение в размере 100 тысяч рублей, сумму по тем временам ничтожную.

24 августа 1918 года газета «Известия ЦИК» сообщала: «Коллегия по делам музеев и охраны памятников искусства и старины при Наркомпросе командировала специальную комиссию в бывшее имение кн. Барятинских (село Ивановское, Курская губерния) для осмотра и вывоза произведений искусства, предметов старины, библиотеки и архива» [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.В. Кончину после долгих архивных поисков удалось найти фамилии эмиссаров Наркомпроса. Это Н.П. Киселев, сотрудник Румянцевского музея, а позже Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина, выдающийся ученый, книговед, крупнейший специалист по истории западноевропейской книги, человек замечательный, неординарный. А также сотрудник музейного отдела Наркомпроса В.И. Раевский, много сделавший в 1918-1919 годах для сохранения культурных богатств нашей страны. Они в августе 1918 года ездили в село Ивановское и с трудом вывезли в Москву огромнейшие историко-художественные ценности, а также библиотеку, состоявшую из 18 тысяч томов, архив. Описи вывезенного составляют сотни страниц [6].

В одном из этих документов есть описание «Портрета Петра III». Копию описи в Приморскую государственную картинную галерею любезно предоставила Е.Б. Гончаренко, заведующая реставрационной мастерской Томского областного художественного музея, в котором тоже находятся произведения из собрания кн. Барятинских. Она пишет: «Ваш портрет в первых описях был записан таким образом: "Телло. Портрет

5 7

5. G. Р. С7е1^, Телло). Портрет великого князя Петра Фёдоровича.

1774.

Холст дублированный,

масло.

63 х 46,3.

Приморская

государственная

картинная галерея,

инв. Ж-354

6. G. 5е1оэ Р. С7е1^, Телло). Портрет великого князя Петра Фёдоровича.

1774.

Фрагмент. Приморская государственная картинная галерея, инв. Ж-354

7. G. 5£1оэ Р. С7е1^, Телло). Портрет великого князя Петра Фёдоровича.

1774.

Фрагмент. Приморская государственная картинная галерея, инв. Ж-354

6

императора Петра III в зол. раме. 1774 г.", на лицевой стороне должен быть номер, написанный голубой краской — "47". Возможно, его удалили при реставрации. Позже была прислана и другая опись — "58-47-91 Телло (1774) Имп. Петръ III"» [3, с. 1-2].

Мы считаем, что цифры означают следующее: 58 — порядковый номер, 47 — номер произведения, 91 — комната/зал, где находился портрет императора Петра III [4]. Очевидно, портреты императоров экспонировались в отдельном зале «91» (под порядковым № 57 находился портрет императора Николая I (№ 283); под порядковым № 59 — портрет императора Павла I (№ 48)). Из вышеприведенных описей понятно, что в собрании князей Барятинских «Портрет императора Петра III» был обозначен под авторством Телло (рис. 8).

Художник А.В. Грищенко, который делал описи коллекции кн. Барятинских, очевидно, перевел подпись «G. Tellos P.» на русский язык как «Телло». В настоящее время можно сделать вывод об идентичности имен «G. Telos P.— Tellos — Телло» (рис. 9).

В 1965 году портрет был отправлен на реставрацию в ГЦХНРМ. Можно только предположить, почему вторая буква «l» в имени художника не была перенесена на новый холст: или она плохо читалась, или это следствие невнимательности

реставраторов — к сожалению, такое случается.

Кандидат искусствоведения С.И. Федоров (1915-2005) отмечал: «Несколько поколений князей Барятинских собрали в своих поместьях уникальные художественно-исторические ценности, составившие редкостную коллекцию Марьина. Основу этого огромного собрания произведений искусства и литературы заложил князь Иван Иванович Барятинский. Из документов его фамильного архива мы узнаем, что в Англии, Франции, Германии, Италии князь приобретал редкие картины, скульптуру, мебель, фарфор, книги, рукописи и, невзирая на большие пошлины, отправлял их морем в Одессу, а оттуда они с величайшими предосторожностями по ужасному российскому бездорожью отправлялись в Ивановское, в Марьинский дворец» [13].

Благодаря совместной работе автора статьи с научными сотрудниками, реставраторами художественных музеев получены следующие результаты:

— во-первых, проведенная по просьбе автора статьи технико-технологическая экспертиза (ВХНРЦ) исключила авторство ГХ. Гроота;

— во-вторых, уточнено название работы. Работа поступила как «Портрет императора Петра III». После исследования — «Портрет великого князя Петра Фёдоровича»;

Искусство Евразии

№4 (23) 2021 elSSN 2518-7767

— в-третьих, составленный провенанс дает основание сделать вывод: князь И.И. Барятинский приобрел портрет за границей, возможно во Франции, привез в Россию в имение Марьино, Курская губерния, село Ивановское;

— в-четвертых, в научный оборот введена фамилия художника Те1оз Р.— ТеНоз — Телло», что имеет практическое значение для корректировки информации в музейной документации (инвентарные книги, картотеки), в текстах лекций и экскурсий.

