Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ'

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ВРАЧА / МОРАЛЬНЫЕ И НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / ИСТОРИЯ И ПРАВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакшеев Андрей Иванович, Турчина Жанна Евгеньевна, Андренко Олег Валерьевич, Филимонов Владимир Васильевич, Тихонов Александр Анатольевич

В представленной статье показана необходимость изучения некоторых гуманитарных дисциплин при получении высшего медицинского образования в вузах Российской Федерации. В современных условиях медицинские специалисты должны обладать высокими профессиональными качествами, не ограничивающимися определенными познаниями в медицинских науках и достаточными навыками обращения с пациентами. Целью настоящего исследования является обоснование необходимости и обязательности получения знаний гуманитарных наук, таких так история и право, при подготовке специалистов высшего медицинского образования по программе обучения в вузе.Рассматривается роль истории и права в формировании моральных и нравственно-психологических качеств, социальных позиций и правосознания специалистов высшего медицинского образования. Отмечается позитивная тенденция к развитию у студентов всесторонних гуманитарных знаний, которые могут потребоваться в различных профессиональных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакшеев Андрей Иванович, Турчина Жанна Евгеньевна, Андренко Олег Валерьевич, Филимонов Владимир Васильевич, Тихонов Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE RELEVANCE OF TEACHING HUMANITARIAN DISCIPLINES TO STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITIES

The presented article shows the need to study some humanitarian disciplines when obtaining a higher medical education in the universities of the Russian Federation. In modern conditions, medical specialists must have high professional qualities, not limited to certain knowledge in the medical sciences and sufficient skills in dealing with patients. The purpose of this study is to substantiate the need and obligation to acquire knowledge of the humanities, such as history and law, in the preparation of higher medical education specialists under the study program at the university. The role of history and law in the formation of moral and moral-psychological qualities, social positions and legal consciousness of specialists in higher medical education is considered. There is a positive trend towards the development of comprehensive humanitarian knowledge among students, which may be required in various professional situations.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ»

К вопросу об актуальности преподавания гуманитарных дисциплин студентам медицинских вузов

Бакшеев Андрей Иванович,

к.и.н., доцент, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: baksh-ai@yandex.ru

Турчина Жанна Евгеньевна,

к.м.н., доцент, заведующий кафедрой сестринского дела и клинического ухода. ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: turchina-09@mail.ru

Андренко Олег Валерьевич,

к.б.н., доцент кафедры, философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: andrenko@yandex.ru

Филимонов Владимир Васильевич,

к.ф.н., доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: ivt_filimOA@mail.ru

Тихонов Александр Анатольевич,

студент лечебного факультета, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России E-mail: Sachaat@mail.ru

В представленной статье показана необходимость изучения некоторых гуманитарных дисциплин при получении высшего медицинского образования в вузах Российской Федерации. В современных условиях медицинские специалисты должны обладать высокими профессиональными качествами, не ограничивающимися определенными познаниями в медицинских науках и достаточными навыками обращения с пациентами. Целью настоящего исследования является обоснование необходимости и обязательности получения знаний гуманитарных наук, таких так история и право, при подготовке специалистов высшего медицинского образования по программе обучения в вузе.

Рассматривается роль истории и права в формировании моральных и нравственно-психологических качеств, социальных позиций и правосознания специалистов высшего медицинского образования. Отмечается позитивная тенденция к развитию у студентов всесторонних гуманитарных знаний, которые могут потребоваться в различных профессиональных ситуациях.

Ключевые слова. Высшее медицинское образование, социальная позиция врача, моральные и нравственно-психологические качества, гуманитарные науки, история и право.

Введение

В текущий, весьма непростой период своей истории, российскому государству и обществу, как никогда требуются высококвалифицированные специалисты, подготовку которых обеспечивает национальная система высшего образования. Сегодня для решения сложных общественно-политических и экономических задач, такие специалисты должны быть способны анализировать различные тенденции развития мирового и национального общественного развития, ориентироваться в различных аспектах государственной и правовой действительности. Эти умения должны помочь специалисту высшего образования сформировать четкую и позитивную для общества морально-нравственную и правовую позицию, способствующую также успешной реализации специалиста в профессиональной деятельности. Таким образом, преподавание гуманитарных наук сегодня признается важным элементом подготовки специалистов высшего образования в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе негуманитарной направленности, в частности, медицине [2].

