УДК 351.741.078.169:343.123.51(470)
А. И. МУРТАЗИН, старший преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
A. I. MURTAZIN, senior lecturer of the chair of tactical and special training of Ufa law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)
К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ, ПРОВЕРКИ И РАЗРЕШЕНИЯ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В РОССИИ
TO THE QUESTION ABOUT THE ACTUAL PROBLEMS OF RECEPTION, REGISTRATION, VERIFICATION AND AUTHORIZATION OF REPORTS OF CRIMES IN RUSSIA
Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы, возникающие при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях в органах внутренних дел Российской Федерации, и предлагаются пути их решения. По мнению автора, предупреждение нарушений в процессе получения, регистрации, проверки и разрешения сообщений о преступлениях способствует укреплению дисциплины и законности учетно-регистрационной деятельности органов внутренних дел.
Ключевые слова и словосочетания: органы внутренних дел, полиция, права и свободы, прием и регистрация сообщений, проверка и разрешение сообщений, преступления.
Annotation. In this article the author considers the problems arising in the reception, registration, verification and resolution of reports of crimes in the Internal Affairs bodies of the Russian Federation and offers solutions to the above mentioned problems. According to the author, the prevention of violations in the process of receiving, registering, checking and resolving crime reports helps to strengthen the discipline and legality of the registration activities of the Internal Affairs bodies.
Keywords and phrases: internal Affairs bodies, police, rights and freedoms, reception and registration of messages, verification and resolution of communications, crimes.
Проблемы, связанные с признанием, соблюдением и защитой прав и свобод человека и гражданина в России, по сей день обладают наибольшей общественной значимостью, что в свою очередь обусловливает последующий их анализ. Несмотря на весьма высокую степень изученности данной тематики в научных трудах деятелей юриспруденции и других гуманитарных наук, изменения в социальной и политической сфере жизни современной России по-
рождают потребность в продолжении ее более детального изучения.
В нашей стране государство, которое выполняет обязанности по соблюдению, признанию и защите прав и свобод человека и гражданина, закрепляет право любого обратиться при необходимости к мерам государственного принуждения в целях защиты возможности реализовать эти права. Конституционные права и свободы человека и гражданина порождают конкретные обязанности государства по их реализа-
ции в форме специфичной деятельности государственно-властного характера. Такая деятельность состоит либо в создании должных возможностей реализации прав и свобод личности, либо в организации непосредственно процесса осуществления их индивидом. Думается, посредством этого и прослеживается одна из фундаментальных задач государства по обеспечению прав и свобод личности.
Одним из важнейших органов, стоящих на страже прав и законных интересов человека и гражданина, выступают органы внутренних дел. В ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции» закреплено положение о том, что «работа полиции направлена на защиту личности, общества, государства от противоправных посягательств» [1]. Работа с обращениями граждан является целым направлением деятельности органов внутренних дел России, которое направлено на обеспечение защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан.
В основе ее лежат принципы гласности и открытости. Это значит, что информация о фактическом адресе подразделения системы МВД России, справочном телефоне, порядке и сроках рассмотрения обращений, времени личного приема граждан руководством подразделения размещается на информационном стенде при отделе внутренних дел, а также на сайте соответствующего органа. Однако не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении и касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
Территориальные органы МВД России в общей государственной системе по приему, регистрации и разрешению сообщений о преступлениях в Российской Федерации занимают важное место, что обусловлено такими причинами, как круглосуточный режим работы, наличие органов (подразделений полиции) в любом административно-
территориальном образовании; объем выполняемой работы. Решение в абсолютном большинстве принимается должностными лицами территориальных органов МВД России районного уровня.
Систему по регистрации, приему, а также разрешению территориальными органами внутренних дел сообщений о преступлениях представляется возможным изобразить в образе находящихся в непрерывной взаимосвязи элементов, которые образуют нечто единое, имеющее набор особых качеств, выделяющих его среди других функциональных подсистем МВД России.
Проанализировав научную литературу и результаты практической деятельности, нам удалось выявить следующие проблемы, возникающие при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях. В некоторых случаях имеют место отказы в приеме сообщения о преступлении и регистрации данного заявления. Такие случаи в основном имеют латентный или скрытый характер, так как лица, которые на сообщение о преступлении или ином происшествии получили отказ по каким-либо причинам, не направляют в соответствующие органы жалобы на неправомерные действия или бездействия сотрудников органов внутренних дел.
Следует обратить внимание на тот факт, что прямой отказ в приеме сообщения являлся лидером среди нарушений, совершаемых в ходе приема граждан. В наши дни данное нарушение встречается редко по причине технических средств контроля сообщений, также ужесточения ответственности за такие виды нарушений, улучшения качества прокурорского надзора и ведомственного контроля.
