Научная статья на тему 'Некоторые вопросы развития профессиональной культуры преподавателей вузов в конце XX - начале XXI вв. '

Некоторые вопросы развития профессиональной культуры преподавателей вузов в конце XX - начале XXI вв. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Елена Витальевна

Современные представления о сущности и смысле высшего профессионального образования как результата обучения и воспитания, профессионального становления и развития личности человека, неразрывно связаны с уровнем профессиональной культуры преподавателей вузов, создающих педагогические условия для овладения студентами соответствующими компетенциями, необходимыми в их будущей деятельности. Статья посвящена проблеме развития профессиональной культуры преподавателей вузов в период смены образовательных парадигм, обусловленных переходом европейских стран и России в постиндустриальное информационное общество. В публикации отмечается историческая роль Болонского процесса в осуществлении модернизации российского высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы развития профессиональной культуры преподавателей вузов в конце XX - начале XXI вв. »

УДК 378

Антонова Елена Витальевна

старший преподаватель кафедры технологий и профессионального образования Академии социального управления anton ova_ev@bk. ru

Некоторые вопросы развития

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ В КОНЦЕ XX -НАЧАЛЕ XXI вв.

Elena V. Antonova

senior lecturer at the Department of technologies and professional education Academies of Social Management anton ova_ev@bk. ru

Some questions of

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CULTURE OF TEACHERS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE END OF THE XX - BEGINNING OF XXI CENTURIES

Аннотация. Современные представления о сущности и смысле высшего профессионального образования как результата обучения и воспитания, профессионального становления и развития личности человека, неразрывно связаны с уровнем профессиональной культуры преподавателей вузов, создающих педагогические условия для овладения студентами соответствующими компетенциями, необходимыми в их будущей деятельности. Статья посвящена проблеме развития профессиональной культуры преподавателей вузов в период смены образовательных парадигм, обусловленных переходом европейских стран и России в постиндустриальное информационное общество. В публикации отмечается историческая роль Болонского процесса в осуществлении модернизации российского высшего профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональная культура преподавателя вуза, постиндустриальное общество, Болонский процесс, общекультурные и профессиональные компетенции, академическая мобильность преподавателей.

Annotation. Modern ideas about the nature and meaning of higher education as a result of training and education, professional growth and development of the human personality, is inextricably linked to the level of professional culture of university professors, creating pedagogical conditions for students mastering the appropriate competencies which is necessary in their future activities. The article is devoted to a problem of development of professional culture of teachers of higher education institutions in the period of change of the educational paradigms caused by transition of the European countries and Russia in post-industrial information society. In the publication the historical role of Bologna Process in implementation of modernization of the Russian higher education is noted.

Keywords: professional culture of the teacher of higher education institution, post-industrial society, Bologna Process, common cultural and professional competences, academic mobility of teachers.

С конца XX века в системах высшего образования, как зарубежных стран, так и России активно стала проявляться гуманистическая направленность образования, связанная с переходом в так называемое информационное, постиндустриальное общество. Характерной особенностью этого периода можно отметить мировое разделение труда, увеличение миграционных потоков денежных, человеческих и производственных ресурсов в масштабах всей планеты, использование странами передовых технологий, достижений в производственных и социальных сферах, а также усиление роли влиятельных международных организаций и сближение культур различных стран.

В связи с вступлением нашей страны в 2003 году в Болонский процесс, получивший свое начало в

1988 году в г. Болонья, в России обострился интерес исследователей к проблеме профессиональной культуры преподавателей вузов, связанный с интеграцией российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования. В соответствии с документами, принятыми Европейским союзом, система профессиональной подготовки преподавателей в нашей стране недостаточно соответствовала современным представлениям широкой общественности о преподавателе вуза как ключевой фигуре XXI века. В новых социально-экономических и политических условиях, в которых оказалась наша страна на рубеже веков, основные возникшие противоречия между общественным запросом государства к уровню подготовки будущих специалистов и уровнем подготовки преподавателей вузов, их профессиональной культуре, еще

17

не были решены. Для разрешения возникших проблем государству потребовалось материально и технически оснащать исследовательские и учебно-воспитательные базы вузов, повышать престиж и авторитет профессии преподавателя, сдерживать отток передовых кадров высшей школы за рубеж.

