ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 14; 130 ББК 87.0; 87.5
К ВОПРОСУ ОБ АНТИЧНЫХ ИСТОКАХ ЗАПАДНОГО
ИНДИВИДУАЛИЗМА
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ НЕГАНОВ,
старший преподаватель кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]; КОНСТАНТИН СТАНИСЛАВОВИЧ ЩЁЛОКОВ, преподаватель кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected] Научные специальности 09.00.03 - история философии; 09.00.13 - религиоведение, философская антропология и философия культуры Рецензент: доктор исторических наук А.В. Чертищев
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Проанализированы истоки противоречивости современной западной культуры. Рассмотрены многочисленные факты проявления кризиса постмодернистской западной цивилизации. Установлена взаимосвязь между некоторыми принципами античной философской мысли и индивидуалистическим идеалом современной западной культуры.
Ключевые слова: индивидуализм, противоречивость, релятивизм, постмодернизм, античность, свобода.
Annotation. Analyzed the origins of the contradictions of modern western culture. Numerous manifestations of postmodern crisis of western civilization testify to the relevance of the topic. The authors found a relationship between some of the principles of ancient philosophical thought and individualistic ideal of modern western culture.
Keywords: individualism, contradiction, relativism, postmodernism, antiquity, liberty.
Противоречивость является одной из отличительных черт развития современной западной цивилизации. Противоречия можно обнаружить в экономике, политике, социальной и духовной сферах. С одной стороны, провозглашаются высокие гуманистические и социальные идеалы демократии и равенства, а с другой, -имеет место кризис в экономике, где стал преобладать спекулятивный финансовый капитал, лицемерная практика двойных стандартов в политике, отказ от принципа мультикультурализма, возведение в ранг высших ценностей сексуальной свободы и защиты прав сексуальных меньшинств. Эти и другие противоречия ведут к зарождению и эскалации конфликтов на межэтнической, расовой, национальной и религиозной почве.
Одним из ярчайших примеров последнего является расстрел исламскими боевиками коллектива редакции газеты «Шарли Эбдо» во Франции. Часть западного общества сочла это событие атакой на абсолютизированный для европейцев принцип свободы слова и самовыражения и в качестве поддержки сотни тысяч людей носили майки с надписью «Я Шарли», а также раскупили многомиллионный тираж непопулярной прежде газеты. Напротив, другая часть общества сочла расправу над французскими художниками хоть и слишком жестокой карой, но вполне заслуженной за глумливые, провокационные, оскорбительные, порнографические
карикатуры на пророка Мухаммеда, Иисуса Христа и других святых, что было главной идеей этой газеты.
В Голландии в течение нескольких лет совершенно легально существовала партия «за любовь к ближнему, свободу и многообразие», которая выступала за снижение возраста согласия с 16 до 12 лет (а затем полной его отмены), а также за легализацию секса с животными и детской порнографии. Не говоря уже о разрешении легких наркотиков, легализованной проституции и однополых браков.
Сюрреализм, дадаизм, абсурдизм, политический нигилизм констатируют «тотальную утрату и исчезновение культуры, смысла и эстетического чувства». «Я констатирую, я принимаю, я примиряюсь с революцией XX века, революцией постмодерна, которая является тотальным процессом разрушения смысла... происходит культурная аппотропия, процесс по трансмутации традиционной культуры смысла в случайный порядок знаков, в порядок симулякров (третий)»1.
Зарождение и развитие европейского индивидуализма явилось колоссальным цивилизационным шагом вперед в развитии человечества. Это привело к раннему разложению общины и отмены крепостного права, развитию мануфактур и свободного рынка, великим географическим открытиям, формированию капитализма, институту прав человека и секуляризации культуры,
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
что позволило западной цивилизации доминировать на протяжении веков. Однако, логическое и историческое развитие индивидуализма происходит по пути дальнейшей абсолютизации роли личности, превращении этого принципа в самоцель, в самодостаточную и главенствующую надреальность, которая определяет все остальное окружающее (веру и разум, человека и общество, этику и эстетику), т.е. индивидуализм вырождается в симулякр. В результате выродившийся индивидуализм становится неуправляемым и, в перспективе, приводит к нежизнеспособности общества.
