Полномочия таможенных органов стран-членов Таможенного союза по защите объектов интеллектуальной собственности Заиграев В.А.
Заиграев Василий Александрович / Zaigraev УазШу Л1вхап^оу1ск - магистрант, экономический факультет, кафедра экономики таможенного дела, Российская таможенная академия, г. Москва
Аннотация: в статье рассмотрены полномочия по защите таможенными органами Таможенного союза объектов интеллектуальной собственности и предложены меры повышения эффективности защиты объектов интеллектуальной собственности в рамках Таможенного союза.
Ключевые слова: таможенные органы, полномочия, объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр, Таможенный союз.
Необходимость защиты интеллектуальной собственности сегодня является одной из приоритетных задач, в том числе одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов стран-членов Таможенного союза.
Условно полномочия таможенных органов Таможенного союза по защите объектов интеллектуальной собственности могут быть разделены на три основных направления:
- ведение Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;
- применение мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
- выявление, пресечение правонарушений и привлечение к ответственности (нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав, незаконное использование чужого товарного знака) [1].
Проведенный анализ полномочий таможенных органов по защите объектов интеллектуальной собственности позволяет сделать следующие выводы.
К моменту создания Таможенного союза таможенные службы Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан имели различный уровень эффективности контроля за ввозом контрафактных товаров, различные «правоохранительные» полномочия в этой сфере, что создавало угрозы поставок в Российскую Федерацию контрафактных товаров с территорий союзных государств. Ситуация практически не изменилась и с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза и подписанием Соглашения о Единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 г., ввиду отсутствия унификации национального законодательства государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с Соглашением о Единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 г. [2] Российская Федерация, Республика Беларусь и Казахстан приняли на себя ответственность за то, чтобы контрафактные товары не распространялись на территории Единого экономического пространства (далее - ЕЭП).
Большинство объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых таможенные органы принимают меры по защите прав правообладателей, включаются в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее - ТРОИС). Данный реестр также содержит информацию об официальных импортерах и дистрибьюторах оригинальных товаров, о возможных признаках контрафакта. Из ТРОИС также можно узнать контактные данные правообладателя или его российского представителя. В этой связи крайне важно своевременно актуализировать информацию в реестре.
Таможенные реестры товарных знаков существуют как в Российской Федерации, так и в Казахстане и Беларуси. Подписание Соглашения о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г. должно было облегчить правообладателям задачу регистрации своих товарных знаков в таможенных реестрах, предоставив возможность их регистрации в Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (далее -ЕТРОИС). Единый реестр имеет прямое действие сразу в трех странах Таможенного союза.
ТРОИС и ЕТРОИС не только выполняют информационную функцию, но и помогают таможенным органам выявлять контрафактную продукцию на начальных стадиях совершения таможенных операций.
Национальные товарные знаки, зарегистрированные в национальных реестрах интеллектуальной собственности, не признаются на всей территории Таможенного союза, а лишь в границах соответствующих стран. К примеру, согласно статье 1479 Гражданского кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации [3].
Таким образом, для обеспечения защиты и охраны товарного знака одновременно во всех странах Таможенного союза правообладателю необходима регистрация в каждом национальном органе по интеллектуальной собственности.
В ЕТРОИС на основании заявления правообладателя включаются объекты интеллектуальной собственности, подлежащие правовой охране в каждом из государств - членов Таможенного союза. Однако на текущий момент зарегистрированных в данном реестре объектов интеллектуальной собственности нет, так как до настоящего времени он не функционирует в связи с затянувшимся процессом завершения административных процедур по его подготовке.
В Российской Федерации противодействием контрафактной продукции занимаются не только таможенные органы, но и полиция, Федеральная антимонопольная служба и Роспотребнадзор.
В Казахстане данные полномочия закреплены за финансовой полицией, поступлению контрафакта на территорию Белоруссии противостоят таможенные органы, милиция и прокуратура.
Сравним национальные полномочия таможенных органов государств - участников Таможенного союза по трем показателям:
1. Российская Федерация:
а) таможенные органы наделены полномочиями:
- приостанавливать выпуск товаров, имеющих признаки контрафактных, включенных в таможенный реестр;
- приостанавливать выпуск товаров, не включенных в таможенный реестр;
- заводить дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности;
- налагать обеспечительные меры (арест, изъятие);
- проводить административные расследования;
б) в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности к настоящему моменту зарегистрировано более 3330 объектов интеллектуальной собственности (товарных знаков, наименований мест происхождения товаров, объектов авторского права);
2. Республика Казахстан:
а) таможенные органы наделены полномочиями:
- приостанавливать выпуск товаров, имеющих признаки контрафактных;
- приостанавливать выпуск товаров, не включенных в таможенный реестр (на практике не применяется);
б) таможенные органы не имеют полномочий:
- заводить дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности;
- налагать обеспечительные меры (арест, изъятие);
- проводить административные расследования.