В этих условиях одной из важных задач являлось не только сохранение научно-педагогического потенциала вузов, но и повышение уровня профессиональной культуры преподавателей. Переход к новой образовательной парадигме в российском обществе потребовал от преподавателей вузов готовности использовать в образовательном процессе новые подходы, формы и методы, применять современные образовательные технологии, способные существенным образом повысить профессиональный и культурный уровень преподавателей и студентов и, как следствие, улучшить качество высшего образования в целом.

Понимая в конце 90-х годов XX века важность ускорения процесса европейской интеграции, связанной с введением единой валюты, сотрудничеством в экономической и банковской сферах, академическая общественность с принятием Совместной декларации «О гармонизации архитектуры Европейской системы высшего образования» (Париж, Сорбонна,1998) и Совместного заявления европейских министров образования «Зона Европейского высшего образования» (Болонья,1999) пыталась создать в европейском пространстве условия, укрепляющие интеллектуальные, культурные, социальные и технические основы сотрудничества между странами. Перед преподавателями вузов различных стран открылись более широкие перспективы для тесного сотрудничества, взаимного обмена опытом в области преподавания дисциплин, увеличения числа совместных проектов, программ обучения, проведения научных исследований и практической подготовки [4]

Пристальное внимание к проблеме подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для высшей школы было уделено в 2009 году на конференции европейских министров в г. Левен (Бельгия). Развитие профессиональной культуры и повышение академической мобильности преподавателей вузов рассматривалось в контексте их влияния на устойчивое инновационное развитие современных обществ прогрессивных стран в условиях резкого снижения численности населения трудоспособного возраста и обострения проблемы старения обществ [1].

На очередной состоявшейся в 2010 году встрече министров, ответственных за европейское высшее образование, подчеркивалось, что цели, стоявшие перед Болонской декларацией 1999 года, заключающиеся в выходе к 2010 году за пределы европейского сообщества и создании международного привлекательного пространства высшего образования, достигнуты следующие результаты: высшие учебные заведения выполняют свои разнообразные миссии в обществе знания, студенты и преподаватели мобильны, в

разных странах признаются их квалификации и они могут выбирать наиболее подходящие образовательные траектории [4].

Признавая ключевую роль академических сообществ в создании международного конкурентоспособного и привлекательного Европейского пространства высшего образования, выполняющего свои разнообразные миссии в обществе знания, министры отметили сложившееся уникальное партнерство между преподавателями различных вузов, основанное на доверии, укреплении сотрудничества и уважении к многообразию культур, языков и систем высшего образования.

Великая Хартия европейских университетов на своих совещаниях не раз отмечала особую роль преподавателей вузов в развитии высшей школы в меняющемся и интернационализирующемся обществе и подчеркивала, что перед ними стоят задачи более широкого распространения знаний среди поколений различных стран и культур, увеличения числа совместных проектов как основы постоянного прогресса, служения всему мировому сообществу и преодоления политических и географических границ.

Важное место в этом процессе занимает развитие академической мобильности преподавателей вузов, позволяющее расширять международное сотрудничество, направленное на обеспечение ценностей, принципов и этических стандартов высшего образования и научных исследований в Европе и в других регионах мира.

В принятой Бухарестской декларации по этическим ценностям и принципам высшего образования в Европейском регионе (Бухарест, 2004) и встрече европейских министров образования в 2007 году в Лондоне подчеркивалась особая роль культуры в развитии академической мобильности как одного из основных элементов Болонского процесса, позволяющего развивать профессиональную культуру преподавателей вузов. Уважение достоинства человека и его физической и психической неприкосновенности, развитие и совершенствование знаний и личностных качеств через обучение в течение всей жизни, а также участие в общественных делах способствуют активизации деятельности преподавателя и его успешной социализации [4, 5].

Подчеркивая необходимость повышения академической мобильности преподавателей как необходимого условия развития экономического и социального прогресса, в 2012 году участники конференции в Бухаресте (Румыния) выработали направления, позволяющие расширять возможности преподавателей: расширять академическое сотрудничество, распространять инновации и знания в европейском пространстве, совершенствовать личностное и культурное развитие преподавателей.