Важнейшую роль в формировании мировоззренческого фундамента западной культуры играет философская мысль античности. Именно там закладываются основы понимания свободы, индивидуальности, равенства и т.д. Представляется, что источники подобной противоречивости западной культуры, релятивизма, глобальной утраты смысла берут свое начало уже в эпоху античности.
Так, известнейший софист Протагор прославился своим методом противоречий. Учение Протагора сложилось на основе переработанных в духе релятивизма идей Гераклита, Парменида, Эмпедокла и Демокрита. Основа релятивизма Протагора - его учения об относительности знания и материалистическая натурфилософия, ибо «причины всех явлений лежат в материи»2.
Первое обоснование релятивизма основано на том, что «материя текуча и при течении ее беспрерывно происходят прибавления взамен убавлений ее и ощущения перестраиваются и изменяются в зависимости от возрастов и прочих телесных условий»3. Тем самым, принцип абсолютной изменчивости материи Протагор распространяет и на познающего субъекта. Поэтому первое обоснование сводится к тезису: непрерывно изменяются как объект, так и субъект.
Второе обоснование основано на положении о том, что «ничто не есть само по себе, но все всегда возникает в связи с чем-то»4. Поэтому второе обоснование сводится к тезису: все возникает и существует лишь в отношении к другому и ничто не существует само по себе.
Третье обоснование основано на положении о том, что «и если что-либо совершается одинаковым образом, то значит, совершается по одной и той же причине, а противоположным образом - то по противоположным причинам»5. Поэтому третье обоснование сводится к тезису: все существующее в мире предполагает противоположное себе. Поэтому мудрый человек тот, кто, «если с кем-нибудь из нас случится кажущееся и действительное зло, сумеет превратить его в кажущееся и действительное добро»6.
Вышеизложенные положения - три онтологических принципа релятивизма - лежат в основе учения Протагора. На этой основе строится и его гносеология., поскольку, если непрерывно изменяются объект и субъект познания, все существует лишь в отношении к другому и переходит в себе противоположное, то о каждой вещи возможны два противоположных, при-
том одинаково истинных мнения. «(Протагор) первый сказал, что о всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу ... И(еще он говорил), что все истинно»7. Эти положения являются базовыми в понимании его метода противоречий.
В античности против такого подхода выступали Демокрит, Платон, Аристотель. Последний, основываясь на формально-логическом законе непротиворечия, утверждал, что два противоположных высказывания об одной и той же вещи не могут быть одновременно истинными, а относительно Протагора писал: «(его дело) есть ложь и не истина, но кажущееся правдоподобие, и (ему нет места) ни в одном искусстве, кроме как в риторике и эристике»8.
Однако, если даже эти замечания были бы высказаны Протагору в соответствующее время, то он вряд ли прислушался к ним. Протагор, будучи крайним релятивистом, всегда находил нетривиальные аргументы для обоснования своих взглядов.
Обосновывая тезис о возможности одновременной истинности двух противоположных мнений о вещи, Про-тагор утверждал, что для принятия решения об истинности того или иного мнения нужно принять точку зрения той или иной стороны. Человек свободен и за ним право выбора. Соответственно, конечной инстанцией выбора истинного высказывания является человек. Именно этим определяется знаменитый тезис Протагора, с которым он вошел в историю философии: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют»9.
Платон в диалоге «Кратил» устами Сократа поясняет этот тезис: «(Протагор говорил), что мера всех вещей есть человек, - и, следовательно, какими мне представляются вещи, такими они и будут для меня, а какими тебе, такими они будут для тебя»10. Поэтому критерий истины есть человек, индивидуум. Так, принцип «человека-меры» распространяется на знание, обусловливая тем самым его относительный характер. Такой подход превращает в относительное не только знания, но этические нормы и религиозные представления.
