УПРАВЛЕНЕЦ № 1 /41/ 2013
^ кочЕРьяН Максим Артурович
Заведующий кафедрой физического воспитания и спорта
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 тел.: (343) 221-27-89 E-mail: [email protected]
^ ЗвЕРЕв алексей игоревич
Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления общественными отношениями
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 тел.: (343) 221-27-89 E-mail: [email protected]
^ РЫскиН Петр Петрович
Соискатель кафедры социологии и управления общественными отношениями
Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 тел.: (343) 221-27-89 E-mail: [email protected]
Спорт как социальный институт, формирующий профессионалов: специфика социологического подхода
Ключевые слова
институт СПОРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ ПРОФЕССИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОСТЬ
ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению феномена спорта в контексте социологической науки. Оценивается место и значение спорта в современном обществе. Особое внимание уделяется критериям определения спорта как социальной (телесно-ориентированной) практики. Анализируются понятие профессионального спорта, критерии профессиональности, особенности функционирования профессиональной спортивной отрасли в обществе.
Сегодня спорт нельзя понимать просто как физически организованную активность, включающую в себя элемент соревновательности, «духа победы» и т.д. Это был бы слишком упрощенный подход. Напротив, мы имеем дело с многокомпонентным по своему составу, институционально оформленным видом социальной (телесно-ориентированной) практики. Спорт является неотъемлемой частью общественной структуры, проявляясь в физических, психологических, институциональных, социальных, культурных, экономических формах жизнедеятельности индивидов, которые вовлечены в спортивные практики.
Социальный функционал спорта весьма широк и с каждым днем все увеличивается: спорт реализует не только оздоровительную и досуговую функции, но и образовательную, нормативно-ценностную, институциональную, экономическую, торговую и др. Таким образом, современный спорт в его различных социальных проявлениях выступает в качестве институциональной формы и общественной практики социализации индивида, его воспитания, преобразования объективной реальности, удовлетворения потребностей социокультурного, экономического, досугового характера.
Так что же такое спорт, если попытаться сформулировать четкое и однозначное социологическое понятие? Чаще всего под спортом понимают соревнование людей между собой в морфофункциональных и психических возможностях. Данное определение практически не
содержит в себе социальной специфики и является поверхностным, упрощенным. Между тем спорт, как нам кажется,
- явление, детерминированное логикой и особенностями социальных взаимоотношений, выполняющее, как уже было сказано, целый ряд социальных функций. Здесь, с социологической точки зрения, возникает масса вопросов. Для чего люди соревнуются в морфофункциональных и психических возможностях? Что это им дает? Каковы их мотивы и стимулы заниматься спортом? Чего они ожидают от общества, занимаясь спортом, демонстрируя окружающим свои спортивные достижения (результаты)? Каким образом спорт влияет на развитие личности, на успех ее социализации в условиях современного общества, какие жизненные ориентиры, стратегии он формирует и предопределяет? В чем специфика спорта как трудовой сферы? Каков социологический портрет современного спортсме-на-профессионала? и др.
Очевидно, спорт связан с соревновательностью, а также ориентирован на телесность. Но здесь следует уточнить целый ряд моментов.
Во-первых, далеко не всегда ясно, как отличить ту или иную соревновательную деятельность или, например, форму досуга от спорта. Предположим, является ли спортом соревнование по поеданию острого чилийского перца или игра в «русскую рулетку»? Да, поскольку в обоих случаях важны смелость, ловкость, специфические навыки. И там и там присутствует момент соревновательности, предполагаются тренировки, общая под-
Sport as a Social Institution Forming Professionals: Specifics of the Sociological Approach
готовка и т.д. Или нет, ибо и то и другое не связано напрямую со здоровьем, гармоничным развитием личности, развитием физических навыков. Строго говоря, ни чрезмерное поедание острого, ни игра со смертью в удачу («русская рулетка») не являет собой пример телесно-ориентированной практики.
Вот другой пример того, насколько сложно выявить собственно критерий «спортивности»: является ли спортивный покер полноценным видом спорта? Здесь присутствуют тренировки, азарт, соревнование, честная борьба, шанс, везение, правила, игра может вестись на время и т.д. Однако опять же нет как таковой телесной практики. Как шахматы и бильярд, покер не является соревнованием в физической силе и выносливости. При этом существует понятие «спортивного покера», а шахматы и бильярд -признанные виды спорта.
