5.17. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Тохова Е.А., аспирант НИИ Генеральной прокуратуры РФ
Перейти на Гглавное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Аннотация. В статье рассматривается опыт ряда стран (Япония, Южная Корея, США, Нидерланды, Англия, Финляндия, Франция, Германия) в целях определения наиболее эффективной, перспективной, исправительной политики государства в отношении лиц освобожденных из исправительных учреждений.
Ключевые слова: постпенитенциарное воздействие,
ресоциализация, реабилитация, заключенные,
освобожденные из мест лишения свободы.
При определении содержания специальных обязанностей и ограничений, составляющих сущность контроля за наиболее рецидивоопасными категориями освобожденных из исправительных учреждений, необходимо учитывать международный опыт. В частности, характер превентивных мер, применяемых к этим лицам (обязанностей и ограничений), соответствие правилам, устанавливаемым в рамках широко известных за рубежом институтов пробации, пэроула, защитного надзора (США, Япония, Франция, Швеция, Дания и другие страны).
Наиболее низкий уровень рецидивной преступности на сегодняшний день наблюдается в Японии. Этот факт ученые объясняют по-разному. Например, среди факторов, сдерживающих рост преступности выделяют эффективность законодательства и деятельность правоохранительных органов1.
В Японии при осуществлении публичного контроля над преступностью важную роль играют меры, направленные на успешную ресоциализацию лиц, освобожденных из исправительных учреждений, «чтобы избежать формирования у них комплекса «преступной личности», «изгоя общества»2. Это достигается путем вывода из сферы применения уголовного законодательства лиц, совершивших не столь тяжкие преступления; применения к подавляющему числу лиц, признанных виновными, наказаний, не связанных с лишением свободы или осуждения их к лишению свободы на непродолжительные сроки; дифференцированность подхода к обращению с заключенными; осуществление широкой программы контроля и воспитания в отношении лиц условно-досрочно освобожденных из мест заключения.
Одним из элементов уголовной политики можно назвать меры постпенитенциарного воздействия на преступника. Основным принципом уголовно-
исполнительной политики является принцип «экономии
1 Уэда Кап. Преступность и криминология в современной Японии. Пер. с яп./Под общ.ред. и с выступ. Ст. Н.Ф. Кузнецовой и
В.Н. Еремина. - М: Прогресс, 1989.
2 Морозов Н.А. Преступность и борьба с ней в современной Японии. Дис. На соискание уч. Степ. Канд. Наук: Владивосток, ДВГУ.- 2000. - С.106-107.
репрессии», основанный на понимании того, что суровость и массовость наказаний не могут сдержать преступность. Суть её в обеспечении ресоциализации заключенных на основе понимания и содействия общества, а также участия общественности в ресоциализации заключенных, включая участие добровольных сотрудников службы защитного надзора3.
Как пишет С.Сугивара, «по действующим в современной Японии положениям, условно-досрочно освобождаемые как из тюрем, так и из исправительновоспитательных учреждений для несовершеннолетних должны быть на определенный срок поставлены под защитный надзор, следовательно, нельзя назвать грубой ошибкой восприятие условно-досрочного освобождения в единстве с защитным надзором», т.к. они являются двумя различными институтами4.
Сохраняются большие возможности для заимствования японского опыта установления, поддержания и развития отношений доверия между правоохранительными органами и обществом. В этом плане было бы полезно задуматься над переносом на российскую почву аналога японских полицейских будок с их интегрированностью в толщу кварталов и повседневные заботы жителей (кстати, в Москве их подобия уже можно изредка видеть). Полезным оказалось бы обособление юстиции для несовершеннолетних. Вслед за передачей российских учреждений исполнения уголовных наказаний из МВД в министерство юстиции начнется приведение условий содержания заключенных в соответствие с международными стандартами, как обещано Россией Совету Европы. И в этой значительной перестройке наверняка пригодился бы японский опыт.