Таким образом, Протагор осуществляет переход от гносеологического релятивизма к этическому релятивизму, который строится на понимании полезности материальных благ и моральных ценностей относительно личного мнения (выгоды) человека.
Гносеологический, этический и религиозный релятивизм Протагора в современном мире дополняется также абсолютизацией идеала потребления, личного комфорта и потакания собственным страстям, что также обнаруживает свои античные истоки. Основой философского учения киренской сократической школы был этический гедонизм.
Гедонизм целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяется как то, что приносит наслаждение, а зло - как то, что влечет за собой страдание. Гедонистическая этика киренаиков вела к аморализму, когда критерием добра и зла оказывалось наслаждение.
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Таким образом, одним из источников противоречивости современного западного общества являются античные теории этического релятивизма и гедонистического аморализма. Эти теории с неизбежностью ведут к обесценению традиционных нравственных и религиозных ценностей. Последствия разложения фундаментальных ценностей могут быть только печальными; они ведут к нарастанию социальной напряженности.
Есть ли выход из этого замкнутого на искаженное представление о свободе человеческой личности круга? Индивидуализм как ложно понятая свобода самовыражения и безусловного самооправдания собственных страстей может привести к непоправимой глобальной войне цивилизаций.
В этом контексте, интересно проследить, каким образом в античности был преодолен кризис релятивизма софистов и поможет ли это в преодолении кризиса современного постмодернистского общества. История философской мысли предлагает нам два альтернативных выхода из этой ситуации. Первый - это логика Аристотеля, что в современном контексте может являться сциентистским направлением развития культуры. Второй - это философия Платона, утверждающая наличие эйдосов как неких онтологических объективных первопричин и этических стандартов бытия человека. Что в современном обществе может яв-
ляться возвращением к религиозному мировоззрению и стремлением к достижению, в частности, христианского святоотеческого идеала11. Весь вопрос в том, пройден ли весь путь на «дно» до конца и мы на пороге изменений, или нам предстоит еще долгое падение в пучину хаоса, релятивизма и противоречивости12.
1 Бодрияр Ж. Симулякры и симуляция. http://lit.lib.rU/k/ kachalow_a/simulacres_et_simulatюn.shtml/
2 Антология мировой философии. В 4 т. Т.1. М.: 1969. С. 317.
3 Там же, С. 316.
4 Секст-Эмпирик. Три книги пирроновых положений. В 2 т. Т. 2. М.: 1976. С. 252.
5 Платон. В 3 т. Т. 1. М.: 1968. С. 216.
6 Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1. М.: 1969. С. 317.
7 Там же. С. 318.
8 Там же. С. 318.
9 Там же, С. 316.
10 Платон. В 3 т. Т. 1. М.: 1968. С. 418.
11 См. подробнее: Неганов В.В. Проблема нравственного совершенствования в философской традиции каппадокийской школы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». М., 2012. № 2. С. 56-61.
12 См. подробнее: Щелоков К.С. Бюрократизация государства и права // История государства и права. М., 2007. № 12. С. 17-19.
УДК 101 ББК 87
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ СПОРТА
ВИТАЛИЙ ЮРЬЕВИЧ БЕЛЬСКИЙ,
начальник кафедры социологии и политологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор философских наук, профессор
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Выделяются и анализируются история и значение философского рассмотрения спорта, задачи философии спорта и значение формирования адекватной целям и задачам исследования философской методологии; излагается их авторская оценка; предлагаются подходы к решению.
Ключевые слова: спорт, телесность, методология, аксиология, эпистемология, воспитание, нравственность, искусство, тренер, тренировка, личностный рост, философ.
Annotation. The history and value of philosophical consideration of sport, a problem of philosophy of sport and value of formation adequate to the purposes and research problems of philosophical methodology are allocated and analyzed, their author's assessment and approaches to the decision are stated.
Keywords: sport, corporality, methodology, axiology, epistemologiya, education, moral, art, trainer, training, personal growth, philosopher.