Научная статья на тему 'К вопросу об альтернативных видах исполнения уголовных наказаний в России и за рубежом'

К вопросу об альтернативных видах исполнения уголовных наказаний в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
475
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОТСРОЧКА ТЮРЕМНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ / ПРОБАЦИЯ / PENAL POLICY / POST-PENITENTIARY ADJUSTMENT / SUSPENDED SENTENCE / PROBATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гилязова Ольга Геннадьевна

в статье анализируются условия отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, в России и за рубежом на примере Германии, Великобритании, США, Бельгии, Финляндии, Италии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF COMMUNITY-BASED SANCTIONS IN RUSSIA AND ABROAD

the article deals with the conditions of serving sentences other than custody in Russia and abroad on the example of Germany, Great Britain, the USA, Belgium, Finland, and Italy.

Текст научной работы на тему «К вопросу об альтернативных видах исполнения уголовных наказаний в России и за рубежом»

УДК 343.847 ББК 67.409.11 Г47

O.G. GILYAZOVA

TO THE QUESTION OF COMMUNITY-BASED SANCTIONS IN RUSSIA AND ABROAD

Annotation: the article deals with the conditions of serving sentences other than custody in Russia and abroad on the example of Germany, Great Britain, the USA, Belgium, Finland, and Italy.

Key words: penal policy, post-penitentiary adjustment, suspended sentence, probation.

ОЛЬГА ГЕННАДЬЕВНА ГИЛЯЗОВА, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник (Кировский филиал Академии ФСИН России) E-mail: Golga07@yandex.ru.

К ВОПРОСУ ОБ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДАХ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация: в статье анализируются условия отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, в России и за рубежом на примере Германии, Великобритании, США, Бельгии, Финляндии, Италии. Ключевые слова: уголовно-исполнительная политика, постпенитенциарная адаптация, отсрочка тюремного заключения, пробация.

Несмотря на существенные изменения, произошедшие в России в последние годы, уголовно-исполнительная система (УИС) во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не в полной мере учитывает современное состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества. Указанные обстоятельства обусловили необходимость подготовки Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция).

Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития УИС, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование УИС на период до 2020 г.

Основными целями Концепции являются: повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;

сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам; гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных; изменение структуры УИС, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных; осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного; изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педаго-

гической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания; развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями; расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы, и т. д.

Согласно п. 5. «Исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, и постпенитен-циарная адаптация» Концепции предполагается развитие системы наказаний, альтернативных лишению свободы.

Рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 г. общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества, на 200 тыс. человек за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, роста количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами.

Эффективное применение наказаний, альтернативных лишению свободы, в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, должно обеспечивать защиту общества от преступника, снижение уровня криминализации общества, разобщение преступного сообщества, уменьшение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

С целью обеспечения эффективного контроля за исполнением осужденным обязанностей и ограничений предполагается использование аудиовизуальных электронных и иных технических средств надзора и контроля, автоматизированного компьютерногоучета осужденных, внедрение в практику работы учреждений, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества, программы психологической коррекции личности и изменения поведения.

Для достижения указанной цели необходимо: совершенствование законодательства в области исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, расширение их перечня за счет введения новых видов наказаний, дополнение оснований применения существующих альтернативных наказаний - испра-

вительных и обязательных работ; активизация сотрудничества со структурами гражданского общества, способными оказать позитивное гуманитарное воздействие на осужденных, оптимизация социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными; привлечение органов местного самоуправления, занятости населения, образования и здравоохранения, общественности, реабилитационных центров и иных организаций к процессу социальной адаптации и исправлению осужденных.

Об еспе чение постпените нциарной адаптации осужденных, предотвращение рецидива преступлений предполагает разработку системы следующих мер по подготовке осужденного к освобождению из мест лишения свободы: предоставление для лиц, заканчивающих отбывание длительных сроков лишения свободы, возможности прохождения специального тренинга, включающего в себя широкую информацию об изменениях в обществе, новых формах социальной жизни, а для некоторыхкатегорий осужденных - возможности перевода в колонию-поселение с разрешением кратковременных выездов к месту предполагаемого жительства; создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации.

