УДК 7.03 В. В. Петухов
Приморская государственная картинная галерея Владивосток, Россия
ГОСУДАРИ И ГОСУДАРЫНИ -венценосные покровители искусств
К 300-летию образования Российской империи
В преддверии двух важнейших юбилейных дат отечественной истории - 300-летия образования Российской империи (2021 год) и 350-летия со дня рождения Петра Великого (2022 год) - Приморская государственная картинная галерея подготовила выставочный проект «Государи и государыни - венценосные покровители искусств. К 300-летию образования Российской империи».
Новый масштабный межрегиональный проект подготовлен в содружестве шести музеев России. Государственный исторический музей уже не в первый раз откликается на просьбу о сотрудничестве. Государственный Русский музей, тоже давний партнёр, предоставил для выставки 23 произведения. Впервые 15 предметов прибыли из Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств.
Участниками проекта, кроме Приморской государственной картинной галереи, стали также Дальневосточный художественный музей (Хабаровск) и Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева. Всего 49 произведений живописи, графики, архитектурных макетов, мебели, объединённых общей темой, экспонировались в Парадном зале галереи с 19 декабря 2019 года по март 2020.
Ключевые слова: искусство Российской империи, русское искусство, русские художники, Приморская государственная картинная галерея
Экспозиция выставки.
Фото
С.В. Кирьянова
О большой значимости события в культурной жизни дальневосточной столицы говорил на вернисаже губернатор Приморского Олег Николаевич Кожемяко. Благодарность администрации края и лично О.Н. Ко-жемяко выразила директор Приморской картинной галереи Алёна Алексеевна Даценко: такой высокозатратный проект был бы невозможен без финансовой поддержки. Она была оказана, и теперь жители Владивостока и гости города имеют
уникальную возможность познакомиться с шедеврами изобразительного искусства из других городов страны, а также при помощи своеобразной художественной летописи вспомнить славные страницы истории России и развития отечественного искусства или, возможно, восполнить недостающие знания.
К выставке «Государи и государыни -венценосные покровители искусств. К 300-летию образования Российской империи» выпущен каталог, вступительные
статьи подготовлены Г.Н. Голдовским, Е.А. Савиной и В.В. Петуховым.
В залах экспозиции показано поэтапное развитие русского искусства, характеризующее эпоху правления каждого из русских императоров. Вкусы и предпочтения представителей императорской фамилии оказывали огромное влияние на характер русского изобразительного искусства и архитектуры начиная от императора Петра I Великого до Николая II.
Первая, и она же центральная, тема выставки -императорский портрет. В экспозиции представлены портреты всех правивших русских императоров и императриц, сменявших друг друга на русском троне. В 1721 году был введен новый титул Императора Всероссийского, просуществовавший до гибели монархии в 1917 году.
Второе смысловое направление выставки - начавшаяся в 1703 году эпоха в русском искусстве, связанная с основанием на берегах Невы новой столицы Санкт-Петербурга и формирующейся здесь новой, утонченной придворной культурой. Прославление Санкт-Петербурга стало важнейшим направлением русского искусства и прежде всего пейзажной живописи.
Имперская столица на берегах Невы показана на выставке редчайшими деревянными проектными макетами ряда знаменитых петербургских построек (Инженерный замок, Александровская колонна и др.), которые впервые в их истории отправились в путешествие вне обеих столиц. Дополнением темы стали городские пейзажи Ф. Алексеева, старинные акварели и рисунки, на которых предстают петербургские архитектурные ансамбли, дворцовые интерьеры, невские акватории.
Среди всех показанных на выставке венценосных особ значительное место принадлежит четырем государям, внесшим наиболее весомый вклад в историю русского искусства.
Эпоха царствования создателя империи Петра I Великого явилась переломной в истории государства. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в эпоху великих преобразований. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных кипучей энергией деятельного монарха.
Знакомство с европейским искусством проходило несколькими известными путями: иностранные мастера приглашались на работу в Россию, произведения европейского искусства приобретались и
привозились из-за рубежа, а наиболее талантливая отечественная молодежь отправлялась обучаться в европейские страны.
На выставке представлен целый ряд портретов работавших при русском дворе иностранных художников: «Портрет Петра I» Л. Каравака, «Портрет царевича Алексея Петровича» И. -Г. Таннауэра и др.
Петровская эпоха - время рождения русской гравюры. Это самый оперативный вид искусства, быстро откликавшийся на все наиболее значимые события времени и пользовавшийся особым успехом. Лицо русской графики первой трети XVIII века определил один из знаменитых братьев Зубовых - Алексей, представленный на выставке гравюрой «Пётр Великий, Отец Отечества».
