ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Таким образом, одним из источников противоречивости современного западного общества являются античные теории этического релятивизма и гедонистического аморализма. Эти теории с неизбежностью ведут к обесценению традиционных нравственных и религиозных ценностей. Последствия разложения фундаментальных ценностей могут быть только печальными; они ведут к нарастанию социальной напряженности.
Есть ли выход из этого замкнутого на искаженное представление о свободе человеческой личности круга? Индивидуализм как ложно понятая свобода самовыражения и безусловного самооправдания собственных страстей может привести к непоправимой глобальной войне цивилизаций.
В этом контексте, интересно проследить, каким образом в античности был преодолен кризис релятивизма софистов и поможет ли это в преодолении кризиса современного постмодернистского общества. История философской мысли предлагает нам два альтернативных выхода из этой ситуации. Первый - это логика Аристотеля, что в современном контексте может являться сциентистским направлением развития культуры. Второй - это философия Платона, утверждающая наличие эйдосов как неких онтологических объективных первопричин и этических стандартов бытия человека. Что в современном обществе может яв-
ляться возвращением к религиозному мировоззрению и стремлением к достижению, в частности, христианского святоотеческого идеала11. Весь вопрос в том, пройден ли весь путь на «дно» до конца и мы на пороге изменений, или нам предстоит еще долгое падение в пучину хаоса, релятивизма и противоречивости12.
1 Бодрияр Ж. Симулякры и симуляция. http://lit.lib.rU/k/ kachalow_a/simulacres_et_simulatюn.shtml/
2 Антология мировой философии. В 4 т. Т.1. М.: 1969. С. 317.
3 Там же, С. 316.
4 Секст-Эмпирик. Три книги пирроновых положений. В 2 т. Т. 2. М.: 1976. С. 252.
5 Платон. В 3 т. Т. 1. М.: 1968. С. 216.
6 Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1. М.: 1969. С. 317.
7 Там же. С. 318.
8 Там же. С. 318.
9 Там же, С. 316.
10 Платон. В 3 т. Т. 1. М.: 1968. С. 418.
11 См. подробнее: Неганов В.В. Проблема нравственного совершенствования в философской традиции каппадокийской школы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». М., 2012. № 2. С. 56-61.
12 См. подробнее: Щелоков К.С. Бюрократизация государства и права // История государства и права. М., 2007. № 12. С. 17-19.
УДК 101 ББК 87
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ СПОРТА
ВИТАЛИЙ ЮРЬЕВИЧ БЕЛЬСКИЙ,
начальник кафедры социологии и политологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор философских наук, профессор
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Выделяются и анализируются история и значение философского рассмотрения спорта, задачи философии спорта и значение формирования адекватной целям и задачам исследования философской методологии; излагается их авторская оценка; предлагаются подходы к решению.
Ключевые слова: спорт, телесность, методология, аксиология, эпистемология, воспитание, нравственность, искусство, тренер, тренировка, личностный рост, философ.
Annotation. The history and value of philosophical consideration of sport, a problem of philosophy of sport and value of formation adequate to the purposes and research problems of philosophical methodology are allocated and analyzed, their author's assessment and approaches to the decision are stated.
Keywords: sport, corporality, methodology, axiology, epistemologiya, education, moral, art, trainer, training, personal growth, philosopher.
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Вышедшая в 1969 г. книга Пола Вейса «Спорт: философское исследование» вызвала большой интерес зарубежных философов, ученых, политиков, общественных деятелей и активистов массовых движений. «Журнал по философии спорта» в этом году отметил свое сорокалетие, приблизившись к определенному еще античными мудрецами возрасту акнэ - наиболее полному и гармоничному раскрытию всех творческих способностей. В 1972 г. было создано «Философское общество по изучению спорта».
Философское исследование спорта открывает новые возможности, о которых ранее зарубежные и отечественные философы не могли мечтать. Если Р. Рорти утверждал, что философия плохо подходит для выражения национализма и рассуждений о национальной гордости, то философия спорта во многом призвана опровергнуть это его утверждение.