За рубежом проблемам исполнения альтернативных видов наказания также уделяется много внимания. В частности, можно проанализировать основные методы исполнения альтернативных видов наказания в Германии, Великобритании, США, Бельгии, Финляндии, Италии.

Отсрочка тюремного заключения. Серьезность этого вида наказаний выражается в том, что, помимо значительных ограничений в повседневной жизни правонарушителя, законодатель «подстраховывается» угрозой непосредственного заключения при несоблюдении поставленных условий. В случае отсроченного тюремного заключения суд устанавливает срок наказания в виде лишения свободы, но откладывает его исполнение на период пробации. Возможность применения условного тюремного заключения соответственно зависит от срока лишения свободы, назначенного по данному конкретному делу и подлежащего отсрочке. Большинство законов (например, в Германии, Италии, Финляндии) допускают отсрочку в отношении средних сроков тюремного заключения, то есть когда назначенный срок заключения не превышает двух лет.

Некоторые юрисдикции, в частности, в Германии, применяют шкалу градации. В случае приговоров к срокам до 6 месяцев единственным предварительным условием отсрочки является несовершение правонарушителем в дальнейшем уголовных деяний. Если рассматривается вопрос об отсрочке приговора к заключению свыше 6 месяцев, то принимается во внимание «защита правопорядка», то есть общие позитивные превентивные аспекты. Дополнительным предварительным условием отсрочки приговора к сроку заключения более 1 года является наличие конкретных смягчающих обстоятельств в данном деле.

Помимо тяжести уголовного преступления, дополнительными ограничительными факторами для применения условного тюремного заключения служат личные характеристики правонарушителя: судимость в прошлом или тюремное заключение на определенный срок до совершения рассматриваемого деяния во многих юрисдикциях не позволяют правонарушителю воспользоваться условным наказанием. В то же время есть примеры отмены таких ограничений в отношении прошлых проступков правонарушителя.

Строгость режима при условном лишении свободы определяется в основном двумя факторами: вмешательством в личную жизнь, сопутствующим отсрочке, и продолжительностью периода пробации, который длится, как правило, от 1 года до 5 лет (США). При этом некоторые страны предусматривают более короткие максимальные сроки: 3 года - в Финляндии, 2 года - в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (далее - Соединенное Королевство).

В отношении обязательств, налагаемых на правонарушителя при отсрочке, прежде всего следует отметить, что в классической, или консервативной, форме осуждение правонарушителя на условное тюремное заключение не предусматривает никаких конкретных обязательств, кроме недопустимости повторного совершения правонарушения. Такая «чистая» форма условного тюремного заключения преследует цель оградить правонарушителя от вредного влияния реального тюремного заключения, в основном краткосрочного (так, со времени проведения реформы в 1976 г. финское законодательство не предусматривает других ограничений или условий в отношении поведения правонарушителя); с другой - может заключаться в сокращении

количества заключенных (например, в Англии эта мера была введена в 1967 г. в ответ на рост численности заключенных).

Что касается обязательств, сопутствующих условному лишению свободы, то большинство законодателей предусматривают различные варианты. Помимо традиционных методов, таких как надзор со стороны сотрудника службы пробации или предписания в отношении образа жизни, налагаются также обязательства, которые рассчитаны на возмещение ущерба, вызванного уголовным преступлением.

Замена условного наказания реальным зависит от требований, которые предъявляются правонарушителю. Если не вводятся ограничения в отношении поведения, то замена может иметь место только в случае повторного нарушения закона. Почти всегда повторное правонарушение приводит к реальному исполнению отсроченного приговора к тюремному заключению, если вновь совершенное правонарушение имеет определенную степень тяжести.

Например, в Финляндии в случае совершения нового правонарушения, караемого тюремным заключением, условный приговор аннулируется. Несколько похожее положение существует в Соединенном Королевстве: совершение нового правонарушения, караемого лишением свободы, автоматически отменяет отсрочку исполнения.

В Германии условием аннулирования является то, что, повторно нарушив закон, правонарушитель фактически показал, что его поведение не соответствуетожиданиям, послужившим основанием для отсрочки. Аннулирование не имеет места, если дальнейшие правонарушения могут быть предотвращены посредством изменения условий пробации.

