Научная статья на тему 'К вопросу об «Акторности» профессиональной культуры преподавателей вузов'

К вопросу об «Акторности» профессиональной культуры преподавателей вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие профессиональной культуры преподавателей / профессиональная компетентность / социокультурные условия / деятельность / субъект профессиональной деятельности / педагогический актор / the development of the professional culture of teachers / professional competence / socio-cultural conditions / activity / subject of professional activity / pedagogical actor

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Елена Витальевна

Развитие профессиональной культуры преподавателей неразрывно связано с развитием отечественной высшей школы, которая, отражая те или иные социальные процессы, происходящие в обществе, обусловливает ценностную и содержательную составляющие научно-педагогической деятельности преподавателей. Профессиональная культура преподавателя не создается сама по себе. Она проявляется как высшая степень развития профессиональной компетентности, сложное системное образование, представляющее собой совокупность общечеловеческих ценностей, профессиональных ориентаций и качеств личности, способов познания и технологий, выступающих инструментом в руках специалиста. Преподаватели вузов – это не только субъекты профессиональной деятельности, ответственные за подготовку компетентных и востребованных на рынке специалистов, но и одна из важнейших социально-профессиональных групп, являющаяся активным участником происходящих в стране политических, экономических, социокультурных изменений. Все это позволяет рассматривать профессиональную культуру преподавателей не только с точки зрения «процесса» как необходимости в постоянном самосовершенствовании, развитии, но и с точки зрения «действия» как педагогического актора, совершающего действия, направленные на других людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL CULTURE OF UNIVERSITY TEACHERS: TO THE QUESTION ABOUT THE ACTORS

The development of the professional culture of teachers is inextricably linked with the development of the domestic higher school, which reflect different social processes taking place in society determined value and the content of scientific and pedagogical activity of teachers. The professional culture of a teacher is not in and of itself. It manifests itself as the highest degree of professional competence development, complex system formation, which is a set of universal values, professional orientations, and personal qualities, methods of cognition and technologies, the speakers tool in the hands of a specialist. University professors not only of professional actors responsible for the preparation of competent and marketable professionals, but also one of the most important socio-professional groups, an active participant in the events in the country political, economic, socio-cultural changes. All this allows to consider the professional culture of teachers not only from the point of view of «process» as a need for constant self-improvement, development, but also from the point of view of «action» as an actor, the doer of action to other people.

Текст научной работы на тему «К вопросу об «Акторности» профессиональной культуры преподавателей вузов»

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

УДК 378

АНТОНОВА Елена Витальевна,

Академия социального управления, Москва, Россия antonova ev@bk.ru

К ВОПРОСУ ОБ «АКТОРНОСТИ» ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ

Развитие профессиональной культуры преподавателей неразрывно связано с развитием отечественной высшей школы, которая, отражая те или иные социальные процессы, происходящие в обществе, обусловливает ценностную и содержательную составляющие научно-педагогической деятельности преподавателей. Профессиональная культура преподавателя не создается сама по себе. Она проявляется как высшая степень развития профессиональной компетентности, сложное системное образование, представляющее собой совокупность общечеловеческих ценностей, профессиональных ориентаций и качеств личности, способов познания и технологий, выступающих инструментом в руках специалиста. Преподаватели вузов - это не только субъекты профессиональной деятельности, ответственные за подготовку компетентных и востребованных на рынке специалистов, но и одна из важнейших социальнопрофессиональных групп, являющаяся активным участником происходящих в стране политических, экономических, социокультурных изменений. Все это позволяет рассматривать профессиональную культуру преподавателей не только с точки зрения «процесса» как необходимости в постоянном самосовершенствовании, развитии, но и с точки зрения «действия» как педагогического актора, совершающего действия, направленные на других людей.