Система мер, направленных на ресоциализацию бывших осужденных, существует и в Южной Корее. Так, с 1983 года в этой стране функционируют Служба надзора за условно-досрочными освобожденными и Агентство гражданской реабилитации. Агентство гражданской реабилитации является организацией, созданной на общественных началах и призванной осуществлять опеку над бывшими осужденными и оказывать им помощь. Агентство находится в ведении министра юстиции. Задача агентства - предотвращать совершение бывшими правонарушителями повторных преступлений, оказывать им помощь в трудоустройстве и получении жилья, а также защищать общество. Вышеупомянутые организации оказывают подопечным и другого рода помощь: беседы, наблюдение, переписка, влияние на окружающую бывшего осужденного среду. С 1984 года в Южной Корее действует система обучения осужденных вне стен пенитенциарного учреждения. Обучение основывается на базе ряда частных предприятий. Заключенные обучаются в дневное время, возвращаясь без сопровождения в пенитенциарные учреждения. Такая практика важна с точки зрения обеспечения заключенных работой после их освобождения. С 1962 года в Корее введена система отпусков для осужденных, отбывших более половины срока и отличающихся хорошим поведением. В течение своего срока осужденному предоставляется пять отпусков. Все эти меры направлены на оказание помощи освобожденным в их социальной адаптации5.
Интересен с точки зрения рассматриваемой проблемы опыт реабилитационной работы США и Канады. В
3 Моррозов Н.А. Указ. соч. - С.127.
4 Сугивара С. Возвращение в общество из пенитенциарного учреждения. — Такова уголовная политика. Токио, 1991. - С.384.
5 Крайнова Н. Ресоциализация осужденных. Зарубежный опыт //
Уголовно-исполнительное право. - 2002. - №2. - С.84.
США с 1995 г. по 2005 г. преступность сократилась в целом почти на 30%. Конечно, для истории это не срок, но именно за эти годы в США произошло немало позитивных перемен. Они, понятно, аккумулировали и усилия предыдущих лет. Говоря об очевидных успехах в борьбе с преступностью, и власти, и полиция, и суды, и тюремщики приписывают прогресс себе - и все они отчасти правы. Резкой критике в США подвергся закон 1994 года, который Билл Клинтон подписал вскоре после избрания его президентом. Его назвали чрезвычайным и за его дороговизну (общая стоимость мер по его реализации превышала 30 млрд. долл.), и за его масштабность - строительство новых тюрем и значительное увеличение расходов на решение проблем ресоциализации осужденных и освобожденных; увеличение численности полиции на 100 тыс. и рост расходов на её техническое оснащение; криминализация более 60 федеральных преступлений; значительное ужесточение карательной практики и т.д. Позитивный эффект реализации всех этих мер оправдал огромные финансовые затраты, ощутимо проявился в последовательном снижении уровня и общего числа преступлений, в резком снижении уровня насилия, в общем повышении чувства безопасности6.
В некоторых российских публикациях встречается указание на то, что хотя численность населения США составляет всего 5% от общего населения планеты, на долю этой страны приходится почти 25% мирового тюремного населения. Дело в том, что в силу ряда особенностей пенитенциарной практики в США система исполнения наказаний охватывает не только все категории осужденных к любым видам наказания - в том числе и альтернативным, - но и лиц, освобожденных из мест лишения свободы условно-досрочно и находящихся под надзором. Поэтому национальная статистика ведет единый учет всех этих категорий. Согласно данным статистики за 2003 г., на учете у органов, исполняющих наказание, состояло около 7 млн. чел., однако, на самом деле среди них 4,7 млн. - не «тюремное население», а находящиеся под надзором службы пробации условно осужденные и отсрочкой исполнения приговора и условно-досрочно освобожденные «под честное слово». Особо следует отметить использование в США новейших достижений науки в раскрытии преступлений (экспериментальные программы по анализу ДНК, судебно-лабораторные тесты и др. прогрессивные биохимические методы идентификации преступников)7.
В США ныне действующая практика пенитенциарной системы связана, прежде всего, с проведенной в 70-х годах прошлого века реформой системы неопределенных приговоров. Отметим, что эта система представляла собой вынесение судом обвинительных приговоров без точного указания в нем срока лишения свободы. Иными словами, суд устанавливал для осужденного лишь общие пределы тюремного заключения, обычно довольно большие (например, 5 — 20 лет) или очень большие (например, от 20 до 50 лет или даже от 1 года до 99 лет).
Действительная же продолжительность срока отбытия осужденным лишения свободы определялась специальной комиссией — Советом по условно-досрочному освобождению, который состоял из 4-5 человек, а состав назначался, как правило, губернатором штата. В результате проведенной реформы в 1984 г. был принят
6 Квашис В. Преступность в США: реальность позитивных изменений или «временное исключение»? // Уголовное право. - 2005. -№5. - С.98.