С одной стороны, характерным для спорта является момент телесной ориентированности, атлетического мастерства и т.д., с другой стороны, спорт - это прежде всего fair play, соревнование в любом «мастерстве», не только атлетическом.
Очевидно, для того чтобы избежать понятийной путаницы, нужно выделить ряд четких критериев «спортивности» той или иной формы человеческой деятельности. Иными словами, ответить на вопрос: что стоит на сегодняшний день считать спортом, а что нет? По этому поводу у каждого автора, социолога или философа спорта, имеется собственное мнение. Выскажем и мы свою точку зрения.
Итак, для спортивной деятельности характерно следующее.
1. Соревновательная и публичная демонстрация «уровня мастерства», владения теми или иными, чаще всего физическими, навыками.
По мнению В. Михайлина, в древней Греции атлетические состязания (прообраз современных спортивных соревнований) являлись не простой демонстрацией силы, досугом, праздничным мероприятием, но частью социального механизма, позволяющего выявить не-
очевидные или перераспределить имеющиеся социальные капиталы. Изначальная идея спорта у греков строится вокруг состязательности во владении физическими навыками, предусматривающей зрелищность, публичность, дабы зрители могли позиционировать социальный статус претендентов на первенство.
2. Определенная степень организации, связанная, во-первых, с наличием установленных правил, во-вторых, с фактами хронометража и специфической организацией пространства, в-третьих, с наличием четких институциональноорганизационных (организационно-правовых) форм.
Как известно, любое современное спортивное состязание ведется по правилам. Иными словами, спорт это регламентированное событие, практика, действо, деятельность, процесс, performance, игра. Правила сами по себе уже есть институциональное воплощение принципов организации социальной структуры общества. Наличие хронометража также задает стандарты спортивных практик. Пространственная организация проявляется в разметке поля для игры, появлении площадки для поединка или показательного выступления - помоста, татами, ринга, ковра и т.д.
Наконец, институциональная организация спортивной деятельности подразумевает прежде всего наличие официального, т.е. признанного обществом, спортивного сообщества. На практике речь идет о наличии федерации как представителя интересов того или иного вида спорта. Федерация свидетельствует об определенном уровне организации вида спорта (правила, стандарты и т.д.), возможности включения в официальную (признанную обществом) структуру национального, мирового спорта. Итак, отвечая на вопрос, что такое спорт с позиций социологии, какова его социальная природа и специфика, мы пришли к следующему выводу. С одной стороны, реализуя широкий спектр социальных функций, с другой стороны, являясь распространенным видом социальной
► Maksim A. KocHERYAN
Head of Physical Education and Sport Dprt.
Urals State University of Economics
620144, RF, Ekaterinburg,
ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45
Phone: (343) 221-27-89
E-mail: [email protected]
► Aeksey i. ZVEREV
Cand. Sc. (Sociology), Assistant-Prof. of Sociology and Public Relations Dprt.
Urals State University of Economics
620144, RF, Ekaterinburg,
ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45
Phone: (343) 221-27-89
E-mail: [email protected]
► Pyotr P. RYSKIN
Applicant for Candidate Degree of Sociology and Public Relations Dprt.
Urals State University of Economics
620144, RF, Ekaterinburg,
ul. 8 Marta/Narodnoy Voli, 62/45
Phone: (343) 221-27-89
E-mail: [email protected]
Key words
institution of sport professional sport profession professionalism
corporally-focused social practice
Summary
The article focuses on the phenomenon of sport in the context of sociology. It assesses the role of sport in modern society. Particular attention is paid to criteria for defining sport as an independent social (body-oriented) practice. The concept of professional sport, criteria of belonging to professional sport, particularities of functioning of professional sport sector in society are taken separately and gradually examined.
UPRAVLENETS № 1/41/ 2013
УПРАВЛЕНЕЦ № 1 /41/ 2013
Источники
1. Вакан Л. Социальная логика бокса в черном Чикаго: к социологии кулачного боя // Логос. 2006. № 3.
2. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Логос, 1994.