Ключевые слова: развитие профессиональной культуры преподавателей, профессиональная компетентность, социокультурные условия, деятельность, субъект профессиональной деятельности, педагогический актор.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-232-235 ANTONOVA Elena V.,

Academy of Social Management, Moscow, Russia

antonova ev@bk.ru

PROFESSIONAL CULTURE OF UNIVERSITY TEACHERS: TO THE QUESTION ABOUT

THE ACTORS

The development of the professional culture of teachers is inextricably linked with the development of the domestic higher school, which reflect different social processes taking place in society determined value and the content of scientific and pedagogical activity of teachers. The professional culture of a teacher is not in and of itself. It manifests itself as the highest degree of professional competence development, complex system formation, which is a set of universal values, professional orientations, and personal qualities, methods of cognition and technologies, the speakers tool in the hands of a specialist. University professors not only of professional actors responsible for the preparation of competent and marketable professionals, but also one of the most important socio-professional groups, an active participant in the events in the country political, economic, socio-cultural changes. All this allows to consider the professional culture of teachers not only from the point of view of «process» as a need for constant self-improvement, development, but also from the point of view of «action» as an actor, the doer of action to other people.

Keywords: the development of the professional culture of teachers, professional competence, socio-cultural conditions, activity, subject of professional activity, pedagogical actor.

Развитие современного общества XXI века неразрывно связано с усилением конкуренции на фоне глобализации, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала. Основным условием усиления социально-политической и экономической роли России в мировом сообществе является повышение уровня качества образования, а одним из важнейших факторов обеспечения конкурентноспособности - успешное и устойчивое развитие страны.

Россия нуждается в полноценных членах общества, овладевших социальным опытом на основе общечеловеческих ценностей и норм, способных к саморазвитию и творческой активности, что позволяет им стать высококвалифицированными специалистами в различных сферах жизни, успешно адаптироваться и быть востребованными на рынке труда. В этих условиях повышение образовательного и профессионально-квалификационного уровня человеческих ресурсов, всестороннее развитие человека не только в качестве профессионала, но и как личности, члена коллектива и части социума является одной из приоритетных задач, стоящих перед нашим государством.

Постоянно повышающиеся со стороны общества требования к уровню подготовленности работников различных сфер в условиях инновационного развития страны обусловливают необходимость более качественной подготовки выпускников высших учебных заведений. Это связано с предъявлением новых требований как к содержанию профессиональных образовательных программ, так и уровню подготовленности преподавателей вузов, что является одним из ключевых моментов, обозначенных в 2009 г. на конференции европейских министров в г. Левене (Бельгия) [1, с. 158].

Преподаватели вузов - это не только субъекты профессиональной деятельности, ответственные за подготовку компетентных и востребованных на рынке специалистов, но и одна из важнейших социально-профессиональных групп, являющаяся активным участником происходящих в стране политических, экономических, социокультурных изменений. При этом профессиональная культура данной группы выступает фактором, непосредственно влияющим на фор-

- 232 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015________________________

мирование ценностей, выработку ориентиров, принципов поведения и деятельности людей [7, с. 33].

Профессиональная культура преподавателя не создается сама по себе. Она проявляется как высшая степень развития профессиональной компетентности, сложное системное образование, представляющее собой совокупность общечеловеческих ценностей, профессиональных ориентаций и качеств личности, способов познания и технологий. Она выступает не только как элемент самой системы, но и как важная критериальная составляющая развития высшего учебного заведения.

Качественное развитие высшей школы, превращение ее в институт создания и воспроизводства общей и педагогической культуры невозможно без осознания огромной роли преподавателя как носителя научного знания и культурно-педагогического опыта общества.

Высокий уровень профессиональной культуры преподавателя является одним из важнейших факторов, который придает новый импульс социально-экономическому прогрессу человечества. Личностный потенциал преподавателей, проявляющийся в их профессиональной деятельности, составляет национальное богатство любой страны. Поэтому эффективное использование вузами этого потенциала, создание необходимых благоприятных условий для успешной самореализации и совершенствования преподавателей является одной из важных задач, стоящих перед системой образования.