7 Квашис.В. Указ соч. - С.99.
«Закон о реформе системы наказания», который был частью так называемого «Комплексного закона о контроле над преступностью», который, с определенными изменениями и дополнениями, действует и нынче на территории США. Данный закон предписывает, чтобы суд назначал наказание достаточное, но не более того, которое необходимо, чтобы оно соответствовало целям наказания. Кроме того, суд при назначении наказания должен руководствоваться рекомендациями Комиссии по назначению наказаний. В 1985 г. в США такая комиссия была сформирована. Она состоит из 7 членов с правом голоса и одного с совещательными правами. В состав комиссии входит Генеральный Атторней и три федеральных судьи США. Четыре других члена комиссии - специалисты в соответствующих областях: экономист, профессор уголовного права и представитель исправительного учреждения и т.д.8
Канадские юристы считают, что уголовное право основывается на убеждении, что отдельные деяния необходимо предупреждать, и наилучшим способом для этого является уголовное судопроизводство. «Суть уголовного права определяется его публичной природой. Преступление - это деяние, причиняющее ущерб не только отдельному человеку - жертве преступления, но и всему обществу в целом. Предупреждение или сокращение преступлений, поскольку тотальное предупреждение невозможно, не может зависеть от выбора индивида, но является задачей тех, кто представляет государство, - полиции или органов обвинения. Предупреждение причинения вреда или его минимизация достигается путем установления наказания...»9.
В этих странах уже давно в отношении осужденных используются исправительные программы (так называемое «обращение»), построенные на положениях современной психологической науки. Основным принципом таких программ становится признание факта, что преступник обладает определенными потенциальными возможностями для развития в нем человеческих качеств, а, следовательно, и способности начать новую
10
жизнь законопослушного гражданина .
Нидерланды славятся «моральными инновациями» в области исправительной системы. Система голландских тюрем строится на идее ресоциализации правонарушителей. Приоритет отдается организации пенитенциарных молодежных учреждений и больничных мест. Развиваются дифференциации типов тюрьмы и размещения заключенных. В результате разработки плана полиции «Общество и преступление» обнародованного в 1985 г., был разработан проект, благодаря которому прибавилось примерно две тысячи камер. В тюрьмах делаются попытки приблизить стиль жизни в местах заключения к домашнему. Ищутся пути возложения на преступников коллективной и индивидуальной ответственности и налаживания доброжелательных отношений между заключенными и персоналом, а также предоставления первым возможности свободно выражать свои мнения. Центральный образовательный институт для тюремного персонала и специальные госпитали в Гааге
8 Аскеров Э. Институт освобождения от уголовного наказания в уголовном законодательстве зарубежных стран // Уголовное право. - 2005. - №4. - С.10.
9 Ведерникова О.Н. Теория и практика борьбы с преступностью в условиях современной западной демократии: канадская уголовно-правовая модель // Государство и право. - 2004. - №6. - С.89.
10 Ананиан Л.Л. Когнитивно-поведенческий тренинг в реабилитации осужденных: опыт федеральной службы Канады (научноаналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. отеч.
и зарубеж. Лит.: РЖ Сер. 4.; Государство и право. - 1998. - №2. -
С.192-231.
проводят обучение, организуя практику, учебные курсы и дискуссии для персонала.
В Нидерландах используется либеральная система домашних отпусков заключенным. Оплата труда заключенных является более высокой, чем в других странах. Ко всем заключенным, независимо от национальности относятся одинаково. Начальник тюрьмы не может принять ни одного заключенного, если нет свободной камеры. Гибкая тюремная администрация может освобождать камеры для новых заключенных, предоставляя домашние отпуска, прерывая исполнение приговоров и досрочно освобождая менее серьезных преступников. В Нидерландах применяется частная система исполнения наказаний и социальной реабилитации преступников. Однако, предположение о создании частных тюрем в России пока не встречает широкой поддержки11.
Изучая опыт Англии, других стран, представляется, что возможно было бы внедрить практику применения электронных браслетов, особенно для определенной категории людей, которые получают альтернативные виды наказания, не связанные с лишением свободы. Также эта программа интересна для лиц, которые находятся на бесконвойном передвижении.