Философия спорта - это, прежде всего, теоретическое осмысление и анализ концепций, постановка вопросов о ключевых спортивных проблемах, а также связанных с ними методов восприятия телесности. На более общем уровне это выражается в определении и артикуляции природы, сущности, целей и значения спорта как явления культуры и важного элемента бытия.
Философия спорта несводима к пониманию и рассмотрению его лишь на уровне явления. Исследования представителей различных областей философии раскрывают перед нами оценку спортивных практик. Необходимо сформировать независимое и полное представление о самом спорте.
Методологическая основа философии спорта в ряде аспектов еще четко не сформирована. Однако, суровая действительность наглядно показывает необходимость поиска критических подходов и концепций в определении философии спорта как особой интеллектуальной деятельности; она требует общественного вызова собственным предвзятым мнениям и руководящим принципам, относительно природы и целей философии и спортивных состязаний1.
Будучи, в том числе и формой философской беседы, философия спорта воплощает формальный и контекстный характер общей философии. В отличие от представителей биомедицинских наук о спорте, философы (точно так же, как социологи и ученые гуманитарных наук) проводят исследования, которые открыто рефлектируют самость спортивной философии, ее феноменов. Методологические успехи, которые могут быть достигнуты в предметном поле философии спорта, изначально не предполагают идею линейного развития, которая принята в пределах естественных или биомедицинских наук о спорте.
Философия спорта характеризуется концептуальными исследованиями природы спорта и связанных с ним понятий, областей и профессий. Это заставляет исследователей искать новые феномены в области философии, развивать разнообразие общей философии, отражать широкий спектр теоретических поло-
жений в описании феномена спорта, телесности. Это положение наиболее конкретно отражается в главных вопросах основных философских направлений. Конкретными примерами в спорте, видами деятельности человека, связанными с использованием тела в спортивной практике мы можем следующие.
1. Эстетика. Действительно ли спорт - форма искусства? Могут ли быть произведением искусства спортивные соревнования? Можем ли мы объективно оценить спортивные действия с эстетической точки зрения?
2. Эпистемология. Может ли кинестетическая деятельность быть названа знанием? Когда мы в состоянии адекватно оценить свою готовность выполнить спортивный трюк? Должны ли быть у тренера специальные знания, чтобы эффективно проводить тренировки?
3. Этика. Являются ли занятия спортом обязательным условием развития положительных качеств индивида? Как мы принимаем решение вступить в спортивное состязание? Действительно ли существует идеал спортивных состязаний?
4. Философские проблемы естествознания и гуманитарных наук. Естественно ли для людей «животные правила» ведения игры?
5. Философия образования. Можем ли мы обучить и воспитать ребенка нравственным посредством спорта? Неизбежен ли патернализм в спортивной тренировке и обучении? Что мы подразумеваем под понятием «спортивное умение»?
6. Философия права. Могут ли дети давать самостоятельно согласие участвовать в профессиональном спорте? Каким образом закон отражает правила поведения в спортивной сфере?
7. Философия разума (Является ли ментальный тренинг спортсменов просто формой развития воображения?).
8. Нормативная философия. Являются ли регулирующие спортивные правила просто разновидностью учредительных правил?
9. Философия науки. Существует ли исключительный метод для всех наук? Что имеет в виду исследователь философии спорта, когда он говорит, что у данной статистической процедуры есть «объяснительная власть»? Почему спортивные психологи игнорируют традиционную фрейдистсткую традицию?
10. Социальная и политическая философия. Существовала ли когда-нибудь чистая концепция спорта в данное конкретное социальное и политическое время? Обязательно ли спортивные состязания имеют материальную основу? Каким образом спортивные учреждения вмешиваются в процесс игры?
Несмотря на разнообразие этих областей прикладной философии, а также длительное преобладание прагматической философии в исследовании спорта, в последнее время наблюдается тенденция для появления еще одной философской традиции. Данная традиция формируется в рамках аналитической философии
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
спорта. Учитывая, что философское исследование всегда и везде внутренне связывается с выражением идей, идиома данного выражения в определенной степени формирует границы того, что мы хотим выразить.