В юрисдикциях, где отсрочка сопровождается предписаниями относительно поведения, она аннулируется в случае их серьезных нарушений. Так, в Германии аннулирование осуществляется, если изменение условий пробации не может предотвратить дальнейшее совершение правонарушений.

В некоторых странах условной может быть также часть приговора к тюремному заключению. Например, в Бельгии введение частично условных наказаний дает возможность применять условное наказание, несмотря на досудебное содержание правонарушителя под стражей, а также назначать в качестве карательной санкции краткосрочное тюремное заключение, пос-

ле которого следует более длительный период условного приговора в качестве сдерживающей санкции.

Пробация. В отличие от условного тюремного заключения, когда суд назначает срок лишения свободы, а затем откладывает его исполнение на определенное время, в случае назначения пробации само вынесение приговора откладывается на период пробации. Если не соблюдаются установленные условия, дело переходит в стадию вынесения приговора за первоначальное преступление.

Термин «пробация» употребляется также в значении института, сопровождающего условное лишение свободы, или отсрочку вынесенного приговора. Следовательно, возможность применения наказания может быть установлена на абстрактном уровне: законодатель определяет уголовные преступления, к которым может применяться пробация, указав максимальный срок наказания, установленного за эти преступления. Обычно пробация предусматривается в отношении уголовных преступлений, которые влекут за собой наказание в виде лишения свободы сроком максимум до двух-трех лет.

Исходя из смысла термина «пробация», правонарушитель обычно подвергается определенному надзору со стороны сотрудника службы пробации в течение установленного срока. В некоторых странах исполнение приговора может быть отсрочено и без установления надзора над правонарушителем. В качестве примера можно привести Венгрию, где установление надзора со стороны сотрудника службы пробации обязательно в отношении только несовершеннолетних и рецидивистов, а в других случаях решение этого вопроса отдается на усмотрение суда. Именно суть пробации, то есть обязанность правонарушителя поддерживать контакт с сотрудникомслужбы пробации, привела к кризису этого института в тех странах, где он глубоко укоренился и считался основой альтернативных мер наказания. В Соединенном Королевстве приказы о пробации выносились в отношении около 30 % всех правонарушителей, осужденных по обвинительному акту в течение 1930-х годов; с тех пор это наказание стало применяться значительно реже. Помимо более

широкого использования предупреждений и самых разнообразных общественных санкций, имеющихся в распоряжении суда, причиной такого сокращения можно назвать утрату доверия к службе пробации и восприятие пробации как социальной реабилитации.

В настоящее время подчеркивается, что пробация представляет собой вид наказания и направлена на предотвращение преступлений, предпринимаются попытки стимулировать более широкое применение пробации как альтернативы тюремному заключению.

Аналогичный кризис пробации происходит и в Соединенных Штатах Америки. Основной причиной утраты доверия к этой мере наказания в некоторых штатах явилось то, что пробация стала популярной и все более распространенной альтернативой, в то время как финансирование этой службы и численность ее персонала сокращались. В результате правонарушители, находившиеся на режиме пробации, практически пользовались неограниченной свободой, и их обязанность сводилась лишь к встрече раз в месяц с сотрудником службы пробации, что вызывало неприятие этой меры наказания со стороны общественности.

Для того чтобы преодолеть этот кризис, на правонарушителей, подлежащих пробации, были возложены более жесткие и обременительные обязательства

В рамках так называемого интенсивного про-бационного надзора правонарушители находятся под более строгим контролем со стороны сотрудника службы пробации. Вероятно, эта схема подходит к тем, кто не принадлежит к группе риска и не представляет серьезной опасности для общества, но ее успех зависит от наличия финансовых ресурсов.

Возрождение альтернатив тюремному заключению объясняется тем, что их признают, с одной стороны, многие политики, с другой -научное сообщество. Они отражают более здравый и умеренный подход к уголовным наказаниям по сравнению с прежними модными популистскими кампаниями по «борьбе с преступностью» и крайней позицией, которой придерживались интеллектуалы, готовые совсем упразднить систему уголовного правосудия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.