Это ограничение на выезд за пределы населенного пункта, обязанность сообщать о перемене места жительства. Подобного рода ограничения существуют во всех ведущих странах мира. Например, в Англии осуществляют строгий надзор за теми, кто был осужден за преступления сексуального характера. Там чуть ли не всю оставшуюся жизнь такие граждане находятся под надзором.
Новейшие социальные программы по реабилитации заключенных, по мнению зарубежных коллег, должны сочетать тренинги по осознанному изменению образа мыслей, поведенческих установок с практикумом по социальным взаимоотношениям, поиску возможных путей выхода из кризисных ситуаций. Когнитивнобихевиористская методика работы с заключенными направлена на использование личностного контроля и помощь заключенным в осознании ответственности за агрессивное поведение.
В Англии институт пробации (условная отсрочка исполнения наказания с помещением на это время преступника под индивидуальный надзор и с обеспечением над ним руководства или проведения исправительного курса). Этот институт появился в Англии в 1887г. в связи с принятием Закона «Об испытании впервые осужденных». В 1907г. с принятием Закона «Об испытании преступников» этот институт окончательно сформировался в английском уголовном праве. В настоящее время нормы о пробации консолидированы в законах 1948г. и 1967г. об уголовной юстиции. Помимо этого в 1965г. были изданы и «Правила о пробации»12.
В Финляндии в 1975 году была основана Ассоциация по делам испытания и последующего ухода для помощи в решении социальных проблем условно освобожденных и освобожденных заключенных. Деятельность и финансы этой организации находятся под контролем и руководством Министерства юстиции. Цель её деятельности состоит в разносторонней помощи (психологическая поддержка, юридические консультации, решение проблем с жильем, трудоустройство) лицам, осво-
11 Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Уголовное и пенитенциарное право. Опыт Нидерландов и России // Прокурорская и следственная практика. - 2000. - №3-4. - С.171-173.
12 Гуценко К.Ф. Уголовный процесс основных капиталистических государств. Выпуск.1.-М., 1969. - С.135.
божденным или условно освобожденным13. Руководство Ассоциации работает в тесном контакте с администрацией и социальными работниками тюрем с целью изменения условий отбывания наказания для скорейшей реадаптации желающих исправиться. Так, осужденный, признавший свою вину и решивший встать на путь исправления, в соответствии с законодательством Финляндии, отбывает часть срока в закрытой тюрьме (строгий режим содержания), затем может быть переведен в открытую тюрьму (менее строгий режим содержания), а оставшуюся часть срока может находиться под пристальным вниманием и заботой сотрудников Ассоциации вне мест заключения. Если условно освобожденный совершит в это время противоправный поступок или нарушит установленный порядок общения с сотрудниками Ассоциации, руководство Ассоциации направляет документы в суд, а тот, в свою очередь, выносит решение о возвращении условно освобожденного в тюрьму.
Во Франции управленческие функции в сфере предупреждения преступлений решает общенациональный Совет городов, возглавляемый премьер-министром страны, а на местах функционирует более 700 муниципальных советов по предупреждению преступности, включающих представителей полиции и других правоохранительных органов, служб жилищного развития, образования, здравоохранения, социального обслуживания.
Концепция доктрины исправления и перевоспитания осужденного основывается на том, что «человек, совершивший преступление не может сразу исправиться. Поэтому он обязательно должен провести в тюрьме строго определенный минимальный срок, который называется периодом надежности. В течение этого срока в отношении осужденного не применяются меры изменения (в сторону смягчения) режима содержания. Например, он не может быть условно освобожден, помещен вне исправительного учреждения, находиться в режиме полусвободы»14.
Учитывая эту доктрину для осужденного к пожизненному заточению, продолжительность периода надежности составляет не менее 18 лет. В других случаях период надежности равен, как правило, половине срока наказания. Однако суд присяжных или трибунал может особым решением либо увеличить этот срок до 22 лет при пожизненном заточении и до двух третей срока в остальных случаях, либо постановить о сокращении этого срока. В тех случаях, когда осужденный совершит в течение периода надежности новое общеуголовное преступление или проступок, повлекшие вынесение приговора к реальной мере наказания в виде лишения свободы, то суд может назначить полную или частичную отмену отсрочки.
