К вопросу об актуальности исследования проблем защиты объектов интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации Заиграев В.А.
Заиграев Василий Александрович / Zaigraev Vasiliy Alexandrovich - магистрант, экономический факультет, кафедра экономики таможенного дела Российская таможенная академия, г. Москва
Аннотация: в статье обозначены актуальные проблемы защиты таможенными органами объектов интеллектуальной собственности и предложены основные направления ее совершенствования. Abstract: the article marked urgent problems of protection by the customs authorities of intellectual property and the basic directions of its development.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, таможенный контроль, правообладатель, Таможенный союз.
Keywords: intellectual property, customs control, the right holder, the Customs Union.
Защита прав интеллектуальной собственности приобретает все большее значение в условиях развития Таможенного союза, формирования Единого экономического пространства, роста внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза. Через таможенную границу Таможенного союза перемещается все больше товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которая составляет значительную часть стоимости товаров.
Охрана и защита прав интеллектуальной собственности на единой таможенной территории Таможенного союза обеспечиваются сложным механизмом международного и национального правового регулирования, максимально приближенного к международно-правовым стандартам.
Основополагающим документом, регулирующим правоотношения в рамках Таможенного союза на наднациональном уровне, является Таможенный кодекс Таможенного союза. Вопросы интеллектуальной собственности регулирует глава 46 ТК ТС, которая определяет меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами [1].
На национальном уровне вопросы интеллектуальной собственности регулирует Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (глава 42) [4].
Третьим документом является межправительственное Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г. [2].
Работа по ведению Единого реестра осуществляется в соответствии с Регламентом взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 290 [3].
В Российской Федерации основными органами государства, наделенными полномочиями осуществлять такую защиту, выступают таможенные органы Российской Федерации.
Условно полномочия таможенных органов Таможенного союза по защите объектов интеллектуальной собственности могут быть разделены на три основных направления:
• ведение Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;
• применение мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
• а также выявление, пресечение правонарушений и привлечение к ответственности (нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав, незаконное использование чужого товарного знака).
Защита интеллектуальной собственности сегодня является одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Одним из важных инструментов защиты интересов правообладателей является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - таможенный реестр), который ведется ФТС России на основании заявлений обладателей исключительных прав.
На конец 2013 года в таможенном реестре содержалось 3 053 объекта интеллектуальной собственности, принадлежащих как зарубежным, так и российским компаниям, в том числе 3 021 товарный знак, 30 объектов авторского права, 2 наименования мест происхождения товаров.
Более 50% общего объема товарных знаков принадлежит отечественным правообладателям, среди которых значительная доля приходится на российские кондитерские фабрики - ОАО «Красный Октябрь», ОАО «РотФронт», ОАО «Концерн Бабаевский», а также на крупнейшие производственные предприятия -ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «КАМАЗ», ЗАО «ЗилАйПи».
В товарной структуре таможенного реестра преобладают алкогольные напитки, кондитерские изделия, спортивная одежда и обувь.
Таможенные органы обеспечивают защиту 44 товарных знаков, принадлежащих Международному олимпийскому комитету, Международному паралимпийскому комитету, Олимпийскому комитету России и Оргкомитету «Сочи-2014».
Важным направлением деятельности ФТС России является сотрудничество с федеральными органами исполнительной власти, общественными и международными организациями, таможенными службами иностранных государств, а также представителями правообладателей. На постоянной основе проводятся заседания совместных рабочих групп ФТС России и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, ФТС России и НП «РусБренд».
С целью своевременного предупреждения и выявления правонарушений таможенные органы регулярно проводят специальные мероприятия на основе поступающей информации о нарушении законодательства в отношении прав интеллектуальной собственности. Предметами правонарушений чаще всего являются одежда, обувь, алкогольная продукция, минеральные воды и соки, автозапчасти.
Таможенными органами в 2013 году возбуждено 1 188 дел об АП, из них 1 155 дел об АП - по статье 14.10 КоАП РФ (незаконное использование товарного знака) и 33 дела об АП - по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав), выявлено более 9,4 млн. единиц контрафактной продукции.
В результате выявленных случаев перемещения товаров с признаками нарушения прав интеллектуальной собственности таможенными органами в 2013 году предотвращен ущерб, нанесенный правообладателям объектов интеллектуальной собственности, на сумму около 5 млрд. рублей (в 2012 году сумма ущерба составила более 2,3 млрд. рублей) [5].
Наряду с положительными моментами и высокими результатами деятельности таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности, следует отметить и негативные тенденции, формирующие проблемы при защите таможенными органами объектов интеллектуальной собственности.