В отличие от идеи, в соответствии с которой биомедицинские науки о спорте представляют универсальный язык научного метода, философы, работающие в западной традиции философии, в основном, развивали исследования в областях экзистенциализма, герменевтики и феноменологии. Аналитическая философия появилась в качестве реакции на вызов времени и имела определенную цель. Эта цель может быть определена известным выражением Локка о работе философа, сравниваемая им с работой крестьянина, работающего в саду. Как деятельность второго порядка, центральная цель аналитической философии состояла в том, чтобы обеспечить фундаментальные основы для других дисциплин.
Это было вызвано тем, что в некоторых дисциплинарных областях значение и роль философии была уменьшена до уровня детализации обычных лингвистических положений, для обнаружения сущности понятий, в рамках которых должны были действовать исследователи. Несмотря на это «новое» направление в философии, мы полагаем очевидным наличие непрерывной связи с античным прошлым. Философы, такие как Платон и Аристотель, также были обеспокоены поиском различий в подходах к исследованию феноменов человеческого тела2, спортивных состязаний.
Многие философы утверждают теперь, что мы живем в эпоху пост-аналитической философии. Что это означает, не совсем понятно. Мы переживаем период захватывающего интеллектуального развития конкретного субъекта, который имеет конкретное выражение в философии спорта. В то время, как внимательное отношение к концептуальному анализу всегда будет важным компонентом инструментария философов, научно-исследовательские методы анализа ключевых понятий спорта, игры явным образом несколько снизились.
Гораздо большее распространение в современной литературе получило развитие основных ценностных вопросов (начиная от социальной и политической философии спорта) по быстро развивающейся области - этики спорта. Философы согласились с необходимостью отбросить покров очевидного нейтралитета аналитической философии в пользу приведения доводов и независимых положений о «превращении в товар» спортивных состязаний, их «коммерциализации».
Развитие независимых нормативных положений с недавнего времени продолжилось, но не в оппозиции, а в осторожной артикуляции и уточнениях логических категорий спорта. В области этики философы спорта попытались привести доводы в пользу пригодности различных моральных философских теорий. Возникли традиционные споры о конкурентном характере спортивных состязаний и их природе. Исследователи сгенерировали новые идеи об оспариваемой природе
самой спортивной этики - встала необходимость определить понятия контракта, обязанности/обязательства, полезности, достоинства спортивных игр, соревнований. При этом они часто соединялись с эмпирическим исследованием других сфер гуманитарного знания, которые были непонятны «простым» философам.
Хотя ранние аналитические философы считали своим долгом выяснить понятия, используемые в спортивной практике, мы полагаем, что исследователи естественных и социальных (гуманитарных) наук, сами стали гораздо более изощренными в своих концептуальных подходах для определения феномена спорта. Так, одна из традиционных ролей философов спорта состоит, по нашему мнению, в том, чтобы представить фундаментальные основания для тех исследователей, которые возьмутся за дальнейшее проведение анализа феноменологии спорта3. Однако, сближение концептуального и эмпирического является палкой о двух концах. Философы спорта сами уделяют гораздо больше внимания процессам и результатам эмпирических исследований. Тем не менее, их внимание по-прежнему носит исключительно концептуальный характер.
Наша задача как философов, состоит в том, чтобы через диалог стремиться к истине, приближаться к действительной аргументации, четкой экспликации идей, которые направлены к истине. И при этом философы спорта не пытаются рассмотреть спортивные состязания с точки зрения полного нейтралитета, как это предполагается в позитивистской традиции исследования. Такое представление в основном исчезло в современной философии спорта. В некотором смысле, философия возвращается к ее древнему обещанию принести человеку мудрость, а не просто к подробному техническому анализу ключевых понятий.