Отсутствие данных полномочий существенно снижает эффективность соответствующей защиты.
в) в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности к настоящему моменту зарегистрировано около 300 объектов интеллектуальной собственности (товарных знаков).
3. Республика Беларусь:
а) таможенные органы наделены полномочиями:
- приостанавливать выпуск товаров, имеющих признаки контрафактных;
б) таможенные органы не имеют полномочий:
- приостанавливать выпуск товаров, имеющих признаки контрафактных, не включенные в таможенный реестр;
- заводить дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности;
- налагать обеспечительные меры (арест, изъятие);
- проводить административные расследования;
в) в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности к настоящему моменту зарегистрировано немногим более 100 объектов интеллектуальной собственности (товарных знаков).
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее эффективную защиту объектов интеллектуальной собственности, бесспорно, осуществляют таможенные органы Российской Федерации.
Существующее различие национальных таможенных реестров по включенным в них объектам интеллектуальной собственности, создает благоприятные условия для оборота контрафактных товаров иностранного производства на единой таможенной территории Таможенного союза и снижает эффективность защиты таможенных органов Казахстана и Беларуси в защите объектов интеллектуальной собственности.
Подтверждением этому являются многочисленные случаи реализации на казахстанских оптово-розничных рынках товаров, происходящих из третьих стран, с признаками фальсификации и контрафакции. Значительное количество указанных товаров содержат объекты интеллектуальной собственности, включенные в российский ТРОИС, но при этом не включенные в ТРОИС Республики Казахстан и Республики Беларусь.
Система таможенного регулирования защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации стала максимально приближенной к международно-правовым стандартам, что свидетельствует о продолжающейся унификации таможенного законодательства.
Перечисленные несоответствия в защите таможенными органами стран-членов Таможенного союза объектов интеллектуальной собственности снижают эффективность защиты объектов интеллектуальной собственности Таможенного союза в целом, что порождает поступление поставок контрафактных товаров не только в Российскую Федерацию, а и на территории союзных государств, что ставит под угрозу эффективность защиты объектов интеллектуальной собственности в рамках Таможенного союза.
Для повышения эффективности работы по защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами на территории Таможенного союза, эффективной реализации Межправительственного соглашения о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза необходимо принятие:
• договора о товарных знаках Единого экономического пространства и наименованиях мест происхождения товаров;
• договора о координации действий по защите прав интеллектуальной собственности;
• соглашения о едином порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе (с порядком сборов
вознаграждения, взимаемого с оборудования и материальных носителей);
• регламента ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (с определением Евразийской
экономической комиссии в качестве органа, осуществляющего его ведение).
Эти мероприятия позволят унифицировать правоприменительную практику таможенных служб государств - участников Таможенного союза, различия в которой в настоящее время приводят к угрозам поставок товаров в нарушение прав интеллектуальной собственности.
Наработанный опыт в рамках Таможенного союза пригодится в дальнейшем при реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией экономического развития СНГ на период до 2020 года, которой предусмотрено ведение единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности СНГ [4].
Мерами повышения эффективности защиты объектов интеллектуальной собственности Республики Беларусь и Республике Казахстан могут быть:
- приведение национального законодательства в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза и международными договорами, заключенными в рамках Таможенного союза;
- единообразное практическое применение странами-членами Таможенного союза унифицированных норм;
- наделение таможенных органов полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности; наложению обеспечительных мер (арест, изъятие); проведению административных расследований об административных правонарушениях, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности;
- активное взаимодействие с правообладателями.
Что же касается правообладателей, то в условиях отсутствия унификации национальных законодательств стран-членов Таможенного союза в сфере защиты прав интеллектуальной собственности и различной правоприменительной практики по противодействию поступлению и распространению контрафактных товаров, им следует быть активнее в защите своих прав и включать свои объекты интеллектуальной собственности в три национальных реестра. Представляется, что данная мера будет самой эффективной и обеспечит их защиту на всей территории Таможенного союза.
Литература
1. Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Соглашение в рамках Таможенного союза о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной
собственности от 9 декабря 2010 года. // СПС «КонсультантПлюс».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3. // СПС «КонсультантПлюс».
4. Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации http://economy.gov.ru/ (дата обращения 16.11.2014).