УДК 378.12
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Т.Г. Ширина
CURRENT TRENDS OF DEVELOPMENT OF UNIVERSITY PROFESSORS' PROFESSIONAL CULTURE
T.G.Shirina
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
Рассматривая содержание профессиональной культуры преподавателя вуза в процессе международного сотрудничества, нами были выделены ключевые компетенции: поликультурная, билингвальная, проектная, маркетинговая и информационно-технологическая. Развитие профессиональной культуры преподавателя вуза и ее ключевых компетенций выступает условием для дальнейшего развития международной деятельности и повышения конкурентоспособности вуза на международном уровне, а также способствует профессиональному и личностному развитию преподавателей и улучшению качества образовательных услуг высшей школы.
Ключевые слова: глобализация, интернационализация, европейское измерение, международное измерение, профессиональная культура преподавателя вуза
Analyzing professional culture of university professors in the process of international cooperation, in this article, we define key competences: multicultural, bilingual, project, marketing, and information-technology ones. Development of professional culture and its key competences is a condition for further international activity development and increase in competitive ability of university on the international level. Also, it provides professional and personal development of university professors and improving quality of educational services in universities.
Keywords: globalization, internationalization, European dimension, international dimension, professional culture of a university professor
Возрастающая значимость международного сотрудничества и зависимости стран друг от друга в современных социально-экономических и политических условиях отражается новыми тенденциями развития высшего образования, а интернационализация деятельности университетов стала одним из важнейших приоритетов их стратегического развития. Такие понятия, как «глобализация», «интернационализация» и «европейское измерение», объединяют стремление показать единство высшего образования на глобальном уровне и усиление международной научно-образовательной и исследовательской деятельности в современной поликультурной среде. Однако при подробном изучении вышеприведенных понятий современные исследователи дают неоднозначные их трактовки и оценки.
«Глобализация — это сложный и противоречивый процесс», по мнению М.М.Акулич, которая выделяет оптимистический, пессимистический и нейтральный подходы к оценке данного процесса. «Оптимисты исходят из того, что глобализация — это неизбежный феномен, объективно обусловленный, имеющий в основном позитивную направленность и перспективы». Однако «пессимисты» обращают внимание на негативные последствия глобализации, неготовность многих государств к участию в этом процессе. По их мнению, «национальная специфика «заглушается» неодолимой силой рынка, глобализация не привязана к прошлому, к традициям страны» [1]. Мы разделяем точку зрения М. М. Акулич в том, что наступил такой момент исторического развития мировой сферы высшего образования, когда национальная обособленность вузов вступает в конфликт с последствиями и перспективами глобализации экономики: вопросы в признании университетских дипломов и специализаций, развитии международных форм оценки качества, процедурах международной аккредитации и т.д. Решение этих вопросов отражается в таких формах глобализации высшего образования, как: мобильность студентов и преподавателей, интернационализация учебных планов, международные образовательные программы и др. Таким образом, процесс глобализации нельзя определить в исключительно позитивном или в исключительно негативном влиянии на развитие высшего образования. В современных условиях вузы стремятся к нахождению баланса между сохранением собственных академических традиций и приобретением нового опыта в процессе международного сотрудничества, которое необходимо для укрепления своих позиций в мировом академическом сообществе. Только тщательно продуманная стратегия развития вуза, учитывающая актуальные мировые тенденции и использующая преимущества конкретного университета, может способ-
ствовать его дальнейшему успеху на образовательном рынке. В этом плане такая стратегия является результатом не только глобализации, но и интернационализации высшего образования. В реальной практике современного вуза эти процессы являются тесно взаимосвязанными.