В настоящее время проблема повышения профессиональной культуры преподавателей вузов является актуальной в связи с объективно сложившимися противоречиями современного периода:

- между новыми требованиями, предъявляемыми к профессиональной деятельности преподавателя как целостной личности, субъекту образовательного процесса, способному к профессионально-личностному самоопределению и саморазвитию, к проектированию и методически обоснованному применению инновационных педагогических технологий, методов, средств и форм обучения, и текущим уровнем профессиональной компетентности современных преподавателей, их порой неготовности решать важнейшие задачи, стоящие перед системой высшего образования [5, с. 3]

- между проведенным значительным количеством научных исследований, в той или иной степени затрагивающих теоретико-методологические основы, условия, модели и механизмы развития и оценки профессиональной деятельности преподавателей вузов, и возможностями их практической реализации в условиях конкретных высших учебных заведений и педагогических коллективов.

Существующие противоречия позволяют нам рассматривать профессиональную культуру не только с точки зрения «процесса» как необходимости в постоянном совершенствовании, развитии преподавателя, но и с точки зрения «действия» как «педагогического актора», совершающего действия, направленные на других людей [4, с. 144].

Возникновение понятия «актор» связано с теорией и практикой общественного развития, социальной структурой общества, с позициями субъектов в этой структуре [2, с. 85]. Различая субъекта и актора, исследователи (А. Турен и др.) подчеркивали, что «быть субъектом означает хотеть стать актором», то есть изменять свою среду, а не оставаться в полной зависимости от нее» [9, с. 54]. Наиболее четко понятие «актор» сформулировано в социологической теории и теории международных отношений, в которых при анализе акторов происходит попытка совместить две ранее изолированные области: стратегию рационально действующих акторов и идентичность, выраженную в целях, представлениях о себе, других, прошлом, будущем и т.п. [8, с. 663; 10, с. 71]. Критериями для определения акторов могут выступать наличие собственных интересов и способность их реализовать, степень влияния на окружающую среду, уровень автономности в принятии решений и признание со стороны других участников социального процесса [6, с. 176].

Французский социолог Б. Латуру исследовал проблему акторов в контексте так называемой акторно-сетевой теории, которая, среди прочего, расширяет сферу акторов до предметов материального мира (так называемых «нечеловеков»). Актор, по Б. Латуру, является уникальным событием, совершенно нередуцируемым ни к какому другому, и сущность актора проявляется через действие, которое предполагает «создание различия» [3, с. 121].

Исходя из теории Б. Латура, профессиональная культура преподавателя вуза может рассматриваться как педагогический актор, который получает признание (определение) со стороны всех субъектов: со стороны государства, со стороны общественных институтов, со стороны преподавателей и т.д. Процесс определения состоит из двух неразрывно связанных частей: во-первых, происходит выдвижение критериев, которым должен соответствовать актор, чтобы считаться преподавателем высшей школы, а во-вторых, - действий, предпринимаемых актором по соответствию данным критериям.

- 233 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

Данные подходы к рассмотрению профессиональной культуры преподавателя как педагогического актора позволяют определить теоретико-методологические основы, условия, модели и механизмы развития профессиональной культуры преподавателя вуза и возможности их практической реализации в условиях конкретных высших учебных заведений и педагогических коллективов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование. Левна/Лувен-ла-Нев, 28-29 апреля 2009 года // Высшее образование в России. - 2009. - № 7.

2. Бахмарова, В. Н. Социальный актор в концепции управления М. Крозье // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 1.

3. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / Пер. с англ. И. Полонской / Под ред. С. Гавриленко / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. -384 с.

4. Мартьянов Д.С., Невзоров М.В. Методологические аспекты исследования российских политических партий как политических акторов. Часть 1. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение // Вопросы теории и практики. Грамота. - 2014. - № 12.