В Германии в качестве национального объединения, осуществляющего предупреждение преступности, в июле 2001 г. Был создан «немецкий форум предупреждения преступности». Профилактическая деятельность МВД ФРГ-это модель трехступенчатой структуры, в которой третичное предупреждение направлено на предотвращение повторного совершения преступлений,
13 Багреева Е.Г. Субкультура осужденных и их ресоциализация: Монография.-М.: ВНИИ МВД РФ, 2001.- С.100.
14 Защита прав человека в борьбе с преступностью. Документы совета Европы. М., 1998. - С.217.
например, путем профессиональной подготовки в местах исполнения наказаний15.
Совместно с представителями государственных и неправительственных учреждений он разрабатывает стратегию борьбы с преступностью, в поле его зрения находится и межотраслевая профилактическая деятельность. ОРК соединяет многочисленные инициативы, направленные на предупреждение преступности, на федеральном, земельном, коммунальном уровне, обеспечивая, таким образом, осуществление уголовнопревентивных стратегий, программ и мероприятий на национальном уровне.
Важными составными частями профилактики преступности являются специальная полицейская консультативная программа для населения «Ваша полиция», а также сотрудничающие с государственными структурами негосударственные учреждения: Немецкий форум предупреждения преступности (фонд, управляемый федерацией и землями Германии, издающий федеральный межотраслевой журнал «Форум предупреждения преступности»); Информационная система профилактики преступности Ргаеу!Б, объединяющая профилактические системы различных земель, органов и организаций Германии; всемирная сеть «Платформа разрешения гражданских конфликтов»; различные союзы, как: Немецкий союз защиты детей, Институт исследований профилактики и управления безопасностью (г. Мюнстер) и иные образования частного характера. Заметный вклад в предупреждение преступности вносят религиозные и сотрудничающие с ними организации (Евангелическая академия Локуум и иные религиозные учебные и исследовательские учреждения), осуществляя научные исследования проблем гражданского общества и церкви, гражданского предотвращения конфликтов, проводя профилактическую работу с верующими. В том же ключе следует рассматривать деятельность различных развивающихся институтов гражданского общества вроде Гражданской обороны, Добровольной службы (альтернативной военной службы в ФРГ) и других16.
В Германии кроме названных существует много государственных региональных, земельных, коммунальных и иных программ и проектов предупреждения преступности. Из числа известных нам цивилистической направленностью отличаются программы и проекты: «Воспитание демократии и терпимости: форма предупреждения преступности»; «Кто ничего не делает должен делать вместе с нами»; акция полиции г. Гамбурга «Воспитание гражданского мужества и готовности к помощи»; акция «Дюссельдорфское мужество — действовать вместо лицезреть»; «Кильская программа посредничества», содержащая в основном меры гражданско-правового характера, направленных против домашнего насилия.
Подводя итоги анализу социальной работы с заключенными в зарубежных странах, следует отметить, прежде всего, вековую историю института социальных работников в местах лишения свободы; необходимость обязательной специальной профессиональной подготовки социальных работников для работы с заключенными; устоявшиеся цели и задачи их деятельности, куда обязательно входят и проблемы социокультурной рессоциализации заключенных; отработанный меха-
15 Мошак Г., Паламарчук А. Частно-правовые аспекты предупреждения преступности в Германии // Уголовное право. - 2005. -№4. - С.92-94.
16 Мошак Г. Частноправовые аспекты предупреждения преступ-
ности в Г ермании // Уголовное право. - 2005. - №4. - С.93.
низм финансирования этой категории служащих пенитенциарных учреждений; понимание необходимости совершенствования социальной работы с заключенными и сегодня.
Для России зарубежный опыт социальной работы17 с заключенными чрезвычайно интересен и актуален. На протяжении последнего десятилетия российская пенитенциарная система находится в состоянии реформирования всех сторон се деятельности. Сегодня уже не существует политико-воспитательного направления работы исправительных учреждений, а новая концепция еще не выработана. Представляется целесообразным разностороннее изучение опыта и использование всего самого ценного с учетом российской специфики и наших условий.
17 Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В.Г. Бочаровой, МЛ. Гурьяновой. М: Изд-во АСОПиР РФ, 1995: Обучение социальной работе: состояние и перспективы. Материалы Международных Конгрессов Школ социальный работы. М., 1997.