Так, такими проблемами являются:
- отсутствие с момента формирования Таможенного союза контроля за перемещением товаров на внутренних границах государств-членов Таможенного союза, что влечет риск поступления огромного количества контрафактной продукции в Российскую Федерацию.
- различная правоприменительная практика по противодействию ввоза иностранных контрафактных товаров в Республики Казахстан и Республики Беларусь, создающая риск поставок контрафактных товаров не только в Российскую Федерацию, а и на территории союзных государств.
- существование советских товарных знаков, права на которые в России, Беларуси или Казахстане могут принадлежать разным лицам. Таким образом, высок риск признания товара, выпущенного на территории одной страны, контрафактным на территории другой.
- недобросовестные правообладатели. При защите таможенными органами объектов интеллектуальной собственности высок риск «сговора» правообладателя и импортера-нарушителя. Зачастую правообладатели идут на уступки нарушителям в обмен на финансовую компенсацию, то есть отказываются от защиты своих прав.
- проблема ввоза без санкции правообладателя на территорию страны оригинального товара, защищенного товарным знаком («исчерпание прав»). В данном случае очень высок риск «параллельного» импорта.
- проблема рейдерства. При наличии заявления компании-рейдера, в подавляющем большинстве случаев не являющейся производителем какой бы то ни было продукции, но зарегистрировавшей тот или иной товарный знак, таможенные органы вынуждены также защищать, способствуя тем недобросовестной конкуренции.
- отсутствие в рамках административного расследования экспертизы на предмет сходства до степени смешения. В этой связи может возникнуть риск невозможности отстаивания интересов таможенных органов в судах при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности.
- отсутствует информации об имеющихся лицензионных платежах, в связи с чем, высок риск занижения участником ВЭД таможенной стоимости.
- несовершенство нормативного правового обеспечения, что влечет риск поступления товара, признанного судом контрафактным и представляющий угрозу здоровью и жизни людей, до потребителя.
Нарушения прав интеллектуальной собственности в большинстве случаев сопровождаются:
- перемещением товаров через таможенную границу под видом товаров не для коммерческих целей;
- перемещением товаров, содержащих товарные знаки, сходные до степени смешения с зарегистрированными объектами интеллектуальной собственности;
- сокрытием от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу;
- перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу с обманным использованием документов или средств идентификации и т.д.
Дела, связанные с нарушением исключительных прав, являются одной из самых сложных категорий дел. Сложность эта обусловлена множеством причин, одни из которых носят субъективный характер и связаны с отсутствием у стороны, обращающейся за защитой своего права, необходимого опыта и знаний, другие причины носят объективный характер (например, недостаточность нормативных правовых актов).
Практика проводимых таможенными органами мероприятий показывает, что в связи с созданием Таможенного союза внутренний рынок увеличился и действия правоохранительных органов должны быть слаженными, а их результативность напрямую связана с уровнем согласованного и комплексного взаимодействия с другими правоохранительными органами, в том числе и правоохранительными органами стран-членов Таможенного союза.
В таких условиях защита таможенными органами объектов интеллектуальной собственности является не только особо важным направлением деятельности, но и очень сложным одновременно. Широкий круг правообладателей, различные антиконтрафактные стратегии проводимые компаниями; различные логистические схемы поставок товаров, частые изменения в контактной информации создают большие сложности в работе таможенных органов. К сегодняшнему дню в таможенном реестре зарегистрировано более 3000 объектов интеллектуальной собственности, поэтому эффективная защита таможенными органами объектов интеллектуальной собственности возможна только в тесном взаимодействии с правообладателями, так как практика показывает, что эффективность реализации права по защите своего исключительного права на объект интеллектуальной собственности во многом зависит от самого правообладателя, от того, насколько обдуманными и выверенными будут его действия по защите принадлежащего ему права.
Таким образом, в целях повышения эффективности деятельности таможенных органов по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности, следует выделить следующие направления ее совершенствования:
- приведение национального законодательства в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза и международными договорами, заключенными в рамках Таможенного союза;
- унификация полномочий таможенных органов государств-членов Таможенного союза;
- снижение отсылочных норм к национальному законодательству;
- единообразное практическое применение странами-членами Таможенного союза унифицированных норм (формирование единых стандартов правоприменительной практики таможенных органов в сфере обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности на всей территории Таможенного союза);
- наделение таможенных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности; наложению обеспечительных мер (арест, изъятие); проведению административных расследований об административных правонарушениях, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности;
- активное взаимодействие с правообладателями.
Литература
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза (Заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №290 «О Регламенте взаимодействия таможенных органов государств-членов таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Официальный сайт Федеральной таможенной службы: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru (Дата обращения 18.09.2014).