5. 5.Скворцова О.Г. Профессиональная культура преподавателя вуза: управленческий аспект (на примере вузов г. Новосибирска). Дис... канд. социолог. наук. - Новосибирск, 2003.

6. Савкин Д.А. К вопросу об «акторности» глобальных городов в мировой политике // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. -2009. - № 4.

7. Тенчурина, Л. З. История профессионально-педагогического образования. - М.: Педагогика-пресс, 1998. - 125 с.

8. Cohen J. Strategy or Identity: New Theoretical Paradigms and Contemporary Social Movements // Social Research. -1985. - Vol. 52. № 4.

9. Entretien avec Alain Touraine. Revue siences humaines. - № 42. - Aout-Septembre. - 1994. - 75 с.

10. Wendt A. Constructing International Politics // International Security. - 1995. - Vol. 20. - № 1.

REFERENCES

1. The Bologna process 2020 - the European higher education area in the new decade. Communique of the Conference of European Ministers responsible for higher education. The Leuven/Louvain-La-Neuve, 28-29 April 2009. Higher education in Russia. 2009. No. 7.

2. Bachmanova, V. N. Social actor the concept of management of M. Crozier [Sotsial'nyy aktor v kontseptsii upravleniya M. Kroz'e]. Theory and practice of social development. 2012. No. 1.

3. Latour, B. reassembling the social: an introduction to actor-network theory [Peresborka sotsial'nogo: vvedenie v aktorno-setevuyu teoriyu]. TRANS. angl. I. Polonsky. Ed. by S. Gavrilenko. National research University «Higher school of Economics». Moscow: Izd. the house of the Higher school of Economics. 2014. 384 p.

4. Martyanov, D. S., Nevzorov, M. V. Methodological aspects of the study of Russian political parties as political actors [Metodologicheskie aspekty issledovaniya rossiyskikh politicheskikh partiy kak politicheskikh aktorov]. Part 1. Historical, philosophical, political and law Sciences, Culturology and study of art. Issues of theory and practice. The reading and writing. 2014. No. 12.

5. Skvortsova, O. G. Professional culture of University teachers: the administrative dimension (on the example of the universities of Novosibirsk) [Professional'naya kul'tura prepodavatelya vuza: upravlencheskiy aspekt (na primere vuzov g. Novosibirska)]. Dis... candidate.sociologist.Sciences. Novosibirsk, 2003.

6. Savkin, D. A. To the question about the «actinote» global cities in global politics [K voprosu ob «aktornosti» global'nykh gorodov v mirovoy politike]. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 6: Philosophy. Cultural studies. Political science. Right. International relations. 2009. No. 4.

7. Tinchurina, L. Z. the History of vocational teacher education [Istoriya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya]. Moscow: Pedagogics-press. 1998. 125 C.

8. Cohen, J. Strategy or Identity: New Theoretical Paradigms and Contemporary Social Movements. Social Research. 1985. Vol. 52. No. 4.

9. Entretien avec Alain Touraine. Revue siences human resources. No. 42. Aout-Septembre 1994. 75 p.

10. Wendt, A. Constructing International Politics. International Security. 1995. Vol. 20. No. 1.

Информация об авторе Information about the author

Антонова Елена Витальевна, старший преподаватель ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Москва, Россия antonova ev@bk.ru

Получена: 03.11.2015

Antonova Elena V., Senior Lecturer, Academy of Social Management, Moscow, Russia antonova ev@bk.ru

Received: 03.11.2015

234 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________

Для цитирования статьи: Антонова Е. В., К вопросу об «акторности» профессиональной культуры преподавателей вузов. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. №6. Часть 2. с- doi-

For article citation: Professional culture of university teachers: to the question about the actors. [K voprosu ob «aktivnosti» professional'noy kul'tury prepodavateley vuzov]. Krasnodar. Is-toricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. ^m 7. No. 6 vol-2. Pp. - . doi:

- 235 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.