УДК 378.1:371
ОЧИРОВ Гомбожап Дугарнимаевич, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ, Россия [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Статья является результатом теоретико-практического исследования роли педагогической практики в формировании основ профессиональной компетенции студентов в системе высшего профессионального образования. Современное высшее профессиональное образование выдвигает задачи по формированию широкого спектра профессиональных компетенций выпускников, и вузы страны заинтересованы готовить конкурентоспособных специалистов, востребованных на современном рынке труда. Выпускники вузов - будущие специалисты в своей области - за время учебы должны приобрести не только знания, умения и навыки, необходимые для успешной самореализации в профессиональной сфере, но и развить, воспитать в себе новые профессионально значимые качества. Для достижения этой цели используется весь комплекс педагогических средств, в том числе педагогическая практика, в процессе которой обучающимся присваиваются качества, соответствующие квалификационным требованиям. Организация такой системы профессиональной подготовки будущих педагогов, будет способствовать формированию профессиональной компетенции. В процессе педагогической практики это придает особую актуальность созданию необходимых условий для формирования профессиональной компетенции у студентов педагогических вузов, совершения ими осознанного выбора профессии в соответствии с собственными способностями, достигнутым уровнем подготовки и личностной мотивацией. Все это свидетельствует об актуальности вопроса формирования основ профессиональной компетенции в современной высшей школе.
Ключевые слова: студент, профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, учитель начальных классов, педагогическая практика, виды, организация, общая цель, система
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-205-208
OCHIROV Gombozhap D., Buryat State University, Ulan-Ude, Russia [email protected]
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHERS OF INITIAL CLASSES BY STUDENT TEACHING MEANS
Article grows out of theoretic-practical research of a role of student teaching in formation of bases of the professional competence of students in system of the higher vocational training. Modern higher vocational training puts forward problems on formation of a wide spectrum professional компетенций graduates, and country high schools are interested to prepare the competitive experts claimed on a modern labour market. Graduates of high schools - the future experts in the area - during study should get not only knowledge, the skills necessary for successful self-realisation in professional sphere, but also to develop, bring up in themselves new professionally significant qualities. For achievement of this purpose all complex of pedagogical means, including student teaching in which process by the trained the qualities corresponding to qualifying requirements are appropriated is used. The organisation of such system of vocational training of the future teachers, will promote formation of the professional competence. In the course of student teaching it gives a special urgency to creation of necessary conditions for formation of the professional competence at students of pedagogical high schools, fulfilment of the realised choice of a trade by them according to own abilities, the reached level of preparation and personal motivation. All it testifies to an urgency of a question of formation of bases of the professional competence of the modern higher school.
Keywords: the student, the professional competence, professional competence, professional work, the teacher of initial classes, student teaching, kinds, the organisation, an overall aim, system
В современных условиях стал актуальным вопрос повышения уровня профессиональной компетентности будущего учителя, который непринужденно и деятельно мыслит, моделирует воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно придумывает и реализовывает новые идеи и технологии обучения и воспитания. Во-первых, профессионально компетентный учитель оказывает позитивное влияние на формирование творческих способностей обучающихся в процессе учебно-воспитательной работы; во-вторых, добивается лучших результатов в своей профессиональной деятельности; в-третьих, умеет реализовать собственные профессиональные возможности. Условия образовательной среды стали новыми, изменяется содержание образования, формы и методы обучения, к качеству знаний возрастает требование, усложняется структура урока - все это требует повышения профессиональной компетентности и формирования готовности будущего учителя к выполнению профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность педагога - сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств. Для приобретения компетенций обучающийся должен стать субъектом данной осознанной деятельности. «Компетенция не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. Она одновременно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности» [1, с. 83]. Быть компетентным означает: умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.
Таким образом, широкий круг исследований, посвященных изучению профессиональной компетентности, особенностей ее развития позволяет утверждать, что данная проблема явля-
ется значимой для современной педагогической науки и практики, представляет интерес для исследователей.