В отличие от глобализации, интернационализация высшего образования не является новым явлением. Высшее образование всегда было проникнуто духом интернационализма и межнационального сотрудничества. На рубеже ХХ—XXI веков интернационализация протекает в жестких условиях глобализации мирового образовательного пространства, поэтому некоторые авторы, считая глобализацию и интернационализацию высшего образования явлениями разного порядка (явлением глобальной мировой экономики и явлением культуры) в современных условиях, рассматривают межкультурное взаимодействие современных систем образования (интернационализацию высшего образования) одним из проявлений глобализации. На наш взгляд, глобализация не является явлением лишь глобальной мировой экономики, а неизбежно распространяется на сферу культуры, образования и др.
Сегодня интернационализация выступает как «активное и эффективное межстрановое сотрудничество с целью взаимообогащения и обмена опытом в сфере образования» [2] и затрагивает фундаментальные основания высшей школы как социального института. Идея интернационализации предполагает определенный универсализм в образовании; «процесс превращения национального вуза в интернациональный, ведущий к включению международного аспекта во все компоненты комплексного управления с целью повышения качества преподавания и исследования, а также достижения требуемых компетенций» [3].
По мнению Л.А.Вербицкой, преимущества интернационализации в высшем образовании очевидны: это объединение ресурсов, в особенности, когда они так труднодоступны, как сейчас: избежание дублирования и ненужного копирования тем исследования; лучшая идентификация проектов и растущая уверенность в их целесообразности в условиях коллективного надзора. Интернационализация углубляет базу знаний институтов участников, раздвигает рамки научного поиска, обогащает учебные программы. Присутствие в вузе студентов и ученых из разных стран расширяет культурные горизонты как студентов, так и преподавательского состава своей страны. Обучение иностранных студентов влияет на развитие их стран и способствует глобальной экономической и политической стабильности [4].
Особый интерес в рассмотрении тенденций в развитии современного высшего образования, поми-
Таблица 1.
Уровни международного измерения
Содержательно- технологический уровень — включение в учебные программы модулей или модульных элементов, отражающих инновационный зарубежный опыт в области науки, техники, культуры; — внедрение в образовательный процесс различных технологий и методов, отражающих достижения современной дидактики в различных странах мира (методики смешанного и дистанционного обучения, технологии инклюзивного образования)
Структурно- содержательный уровень — внедрение в систему высшего образования принципов Болонской декларации; — создание и реализация совместных образовательных программ, в том числе и с двойным дипломом; — распространение различных форм глобального образования (транснациональное образование, франчайзинг, филиал-кампус, корпоративное соглашение и др.)
Организационно- управленческий уровень — аккумуляция финансовых, административных, материальных и кадровых ресурсов, обеспечивающих международную составляющую образовательного процесса; — установление договорных отношений с вузами партнерами; — развитие стратегического международного партнерства и других видов международного сотрудничества
мо глобализации и интернационализации, вызывает достаточно распространенный в общественно-политической и специальной литературе феномен европейское измерение. В образовательной практике понятие европейского измерения рассматривается в первую очередь во взаимосвязи с разработкой общих или соответственно интегрированных образовательных программ. Такие программы, предлагаемые университетами разных стран, должны привести к возможности получения студентами двойных или совместных степеней / дипломов [5]. Европейское измерение нацелено на выравнивание уровня образования различных стран, но не ставит перед собой задачу создания наднациональной, единой для всей Европы образовательной системы. При таком подходе исключается вмешательство в образовательную деятельность отдельных стран и вузов. Основной задачей согласованной образовательной политики становится содействие достижению высокого качества образования посредством организации сотрудничества, оказание им поддержки в их образовательной деятельности в условиях культурного и языкового разнообразия, а также содействие обмену международным научно-образовательным опытом в рамках единого Европейского пространства.
С учетом специфики развития международной деятельности вузов и участия в международных образовательных программах, как преподавателей, так и студентов всего мира, опираясь на определение «европейского измерения», считаем необходимым обозначить понятие международного измерения, которое трактуется нами как наличие ярко выраженной международной составляющей во всех компонентах образовательного процесса в вузе, приближающей его к международным стандартам и придающей ему поликультурную направленность. Международные образовательные стандарты не являются нормативным документом, а скорее, своего рода метафорой, кото-
рая отражает качественные характеристики высшего образования, соответствующие неким эталонам, признанным на международном уровне. Международные стандарты являются важным источником для организации непрерывного образования. Они ни в коей мере не заменяют национальные образовательные стандарты, которые отражают совокупность конкретных требований, предъявляемых в различных странах к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений различного типа, а отражают мировые тенденции развития образования, и, избегая конкретизации и детализации, задают вектор развития непрерывного образования [6].