3. Лукащук В. Трансформация спорта - от забавы к индустрии // Социология: теория, методы, маркетинг. 2009. № 2.
практики, спорт оказывается напрямую задействованным в процессах социализации и формирования личности.
Следовательно, необходимо оценить роль современного института спорта (как формы организации социальной практики) в формировании личности индивида. Социолог спорта француз Л. Вакан в результате включенного наблюдения за «повседневной жизнью боксеров» дал пример своего рода авто-этнографического описания, пластично реконструируя то, как в полисенсорном пространстве гимнастического бокса в сериях тренировочных боев постепенно формируется облик боксера [1]. По мнению Вакана, прививание того, что можно назвать боксерским габитусом, т.е. определенного набора телесных и ментальных схем, отличающих настоящего боксера, основывается на двойной антиномии. Первая связана с тем, что бокс - это особый вид спорта, находящийся на границе между природой и культурой, своеобразный эмпирически осуществленный пограничный случай практики, и тем, что он в то же самое время требует исключительно сложного, квазирационального управления телом и временем, осуществляемого исключительно практическим образом, без всякого опосредования теорией, на основе неявной и во многом некодифицированной педагогики. Отсюда следует вторая антиномия: бокс - это индивидуальный вид спорта, возможно образцовый пример таких видов спорта, поскольку он касается только тела бойца, подготовка которого, тем не менее, оказывается образцово коллективной, в частности, потому, что она предполагает веру в игру, которая (подобно всем «языковым играм» у Витгенштейна [2]), возникает и существует только внутри и посредством группы, определяемой ею через круговой процесс. Иными словами, диспозиции, которые создают опытного боксера, являются, как и все «техники тела», «деятельностью коллективного практического разума». Боксер - это живой привод тела и духа, который снимает противопоставление между действием и репрезентацией и т асЬи выходит за рамки дихотомии индивидуального и коллективного, которая лежит в основе общепринятых теорий социального действия.
Современный (индустриальный и постиндустриальный) спортивный дискурс неизменно включает в себя спор о профессиональном и любительском характере спорта. С одной стороны, спорт есть социальная практика, воплощающая
в жизнь идеалы физического и духовного развития, честной борьбы, равенства, командного духа и т.д. Такая практика не должна и не может быть профессиональной, т.е. связанной с материальным вознаграждением, какой-либо наживой, рутиной, менеджментом, обманом и подтасовкой фактов. Спорт необходим современному человеку как «форма свободного самовыражения, для которого главным мотивом деятельности является чистая радость от гармонии движения, красоты и праздничного духа состязаний» [3. С. 133]. Как показала история, «по мере развития олимпийского движения отношения между профессиональным и любительским спортом усложнялись. Стало очевидно, что противоположность этих двух компонентов относительна, да и сам термин "любитель" использовался в олимпийских документах в контексте "английской" традиции в понимании спорта. Понятие любителя пересматривалось с начала ХХ века вплоть до наших дней. Вскоре стало ясно, что усилия, время и материальные затраты для достижения высших (чемпионских) результатов, рекордов слишком велики, чтобы каждый желающий мог в свободное от работы время и за свой счет предаваться тренировкам и состязаниям. Людям, способным демонстрировать наивысшие достижения, необходима материальная и социальная поддержка, компенсация затрат и вознаграждение как форма признания общественной ценности таких достижений» [3. С. 138].
Институционализация и дальнейшая профессионализация спорта всегда была характерна для данного феномена Нового времени в силу его функциональных возможностей и специфики организации.
В. Лукащук в своей статье «Трансформация спорта: от забавы к индустрии» пишет, что еще в ХУШ-Х1Х веках в Англии спорт был тесно связан с показным потреблением - занятие спортивной деятельностью (содержание за свой счет [профессиональных] спортсменов, участие в турнирах за деньги, ставки, пари и т.д.) предусматривало существенные денежные траты и тем самым определяло высокое положение джентльменов в британском обществе - Высшем свете. Таким образом, «спортсмены на службе джентльменов становились профессионалами: контролируемыми и дисциплинируемыми наемными работниками» [3. С. 132]. «С тех пор, как состязание из игрового события превращается в преимущественно спортивное, основными значимыми чертами которого наряду со
строгой рационализацией стали специализация, достижение материальных успехов в результате собственного труда на спортивных аренах, спорт превращается в профессию, тогда как игра - в развлечение» [3. С. 133].