Следует отметить, что такой позиции придерживаются многие современные исследователи проблем высшего медицинского образования. Необходимость преподавания научных дисциплин гуманитарной направленности обосновывается в работах Е.А. Серак [6], Н.В. Круговой [4] и др. Однако, в настоящий момент все еще есть потребность в формировании новых, научно обоснованных доводов, которые способны убедить будущих врачей активно приобщаться к гуманитарным знаниям. Поэтому тема настоящей статьи пока сохраняет свою актуальность.

Цель исследования

Проанализировать основные проблемные вопросы преподавания некоторых гуманитарных дисциплин («история», «право») в медицинском вузе и предложить пути их решения.

Материалы и методы

В ходе исследования были использованы такие теоретические методы исследования как анализ, синтез, сравнение, обобщение при изучении источников информации по проблеме исследования.

Информационная база исследования включала 9 источников информации, содержащих концептуальные положения относительно сущности высшего профессионального образования, а также

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

исследования, посвященные проблемным вопросам преподавания гуманитарных дисциплин в медицинском вузе.

Результаты исследования

Современные тенденции здравоохранения требуют от его работников разнообразных знаний, в числе которых немаловажное место занимают знания в гуманитарной сфере. Профессия врача сегодня занимает особое место в социокультурном пространстве, где помимо высокоинтеллектуальной составляющей и ответственности за результат, большое значение имеют гуманистические взгляды и принципы. По результатам опроса, проведенного среди руководителей медицинских учреждений, важными качествами своих подчиненных они считают способность поддержать устную и письменную коммуникацию (87%), критический и аналитический склад ума (81%), умение решать профессиональные проблемы в рамках этики (75%) [8].

Развитие этих качеств, несомненно, требует четкого следования гуманистическим принципам, которые усваиваются благодаря гуманитарным наукам. Поэтому гуманитарное образование, сегодня составляет основу гуманистической подготовки врача, ставя перед руководством и преподавательскими коллективами медицинских вузов сложные задачи интеграции гуманитарных наук в образовательную среду профильных вузов. При этом гуманитарное образование врача как человека, в руках которого зачастую находится жизнь и здоровье пациента, должно быть более разнообразным и глубоким, чем у представителей других профессий высшей школы, не связанных с отмеченными, важнейшими для человека категориями [8].

Между тем, у многих студентов медицинских ВУЗов отсутствует твердая убежденность в необходимости приобщения к гуманитарным знаниям и гуманитарной культуре. Исследователи отмечают, что наиболее низкая посещаемость фиксируется на занятиях по гуманитарным предметам, в частности, всемирной истории [7].

Этот факт отражает отсутствие интереса многих студентов-медиков к названной дисциплине, которые считают, что знания, получаемые на занятиях по истории, никак не могут помочь в будущей профессиональной деятельности врача. Однако это далеко не так. Будущий врач, получая исторические знания, не только приобретает общее представление об историческом процессе с древнейших времен и до современности. Выявление основных тенденций исторического развития позволяет будущему медику определить место России в контексте общемировой истории, формируя его мировоззренческую и гражданскую позицию, становление которых происходит именно в молодые годы [1 ]. — Самостоятельное изучение всемирной истории, анализ исторических закономерностей, пом зволят студенту освоить исторический метод ис-еЗ следования объективной действительности, который будет нелишним при проведении научных

исследований, написании научных статей, обеспечивающих становление будущего ученого в сфере медицины. Кроме того, историческая наука, в рамках которой отражаются закономерности развития общества и государства, способствует принятию правильных решений врача, стремящегося к карьерному росту, возглавлять трудовые коллективы медицинских учреждений, эффективно организовывать трудовую деятельность медиков. Здесь исторические знания помогут, опираясь на знания исторических фактов и опыт прошлого, убедить подчиненных в правильности принимаемых руководством решений.

Демонстрация углубленного знания фактов всемирной истории укрепит доверие и к рядовому врачу, как к образованному человеку, всесторонне развитому профессионалу со стороны пациентов, тем самым способствуя успешности проводимого им лечения. Знание же отечественной истории, как части всеобщей, как указывалось выше, формирует гражданские качества, необходимые будущим специалистам-медикам: ответственность перед обществом, высокую нравственность, патриотизм и др. [1].

Необходимо сказать, что осознание важности преподавания истории России сегодня присутствует и на уровне государственного управления высшим образованием. Так, Минобрнауки России утвердило обязательный минимум зачётных единиц, отводимых в вузах на изучение истории в рамках образовательных программ высшего образования. Согласно приказу № 662 [5], который вступает в силу с 1 сентября 2023 года, вузы будут обучать студентов по обновлённым образовательным программам в соответствии с образовательными стандартами. Это позволит противодействовать участившимся в последнее время попыткам фальсификации истории в любых её проявлениях, направленных на воспрепятствование формирования у студентов чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти поколений, ответственности за судьбу страны [3].