Нами было выделено три уровня международного измерения: содержательно-технологический, структурно-содержательный и организационно-управленческий. (табл. 1).
Ключевую роль в реализации международной составляющей образовательного процесса играют кадровые ресурсы, целенаправленная подготовка преподавателей вуза к реализации образовательных программ, имеющих поликультурную направленность. Именно преподаватели находят контакты с зарубежными институтами, развивают международное академическое партнерство и реализуют международные образовательные программы. В связи с этим, рассматривая преподавателя в качестве «ключевой фигуры» в процессе развития международной деятельности вуза, актуальным становится содержание и специфика профессиональной культуры преподавателей вуза, способных к активному международному сотрудничеству.
Профессиональная культура включает в себя разнообразные компоненты и модели поведения людей, а также такие аспекты общей культуры личности, как грамотность, компетентность, духовность, этика, толерантность и т.д. Мы согласны с определением понятия профессиональной культуры, данным
Таблица 2
Ключевые компетенции профессиональной культуры преподавателя современного вуза
Компетенции Содержание компетенций профессиональной культуры преподавателя вуза
Поликультурная компетенция — эффективно участвовать в социальных процессах поликультурного общества; — осуществлять межкультурное взаимодействие; — учитывать поликультурный состав субъектов профессиональной деятельности
Билингвальная компетенция — использовать специальные языковые средства в деловом общении и профессионально-личностном развитии; — ориентироваться в специальной терминологии на иностранном языке; — извлекать информацию из оригинальных источников
Проектная компетенция — разрабатывать и реализовывать проекты; — находить заинтересованных людей, формировать систему целей, сроков, финансирования; — осуществлять интеграцию и планирование проектной деятельности, — прогнозировать ожидаемые результаты проекта; — управлять качеством, рисками проекта, выявлять и анализировать проблемы
Маркетинговая компетенция — выполнять деятельность по разработке и реализации стратегии развития вуза в условиях рыночной экономики; — решать маркетинговые задачи по взаимодействию с ключевыми партнерами; — использовать возможности внешней и внутренней среды для разработки новых образовательных программ и проектов на основе анализа спроса и анализа конкурентов, оценки степени удовлетворенности потребителей; — взаимодействовать с представителями социальной и образовательной сферы, представлять свое учреждение на федеральном и международном уровне
Информационно- технологическая компетенция — применять новейшие информационные технологии в своей профессиональной деятельности; — использовать, пополнять и передавать информационные ресурсы; — дополнять или заменять непосредственные контакты и поездки в вуз другой страны виртуальной мобильностью
В. М. Гребенниковой, которая рассматривает ее как «средневзвешенный показатель, коррелирующий с определенным уровнем компетентности и отражающий степень освоенных компетенций» [7]. Необходимо отметить, что интеллектуальной основой для достижения высоких результатов профессиональной деятельности выступает профессиональная компетентность, сформированная в процессе образования, а культура развивается непосредственно в результате практического опыта специалиста. Таким образом, мы делаем вывод, что профессиональная культура преподавателя вуза является более широким понятием, включающим в себя, помимо профессиональной компетентности, совокупность духовных ценностей, традиций, целей, идеалов, норм и обрядов, характерных в данной профессиональной области.
В контексте рассмотрения современных тенденций представляется важным выделить международную составляющую ведущих компонентов профессиональной культуры преподавателя вуза. Так, например, нами были выделены пять ключевых компетенций, в большей степени проявляющихся в активной международной деятельности преподавателей: поликультурная, билин-
гвальная, проектная, маркетинговая и информационно-технологическая. (табл. 2).