Очевидно, одним из важнейших предметов изучения феномена спорта с позиций социологической науки является анализ его как института профессиональной социализации, среды, отрасли становления спортсменов-профессионалов.
И здесь, - поскольку социология как наука ориентирована на выявление общественных проблем и поиск путей их решения, - важно отметить сложный, противоречивый характер социальной адаптации спортсменов-профессионалов по окончании ими спортивной карьеры. Возникает несколько принципиально значимых вопросов.
Во первых, почему спортсмен, зная о том, что после 30-35 лет его карьера, скорее всего, окончится, не имеет сколько-нибудь продуманной стратегии построения дальнейшей жизни, адаптации к околоспортивной (не в качестве спортсмена) или внеспортивной среде? Такое положение вещей, как известно, ни для кого из профессиональных спортсменов не является новостью или секретом.
Во-вторых, с чем связаны сложности внеспортивной, а точнее, послеспор-тивной адаптации спортсмена-профес-сионала?
Выскажем несколько гипотез.
Профессиональный спортсмен в большинстве случаев не способен самостоятельно спроектировать и реализовать свою жизненную стратегию, поскольку у него отсутствуют необходимые для этого коммуникативные навыки. В рамках института профессионального спорта буквально культивируется это «неумение», поскольку жизненная самостоятельность и стратегический (адаптивный, социально живучий) склад личности профессионального спортсмена якобы «мешают ему сконцентрироваться на производстве спортивного результата». Профессиональный спортсмен, таким образом, оказывается в социальном, общественном, бытовом плане несостоятельным, не умея решать насущные проблемы «отвоевывания своего места» в обществе. Современная российская спортивная отрасль и инфраструктура устроены так, что спортсмен производит спортивный результат, а все остальные вопросы (жилья, питания, досуга, одежды и пр.) решаются не им, а «помощниками» - тренерами, клубом, спортивной
ассоциацией, спонсорами, меценатами и т.д. Ни о чем другом кроме спортивного результата российский профессионал не должен думать.
Кроме того, обыватели и даже многие исследователи-социологи не видят никакой разницы между профессиональным водителем и профессиональным спортсменом. Поэтому для них адаптация к обществу экс-спортсмена ничем не отличается от адаптации любого другого профессионала. Между тем сам процесс воспитания и внутригруппового становления профессионального спортсмена основывается на том, что он, подобно актеру, артисту цирка, балета, военному, всецело посвящает себя спорту и не мыслит, не видит себя в ином, поскольку единственный способ «сделать себя» в спорте - это «отречься от остального мира», «служить спорту», добиваться высокого спортивного результата. Подобный принцип организации отношений приобретает статус «прописной истины», знания, уверенности, транслируется институтом профессионального спорта в качестве одной из основополагающих ценностей и закладывает основу личности будущего профессионального спортсмена.
Не секрет, что артисты цирка, балета, военные и иные профессионалы, «посвятившие себя всецело своей профессии», исключительно проблематично социализируются в случае выхода за рамки профессиональной среды, часто не могут себя найти, демонстрируют девиантное поведение. Профессионально-спортивные отношения в жизни спортсмена практически исключают наличие иного рода отношений - семейных, трудовых и других в общепринятом их понимании. Поэтому семья воспринимается им только как «семья спортсмена», образ жизни
- как «спортивный образ жизни» и т.д. На практике профессиональный спортсмен, воспитанный в рамках института профессионального спорта, видит мир исключительно через призму своих спортивных достижений и результатов.
Итак, мы определили сущность спортивной деятельности в современном обществе, рассмотрели целый ряд социологических подходов, выявили и конкретизировали институциональную специфику спорта как одной из общественных сфер, формирующих профессионалов.
References
1. Vakan L. The social logic of boxing in black Chicago: on the sociology of fist fighting // Logos. 2006. No. 3.
2. Vitgenstein L. Philosophical works. Part I. Moscow: Logos, 1994.
3. Lukashchuk V. Transformation of sport - from fun to industry // Sotsiologiya: theory, methods, marketing. 2009. No. 2.
UPRAVLENETS № 1/41/ 2013