В апреле 2012 года на VIII Конференции министров образования стран-участников Болонского процесса в связи с нарастающим европейским экономическим кризисом, повлиявшим как на развитие европейской системы высшего образо-

18

вания, так и на финансирование ряда программ, было предложено продолжать разрабатывать совместные программы, совершенствовать сотрудничество и международную открытость, повышать академическую мобильность.

Принимая во внимание влияние экономических и финансовых затруднений, возникших в системе высшего образования европейских стран из-за кризиса на академическую мобильность преподавателей вузов, на совещании было предложено развивать виртуальную мобильность преподавателей, позволяющую приобретать международный опыт, не выезжая за рубеж.

Присоединение стран, в том числе и России, к Болонскому процессу, переход российского общества в постиндустриальную эпоху, связанную со стремительно развивающимися во всем мире процессами глобализации, направленными на усиление роли людей в экономической, политической и культурной сферах, дает новый импульс модернизации систем высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для развития профессиональной культуры преподавателей вузов.

По мнению академика А.М. Новикова, основные компоненты парадигм индустриального и постиндустриального общества в настоящее время претерпевают существенные изменения. Основной ценностью человека, в том числе и преподавателя высшей школы, становится образование, рассматриваемое им как средство его самореализации в жизни, как образование в интересах общества и для развития самого общества. Целями получения образования выступает направленность личности на овладение основами человеческой культуры, приобретение общекультурных и профессиональных компетенций, обучением в течение всей жизни. При этом важным условием выступает взаимное партнерство преподавателей вузов и обучающихся, при котором педагогами создаются условия для самостоя-

Литература:

1. Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование. Левна/Лувен-ла-Нев, 28-29 апреля 2009 года. Высшее образование в России № 7, 2009. С. 158-162.

2. Новиков AM. Постиндустриальное образование. М. ; Издательство «Эгвес», 2008. 136 с.

3. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р «Концепция социальноэкономического развития РФ до 2020 года». М., 2008.

4. URL: http://bologna.ntf.ru/p36aa1.html

5. URL: http://bologna.ntf.ru/p13aa1.html

тельного учения студентов, саморазвития, самореализации своих жизненных сил, поиска путей и способов решения различных проблем, их самоконтроля и самооценки [2, с. 35].

Определяя цели и задачи воспитания и обучения студентов вузов, а также пути их достижения и ожидаемые результаты на период до 2025 года, наше государство направляет свои усилия не только на повышение образовательного и профессионально-квалификационного уровня будущих специалистов, их всестороннего развития, но и на уровень профессиональной подготовки и культуры преподавателей вузов как личностей, членов коллектива и части социума. По мнению российских исследователей, в настоящее время в нашей стране хотя и существуют определенные проблемы, оказывающие существенное влияние на развитие профессиональной культуры преподавателей вузов, но правительством страны принимаются активные меры по их преодолению: в последние годы резко снизился отток преподавательских кадров из страны, вузы получают экономическую поддержку со стороны государства, развиваются научные школы и передовые разработки. В РФ продолжают осуществляться намеченные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008) стратегические планы в области развития образования, подчеркивая особую роль вузов в построении инновационного общества и усилении позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг [3]. Однако, по-прежнему остро стоит вопрос о роли преподавателя в построении образовательного пространства высшей школы, о его ценностях, общей и педагогической культуре как основах его профессиональной культуры, характере его педагогического взаимодействия со студентами, его следовании лучшим традициям отечественной и зарубежных педагогических школ в условиях интеграции российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования.

Literature:

1. Bolonskii protsess 2020 - Evropeiskoe pros-transtvo vysshego obrazovaniya v novom desyatiletii. Kommyunike Konferentsii evropeiskih ministrov, ot-vetstvennyh za vysshee obrazovanie. Levna/Luven-la-Nev, 28-29 aprelya 2009 goda. Vysshee obrazovanie v Rossii № 7, 2009. S. 158-162.

2. Novikov A.M. Postindustrial'noe obrazovanie. M. : Izdatel'stvo «Egves», 2008. 136 s.

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17 noyabrya 2008 goda № 1662-r «Kontsepciya social'no-ehkonomicheskogo razvitiya RF do 2020 goda». M., 2008.

4. URL: http://bologna.ntf.ru/p36aa1.html

5. URL: http://bologna.ntf.ru/p13aa1.html

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.