Для формирования определенных компетенций необходимы соответствующие условия, в которых они проявляются. Компетенция развивается, обогащается, расширяется или укрепляется, отталкиваясь от начального уровня. При этом педагогический профессионализм связан с высоким уровнем самореализации индивидуальных особенностей, с индивидуальным почерком, индивидуальным стилем деятельности.
Специфической особенностью работы учителя начальных классов является многопред-метность. В отличие от учителей-однопредметников он должен владеть методикой преподавания русского языка, литературного чтения, математики, изобразительного искусства, музыки, технологии, окружающего мира и других образовательных дисциплин. Все это требует более пристального внимания к практической подготовке учителя начальных классов, формированию его индивидуальных творческих возможностей, которые позволили бы ему в дальнейшем успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность с младшими школьниками в современных образовательных учреждениях различного типа.
В профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов педагогическая практика занимает особое место. Она является связующим звеном между теоретической и практической подготовкой будущих специалистов, важнейшим условием повышения качества их обучения, так как практика проводится в условиях, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности, в ходе которой успешно интенсифицируется процесс формирования профессиональной компетенции. Также педагогическая практика является важным звеном системы «педагогический вуз - школа», обладает большими возможностями для органического их взаимодействия в совершенствовании профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, с одной стороны, и повышения качества учебно-воспитательной деятельности в самой школе, с другой стороны.
Система педагогической практики в начальной школе убедительно показала свою целенаправленность, обеспечивая довольно высокий уровень профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов. В структуре этой системы выделяются разные виды педагогических практик, которые решают свои конкретные цели и задачи и определены государственными стандартами высшего профессионального образования Российской Федерации для специальности «Педагогика и методика начального образования», а именно:
- первые дни ребенка в школе;
- организация внеклассной воспитательной работы;
- учебно-педагогическая практика;
- производственная практика.
Данные виды педагогической практики имеют свои особенности по форме и содержанию и проводятся в соответствии с соблюдением основных принципов ее организации: связь практики с жизнью, соответствие содержания и организации требованиям, предъявляемым к современной школе и современному учителю; систематичность, непрерывность, усложнение ее содержания и методов организации от курса к курсу; связь с теоретическими курсами; комплексный характер, предусматривающий единство учебной и внеклассной воспитательной работы студентов в школе, которые обеспечивают последовательность содержания практики, смену и усложнение видов деятельности студентов, направленных на постепенную выработку у них в начале простейших педагогических приемов и действий, которые в последующем усложняются и объединяются (интегрируются) в более сложные педагогические умения и навыки. Так, начиная с младших курсов предусматривается формирование таких педагогических качеств, как умения наблюдать и анализировать поведение и деятельность младших школьников, осуществлять диагностику их воспитанности, учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности развития младших школьников, умения планировать и осуществлять учебно-воспитательную работу, которые в конечном итоге формируют обобщенную педагогическую способность - умение осуществлять учебно-воспитательную работу с младшими школьниками.
Общая цель педагогической практики - применение студентами теоретических знаний на практике, формирование основных представлений о конкретных видах преподавательской работы в системе образования, развитие профессиональных умений и навыков, овладение основными компетенциями, составляющими суть профессиональной компетентности будущего учителя.
Особенностью всех видов педагогической практики является то, что студенты вводятся в
круг реальных проблем профессионального труда учителя-воспитателя, знакомятся с реальным содержанием и объемом его работы. Таким образом, каждый студент включается во все основные виды деятельности учителя школы. Он проводит, во-первых, учебно-воспитательную работу с учащимися по всем направлениям: в качестве классного руководителя изучает психолого-педагогические особенности учащихся и коллектива, организовывает различные виды деятельности с коллективом учащихся, работает с родителями, педагогами данного класса; в качестве учителя проводит уроки, внеурочную работу по предметам и интересам; а также занимается методической и исследовательской работой. Практическая деятельность студента в период практики по характеру ее содержания и методике организации соответствует деятельности современного учителя, учителя-профессионала.