Рассмотрим наиболее частые случаи завуалированного отказа в приеме и регистрации сообщений. Должностные лица, непосредственно занимающиеся регистрацией сообщений либо опросом граждан по обстоятельствам,
под предлогом различных аргументов, вводя в заблуждение граждан, внушают либо настоятельно рекомендуют заявителю отказаться от подачи заявления по событию преступления. Основными аргументами, которые используют должностные лица, выступают: долгий срок предварительного следствия; необходимость неоднократного прибытия в отдел полиции; отсутствие перспективы по делу; загруженность; незначительный ущерб и др.
Еще одной существенной проблемой является фальсификация, которая выражается в изменении смыслового содержания полученной информации от заявителя о совершенном преступлении либо искажение полученной информации в целях скрытия в данном сообщении события криминального характера. Искажение информации, которая содержится в сообщении, может быть совершено непосредственно самим заявителем под влиянием или давлением сотрудника либо должностным лицом в момент оформления заявления и регистрации.
Изменению может подвергаться как информация, которая содержится в сообщении о преступлении, так и любой процессуальный документ. Целью таких противоправных действий, которые совершают сотрудники, занимающиеся приемом и регистрацией сообщений, является получение гарантированного решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
Стоит проанализировать и нарушения, которые допускаются сотрудниками в ходе процедуры регистрации сообщений о преступлении. Основные виды нарушений - это укрытие самого сообщения о преступлении; несвоевременная регистрации в Книге учета сообщений о преступлениях (далее -КУСП); передача сообщения исполнителю без соответствующей регистрации; нарушение порядка выдачи талонов уведомлений о принятом заявлении.
Имеют место такие случаи, как затягивание проведения проверки по сообщению о преступлении. В большинстве случаев задержки проведения проверки теряется доказательственная база, будь то следы от совершенного преступления либо иные доказательства. Часто в подразделениях органов внутренних дел после принятия сообщения о преступлении оттягивают время проведения проверки, мотивируя занятостью, отсутствием транспорта. Вследствие чего невозможно раскрыть преступление «по горячи следам».
Выходом из сложившейся ситуации является повсеместное оснащение территориальных органов внутренних дел техническими средствами контроля, фиксация сообщений, ужесточение дисциплинарных взысканий, контроль руководителей на местах, увеличение роли прокурорского надзора и изменение существующих форм и методов ведомственного контроля, воспитательная работа с личным составом подразделений, которые непосредственно принимают сообщение о преступлении, прежде всего сотрудники дежурных частей.
В целях обеспечения исполнения и единого применения норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, незамедлительного реагирования органов надзора на отступление от конституционных прав и свобод человека и гражданина, соблюдения их законных интересов в процессе принятия решения по сообщениям о преступлениях был принят приказ Генеральной прокуратуры РФ, Министерства обороны РФ, МВД России, ФСБ России, Следственного комитета РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, ФСИН России, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы судебных приставов, МЧС России от 26 марта 2014 г. № 147/309/187/23/113/ 596/149/196/110/154 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуаль-
ных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений и преступлениях» [2].
Из этого следует, что предупреждение нарушений в процессе получения, регистрации, проверки и разрешения сообщений о преступлениях способствует укреплению дисциплины и законности учетно-регистрационной деятельности органов внутренних дел.
Необходимо выявлять причины и условия, способствующие их совершению, в целях их нейтрализации и сведения к минимуму. Важно осознать, что от качества и слаженности работы сотрудников органов внутренних дел зависят судьбы людей. Качественное выполнение своих должностных обязанностей, безусловно, способствует повышению авторитета правоохранительных органов среди населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (принят Гос. Думой РФ от 28.01.2011; одобрен Советом Федерации РФ 02.02.2011) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
2. Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях: приказ Генпрокуратуры России № 147, МВД России № 209, ФСБ России № 187, СК России № 23, ФСКН России № 119, ФТС России № 596, ФСИН России № 149, Минобороны России № 196, ФССП России № 110, МЧС России № 154 от 26.03.2014 (зарег. в Минюсте России 04.08.2014 № 33432) // Российская газета. 2014. № 181.
© Муртазин А. И.
УДК 343.159.5:343.326 (470)
Н. В. ОСИПОВА, старший преподаватель кафедры уголовного процесса Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
N. V. OSIPOVA, senior lecturer of criminal procedure chair of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of law (Ufa)
РЕФОРМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ: БОРЬБА СО «СВЯЗАННЫМИ РУКАМИ»
THE REFORM OF THE LEGISLATION ON COUNTERACTION TO TERRORISM AND EXTREMISM: FIGHTING WITH «HANDS TIED»
Аннотация. В статье проводится анализ законодательства о миссионерской деятельности в Российской Федерации, обсуждаются изменения в законе, предусматривающие процедуру лишения гражданства, обозначаются спорные положения нор-