Не менее важную роль в подготовке медицинских специалистов высшего уровня играет получение знаний другого направления гуманитарных наук - правоведения и правовых дисциплин гражданского, а также уголовного и административного права. Правовая оценка будущим врачом явлений и событий современной политической и общественной жизни, частной жизни отдельных индивидуумов, также помогают ему реализоваться в профессиональной деятельности [б].

Профессиональное становление медика сегодня трудно представить без воспитания в нем развитого и зрелого правосознания, сформированного на основе современных правовых идей, взглядов и представлений. Такие образовательные задачи, как всесторонняя правовая подготовка и становление правосознания должны рассматриваться как важные профессиональные аспекты изучения дисциплины «Правоведение» и основных отраслевых правовых дисциплин в медицинском ву-

зе. Итогом изучения указанных дисциплин должно стать сформированное у студентов уважительное отношение к правам пациентов и ответственности врачей за причинение вреда здоровью, за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения; представление о своей будущей профессиональной деятельности в соответствии с этическими, моральными и правовыми нормами; должно быть воспитано уважительное отношение к законам и другим нормативно-правовым актам как к основополагающему гаранту соблюдения прав, свобод, интересов граждан и общества [6].

Представляется, что современный врач способен эффективно и ответственно выполнять свои профессиональные обязанности лишь в том случае, если он неукоснительно соблюдает усвоенные им принятые в обществе правовые устои и установки правовых норм, что невозможно без знания законов и нормативных актов. Эти же знания необходимы ему и в работе с конфиденциальной информацией, составляющей врачебную тайну и другими правовыми аспектами врачебной деятельности, которых в медицинской практике имеется великое множество. Прикладное значение правовых знаний выражается в приобретении студентом-медиком следующих навыков:

- принятие нормативно-обоснованных решений в конкретных ситуациях, возникающих при осуществлении многосложной профессиональной деятельности врача;

- оформление медицинских документов надлежащим образом и в установленном порядке;

- грамотное осуществление руководства медицинским коллективом, при ориентировании в действующих нормативно-правовых актах о труде, правильном применении норм трудового законодательства в конкретных практических ситуациях;

- отстаивание и защита прав врачей и пациентов в различных инстанциях и органах.

Таким образом, медик-профессионал просто обязан ориентироваться в сложных правовых вопросах медицины, что и обуславливает необходимость преподавания правоведения и отраслевых правовых дисциплин на протяжении всего обучения в медицинском вузе.

Кроме того, преподавание истории и права как существенной части гуманитарной составляющей высшего образования позволяет, по справедливому мнению исследователей Смеричевского Э.Ф., Коржовой Д.А. и др. «сформировать у будущего врача осознанную потребность в нравственном совершенствовании, укрепить его веру в возможность использования гуманитарных знаний во благо человека, убедить его в существовании четких критериев зла и добра, не допуская искажения идеалов, традиционно принятых в медицине» [7].

Заключение

Таким образом, разумное и методически обоснованное соотношение гуманитарных и естественно-

медицинских дисциплин, преподаваемых при подготовке будущих врачей в медицинском вузе, является необходимым условием достижения эффективного и качественного медицинского обслуживания, столь необходимого в современном обществе. Тенденция к более углубленному преподаванию истории, правоведения и основных отраслевых правовых дисциплин, поддерживаемая руководством медицинскими вузами и государственными органами управления высшим образованием, несомненно, имеет перспективы во всем мире и будет способствовать достижению отмеченных целей развития медицины.

Литература

1. Бакшеев А.И., Андренко О.В., Турчина Ж.Е., Рогачев А.Г., Сафронов С.А. Актуальность преподавания курса «Всеобщая история в медицинском вузе» // Современное педагогическое образование. - 2022. - № 1. -С.164-168.

2. Бакшеев А.И. Необходимость воспитания личностных качеств будущего врача в медицинском вузе // Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. Сб. ст. Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Сер. «Вузовская педагогика». КрасГмУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. -Красноярск, 2018. - С. 381-386.

3. История России в вузах: вектор на расширение изучения и глубину осмысления - https:// www.pnzgu.ru/news /2022/10/17/ 12014169#:~: text= 017.10.2022%2011%3A59

4. Кругова Н.В., Тищенко В.И., Степанова Л.В. Актуальность и профессиональные аспекты изучения дисциплины «Правоведение в медицинском вузе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2014. - № 4. - С. 167-172.

5. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 19.07.2022 № 662 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования» (Зарегистрирован 07.10.2022 № 70414) (Электронный ресурс) -URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202210070025

6. Серак Е.В. Актуальные вопросы медицинского образования: Профессиональный потенциал гуманитарных знаний. /В сборнике: IX Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика. Материалы международной научной конференции. Отв. редактор Т.В. Сед-лецкая. Санкт-Петербург, 2021. - С. 73-76.

7. Смеричевский Э.Ф., Коржова Д.А., Белоусо-ва В.Ю. Гуманитарный аспект медицинского образования как неотъемлемая составляющая обучения студентов- медиков // Гуманитарный вестник (Горловка). - 2017. - № 4. - С. 130135.

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

8. Турчина Ж.Е., Бакшеев А.И., Бакшеева С.Л., Шарова О.Я., Нор О.В. Интерактивные методы обучения в системе высшей школы // Современное педагогическое образование. - 2022. -№ 4. - С. 137-140.

9. Эпштейн М.О. О гуманитарном изобретательстве [Электронный ресурс]. - URL: http://www. nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_oboz-renie/138 (дата доступа: 27.04.2021).

TO THE QUESTION OF THE RELEVANCE OF TEACHING HUMANITARIAN DISCIPLINES TO STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITIES

Baksheev A.I., Turchina Zh.E., Andrenko O.V., Filimonov V.V., Tikhonov A.A.

Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voino-Yasenetsky

The presented article shows the need to study some humanitarian disciplines when obtaining a higher medical education in the universities of the Russian Federation. In modern conditions, medical specialists must have high professional qualities, not limited to certain knowledge in the medical sciences and sufficient skills in dealing with patients. The purpose of this study is to substantiate the need and obligation to acquire knowledge of the humanities, such as history and law, in the preparation of higher medical education specialists under the study program at the university. The role of history and law in the formation of moral and moral-psychological qualities, social positions and legal consciousness of specialists in higher medical education is considered. There is a positive trend towards the development of comprehensive humanitarian knowledge among students, which may be required in various professional situations.

Keywords. Higher medical education, doctor's social position, moral and moral-psychological qualities, humanities, history and law.

References

1. Baksheev A.I., Andrenko O.V., Turchina Zh.E., Rogachev A.G., Safronov S.A. The relevance of teaching the course «General

history in a medical university» // Modern Pedagogical Education. - 2022. - No. 1. - P. 164-168.

2. Baksheev A.I. The need to educate the personal qualities of a future doctor in a medical university // Modern trends in the development of pedagogical technologies in medical education. Sat. Art. All-Russian scientific and practical conference with international participation. Ser. "University Pedagogy". KrasGMU them. prof. V.F. Voyno-Yasenetsky. - Krasnoyarsk, 2018. -S. 381-386.

3. The history of Russia in universities: a vector for expanding study and depth of understanding - https://www.pnzgu. ru/news /2022/10/17/ 12014169#:~: text= 017.10.2022%20 11%3A59

4. Krugova N.V., Tishchenko V.I., Stepanova L.V. Relevance and professional aspects of studying the discipline "Jurisprudence in a medical university" // Bulletin of the Tver State University. Series: Pedagogy and psychology. - 2014. - No. 4. - P. 167-172.

5. Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of July 19, 2022 No. 662 "On Amendments to the Federal State Educational Standards of Higher Education" (Registered on October 7, 2022 No. 70414) (Electronic resource) - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202210070025

6. Serak E.V. Topical issues of medical education: Professional potential of humanitarian knowledge. / In the collection: IX Luga Scientific Readings. Modern scientific knowledge: theory and practice. Materials of the international scientific conference. Rep. editor T.V. Sedletskaya. St. Petersburg, 2021. - S. 73-76.

7. Smerichevsky E.F., Korzhova D.A., Belousova V. Yu. Humanitarian aspect of medical education as an integral part of teaching medical students // Humanitarian Bulletin (Gorlovka). - 2017. -No. 4. - P. 130-135.

8. Turchina Zh.E., Baksheev A.I., Baksheeva S.L., Sharova O. Ya., Nor O.V. Interactive teaching methods in the system of higher education // Modern Pedagogical Education. - 2022. - No. 4. -P. 137-140.

9. Epstein M.O. About humanitarian invention [Electronic resource]. - URL: http://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_liter-aturnoe_obozrenie/138 (accessed 04/27/2021).

о с

u

см <o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.