Таким образом, при определении содержания вышеназванных видов педагогической практики в педагогическом институте за основу было взято положение о единстве теоретической и практической подготовки будущих учителей начальных классов. Овладение психолого-педагогическими знаниями осуществляется на протяжении всего периода обучения в вузе. На практических и лабораторных занятиях по педагогике и частным методикам при использовании активных методов обучения (анализа конкретных педагогических ситуаций, решения педагогических задач, проведения деловых игр и т.д.) происходит формирование у студентов профессиональных компетенций.
Итак, по каждому виду педагогической практики определены профессиональные компетенции, которыми должны овладеть студенты в процессе подготовки к практике и в ходе ее прохождения. Предлагаемые задания по педагогической практике не только отражают содержание теоретической подготовки будущих учителей начальных классов, но и направлены на ее углубление и расширение, формирование и совершенствование профессиональной компетенции.
В заключение можно отметить, что при целенаправленной организации педпрактики у студентов появляется возможность постоянно общаться с младшими школьниками и проводить за ними наблюдения, познакомиться с организацией и проведением учебно-воспитательной деятельности в различных образовательных организациях (адаптироваться к режиму работы современного учителя начальных классов), наблюдать и анализировать деятельность учителя; самостоятельно подготавливать и проводить уроки, внеурочную и воспитательную работу. Такая система организации и проведения педагогической практики студентов позволяет им познакомиться с научно-методической лабораторией учителя начальных классов и овладеть опытом профессионально-педагогической деятельности. Описанная система педпрактики в педагогическом институте формирует профессиональную компетентность будущих учителей начальных классов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции : сб. науч. тр. Вып. 4 / Федер. агентство по образованию; Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; Рос. акад. образования, Ур. отд-ние , 2006. - 571 с.
2. Жуйкова Т.П. Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа средствами педагогической практики / Т.П. Жуйкова // Молодой ученый. - 2013. - № 9. - С. 365-368.
3. Шилова М.И., Белых И.Л. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза // Вестн. Томского гос. пед. унта. 2010. - Вып. 4. - С. 39-45.
REFERENCES
1. Professionalnaia pedagógica: categorii, poniatia, definicii. [Professional pédagogies: catégories, concepts, définitions]: sb. nauch. tr. Vip. 4 / Feder. Agency by training; Dews. гос. The prof.-ped. Un y; Dews. акад. Formations, Ur. otd-nie, 2006. 571 p.
2. Zhujkova T.P. Formirovanie professionalnoi napravlennosti u studentov pedagogicheskogo colledga sredstvami peda-gogicheskoi praktiki. [Formation of a professional orientation at students of teacher training college student teaching means]. The Young scientist. 2013. №9. Pp. 365-368.
3. Shilova M. I, White I.L. Formirovanie conkurentosposobnosti vipusknika vuza. [Formirovanie of competitiveness of the graduate of high school]. Vestn. Tomsk State Ped. University. 2010. - Vyp. 4. Pp. 39-45.
Информация об авторе
Очиров Гомбожап Дугарнимаевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики начального и дошкольного образования, Бурятский государственный университет,
Information about the author
Ochirov Gombozhap D., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Primary and Pre-School Education Pedagogy, Buryat State University,
г. Улан-Удэ, Россия, [email protected]
Получена: 28.01.2016
Для цитирования статьи: Очиров Г.Д. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов средствами педагогической практики. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 1. Часть 2. с. 205-208. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-205-208
Ulan-Ude, Russia, [email protected]
Received: 28.01.2016
For article citation: Ochirov G.D. Formation of professional competence of the future teachers of initial classes by student teaching means. [Formirovanie professional'noy kompetentnosti budushchikh uchiteley nachal'nykh klassov sredstvami pedagogicheskoy praktiki]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Tom 8. № 1. Vol. 2. Pp. 205-208. doi: 10.17748/2075-9908-2016-8-1/2-205-208