Основная цель атрибуции состоит в том, чтобы предоставить истории искусства объективные данные, и в настоящее время благодаря музейному сообществу в отношении портрета великого князя Петра Фёдоровича эта цель достигнута.

Итак, приведем ниже каталожные данные после проведенного исследования.

G. Telos P. (Tellos, Телло) (? -?)

Живописец. Портретист, миниатюрист. Работал в конце XVIII в. в Париже. Иконографически портрет восходит к оригиналу Гроота (ГТГ инв. № 26746) Копия с работы ГХ. Гроота Портрет великого князя Петра Фёдоровича. 1774 Холст дублированный, масло. 63 х 46,5 На обороте дублированного холста надпись и дата черной краской: G. Telos P. 1774

На подрамнике справа наклейка: ГЦХНРМ N 4756 от 1965 N 1835

Слева вверху: N69 N14 Неизвестный художник XVIII Пётр III

На крестовине: 30 МПК 1832 Провенанс: до 1918 — собрание кн. Барятинских (последний владелец А.А. Барятинский); 1918-1919 — Национальный музейный фонд (НМФ); с 1920 — ГМФ; 1920-1930 — ГТГ; 1930-1939 — Владивостокский государственный областной музей; 1939-1945 — ПККМ; 1945-1966 — ПККМ им. В.К. Арсеньева, Владивосток.

Поступление: в 1966 г. из ПККМ им. В.К. Арсеньева, Владивосток Ж-354

Художественные ценности имения Марьино обогатили несколько десятков республиканских и областных музеев. Сегодня можно к ним причислить и Приморскую государственную картинную галерею во Владивостоке. Возможно, имя G. Telos P.— Tellos — Телло в настоящее время малоизвестно, но произведение написано профессиональным портретистом XVIII века, датировано 1774 годом. Для истории искусства предоставлены объективные данные.

Автор статьи будет благодарна музейным сотрудникам, искусствоведам, которые предоставят данные о художнике G. Telos P— Tellos — Телло.

Примечания

1. Thieme U., Becker F. (Hrsg.), Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart, Bd 1-37, Lpz., 1907.

9. На обороте холста «Портрета великого князя Петра Фёдоровича»

C\J

о

о

CD Œ

CD

T3 о ® "О

W ^

Литература

1. Архив документов Приморской государственной картинной галереи, отдел хранения, папка «Охранные свидетельства 1943».

2. Голдовский Г.А. Портрет елизаветинской эпохи // Георг Христоф Гроот и Елизаветинское время / науч. ред. Г. Голдовский. Санкт-Петербург: Русский музей; Palace Editions, 2016. С. 2-8.

3. Гончаренко Е.Б., заведующая реставрационной мастерской Томского областного художественного музея. Электронные письма от 25.02.2020 г., 26.02.2020 г. реставратору ПГКГ А.Г Колмыковой (для Батиевской О.А.) // Текущий архив Приморской государственной картинной галереи.

4. Государственная Третьяковская галерея. Живопись XVIII века. Каталог собрания. Т. 2. М.: ГТГ, 1998. 336 с.

5. Заключение экспертизы ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. 1986. Протокол экспертного совета № 12 от 02.10.1986. Ломизе И.Е., подпись — эксперт; Седова Е.Н., подпись — заведующая отделом // Отдел хранения Приморской государственной картинной галереи, архив документов, папка «Экспертизы 1986».

6. Кончин Е. Судьба уникальной коллекции // Наше наследие. 1988. № 5. С. 146-148.

7. Путеводитель по художественному отделу Владивостокского государственного музея. Русская и иностранная живопись. Владивосток: Владивостокский государственный музей, 1931. 43 с.

8. Русская живопись XVIII - первой половины XIX века. Каталог. Приморская картинная галерея / автор-составитель О.А. Батиевская. Владивосток: Уссури, 1996. 78 с.

9. Русская живопись и графика XVIII - начала ХХ века из собрания Приморской государственной картинной галереи / Каталог выставки сЗ в рамках проекта ГТГ «Золотая карта России». Владивосток: Приморская государственная картинная галерея, 2016. 136 с. с цв. ил

10. Рябчикова Ф.Д. Государственный музейный фонд: возникновение и осмысление понятия (1918-1991 гг.) // Вопросы музеологии. 2018. Т. 9., _ вып. 1. С. 39-40.

со 11. Списокхудожественных произведений, отобранных Государственной Третьяковской галереей для передачи Владивостокскому музею//

"О Архив Государственной Третьяковской галереи, папка «Акты 1930 года», исх. ГТГ1823 от 13/VII.1930.

w 12. Трегулова З.И. Электронное письмо от 12.01.2021 г. № 9/16. Копия акта № 21 от 15.09.1930 (уч. оп. 4648) // Текущий архив Приморской

> государственной картинной галереи.