Таким образом, рассмотрев «глобализацию», «интернационализацию», «европейское измерение» и «международное измерение» в качестве основных тенденций развития современного высшего образования, можно сделать вывод, что профессиональная культура преподавателя вуза включает в себя не только ряд компетенций, но и совокупность духовных ценностей, традиций, целей, идеалов и норм как важных составляющих для успешного поликультурного взаимодействия. Следовательно, развитие данных компетенций и профессиональной культуры выступает условием для эффективного международного сотрудничества и реализации международных образовательных программ, что способствует повышению конкурентоспособности как преподавательского состава, так и вуза в целом.
1. Акулич М.М. Образование в условиях глобализации // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 5 (38). С 50-58.
2. Горбунова Е.М., Ларионова М.В. Интернационализация высшего образования в странах ОЭСР // Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР / Отв. ред. М.В.Ларионова. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. 152 с.
3. Елкина А.С. Интернационализация образовательных услуг вуза в современных условиях // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2009. № 1. С. 192-198.
4. Вербицкая Л. А. Глобализация и интернационализация в образовании и важность изучения иностранных языков // Мир русского слова. 2001. № 2. С. 15-18.
5. Гусев А. А. Европейское измерение в образовании стран ЕС. [Электр. ресурс]. URL: http://viperson.ru/prnt.php?prnt=1&ID=543462 (дата обращения: 04.03.2015).
6. Концепции и стратегии непрерывного образования в международном контексте: Сборник материалов междунар. форума / Под. общ. ред. С.В.Жолована, сост. Н.В.Богатенкова. СПб.: СПб АППО, 2012. 309 с.
7. Гребенникова В.М. Деонтологический подход к развитию профессионально-коммуникативной культуры менеджеров образования. М.: Ритм, 2012. 197 с.
References
1. Akulich M.M. Obrazovanie v usloviiakh globalizatsii [Education in conditions of globalization]. Universitetskoe uprav-lenie: praktika i analiz — University Management: Practice and Analysis, 2005, no. 5 (38), pp. 50-58.
2. Gorbunova E.M., Larionova M.V., ed. Internatsionalizatsiia vysshego obrazovaniia v stranakh OESR [Internationalization
of higher education in the countries of OECD]. Aktual'nye voprosy razvitiia obrazovaniia v stranakh OESR [Topical issues of development of education in the countries of OECD]. Moscow, HSE Publ., 2005. 152 p.
3. Elkina A.S. Internatsionalizatsiia obrazovatel'nykh uslug vuza v sovremennykh usloviiakh [Internationalization of higher education services in current conditions]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 3: Ekonomika. Ekologiia — Science Journal of VolSU. Global Economic System, 2009, no. 1, pp. 192-198.
4. Verbitskaia L.A. Globalizatsiia i internatsionalizatsiia v obra-zovanii i vazhnost' izucheniia inostrannykh iazykov [Globalization and internationalization in education and importance of learning foreign languages]. Mir russkogo slova — The World of Russian Word, 2001, no. 2, pp. 15-18.
5. Gusev A.A. Evropeiskoe izmerenie v obrazovanii stran ES [The European Dimension in formation of EU countries]. Available at: http://viperson.ru/prnt.php?prnt=1&ID=543462 (accessed 04.03.2015).
6. Zholovan S.V., Bogatenkova N.V., eds. Kontseptsii i strategii nepreryvnogo obrazovaniia v mezhdunarodnom kontekste: sbornik materialov mezhdunarodnogo foruma [Concepts and strategy of continuous education in an international context: collection of materials of the international forum]. Saint-Petersburg, SPb APPE Publ., 2012. 309 p.
7. Grebennikova V.M. Deontologicheskii podkhod k razvitiiu professional'no-kommunikativnoi kul'tury menedzherov obrazovaniia [Deontological approach to development of professional and communicative culture of education managers]. Moscow, "Ritm" Publ., 2012. 197 p.