В эпоху царствования Екатерины II Великой были достигнуты выдающиеся успехи в искусстве. Сама государыня стала тонким ценителем прекрасного, ею создана коллекция Эрмитажа. С приходом Екатерины к власти в архитектуре изменился стиль: на смену вычурному барокко пришел строгий, стройный классицизм. Началась стремительная перестройка Петербурга.
Блистательный расцвет переживает изобразительное искусство, россыпь драгоценных полотен Ф. Рокотова, Д. Левицкого, А. Лосенко (незадолго до открытия закончилась длительная реставрация представленного полотна А. Лосенко «Каин», которое вошло в нашу экспозицию) ярко характеризует славный екатерининский век. В 1764 году Высочайшим указом была создана Императорская Академия художеств. В разное время в академии учились такие выдающиеся живописцы, как А. Иванов, К. Брюллов, И. Айвазовский, А. Корзухин, В. и К. Маковские, И. Шишкин, И. Репин, архитекторы К. Росси, Ал. Бенуа, и многие другие. Вплоть до начала ХХ века академия была единственным в России высшим художественным учебным заведением.
Эпоха царствования внука Екатерины II Николая I стала золотым веком русской культуры. При Николае I окончательно сформировался известный всему миру строгий классицистический облик Петербурга. О. Монферран воздвиг Александровскую колонну на Дворцовой площади (деревянный макет колонны, выполненный резчиком по дереву М. Салиным в 1830-е годы). С возведением по проектам К. Росси зданий Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца (ныне Русский музей), Главного штаба классицизм достиг своей вершины. При
Экспозиция
выставки.
Фото
С.В. Кирьянова
Открытие выставки. Губернатор Приморского края О.Н. Кожемяко. Фото
С.В. Кирьянова
Николае Павловиче творили прославленные художники классической школы: К. Брюллов, А. Иванов, И. Айвазовский. Работали приглашенные иностранные мастера, среди которых Джордж Доу, создавший портреты Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце.
Эпоха последнего русского императора Николая II - это блистательный расцвет искусства серебряного века и титанов русской
национальной живописи. По количеству великих национальных художников время царствования Николая II не знает себе равных в русской истории. Николай Александрович основал первый государственный музей национального русского искусства - Музей императора Александра III (Русский музей) в Санкт-Петербурге. О художественном вкусе последнего русского императора говорит монументальный пейзаж кисти Ивана Шишкина «Сосновый лес» из его личного собрания,
украшавший биллиардную комнату в покоях государя в Зимнем дворце.
Масштабная выставка даёт уникальную возможность гостям столицы Российского Дальнего Востока увидеть на берегах Тихого океана блестящую эпоху царствования императорской династии Романовых, узнать о её влиянии на развитие видов и жанров русского искусства, судьбы художников и их произведений.
Об авторе
Петухов Владимир Владимирович - заместитель директора Приморской государственной картинной галереи по научно-просветительской работе, кандидат искусствоведения, доцент, Член общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов России» («АИС»)
E-mail: [email protected]
SOVEREIGNS AND EMPRESSES - CROWNED PATRONS OF THE ARTS. TO THE 300TH ANNIVERSARY OF THE FORMATION OF THE RUSSIAN EMPIRE
Vladimir Vladimirovich Petukhov
Deputy director of the Primorye State Art Gallery for scientific and educational work, candidate of arts, associate professor, member of the Association of art critics of Russia
Abstract: One the eve of the 300th anniversary of the formation of the Russian Empire (2021) the Primorye State Art Gallery prepared an exhibition project «Sovereigns and Empresses - crowned patrons of the arts. To the 300th anniversary of the formation of the Russian Empire». The six largest museums in Russia participated in the project: the State Russian Museum (St. Petersburg), the Scientific-research Museum of the Russian Academy of Fine Arts (St. Petersburg), the State Historical Museum (Moscow), the Primorye State Art Gallery (Vladivostok), the Far Eastern Art Museum (Khabarovsk) and the Irkutsk Regional Art Museum. The large-scale exposition shows two centuries of the imperial period of the Romanov dynasty on the example of the works of famous Russian artists. It tells about the influence of the Russian monarchs' artistic tastes on the formation and development of Russian fine art and architecture. The portraits of all the Russian emperors, made in oilpainting, watercolor or graphic technic, are exhibited. The exhibition consists of forty-nine objects, including architectural graphics, original author's wooden design models of several famous St. Petersburg buildings.
Keywords: art of the Russian Empire; Russian art; Russian artists; art exhibition; Primorye State Art Gallery