оР 13. Федоров С. Марьино Барятинских // Наше наследие. 1988. № 5. С. 140-146.

I References

i

CS

§ 1. Archive of documents of the Primorye State Art Gallery, storage department, folder "Security certificates 1943". (In Russian).

^ 2. Goldovsky G.A. Portret yelizavetinskoy epokhi [Portrait of the Elizabethan era]. Goldovsky G.A. (ed.). Georg Khristof Groot i Yelizavetinskoye vremya

oo [Georg Christoph Groot and the Elizabethan time]. St. Petersburg, State Russian Museum; Palace Editions, 2016, pp. 2-8. (In Russian).

3. Goncharenko E.B., head of the restoration workshop of the Tomsk Regional Art Museum. Emails dated 25.02.2020, 26.02.2020 to the restorer

^ of Primorye State Art Gallery A.G. Kolmykova (for O.A. Batievskaya). Current archive of the Primorye State Art Gallery. (In Russian).

4. Gosudarstvennaya Tret'yakovskaya galereya. Zhivopis' XVIII veka. Katalog sobraniya [State Tretyakov Gallery. Painting of the 18th century. Collection directory. Vol. 2]. Moscow, State Tretyakov Gallery, 1998. 336 p. (In Russian). ^ 5. The conclusion of the examination of the Grabar Art Conservation Center. 1986. Protocol of the expert council No. 12 dated 02.10.1986. I.E. Lomize,

o signature — expert; Sedova E.N., signed — head of the department. Storage Department of the Primorye State Picture Gallery, archive of documents,

c folder "Expertise 1986". (In Russian).

6. Konchin E. Sud'ba unikal'noy kollektsii [The fate of a unique collection]. Nashe naslediye — Our heritage, 1988, No. 5, pp. 146-148. (In Russian). s 7. Putevoditel' po khudozhestvennomu otdelu Vladivostokskogo gosudarstvennogo muzeya. Russkaya i inostrannaya zhivopis' [Guide to the art

i-

department of the Vladivostok State Museum. Russian and foreign painting]. Vladivostok, Vladivostok State Museum, 1931. 43 p. (In Russian). 8. Batievskaya O.A. (comp.). Russkaya zhivopis' XVIII - pervoy poloviny XIX veka. Katalog. Primorskaya kartinnaya galereya [Russian painting of the 18th O - first half of the 19th century. Catalog. Primorskaya Art Gallery]. Vladivostok, Ussuri Publ., 1996. 78 p. (In Russian).

d . 9. Russkaya zhivopis' igrafika XVIII - nachala XX veka iz sobraniya Primorskoigosudarstvennoi kartinnoigalerei [Russianpainting and graphics

of the 18th - early 20th centuries from the collection of the Primorye State Art Gallery. Exhibition catalog]. Vladivostok, Primorye State Art Gallery, 2016. CN o 136 p. (In Russian).

10. Ryabchikova F.D. Gosudarstvennyy muzeynyy fond: vozniknoveniye i osmysleniye ponyatiya (1918-1991 gg.) [State Museum Fund: the emergence CD t ■ and comprehension of the concept (1918-1991)]. Voprosy muzeologii — Questions of museology, 2018, vol. 9., No. 1, pp. 39-40. (In Russian).

11. List of works of art selected by the State Tretyakov Gallery for transfer to the Vladivostok Museum. Archive of the State Tretyakov Gallery, folder "Acts of 1930", ref. Tretyakov Gallery 1823 dated 13/VII.1930. (In Russian).

cd 12. Tregulova Z.I. Email dated 12.01.2021, No. 9/16. Copy of Act No. 21 dated 09.15.1930 (academic op. 4648). Current archive of the Primorye State

& Art Gallery. (In Russian).

-Q q 13. Fedorov S. Mar'ino Baryatinskikh [Maryino of Baryatinsky]. Nashe naslediye — Our heritage, 1988, No. 5, pp. 140-146. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ: Батиевская Ольга Алексеевна — старший научный сотрудник научного

* я отдела, Приморская государственная картинная галерея, г. Владивосток, Российская Федерация,

ф е^ [email protected]

ю

m ^

<л ^

s <я Russian Federation, [email protected]

^ £

о

о о.

п п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ABOUT AUTHOR: Batievskaya, Olga Alekseevna — the Senior Researcher, Primorye State Art Gallery, Vladivostok,

Для цитирования

For citation:

Батиевская О.А. К вопросу об атрибуции портрета императора Петра III кисти немецкого художника Георга Христофа (Кристофа) Гроота из фондов Приморской государственной картинной галереи // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 4 (23). С. 188-197. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.04.014. URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/800

Batievskaya O.A. On the attribution of the portrait of Emperor Peter III by the German artist Georg Christoph (Christoph) Groot from the funds

of the Primorye State Art Gallery. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2021, No. 4 (23), pp. 188-197. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.04.014. Available at: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/800 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.