Каковы основные методологические установки в области философии спорта? Прежде всего, это касается природы спорта. Парадоксально, но спорт является системой мер по преодолению природы с использованием возможностей, предоставляемых природой. Ресурсы организма, биологически обусловленные, используются для преодоления природы и создания природы рукотворной. Спортивные достижения формируют реальность, которая становится частью культуры, рукотворной природы. Идеалы становятся стандартами, нормами и правилами для физической культуры, которая является неотъемлемой частью культуры вообще. Но тот, кто видит в спорте только его физическую составляющую, не видит в нем ничего.
Сущностью спорта является преодоление как необходимый этап духовного и личностного роста. Преодоление объединяет ценности (идеал победы, идеал совершенствования), и познавательные моменты (знание о возможностях, технологии достижения результатов и их совершенствование, способы трансляции знаний, навыков умений и компетенций).
Современный спорт требует осознания исследователем своей качественно иной природы, нежели не-
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
посредственно связанные с магией и культом предков состязания древних и военные тренировки. В индустриальную эпоху спорт стал важным элементом мировой политики, играя важную роль в распространении идеалов мира, равенства и международного сотрудничества.
Спорт требует формирования подходов к его рассмотрению в качестве средства социальной инженерии. Социализация в спорте, фанатские движения, попытки различных субъектов политики канализировать энергию социального протеста требуют тесного сотрудничества с представителями социологии и экономической теории, в собенности в области экономики спорта и рекламы.
Необходимо также предусмотреть и возможность формирования методов исследования спорта новой, информационной, постиндустриальной эпохи, спорта будущего.
Разнообразие методов, которые находятся в пределах рассмотрения различных школ и традиций философии, означает, что нет универсального метода, чтобы характеризовать философию спорта. Поэтому невозможно однозначно утверждать, что отношения между философствованием и практикой так уж очевидны. Мы полагаем, что в спорте всегда будет существовать философский элемент. Это связано, прежде всего, с ростом прикладной работы в области аксиологии. Исследователи феноменов спорта вносят значительный вклад в национальную и международную спортивную практику. Примеры тской прикладной работы включают исследование разнообразных концепций относительно категорий: «гендер» и «раса»; арбитраж надлежащих и неподходящих средств улучшения спортивных показателей и генной инженерии4; освещение негативных тенденций спортивных состя-
заний высокого уровня и явления ксенофобии, и т.н. современного спортивного национализма. Многие из этих вопросов были бы немыслимы для философов еще пятьдесят лет назад, но сегодня они все чаще становятся частью предметного поля философии спорта.
Литература
1. Рорти Р. Философия и будущее. // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 29-34.
2. Gorn E., Oriard M. Taking sports seriously (Point of View). // Chronicle of Higher Education. 1995. P. 52a.
3. Weiss P. Sport: a Philosophic Inquiry. Caibondale: Southern Illinois Press. 1969.
Referens
1. Rorty R. Philosophy and the future. // Questions of philosophy. 1994. No. 6. P. 29-34.
2. Gorn E., Oriard M. Taking sports seriously (Point of View). // Chronicle of Higher Education. 1995. P. 52a.
3. Weiss P. Sport: a Philosophic Inquiry. Carbondale: Southern Illinois Press. 1969.
1 Морган У. Философия спорта. Исторический и концептуальный обзор и оценка ее будущего. // У Морган. Логос, № 3. 2006.
2 Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиолегия человеческого тела: методологические основанея анализа проблемы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 2. С. 19—227.
3 См. об этом: Михель Д.В. Тело, территория, технология: Философский анализ стратегий телесности в современной за-падеои культуре. Саратов: Научнаяанига, 2000.
4 Тищенко П.Д. О множественности моральных позиций в биоэтике // «Человек», № 1.2008!. С. Оа^й 1.
Юридическая психология. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Шевченко В.М. Изд-во ЮНИТИ, 2015.
Пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, с учетом типовых профессиональных образовательных программ и квалификационных требований.
Излагаются теоретические понятия и положения по дисциплине «Юридическая психология», рассматриваются практические задания и ролевые игры, направленные на использование психологических знаний в практической деятельности юриста.
Для студентов и преподавателей юридических факультетов.